какой образ руси возникает в стихах есенина как он меняется после революции
«Образ Руси в поэзии С. А. Есенина»
Во все века художники, писатели, поэты, размышляя о красоте и убогости России, свободолюбии ее народа и духовном рабстве, вере и безверии, стремились создать свой неповторимо-индивидуальный образ России, Родины. Для Есенина родной край – это средняя Россия, село Константиново Рязанской губернии. Это Русь деревенская, с крестьянским бытом и древними традициями, ее сказками и песнями, с диалектными словами, передающими своеобразие крестьянского говора, с красочным миром природы:
Хомутный запах дегтя,
Лампады кроткий свет…
В стихотворении «В хате» каждая строчка наполнена деталями крестьянского быта. К ним герой относится бережно и трепетно, так как это и есть та малая родина, где его корни, любовь к которой он пронесет через всю жизнь:
Вьется сажа над заслонкою,
В печке нитки попелиц,
А на лавке за солонкою –
Деревня стала для Есенина религией, а русская изба – своеобразным храмом. Поэт готов отказаться даже от библейского рая во имя своей родины:
Если крикнет рать святая:
«Кинь ты Русь, живи в раю!»
Я скажу: «Не надо рая,
Характерно то, что образ Руси у Есенина не статичен – с годами он меняется, как меняется и сам Есенин. Толчком к этому послужили исторические события, изменившие всю жизнь России. Романтический образ «голубой Руси» постепенно изменяется и вытесняется образом Руси советской.
В «Руси Советской» показано, что революция резко повернула жизнь деревни, разрушая многовековой уклад быта, так любимый поэтом. Вернувшись в родное село, лирический герой уже со стороны смотрит на жизнь односельчан. Он приемлет все, но, принимая новую Родину, не видит места для своей лиры, для «своей Руси»:
Моя поэзия здесь больше не нужна,
Да и, пожалуй, сам я тоже здесь не нужен.
И все же утверждая новую, стальную Русь, поэт все-таки слышит в звуке мотора лай, а в скрипе тележных колес – песню. Не в силах ужиться с этой новой реальностью, с новой Россией. Герой счастлив лишь воспоминаниями о «своей» «голубой Руси», дышащей запахами «меда и роз»:
Несказанное, синее, нежное,
Тих мой край после бурь, после гроз…
И все же, несмотря на это, поэзия Есенина отличается необыкновенной целостностью, так как все в ней – о России. «Чувство родины – основное в моем творчестве», – говорил поэт.
Образ Руси в лирике Есенина несомненно меняется, как и сама жизнь в стране, как ее облик. Но в то же время мы видим, что остаются незыблемыми те ценности, из которых и складывалось для Есенина понятие России: деревня, русская природа, люди, живущие вокруг, счастье «дышать и жить» в этой стране. И заслуга Есенина в том, что он сумел пронести свое сокровенное чувство через всю жизнь и остался верен «стране березового ситца» до смертного часа.
Образ Руси в поэзии С. А. Есенина
Во все века художники, писатели, поэты, размышляя о красоте и убогости России, свободолюбии ее народа и духовном рабстве, вере и безверии, стремились создать свой неповторимо-индивидуальный образ России, Родины. Для Есенина родной край – это средняя Россия, село Константиново Рязанской губернии. Это Русь деревенская, с крестьянским бытом и древними традициями, ее сказками и песнями, с диалектными словами, передающими своеобразие крестьянского говора, с красочным миром природы:
Хомутный запах дегтя,
Лампады кроткий свет…
В стихотворении «В хате» каждая строчка наполнена деталями крестьянского быта. К ним герой относится бережно и трепетно, так как это и есть та малая родина, где его корни, любовь к которой он пронесет через всю жизнь:
Вьется сажа над заслонкою,
В печке нитки попелиц,
А на лавке за солонкою –
Деревня стала для Есенина религией, а русская изба – своеобразным храмом. Поэт готов отказаться даже от библейского рая во имя своей родины:
Если крикнет рать святая:
«Кинь ты Русь, живи в раю!»
Я скажу: «Не надо рая,
Характерно то, что образ Руси у Есенина не статичен – с годами он меняется, как меняется и сам Есенин. Толчком к этому послужили исторические события, изменившие всю жизнь России. Романтический образ «голубой Руси» постепенно изменяется и вытесняется образом Руси советской.
В «Руси Советской» показано, что революция резко повернула жизнь деревни, разрушая многовековой уклад быта, так любимый поэтом. Вернувшись в родное село, лирический герой уже со стороны смотрит на жизнь односельчан. Он приемлет все, но, принимая новую Родину, не видит места для своей лиры, для «своей Руси»:
Моя поэзия здесь больше не нужна,
Да и, пожалуй, сам я тоже здесь не нужен.
И все же утверждая новую, стальную Русь, поэт все-таки слышит в звуке мотора лай, а в скрипе тележных колес – песню. Не в силах ужиться с этой новой реальностью, с новой Россией. Герой счастлив лишь воспоминаниями о «своей» «голубой Руси», дышащей запахами «меда и роз»:
Несказанное, синее, нежное,
Тих мой край после бурь, после гроз…
Образ Руси в лирике Есенина несомненно меняется, как и сама жизнь в стране, как ее облик. Но в то же время мы видим, что остаются незыблемыми те ценности, из которых и складывалось для Есенина понятие России: деревня, русская природа, люди, живущие вокруг, счастье «дышать и жить» в этой стране. И заслуга Есенина в том, что он сумел пронести свое сокровенное чувство через всю жизнь и остался верен «стране березового ситца» до смертного часа.
Поможем написать любую работу на аналогичную тему
Трагический характер образа послереволюционной России в творчестве С. А. Есенина
Трагический характер образа послереволюционной России
в творчестве С. А. Есенина
Поскольку революция большевиков была по преимуществу пролетарской и индустриальной и на деле имела мало общего с утопией «мужицкого рая», тоска по «Руси уходящей» со временем одержала верх в сознании Есенина над революционной утопией («Страна негодяев», «Русь уходящая», «Русь советская», «Русь бесприютная», «Спит ковыль. Равнина дорогая. » и др.). Поэт разочаровался в революции и пришел к выводу, что реальный социализм умерщвляет все живое. Революция оказалась губительной для духовно-мировоззренческого склада русского человека и патриархального крестьянина тем более. Россия для Есенина – это прежде всего древняя патриархальная Русь, своего рода застывшее время и пространство, в котором не предполагается никакое движение, а всякий прогресс губителен. Романтической воодушевленности, раскаленным движениями в обществе эмоциям, свойственным чувствительной поэтической душе, пришел на смену суровый скепсис: «Мне очень грустно сейчас, – пишет Есенин в 1920 году, – что история переживает тяжелую эпоху умерщвления личности как живого, ведь идет совершенно не тот социализм, о котором я думал. » [2, т. 2, с. 469]. Рухнули утопические мечты поэта о социализме как «мужицком рае» на земле, еще недавно столь вдохновенно воспетые им в «Инонии».
Указанные здесь мотивы характерны для не одной рассмотренной поэмы, а для лирики С. А. Есенина 1924–25 гг. в целом. То и дело у поэта возникают зловещие предчувствия в отношении города, заводских рабочих, индустриализации, разрушающих извне русскую патриархальную деревенскую жизнь. Поэтому наступление нового приобретает у Есенина черты апокалиптические: «железный гость» с черными неживыми руками – это не то сам дьявол, не то Антихрист, знаменующий своим появлением наступление последних времен – для крестьян и поэтов. Так, в стихотворении «Я последний поэт деревни. » он пишет: « На тропу голубого поля / Скоро выйдет железный гость. / Злак овсяный, зарею пролитый, / Соберет его черная горсть. / Не живые, чужие ладони, / Этим песням при вас не жить!» [1, т. 1, с. 248].
Поэт не мог примириться со смертью привычной и милой ему патриархальной культуры, как и самой деревни, но не мог и предотвратить их умирания, происходившего на его глазах. Отсюда – неразрешимая раздвоенность сознания и жизни лирического героя Есенина, его бросание из одной крайности в другую. Отсюда – перепады от эйфории к отчаянию, от надежды к ужасу, от нежности к показной грубости, от аполитичности к наивной политизации окружающей жизни, свойственных данному периоду его творчества.
Лирический герой Есенина видит «плоды революции»: все та же нищета, униженный народ, который в большей степени унижен собственной покорностью своей судьбе и снова довольствуется малым: « Я слушаю. Я в памяти смотрю, / О чем крестьянская судачит оголь. / «С Советской властью жить нам по нутрю. / Теперь бы ситцу. Да гвоздей немного. ». / Как мало надо этим брадачам, / Чья жизнь в сплошном / Картофеле и хлебе. / Чего же я ругаюсь по ночам / На неудачный, горький жребий?» [1, т. 1, с. 279].
Таким настроением проникнуты и другие стихи С. А. Есенина, относящиеся к данному периоду: «Отговорила роща золотая», «Клен ты мой опавший», «Не жалею, не зову, не плачу», «Гори, звезда моя. Не падай», «Мы теперь уходим понемногу». Настроение лирического героя того периода хорошо передают строки из стихотворения «Жизнь – обман с чарующей тоскою. »: «Жизнь – обман с чарующей тоскою. / Оттого так и сильна она, / Что своею грубою рукою / Роковые пишет письмена… / Но и все ж, теснимый и гонимый, / Я, смотря с улыбкой на зарю, / На земле, мне близкой и любимой, / Эту жизнь за все благодарю» [1, т. 1, с. 288].
«Был в деревне. Все рушится. Надо самому быть оттуда, чтобы понять. Конец всему» [1, т. 2, с. 481] – таковы были впечатления Есенина тех лет. Они дополняются воспоминаниями сестры поэта Александры Есениной: «Помню наступивший голод. Страшное время. Хлеб пекли с мякиной, лузгой, щавелем, крапивой, лебедой. Не было соли, спичек, мыла, а об остальном уж и думать не приходилось. К власти наряду с честными людьми пролезли «лабути», имеющие длинные руки. Жилось этим людям совсем неплохо. » [3, с. 333].
Как видим, 20-е годы ХХ века ознаменовали собой новый этап в развитии крестьянской темы в творчестве С. А. Есенина. События, с которыми он связывал начало коренных изменений в социальной жизни крестьянства и которые бы смогли ускорить наступление «крестьянского рая» как гармоничного сочетания бытовой устроенности с духовным богатством русской патриархальной деревни, поэтизированным в его лирике, остались позади. Очевидным было отсутствие каких бы то ни было улучшений в жизни русской (теперь уже советской) деревни, поскольку пролетарская революция оказалась чуждой патриархальной жизни русского крестьянства, но при этом подрывающей ее внутренние и прежде всего духовные устои, а также провоцирующей раскол российского общества, итогом чего стала Гражданская война. Мировоззрение и мировосприятие крестьянства менялись буквально на глазах, и от прежней патриархальности, сознательно разрушаемой извне, не оставалось и следа. Все это привело к возникновению в поэзии С. А. Есенина мотивов разочарования, грусти, осознания собственной отчужденности от теперешней деревни. Однако если в «Руси советской» (первой части триптиха, посвященного «новой» России), наряду с этими нотами присутствовала вера в себя и в собственные силы продолжать воспевать духовное богатство Руси, в том числе крестьянской, то затем, в «Руси уходящей» и множестве других стихотворений, все с большей силой начинают звучать трагические ноты, связанные с пониманием духовного и социального раскола в стране, а также отсутствия хоть каких-то перспектив у представителей и младшего, и среднего, и старшего поколений. Лучшим жребием, по мнению поэта, могла бы стать дальнейшая борьба за светлое будущее страны, но выбор уже сделан, и единственной альтернативой признается разгульная кабацкая жизнь. В итоге поэт признает, что та Русь, которую он воспевал в раннем творчестве, исчезает, отсюда – настроения глубокого пессимизма, ощущение обманутости, разочарованности в идеалах революции.
Список использованных источников
Базанов, В. Г. Сергей Есенин и крестьянская Россия / В. Г. Базанов. – Л. : Советский писатель, 1982. – 302 с.
Есенин, С. А. Собрание сочинений : в 2-х т. / С. А. Есенин. – М. : Современник, 1990. – Т. 1. – 480 с. ; т. 2. – 498 с.
Сергей Есенин : подлинные воспоминания современников / под ред. Е. Таран. – М. : АСТ, 2017. – 560 с.
Жизнь и творчество Есенина. Тема родины в творчестве Есенина
Большинство талантливых людей решались говорить о родине как о долге, как о патриотической любви, как о нечто близком. Среди таких индивидуумов ярко проявил себя на литературном поприще Сергей Александрович Есенин – русский поэт, искренне любивший родину.
Истоки любви к Родине творец берет со своего дома: села Константиново. Именно там прошло его счастливое детство и юность, там он начал писать прекрасные стихотворения, известные и сейчас, в которых явно отражена любовь к дорогой родине. Чувство теплое в сердце к ней не связано ни с политикой, ни с социалистической жизнью, нет. Любовь – это то, что внутри. Для Есенина – это родные края. И это не могло ни отразиться в его творчестве.
Первым сборником стихов, с которых и всё началось – это «Радуница», вышедший в 1916 году. В эту пору Есенин становится известным поэтом крестьянской культуры. Сергею Александровичу были близки просторы краев Константинова, простая крестьянская жизнь. В стихотворениях поэта нет никаких противоречий. Перед народом он предстает как выразитель понимания простого люда, его тяжелой судьбы.
Есенину ничего не нужно было: ни слава, ни каких-то материальных ценностей. Как писал он в стихотворении: «Не надо рая», лучше «дайте родину мою».
Последующий сборник необычных стихов – «Голубень», опубликованный в 1918 году, стал продолжением ранней лирики Сергея Александровича. Русь у поэта перерастает в образ храма, обители. Родина становится воплощением мира Божества. Мира, где есть спокойствие и гармония, где нет места корысти, зависти. В каждом произведении Есенина остро ощущается его единение с Родиной. Как ни странно, но поэт всегда в ней нуждался. Даже, когда покинул Россию, он не смог долго находиться в разлуке с близкими сердцу местами. Слишком дорога Сергею Александровичу родина! Слишком дорога!
Когда в 1917 году в страну нахлынула революция, Есенин явно понимал перемены народной жизни. Все становилось на свои места, поэзия его постоянно была обращена к Родине, говорилось о безмерной любви к ней.
«Край ты мой заброшенный» — вот оно единение поэта с природой. Вот, как сильно он любит дорогие места. Есенин обожает родину, принимает ее такой, какая она есть. Верит в светлое ее будущее, чувствует перемены.
Так, за всю историю своего творчества Сергей Александрович сумел создать образ Родины как нечто возвышенное, наполненное гармонью, спокойствием.
Тема Родины, бесконечная любовь к ней – вот, что главное для Есенина. Сочиняя великие творения, он хотел донести до читателей, как важно заботиться и быть единым с природой, ибо она – наш дом!
Детство Есенина
Талант Есенина во многом проявился благодаря любимой бабушке, которая фактически и воспитывала его.
Мать поэта вышла замуж за крестьянина Александра Есенина не по собственной воле и, не выдержав жизни с нелюбимым мужем, вернулась с трехлетним Сережей к родителям. Сама она вскоре уехала на заработки в Рязань, оставив сына на попечение собственных матери и отца.
О своем детстве и творчестве он позднее напишет, что стихи начал слагать благодаря бабке, которая рассказывала ему сказки, а он переделывал их по-своему, подражая частушкам. Вероятно, бабушка смогла передать Сергею прелесть народной речи, которая пронизывает творчество Есенина.
Сочинение Тема родины в лирике Есенина (в поэзии, стихах)
Безусловно, можно сказать, что каждый поэт видит и изображает тему родины по-разному. Заключается все в том, в каких исторических и социальных условиях жил поет. Что можно сказать о Есенине, то он сам родом из-под Рязани. Рожденный поэт был в старинном селе Константинове, где прошли главные годы его жизни и появились первые произведения. Поэтому у Сергея Есенина с образом родины на первом плане становиться сельская и крестьянская Россия.
Уже в раннем творчестве Есенина можно увидеть произведения о родине. В его стихотворениях полностью отсутствует противоречие, а преобладает гармония. В них поэт пишет о человеческом мировосприятии. У Сергея Есенина насчитывается не мало сборников стихов как в юном возрастете, так и уже когда достигает зрелого возраста жизни, продолжает развивать свои мотивы ранней лирики. Для Есенина родина была как некое духовное отечество, это отражает это поэт во многих своих стихотворениях, в которых у Есенина буквально вся Русь приобретает образ храма. Из его лирических стихотворений можно понять, как происходит уединение героя произведения с самой великой и могущей Родиной.
У Сергея Есенина очень много стихотворений, которые написаны и посвящены именно Родине, в них автор раскрывает и показывает ее со всех сторон. Но это не как не влияет на любовь поэта к России, он любит и воспринимает ее такой, какая она есть.
Автор надеться, что грядущие перемены пойдут на пользу Руси. И происходит революция, которую ждали многие поэты и писатели. Что касается Есенина, то он ее принял с большим воодушевлением, она для него стала религиозной идеей для изменения. Именно этот период и повлиял на создание новых и немало интересных произведений Есениным.
Уже к финальному этапу творческой жизни Есенина, стихотворения становятся похожи на трагедию. При сравнение с первыми его изданиями, то можно увидеть происшедшее изменения в его творчестве. Его перестает радоваться красота природы своей деревни, и уже в последнем своем стихотворении о Родине автор описывает явные произведшие изменения из-за революции, которая не чего хорошего не принесла, и что даже до боли родная деревня изменилась в плохую сторону.
Поэтому на всем этапе жизненного пути Сергей Есенин пишет в своих душевных стихотворениях о Родине, только то, что чувствует и видит своими глазами.
Тема Родины в творчестве С.А. Есенина
Тема Родины в творчестве С.А. Есенина
Популярные сочинения
Вариант 3
Тема любви к Родине, к своему Отечеству отражена в творчестве многих поэтов, но у каждого она представлена по-разному. Сергей Александрович Есенин почти в каждом своём стихотворении упоминал о родном крае. Своё первое стихотворение поэт написал еще в юности, когда жил в Константинове. Именно своей малой Родине, деревенской жизни и крестьянской России Есенин посвящал свои ранние стихи. Для Есенина образ Родины представляется милым, простым, нетронутым ничем плохим местом. Он описывает леса с русскими берёзками, поля с посеянной пшеницей, речки с прозрачной водой и многое другое. Поэт считает себя частичкой этого «маленького рая».
Позже стихи Есенина приобретают некий политический оттенок. Во время Первой мировой войны он начинает писать стихи о том, как сложна мужская судьба, как воины уходят на фронт, а девушки остаются ждать их, о голодных ребятишках и о нехватке хлеба. Грустные ноты прослеживаются в написанных поэтом строках.
Облик Родины в понимании Есенина существенно изменился после революции. Ему казалось, что вторжение в привычную жизнь земли, села, деревни “железного гостя” это не есть хорошо, ведь естественная красота природы портится. В этот период Есенин подвергается глубочайшему духовному кризису.
Со временем в сознании поэта меняется образ окружающего его мира, он становится шире. Родиной он теперь называет не только свой родной край, но и весь мир в целом. Поэт мечтает о том, чтобы все нации были едины, чтобы не было войн и вражды между народами, чтобы царил мир во всём мире. Для него важно быть не просто поэтом, а «братом».
Будучи интернационалистом, Есенин воспевает родной рязанский край. Для него нет места краше, уютнее и роднее. И как бы ни были красивы другие города и страны, малая родина всегда будет для него превыше всего.
И как бы далёк от родных мест ни был Есенин, каких бы высот ни достигал, любовь к родной земле, крестьянскому быту и деревенским просторам сохранялась в его сердце и крепла с каждым днём. С такой искренностью и душевной теплотой, наверное, ни один поэт не отзывался о своей малой родине, о своей деревеньке. Есенин в своих стихах невольно признавался в любви к своему отечеству, к тем местам, где ему довелось родиться.
Образ Руси в поэзии С. А. Есенина
Во все века художники, писатели, поэты, размышляя о красоте и убогости России, свободолюбии ее народа и духовном рабстве, вере и безверии, стремились создать свой неповторимо-индивидуальный образ России, Родины. Для Есенина родной край – это средняя Россия, село Константиново Рязанской губернии. Это Русь деревенская, с крестьянским бытом и древними традициями, ее сказками и песнями, с диалектными словами, передающими своеобразие крестьянского говора, с красочным миром природы:
Хомутный запах дегтя,
Лампады кроткий свет…
В стихотворении “В хате” каждая строчка наполнена деталями крестьянского быта. К ним герой относится бережно и трепетно, так как это и есть та малая родина, где его корни, любовь к которой он пронесет через всю жизнь:
Вьется сажа над заслонкою,
В печке нитки попелиц,
А на лавке за солонкою –
Деревня стала для Есенина религией, а русская изба – своеобразным храмом. Поэт готов отказаться даже от библейского рая во имя своей родины:
Если крикнет рать святая:
“Кинь ты Русь, живи в раю!”
Я скажу: “Не надо рая,
Характерно то, что образ Руси у Есенина не статичен – с годами он меняется, как меняется и сам Есенин. Толчком к этому послужили исторические события, изменившие всю жизнь России. Романтический образ “голубой Руси” постепенно изменяется и вытесняется образом Руси советской.
В “Руси Советской” показано, что революция резко повернула жизнь деревни, разрушая многовековой уклад быта, так любимый поэтом. Вернувшись в родное село, лирический герой уже со стороны смотрит на жизнь односельчан. Он приемлет все, но, принимая новую Родину, не видит места для своей лиры, для “своей Руси”:
Моя поэзия здесь больше не нужна,
Да и, пожалуй, сам я тоже здесь не нужен.
И все же утверждая новую, стальную Русь, поэт все-таки слышит в звуке мотора лай, а в скрипе тележных колес – песню. Не в силах ужиться с этой новой реальностью, с новой Россией. Герой счастлив лишь воспоминаниями о “своей” “голубой Руси”, дышащей запахами “меда и роз”:
Несказанное, синее, нежное,
Тих мой край после бурь, после гроз…
И все же, несмотря на это, поэзия Есенина отличается необыкновенной целостностью, так как все в ней – о России. “Чувство родины – основное в моем творчестве”, – говорил поэт.
Образ Руси в лирике Есенина несомненно меняется, как и сама жизнь в стране, как ее облик. Но в то же время мы видим, что остаются незыблемыми те ценности, из которых и складывалось для Есенина понятие России: деревня, русская природа, люди, живущие вокруг, счастье “дышать и жить” в этой стране. И заслуга Есенина в том, что он сумел пронести свое сокровенное чувство через всю жизнь и остался верен “стране березового ситца” до смертного часа.