какой нравственный выбор делают сотников и рыбак
Какой нравственный выбор делают сотников и рыбак
«Война есть противное человеческому естеству состояние», — писал Л. Толстой, и мы вынуждены согласиться с этим утверждением, ведь война приносит страх, кровь, слезы. Война также является и испытанием для человека.
Проблема нравственного выбора героя на войне характерна для всего творчества В.Быкова. Эта проблема ставится практически во всех его повестях: «Альпийская баллада», «Обелиск», «Сотников» и др. В повести Быкова «Сотников» подчеркнуто заострена проблема подлинного и мнимого героизма, которая составляет суть сюжетной коллизии произведения.
Сотников примирился со смертью. Он хотел бы умереть в бою, но это стало для него невозможно. Единственное, что ему оставалось, определиться в отношении к людям, оказавшимся рядом. Перед казнью Сотников потребовал следователя и заявил: «Я — партизан, остальные тут ни при чем». Следователь приказал привести Рыбака, и тот согласился поступить в полицию. Рыбак старался убедить себя, что он не предатель, что убежит.
В последние минуты жизни Сотников неожиданно утратил свою уверенность в праве требовать от других того же, чего он требует от себя. Рыбак стал для него не сволочью, а просто старшиной, который как гражданин и человек не добрал чего-то. Сотников не искал сочувствия в толпе, окружавшей место казни. Он не хотел, чтобы о нем плохо думали, и разозлился только на выполнявшего обязанности палача Рыбака. Рыбак извиняется: «Прости, брат». «Иди ты к черту!» — следует ответ.
Произведение проникнуто раздумьями о жизни и смерти, о человеческом долге и гуманизме, которые несовместимы с любым проявлением эгоизма. Углубленный психологический анализ каждого поступка и жеста героев, мимолетной мысли или реплики — одна из самых сильных сторон повести «Сотников».
Подвиг вселяет нравственную силу в других людей, сохраняет в них веру.
Проблема нравственного выбора в повести Быков «Сотников»
Писатель Василь Быков прошел Великую Отечественную войну от начала до конца, поэтому он пишет о ней как очевидец. Почти все его произведения посвящены военной тематике. Одна из главных тем военной прозы – тема подвига. В повести «Сотников» автор поднимает проблему подлинного и мнимого героизма.
Герои повести – Сотников и Рыбак – бойцы одного из партизанских отрядов. Морозной ночью они вдвоем отправляются на задание. Рыбак – лучший партизан в отряде, сильный, мужественный. В бою, под огнем, он не трусит, на него можно положиться. В Сотникове нет ничего героического. Он обыкновенный солдат, человек мирной профессии, интеллигент. На задание Сотников идет с тяжелой простудой, хотя мог бы отказаться, как это сделали другие до него. Как он объясняет Рыбаку, потому и пошел, что другие отказались. Сотников самолюбивый и упрямый человек, у него развито чувство долга. Еще мы узнаем о нем, что он два раза бежал из плена, так и оказался в партизанском отряде.
Наших героев преследуют неудачи. Сначала оказался сожженным хутор, где они должны были добыть продовольствие, потом в перестрелке с немцами ранили Сотникова.
А Рыбак на допросе не выдержал, выдал отряд и согласился служить в полиции, стараясь убедить себя, что он не предатель, и думая при удобном случае бежать к своим. Но эта хитрость оборачивается предательством. По приказу немцев Рыбак участвует в казни своего товарища по отряду. Потом пытается покончить с собой, но это ему не удается.
Итак, мы видим, как в экстремальных обстоятельствах по-настоящему проявляются моральные качества персонажей. Герои делают свой выбор. Подвиг Сотникова в том, что он остался Человеком в бесчеловечных обстоятельствах. Рыбак становится предателем, врагом народа. Он убит морально. Его наказание – жить дальше.
Автор делает вывод: источник подвига лежит внутри человека и зависит от его нравственного стержня.
Анализ повести Быкова “Сотников” (сочинение)
Почти все произведения Василя Быкова рассказывают о Великой Отечественной войне. Это во многом объясняется тем, что писатель сам прошёл её от начала до конца. События войны он рассматривает прежде всего с нравственно-философской точки зрения.
Описывая поведение людей в бесчеловечных условиях, Быков заставляет нас задуматься об истоках внутренней силы, которая присуща лучшим из его героев.
В повести «Сотников» писатель убедительно показывает, что эта сила практически не зависит от физических возможностей человека и целиком относится к области духа.
В образах главных героев произведения воплощены, как мне кажется, черты двух противоположных типов личности.
Оказавшись в ситуации нравственного выбора, такие люди ведут себя но разному: одни совершают предательство в обмен на свою жалкую жизнь; другие проявляют стойкость и мужество, предпочитая умереть со спокойной совестью. Таким образом в повести Василя Быкова противопоставлены два партизана — Рыбак и Сотников.
Страх за свою жизнь впервые проявляется у Рыбака во время погони, устроенной полицаями: сначала он хотел бросить Сотникова, оправдывая себя тем, что тому всё равно не выбраться. «Но что он скажет в лесу? » — мне кажется, именно этот вопрос заставил Рыбака вернуться к товарищу.
В тот момент для него ещё было важно, что подумают о нём другие.
Когда их обнаружили на чердаке у Дёмчихи, Рыбаку «захотелось, чтобы первым поднялся Сотников». Но у того не было сил, он продолжал лежать. И Рыбак встал первым.
На допросе, испугавшись пыток, Рыбак отвечал правду, то есть выдал отряд. Когда ему предложили служить Германии, «он вдруг ясно ощутил свободу».
Он думал только о свободе, надеялся, что сбежит, но после казни понял, «что с побегом покончено, что этой ликвидацией его скрутили надёжнее, чем ременной цепью. И хотя оставили в живых, но в некотором отношении также ликвидировали».
Думая обо всём происшедшем, Рыбак «не мог толком понять, как это произошло и кто в этом повинен… Очень не хотелось оказаться виноватым самому». Он оправдывал себя тем, что боролся за жизнь, что «в его несчастье больше других был виноват именно Сотников…
тому уже всё безразлично в петле на арке, а каково ему-то, живому. ». Рыбак не замечает, что его лихорадочные попытки обелить себя малодушны и нелогичны.
В финале произведения автор скажет о том, что произошедшее с этим героем — «это коварная судьба заплутавшего на войне человека».
Иным предстаёт путь Сотникова. Мы с самого начала угадываем в нём самолюбивого и упрямого человека. На задание он пошёл потому, «что другие отказались». Некстати приключившаяся простуда представлялась Сотникову пустяком, хотя из дальнейшего повествования становится ясно, что он был болен нешуточно.
Тем не менее, Сотников отказался от еды и лекарств, предложенных ему женой старосты, потому что «он не желал этой тётке хорошего и… не мог согласиться на её сочувствие и помощь».
Помня о том, как однажды такая же простая женщина выдала его полицаям, он с подозрительностью относился к доброжелательности, проявленной к нему в доме старосты.
Чувствуя приближение полицаев, Сотников думал, что, «… пока жив, он их к себе не подпустит». Этот человек не боялся смерти, ему лишь «страшно было стать для других обузой».
И ещё он «испугался, что может потерять сознание, и тогда случится то самое худшее, чего он больше всего боялся на этой войне». Сотников решил не сдаваться живым. То, что вернулся Рыбак, он «относил…
к обычной солдатской взаимовыручке», но «не имел бы ничего против Рыбаковой помощи, будь она обращена к кому-нибудь третьему». Сам он никогда не хотел никакой поддержки, это было «противно всему его существу».
Сотников был человеком, который ни при каких условиях не шел на сделку со своей совестью, и он ушёл из жизни с сознанием того, что ничем не запятнал свою душу. До последнего герой старался помочь людям, которые, как он считал, попали в беду из-за него.
Итак, перед нами два абсолютно противоположных характера. Для лучшего их раскрытия автор часто использует внутренние монологи героев, через которые переданы, например, колебания Рыбака в момент преследования, раздумья Сотникова, идущего на казнь.
Характеризуя героев, Быков использует и эпизоды их детства. Мы узнаём, что Сотников ещё ребёнком дал себе клятву никогда не лгать. Я думаю, что в формировании этой личности большую роль сыграл отец. Именно он воспитал в сыне честность, прямодушие и стойкость.
Повесть Василя Быкова рассказывает о событиях, которые происходили более шестидесяти лет назад. Однако нам, читателям XXI века, она интересна не только с исторической точки зрения.
Ведь проблемы честности, совести, справедливости и гуманизма встают и перед нашим поколением. Как быть? Какими быть? Как сохранить в себе человеческое? Книга Василя Быкова «Сотников» помогает нам ответить на эти непростые вопросы.
Источник: Школьные сочинения на “пятерку”. Для школьников и абитуриентов. – М.: ООО “Мир книги”, 2004
Цель: формирование у обучающихся активной гражданской позиции, мотивации и способности к духовно-нравственному развитию.
Задачи:
Формируемые универсальные учебные действия
I. Мотивация к учебной деятельности
— Здравствуйте, ребята! Сегодня мы обратимся к очень важной теме, которая касается каждого человека.
II. Формулирование темы урока, постановка цели
Посмотрите на работы турецкого художника Гюрбюза Эксиоглу и сформулируйте тему урока.
Что объединяет эти картины? (Объединены темой выбора)
Выбор между какими поступками? (оказать помощь или бросить на верную гибель).
Словарная работа
В «Большом толковом словаре русского языка» под редакцией С.А.Кузнецова одно из толкований слова «нравственный» объясняется следующим образом: «отличающийся высокой нравственностью; соответствующий нормам нравственности, требованиям морали».
В «Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений» к слову «выбор» приводятся следующие синонимы: избрание, отбор, подбор, сортировка.
III. Изучение нового материала
1. Василь Быков (кратко о писателе)
Чингиз Айтматова в своё время сказал о белорусском писателе такие слова: «Судьба сберегла нам Василя Быкова, чтобы он жил и писал от имени целого поколения, от имени тех, что юнцами познали войну. «
Быков Василий (Василь) Владимирович (1924-2003), белорусский писатель. Родился 19 июня 1924 г. в деревне Бычки Ушачского района Витебской области в крестьянской семье. Детство писателя было безрадостным: «Голодная жизнь, когда надо идти в школу, а нечего поесть и надеть…». Окончив семилетку, Василь поступил на скульптурное отделение Витебского художественного училища, которое вскоре пришлось оставить: в 1940 г. были отменены стипендии. Война застала Быкова на Украине.
Писатель ушёл на войну, когда ему было 17 лет. Он всё видел своими глазами, а потом писал о войне всю жизнь.
Василь Быков говорил, что «характер человека проявляется только в экстремальной ситуации». Все его герои попадают в такие ситуации и ведут себя по-разному. Про саму войну в произведениях говорится мало. Писатель больше показывает, как люди начинают себя вести, когда речь идёт о жизни и смерти.
Умер 22 июня 2003 г. в Минске.
2. История создания повести «Сотников» и сюжет
Василь Быков написал повесть «Сотников» в 1969 году. Идею для сюжета он взял из своей собственной жизни. Во время войны он встретил сослуживца, который в какой-то момент согласился сотрудничать со сторонниками немецкой армии. Эта встреча натолкнула автора на рассуждения о готовности человека предать принципы ради спасения собственной жизни.
Изначально произведение называлось «Ликвидация»
Перескажите сюжет книги по буктрейлеру
В дороге напарников заметили оккупанты, завязался бой, и партизаны вынуждены были отступать, чтобы спрятаться в деревне. Там они забрались в дом с ребятишками, и пришедшая хозяйка сдалась на уговоры и оставила бойцов у себя с риском для жизни.
Главные герои и их характеристика
В повести «Сотников» Василь Быков затрагивает множество важным тем, которые особенно характерны для произведений с военной тематикой: смелость, героизм, самопожертвование, верность, любовь к родине, предательство, но основой всего произведения является проблема нравственного выбора. Каждому из героев приходится принимать свое трудное решение. Сотников и Рыбак могут выбрать, кем стать: мертвым героем или живым предателем.
3. Чтение и анализ отрывка из повести Василя Быкова «Сотников»
Вот и все кончено. Напоследок он отыскал взглядом застывший стебелек мальчишки в буденовке. Тот стоял, как и прежде, на полшага впереди других, с широко раскрытыми на бледном лице глазами. Полный боли и страха его взгляд следовал за кем-то под виселицей и вел так, все ближе и ближе к нему. Сотников не знал, кто там шел, но по лицу мальчишки понял все до конца.
Подставка его опять пошатнулась в неожиданно ослабевших руках Рыбака, который неловко скорчился внизу, боясь и, наверное, не решаясь на последнее и самое страшное теперь для него дело. Но вот сзади матерно выругался Будила, и Сотников, вдруг потеряв опору, задохнувшись, тяжело провалился в черную, удушливую бездну.
Обсуждение
— Какой нравственный выбор делают Сотников и Рыбак? (Сотников остается верен своим убеждениям, поэтому его казнят; Рыбак спасает свою жизнь ценой предательства)
— Почему Сотников, глядя на приготовленную ему петлю, думает: «Одна на двоих»?
— Можно ли его назвать Рыбака закоренелым негодяем? (нет, его мучит совесть, он оказался слабым морально человеком).
Прочитайте афоризмы. Какой из них передает главную идею произведения?
IV. Рефлексия
Устное рассуждение на тему: Что такое нравственный выбор? Ситуации, в которых человеку приходится совершать нравственный выбор (примеры и ваши предполагаемые действия).
Список литературы
«Проблема нравственного выбора в повести В. Быкова «Сотников»
Содержимое разработки
11 кл. Урок литературы
с использованием современных образовательных технологий.
Урок-семинар с предварительным дом. заданием на 4 группы
«Проблема нравственного выбора в повести В. В. Быкова «Сотников»
совершенствование духовно- нравственных качеств
совершенствование умения решать познавательные задачи с помощью различных источников информации.
развивать умение понимать проблему, выдвигать гипотезу;
развивать умение подбирать материал для аргументации собственной позиции, формулировать выводы;
развивать умение работать с разными источниками информации.
развивать умение понимать связь литературных произведений с эпохой их написания, выявлять заложенные в произведении вневременные нравственные ценности и их современное звучание;
развивать умение анализировать литературное произведение, определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров;
развивать умение понимать и формулировать тему и идею произведения, нравственный пафос произведения;
развивать умение характеризовать героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;
закрепление умения определять элементы сюжета произведения, роль изобразительно-выразительных средств языка;
закрепление умения понимать авторскую позицию и формулировать свою позицию по отношению к ней;
закрепление навыка отвечать на вопросы по прочитанному тексту, вести диалог
закрепление умения писать сочинение, связанное с проблематикой изученного произведения.
Нравственный человек много делает ради
своих друзей и ради отечества, даже если бы
ему при этом пришлось потерять жизнь.
20 век – век глобальных перемен, катастроф, век революций и жесточайших войн. Это переломная эпоха в истории человечества. Люди, попавшие в жернова истории, вынуждены были делать свой нравственный выбор: совершить благородный поступок и погибнуть или отказаться от своих нравственных принципов и сохранить себе жизнь. Что важнее – это каждый решал для себя сам. Порой этот выбор был невыносимо тяжек, раздавливая человека, отступившего от понятий чести, справедливости и добра. Порой и порядочные, честные люди не могли совладать с естественным желанием спасти свою жизнь во что бы то ни стало. Эпоха ломала человеческие души и крушила представления человека о морали, этике, заставляя отрекаться от привычных нравственных ценностей. И только те люди, которые сумели сохранить человеческое достоинство, которые остались верны своим убеждениям, которые не предали свои идеалы, достойны именоваться героями.
В повести Василя Быкова, как и во многих других произведениях 20-го века, проблема нравственного выбора является основной. Обсуждению этой проблемы мы и посвящаем сегодня урок литературы. Раскрыть тему нравственного выбора невозможно без сопоставительной характеристики главных героев повести – Сотникова и Рыбака.
Слово о писателе (сообщение ученика)
Василь Владимирович Быков (1924 – 2003) Родился в деревне Бычки Ушачского района Витебской области в крестьянской семье. В июне 1941 года экстерном сдал экзамены за 10 класс. Война застала его на Украине, где он участвовал в оборонных работах. Во время отступления, в Белгороде, отстал от своей колонны и был арестован и чуть не расстрелян как немецкий шпион. Воевал в составе армейского инженерного батальона. Призван в армию в 1942 году, окончил Саратовское пехотное училище. Осенью 1943 года присвоено звание младшего лейтенанта. Участвовал в освобождении Румынии, с действующей армией прошёл по Болгарии, Венгрии, Югославии, Австрии; старший лейтенант, командир взвода полковой, затем армейской артиллерии. О войне в книге воспоминаний «Долгая дорога домой» вспоминал так:
В 1955 г. окончательно демобилизовался из армии. С конца 1997 г. жил за границей в политической эмиграции в Финляндии, Германии, Чехии. Похоронен в Минске.
Повесть «Сотников» была написана в 1970 году.
Сравнительная характеристика Сотникова и Рыбака
— Сравните портреты героев. Какой вывод можно сделать?
Конспект урока на тему «Проблема нравственного выбора в повести В.В. Быков «Сотников». Образы Сотникова и Рыбака, две “точки зрения” в повести.
Тема урока: «Проблема нравственного выбора в повести В.В. Быков «Сотников». Образы Сотникова и Рыбака, две “точки зрения” в повести. Задачи урока: Личностные: совершенствование духовно- нравственных качеств, уважительного отношения к русской литературе; совершенствование умения решать познавательные задачи с помощью различных источников информации. Метапредметные: развивать умение понимать проблему, выдвигать гипотезу; развивать умение подбирать материал для аргументации собственной позиции, формулировать выводы; развивать умение работать с разными источниками информации. Предметные: азвивать умение понимать связь литературных произведений с эпохой их написания, выявлять заложенные в произведении вневременные нравственные ценности и их современное звучание; развивать умение анализировать литературное произведение, определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; развивать умение понимать и формулировать тему и идею произведения, нравственный пафос произведения; развивать умение характеризовать героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений; закрепление умения определять элементы сюжета произведения, роль изобразительно-выразительных средств языка; закрепление умения понимать авторскую позицию и формулировать свою позицию по отношению к ней; закрепление навыка отвечать на вопросы по прочитанному тексту, вести диалог закрепление умения писать сочинение, связанное с проблематикой изученного произведения.
Нравственный человек много делает ради своих друзей и ради отечества, даже если бы ему при этом пришлось потерять жизнь. Аристотель
В 1955 г. Окончательно демобилизовался из армии. С конца 1997 г. Жил за границей в политической эмиграции в Финляндии, Германии, Чехии. Похоронен в Минске. Анализ произведения. Повесть «Сотников» была написана в 1970 году. Сравнительная характеристика Сотникова и Рыбака
— Сравните портреты героев. Какой вывод можно сделать?
Портрет, физическое состояние
Полон жизненных сил
Интеллигент, до войны работал учителем
Деревенский парень, привык к тяжёлому крестьянскому труду
Выносливость, способность справляться с жизненными трудностями
Преодолевает трудности партизанской жизни благодаря силе духа, упорству. Перед тем как попасть в окружение, подбил несколько танков.
Преодолевает тяготы партизанского быта благодаря физической силе и крепкому здоровью
Как оказался в партизанском отряде
По идейным соображениям; после того как трижды совершал попытки выйти из окружения; стремился бороться с врагом в любых условиях
Пошёл в партизаны, потому что так поступали многие; оставаться в деревне было опасно – его могли отправить в германское рабство
Он терпимее к старосте Петру, служащему немцам.
Ему недостаёт твёрдости характера и последовательности в своих действиях.
Любую цену за возможность выжить не принимает.
Ради жизни способен пойти на предательство