какой объект был построен в годы первых пятилеток
Первая пятилетка в СССР
Мы отстали от передовых стран на 50-100 лет. Мы должны пробежать это расстояние в десять лет. Либо мы сделаем это, либо нас сомнут. Вот что диктуют нам наши обязательства перед рабочими и крестьянами СССР
Первая пятилетка в СССР длилась с 1928 по 1932 годы как первый этап индустриализации страны. Основная задача на этом этапе была догнать и перегнать западные страны. Лозунг “догнать и перегнать” был официальным и использовался повсеместно. Поэтому нужно понимать, что основная задача 1-го пятилетнего плана было создание базы тяжелой промышленности, на основе которой можно было бы в дальнейшем улучшать качество. Фактически первая пятилетка это была погоня за количеством, а последующая за ней вторая пятилетка была погоней за качеством.
Сегодня будем говорить о том, что собой представлял пятилетний план развития СССР с 1928 по 1932 годы, чего удалось добиться, и какие были достигнуты результаты. Будет очень много цифр но я рекомендую всем с ними ознакомиться. Это будет полезно тем людям, которые сегодня говорят, что 5 лет это недостаточный срок для того чтобы оценивать деятельность руководителей стороны. Официально первый план пятилетнего развития был выполнен за 4 года и 3 месяца. То есть всё о чём мы будем говорить ниже было достигнуто за чуть более чем 4 года. Это было время окончательной победы Сталина над Троцким, поэтому страна ушла от развития исключительно военного комплекса к развитию промышленности и гражданскому строительству.
Что было построено
Первая Пятилетка (1928-1932), которая была завершена за 4 года и 3 месяца (4,25 года) позволила выстроить серьезную промышленную базу СССР. Всего по всей стране было построено примерно 1500 предприятий, а крупнейшие стройки этого периода следующие:
По итогам первой пятилетки введены в эксплуатацию были Беломоро-Балтийский канал и Туркестано-Сибирская железная дорога (Турксиб). И все это только крупные стройки, которые фактически были завершены за 4 года и 3 месяца.
Первая пятилетка фактически заново создала целые сегменты промышленности: автомобильная, авиационная, станкостроение, тракторная, металлургия, сельскохозяйственное машиностроение, химическая промышленность. В результате Советский Союз заложил фундамент, на основе которого происходило дальнейшее развитие страны.
Доклад Крижановского
Когда мы говорим про первый пятилетний план индустриализации СССР, то для большинства людей этот рывок ассоциируется исключительно с силой советского народа и гением товарища Сталина. Отчасти это так, но были люди, которые этот план непосредственно продвигали и были его идейными вдохновителями. Одним из таких людей был Крижановский Глеб Максимович, который с 1925 года занимал пост Председателя Государственной плановой комиссии при Совете Народных Комиссаров СССР. На 15 съезде пленума ВКП(б), который проходил 23 октября 1927 года, Крижановский с Рыковым выступили с докладом по составлению первого пятилетнего плана развития народного хозяйства СССР. Именно с этого времени первая пятилетка начала свое существование. В докладе было отмечено, что на СССР давят внешние факторы (угроза войны и возможность неурожайности), которые заставляют страну в ускоренных темпах проводить индустриализацию. Для этого были обозначены цели 1-ой пятилетки: расширить производство и потребление, обеспечение темпов роста промышленности быстрее чем в западных странах, активное привлечение иностранных специалистов.
Приоритеты Крижановский обозначил следующие:
Это были основные направления развития 5-тилетки. В дальнейшем план неоднократно корректировали, но суть не менялась.
Законодательная часть Пятилеток
Развитие любого важного направления происходит с сопровождением по законодательной линии: принимаются законы, указы, инструкции и так далее. С первым пятилетним планом развития было тоже самое. Его основные документы следующие:
План пятилетки
Объект промышленности | Планы строительства | Плановые задачи |
---|---|---|
Электростроителсьтво | Построить 42 электростанции (ДнепроГЭС, Сивирская, в Бобриках, на Донбассе и другие). | Увеличить объем получаемой энергии с 5 млрд кв/ч до 22 млрд квт/ч. |
Черная металлургия | Магнитогорский, Тельбесский, Днепропетровске, Криворожский и др заводы | Увеличить выплавку чугуна с 370 тыс тонн до 10 млн тонн. |
Каменный уголь | Заводы в Донбассе, на Урале, Кузбассе и в Подмосковье. | Увеличить добычу угля с 35 млн тонн до 75 млн. |
Машиностроение | Автомобильные заводы, тракторные заводы в Сталинграде и на Урале, Ростсельмаш, Свердловский завод тяжелого машиностроения, инструментальные заводы. | Увеличение валовой продукции машиностроения в 3 раза, а продукции сельскохозяйственного машиностроения в 4 раза. |
Химическая промышленность | Строительство комбинатов в Донбассе, на Московских Егорьевске фосфоритах, и Березниковского комбината. | увеличение производства химических удобрений с 175 тысяч тонн до 8 млн тонн |
Отдельно в плане оговаривалось строительство железных дорог. За 5 лет страна должна была увеличить протяженность железнодорожных линий с 76 тыс километров до 92 тыс км. Одновременно шло развитие программы по улучшению морских и речных путей.
Общие итоги
Итоги первой пятилетки можно подвести кратко тем, что этот план был выполнен за 4 года и 3 месяца. Это была официальная позиция советских властей, в которой говорилось, что план выполнен полностью. Реально оцените его сложно, поскольку в советский период все статистические показатели сильно завышались. Тем не менее главные характеристики это то что план был выполнен с опережением, а в цифрах это было выражено так.
Показатель | На начало пятилетки | План к концу пятилетки | Фактический показательна конец периода |
---|---|---|---|
Показатели промышленности | |||
Рост промышленной продукции в процентах к началу пятилетнего плана | — | 230 | 224 |
Удельный вес тяжелой промышленности | 44,4% | 47,5% | 54,1% |
Удельный вес социалистического сектора: | |||
в промышленности | 79,5% | 92,4% | 99,5% |
в сельском хозяйстве | 1,8% | 14,7% | 76,1% |
в розничной торговле | 75% | 91% | 100% |
в национальном доходе | 44% | 66,3% | 93% |
В сельском хозяйстве | |||
Процент крестьянских хозяйств, прошедших коллективизацию | 1,7% | 20% | 61,5% |
Доля производства зерна совхозами и колхозами | 7,5% | 42,6% | 84% |
Удельный вес отечественной продукции | |||
в поставке оборудования | 67,5 % | — | 92% |
в поставках станков | 33% | — | 46% |
Занятость населения | |||
Число безработных в городах в тыс человек | 1133 | 511 | 0 |
Аграрное перенаселение в млн человек | 8,5 | 2,6 | 0 |
*- данные представлены по материалам Госплана СССР.
Источники финансирования
Какие же были источники финансирования первых пятилеток? В основном это были внутренние резервы, которые очень дорого обходились стране, но без которых качественный рывок сделать было невозможно. Основные источники получения средств для индустриализации и первой пятилетки:
Рассматривая финансовую сторону пятилетки нужно отметить, что это было время, когда в США началась Великая депрессия. Из-за этого многие крупные специалисты оказались без работы и с удовольствием приехали в СССР. Практически все советские заводы, которые были построены в этот период, строились иностранцами и на иностранном оборудовании. У нас не было тогда специалистов. Они появились позже. Достаточно сказать, что Сталинградский тракторный завод был полностью построен в США, затем там был демонтирован и по частям доставлен в СССР. Активное участие в развитии промышленности СССР осуществлял завод Ford, подставляя свое оборудование, в частности, для Горьковского автозавода.
Американцы провели нашу индустриализацию?
Аналогичная ситуация и с квалифицированными рабочими, которые приезжали с Запада. Советское правительство понимало, что молодая Социалистическая страна не имеет трудовых квалифицированных резервов. Ученые и квалифицированные рабочие, которые были в Российской империи, за годы Революций и Гражданской войны либо погибли, либо уехали. В распоряжении СССР был пролетариат. Это отличные люди чтобы воевать, чтобы делать мелкую черновую работу, но построить наукоемкое предприятие они не могут. Этим должны были заняться иностранцы. Они этим и занялись. И им за это очень хорошо платили (платили настолько хорошо, что специалисты жили в бывших дворянских имениях и имели прислугу). Эти рабочие ехали в СССР не из-за своей любви к стране Советов, а из-за того что на западе элементарно не было работы. В СССР работа была и денег платили столько, что их хватало для того чтобы ехать сюда как на заработки. Например, Альберт Кан, который фактически занимался проектированием всей индустриализации СССР, был известен как разработчик заводов Ford, но в 1929 году, после начала Великой депрессии он остался без работы.
Источники и дополнительный материалпо теме:
Всё в одном месте. 1-12 пятилетки в СССР. ТАБЛИЦА.
Всё в одном месте.
1-12 пятилетки в СССР. ТАБЛИЦА.
Пятилетка или Пятилетний план — метод планирования развития стран, включающий разработку целевых показателей социально-экономического развития на срок 5 лет.
Цели и задачи пятилеток расписаны в годовых народно-хозяйственных планах с учетом экономического положения в стране, изменений потребностей общества, финансовых и материальных ресурсах.
Всего в СССР было 12 пятилеток ( одна из них – семилетка).