какой орган был создан в 1918 г для управления промышленностью

ВЫ́СШИЙ СОВЕ́Т НАРО́ДНОГО ХОЗЯ́ЙСТВА

Скопировать библиографическую ссылку:

ВЫ́СШИЙ СОВЕ́Т НАРО́ДНОГО ХОЗЯ́ Й­СТВА (ВСНХ), 1) в 1917–32 цен­траль­ный гос. ор­ган РСФСР по управ­ле­нию нар. хо­зяй­ст­вом, гл. обр. про­мыш­лен­но­стью. Уч­ре­ж­дён при СНК дек­ре­том ВЦИК и СНК от 2(15).12.1917 для ор­га­ни­за­ции нар. хо­зяй­ст­ва и гос. фи­нан­сов. Пер­во­на­чаль­но со­сто­ял из от­де­лов: от­рас­ле­вых (ме­тал­ла, хи­ми­че­ский, вод­ных со­об­ще­ний и др.), функ­цио­наль­ных (снаб­же­ния, про­из­вод­ст­вен­ный, на­уч.-тех­нич. и др.) и об­слу­жи­ваю­щих (ста­ти­сти­ки, ино­го­род­ний и др.). Со 2-й пол. 1918, в свя­зи с на­цио­на­ли­за­ци­ей пром-сти, стал ор­га­ном ру­ко­во­дства гл. обр. пром-стью (к 1920 – толь­ко пром-стью). В Со­ве­те соз­да­ны гл. управ­ле­ния отд. от­рас­ля­ми пром-сти и про­из-вом наи­бо­лее де­фи­цит­ных то­ва­ров («глав­ки», к нач. 1921 их на­счи­ты­ва­лось 52: Глав­ме­талл, Глав­спич­ка, Глав­гвоздь и др.). В период «во­ен­но­го ком­му­низ­ма» (1918–21) в них бы­ло со­сре­до­то­че­но всё управ­ле­ние про­из-вом, рас­пре­де­ле­ние сы­рья и го­то­вой про­дук­ции (по­ли­ти­ка жё­ст­кой цен­тра­ли­за­ции про­из-ва по­лу­чи­ла назв. «глав­кизм»). С пе­ре­хо­дом к но­вой эко­но­ми­че­ской по­ли­ти­ке чис­ло глав­ков зна­чи­тель­но со­кра­ти­лось, они ста­ли осу­ще­ст­в­лять об­щее управ­ле­ние не­ко­то­ры­ми тре­ста­ми и син­ди­ка­та­ми (ос­таль­ные под­чи­ня­лись ме­ст­ным сов­нар­хо­зам) и не­по­сред­ст­вен­ное управ­ле­ние не­боль­шим чис­лом пред­при­ятий, не объ­е­ди­нён­ных в тре­сты и син­ди­ка­ты и ра­бо­тав­ших на прин­ци­пах хоз­рас­чё­та. С 1923, по­сле об­ра­зо­ва­ния СССР, ВСНХ РСФСР стал под­чи­нять­ся как ВСНХ СССР, так и СНК РСФСР, управ­лял пром-стью рес­пуб­ли­кан­ско­го зна­че­ния на тер­ри­то­рии РСФСР, а так­же не­ко­то­ры­ми пред­при­ятия­ми со­юз­но­го зна­че­ния.

Источник

ВСНХ (Высший Совет Народного Хозяйства)

какой орган был создан в 1918 г для управления промышленностью

Регулирование торговли государственных органов и предприятий, подведомственных ВСНХ, осуществлялись Главным экономическим управлением ВСНХ через подотдел регулирования торговли отдела торговой и финансовой политики, на который возлагалась:

а) Разработка вопросов регулирования подведомственной ВСНХ государственной торговли.

б) наблюдение за торговой деятельностью синдикатов.

в) Разработка вопросов торгового законодательства и торговых институтов, изучение движения цен, изучение конъюнктуры рынка, составление общепромышленного индекса, собирание, систематизация и разработка материалов по калькуляции и инструктирование по вопросам материальной и ценностной торговли.

(смотреть положение о Главном экономическом управлении ВСХН СССР, опубликовано в №41 «Торгово-Промышленной Газеты» от 20 февраля 1924 года).

Другие органы регулирования внутренней торговли СССР:

На местах были созданы губернские, районные (в крупных промышленных районах) и уездные CHX. Были образованы главные комитеты и центры ВСНХ для руководства отраслями промышленности (Главкожа, Главсахар, Главторф, Главнефть, Центротекстиль, Центрочай и т. д.).

После национализации крупных предприятий всех отраслей промышленности (май-июнь 1918 года) ВСНХ был освобождён от планирования и регулирования народного хозяйства в целом. С осени 1918 года ВСНХ фактически становится народным комиссариатом промышленности. В годы гражданской войны все управление производством, распределение сырья и готовой продукции было строго централизовано в главках ВСНХ. Основной задачей ВСНХ в эти годы являлось обеспечение нужд Красной Армии.

В 1922 году, в связи с образованием СССР, ВСНХ были присвоены права объединённого наркомата. В непосредств ведении ВСНХ СССР были оставлены предприятия союзного значения. В ведение ВСНХ союзных и автономных республик и местных CHX была передана промышленность республиканского и местного значения.

С переходом к нэпу ВСНХ осуществляет перестройку управления промышленностью на началах хозяйственного расчёта.

В связи с ростом социалистической индустрии и новыми задачами, вставшими перед промышленностью в 1932 году, ВСНХ был разукрупнён и на его базе созданы Наркомтяжпром, Наркомлегпром и Наркомлеспром.

Советская историческая энциклопедия

Источник

3. Организация управления промышленностью

3. Организация управления промышленностью

Первые навыки в руководстве предприятиями авангард пролетариата получил в органах рабочего контроля. Рабочий контроль, как показано выше, явился подступом к организации общегосударственного учета и регулирования народного хозяйства. В процессе рабочего контроля были в основном выявлены производственные возможности и нужды крупных фабрик и заводов, имеющиеся ресурсы топлива, сырья, оборудования, что служило предпосылкой для налаживания планомерной деятельности промышленности после ее национализации.

Рабочий контроль был первой практической школой хозяйствования. Передовые рабочие, прошедшие школу рабочего контроля, возглавили затем руководство национализированными фабриками и заводами. В течение нескольких месяцев совершается переход от рабочего контроля к рабочему управлению предприятиями. «У нас уже полное управление рабочих промышленностью…» 369 — отмечал Ленин в июле 1918 г.

Советская система управления промышленностью создавалась в результате огромной теоретической и организаторской работы В. И. Ленина, Коммунистической партии, массовой практической деятельности и коллективного опыта трудящихся. Потребовались переделки и совершенствование системы хозяйственных органов в соответствии с конкретными условиями и задачами строительства социализма.

ВСНХ и местные совнархозы много внимания уделяли вопросам организации управления на предприятиях, перешедших в собственность Советского государства. В первое время различные формы управления предприятиями возникали на местах. В ряде случаев до национализации предприятия управлялись фабзавкомами или выделенными ими рабочими дирекциями. Иногда на предприятия назначались правительственные комиссары.

В области или губернии управление национализированными предприятиями осуществлялось соответствующим совнархозом. Следует отметить, что роль местных совнархозов как в практическом проведении национализации, так и в организации управления предприятиями, перешедшими в собственность государства, была значительна. Местные совнархозы были ближе к предприятиям, чем ВСНХ, и поэтому им, как правило, в первую очередь приходилось разрешать необходимые вопросы руководства предприятиями.

Важную роль в выработке форм управления промышленными предприятиями сыграл I Всероссийский съезд советов народного хозяйства (май — июнь 1918 г.). При обсуждении вопроса об организации национализированной промышленности на съезде выявились большие разногласия. «Левые коммунисты» и анархо-синдикалистски настроенные делегаты стремились ослабить роль централизованного руководства в промышленности. В. И. Ленин подверг решительной критике первоначальный проект резолюции съезда. «Коммунизм, — писал он, — требует и предполагает наибольшую централизацию крупного производства во всей стране. Поэтому общероссийскому центру безусловно надо дать право подчинять себе непосредственно все предприятия данной отрасли. Областные центры свои функции определяют в зависимости от местных, бытовых и прочих условий, согласно общепроизводственным указаниям и решениям центра.

По Положению на каждом предприятии имелись ответственные заведующие по технической и коммерческой части, которые назначались фабрично-заводским управлением. Ближайший орган высшего управления имел право отводить неподходящих кандидатов на пост ответственного заведующего, назначать в экстренных случаях своих кандидатов.

В областных совнархозах образовывались областные правления национализированных предприятий по отраслям производства, а в составе ВСНХ — центральные правления. Областные правления национализированных предприятий состояли из кандидатов, избранных на совместных конференциях представителей фабрично-заводских управлений в области и представителей областных профессиональных производственных объединений. Эти кандидаты утверждались областным совнархозом. Члены центральных правлений национализированных предприятий избирались на совместных общероссийских конференциях представителей фабрично-заводских управлений и представителей общероссийских, профессиональных объединений. Они утверждались ВСНХ.

Центральное правление руководило деятельностью областных правлений. Оно разрабатывало областные планы и сметы соответствующей отрасли промышленности и передавало их на утверждение исполнительных органов ВСНХ. Центральное правление распределяло заказы, определяло совместно с ЦК профсоюзов тарифы заработной платы с представлением их на утверждение ВСНХ, решало вопросы о создании объединений и т.д.

Руководство национализированными предприятиями было, как правило, трехстепенным: центральное правление ВСНХ — областное правление — предприятие. На предприятиях, подчиненных непосредственно центральным правлениям, управление было двухстепенным: центральное правление — предприятие.

Этот порядок формирования органов управления национализированной промышленностью отражал переход от выборности к назначению руководителей производства, от коллегиальности к единоначалию. По мере того, как рабочий класс приобретал известный опыт управления предприятиями и отраслями промышленности, в широких выборных коллегиях выковывались первые кадры советских хозяйственников. Коммунистическая партия начинает перестраивать советское управление национализированными предприятиями на основе единоначалия.

Коммунистическая партия воспитывала кадры руководителей хозяйства в ленинском духе партийности, преданности делу социализма, высокой принципиальности, подчинения ведомственных интересов — общегосударственным, личных интересов — общественным, непримиримости к недостаткам, постоянной заботы о людях. Осуществляя руководство хозяйственным строительством, В. И. Ленин практически воплощал в жизнь большевистские принципы научного управления.

Победивший рабочий класс повседневно на практике учился новому делу управления предприятиями и отраслями промышленности. Ленин отметил в качестве одного из основных итогов первого года Советской власти: «Общий план управления промышленностью, национализированными предприятиями, управления целыми отраслями промышленности, выработан и поставлен на твердую основу, при участии профессиональных союзов…» 384

С переходом крупной промышленности в государственную собственность ВСНХ становится комиссариатом по управлению промышленностью страны.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Читайте также

18. Из спецсообщения 4-го Управления НКГБ СССР о вооружении немцами украинских организация,

18. Из спецсообщения 4-го Управления НКГБ СССР о вооружении немцами украинских организация, 16 июня 1944 годаРуководитель оперативной группы, действующей на территории Генерал-Губернаторства, майор госбезопасности КАРАСЕВ сообщает, что в Львовской и Люблинской областях

5. Организация государственного управления

5. Организация государственного управления Основанное на принципах строжайшего учета и контроля дворцовое хозяйство нуждалось для своего нормального функционирования в развитом бюрократическом аппарате. Документы Пилосского и Кносского архивов показывают этот

3. Перестройка системы управления промышленностью

3. Перестройка системы управления промышленностью Руководящим началом в перестройке управления промышленностью был ленинский принцип демократического централизма, который предполагает всесторонний учет как интересов государства в целом, так и отдельных предприятий

2. Перестройка управления промышленностью

2. Перестройка управления промышленностью Организационные формы управления промышленностью, сложившиеся в течение восстановительного периода, не были приспособлены к выполнению задач технической реконструкции, которые становились первоочередными на новом этапе

Организация государственного управления

Организация государственного управления В период Нового Царства создаётся сложный аппарат государственного управления. Многочисленные документы этого времени позволяют нам ознакомиться с системой центральной и местной администрации. Всё больше и больше усиливается

Приложение № 1 Организация военно-морского управления (маринляйтунг) в 1929-1930 гг.

Приложение № 1 Организация военно-морского управления (маринляйтунг) в 1929-1930 гг. Начальник управления: адмирал Редер, Почетный доктор философии.Начальник штаба: капитан 1 ранга X. фон Вальдег. Управление кадровое офицерского состава (РА): капитан 1 ранга

Организация управления

Организация управления Норвежская кампания, успех которой зависел от каждого из трех родов войск в равной степени, была первой совместной операцией германских вооруженных сил. Согласно «Директиве по делу «Везерюбунг» от 1 марта 1940 г. штаб группы XXI подчинялся

6. Организация пунктов управления и связи

6. Организация пунктов управления и связи По предвоенным взглядам управление войсками армейских объединений планировалось осуществлять командующим через штаб, расположенный на направлении главного удара и составлявший единый пункт управления. В соответствии с этими

Организация власти и управления

Организация власти и управления Система власти и управления в Спарте была основана на своеобразном сочетании традиционных институтов эпохи протогосударства с принципом нового народовластия. Основным органом в Спарте была герусия — совет старейшин, возглавляющий все

Организация власти и управления

Организация власти и управления Арабская империя — и в целом, и отдельные составившие ее государства — была в чистом виде теократией, т. е. государственностью, все властные и административные (и даже социально-правовые) принципы которой определялись религией ислама и

Переход к хозяйственному расчету и перестройка управления промышленностью

Переход к хозяйственному расчету и перестройка управления промышленностью Децентрализация предприятий, перевод их на самоокупаемость и расширение их прав — эти меры проводились одновременно и были тесно связаны между собой. Перестройка управления промышленностью

2.3.1. Реформа управления промышленностью и строительством

2.3.1. Реформа управления промышленностью и строительством Сталин оставил своим наследникам огромную империю, соперничавшую за мировое влияние с другой сверхдержавой — Соединенными Штатами Америки. СССР, конечно, был во много раз беднее, но превосходил своего соперника

Организация управления

Организация управления Отношения управления в дотайковском обществе, разделенном на пестрые социальные группы, оказались непростыми и изменчивыми.Низшая ячейка — семья — сохраняла строгую патриархальность. Малая семья приобрела определенную хозяйственную, а

Источник

Лекция 18. Высшие органы власти и управления

Структура высших органов власти и управления была установлена II Всероссийским съездом Советов рабочих и солдатских депутатов в октябре 1917 года. Конституция РСФСР 1918 года полностью сохранила эту структуру.

Всероссийский съезд Советов
Всероссийский центральный исполнительный комитет (ВЦИК)
Президиум ВЦИК
Отделы
Совет народных комиссаров (СНК)
Комиссии
Народные комиссариаты
По внутренним деламПо делам национальностей
По иностранным деламПо финансовым делам
По военным деламПутей сообщения
По морским деламЗемледелия
ЮстицииТорговли и промышленности
ТрудаПродовольствия
Социального обеспеченияЗдравоохранения
ПросвещенияГосударственного контроля
Почт и телеграфов

Рис. 35. Система высших органов власти и управления РСФСР по Конституции РСФСР 1918 г.

К высшим органам власти относились Всероссийский съезд Советов (высший представительный орган), ВЦИК.

Делегаты Всероссийского съезда Советов избирались городскими и губернскими Советами. При этом обеспечивалось явное преимущество рабочего класса. Неравная норма представительства депутатов от разных слоев населения РСФСР сохраняла возможность единовластия большевиков на съездах и проведение предлагаемых ими решений.

К исключительной компетенции съезда Советов относились следующиевопросы:

— принятие и изменение Конституции;

— ратификация мирных договоров;

— установление, изменение границ республики;

— объявление войны и заключение мира;

— избрание ВЦИК и заслушивание отчетов о его деятельности.

Предметы ведения Всероссийского съезда Советов и ВЦИК детально не разграничивались. ВЦИК мог самостоятельно решать все вопросы общегосударственного значения. ВЦИК считался высшим законодательным, распорядительным и контролирующим органом. ВЦИК образовывал правительство – СНК.

Рабочими органами ВЦИК были Президиум, отделы и комиссии. Президиум осуществлял всю организационную работу по подготовке заседаний ВЦИК, должен был организовывать проведение в жизнь принимаемых ВЦИК декретов и постановлений, осуществлять руководство работой отделов и комиссий ВЦИК.

СНК осуществлял общее управление делами государства. СНК выполнял сложные функции как высший орган управления, но и имел право принимать законодательные акты.

Особым органом управления народным хозяйством и государственными финансами был созданный при СНК Высший совет народного хозяйства (ВСНХ).

Большевики отвергли буржуазный парламентаризм и идею разделения властей. В. Ленин считал, что представительный орган должен быть и парламентарным и работающим органом государства, т. е. соединить в себе функции законодательной и исполнительной властей.

Всесоюзный съезд Советов
Центральный исполнительный комитет СССР (ЦИК СССР)
Союзный Совет
Совет национальностей
Президиум ЦИК
Совет народных комиссаров
Общесоюзные наркоматыОбъединенные наркоматы
По иностранным деламВСНХ
По военным и морским деламФинансов
Внешней торговлиТруда
Путей сообщенияПродовольствия
Почт и телеграфовРабоче-крестьянской инспекции

Рис. 36. Органы государственной власти и управления СССР по Конституции 1924 года

Высшим органом власти был Всесоюзный съезд Советов, в промежутках между съездами – ЦИК СССР, а между сессиями ЦИК СССР – Президиум ЦИК.

Делегаты на Съезд Советов СССР избирались на губернских съездах Советов. Исключительному ведению съезда Советов подлежали вопросы утверждения и изменения Конституции.

ЦИК СССР состоял из двух равноправных палат. Союзный Совет избирался съездом из представителей республик пропорционально численности их населения, а Совет Национальностей состоял из представителей союзных и автономных республик – по пять депутатов от каждой республики.

К ведению ЦИК СССР были отнесены законотворческая деятельность, определение полномочий Президиума ЦИК СССР и СНК СССР.

Президиум ЦИК как высший законодательный, исполнительный и распорядительный орган власти СССР наделялся правом издавать законодательные акты, приостанавливать и отменять постановления СНК и отдельных наркоматов СССР, а также ЦИК и СНК союзных республик.

СНК СССР являлся исполнительным и распорядительным органом ЦИК СССР.

Ведению верховных органов подлежали:

— все вопросы внешней политики, объявление войны и заключение мира;

прием в состав СССР новых республик;

— руководство внешней торговлей;

— установление основ и общего плана народного хозяйства:

— организация и руководство вооруженными силами;

— утверждение единого государственного бюджета СССР;

— установление основных законов о труде;

— отмена нарушающих Конституцию решений съездов Советов и ЦИК союзных республик.

Верховный совет СССР
Совет Союза
Совет Национальностей
Президиум Верховного Совета
Совет Народных Комиссаров
Общесоюзные наркоматыСоюзно-республиканские наркоматы
Иностранных делОбороныВнутренней торговлиВнутренних дел
Путей сообщенияВнешней торговлиПищевой промышленностиЮстиции
Водного транспортаСвязиЛесной промышленностиФинансов
Оборонной промышленностиТяжелой промышленностиЗерновых и животноводческих совхозовЗемледелия
Здравоохранения

Рис. 37. Органы государственной власти и управления СССР по Конституции 1936 года

Были внесены принципиальные изменения в систему общесоюзных государственных органов. Их система была упрощена, четко разграничена компетенция законодательной и исполнительной властей.

Верховный Совет СССР – высший орган государственной власти, состоящий из двух равноправных палат. Обе палаты избирались одновременно и на один и тот же срок – 4 года.

К исключительной компетенцииВерховного Совета СССР было отнесено:

— издание общесоюзных законов;

— избрание Президиума Верховного Совета СССР;

— образование СНК СССР;

— избрание Верховного суда СССР и Прокурора СССР.

Президиум Верховного Совета СССР являлся вторым высшим государственным органом страны, но он не имел права заниматься законодательной деятельностью. Конституция предоставила ему право лишь толковать законы и принимать указы. На практике это привело к тому, что Президиум Верховного Совета СССР стал принимать указы, вносящие изменения в действующие законы, т. е. осуществлять законотворческую деятельность вопреки Конституции.

К ведению Президиума Верховного Совета СССР относились вопросы:

— роспуска представительных органов государства;

— учреждение орденов, медалей и награждение ими;

— установление воинских званий и др.

СНК СССРвысший исполнительный и распорядительный орган государственной власти СССР.

СНК СССР как исполнительный орган должен был проводить в жизнь законы СССР, принимать действенные меры по выполнению народно-хозяйственного плана, защищать интересы государства и охранять права граждан.

СНК СССР как распорядительный орган наделялся правом издавать в пределах своей компетенции нормативно-правовые акты – постановления и распоряжения, которые являлись обязательными на всей территории СССР.

СНК СССР лишался права принимать общесоюзные законы.

В 1946году СНК СССР был переименован в Совет Министров СССР.

Верховный совет СССР
Совет Союза
Совет Национальностей
Президиум Верховного Совета
Совет Министров ССССР
Союзные министерства и ведомства

Рис. 38. Органы государственной власти и управления СССР по Конституции 1977 года

Как видно, система органов власти и управления в основном осталась прежней. Были уточнены и конкретизированы полномочия центральных органов, срок полномочий Верховного Совета СССР увеличился с 4 до 5 лет. Возрастной ценз для избрания в Верховный Совет СССР снизился с 23 лет до 21 года.

Дата добавления: 2016-03-22 ; просмотров: 1623 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

Источник

Органы власти и управления РСФСР

какой орган был создан в 1918 г для управления промышленностью какой орган был создан в 1918 г для управления промышленностью какой орган был создан в 1918 г для управления промышленностью какой орган был создан в 1918 г для управления промышленностью

какой орган был создан в 1918 г для управления промышленностью

какой орган был создан в 1918 г для управления промышленностью

Высшие органы государственной власти и управления. По Конституции РСФСР 1918 г. к высшим органам государственной власти и управления относились Всероссийский съезд Советов, Всероссийский центральный исполнительный комитет и Совет народных комиссаров (Совнарком).

Всероссийский съезд Советов Конституция назвала «высшей властью». Он был правомочен обсуждать любой общегосударственный вопрос, т.е. его компетенция была ничем не ограничена. В исключительной компетенции съезда находились выборы ВЦИК, ратификация мирных договоров, изменение Конституции. Съезды Советов должны были созываться по решению ВЦИК не реже двух раз в год, однако фактически, начиная с 1919 г., они созывались один раз в год, в связи с чем в 1921 г. была внесена соответствующая поправка в Конституцию. Предусматривался также созыв чрезвычайных съездов. Из десяти Всероссийских съездов 1917—1922 гг. два (IV и VI) именовались чрезвычайными.

Депутаты Всероссийских съездов Советов избирались на губернских (из расчета 1 депутат от 125 тыс. жителей) и городских (1 депутат от 25 тыс. избирателей) съездах Советов. Численность депутатов всероссийских съездов колебалась в пределах от 1 до 2,5 тыс. человек. Наряду с депутатами, имевшими решающий голос в работе съездов, принимали участие депутаты с совещательным голосом. Это, как правило, были депутаты, направленные уездными съездами Советов. Необходимость более тщательного обсуждения вопросов привела к возникновению практики секционной работы. Так, на VII Всероссийском съезде Советов (декабрь 1919 г.) работали топливная, продовольственная и организационная секции, на VIII Всероссийском съезде Советов (декабрь 1920г.) — секции промышленности, сельскохозяйственного производства и помощи крестьянскому хозяйству, по улучшению деятельности советского аппарата и т.д.

В период между съездами Советов высшим законодательным, распорядительным и контролирующим органом РСФСР являлся Всероссийский центральный исполнительный комитет (ВЦИК), который формировал правительство и давал общее направление его деятельности, наблюдал за проведением в жизнь основ Конституции РСФСР, созывал Всероссийский съезд Советов, образовывал наркоматы, руководил деятельностью советов на местах. По вопросам своей деятельности он издавал декреты и распоряжения.

По Конституции РСФСР 1918 г. состав ВЦИК не должен был превышать 200 человек. Постановлением VIII Всероссийского съезда Советов численность ВЦИК была увеличена до 300 человек. ВЦИК избирался Всероссийским съездом Советов вне зависимости от того, каким — очередным или чрезвычайным — тот являлся. Первоначально ВЦИК был многопартийным органом. Начиная с V Всероссийского съезда Советов, представители других, кроме большевистской, партий во ВЦИК не избирались.

До осени 1918 г. ВЦИК был постоянно действующим органом. Затем он перешел на сессионный характер работы. Постоянно действующим органом ВЦИК стал его Президиум. При ВЦИК и его Президиуме создавались отделы (военный, финансовый, хозяйственно-продовольственный, крестьянский, казачий, национальный, пропаганды и т.д.) и различные (постоянные и временные) комитеты и комиссии.

Члены ВЦИК дважды в месяц обязаны были представлять Президиуму краткие доклады о своей работе в отделах, комитетах и ко­миссиях. Они не имели права отказываться от поручений, данных Президиумом. Член ВЦИК, пропустивший три заседания без уважительных причин, выбывал из его состава. Члены ВЦИК не могли подвергаться аресту без согласия Президиума ВЦИК или председателя ВЦИК. Пост председателя ВЦИК последовательно занимали: Л.Б.Каменев (26 октября — 8 ноября 1917 г.), Я.М.Свердлов (ноябрь 1917 г. — март 1919 г.), М.И.Калинин (с 30 марта 1919 г.).

Правительством РСФСР являлся Совет народных комиссаров. Конституция РСФСР 1918 г. более четко определила положение Совнаркома в системе органов Советского государства. Она закре­пила ответственность СНК перед Всероссийским съездом и ВЦИК и предоставила последнему право отменять или приостанавливать любое решение правительства.

30 ноября 1918 г. по декрету ВЦИК и СНК был образован чрезвычайный государственный орган — Совет рабочей и крестьянской обороны. В его состав вошли представители от ВЦИК, СНК, Красной армии, отдельных наркоматов, профсоюзов. Со­вет рабочей и крестьянской обороны должен был осуществлять мобилизацию всех сил и средств в интересах обороны страны. Его решения носили обязательный характер для всех ведомств. Он был наделен правом объявлять те или иные районы страны на военном (осадном) положении и передавать всю полноту власти в них в руки революционных комитетов (ревкомов). Заседа­ния Совета рабочей и крестьянской обороны проходили, как правило, не реже двух раз в неделю. На них систематически обсуждались вопросы о положении в Красной армии, о производстве вооружений и боеприпасов, хозяйственные вопросы и т.д. Председателем Совета рабочей и крестьянской обороны был глава правительства В.И.Ленин.

какой орган был создан в 1918 г для управления промышленностью

С окончанием гражданской войны необходимость в существовании этого чрезвычайного органа отпала. В апреле 1920 г. он был преобразован в Совет труда и обороны (СТО) и стал действовать на правах постоянной комиссии Совнаркома.

Наркоматы. Всистему центральных государственных учреждений РСФСР входили наркоматы, которые являлись органами отраслевого управления. Первые 13 наркоматов были созданы на II Всероссийском съезде Советов: Наркомат внутренних дел, Наркомат юстиции, Наркомат иностранных дел, Комитет по военным и морским делам, Наркомат труда, Наркомат финансов, Наркомат торговли и промышленности, Наркомат земледелия, Нарко­мат продовольствия, Наркомат просвещения, Наркомат по делам национальностей, Наркомат почт и телеграфов и Наркомат по железнодорожным делам. Почти у всех наркоматов (кроме НК по делам национальностей) имелись предшественники-министерства в монархической или буржуазно-демократической России. Это, однако, не облегчало задачу формирования исполнительного аппарата наркоматов, так как приходилось преодолевать саботаж со стороны значительной части служащих ликвидированных министерств, в большинстве своем отрицательно относившихся к новой власти. Но серьезность намерений большевиков, их решительные действия против саботажников и контрреволюционеров сломали сопротивление чиновничества и позволили в короткие сроки создать аппарат новых органов центрального отраслевого управления.

Вскоре после II Всероссийского съезда Советов в системе наркоматов произошли частичные изменения. В ноябре 1917 г. был образован Наркомат государственного призрения (с апреля 1918 г. стал называться Наркоматом социального обеспечения). Во главе этого ведомства находилась единственная женщина-нарком А.М.Коллонтай. В декабре 1917 г. после вхождения левых эсеров в Совнарком для их представителей создаются два наркомата: государственных имуществ (занимался охраной и подготовкой к передаче заинтересованным ведомствам бывших императорских дворцов, парков, театров и т. п.) и по местному самоуправлению (руководил деятельностью отмиравших земств и городских дум). В июле 1918 г. оба наркомата были упразднены.

1 декабря 1917 г. для управления национализированным сектором экономики создается Высший совет народного хозяйства (ВСНХ). С лета 1918 г. ВСНХ сосредоточивается исключительно на руководстве промышленностью. В связи с полной передачей управления промышленностью в руки ВСНХ и свертыванием в условиях гражданской войны и «военного коммунизма» товарно-денежных отношений Наркомат торговли и промышленности в 1920 г. преобразуется в Наркомат внешней торговли.

К концу 1917 г. завершилось становление Наркомата по военным делам. Его предшественник — Комитет по военным и морским делам, являвшийся коллегиальным органом управления армией и флотом, был упразднен. В феврале 1918 г. был создан Наркомат по морским делам. В сентябре 1918 г., после объявления РСФСР единым военным лагерем, все военные учреждения (в том числе Наркомат по военным делам и Наркомат по морс­ким делам) и вооруженные силы страны были подчинены Революционному военному совету республики. Председателем РВСР стал Л.Д.Троцкий.

В мае 1918 г. создается Наркомат государственного контроля (в 1920 г. преобразован в Наркомат рабоче-крестьянской инспекции), а в июле 1918 г. — Наркомат здравоохранения. В том же 1918 г. Наркомат по железнодорожным делам переименовывается в Наркомат путей сообщения. Временно, с ноября 1919 по апрель 1920 г., Наркомат труда и Наркомат социального обеспечения были объединены в одно ведомство.

Создание советского отраслевого аппарата управления завершилось к лету 1918 г. Конституция РСФСР 1918 г. утвердила систему центральных государственных органов, состоявшую из 18 наркоматов (см. рис. 16). Одновременно она определила правовое положение наркоматов и их руководителей.

Звание наркома принадлежало только члену Совнаркома. Наркомы назначались и смещались Всероссийским съездом Советов, а в период между съездами — ВЦИК. Нарком вправе был единолично решать любой вопрос, относящийся к ведению возглавляемого им наркомата. При каждом наркоме (под его председательством) образовывалась коллегия, члены которой утверждались Совнаркомом. В случае несогласия с тем или иным решением нар­кома коллегия, не приостанавливая его исполнения, могла обжа­ловать его в Совнаркоме или в Президиуме ВЦИК.

Управление экономикой. В годы гражданской войны советское пра­вительство проводило политику «военного коммунизма». Она включала в себя такие мероприятия, как: национализация средств производства, централизация управления экономикой, введение продразверстки, установление государственной монополии внешней торговли, уравнительное распределение продуктов, принудительные трудовые мобилизации и др. Активное вмешательство государства в экономические процессы и, прежде всего, национализация промышленности, транспорта, банков потребовали создания специализиро­ванных органов по управлению народным хозяйством. Ключевая роль в управлении экономикой отводилась созданному в декабре 1917 г. Высшему совету народного хозяйства (ВСНХ).

Руководящими органами ВСНХ являлись Пленум (включал представителей от ВЦИК, хозяйственных наркоматов, кооперации, профсоюзов; решал общие вопросы экономической политики), Бюро и Президиум (занимались оперативным руководством, координировали и контролировали деятельность структурных подразделений и подведомственных учреждений). В структуру ВСНХ входили отраслевые (по металлу, топливу, химический и др.), функциональные (снабжения, производственный и т.д.) и обслуживающие (статистики, иногородний и т.п.) отделы. На местах создавались губернские советы народного хозяйства (совнархозы).

Расширение масштабов гражданской войны, переход к национализации целых отраслей промышленности обусловили дальнейшее усиление централизации управления. С конца 1918 г. началась перестройка аппарата ВСНХ. Все более значительную роль в нем стали играть главные управления и комитеты — главки, создававшиеся для руководства национализированными отраслями. Сначала их было немного, но к концу гражданской войны насчитывалось уже 52. Главки создавались двух видов: отраслевые (Главнефть, Главруда, Главметалл, Главтекстиль) и по видам продукции (Главгвоздь, Главсоль, Главспичка, Главспирт). Им непосредственно подчинялись крупные и средние, а порой даже и мелкие предприятия. В ведении губернских совнархозов осталось незначительное число предприятий кустарного типа, продукция которых имела чисто местное значение. Такая сверхцентрализованная система управления промышленностью получила название «главкизма».

В целом в чрезвычайных условиях гражданской войны система «главкизма» себя оправдала, так как обеспечила мобилизацию всех ресурсов на военные нужды. Вместе с тем в полной мере проявились и негативные стороны чрезмерной централизации — ведомственность, бюрократизм, рост управленческого аппарата, игно­рирование интересов регионов.

Местное управление. Революционные потрясения 1917 г. ослабили связи мест с центром и породили необычайную пестроту в организации местного управления. II Всероссийский съезд Советов принял постановление о переходе власти на местах в руки Советов. Однако наряду с Советами функции органов местной государственной власти выполняли также военно-революционныекомитеты. В ряде местностей некоторое время сохранялось двоевластие Советов и городских дум. Лозунг «Вся власть Советам» порой понимался в смысле полной независимости местной власти от центральной. Это вызвало, в частности, появление местных «республик» — Курской, Калужской, Тверской и др. со своими «совнаркомами» и прочими органами власти. Было немало случаев, когда волостные Советы отказывались признавать решения уездных, а те, в свою очередь, губернских Советов.

По мере укрепления советской власти система местных Советов получала более упорядоченную организацию. Конституция РСФСР 1918 г., обобщив первый опыт советского государственного строительства, отобрала и узаконила наиболее целесообразные формы организации советской власти на местах. Высшими органами власти в губернии, уезде, городе и волости являлись соответствующие съезды Советов: губернский, уездный, городской и волостной. Определялись порядок созыва этих съездов и нормы представительства. Губернские съезды Советов составлялись из представителей городских (1 депутат от 2 тыс. избирателей) и волостных советов (1 депутат от 10 тыс. жителей), уездные съезды советов — из представителей волостных (1 депутат от 1 тыс. жителей) и городских Советов (от городов с населением до 10 тыс. жителей норма представительства в Конституции не фиксировалась), волостные съезды Советов — из представителей сельских советов (1 депутат от 10 членов Совета). Исполнительно-распорядительными органами съездов Советов являлись исполнительные комитеты. Конституция определила численный состав исполкомов: губернский — не более 25, уездный — не более 20, волостной — не более 10, городской — от 3 до 15 и сельский — до 5 человек.

Местные Советы были наделены широкими полномочиями: они занимались выполнением постановлений вышестоящих советских органов, проводили мероприятия по экономическому и культурному развитию своей территории, участвовали в борьбе с саботажем и контрреволюцией, решали все вопросы, имевшие местное значение.

Помимо городских и сельских Советов и Советов административно-территориальных единиц (губерний, уездов, волостей) некоторое время существовали областные объединения Советов. Области состояли из нескольких губерний. На момент принятия Конституции в июле 1918 г. было четыре областных объединения: Московское, Западное, Уральское и Северное. Основной задачей областных Советов являлось быстрое и неуклонное проведение в жизнь предначертаний органов высшей и центральной советской власти. Они сыграли важную роль в организации местных Советов и руководстве их деятельностью. Областные Советы собирали съезды, формировавшиеся из представителей городских и уездных Советов, избирали исполнительные комитеты. К концу гражданской войны деятельность областных Советов была прекращена.

Чрезвычайные органы власти на местах. Советы являлись не единственными органами государственной власти на местах. Еще в период подготовки и проведения Октябрьской революции во мно­гих городах были образованы военно-революционные комитеты. Их главная задача заключалась в обеспечении перехода власти на местах в руки Советов. Однако после установления советской власти военно-революционные комитеты были ликвидированы не сразу: они помогали в формировании аппарата местных Советов, вели борьбу с противниками советской власти и т.д. По мере выполнения этих задач военно-революционные комитеты упразднялись, а их аппарат вливался в аппарат Советов. Повсеместно это произошло к марту 1918 г.

В мае — июне 1918 г. обострилась гражданская война в деревне. 14 мая Совнарком объявил о введении в стране продовольственной диктатуры. Среди мер значились твердые цены на продовольствие, запрещение частной торговли хлебом, борьба со спекуляцией, изъятие «хлебных излишков». 11 июня 1918 г. ВЦИК принял декрет «Об организации деревенской бедноты и снабжении ее хлебом, предметами первой необходимости и сельскохозяйственным инвентарем». В соответствии с ним в деревне создавались чрезвычайные органы власти — комитеты бедноты (комбеды). Организация и деятельность волостных и сельских комбедов проходила под руководством комитетов большевистской партии. Комбеды осуществляли учет и распределение продовольствия, принудитель­ное изъятие хлебных излишков, вели набор в Красную армию, занимались культурно-просветительной работой. Они также получили право на чистку Советов от «классово чуждых элементов». Комбеды просуществовали до конца 1918 г.

С середины 1918 г. началось создание революционных комитетов (ревкомов). Это была третья по счету группа чрезвычайных органов диктатуры пролетариата на местах. Ревкомы образовывались реввоенсоветами армий при участии местных советских органов в прифронтовой полосе и на территории, освобожденной Красной армией от антибольшевистских правительств. В первом случае они заменяли местные Советы и действовали в тесном взаимодействии с частями Красной армии, во втором — их основная задача заключалась в создании необходимых условий для возобновления деятельности советского аппарата. Особое место занимали ревкомы, создававшиеся на территории, контролируемой белым движением. Они действовали подпольно и занимались подготовкой вооруженных восстаний, революционной агитацией и пропагандой, оказывали помощь партизанам и т.д. Массовое образование ревкомов относится к 1919 г. Их упразднение началось в январе 1920 г. Однако в отдельных местностях они сохранялись до середины (Сибирь) и даже до второй половины 1920-х гг. (Северный Кавказ, Туркестан, Дальний Восток).

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *