какой орган изображен на рисунке гортань
Строение органов дыхания.
138. Рассмотрите рисунок. Напишите названия органов дыхания, обозначенных цифрами.
139. Что происходит с воздухом в носовой полости?
Воздух в носовой полости очищается, увлажняется и согревается.
140. Заполните таблицу.
141. Определите, какой орган изображён на рисунке. Каковы его функции?
На рисунке изображена гортань. Основные функции гортани:
1) Расширяясь или сужаясь, гортань регулирует количество воздуха, поступающего в нижние дыхательные пути.
2) С помощью надгортанника предотвращает попадание пищи в дыхательные пути.
3) Основная функция – голосообразующая.
142. Каково строение лёгких? Как особенности строения лёгких связаны с выполняемыми ими функциями?
Лёгкие расположены в грудной полости, почти полностью занимая её. Каждое лёгкое снаружи покрыто тонкой оболочкой – плеврой. Один листок покрывает лёгкое, другой выстилает грудную полость, образуя замкнутое вместилище для лёгкого. Между этими листами находится щелевидная полость с жидкостью, уменьшающая трение лёгких.
143. Объясните, почему число долей в правом и левом лёгком человека неодинаково.
В левом лёгком две доли, в правом – три. Это объясняется тем, что около левого лёгкого находится сердце, занимающее некоторое место. А рядом с правым лёгким нет никаких органов, мешающих ему развиваться.
Задания части 2 ЕГЭ по теме «Дыхательная система»
1. Каким образом происходит газообмен в легких и тканях у млекопитающих? Чем обусловлен этот процесс?
1) в основе газообмена лежит диффузия, которая обусловлена разницей концентрации газов (парциального давления) в воздухе альвеол и в крови;
2) кислород из области высокого давления в альвеолярном воздухе поступает в кровь, а углекислый газ из области высокого давления в крови поступает в альвеолы;
3) в тканях кислород из области высокого давления в капиллярах поступает в межклеточное вещество и далее в клетки органов; углекислый газ из области высокого давления в межклеточном веществе поступает в кровь
2. Почему человек, находясь под водой, не может длительно задержать дыхание, а выныривая, возобновляет дыхание с большей частотой? Ответ поясните.
1. Когда человек задерживает дыхание под водой, у него в крови накапливается углекислый газ, который возбуждает дыхательный центр. При сильном возбуждении дыхательного центра дыхание начинается непроизвольно.
2. После того, как человек вынырнул, он дышит чаще, поскольку высокая концентрация углекислого газа в крови возбуждает дыхательный центр. Высокая частота дыхания обеспечивает быстрое освобождение крови от избытка углекислого газа.
3. Где расположены нервные центры, регулирующие произвольные и непроизвольные дыхательные движения? Какова роль адреналина в лёгочной вентиляции?
1. Нервный центр, регулирующий непроизвольные дыхательные движения, находится в продолговатом мозге.
2. Нервный центр, регулирующий произвольные дыхательные движения, находится в коре больших полушарий (в задней части лобной доли).
3. Адреналин увеличивает просвет бронхов, тем самым усиливает легочную вентиляцию (увеличивает поступление кислорода).
4. Найдите три ошибки в приведённом тексте. Укажите номера предложений, в которых сделаны ошибки, исправьте их. (1) Дыхательная система человека состоит из дыхательных путей и лёгких. (2) Стенки дыхательных путей не спадаются, поэтому воздух в них свободно движется. (3) Дыхательные пути начинаются с полости носа и заканчиваются трахеей. (4) В лёгких находится большое количество лёгочных пузырьков. (5) Через многослойные стенки лёгочных пузырьков (альвеол) осуществляется газообмен. (6) Дыхательный центр расположен в промежуточном мозге. (7) Дыхательный центр координирует мышечные сокращения при осуществлении вдоха и выдоха.
5. Лекарственный препарат выпускается в виде капель, обладает местным сосудосуживающим действием, снимающим отек слизистого мерцательного эпителия. Определите, при каком заболевании назначают этот препарат. Какой эффект он оказывает на слизистый эпителий?
1) препарат назначают при насморке;
2) препарат уменьшает выделение секрета слизистым эпителием носа.
6. Медицинский препарат проникает в клетки мерцательного эпителия и препятствует соединению липопротеидной оболочки вируса с мембраной клеток. Объясните, какому процессу в жизненном цикле вируса препятствует этот препарат. Для каких целей его рекомендуют использовать?
1) препарат препятствует проникновению вируса в клетку;
2) препарат назначают для профилактики (при лечении) вирусной инфекции дыхательных путей (органов, имеющих мерцательный эпителий)
7. Почему при остановке дыхания человеку нагнетают в легкие не чистый кислород, а смесь кислорода с углекислым газом?
1) остановка дыхания связана с торможением, возникающем в дыхательном центре продолговатого мозга;
2) дыхательный центр имеет большое количество нервных связей с рецепторами, которые расположены в крупных кровеносных сосудах;
3) эти рецепторы раздражаются только в случае повышения концентрации углекислого газа в крови;
4) следовательно, чтобы запустить дыхание, необходимо, чтобы в кровь поступало достаточное количество углекислого газа
8. Какую роль играют диафрагма и мышцы грудной клетки в процессе дыхания человека? Как осуществляется нервная и гуморальная регуляция дыхания?
1) При сокращении диафрагмы она становится плоской, опускается, объем грудной клетки увеличивается, происходит вдох. При расслаблении диафрагмы органы брюшной полости толкают ее вверх, объем грудной клетки уменьшается, происходит выдох.
2) При сокращении межреберных мышц грудная клетка поднимается, происходит вдох. При расслаблении межреберных мышц грудная клетка опускается, происходит выдох.
3) Нервная регуляция дыхания: защитные рефлексы (кашель, чихание), произвольная регуляция (при разговоре, пении).
4) Гуморальная регуляция: при увеличении содержания углекислого газа в крови возбуждается дыхательный центр в продолговатом мозге, происходит вдох.
9. Найдите три ошибки в приведенном тексте «Регуляция дыхания у человека». Укажите номера предложений, в которых сделаны ошибки, исправьте их. (1) Дыхательные движения у человека контролируются нервной и гуморальной регуляцией. (2) Дыхательный центр находится в промежуточном мозге человека. (3) Дыхательный центр включает в себя центры вдоха и выдоха. (4) Объем грудной клетки при вдохе увеличивается, давление в ней становится меньше атмосферного. (5) Главным гуморальным фактором, регулирующим дыхание, является концентрация кислорода в крови. (6) Частота дыхания усиливается под действием парасимпатической нервной системы. (7) Условно-рефлекторная регуляция дыхания обеспечивается деятельностью коры больших полушарий.
2 – дыхательный центр находится в продолговатом мозге;
5 – гуморальным фактором, регулирующим дыхание, является концентрация углекислого газа в крови;
6 – частота дыхания усиливается под действием симпатической нервной системы (снижается под действием парасимпатической нервной системы)
10. Объясните вредное влияние угарного газа и никотина, входящих в состав табачного дыма, на развитие плода человека.
1) угарный газ образует с гемоглобином эритроцитов стойкое соединение, что снижает содержание кислорода в крови матери и ухудшает снабжение плода кислородом;
2) никотин приводит к сужению просвета сосудов (у матери и у плода), ухудшая снабжение плода кровью
11. Найдите три ошибки в приведенном тексте «Органы дыхания человека». Укажите номера предложений, в которых сделаны ошибки, исправьте их. (1) Дыхательная система человека состоит из воздухоносных путей и легких. (2) Стенки трахей и бронхов образованы хрящевыми кольцами, которые не дают им спадаться. (3) Изнутри трахея и бронхи выстланы плотной соединительной тканью, защищающей от пыли и микробов, увлажняющей воздух. (4) В нижней части трахея делится на два крупных бронха, входящих в правое и левое легкое. (5) Мелкие бронхи – бронхиолы заканчиваются легочными пузырьками (альвеолами). (6) Снаружи каждое легкое покрыто легочной плеврой, которая осуществляет функцию газообмена. (7) Легкие расположены в грудной клетке, которая надежно защищает эти органы от повреждений.
2 – стенки трахеи образованы хрящевыми полукольцами;
3 – изнутри трахея и бронхи выстланы ресничным (мерцательным) эпителием;
6 – легочная плевра защищает легкое (газообмен осуществляется в альвеолах)
12. Найдите три ошибки в приведённом тексте «Дыхательная система человека». Укажите номера предложений, в которых сделаны ошибки, исправьте их. (1) Гортань – это орган дыхательной системы, образованный несколькими хрящами, самый крупный из которых щитовидный. (2) У человека в гортани находятся голосовые связки, на выдохе формируются звуки. (3) При проглатывании пищи надгортанник закрывает вход в глотку. (4) При раздражении рецепторов гортани возникает защитный рефлекс – кашель. (5) Кашель происходит при усиленном вдохе человека. (6) Гортань непосредственно переходит в два крупных бронха. (7) Слизистая оболочка, выстилающая гортань и другие органы воздухоносных путей, обеспечивает увлажнение и очищение воздуха, поступившего из внешней среды.
13. Какой орган изображен на рисунке? Какое строение он имеет? Какие функции он выполняет?
1) На рисунке изображена гортань.
2) Гортань – полый орган, состоящий из хрящей и связок.
3) Щитовидный хрящ защищает гортань спереди от механических воздействий. Надгортанный хрящ препятствует попаданию пищи в дыхательную систему.
4) В средней части гортани находятся голосовые связки, участвующие в образовании звуков речи.
5) Из носоглотки через гортань воздух попадает в трахею.
14. Слишком быстрый подъем водолазов с большой глубины приводит к кессонной болезни. Что является причиной этого заболевания?
1) На глубине при высоком давлении в крови растворяется больше газов, чем при нормальном атмосферном давлении.
2) При быстром подъеме с глубины давление резко падает, и газы не успевают выделяться через дыхательную систему.
3) В крови образуются пузырьки газа, которые закупоривают кровеносные сосуды, препятствуя кровоснабжению органов и тканей. Это часто приводит к смерти водолазов.
15. В чем проявляется взаимосвязь строения и функций гортани человека? Ответ поясните.
1) гортань – полый орган, образованный хрящами и мышцами, обеспечивает проведение воздуха из носоглотки в трахею;
2) надгортанник – хрящ, который закрывает вход в дыхательные пути при глотании;
3) между хрящами имеется голосовая щель с голосовыми связками, которые участвуют в голосообразовании
16. Рассмотрите модель, которую впервые предложил голландский физиолог Дондерс. Какой процесс в организме млекопитающего демонстрировал ученый с помощью этого устройства? Какое физическое явление лежит в основе работы этой модели? Функцию каких мышц выполняет резиновая мембрана, обозначенная цифрой 1? Что произойдет с объемом мешков, находящихся внутри модели, если экспериментатор отпустит эту мембрану (рис. 2)? Ответ аргументируйте.
1) процесс дыхания (процессы вдоха и выдоха);
2) в основе работы этой модели лежит изменение давления;
3) межреберные мышцы и диафрагма (должны быть указаны обе);
4) при отпускании мембраны объем мешков внутри модели уменьшится;
5) потому что давление внутри модели (между мешками и стенкой модели) увеличится
Какой орган изображен на рисунке гортань
Ниже представлены ученические решения экзаменационных заданий. Оцените каждое из них в соответствии с критериями проверки заданий ЕГЭ. После нажатия кнопки «Проверить» вы узнаете правильный балл за каждое из решений. В конце будут подведены итоги.
Какой видоизмененный побег представлен на рисунке? Назовите элементы строения, обозначенные на рисунке цифрами 1, 2, 3, и функции, которые они выполняют.
1 — сочный чешуевидный лист, в котором запасаются питательные вещества и вода
2 — придаточные корни, обеспечивающие поглощение воды и минеральных веществ
3 — почка, обеспечивает рост побега
Дублирует задание 11342.
Критерии оценивания ответа на задание С2 | Баллы |
---|---|
Ответ включает все названные выше элементы, не содержит биологических ошибок | 3 |
Ответ включает 2 из названных выше элементов и не содержит биологических ошибок, ИЛИ ответ включает 3 названных выше элемента, но содержит негрубые биологические ошибки | 2 |
Ответ включает 1 из названных выше элементов и не содержит биологических ошибок, ИЛИ ответ включает 2 из названных выше элементов, но содержит негрубые биологические ошибки | 1 |
Ответ неправильный | 0 |
Максимальное количество баллов | 3 |
На рисунке представлен видоизмененный побег: 1,3 – лист, 2 – корневище. Корневище берет из почвы органические вещества и воду. А лист выполняет функцию запаса минеральных и питательных веществ
Выставленные экспертами баллы: 1/0; оценка выпускника – 1.
Выпускник не назвал видоизмененный побег, неверно определил почку, назвал придаточные корни корневищем. Кроме того, допустил ошибки при описании функций листа и корня. За допущенные грубые ошибки он должен был получить 0 баллов. Оценка одним экспертом завышена, ученик получил 1 балл.
Оцените это решение в баллах:
Какой орган человека обозначен на рисунке цифрой 4? Какое строение он имеет? Объясните выполняемые им функции, исходя из его строения.
2) Состоит из хрящевых полуколец, которые соединяются сзади со стороны пищевода соединительно-тканной перегородкой.
3) Функция трахеи: проведение воздуха
Под цифрой 4 изображена трахея дыхательной системы. Трахея отходит от гортани и разветвляется на два бронха, которые ветвятся и впадают в лёгкие. Трахея трубчатый орган. В стенках органа расположены хрящевые кольца. По трахее проходит воздух при вдохе и выдохе, он проходит к лёгким. Это проводящий орган.
Выставленные экспертами баллы: 1/1; оценка выпускника — 1.
В ответе выпускника присутствуют три элемента ответа. Первый элемент соответствует эталону. Второй и третий элементы раскрыты не полностью. В стенках трахеи имеются хрящевые полукольца, а не кольца. Не раскрыта важная особенность трахеи — прилегание к пищеводу мягкой стенкой. А, в связи с этим, не объяснена функция трахея, заключающаяся в защите пищевода от механических повреждений.
Следуя критериям, оба эксперта выставили выпускнику по 1 баллу.
Оцените это решение в баллах:
На рисунке изображена трахея, которая имеет особое строение. На рисунке не показано, что трахея граничит с пищеводом, по которому проходит пища. Комки пережёванной пищи различны по размерам, они давят на мягкие стенки пищевода и трахеи. Прилегающие стенки трахеи тоже мягкие, они образованы соединительной оболочкой. По трахее проходит воздух, он проникает в бронхи и альвеолы лёгкого. Трахею относят к органам воздухоносных путей.
Выставленные экспертами баллы: 1/2; оценка выпускника — 2.
Ответ неполный. Не полностью раскрыты такие элементы ответа как: 2 и 3. Учащийся не указал важный признак трахеи – наличие хрящевых полуколец, несмотря на то, что написал в ответе о соприкосновении трахеи и пищевода, и прохождении пищевых комков пищи. В ответе не раскрыта причинно-следственная связь между строением органа и выполняемой им функцией.
За неполный ответ один эксперт выставил 1 балл, второй – 2 балла. Оценка выпускника за ответ 2 балла. Ответ заслуживает оценки 1 балл.
Оцените это решение в баллах:
На рисунке изображён стрелолист с листьями разных форм (1, 2, 3). Какая форма изменчивости характерна для разнообразия этих листьев? Объясните причину их появления. Какую форму листьев будет иметь стрелолист, выросший на отмели?
1) разнообразие форм листьев у одного растения — это модификационная изменчивость;
2) листья растения развивались в разных средах и условиях жизни, поэтому у него сформировались листья разных форм;
3) стрелолист на отмели будет иметь стреловидные листья.
Следует знать, что у организмов имеется модификационная изменчивость, то есть ненаследственная. Она не передаётся по наследству, но зависит от факторов среды. Когда тот или иной фактор прекращает действовать, то изменений не наблюдаются. При хорошем сбалансированном кормлении скота животные хорошо выглядят и набирают вес. Если рацион ухудшится, то коровы будут худеть. Модификационная изменчивость наблюдается и у растений. Приведён классический пример растения с такой формой изменчивости. 1 — листья в наземно-воздушной среде, 2 — на поверхности воды округлые, 3 — в воде листья в виде длинных узких полосок. На отмели листья будут, как и на воздухе.
Выставленные экспертами баллы: 3/2; оценка выпускника — 3.
В ответе выпускника имеются все три элемента ответа, они соответствуют эталону. Приведены дополнительные рассуждения о ненаследственной изменчивости у животных, которые не содержат биологических ошибок. Первый эксперт выставил максимальный балл. Второй эксперт оценку занизил. Выпускник получил за ответ 3 балла.
Оцените это решение в баллах:
У стрелолиста в зависимости от условий листья разные: в воде, на воздухе, на воде. Изменчивость — модификационная.
Выставленные экспертами баллы: 2/2; оценка выпускника — 2.
Выпускнику в соответствии с эталоном и критериями оба эксперта выставили по 2 балла, несмотря на немногословность ответа. Ответ неполный нет третьего элемента ответа.
Как показал анализ ответов на это задание, некоторые выпускники не дали ответ на вопрос задания: «Какую форму листьев будет иметь стрелолист, выросший на отмели?». Затруднения связаны не с биологическими знаниями, а со знанием русского языка, точнее, с его не знанием. Некоторые выпускники не знают, что такое «отмель». Так русский язык неожиданно повлиял на выставление баллов по биологии.
Тест по теме Воздухоносные пути
1) бронхиола
2) гортань
3) носоглотка
4) голосовые связки
5) бронх
6) трахея
А) железистые клетки носовой полости
Б) трахея из хрящевых полуколец
В) капилляры и альвеолы легких
Г) ресничный эпителий носовой полости
Д) бронхи из хрящевых колец
Е) хрящевой надгортанник в гортани
1) проведение воздуха
2) защита
3) газообмен
Верный ответ: 213212
1) трахея
2) носовая полость
3) гортань
4) носоглотка
5) бронхи
Верный ответ: 24315
А) обеспечивается согревание или охлаждение воздуха
Б) имеет форму пузырька
В) клетки содержат многочисленные волоски
Г) образована одним слоем клеток
Д) осуществляется газообмен
СТРУКТУРЫ СИСТЕМЫ ДЫХАНИЯ
1) носовая полость
2) альвеола лёгких
Верный ответ: 12122
1) Полость носа должна быть увлажненной, так как обонятельные клетки (рецепторы) раздражают только те вещества, которые растворились в слизи, покрывающей эпителий носовой полости
2) Избыточное, обильное выделение слизи затрудняет доступ химическим веществам к обонятельным рецепторам (например при насморке обонятельная функция носа страдает: снижается способность распознавать запахи)
Рабочая тетрадь для сдачи «карта человеческого тела»
ММ «Перелески орта мектебі»
ГУ «Перелескинская средняя школа»
Рабочая тетрадь
«Карта человеческого тела»
Ельдесова Айжан Токтарбаевна – учитель биологии и химии
Перелескинской средней школы,
Пособие предназначено для учителей биологии, студентов биологических факультетов высших учебных заведений и колледжей и учащихся общеобразовательных школ.
Если основные знания ты получаешь из учебника справочного пособия и дополнительных источников, то рабочая тетрадь поможет тебе лучше усвоить изучаемый материал. Её можно использовать как при изучении нового материала, так и при выполнении домашнего задания, для закреплении и проверки знаний.
Тетрадь содержит очень много иллюстративного, наглядного материала, заданий для самоконтроля, которые организуют твою учебную деятельность и научат тебя работать самостоятельно.
Желаем тебе больших успехов!
Тема: Организм человека и его строение………………….5
Тема: Железы внутренней и внешней секреции ………….9
Тема: Нервная система ……………………………………..10
4. Тема: Сенсорная система ………………………………….12
5. Тема: Скелет и мышцы …………………………………….14
6. Тема: Кровь и кровообращение ……………………………16
7. Тема: Внутренняя среда организма………………………. 19
8. Тема: Пищеварительная система………………………. 21
9. Тема: Обмен веществ……………………………………….22
10. Тема: Выделительная система. Кожа. …………………….23
11. Тема: Репродуктивная система ……………………………24
Тема: Организм человека и его строение
1. Перечислите, руководствуясь знаниями, полученными при изучении млекопитающих, системы органов человека. Укажите их основные функции.
2. Назовите указанные органы.
1________________
3 4 6________________
5 6 7________________
3. Терминологический диктант.
1. Сравните растительную и животную клетки.
9 10
1 11 12 13 1. ________________
2 3. ________________
3 5. ________________
4 8. ________________
5 10. ________________
6 12. ________________
7 13. ________________
14 14. ________________
Химический состав клетки
2. Уложить в схему следующие термины:
Белки: антитела, ферменты, гемоглобин, строение мембран.
Углеводы: дисахариды, полисахариды, глюкоза, сахароза, рибоза, простые, сложные, моносахариды, крахмал.
Липиды: витамины А и Д, состав мембран, масла.
Нуклеиновые кислоты: рибоза, дезоксирибоза, и-РНК, т-РНК, аденин, тимин,
4) Нуклеиновые кислоты
5) Неорганические вещества
3. Терминологический диктант.
Деление – основа размножения и роста клетки.
4. Дайте определение понятиям:
5. Заполнить таблицу и схематически зарисуйте процессы, происходящие в фазах.