какой орган был учрежден в россии в начале xix в
49. Высшие органы управления в начале XIX в.
49. Высшие органы управления в начале XIX в.
Россия в первой половине XIX в. оставалась по форме правления абсолютной монархией. Для управления государством абсолютный монарх использовал разветвленный чиновничий аппарат.
До 1801 г. высшим совещательным органом был Совет при Высочайшем дворе, в 1801–1810 гг. действовал Непременный совет, состоявший из 12 высших сановников и выполнявший совещательные функции, в 1810 г. был учрежден Государственный совет — высший законосовещательный орган Российской Империи. Государственный совет прожил более столетия и был ликвидирован только революцией 1917 г.
Председателем Государственного совета был император или заменяющий его сановник из членов Государственного совета. В состав Совета входили назначенные императором высшие государственные чиновники. Государственный совет состоял из пяти Департаментов: законов, дел военных, дел гражданских и духовных, государственной экономии, дел Царства Польского. Делопроизводство осуществлялось канцелярией, которую возглавлял государственный секретарь.
Со второй четверти XIX в. законопроекты стали разрабатываться в царской канцелярии. Собственная Его Императорского Величества канцелярия возглавила систему центральных органов государственного управления. Она состояла из шести отделений, которые подразделялись на экспедиции. С появлением этих новых центральных органов управления роль сената уменьшилась. Он стал высшим судебным органом, а департаменты сената — высшими апелляционными инстанциями для судов губерний.
В 1802 г. в соответствии с царским манифестом «Об учреждении министерств» началась министерская реформа. Вместо коллегий были созданы министерства: военно-сухопутных сил, военно-морских сил, иностранных дел, юстиции, внутренних дел, финансов, коммерции и народного просвещения. Министерства управлялись по принципу единоначалия. В их руках была исполнительная власть в рамках сферы деятельности. Аппарат министерств подразделялся на департаменты и канцелярии.
Император возглавлял и Комитет министров, созданный в 1812 г. для решения межведомственных споров.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Продолжение на ЛитРес
Читайте также
41. Высшие органы управления после смерти Петра Первого
41. Высшие органы управления после смерти Петра Первого После смерти Петра, в начале 1726 г., для решения вопросов внутренней и внешней политики был создан Верховный тайный совет. Сенат перестал играть роль главного органа государства и превратился в одну из коллегий. В
87. Высшие государственные органы СССР по Конституции 1924 г
87. Высшие государственные органы СССР по Конституции 1924 г Высшим органом власти СССР объявлялся съезд Советов СССР.В период между съездами высшим органом власти был Центральный Исполнительный Комитет СССР (ЦИК СССР).ЦИК состоял из Союзного Совета, который избирался
92. Высшие органы СССР по Конституции 1936 г
92. Высшие органы СССР по Конституции 1936 г Высшим органом государственной власти в СССР является Верховный Совет СССР, избиравшийся на 4 года.Верховный Совет СССР осуществляет все права, присвоенные Союзу ССР, если только они не входят в компетенцию подотчетных
Таможенные органы в начале XX в.
Таможенные органы в начале XX в. В конце XIX – начале XX в. в структуре таможенных органов происходили большие изменения, уделялось большое внимание таможенным учреждениям, например:• учреждаются таможни в городе Херсоне, преобразуются Скулянская и Немецкая таможни в
Статья 21.1. Органы управления и специализированные органы саморегулируемой организации арбитражных управляющих
Статья 21.1. Органы управления и специализированные органы саморегулируемой организации арбитражных управляющих 1. Структура, порядок формирования, компетенция и срок полномочий органов управления саморегулируемой организации арбитражных управляющих, порядок
3. Структура системы федеральных государственных органов исполнительной власти (высшие, центральные, территориальные органы государственного управления)
3. Структура системы федеральных государственных органов исполнительной власти (высшие, центральные, территориальные органы государственного управления) Структурными элементами системы федеральных государственных органов исполнительной власти являются
40. Высшие органы власти и управления в первой четверти XVIII В
40. Высшие органы власти и управления в первой четверти XVIII В В первой четверти XVIII в. произошли многочисленные реформы высших органов власти и управления. Эти реформы принято подразделять на три этапа:1) 1699–1710 гг. – частичные преобразования;2) 1710–1719 гг. – ликвидация
Высшие органы государства
Высшие органы государства Конституция США подробно регламентирует порядок выборов, формирования и деятельности высших государственных органов — Конгресса, президента республики. Верховного суда. Их конституционные взаимоотношения определяются принципом разделения
Высшие органы государства
Высшие органы государства Япония по форме правления — парламентарная монархия, поэтому деятельность и взаимоотношение центральных органов имеют черты, свойственные этой форме правления.Парламент в соответствии со ст. 41 конституции является «высшим органом
Высшие органы законодательной и исполнительной власти Союза
Высшие органы законодательной и исполнительной власти Союза Индийский парламент, подобно британскому, состоит из трех частей: президента. Совета штатов и Народной палаты (ст. 79). Предполагается, что Народная (нижняя) палата выражает интересы федерации в целом, а Совет
Высшие органы штатов, союзных территорий и местное самоуправление
Высшие органы штатов, союзных территорий и местное самоуправление Высшими органами власти каждого из 25 штатов являются: губернатор, легислатура штата. Совет министров и Высший суд штата.Губернатор возглавляет в штате высшую впасть. Он назначается президентом
Высшие органы власти Польши
Высшие органы власти Польши Малая конституция в основу организации высших органов государственной власти кладет принцип разделения властей, провозглашая, что носителями законодательной власти являются Сейм и Сенат Республики, исполнительной власти — Президент и
40. Высшие органы государственной власти и управления Испании
40. Высшие органы государственной власти и управления Испании Высшие органы государственной власти Испании представлены Королем, Генеральными кортесами, Правительством и Конституционным судом.Король обладает полномочиями главы государства, Генеральные кортесы
63. Высшие органы государственной власти и управления Испании
63. Высшие органы государственной власти и управления Испании Полномочия главы государства принадлежат Королю, законодательная власть – Генеральным кортесам, исполнительная – правительству, Конституционный суд – орган конституционной юстиции.Установленная
Органы государственной власти в XIX-ХХ веках
Государственный Совет был учрежден 1810 г. Идея его создания принадлежит М.М.Сперанскому, по проектам которого Совет должен был стать одним из главных звеньев исполнительной власти, а законодательная власть Должна была осуществляться совместно императором и выборной Государственной Думой. Государственный Совет был образован в составе 5 департаментов: законов, дел военных, гражданских и духовных дел, государственной экономии, наук, промышленности и торговли. Количество и значение департаментов не были постоянными, в 1832 г. был учрежден департамент по делам царства Польского, а с 1843 г., в связи с образованием Военного Совета, упало значение департамента военного. Численный состав Госсовета не был строго определенным, в отдельные годы он достигал 80 членов, а иногда (в 1832 г.) состоял всего из 40 человек.
При Госсовете действовала Государственная канцелярия, которая готовила дела, составляла мемории (т.е. выписки и доклады по делам), устанавливала очередность в их слушании, вела всю текущую переписку, отчетность. При Гос. канцелярии действовала Государственная типография.
Указ о правах Сената был издан 8 сентября 1802 г. Сенат объявлялся верховным местом империи и наделялся большими правами:
1) власть Сената ограничивалась только императором;
2) Сенат был верховным местом империи по судебным делам, на его решения не было апелляции;
3) все императорские указы, общие и частные, в обязательном порядке направлялись в Сенат и им распубликовывались;
4)Сенату дано право входить с особым представлением к царю всякий раз когда среди издаваемых законов будет обнаружен такой, исполнение которого затруднено неясностью текста, несоответствием с существующими нормами;
5) Сенат ведал вопросами высшей полиции в государстве, следил и обеспечивал общий порядок в стране;
6) Сенату предоставлено право ревизии всех учреждений в государстве;
7) Сенаторы за свои преступные деяния были подсудны суду самого Сената.
В сенатских канцеляриях, более чем где-либо, процветали подкупы, взяточничество, злоупотребления. Сенат, как государственный орган, осуществляющий волю, господствующих слоев страны, полностью оправдывал возложенные на него задачи по укреплению и охране основ феодально-крепостнического государства.
Комитет министров был учрежден в 1802 г. одновременно с министерствами.
Формы деятельности Комитета министров вырабатывались на практике. Император председательствовал на заседаниях. Комитет обсуждал дела, которые во-первых, требовали общего соображения или содействия разных министров; во-вторых, превышали пределы полномочий одного министра; в-третьих, в разрешении или исполнении которых министры встречали сомнения.
Статья 11 учреждений государственных Свода законов Российской империи подразделяла полномочия Комитета министров на 2 категории дел: дела текущие и дела, специально отнесенные законом к компетенции Комитета министров. Все дела, относящиеся к ведению Комитета министров, поступали на рассмотрение по представлению министерств и главных управлений.
При Комитете министров действовала канцелярия, состоящая из нескольких отделений, общей экспедиции и архива.
Роль и значение Комитета министров повышались в периоды отсутствия императора в столице или вообще в стране. В таких случаях Комитет оставался фактическим правителем страны, а его ведению подлежали все вопросы внутреннего управления.
Комитет министров не стал центральным органом правления. Царизм не выпускал его из-под своего контроля. Комитет министров не обладал правом законодательной инициативы, решения его получали законную силу лишь после утверждения их императором. Комитет министров не имел силы исполнительной власти, а исполнение принятых им решений, проводилось соответствующими министерствами и ведомствами.
Министерства, как постоянно действующие учреждения, были созданы в России в 1802 г.
Первоначально были созданы 8 министерств:
1) Военных сухопутных дел;
8) Народного просвещения
Позднее были организованы: Министерство полиции, Главное управление путей сообщения и публичных зданий, Главное управление почт и т.д.
Несмотря на все недостатки, наиболее действенными, рабочими органами в системе царского самодержавия были именно министерства. Они оказались более, чем другие российские органы государственного управления, приспособленными к нуждам развивающихся буржуазных отношений в стране.
Собственная Его Императорского Величества канцелярия
Собственная канцелярия императора была учреждена во 2-й половине 1812 г., в чрезвычайных обстоятельствах военного времени. В первые годы своего существования канцелярия занималась, в основном, военными вопросами. Позднее крут ее деятельности расширяется и включает многие вопросы гражданского управления. Канцелярию возглавлял А.А.Аракчеев.
В 1818 г. было составлено «Образование Собственной Его Величества канцелярии», содержащее 11 глав. В составе канцелярии действовали два особых учреждения: 1) Комитет о службе членов гражданского ведомства; 2)Комитет о наградах и призрении заслуженных гражданских чиновников.
Это были неофициальные органы, не имеющие своих учреждений, т.е. официальных правил, определяющих цели и круг задач соответствующих государственных органов. В состав временных комитетов входили высшие сановники государства, назначаемые лично императором.
Общие черты, свойственные системе правительственных секретных комитетов, можно определить следующим образом:
1) Комитеты были правительственными органами чрезвычайного управления. В их состав входили высшие должностные лица империи, подбираемые царем для каждого комитета. Временно действующие, он функционировали параллельно с обычными органами государственного управления и во многом подменяли их деятельность.
2) Создание этих комитетов свидетельствовало о стремлении самодержавия сосредоточить в своих руках все нити государственного управления, найти необычные средства разработки вопросов, нуждающихся в решении.
Число чиновников в России за первую половину XIX в. увеличилось с 16 тысяч в 1801 г. до 76 тысяч к середине века. Этот слой становился практически бесконтрольным со стороны императора, не имеющего возможности следить за ежедневной работой государственного аппарата. Вместе с тем, отсутствовал контроль за деятельностью чиновничьего аппарата со стороны российского общества, а в результате страной правил не только Зимний дворец, но и бюрократия. Чиновничество, бессильное перед самодержавием в лице своих министров, становилось практически неуязвимым как самостоятельная сила.
Какой порядок существовал в Российском государстве по приему в государственную службу?
Общие положения о принятии в гражданскую службу учитывали следующие критерии:
1) состояние лица или его происхождение;
I. В гражданскую службу по праву происхождения разрешалось вступать:
1) Дворянам родовым и детям личных дворян.
2) Детям финляндских чиновников недворян, занимавших в гражданских управлениях Финляндии классные должности.
3) Детям священников и дьяконов православного и армянского вероисповеданий, кроме рожденных до получения их отцами сего сана; также детям евангелических и реформатских пасторов.
4) Детям купцов первой гильдии.
5) Детям приказных служителей, ученых и художников, не имеющих чинов.
Императорские указы 1762 и 1801 г. были направлены на привлечение к государственной службе дворян и их детей.
Иностранных дворян, имеющих документы о своем происхождении и присягнувших на подданство России, разрешалось специальным решением Правительствующего Сената определять в гражданскую службу с помещением в третий разряд канцелярских служителей.
Запрещение принимать в государственную службу иностранцев и людей, принадлежащих к податным состоящим, не распространялось на ученую часть. Все иностранцы, выдержавшие экзамен в науках и удостоенные медицинских и аптекарских званий при желании могли быть приняты по учебной и искусственной части в действительную службу и принять присягу на верность службы.
Все лица, имеющие право участвовать в государственной службе на основе аттестатов, выданных учебными заведениями, делились на З разряда:
Лицам, имеющим право на вступление в службу по их происхождению, какое бы образование не получили, давалось право сдать экзамен на получение учебного аттестата. Такой экзамен проводился в университетах. Для получения аттестата на вступление в первый разряд следовало сдать экзамен по учебным дисциплинам, составляющим курс учения университетского студента по одному из факультетов.
Испытание на получение аттестата по второму разряду проводилось по дисциплинам, составляющим курс обучения в гимназии. Лица, получившие такие аттестаты, при вступлении на государственную службу, определялись в канцелярские служители.
Учебными заведениями, которым отдавалось предпочтение при приеме в канцелярские служащие были следующие:
3) училища для детей канцелярских служащих;
4) воспитательные дома;
5) Московский сиротский дом;
6) Ярославское и Полтавское отделения для приготовления писцов;
7) дом воспитания бедных детей, подведомственный Совету Императорского Человеколюбивого Общества. Лица, окончившие полный курс гимназии и удостоенные похвальных аттестатов, определялись на места канцелярских служителей высшего по жалованию разряда с чином 14 класса.
Воспитанники сибирских гимназий из детей тамошних чиновников, окончившие с успехом полный курс, принимались в службу 14 классом.
Какие учебные заведения готовили кадры для государственной службы?
Учебные заведения делились на три разряда:
Первый разряд: Университеты, Главный Педагогический институт в Санкт-Петербурге, лицеи, Военная Академия, училища.
Второй разряд: гимназии, Московский Армянский Лазоревых Институт Восточных языков, Школа землемеров при Киевской Гимназии, Московский дворянский институт, корпуса, коммерческие училища.
Третий разряд: воспитанники всех прочих учебных заведений причислялись к III разряду.
Лица, окончившие учебные заведения: университеты, духовные училища, лицеи, военно-учебные заведения и институт корпуса путей сообщения, определялись во все ведомства гражданской службы с классными чинами.
Ученые степени в российских университетах, открывающие путь к вступлению в гражданскую службу, были следующими:
Какой был порядок для производства в чин на государственной службе?
Лица, окончившие средние учебные заведения и по происхождению своему, вступающие в канцелярское звание, производились в чин 14 класса:
Воспитанники и ученики высших учебных заведений, не окончившие в них полного курса наук, сравнивались в преимуществах по чинопроизводству с лицами, получившими среднее образование.
Лица, не имеющие аттестатов учебных заведении, либо обучавшиеся только в низших заведениях и входящие в разряд канцелярских служителей, производились в 14 класс следующим порядком:
Иностранные дворяне, присягнувшие на подданство России и представившие соответствующие происхождению документы, обязывались прослужить до первого классного чина 6 лет.
Для производства в чины выше Статского Советника никакого срока не полагалось, а происходило только пожалование в данные чины и зависело такое решение единственно от Высочайшего усмотрения.
Правила для производства в чины по гражданской службе распространялись и на тех, кто служил по гражданскому ведомству, и на тех, кто перешел в оные из военной службы.
Какова форма присяги на верность государственной службе? Кому и как присягали?
При вступлении в службу каждый человек приводился к присяге по строго определенной форме: присяга на верность службы совершалась в ведомстве по месту будущей службы сначала словесно, а потом подписанием печатного присяжного листа. Присяжные листы после подписания доставлялись из всех ведомств в Правительствующий Сенат.
Каковы права и обязанности государственных служащих?
Обязанности государственных служащих:
Каковы преимущества службы в Сибири?
Всем классным чиновникам, направлявшимся на государственную службу в Сибирь, выдавалось безвозмездно денежное пособие на подъем и обзаведение. Размер подъем определялся следующим образом:
б) для посылаемых в распоряжение местного начальства без предварительного назначения должности, годовой оклад жалованья, присвоенного месту прежней службы.
За каждые 5 лет усердной службы в Сибири чиновникам полагалась прибавка к жалованью по четверти оклада до тех пор, пока сумма такой прибавки не сравняется с полным окладом.
Чиновникам, прослужившим в Сибири усердно и беспорочно не менее 3 лет, даруется сокращение 35-летнего срока для получения Ордена Св. Владимира. Упомянутое сокращение заключается в том, что 3 года службы в Сибири и Кавказской области считаются за 4 года, с распространением сего преимущества за все время служения и на тех чиновников, кои впоследствии перейдут на службу в другие губернии.
Государство и право России в первой половине XIX в.
Изменения в системе органов власти в начале XIX в.
В первой половине XIX в. абсолютизм достиг своего апогея. Вся власть была сосредоточена в руках императора. Намечается тенденция к дальнейшей централизации и бюрократизации государственного аппарата.
В 1802 г. Александр I ввел новые органы отраслевого управления – министерства.
Министерства – центральные государственные учреждения, основанные на принципе единоначалия и занимавшиеся определенными отраслями государственного управления.
Сначала было образовано восемь министерств:
Главным отличием министерств от коллегий было утверждение принципа единоначалия. Министр полностью отвечал за руководство вверенной ему отраслью управления. В случае отсутствия министра его полномочия выполнял товарищ министра, т.е. заместитель. Министры и товарищи министров назначались императором.
Аппарат министерств подразделялся на департаменты и канцелярии. В департаментах принимались решения, а канцелярии осуществляли делопроизводство. Департаменты и канцелярии возглавлялись директорами. В составе министерства действовал Совет при министерстве, в который входили товарищи министра и директора департаментов – министерская совещательная коллегия.
Одновременно с министерствами был создан Комитет министров – совещательный орган при царе, имевший прежде всего межведомственные и надведомственные функции. Он решал вопросы, касающиеся сразу нескольких министерств или превышающие компетенцию министра.
После прихода к власти Александра I в 1801 г. был создан законосовещательный орган – Непременный государственный совет.
Он состоял из 12 членов, назначенных императором из числа своих приближенных.
В 1810 г. Непременный государственный совет был упразднен. Его сменил Государственный совет, состоявший из лиц, также назначенных императором. Министры являлись членами Государственного совета по должности. Через этот орган должны были проходить все законопроекты. Кроме того, ряд законопроектов Государственный совет разрабатывал сам. На Государственный совет возлагались также обязанности по финансовому управлению. В то же время Государственный совет являлся исключительно законосовещательным органом, любой закон вступал в силу только после утверждения его императором.
Совет состоял из общего собрания и четырех департаментов: департамента законов, департаментов дел военных, дел гражданских и духовных, государственной экономии. Председателем Государственного совета считался император.
После прихода к власти императора Николая I законотворческая деятельность сосредоточивается в Собственной Его Императорского
Величества Канцелярии, в специальных комитетах и министерствах, а Государственный совет во многом утрачивает прежнюю роль.
Собственная Его Императорского Величества Канцелярия имела следующую структуру:
Органы полиции и государственной безопасности
В 1802 г. было создано Министерство внутренних дел, возглавившее систему полицейских органов. В 1810 г. образуется Министерство полиции, но уже в 1819 г. оно вновь было включено в состав Министерства внутренних дел. Делами, связанными с государственной безопасностью, занималась Особенная канцелярия
Министерства внутренних дел. В армии создавались жандармские части, выполнявшие функции военной и политической полиции.
В 1817 г. были созданы дивизионы жандармерии в составе Корпуса внутренней стражи в Санкт-Петербурге, Москве и еще 56 городах.
В 1826 г. Особенная канцелярия Министерства внутренних дел включается в состав Третьего отделения Собственной Его Императорского Величества Канцелярии.
В задачи третьего отделения входили:
Третье отделение подчинялось непосредственно императору.
В 1827 г. все части жандармерии были сведены в корпус жандармов, подчиненный Третьему отделению. Затем были созданы жандармские округа, подчинявшиеся Главному жандармскому управлению. В губерниях создавались губернские жандармские управления. На данные управления возлагалось руководство политическим сыском в губерниях, производство дознаний о делах по государственным преступлениям.
В губернских, портовых городах и крепостях создавались городские команды жандармов.
Изменения затронули и местную полицию. В 1837 г. после введения деления уездов на станы была образована должность станового пристава. Он опирался на сотских и десятских – сельскую выборную полицию, а также на вотчинную полицию помещиков.
Систематизация права
В первой половине XIX в. была проведена масштабная работа по систематизации российского законодательства. Необходимость систематизации законодательства была вызвана рядом обстоятельств.
Отсутствие систематизированного собрания законодательства стало причиной многочисленных злоупотреблений при отправлении правосудия. Сложность создавало и то, что действовало множество противоречащих друг другу указов.
Последним универсальным систематизированным сборником, охватывающим почти все отрасли русского права, было Соборное уложение 1649 г. В XVIII в. неоднократно предпринимались попытки создать новое Уложение, однако они не привели к успеху.
В 1801 г. была создана новая кодификационная комиссия, в которой с 1808 г. ключевую роль стал играть М.М. Сперанский.
С 1826 г. работа по систематизации была перенесена во Второе отделение Собственной Его Императорского Величества Канцелярии. Сперанский, формально не являясь начальником Второго отделения, руководил всеми работами по составлению Свода законов.
Николай I, пришедший к власти в декабре 1825 г., поставил перед М.М. Сперанским задачу разработать предложения по совершенствованию законодательства. В январе 1826 г. Сперанский представил императору два возможных варианта:
Николай I остановился на первом варианте. Было решено создать свод существующих законов, за исключением тех, которые утратили силу.
При составлении Свода законов было принято решение разделить все законы на 8 главных книг, или разрядов, состоявших из 15 томов:
Подобное разделение было основано на делении права на публичное и частное. Законы подразделялись на государственные (публичное право) и гражданские (частное право). Государственные законы, в свою очередь, были разделены на два разряда.
К первому относились законы, определявшие сущность государства и «прав, от него исходящих». Законы данного разряда делились на четыре вида:
Второй разряд государственных законов составляли законы, «которыми союз государственный и гражданский, и права, от них возникающие, охраняются в их действии мерами общего государственного порядка». Сюда были отнесены:
Законы гражданские, так же как и государственные, были разделены на два разряда:
Перед созданием Свода действующих законов была проделана подготовительная работа, итогом которой стало издание Полного собрания законов Российской Империи (ПСЗ). В ПСЗ вошли все законы, в том числе и утратившие силу. ПСЗ было разделено на две части. Первая часть включала законы от Соборного уложения 1649 г. до декабря 1825 г. Вторая часть – с Манифеста Николая I (декабрь 1825 г.) до текущего момента.
Полное собрание законов строилось по хронологическому принципу, а Свод законов – преимущественно по отраслевому.
После издания Свода законов Сперанский планировал приступить к третьему этапу систематизации – созданию Уложения. Если Полное собрание законов и Свод законов являлись лишь инкорпорацией, то при создании Уложения предполагалось применение кодификационного метода работы. Однако третий этап систематизации не удалось осуществить. Были кодифицированы только нормы уголовного права – в Уложении о наказаниях уголовных и исправительных 1845 г.
Уложение о наказаниях уголовных и исправительных 1845 г.
Уложение о наказаниях уголовных и исправительных содержало более двух тысяч статей, собранных в 12 разделов. При создании
Уложения не удалось преодолеть казуальность. Законодатель стремился предусмотреть всевозможные виды преступлений.
В отличие от предыдущих уголовных законов Уложение содержало Общую часть, функции которой выполнял раздел 1 закона. Предусмотренные Уложением правонарушения делились на преступления и проступки.
Преступление – «всякое нарушение закона, через которое посягается на неприкосновенность прав власти верховной и установленных ею властей, или же на права или безопасность общества или частных лиц».
Проступок – «нарушение правил, предписанных для охранения определенными законами прав и общественной или же личной безопасности или пользы».
Преступления и проступки делились на умышленные и неумышленные. Умышленные правонарушения делились на две степени:
Случайные деяния, в которых отсутствовал не только умысел, но и неосторожность, признавались невиновными.
Стадиями умышленного преступления были умысел, приготовление к преступлению, покушение и совершение преступления. Преступления, совершенные несколькими лицами, делились на те, которые были совершены по предварительному согласию участников и без такового.
Военнослужащие не подпадали под действие Уложения о наказаниях. Для них существовал изданный в 1839 г. Военно-уголовный устав, заменивший собой Артикул воинский.
Как и прежде, на первом месте стояли преступления и проступки против религии. Затем шли преступления против государства, порядка управления, должностные преступления.
Наказания подразделялись по разрядам, родам и степеням. Все наказания за преступления и проступки делились на уголовные и исправительные.
К уголовным относились лишение всех прав состояния, соединенное со смертной казнью, каторгой или ссылкой.
К исправительным были отнесены потеря всех особенных личных и сословных прав и преимуществ, соединенная со ссылкой в Сибирь или другие места, заключение в крепости, в смирительном доме, тюрьме, кратковременный арест и некоторые другие.
Сохранялся сословный принцип применения наказаний. Преступники делились на тех, к кому могли применяться телесные наказания, и на тех, к кому они не применялись. В отличие от Соборного уложения и Артикула воинского Уложение не предусматривало членовредительские наказания.
Гражданское и семейное право
Гражданское право. Развитие капиталистических отношений в России способствовало эволюции гражданского законодательства.
В Своде законов гражданское законодательство было объединено в томе X. Система вещного права включала право владения, право собственности, право на чужую вещь (сервитут) и залоговое право. Право собственности определялось как право «исключительно и независимо от лица постороннего владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом вечно и потомственно». К сервитутным правам относились ограничение в праве собственности, установленное законом в пользу всех (право проезда через земельный участок), и ограничение права собственности в пользу определенного лица (право требовать, чтобы сосед ничего не пристраивал к стене его дома и т. п.).
Обязательственное право различало обязательства из договора и обязательства из причинения вреда. Предметом договора могли быть имущество или действия лиц. При заключении договора требовалось взаимное согласие сторон. Договоры заключались как в письменной, так и в устной форме. Для договоров мены и продажи недвижимости требовалось нотариальное оформление.
Вводились новые виды договоров – запродажа (предварительный договор о купле-продаже), договор в пользу третьих лиц и др.
Семейное право. Закон допускал только церковный брак. Условия вступления в брак и расторжения брака определялись религиозными нормами того вероучения, к которому принадлежал подданный.
Для православного брака брачный возраст составлял 18 лет для мужчины и 16 – для женщины. Статус жены определялся статусом мужа. Если женщина выходила замуж за дворянина, то она становилась дворянкой.
В то же время брак недворянина с дворянкой не давал ему дворянского статуса. Имущество супругов было раздельным. Права жены были ограничены. Она обязана была всюду следовать за мужем, повиноваться ему.
За супружескую неверность жена могла быть подвергнута тюремному заключению. Жена не могла без согласия мужа вступать в некоторые обязательства, например, заключать договор личного найма.
1. В первой половине XIX в. наметилась тенденция к дальнейшей бюрократизации государственного аппарата. В 1802 г. создаются новые органы отраслевого управления – министерства. Главным отличием министерства от коллегии был принцип единоначалия. Одновременно с министерствами создается Комитет министров – законосовещательный орган при императоре.
2. В 1801 г. создается Непременный государственный совет – законосовещательный орган, а после его упразднения – Государственный совет. Последний состоял из лиц, назначенных императором. Через Государственный совет проходили все законопроекты. Часть законопроектов Государственный совет разрабатывал сам. После прихода к власти Николая I
Государственный совет утрачивает прежнюю роль, законотворческая деятельность сосредоточивается в Собственной Его Императорского Величества Канцелярии.
3. В 1826 г. функции борьбы с политическими преступлениями передаются Третьему отделению Собственной Его Императорского Величества Канцелярии, которое подчиняется непосредственно императору.
4. В первой половине XIX в. проводится работа по систематизации законодательства. Комиссией руководит М.М. Сперанский. Создается Полное собрание законов Российской империи, построенное по хронологическому принципу, и Свод законов Российской империи – по отраслевому принципу. В Свод законов были включены все действующие законы. В то же время кодификацию законодательства осуществить не удалось. Были кодифицированы только нормы уголовного права – в Уложении о наказаниях уголовных и исправительных 1845 г.
5. Уложение о наказаниях уголовных и исправительных 1845 г. отличалось от предыдущих уголовных законов наличием общей части, функции которой выполнял раздел 1 закона. Предусмотренные Уложением правонарушения делились на преступления и проступки. Как и прежде, на первом месте стояли преступления и проступки против религии. Наказания подразделялись по разрядам, родам и степеням. Все наказания за преступления и проступки делились на уголовные и исправительные.
6. Система вещного права включала право владения, право собственности, право на чужую вещь (сервитут) и залоговое право.
Обязательственное право различало обязательства из договора и обязательства из причинения вреда. Широкое распространение получил договор товарищества.
7. Закон допускал только церковный брак. Условия вступления в брак и расторжения брака определялись религиозными нормами того вероучения, к которому принадлежал подданный. Статус жены определялся статусом мужа.