какой образ города характерен для социолога
Все за сегодня
Политика
Экономика
Наука
Война и ВПК
Общество
ИноБлоги
Подкасты
Мультимедиа
Вебер и Зиммель — основатели городской социологии
Две классических работы великих мыслителей раскрывают важность этого направления исследований
Социология издавна связана с градостроительством, потому что город по определению представляет собой то самое место, где общественное взаимодействие заметней всего и может проявить себя за краткие временные отрезки, о чем свидетельствует недавняя волна книг о «джентрификации» восточной части Парижа.
Чтобы убедиться в этом, достаточно познакомиться с выводами двух классических немецких мыслителей, социолога Макса Вебера (1864-1920) и философа Георга Зиммеля (1858-1918). Их небольшие очерки, «Город» Вебера и «Большие города и духовная жизнь» Зиммеля, посвящены описанию общественных инструментов городской организации.
Несколько месяцев назад эти книги переиздали у нас в карманном формате. Эти вновь обретенные сокровища классической немецкой социологии можно рассматривать как прекрасную иллюстрацию или великолепное введение для проливающей свет на многие вопросы работы современного социолога Янкеля Фижалкова (Yankel Fijalkow) «Социология городов», в котором рассказывается о различных школах и лагерях городской социологии.
Город — предмет социологии
Но какие же мысли и теории мы можем почерпнуть в работах таких классиков как Вебер и Зиммель для понимания современных городов?
Этому вопросу отводится заметное место в книге Янкеля Фижалкова, преподавателя общественных наук в Высшей национальной школе архитектуры Париж-Валь-де-Сен и специалиста по городской социологии и жилищной политике.
По его мнению, такие произведения как «Города» и «Большие города и духовная жизнь» играют решающее значение в понимании двух самых важных областей исследования в городской социологии: город с точки зрения политической и административной организации (об этом рассказывает Вебер) и город как общественное представление и образ жизни (у Зиммеля эта мысль ведет к философии городских социальных явлений).
Как пишет Янкель Фижалков, два этих направления и источника вдохновения послужили основой для развития всех современных исследований от чикагской школы (теоретическая модель городской социологии первой половины ХХ века с упором на исследования столицы Иллинойса, которая стала прекрасными примером быстрой урбанизации с сильным общественным неравенством) до недавних публикаций (в частности это относится к тем, что отражают теорию «глобальных городов» из книги Саскии Сасаен), которые автор увлеченно описывает в педагогическом ключе.
Идеальный тип города
Подход Макса Вебера в его главной книге «Хозяйство и общество» в целом и в «Городе» в частности заключается в описании социологической типологии, которая не является чем-то неприкосновенным и незыблемым, но закладывает основы понимания общественной организации. Применительно к городу это означает поиск различий на оси временных и пространственных координат с точки зрения политической и административной организации.
В этой работе, которая была найдена через год после смерти Макса Вебера, немецкий социолог «рассказывает о формировании политической и административной территориальной структуры, политической экономики, бюрократии и городской буржуазии», отмечает Янкель Фижалков. Автор берет за основу кардинально отличающиеся друг от друга исторические примеры и городские модели: античный полис, плебейское поселение (в частности он сравнивает действия римских трибунов и спартанских эфоров) средневековый аристократических город вроде Венеции (она представляет собой идеальный пример власти дворянства) и более приближенные к народу города Северной Европы.
Как пишет Янкель Фижаков, социология Вебера применительно к городу на протяжение веков и смены культур подчеркивает значимость «связей взаимозависимости, которые формируются между людьми для взаимодействия со всеми положительными сторонами городской жизни: безопасность, занятость, конкуренция и ценность навыков». Такое коллективное взаимодействие может быть эффективным в политическом и административном, а также в социально-экономическом плане только в том случае, если общественное единство реально и может принести выгоду всему коллективу.
Представления городской среды
Точка зрения Георга Зиммеля в «Больших городах и духовной жизни» представляет собой скорее взгляд философа общественной жизни, а не наблюдателя за городскими сообществами. Его интересуют в первую очередь образ жизни горожан, а не задачи административного и политического управления городом. Этот вопрос он развивает в опубликованном в 1903 году курсе лекций. В отличие от Вебера он не проводит связь с коллективом, а рассматривает взаимодействие больших городов и человека, если хотите, влияние городской среды на психику горожанина.
Если в провинции развиваются наполненные самыми разными чувствами соседские отношения, то в крупных городах, как отмечает Зиммель, царит анонимность (он даже говорит об «обезличенности» людского общения), которая позволяет человеку сделать нейтральными взаимодействие с другими горожанами и выстраивать отношения на основании своих интересов. В этом смысле Зиммель приближается к Веберу: он считает, что (большой) город — это «территория рынка, денежной экономики, разделения труда и специализации профессиональных задач».
Тем не менее, Георг Зиммель углубляет эту связь человека и города. По его мнению, анонимность большого города формирует процесс «десоциализации» гражданина, вынуждая его искать место в новой группе, которая по своей природе отличается от его изначальной группы в семейном или религиозном плане. Как считает немецкий философ, такая ситуация оказывает благоприятное воздействие на человека, потому что расширение социального круга и сдержанное поведение (он говорит о пресыщенности горожанина) увеличивают его личную свободу.
Как отмечает Янкель Фижаков, выводы (или, скорее гипотезы и предположения) Зиммеля послужили основой и компасом для работ чикагской социологической школы.
Так, в опубликованной в 1916 году работе «Польский крестьянин в Европе и Америке» двое предтечей этой теоретической модели Уильям Исаак Томас (William Isaac Thomas) и Флориан Знанецкий (Florian Znaniecki) обратили внимание на польских крестьян, которые с конца XIX века начали переселяться из родных деревень в североамериканские и европейские метрополии.
Результат этого исследования, которое во многом опиралось на переписку и дневники, следует по стопам Георга Зиммеля: социальная и психологическая дезорганизация людей, которые потеряли все предыдущие жизненные ориентиры, играет большую роль, но это в большинстве случаев все же не мешает им обрести новые формы общения (в первую очередь, на работе) и пройти путь интеграции в население большого города (он куда лучше приспособлен для миграции, чем небольшие города и деревни).
Таким образом, как справедливо отмечает Янкель Фижалков, работы Марка Вебера и Георга Зиммеля актуальны и по сей день. Они представляют большой интерес с исторической точки зрения, а также заложили основу для дальнейших размышлений и целого направления социологических исследований в городской среде. Преемники доказали ценность этих великих работ великих мыслителей.
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.
СОЦИОЛОГИЯ ГОРОДА
Полезное
Смотреть что такое «СОЦИОЛОГИЯ ГОРОДА» в других словарях:
Социология города — специальная отрасль социологии, объектом познания которой является город как социально пространственная общность, исторически конкретная поселенческая структура, основная форма расселения людей[1]. Содержание 1 История 2 Примечания … Википедия
СОЦИОЛОГИЯ ГОРОДА — англ. sociology, urban; нем. Stadtsoziologie. Отрасль социологии, изучающая генезис, сущность и общие закономерности развития и функционирования города как элемента целостной соц. системы социально пространственной организации общества, как типа… … Энциклопедия социологии
СОЦИОЛОГИЯ ГОРОДА — отрасль социологии, изучающая различные аспекты городской жизни. С. г. исследует город как тип сообщества (классификация сообществ, переход от одного типа к другому и т.д.); рассматривает специфику гор. жизни (досуг, массовая культура, общение),… … Философская энциклопедия
Социология города — отрасль социологической науки, которая изучает закономерности возникновения, функционирования и развития города как элемента социально пространственной организации общества. Город как сложное пространственное образование, охватывающее природный и … Социологический справочник
Социология города — область социологии, изучающая генезис, сущность и общие закономерности развития и функционирования города (как целостной системы). В круг проблем социологии города входят: определение места города в обществе и системах расселения (в различных… … Экология человека
СОЦИОЛОГИЯ ГОРОДА — область социологии, изучающая закономерности возникновения, функционирования и развития городской соц. территориальной общности, ее соц. экономич. природу, структуру воспроизводства, ее образ жизни, связь с природой и материально вещной средой,… … Российская социологическая энциклопедия
СОЦИОЛОГИЯ ГОРОДА — англ. sociology, urban; нем. Stadtsoziologie. Отрасль социологии, изучающая генезис, сущность и общие закономерности развития и функционирования города как элемента целостной соц. системы социально пространственной организации общества, как типа… … Толковый словарь по социологии
СОЦИОЛОГИЯ — (франц. sociologie, букв. учение об обществе, от лат. societas общество и греч. слово, учение), наука об обществе как целостной системе и об отд. социальных институтах, процессах и группах, рассматриваемых в их связи с общественным целым … Философская энциклопедия
Социология права — Социология права отрасль социологии, изучающая взаимодействия института права с другими социальными институтами. В сферу интересов социологии права входит изучение генезиса, динамики, структуры правовых норм, а также их социальную… … Википедия
Социология знания — (англ. Sociology of knowledge) теоретическая область социологии, изучающая с различных теоретико методологических позиций проблематику социальной природы знания.[1] В сферу интересов социологии знания входит анализ социальной природы… … Википедия
Город как образ жизни
Проблема взаимодействия в городской среде в работах Чикагской школы. Образы в социологии. Специфика рассмотрения городской среды Чикагской школой (на примере концепций Роберта Парка и Луиса Вирта). Особенности образа жизни и социального взаимодействия.
1. Изучение города Чикагской социологической школой
Происхождение социологии города можно связать с такими известными именами как Макс Вебер, с его работой «Город», Георг Зиммель и Фердинанд Теннис. В середине двадцатых годов двадцатого столетия, проблема города, стала центральной для Чикагской социологической школы, с представителями в лицах Роберта Парка, Луиса Вирта, Эрнеста Берджесса и других.
Первоначальной задачей основателей социологии города был анализ чужеродности городского образа жизни в сравнении с сельским. Позднее, в связи с развитием и ростом городом, возникла необходимость в исследовании адаптации к городским условиям и образу жизни, а так же в изучении культурного, духовного пространства города.
Ведь городское пространство не может восприниматься лишь физическим, мы должны смотреть глубже и шире, обозревая многомерную структуру города, на уровне социальных отношений и связей, культуры, традиций и т.д. Для этого пространства свойственен профессионализм, локализация отношений, психологическая напряженность, стремление к рационализации времени. В связи с процессом урбанизации во всем мире, большая часть населения сосредотачивалась в городах, которые становились центрами промышленности, а так же культуры, образования, науки. Город стал охватывать все стороны человеческой жизни, обеспечивая и духовные, и материальные потребности человека. Поэтому не случайно он начал рассматриваться с разных сторон: с политической, духовно-нравственной, производственной и др. А центральным вопросом, стал вопрос качественной организацией социальной жизни населения, городской жизнедеятельности.
Теперь мы рассмотрим, какие именно подходы использовались социологами для изучения города, и что особенного можно выделить именно в Чикагской школе социологии.
1.1 Основные образы города в социологии
Изучением города занимаются такие дисциплины как экономика, география, антропология, история и политические науки. Но нас, конечно, будет интересовать изучение города социологией.
Первый образ города, который мы проанализируем, будет образ «город как базар», с позитивной ценностной окраской. Здесь город выступает как центр науки, коммуникации, культуры и образования, и рассматриваются конкретные феномены городской жизни. Это название дано образу не случайно, поскольку город рассматривается как место, в котором каждый выбирает свои путь по своим возможностям, с самоуправлением. Тут великое богатство разнообразных возможностей, и каждый человек может найти себя в этой пестроте. Данным рассмотрением города занимался Георг Зиммель. Подробно об этом есть в его работе «Большие города и духовная жизнь». Одной из интереснейших идей в работе была идея о кругах, «паутине» человеческих взаимосвязей. Из нее следовало то, что человек рождаясь как представитель одного круга, в течение жизни может расширить круг своего проникновения в самые разные слои, начиная от семейных до профессиональных. То есть в этом направлении изучаются личностные возможности горожан.
Как мы видим, в зависимости от угла рассмотрения, меняет и сам образ города. Здесь каждая из точек зрения, не может оказаться правильной или неправильной, все они обоснованы, и с каждой из них в отдельности можно согласиться.
1.2 Специфика рассмотрения городской среды Чикагской школой (на примере концепций Роберта Парка и Луиса Вирта)
Чикагская школа с представителями в лицах Парка, Вирта и других оказала немалое влияние на развитие социологии города. Одной из особенностей данной школы можно выделить сочетание эмпирических исследований с обобщениями, которые были направлены на решение определенных практических проблем. В ней можно выделить теории, каждая из которых имела своего лидера.
Например, многие из представителей этой школы, особенно Парк и Вирт, делали акцент на физическом устройстве города, считая, что местоположение влияет на определение социальных ролей и на характер разделения труда.
Парк, на основе работ профессора Эугениуса Варминга о растительных сообществах, провел аналогию между растительными сообществами и человеческими. Оказалось, что в них есть немало общего: в своем развитии они проходят через определенные стадии, а затем разрушаются и уступают место другим сообществам. Они развиваются и приходят в упадок, и до сих пор точно не известен ритм этих изменений, по-видимому, это одна из причин постоянного конфликта между интересами индивида и сообщества.
Город времен Чикагской школы, схож с современным городом. Он так же вырастает не вокруг крепости, а вокруг рынка. Обычно город является центром высокоспециализированного производства, и широкой торговой зоной вокруг него.
Помимо всего вышесказанного Роберт Парк особое внимание уделяет коммуникации, как важной составляющей взаимодействия индивида в обществе. Он пишет, что человек, обладая уникальным опытом, является уникальной персоной, то есть становится обособленной единицей здорового общества. Мир представляет собой динамический характер и порядок, так как он мир коммуникаций и дистанций. Одним из факторов, препятствующим коммуникации, социолог называет застенчивость и закрепощенность, так же он говорит, что примером полной коммуникации могут служить дружеские отношения, где человек без стеснения представляется самим собой.
Мы уже упоминали, что для Чикагской школы характерен анализ физического пространства города. Так Парк, описывая город, говорил о концентрических зонах, расположенных на разных расстояниях от центра города: центральный район, с офисами и предприятиями и пригороды, доходные кварталы и трущобы. Каждая из этих зон принадлежит особой социальной группе. И в каждом районе свой уровень социальной мобильности. Разумеется, что в центре он намного выше, чем на окраинах.
Он перенес внимание на общие, универсальные черты города. Вирт считал, что образ жизни в городе складывается под влиянием факторов плотности, размера, гетерогенности населения. С увеличением именно этих показателей усложняется общество, дифференцируются культурные, профессиональные характеристики, а так же взаимоотношения, социальная дистанция и стереотипы усложняются.
Он, так же как и Парк поддерживал идею о том, что городская среда формирует характер общения и взаимодействия между людьми. Урбанизм становиться особой формой социальных отношений по ряду причин: это и количество населения, и разнообразие труда, развлечений, досуга, это и высокая плотность людей, при которой личное пространство у индивида совсем небольшое.
Вирт считает, что из-за большого размера городского население, образуются социальные миры, которые ослабляют узы родства и дружбы. В городе люди часто не знаю большого количества людей, это мир незнакомых, с формальными контактами. Однако как бы это не казалось парадоксальным, при этом именно город создает новые взаимоотношения. Человеку здесь намного легче вступить в контакт, чем в небольшом поселении, где все друг друга знают: тут он был бы не незнакомцем, а чужим. Так как в городе большое разнообразия незнакомых, появляются различные изолированные и открытые группы и субкультуры.
2. Особенности образа жизни и социального взаимодействия в городской среде (на примере работ Луиса Вирта)
Как уже было написано выше, Луис Вирт разрабатывал урбанистическую концепцию рассмотрения города. Основное внимание он уделил человеческому взаимодействию в городской среде в контексте повседневной жизни индивидов. Он выделял три основных характеристики города:
1) Размер населения, в котором рассматривал разнообразие культурных характеристик и характеристик занятости, а так же формальность взаимоотношений и утрату моральной структуры города.
2) Плотность населения, с мозаичным распределением площади, отпечатком продуктивной направленности, увеличением социальной дистанции, толерантности и терпимости, а также увеличение антисоциального поведения.
3) Гетерогенность, с приемлемостью отсутствия безопасности и нестабильности, с непостоянством статуса и мобильностью, с увеличением числа использования стереотипов и ростом значимости денег.
Кратко описав теорию Вирта, которую мы подробно рассматривали в прошлой главе, мы перейдем к данной, и в ней мы подробнее рассмотрим образ жизни типичного горожанина в работах данного социолога, и попробуем совместить особенности жизни в городе с особенностями взаимодействия в нем людей.
2.1 Город как образ жизни
Он дает каждому индивиду возможность проявить, реализовать себя в какой бы то ни было сфере. Там мы находим много разнообразных типов людей, вследствие чего люди в городе объединяются по интересам, в целях развития, общения. Но помимо объединений по законным интересам, в городе нередко возникают преступные группировки, и другие незаконные группы. Поэтому помимо развития город носит отпечаток болезни, порока и преступности.
В городской среде человек должен быть готов к разнообразию, быстрому темпу жизни и высокому уровню мобильности. Люди должны иметь способность к восприятию новой информации и различным видам социальных связей, к участию в жизни различных социальных групп, а вследствие чего, к всевозможным видам общения.
Во время Вирта, более пятидесяти процентов американцев проживали в городах, не считая тех, кто проживал настолько близко к городу, что их образ жизни уже стал городским. Ко всему прочему прибавить транспортные средства, и доля людей с городским образом жизни немало увеличится. Почти все люди, исключая маленькие отдаленные села, подчинялись этому образу жизни.
«Город представляет собой новую форму человеческой ассоциации, это есть относительно крупная, плотно сконцентрированная агрегация гетерогенных индивидов, живущих в условиях анонимности, безличных отношений и косвенного контроля».
Почему же Вирт говорит об отчужденности людей? Потому, что при видимой физической близости, социальная дистанция между людьми велика. Дело в том, что люди входят не в одну группу, а сразу во множество. Индивид в разных группах пытается достичь своих целей, поэтому в городе существуют добровольные ассоциации. Но в людях присутствует изощренность, здоровый скептицизм, а также нежелание быть обманутым. Поэтому люди не раскрывают свои души, они скрытны, вследствие всего этого происходит отчуждение, так как каждый действует в своих интересах, и мало думает о других людях и их желаниях, если они не совпадают с его собственными.
За зоной трущоб находится пояс рабочих домов, этот район немного лучше благоустроен. Затем ареал многоквартирных многоэтажных домов. В таком районе в основном проживает средний класс, там школы, магазины, клубы и все что необходимо для активной жизни. Вслед за этим районом идет район богатых коттеджей, с небольшими участками, свежим воздухом, природой. Далее идут районы пригородов и маленьких поселений, промышленных или спальных по характеру. Как мы видим, чем дальше место удаленно от центра, тем более богатые люди выбирают его в качестве места жительства, беднейшим же слоям населения приходиться жить в трущобах.
В свое время Вирт заметил, что происходит падение темпа роста городского населения. Он писал, что, несмотря на прошедшую волну миграции из села в город, отчетливо наблюдается падение темпа естественного прироста. При этом в селе ситуация была наоборот, там темп роста увеличивался.
Но при этом, он пишет, что рост городов может и подошел к концу, но стали появляться супергорода. Люди, стараясь избегать загрязнений, дороговизны, желая жить в более благоприятных для себя и своих детей условия, стали поселяться в округах города, и живя, можно сказать, в близлежащих селах, пользовались всеми возможностями города. Они работали там, были потребителями городского рынка труда, при этом живя за городом, платили намного меньше за аренду жилья, да и налоги за городом меньше. В итоге, каждодневные поездки в город, стали платой за новые условия жизни.
Это стало настоящей революцией, город не мог обеспечить своими ресурсами так много людей, страну охватывала массовая безработица, потеря доверия к властям, ухудшение условий жизни. Город не мог гарантировать людям прожиточный минимум, и функционирование институтов и служб правительства. А потом начались годы войны, и рабочих рук стало остро недоставать. В таком городе человек не уверен в завтрашнем дне, нет стабильности, и уровень безопасности снижен, повсюду было беспокойство и страх упадка. А значит, все более нарастала напряженность, отчужденность между людьми, каждый становился сам за себя. Городской жизни грозил крах, все территории могли превратиться в трущобы, вокруг был беспорядок и хаос.
Из всего вышенаписанного в таком процессе можно выделить целый ряд негативных последствий:
Для реабилитации города, необходимо было распространение городской юрисдикции на все пригороды, судебные, здравоохранительные учреждения должны были нормально функционировать, и так же необходим пересмотр системы налогообложения. Только при этих условия было возможно восстановление города, современного Вирту.
Теперь, рассмотрев образ жизни в городе, современном данному социологу, мы можем сделать вывод и выделить его основные характеристики:
· В городе большой выбор возможных моделей поведения, каждый может выбрать свою индивидуальную жизнь и развить ее в городском разнообразии.
· Городу присущ индивидуализм, большая социальная дистанция при видимой физической близости, отчужденность и направленность действий на личную выгоду.
2.2 Влияние урбанистического образа жизни на взаимодействие между горожанами в работах социолога Чикагской социологической школы Луиса Вирта
Луис Вирт писал, что в город влияет на людей в двух основных направлениях: воздействие на психику и на социальную структуру. Так как в городе люди уже преднамеренно разделены по особым группам, он считает, что именно город, формирует социальную структуру его обывателей. По ареалам распределяется таланты, дарования, например, есть такие ареалы, в которых концентрируются определенные виды деятельности, развивается определенная отрасль культуры или экономики, а также в ареалах концентрируются люди со схожими социальными характеристиками.
А насчет воздействия на психику можно сказать о фрагментации жизни на разные сферы, которые соответствуют определенным видам деятельности. В городе индивида формируют как раз группы, именно они дают, как разнообразие личностей, идей, так и черты единообразия личностного поведения. Группа доминирует над человеком, при этом она имеет двойственный характер: это ослабление социальных связей с одной стороны, вследствие чего, при большом скоплении людей, индивид себя чувствует одиноко и заброшенно; и сплочение, группирование людей по интересам, в результате которого рождаются новые идеи, стремления, мысли. Довольно противоречивые следствия у социальных групп, ведь на каждого они воздействуют по-разному, и все зависит от психического фундамента каждого отдельного индивида и самих групп.
Вирт считал, что поведение людей зависит от социальных групп, как мы уже упоминали выше. Общество характеризуется общими действиями людей в направлении достижения индивидуальных и общих целей, в соответствии с общими нормами. Такая общая идея, взаимосогласие и есть его сердцевина, это и есть консенсус, сплочение, единомыслие. Но так как в городе, связи родства, соседства, дружбы ослаблены или вовсе отсутствуют, а индивидуальные интересы стоят выше общественных, социолог отмечает, что солидарность заменена на конкуренцию, находящуюся под формальным контролем.
Давайте посмотрим, как Вирт отвечал на вопрос о преобладании конкуренции над единомыслием. Он пишет, что люди, работая подолгу вместе, часто не связаны эмоциональными, дружескими узами, а наоборот их отношения можно охарактеризовать взаимной эксплуатацией и желанием подняться выше других. Как раз в этой трудовой сфере рождается дух конкуренции, так как индивидуальные интересы, в достижении карьерного успеха, ставятся выше коллективных.
В нашей работе мы не будем уделять внимание взаимодействию в малых группах, так как эти отношения не специфические для города, они зависят лично от индивидуальных характеристик личности. Мы остановим свое внимание на коммуникации в больших городских массах. Как мы отмечали выше, городу свойственны ослабленные связи родства и дружбы, для их замещения в городе создаются группы по интересам, которые нередко начинают заменять семью.
Жители города представляют собой динамическое равновесие, с постоянно меняющимися интересами и установками, наверное, именно по тому, что их много, и из-за влияния остальных факторов, городское сообщество представляет специфичность во взаимодействии. Как раз для определения общих идей, идеалов, люди должны быть способны к коммуникации.
Через взаимодействие и для него горожане должны иметь общий фундамент. Каждый отдельный член города отличен от других, он уникален, именно это как сближает людей, как и разъединяет. С одной стороны, мы хотим узнать новое, незнакомое, но при этом боязнь различий несет в себе отпечаток одиночества и потерянности для тех людей, которые так и не смогли принять того факта, что все разные. Это парадокс города, так как в меньших населенных пунктах разница между отдельными его поселенцами намного меньше, чем в городе.
В свою очередь, важным будет считаться то, что человек, живущий в городе, знает не всех людей, количество тех, кого он знает немалое, но не всеобъемлющее. Горожанин для удовлетворения своих потребностей зависит от многих людей, так как городу присуще сильное разделение труда, при котором каждый выполняет определенную часть работы, но не всю ее. Каждый из индивидов зависит не от конкретного человека, а от организованных групп, в которых каждый выполняет определенный вид деятельности. Именно это и есть характеристика города по вторичным связям. Люди связаны друг с другом не напрямую, а опосредовано.
Также, одной из отличительных особенностей городского человека, влияющей на взаимодействие, Вирт выделял скептицизм в отношении догм и идеологий. Индивид не хочет опираться на старые образцы и авторитеты, но при этом он ставит во главу угла свои предпочтения и идеи, выставляя напоказ свой вкус, и считая, что именно он должен стать основой, примером для других.
А так же социолог писал о переходе от наивности к изощренности. Горожанин ценит в себе самостоятельность решения, при которой его никто не сможет обмануть. Он с критикой относиться к людям и фактам, что приводит лишь к усовершенствованиям средств убеждения, и сильнейшей скрытости обмана.
Так же Вирт подчеркивает, что контакты в городе имеют такие характеристики как безличие, поверхностность, мимолетность, скрытность и равнодушие. Он пишет, что, скорее всего, это происходит по причине того, что горожане при взаимодействии друг с другом, хотят отгородиться от личных притязаний и мнений, ожиданий других. Как раз из-за этого горожанам часто приписывают такую специфичность как рациональность и некую изощренность. Ведь почти каждый из знакомых жителя города является полезным средством, для достижения личных целей.
Так же еще один важный аспект городского взаимодействия социолог обратил внимание. В городе, при тесных физических контактах, социальные и личные отношения находятся на дистанции. Достаточно часто городской обыватель отдает предпочтение визуальному запоминанию и узнаванию. Больше внимание уделяется униформе, а не личности как таковой. Таким образом, человек интересует остальных лишь своей ролью, выполняемой деятельностью и статусом, что значительно влияет на взаимодействие в городе.
В свой черед особый отпечаток на взаимодействие горожан оказывает социальная мобильность. Постоянно меняющееся положение индивида, дифференциация социальных групп, которые работают лишь с определенной стороной человеческой личности, нестабильность и принятие людьми приемлемости отсутствия безопасности как нормы как нельзя лучше объясняет космополитизм и изощренность городских жителей.
Теперь, описав основное влияние городского образа жизни на взаимодействие индивидов в некоторых работах Луиса Вирта, мы можем подытожить и кратко обобщить все вышесказанное. Конечно, мы понимаем, что данный социолог рассматривал город в свое время и выделял наиболее частые случаи, и не стоит делать выводы, о несуществовании исключений, которые есть, и которые не укладываются в данные рамки. Но так как для социологии важен типичный случай, наиболее частый, мы берем концепцию Вирта за идеал его времени, как впрочем, и за образец для его последователей, развивавших в дальнейшем его теорию.
Выделяя основное влияние городского образа жизни на взаимодействие, мы можем отметить такие особенности:
1) Город является массовым обществом, поэтому взаимодействие носит массовый, часто безличный и анонимный характер, с преобладанием вторичных опосредованных связей.
2) Город, помимо социальной структурированности ареалов, влияет на психическое состояние людей, через давление групп над индивидами, что также влияет на характер взаимодействия, порой заменяя родственные связи организациями по интересам. При этом трудовые отношения носят конкурентный характер.
3) Каждый индивид уникален и для взаимодействия необходимо нахождение общих точек соприкосновения.
4) Особенность горожан, является желание отгородиться от личных притязаний и мнений других людей, вследствие чего взаимодействию присущи такие черты как рациональность, изощренность, подозрительность, критика и опредмечивание в соответствии с ролью окружающих и равнодушие.
5) С другой стороны, можно отметить, что индивидуальные отношения носят не только характер самосохранения, но и включает другие общественные элементы: культуру, экономику и политику.
В данной работе мы рассмотрели различные подходы к изучению города, выделив четыре значимых образа в социологии, потом определили место положения в этих образах и специфику Чикагской социологической школы. Так же мы проанализировали два подхода этой школы: экологический и урбанистический. Далее, за основу изучения города мы взяли работы Луиса Вирта, и описали образ жизни в городе и взаимодействие в нем. Теперь хотелось бы сделать заключающее обобщение по всему проанализированному.
Второй вывод будет касаться связи городского образа жизни с взаимодействием индивидов в городе. Мы выделили основные черты города и образа жизни его населения и их влияние на взаимодействие. Проанализировав избранные работы Луиса Вирта, мы увидели, что город оказывает большое влияние на взаимодействие его членов. В выводе второго параграфа второй главы мы подробно описали это влияние, теперь можно лишь точечно, кратко пройтись по основным моментам. Для начала, мы отмечали массовой характер города, при котором взаимодействие становиться безличным, и вторичные контакты преобладают над первичными. Так же мы обозначали особенностью горожан их уникальность и желание скрыть свою личную жизнь, чтобы не иметь критики и суждений со стороны. Эту особенность тоже рождает город, и рационализм, подозрительность, скрытность и ролевое опредмечивание других личностей становиться чертой во взаимодействии городского жителя. Именно такие особенности взаимодействия в городе по отношению к образу жизни горожан мы можем выделить в работах социолога Луиса Вирта.
городской чикагский школа вирт
1) Балдандоржиев Ж.Б. «Роль Чикагской школы в определении теоретико-методологических оснований исследований городской культуры»
2) Герберт Спенсер «Основные начала» (органическая теория общества)
3) Георг Зиммель «Большие города и духовная жизнь»
4) «Городской образ жизни в условиях глобализации» библиотека онлайн Freqlist.ru
5) Роберт Парк «Городское сообщество как пространственная конфигурация и моральный порядок»
6) Луис Вирт. «Урбанизм, как образ жизни»
7) Луис Вирт «Жизнь в городе»
8) Луис Вирт «Социальное взаимодействие: проблема индивида и группы»
9) Луис Вирт «Консенсус и массовая коммуникация»
Подобные документы
Истоки и особенности становления Чикагской школы, ее основные поколения и вклад в развитие социологии как науки. Важнейшие представители данного направления и их концепции. Ключевые идеи Чикагской школы, их использование в современной социологии.
курсовая работа [57,7 K], добавлен 06.09.2012
Город как образ человеческой жизни и способ существования культуры. Изучение коммуникативных процессов в городской среде. Исторический подход к формированию города в России. Краткая характеристика особенностей процесса урбанизации по Ю.Л. Пивоварову.
контрольная работа [23,1 K], добавлен 18.08.2013
Определение понятия и раскрытие сущности социального проектирования. Описание образа жизни как объекта социального проектирования условий и особенностей повседневной жизни людей в обществе. Разработка социального проекта «Мы за здоровый образ жизни».
контрольная работа [74,5 K], добавлен 18.06.2014
Особенности формирования образа городской семьи. Формы традиционной семейной жизни в России в XIX-XXI веке: сравнительная характеристика. Социологическое исследование с целью анализа факторов, влияющих на систему супружеских отношений в молодых семьях.
курсовая работа [86,2 K], добавлен 11.07.2015
Определение сущности быта как сферы человеческой жизнедеятельности. Существенные признаки сельской местности, ухудшающие быт и личностное развитие жителей. Особенности уклада городской жизни, ее преимущества и недостатки. Пословицы и поговорки по теме.
доклад [16,0 K], добавлен 14.09.2011
Изучение эмпирической социологии как самостоятельного направления социологии и определение влияния Чикагской школы на ее развитие. Причины «американизации» академической и прикладной социологии. Разрыв между теоретическими и эмпирическими исследованиями.
контрольная работа [42,6 K], добавлен 24.10.2013
Специфика современных социально-экономических процессов в российской деревне. Социальный проект как инструмент эффективного городского управления. Городской образ жизни как объект социологического анализа. Культурный облик современного российского города.
статья [17,3 K], добавлен 09.11.2009
Формирование образа современной городской семьи. Российская семья в XIX и XXI вв. Современная городская семья в региональных социологических исследованиях (вторичный анализ данных). Создание модели современной городской семьи, характерной для г. Улан-Удэ.
курсовая работа [132,5 K], добавлен 20.06.2015
Ознакомление с проблемами города как объекта для социологического анализа. Исследования Роберта Парка в области изучения городской среды. Причины отдаления людей и их безразличного отношения друг к другу. Создание новых домов престарелых государством.
эссе [17,0 K], добавлен 28.02.2012
Теоретические основы изучения образа жизни и ценностных приоритетов молодежи. Интегративный характер категории «образ жизни» по отношению к понятиям «уклад жизни», «качество жизни». Образ жизни молодежи в представлении родительского и детского поколения.
курсовая работа [119,3 K], добавлен 07.11.2013