какой общественный институт возник раньше других ответ
Тест по Обществознанию с ответами (11 класс)
А) заработная плата рабочим
Б) арендная плата за помещение
В) расходы на электроэнергию
Г) расходы на сырьё
А) политические элиты
В) политические партии
А) создание новых материальных ценностей
Б) выявление закономерностей развития мира
В) духовные ценности
А) банковская система
Б) система образования
В) избирательная система
Г) система здравоохранения
А) центральный государственный банк
Б) инвестиционный банк
В) инновационный банк
Г) сберегательный банк
А) воспитывать детей
Б) решать проблемы повышения качества и уровня жизни
В) понимать окружающий мир
Г) управлять страной
А) кража в магазине
Б) нарушение трудового распорядка
В) переход дороги в неположенном месте
Г) нанесение тяжких телесных повреждений
А) налог на прибыль
Б) таможенная пошлина
В) налог на имущество
Г) подоходный налог
А) вступления в брак
Б) получения паспорта
В) инфляция издержек
А) необходимость в еде
Б) стремление к власти
В) стремление к высокой должности
Г) изучение основ искусства
А) принятие законов
Б) выражение определённой идеологии
В) ведение внешней политики
Г) экономическую деятельность регионов
А) спад в экономике
В) усиление конкуренции
Г) снижение производительнос ти труда
Б) арбитражным судом
В) судами общей юрисдикцией
Г) конституционным судом
А) государственная власть
Б) исполнительная власть
В) законодательная власть
Г) политическая власть
А) распоряжение Академии наук
Б) приказ директора школы
Г) постановление Правительства РФ
Б) технологические нормы
В) медицинские нормы
Г) спортивные нормативы
Б) судебная система
В) маркетинговые исследования
Г) частное строительство
А) воспроизводство рода
Б) забота о потомстве
В) потребность в пище
Г) умение разумно мыслить
Тест по Обществознанию с ответами, 11 класс ( К постоянным затратам …)
Тест по Обществознанию с ответами, 11 класс (К постоянным затратам относится …)
А) заработная плата рабочим
Б) арендная плата за помещение
В) расходы на электроэнергию
Г) расходы на сырьё
А) политические элиты
В) политические партии
А) создание новых материальных ценностей
Б) выявление закономерностей развития мира
В) духовные ценности
А) банковская система
Б) система образования
В) избирательная система
Г) система здравоохранения
А) центральный государственный банк
Б) инвестиционный банк
В) инновационный банк
Г) сберегательный банк
А) воспитывать детей
Б) решать проблемы повышения качества и уровня жизни
В) понимать окружающий мир
Г) управлять страной
А) кража в магазине
Б) нарушение трудового распорядка
В) переход дороги в неположенном месте
Г) нанесение тяжких телесных повреждений
А) налог на прибыль
Б) таможенная пошлина
В) налог на имущество
Г) подоходный налог
А) вступления в брак
Б) получения паспорта
В) инфляция издержек
А) необходимость в еде
Б) стремление к власти
В) стремление к высокой должности
Г) изучение основ искусства
А) принятие законов
Б) выражение определённой идеологии
В) ведение внешней политики
Г) экономическую деятельность регионов
А) спад в экономике
В) усиление конкуренции
Г) снижение производительности труда
Б) арбитражным судом
В) судами общей юрисдикцией
Г) конституционным судом
А) государственная власть
Б) исполнительная власть
В) законодательная власть
Г) политическая власть
А) распоряжение Академии наук
Б) приказ директора школы
Г) постановление Правительства РФ
Б) технологические нормы
В) медицинские нормы
Г) спортивные нормативы
Б) судебная система
В) маркетинговые исследования
Г) частное строительство
А) воспроизводство рода
Б) забота о потомстве
В) потребность в пище
Г) умение разумно мыслить
Какой общественный институт возник раньше других ответ
6. Какое из утверждений является неверным:
1) все элементы материальной и духовной культуры неразрывно связаны между собой;
2) все элементы материальной и духовной культуры существуют независимо друг от друга;
3) культура представляет меру человеческого в человеке;
4) каждое поколение накапливает и сохраняет культурные традиции и ценности.
7. Культурными универсалиями называют:
1) совокупность норм поведения;
2) особенности национальной культуры;
3) совокупность знаний об обществе;
4) некоторые общие черты или формы, присущие всем культурам.
8. Какое из утверждений является верным:
1) общество – часть культуры;
2) общество и культура неразрывно связаны;
3) общество и культура существуют независимо друг от друга;
4) общество может существовать вне культуры.
9. К культурным универсалиям не относятся:
2) институт брака и семьи;
3) религиозные ритуалы;
4) особенности национальной культуры.
10. К материальной культуре относят:
1) транспортные средства;
2) систему ценностей;
1.4. Взаимосвязь экономической, социальной, политической и духовной сфер общества
1. Демографические изменения в государстве отражают прежде всего проявление сферы жизни общества:
1) экономической; 3) политико-правовой;
2) социальной; 4) духовной.
2. Экономика, политика, социальные отношения и духовная жизнь общества – это:
1) независимо развивающиеся сферы общества;
2) взаимосвязанные сферы общества;
3) этапы общественной жизни;
4) элементы общественной жизни.
3. К социальной сфере жизни общества относят :
1) власть, государство;
2) производство материальных благ;
4. Отношения в процессе материального производства можно отнести к:
1) экономической сфере;
2) политической сфере;
3) социальной сфере;
5. Издержки производства, рынок труда, конкуренция характеризуют сферу общества:
1) экономическую; 3) политическую;
2) социальную; 4) духовную.
6. Избирательная система, порядок принятия законов характеризуют сферу общества:
1) экономическую; 3) политическую;
2) социальную; 4) духовную.
7. К политической сфере общественной жизни можно отнести:
1) отношения между классами;
2) отношения в процессе материального производства;
3) отношения, возникающие по поводу государственной власти;
4) отношения морали и нравственности.
8. Отношения между представителями различных конфессий характеризуют:
1) экономическую сферу;
2) политическую сферу;
3) социальную сферу;
9. К какой сфере общественной жизни относятся научные открытия, написание романов:
1) экономической сфере;
2) политической сфере;
3) социальной сфере;
10. Выберите верное суждение:
1) все сферы общественной жизни взаимосвязаны;
2) все сферы общественной жизни развиваются независимо друг от друга;
3) политическая сфера общественной жизни не может оказывать влияния на экономику;
4) между явлениями экономической и социальной жизни не существует взаимосвязи.
1.5. Важнейшие институты общества
1. Из перечисленного важнейшим институтом общества является (-ются):
2. Семья, школа, государство – это:
1) сферы общественной жизни;
2) элементы общества;
3) социальные институты;
4) общественные отношения.
3. Семья, в отличие от других социальных институтов, выполняет функцию:
1) создания материальных благ;
2) организации досуга;
4) биологического воспроизводства.
4. Что характеризует экономическую функцию семьи:
1) ведение домашнего хозяйства;
2) опека над малолетними;
3) организация семейного отдыха;
4) воспроизводство населения.
5. Государство, в отличие от других социальных институтов, выполняет функцию:
1) организации досуга;
3) производства материальных благ;
4) обеспечения безопасности и социального порядка.
6. Удовлетворение потребностей в решении духовных проблем, разработке и передаче новых знаний связано в первую очередь с деятельностью:
1) политических институтов;
2) экономических институтов;
4) духовных институтов.
7. Какой из социальных институтов возник раньше других:
Перечислите десять различных социальных институтов. Попробуйте расставить их в порядке становления.
Обсуждение вопроса:
1. Семья — самый древний, самый первый социальный институт, и возник он еще в условиях формирования общества.
2. Экономика. Возникновение экономической социологии обусловлено социальной необходимостью создания специального знания социальных явлений и процессов, накопления специальных научных идей, концепций, фактов и факторов, а также же выработки новых методов социологических исследований Основой ее появления стали потребности в поиске путей эффективного управления человеческим фактором в условиях научно-технического прогресса, усложнение экономических связей и обострение социальных суперечностей.
3. Политика. Социальная структура общества получает наиболее яркое выражение и закрепление в таком социальном институте, как политика. Связь политики с социальной структурой и особенно с социально-классовой подструктурой можно проследить в генетическом, организационном и функциональном планах. Политические явления, формы появляются на определенном этапе развития в связи с углублением социальной дифференциации общества.
4. Культура. С социально-психологической точки зрения основными элементами духовной культуры выступают верования, убеждения, идеалы, ценности, а также соответствующие им обычаи, нормы общения, деятельности, поведения людей, которые выражаются и закрепляются в знаках, символах, образах и прежде всего в языке (в письменных, печатных, иконографических, видео- и аудиодокументах).
5. Право. Право как социальный институт предписывает индивидам правила поведения и указывает систему санкций, направленных на то, чтобы добиться неукоснительного выполнения этих правил.
6. Государство. Как известно, государство и право существовали не всегда, а появляются лишь на определенной ступени развития общества.
7. Образование. Система образования относится к числу важнейших социальных институтов.
8. Религия. Религиозные представления присущи человечеству с древних времен. Исторически религия начинается с того момента, когда человек оказался в состоянии представить себе существование сверхъестественного существа, и таким воображаемым сверхъестественным существом был дух.
9. Наука (как и система образования) является центральным социальным институтом во всех современных обществах.
10. Здравоохранение является той частью социальной сферы, от состояния и развития которой зависят здоровье населения и его работоспособность, решение демографических и других социальных проблем, сохранение и укрепление экономического потенциала и экономической безопасности страны.
А вы бы сейчас сдали ЕГЭ?
Сегодня выпускники Новокузнецка и всей страны сдают ЕГЭ по обществознанию. А мы предлагаем вам проверить свои знания.
Это один из вариантов пробных тестов 2016 года. Если хотите проверить свои знания, пожалуйста, ответьте на вопросы. Правильные ответы мы опубликуем завтра.
ЕГЭ по обществознанию. Вариант 1
Часть 1.
Запишите слово, пропущенное в таблице.
Характеристика сфер (областей культуры)
Сфера (область) культуры | Характерные черты |
Наука | Стремление к достоверности, обоснованность предположений. |
Субъективность, чувственное отражение реальности. |
В приведенном ниже ряду найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий. Запишите это слово (словосочетание).
Закон, указ, постановление, нормативно-правовой акт, Конституция.
Ниже приведен список терминов, обозначающих религии. Все они, за исключением двух, монотеистические. Найдите два термина, не соответствующих общему ряду слов.
Найдите в приведенном ниже списке характеристики чувственного познания.
Установите соответствие между социальным фактом (обозначено буквами) и сферой общественной жизни, к которой этот факт относится (обозначено цифрами).
Социальный факт | Сфера общественной жизни |
А) документальный фильм об известном писателе Б) увеличение прибыли предприятия В) партийное собрание Г) оформление льгот на проезд в общественном транспорте Д) публикация статьи с критикой исполнительной власти | 1) духовная 4) экономическая |
Запишите результаты в таблицу. Цифры в ответе могут повторяться.
В небольшом городке только одна компания обеспечивает поставки электроэнергии, отопления, воды в дома жителей. Выберите из приведённого ниже списка характеристики данного рынка.
Выберите из приведённого ниже списка факторы, влияющие на повышение спроса на потребительские товары.
Установите соответствие между примером (обозначено буквами) и видом налога (обозначено цифрами).
Пример | Вид налога |
А) подоходный Б) на ценные бумаги Д) на землю | 1) прямой налог 2) косвенный налог |
Запишите результаты в таблицу. Цифры в ответе могут повторяться.
В связи с катастрофическим падением мировых цен на нефть, нефтедобыча и всякая другая, связанная с нефтью деятельность, существенно сократилась. Тысячи нефтяников в американских «нефтяных» штатах пострадали и остались без работы.
Выберите из приведённого ниже списка характеристики возникшей безработицы.
На графике отражена ситуация на рынке стационарных компьютеров: линия спроса D переместилась в новое положение D 1. ( P — цена товара, Q — объем спроса товара).
Какие из перечисленных факторов могут вызвать такие изменения?
В обществе действуют различные социальные нормы. Какие из приведенных примеров иллюстрируют проявление корпоративных социальных норм?
При встрече со знакомыми людьми принято здороваться и протягивать для приветствия открытую правую руку.
На предприятии соблюдаются определенные правила поведения, обязательно ношение форменной одежды или строгого костюма (для представителей менеджмента).
Члены политической партии на собраниях используют символику данного объединения.
Ежегодно мужчины, представители хакасского народа в определенный день собираются у своих родовых гор и угощаются национальными блюдами.
В одном из регионов социологической службой был проведён опрос совершеннолетних граждан. Был задан вопрос: «Какая мера должна стать первостепенной со стороны государства в процессе перехода страны к рыночной экономике?». Результаты опроса (в процентах от числа отвечавших) представлены в таблице.
Вариант ответа | Мужчины | Женщины |
Защита населения от финансовых мошенников | 11 | 15 |
Охрана института частной собственности | 33 | 33 |
Общественный контроль над деятельностью хозяйствующих субъектов | 6 | 9 |
Создание условий для развития бизнеса | 50 | 43 |
Найдите в приведенном списке выводы, которые можно сделать на основе таблицы.
Многие исследователи выделяют государство как центральный институт политической системы. Выберите правильные признаки, которые подтверждают это суждение.
Установите соответствие между формой государства (обозначено буквами) и критерием классификации, по которым она выделена (обозначено цифрами).
Форма государства | Критерий классификации |
А) монархическое Д) республиканское | 1) форма правления 2) государственное устройство 3) политический режим |
Запишите результаты в таблицу. Цифры в ответе могут повторяться.
Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации — верхняя палата Федерального собрания Российской Федерации — парламента Российской Федерации. Выберите ответы, обозначающие полномочия этого органа согласно статье 102 Конституции Российской Федерации.
Найдите в приведённом списке отличительные признаки правового государства.
Установите соответствие между примером юридического факта (обозначено буквами) и его видом (обозначено цифрами).
Пример юридического факта | Вид юридического факта |
А) покупка автомобиля Г) наступление совершеннолетия Д) получение патента на изобретение | 1) события 2) правомерные действия 3) неправомерные действия |
Запишите результаты в таблицу. Цифры в ответе могут повторяться.
Выберите обстоятельства, при которых гражданин имеет право на замену военной службы по призыву альтернативной гражданской службой.
Прочитайте приведённый ниже текст, каждое положение которого обозначено определенной буквой.
(А) Человеческие знания отличает многообразие видов и форм. (Б) Одной из форм знаний выступают знания мифологические. (В)Мифологическое знание представляет собой синкретическое единство рационального и эмоционального отражения действительности. (Г)Примером мифологического знания могут служить древние сказания о происхождении мира и человека. (Д) Вне всякого сомнения, внимательное изучение мифа дает значительную информацию об образе жизни людей, различных сферах жизни древнего общества.
Определите, какие положения текста носят:
1) фактический характер
2) характер оценочных суждений
3) характер теоретических утверждений
Установите соответствие между положением (обозначено буквами) и его характером (обозначено цифрами). Запишите результаты в таблицу. Цифры в ответе могут повторяться.
Заполните пропуски (обозначено буквами) необходимыми по смыслу терминами из списка (обозначено цифрами). Слова в списке даны в именительном падеже.
Мировоззрение — система обобщенных взглядов на мир и место (А) в нем, на отношение людей к окружающей их действительности и самим себе, а также обусловленные этими взглядами основные (Б) людей, их убеждения, идеалы, принципы познания и деятельности, ценностные ориентации. Мировоззрение — это далеко не все взгляды и (В) об окружающем мире, а только их предельное обобщение. Содержание мировоззрения группируется вокруг того или иного решения (Г) философии. В качестве (Д) мировоззрения реально выступают группа и личность. Мировоззрение является ядром общественного и индивидуального сознания. Выработка мировоззрения — существенный показатель зрелости не только личности, но и определенной (Е), общественного класса. По своей сущности мировоззрение — общественно-политический феномен, возникший с появлением человеческого общества.
Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что слов в списке больше, чем Вам потребуется для заполнения пропусков.
Список слов и словосочетаний
1) предметы
2) субъект
3) социальная группа
4) жизненные позиции
5) человек
6) рассудок
7) способности
8) представления
9) основной вопрос
Запишите результаты в таблицу. Каждое слово может быть использовано только один раз.
Часть 2.
Задание 21
Что авторы называют традицией? Почему традиции необходимы для развития общества? Какие примеры традиций приведены авторами?
Социальные нормы могут представлять собой стандарты поведения. Социальные наказания или поощрения, способствующие соблюдению норм, называются санкциями. Санкции обретают законность на основе норм.
Привычки возникают на основе навыков и закрепляются в результате многократного повторения. Привычки — это установившаяся схема (стереотип) поведения в определённых ситуациях. Большинство привычек не встречают со стороны окружающих ни одобрения, ни осуждения. Но есть так называемые вредные привычки (громко разговаривать, читать за обедом, грызть ногти), которые свидетельствуют о плохих манерах.
(В.В. Касьянов, В.Н. Нечипуренко, С.И. Самыгин)
Задание 22
Какие два ограничения социализации рассмотрел автор? Какие факторы, по его мнению, обуславливают успешную социализацию?
Успешная социализация обусловлена тремя факторами: ожиданиями, изменением поведения и стремлением к конформизму. Примером успешной социализации может служить группа школьных сверстников. Дети, завоевавшие авторитет среди сверстников, устанавливают образцы поведения; все остальные либо ведут себя так же, как они, или хотят этого.
Иногда можно такой процесс направить в противоположную сторону. Например, однажды группа студентов университета Сассекса, отличавшихся левыми взглядами, заявила, что считает целесообразным ввести на факультете общественных наук курс лекций по теории и практике революций. Вначале руководство факультета отвергло эту идею, но в дальнейшем было решено поддержать её. В этом случае предполагаемые объекты социализации (т.е. студенты) оказали влияние на агентов социализации (руководство факультета), убедив их в том, что именно необходимо изучать в период политических беспорядков 1968 г.
Тем не менее, социализация является исключительно мощной силой. Стремление к конформизму скорее правило, чем исключение. Это объясняется двумя причинами: ограниченными биологическими возможностями человека и ограничениями, обусловленными культурой. Нетрудно понять, что мы имеем в виду, говоря об ограниченных биологических возможностях: человек не способен летать, не имея крыльев, и его нельзя этому научить. Поскольку же любая культура избирает лишь определённые образцы поведения из множества возможных, она тоже ограничивает социализацию, только частично используя биологические возможности человека.
Задание 23
Приведите три примера, иллюстрирующие влияние правосознания на законопослушное поведение граждан.
Задание 24
Предположите, почему государство участвует в регулировании брачносемейных отношений граждан. Используя текст и знания курса, выскажите три предположения и поясните каждое из них.
Статья 27.
1. Брак признается недействительным при нарушении условий, установленных (законом), а также в случае заключения фиктивного брака, то есть если супруги или один из них зарегистрировали брак без намерения создать семью.
2. Признание брака недействительным производится судом.
3. Суд обязан в течение трёх дней со дня вступления в законную силу решения суда о признании брака недействительным направить выписку из этого решения суда в орган записи актов гражданского состояния по месту государственной регистрации заключения брака.
4. Брак признаётся недействительным со дня его заключения
Статья 29.
1. Суд может признать брак действительным, если к моменту рассмотрения дела о признании брака недействительным отпали те обстоятельства, которые в силу закона препятствовали его заключению.
2. Суд может отказать в иске о признании недействительным брака, заключённого с лицом, не достигшим брачного возраста, если этого требуют интересы несовершеннолетнего супруга, а также при отсутствии его согласия на признание брака недействительным.
3. Суд не может признать брак фиктивным, если лица, зарегистрировавшие такой брак, до рассмотрения дела судом фактически создали семью.
4. Брак не может быть признан недействительным после его расторжения, за исключением случаев наличия между супругами запрещённой законом степени родства либо состояния одного из супругов в момент регистрации брака в другом нерасторгнутом браке
Статья 30.
1. Брак, признанный судом недействительным, не порождает прав и обязанностей супругов, предусмотренных настоящим Кодексом, за исключением случаев, установленных пунктами 4 и 5 настоящей статьи.
Добросовестный супруг вправе требовать возмещения причинённого ему материального и морального вреда по правилам, предусмотренным гражданским законодательством.
5. Добросовестный супруг вправе при признании брака недействительным сохранить фамилию, избранную им при государственной регистрации заключения брака.
(Извлечение из Семейного кодекса РФ)
Задание 25
Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «политическая система общества»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию об институтах политической системы, и одно предложение, раскрывающее роль СМИ в политической системе общества.
Задание 26
С опорой на обществоведческие знания, личный опыт смоделируйте конкретную ситуацию, иллюстрирующую негативное отклоняющееся поведение. Приведите три примера неформальных негативных санкций, возможных в этом случае.
Задание 27
В стране Z для поддержки отечественных автопроизводителей были повышены пошлины на ввоз автомобилей иностранного производства и подержанные иномарки старше пяти лет. Сформулируйте три последствия подобного решения для автомобильной отрасли страны Z.
Задание 28
Вам поручено подготовить развёрнутый ответ по теме «Как организована власть в демократическом государстве?». Составьте план, в соответствии с которым Вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.
Задание 29
Напишите эссе на одну из предложенных тем.
29.2. Экономика «Главная социальная ответственность бизнеса состоит в том, чтобы не содействовать росту нищеты и безработицы». (Б.С. Ерасов)
29.3. Социология, социальная психология «Каждый человек отличается от другого и с каждым днём отличается от себя». (А. Поп)
29.4. Политология «Лучшее государственное устройство для любого народа — это то, которое сохранило его как целое». (М. Монтень)
29.5. Правоведение «Цель наказания не мщение, а исправление». (А.Н. Радищев)
На выполнение экзаменационной работы выпускникам отводится 3 часа 55 минут (235 минут).
Задание 29. Напишите эссе на одну из предложенных тем. Политология «Лучшее государственное устройство для любого народа — это то, которое сохранило его как целое». (М. Монтень)
Деятельность президента России Владимира Путина одобряет 82 процента россиян, следует из исследования, проведенного ВЦИОМ
Многие исследователи выделяют государство как центральный институт политической системы. Выберите правильные признаки, которые подтверждают это суждение.
обладает наивысшей концентрацией власти
выполняет определённые общественные функции
возникло раньше других социальных институтов
устанавливает обязательные для выполнения нормы
представляет интересы определенного круга граждан
Отметьте все правильные варианты ответа.