какой опросник не используется для диагностики характера
Ваш психолог. Работа психолога в школе.
Самое популярное
4.1. Типологические личностные опросники в психодиагностике личности
Типологические опросники разрабатываются на основе выделения типов личности как целостных образований, не сводимых к набору черт.
Диагностика осуществляется при сопоставлении с типом личности (типология личности по К. Леонгарду, П.Б. Ганнушкину и др.).
Современные типологические опросники:
4.2. Опросники черт в психодиагностике личности
Вопросы для повторения теоретического материала:
1. Каковы особенности типологических опросников?
2. Назовите основные типологические опросники.
3. Дайте характеристику типологического опросника MMPI.
4. Каковы функции контрольных шкал опросника MMPI?
5. Назовите основные варианты и модификации опросника MMPI.
6. Каковы особенности опросников черт?
7. Назовите основные опросники черт.
8. Дайте характеристику шестнадцатифакторного личностного опросника Р. Кет- телла.
9. Какие типы данных применял Р. Кеттелл при разработке опросника 16 PF?
10. Назовите основные варианты шестнадцатифакторного личностного опросника Р. Кеттелла.
11. В чем состоит трехфакторная теория личности Г. Айзенка?
12. Перечислите основные опросники Г. Айзенка, разработанные на основе го теории.
Словарный тренинг:
Дайте определение и приведите примеры содержания понятий:
1. Акцентуация
2. Гипомания
3. Депрессия
4. Ипохондрия
5. Истерия
6. Маскулинность
7. Паранойя
8. Психастения
9. Психопатия
10. Феминность
11. Шизофрения
Задания к тексту:
1. Проанализировать текст, сформулировать его аннотацию (основное содержание)
2. Составить глоссарий (список основных понятий текста). Дать определения новым понятиям по материалам статьи.
3. Выявить взаимосвязи между основными смысловыми единицами текста, оценить логику построения материала.
4. Изложить часть текста в форме суждения для теоретической части магистерской диссертации.
5. Составить проблемные вопросы к тексту. Подготовить ответы по материалам статьи, обосновать собственную позицию по каждому вопросу.
6. Охарактеризовать личностные опросники, применяющиеся для диагностики самосознания личности. Определить к каким видам они относятся.
7. Дать рецензию на статью с выражением собственного мнения, позиции.
Работа с Интернет-ресурсами:
Ознакомьтесь с одним из номеров журнала «Вопросы психологии». Проанализируйте, какие типологические опросники и опросники черт применяются в современных психологических исследованиях.
Практические задания:
Практико-аналитические задания для проработки изученного материала:
1. Дайте сравнительную характеристику типологических опросников MMPI и опросника акцентуаций личности Ф. Шмишека
2. Дайте сравнительную характеристику опросников Г. Айзенка EPI и EPQ
Работа с диагностической методикой:
Работа с диагностической методикой «Мини-мульт» (сокращенный вариант MMPI).
Цель методики: Опросник предназначен для диагностики типа личности.
Стимульный материал: бланк с текстом опросника, бланк (таблица) ответов испытуемого.
Формы работы: решение проблемно-поисковой учебной задачи, учебная демонстрация, групповая дискуссия, работа с программами статистической обработки данных.
Формируемые навыки и компетенции: сбор фактического материала; обработка и интерпретация данных.
Порядок работы с методикой:
1. Анализ методики:
1. Определить, к какому типу и виду относится данная методика.
2. Проанализировать основные психометрические характеристики методики.
3. Проанализировать стимульный материал, оборудование методики и процедуру проведения методики.
4. Проанализировать инструкцию и протокол проведения методики. При необходимости разработать протокол.
5. Проанализировать цели и содержание методики. Какие психологические явления, свойства и качества выявляет каждый пункт методики?
6. Проанализировать отдельные шкалы, соответствие пунктов методики наименованию и назначению шкалы.
7. Установить, в каких направлениях работы психолога может применяться методика, в какой области психологической диагностики личности может применяться методика.
2. Проведение методики:
1. Ознакомиться с методикой и провести ее с группой испытуемых.
2. Провести индивидуальную и групповую обработку результатов, полученных в ходе диагностики, согласно инструкции к методике.
3. Представить полученные результаты в графической форме (графики, гистограммы
и др.).
4. Провести статистическую обработку полученных результатов.
5. Провести анализ и интерпретацию полученных результатов.
6. Провести собственную оценку методики на основе полученного опыта ее применения. В чем состоят достоинства и недостатки методики в работе с людьми разных возрастных периодов и разных социальных групп?
Практическое задание для самостоятельной работы и формирования портфолио:
Подобрать опросник для магистерской диссертации среди типологических опросников и опросников черт личности и дать ее характеристику по основным классификациям личностных опросников.
Банк методик для диагностики свойств личности
1. Тест-опросник Айзенка
Г. Айзенк предложил в качестве базисных два параметра индивидуальности: «экстраверсию-интроверсию», «нейротизм-эмоциональную стабильность».
В настоящее время разработаны две параллельные формы (А и В) адаптированного русскоязычного варианта тест-опросника Айзенка.
2. Измерение социально-обусловленных диспозиций (характер). Тест-опросник 16 PF Кеттела.
Опросник предназначен для измерения шестнадцати факторов личности и дает многогранную информацию о личностных чертах. Опросник состоит из 187 вопросов, на которые предлагается ответить (да, нет, не знаю). Обработка данных производится с помощью ключа. Личностный опросник Кеттелла предназначен в первую очередь для оценивания нормальной личности, позволяет подробно описать личностную структуру, выявить скрытые личностные проблемы, найти компенсаторные механизмы поддержания психического здоровья.
3. Опросник Х. Шмишека. Предназначен для диагностики акцентуированных типов личности. В основе его лежит концепция «акцентуированных личностей» Леонгарда (согласно его концепции, – 2 группы черт личности: основная и дополнительная. 1-ая значительно меньше, является стержнем личности, определяя ее развитие, адаптацию и психическое здоровье. Личности, у которых основные черты имеют высокую степень выраженности, названы им акцентуированными.
Опросник Шмишека состоит из 88 вопросов («да», «нет»). С помощью него определяются 10 типов акцентуации личности:
Демонстративный тип. Потребность в самовыражении, постоянное стремление произвести впечатление, привлечь к себе интерес, внимание. Повышенная способность к вытеснению.
Педантичный тип. Повышенная аккуратность, тяга к порядку, нерешительность, осторожность. Повышенная ригидность, неспособность к вытеснению травмирующих переживаний.
Застревающий тип. Характеризуется устойчивостью аффекта, длительностью эмоциональных переживаний (долго помнит обиды)
Возбудимый тип. Чрезвычайно выражена импульсивность поведения, ослабление контроля над влечениями и побуждениями, отсутствие логики в действиях.
Гипертимический тип. Постоянно хорошее настроение вне зависимости от каких-либо внешних поводов, оптимизм, высокая активность.
Дистимический тип. Сниженный фон настроения, пессимизм, фиксация теневых сторон жизни, заторможенность.
Тревожный тип. Повышенная тревожность, склонность к страхам, робость и пугливость, неуверенность в себе.
Циклотимический тип. Характеризуется сменой Гипертимический и дистимических фаз (хорошего и плохого настроения) в сопровождении с адекватными переживаниями.
Аффективно-экзальтированный тип. Повышенная впечатлительность, легкий переход в бурный восторг от радостных событий и в глубочайшее отчаяние от событий печальных, яркое внешнее выражение переживаний.
Эмотивный тип. Высокоразвитая эмпатия, повышенная слезливость. Похож на 9, но проявления не столь бурны.
Признаком акцентуации является показатель выше 12-14 балов, максимум 24 балла. По Леонарду, 1-4 (акцентуации характера), 5-10 (акцентуации темперамента).
4. Прогрессивные матрицы Равена
Применяются для диагностики уровня интеллектуального развития испытуемых в возрасте от 8 до 14 лет и от 20 до 65 лет. Материал теста в черно-белом варианте состоит из 60 матриц или композиций с пропущенным элементом. Задания разделены на пять серий, в каждой из которых 12 однотипных по возрастающей сложности заданий. Трудность возрастает от перехода от серии к серии. Испытуемый должен выбрать недостающий элемент матрицы.
5. Тест структуры интеллекта Амтхауэра
Предназначен для оценки уровня интеллектуального развития лиц в возрасте от 13 до 61 года. В тесте 9 групп заданий, которые позволяют определить уровень развития различных составляющих интеллекта.
Одни субтесты позволяют оценить развитость гуманитарных способностей, вторые естественно-научных, третьи – технических, другие – математических способностей.
6. Шкала измерения интеллекта Векслера
Предназначена для оценки уровня интеллектуального развития и стандартизована на выборке испытуемых в возрасте от 7 до 69 лет. Включает вербальную и невербальную шкалы.
Вербальная шкала включает;
1) субтест общей осведомленности диагностирует запас относительно простых сведений и знаний.
2) субтест общей понятливости исследует полноту понимания смысла выражений, общественных норм, способность к суждениям.
3) арифметический субтест оценивает концентрацию внимания, легкость оперирования числовым материалом.
4) субтест установления сходства оценивает способность к формированию понятий, классификации, упорядочению, абстрагированию.
5) субтест повторения цифровых рядов исследует развитие лишь содержания слов (предлагается объяснить значение ряда слов), в каждом из которых требуется отыскать какую-либо недостающую деталь или несоответствие;
6) субтест шифровки цифр изучает степень усвоения зрительно-двигательных навыков. Задание состоит в написании под каждой цифрой в клеточке соответствующего ей символа;
7) субтест нахождения недостающих деталей изучает особенности зрительного восприятия, наблюдательность, способность оперативной памяти и внимания;
8) субтест кубиков Коса направлен на изучение сенсомоторной координации, способности синтеза (целого из частей). Испытуемому предлагается последовательно воспроизвести девять образцов рисунков из разноцветных деревянных кубиков;
9) субтест последовательности картинок исследует способность к организации фрагментов в логическое целое, пониманию ситуации и предвосхищение событий.
10) субтест составления фигур исследует направленность субтеста, аналогичного субтесту 9. Предлагаются в определенной последовательности детали четырех фигур без указания на то, что из этих деталей должно быть составлено.
Существуют варианты субтестов шкалы, предназначенной для обследования дошкольников и младших школьников в возрасте от 4 до 6,5 лет:
Субтесты невербальные 1) дом животного; 2) завершение картинок; 3) лабиринты; 4)нахождение сходства; 5) геометрические схемы; 6) понимание.
Субтесты вербальные 1) осведомленность; 2) словарный запас; 3) арифметика.
— ситуации «обвинения» (субъект при этом служит объектом обвинения) – 8 ситуаций.
Оценка теста: Каждый ответ оценивается с точки зрения двух критериев: направления и типа реакции. Соответственно выделяют направления реакции:
«Комплект методик для диагностики акцентуаций характера»
Выполнила: Минневалеева Анна Ивановна МБОУ «Гимназия №3»
Характерологический опросник Леонгарда-Шмишека.
Опросник предназначен для диагностики типа акцентуации личности, является реализацией типологического подхода к ее изучению. Опубликован Г. Шмишеком в 1970 г.
Он остоит из 88 вопросов, на которые требуется ответить «да» или «нет». С помощью опросника определяются следующие 10 типов акцентуации личности :
1. Демонстративный тип.
2. Педантичный тип.
3. «Застревающий» тип.
4. Возбудимый тип.
5. Гипертимический тип.
6. Дистимический тип.
7. Тревожно-боязливый.
8. Циклотимический тип.
9. Аффективно-экзальтированный.
10. Эмотивный тип.
Патохарактерологический опросник для подростков А.Е. Личко.
Патохарактерологический диагностический опросник (ПДО) — это личностный опросник, предназначенный для определения типов акцентуации характера и вариантов конституциональной психопатии, психопатических развитий и органических психопатий в подростковом и юношеском возрасте (14 – 18 лет).
Результаты оценивают по двум оценочным шкалам: объективной и субъективной. С помощью объективной шкалы ПДО могут быть диагностированы типы акцентуаций характера и психопатий. Шкала субъективных оценок предназначена для выяснения того, каким видит свой характер сам обследуемый (или каким хочет его представить).
СMAS (Шкала проявления тревожности у детей)
личностный опросник предназначен для измерения проявлений явной тревожности у детей. Методика предназначена для диагностики тревожности у детей 8-12 лет.
MAS (Шкала проявления тревожности у взрослых)
Шкала проявления тревожности у взрослых Дж. Тейлора (1953) устанавливает общие критерии свойства тревожности. Утверждения отбирались из набора утверждений Миннесотского многоаспектного личностного опрос¬ника ММРI. Выбор пунктов для «Шкалы явной тревожности у детей» осуществлялся на основе ана¬лиза их способности различать лиц с «хро¬ническими реакциями тревоги». MAS измеряет тревожность как черту и также предназначена для измерения склонности испытывать состояние тревоги в различных ситуациях, связанных с социальным взаимодействием людей.
Тест школьной тревожности Б. Филлипса
Методика используется для изучения уровня и характера тревожности, связанной со школой у детей младшего и среднего школьного возраста (с 8 до 14 лет). Тест состоит из 58 вопросов, которые могут зачитываться школьникам, а могут и предлагаться в письменном виде. На каждый вопрос требуется однозначно ответить «Да» или «Нет».
Проективная методика диагностики дивергентного мышления (ПМДДМ) разработана как модификация тестовой батареи Дж. Гилфорда для диагностики дивергентного мышления. Наряду с классическими параметрами беглость, гибкость и оригинальность, в методике используется новый фактор – продуктивность.
ПМДДМ позволяет:
1. Проводить тестирование, как в индивидуальной, так и в групповой форме.
2. Проводить мониторинговое отслеживание развития дивергентного мышления.
3. Получать достоверные результаты, рассчитанные, адаптированные и проверенные на отечественных выборках.
В широком смысле методика направлена на общую оценку степени развитости волевой регуляции, обеспечивающей сознательное, намеренное, осуществляемое на основе собственного решения поведение.
В комплект входят две методики:
1) Опросник диагностики волевых качеств личности для подростков (ВКЛ-П).
2) Опросник диагностики волевых качеств личности для взрослых (ВКЛ-В).
Каждый опросник ВКЛ предназначен для диагностики волевых качеств личности. Опросник содержит 9 шкал, отражающих основные компоненты волевой регуляции поведения личности:
1. Ответственность
2. Инициативность
3. Решительность
4. Самостоятельность
5. Выдержка
6. Настойчивость
7. Энергичность
8. Внимательность
9. Целеустремленность
Автор методики: Р. Кеттел,
Адаптация методики: И.В. Выбойщик,
Разработка компьютерной программы для 16-PF: Д.Н. Никулин
В настоящее время эти опросники наиболее часто используется в экспериментальных исследованиях личности, и получили достаточно высокую оценку у психологов-практиков.
Комплект методик Р. Кеттела для диагностики структуры личности включает в себя шестнадцатифакторный личностный опросник Р. Кеттела (16 PF), подростковый вариант личностностного опросника (14 PF, HSPQ), детский вариант личностного опросника (12 PF, CPQ).
Шестнадцатифакторный личностный опросник (Sixteen Personality Factor Questionnaire, 16 PF, 1950). Личностный опросник Г. Кеттела предназначен для измерения 16 факторов личности. Разработаны две эквивалентные формы опросника (А и В) по 187 вопросов в каждой (для обследования взрослых людей с образованием не ниже 10 – 11 классов). Детский вариант (12 PF), рассчитан на детей в возрасте от 8 до 12 лет и содержит 120 вопросов. Подростковый вариант (14 PF) – 13 – 17 лет, 142 вопроса.
Х.Гоух, руководство к CPI составлено Х. Гоух, переведено на русский язык И.М. Дашковым, Н.А. Курганским в 1995 г., опубликовано с незначительными сокращениями и добавлениями редактора Н.А. Батурина. Авторы разработки компьютерной программы Н.А. Курганский и Д.Н. Никулин.
Калифорнийский психологический опросник (California Psychological Inventory, СРI) разработан в 1956 г. под руководством X. Гоуха. Предназначен для оценки личностных характеристик и выявления качеств, проявляющихся в реальном повседневном межличностном взаимодействии.
Опросник используется для прогнозирования успеваемости по отдельным учебным дисциплинам, успешности окончания школы, а также в области профессионального отбора, прогнозирования эффективности управленческой деятельности, изучения креативных качеств личности.
Применяется для диагностики испытуемых в возрасте от 12 лет и старше. CPI содержит 480 утверждений, большая часть которых касается типичных поведенческих паттернов и привычных мнений по различным вопросам. Результатом обработки является вычисление профильных оценок по 18 шкалам опросника, объединённым в четыре группы и построение по ним профиля.
CPI может использоваться для диагностики в индивидуальной и групповой форме.
Методика рисуночной фрустрации С. Розенцвейга (Rosenzweig Picture-Frustration Study) разработана С. Розенцвейгом в 1945 г. на основе описанной им теории фрустрации. Она предназначена для диагностики особенностей поведения и прогноза эмоциональных реакций в ситуациях, связанных с появлением трудностей, препятствующих достижению цели.
Стимульный материал методики рисуночной фрустрации С. Розенцвейга состоит из 24 рисунков, на которых изображены люди, находящиеся во фрустрационной ситуации. Оценка полученных ответов, в соответствии с теорией С. Розенцвейга, осуществляются по направлению реакции (агрессии) и ее типу.
Помимо количественной и качественной оценок направленности и типа реакции во фрустрирующих ситуациях на основе стандартных ответов рассчитывается «показатель групповой конформности», позволяющий судить о степени социальной адаптации человека.
Тест, адаптированный Рукавишниковым А.А. и Соколовым М.В., предназначен для старших школьников и взрослых, с временем проведения 20-50 минут и областью применения в консультативной работе и комплексной психологической диагностике.
Анкеты «Определение детей группы риска» (разработана Н.В. Суриковой).
Анкета предназначена для экспресс-диагностики, позволяющей выявить детей групп риска. Ответить на вопросы анкеты предлагается учителям или родителям.
Методики выявления склонности обучающихся к отклоняющемуся (асоциальному) поведению (Шкала склонности к аддиктивному поведению) (разработана А.Н. Орел). Психолого-педагогическая диагностика аддиктивного поведения обучающихся от 15 до 18 лет. Отдельно для мальчиков и девочек.
Диагностические мероприятия на семейном уровне с привлечением родителей (законных представителей) по диагностике аддиктивного поведения обучающихся от 13 до 15 лет
Психолого-педагогическую диагностику аддиктивного поведения обучающихся от 13 до 15 лет на семейном уровне с привлечением родителей (законных представителей) рекомендуется осуществлять с использованием Анкеты асоциального поведения для детей 13-15 лет, методик выявления родителями разновидностей зависимости у подростка.
Анкеты асоциального поведения для детей 13-15 лет (Парфенов Ю.А.)
Анкета предназначена для заполнения родителями (желательно обоими) или людьми, длительное время наблюдающими ребёнка. Анкета включает в себя восемь признаков антисоциального поведения. Наличие трех и более признаков позволяет отнести их носителя к категории лиц, страдающих асоциальным расстройством.
Оцениваемые качества. Склонность к антисоциальному поведению.
Методика выявления родителями химической зависимости у подростка (разработана Е.В. Змановской)
Анкеты наблюдений для педагогических работников образовательных учреждений, разработанной Л.М. Денякиной, М.В. Корепановой, И.А. Липчанской.
НД — недоверие к людям, вещам, ситуациям
Д — депрессия (угнетенность)
ТВ — тревожность по отношению к взрослым
ВВ — враждебность по отношению к взрослым
ТД — тревожность по отношению к детям
А — недостаток социальной нормативности (асоциальность)
ВД — враждебность по отношению к другим детям
ЭН — эмоциональное напряжение
НС — невротические симптомы
С — неблагоприятные условия среды
СР — сексуальное развитие
УО — умственная отсталость
Б — болезни и органические нарушения
Ф — физические недостатки
Заполняется Карта по результатам анкеты наблюдений.
Методика выявления интернет-аддикции у обучающихся (разработана Т.А. Никитиной, А.Ю. Егоровым)
Опросник Г. Айзенка «Самооценка психических состояний личности» включает описание различных психических состояний, наличие которых у себя испытуемый должен подтвердить или опровергнуть. Опросник дает возможность определить уровень тревожности, фрустрации, агрессии и ригидности.
Тест Фагерстрема на определение степени никотиновой зависимости
Скрининг-тест на выявление сексуальной аддикции (разработан П. Карнесом)
Тест Г. Айзенка и методика экспресс-диагностики характерологических особенностей личности Т.В. Матолиной
Тест Г. Айзенка и методика экспресс-диагностики
характерологических особенностей личности Т.В. Матолиной
В основе разработки данной методики лежит факт повторения набора сходных общепсихологических типов в различных авторских классификациях (Кеттелл, Леонгард Айзенк, Личко др.).
Предлагаемая методика содержит опросник Айзенка (подростковый вариант) и методику экспресс-диагностики характерологических особенностей личности Т.В. Матолиной, поскольку сочетание этих методов позволит вам не только узнать психологические особенности вашего ребенка, но и предложит вам наиболее эффективные направления построения взаимоотношений с ним с учетом типа его личности.
В основе данного теста лежат особенности типа темперамента, где главными являются два вектора.
1. Экстраверсия—интроверсия характеризует основную индивидуальную направленность человека либо внутрь себя (интроверт), либо на окружающий мир и внешние события (экстраверт). Экстраверты — люди общительные, подвижные, импульсивные, эмоциональные, склонные к риску. Интроверты же, напротив, более замкнутые, спокойные, склонные к самоанализу, не очень общительные, осторожные и педантичные.
2. Нейротизм — эмоциональная устойчивость характеризует показатели стабильности или нестабильности нервной системы. Люди с высокими результатами по шкале нейротизма очень болезненно реагируют на неудачи и возникающие проблемы, склонны расстраиваться по пустякам, подвержены резким переменам настроения, тревожны и крайне чувствительны ко всему, что с ними происходит. Эмоционально устойчивые люди, напротив, не склонны переживать по пустякам, легко сдерживают свои эмоции и контролируют собственное эмоциональное состояние, отлично приспосабливаются к изменившимся ситуациям.
На каждый из вопросов вы должны ответить «да» или «нет», причем правильным является тот ответ, который первым приходит вам на ум, поэтому, отвечая, не раздумывайте. Перед тем как приступить к заданию, возьмите чистый лист бумаги и поставьте на нем номера от 1 до 60. Этот лист будет служить вам карточкой для заполнения, где номер вопроса и номер ответа должны четко совпадать.
Опросник Айзенка
1. Шкала лжи.
«Да» на вопросы под номерами 8, 16, 24, 28, 36, 44;
«Нет» на вопросы под номерами 4, 12, 20, 32, 40, 48.
Если количество совпадений превышает пять штук, то ученик едва ли был искренним, отвечая на вопросы. Поэтому правильность результатов и по всем остальным шкалам можно поставить под сомнение. Попросите его еще раз ответить на все вопросы, не обманывая себя и не стараясь казаться лучше, чем он есть на самом деле. Если количество ответов будет равно пяти или ниже, приступайте к подсчету остальных результатов.
2. Шкала экстраверсия—интроверсия.
«Да» на вопросы под номерами 1, 3, 9, 11, 14, 17, 19, 22, 25, 27, 30, 35, 38, 41, 43, 46, 49, 53, 57;
«Нет» на вопросы под номерами 6, 33, 51, 55, 59.
3. Шкала нейротизма.
«Да» на вопросы под номерами 2, 5, 7, 10, 13, 15, 18, 21, 23, 26, 29, 31, 34, 37, 39, 42, 45, 47, 50, 52, 54, 56, 58, 60.
Теперь на осях координат, приведенных ниже, постройте точку, соответствующую типу личности вашего ребенка. Отложите по горизонтальной оси (интроверсия—экстраверсия) суммарное количество баллов «Э». По вертикальной оси отложите количество баллов «Н». Точка пересечения перпендикуляров к осям и будет точкой, характеризующей личность ученика и тип его темперамента.
Теперь посмотрите на «круг Айзенка», где он приводит основные характеристики людей с присущим ребенку типом темперамента.