какой номер в системе стандартов имеет гост безопасность в чрезвычайных ситуациях
Какой номер в системе стандартов имеет гост безопасность в чрезвычайных ситуациях
НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
БЕЗОПАСНОСТЬ В ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ
Safety in emergencies. Basic principles
____________________________________________________________________
Текст Сравнения ГОСТ Р 22.0.01-2016 с ГОСТ Р 22.0.01-94 см. по ссылке.
— Примечание изготовителя базы данных.
____________________________________________________________________
Дата введения 2017-06-01
Предисловие
1 РАЗРАБОТАН Федеральным государственным бюджетным учреждением «Всероссийский научно-исследовательский институт по проблемам гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций МЧС России» (Федеральный центр науки и высоких технологий) [ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ)]
2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 071 «Гражданская оборона, предупреждение и ликвидация чрезвычайных ситуаций»
5 ПЕРЕИЗДАНИЕ. Май 2019 г.
1 Область применения
Комплекс стандартов «Безопасность в чрезвычайных ситуациях» не исключает действия норм и правил, утвержденных органами исполнительной власти в соответствии с их полномочиями. Нормы и правила, утверждаемые органами исполнительной власти, и настоящего комплекса стандартов должны быть взаимно увязаны.
Требования, установленные комплексом стандартов «Безопасность в ЧС» в соответствии с областью их распространения, должны быть учтены в стандартах и нормативно-технической, а также в конструкторской, технологической и проектной документации.
Положения настоящего стандарта предназначены для использования представителями органов власти, осуществляющих планирование, организацию и проведение мероприятий по предупреждению и ликвидации ЧС, научными и проектными организациями при разработке стандартов по проблеме обеспечения безопасности населения, объектов экономики и окружающей природной среды в ЧС, а также хозяйствующими субъектами и контролирующими их органами, в том числе при организации работ по стандартизации.
Настоящий стандарт является основополагающим в комплексе стандартов по безопасности в чрезвычайной ситуации.
2 Нормативные ссылки
В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:
ГОСТ Р 1.12 Стандартизация в Российской Федерации. Термины и определения
ГОСТ Р 22.0.02 Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Термины и определения
3 Термины и определения
В настоящем стандарте применены термины по ГОСТ Р 1.12, ГОСТ Р 22.0.02, а также следующие термины с соответствующими определениями:
3.1 безопасность в чрезвычайных ситуациях; БЧС: Состояние защищенности населения, объектов экономики и окружающей среды от опасностей в чрезвычайных ситуациях.
3.2 комплекс стандартов безопасности в чрезвычайной ситуации (комплекс стандартов БЧС): Совокупность (группа) взаимосвязанных стандартов, устанавливающих согласованные требования, нормы и правила, способы и методы, направленные на обеспечение безопасности населения и объектов народного хозяйства и окружающей природной среды в ЧС.
объект стандартизации: Продукция (работы, услуги), процессы, системы менеджмента, терминология, условные обозначения, исследования (испытания) и измерения (включая отбор образцов) и методы испытаний, маркировка, процедуры оценки соответствия и иные объекты.
4 Цели и основные задачи
4.1 Основными целями комплекса стандартов БЧС являются:
— повышение эффективности мероприятий по предупреждению и ликвидации ЧС различного уровня и масштаба для обеспечения безопасности населения и объектов экономики в природных, техногенных, биолого-социальных ЧС;
— предотвращение или снижение ущерба в ЧС;
— эффективное использование материальных и трудовых ресурсов при проведении мероприятий по предупреждению и ликвидации ЧС.
4.2 Основными задачами комплекса стандартов БЧС является установление:
— терминологии в области обеспечения безопасности в ЧС, номенклатуры и классификации ЧС;
— основных положений по мониторингу, прогнозированию и предупреждению ЧС, по обеспечению защиты населения и его жизнеобеспечения, по обеспечению безопасности продовольствия, воды, сельскохозяйственных животных и растений, объектов экономики в ЧС, по организации ликвидации ЧС;
— уровней поражающих воздействий, степеней опасности источников ЧС;
— методов наблюдения, прогнозирования, предупреждения и ликвидации ЧС;
— способов обеспечения безопасности населения и объектов экономики, а также требований к средствам, используемых для этих целей.
5 Структура комплекса стандартов и их обозначение
5.1 Группы стандартов, входящих в комплекс стандартов БЧС, должны соответствовать приведенным в таблице 1.
Какой номер в системе стандартов имеет гост безопасность в чрезвычайных ситуациях
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Безопасность в чрезвычайных ситуациях
Safety in emergency. Ваsiс principles
____________________________________________________________________
Текст Сравнения ГОСТ Р 22.0.01-2016 с ГОСТ Р 22.0.01-94 см. по ссылке.
— Примечание изготовителя базы данных.
____________________________________________________________________
Дата введения 1995-01-01
1 РАЗРАБОТАН Всероссийским научно-исследовательским институтом стандартизации, доработан с участием рабочей группы специалистов Технического комитета по стандартизации ТК 71 “Гражданская оборона, предупреждение и ликвидация чрезвычайных ситуаций”
ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 71 “Гражданская оборона, предупреждение и ликвидация чрезвычайных ситуаций”
2 ПРИНЯТ И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Постановлением Госстандарта России от 23.05.94 N 155
1 ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ
цели и основные задачи стандартизации;
структуру комплекса стандартов и их обозначение;
организацию работ по стандартизации.
Положения стандарта применяют организации, учреждения, предприятия, коллективы и отдельные лица, участвующие в разработке государственных стандартов по проблеме обеспечения безопасности населения, объектов народного хозяйства и окружающей природной среды в ЧС; технические комитеты по стандартизации; министерства (ведомства) и другие органы управления, осуществляющие планирование, организацию и проведение мероприятий по предупреждению и ликвидации ЧС.
2 НОРМАТИВНЫЕ ССЫЛКИ
В настоящем стандарте использованы ссылки на следующие стандарты:
ГОСТ Р 1.0-92 Государственная система стандартизации Российской Федерации. Основные положения
ГОСТ Р 1.2-92 Государственная система стандартизации Российской Федерации. Порядок разработки государственных стандартов
ГОСТ Р 1.5-92 Государственная система стандартизации Российской Федерации. Общие требования к построению, изложению, оформлению и содержанию стандартов.
3.1 В настоящем стандарте применяют следующий термин:
4 ЦЕЛИ И ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ
4.1 Основными целями комплекса стандартов БЧС являются:
— повышение эффективности мероприятий по предупреждению и ликвидаций ЧС на всех уровнях (федеральном, региональном, местном) для обеспечения безопасности населения и объектов народного хозяйства в природных, техногенных, биолого-социальных и военных ЧС; предотвращение или снижение ущерба в ЧС;
— эффективное использование и экономия материальных и трудовых ресурсов при проведении мероприятий по предупреждению и ликвидации ЧС.
4.2 Основными задачами комплекса стандартов БЧС является установление:
— терминологии в области обеспечения безопасности в ЧС, номенклатуры и классификации ЧС, источников ЧС поражающих факторов;
— основных положений по мониторингу, прогнозированию и предотвращению ЧС, по обеспечению защиты населения и его жизнеобеспечения, по обеспечению безопасности продовольствия, воды, сельскохозяйственных животных и растений, объектов народного хозяйства в ЧС; по организации ликвидации ЧС;
— уровней поражающих воздействий, степеней опасности источников ЧС;
— методов наблюдения, прогнозирования, предупреждения и ликвидации ЧС;
— способов обеспечения безопасности населения и объектов народного хозяйства, а также требований к средствам, используемых для этих целей.
5 СТРУКТУРА КОМПЛЕКСА СТАНДАРТОВ И ИХ ОБОЗНАЧЕНИЕ
5.1 Группы стандартов, входящих в комплекс стандартов БЧС, должны соответствовать приведенным в таблице 1.
Какой номер в системе стандартов имеет гост безопасность в чрезвычайных ситуациях
НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Безопасность в чрезвычайных ситуациях
ЕДИНАЯ ДЕЖУРНО-ДИСПЕТЧЕРСКАЯ СЛУЖБА
Safety in emergencies. Incorporated duty and dispatch service. General provisions
Дата введения 2021-06-01
Предисловие
1 РАЗРАБОТАН Федеральным государственным бюджетным учреждением «Всероссийский научно-исследовательский институт по проблемам гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций МЧС России» (Федеральный центр науки и высоких технологий) [ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ)]
2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 071 «Гражданская оборона, предупреждение и ликвидация чрезвычайных ситуаций»
1 Область применения
Настоящий стандарт устанавливает состав решаемых задач, структуру, порядок создания и функционирования единой дежурно-диспетчерской службы муниципального образования (ЕДДС) в режимах повседневной деятельности, повышенной готовности и чрезвычайной ситуации (ЧС), определяет требования к персоналу ЕДДС, залу оперативной дежурной смены ЕДДС, перечню оборудования и программно-технических средств ЕДДС.
2 Термины, определения и сокращения
2.1 В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями:
автоматизированная система; АС: Система, состоящая из персонала и комплекса средств автоматизации его деятельности, реализующая информационную технологию выполнения установленных функций.
2.1.2 аппаратно-программный комплекс «Безопасный город»; АПК «Безопасный город»: Совокупность комплексов средств автоматизации (КСА) объектовых и муниципальных автоматизированных систем, региональных и федеральных автоматизированных систем (подсистем) на местном уровне, других технических систем, предназначенных для обеспечения защиты населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера, общественной безопасности, правопорядка и безопасности среды обитания, а также соответствующей информационно-коммуникационной инфраструктуры на всех уровнях управления, обеспечивающей совместное согласованное функционирование этих КСА и их сопряжение с взаимодействующими муниципальными и государственными автоматизированными системами.
2.1.3 вызов (сообщение о происшествии): Информация об угрозе возникновения, возникновении ЧС (происшествии), поступившая в ЕДДС по различным каналам связи.
2.1.4 вышестоящие органы управления ЕДДС: Органы управления РСЧС федерального и регионального уровня.
2.1.5 единая дежурно-диспетчерская служба муниципального образования; ЕДДС: Орган повседневного управления территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС) муниципального уровня, обеспечивающий деятельность органов местного самоуправления в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, управления силами и средствами, предназначенными и привлекаемыми для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, осуществления обмена информацией и оповещения населения при угрозе или возникновении чрезвычайных ситуаций.
2.1.6 дежурно-диспетчерская служба; ДДС: Дежурный или диспетчерский орган службы, входящий в территориальную подсистему РСЧС муниципального уровня и обеспечивающий деятельность служб (организаций) в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, управления силами и средствами, предназначенными и привлекаемыми для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (происшествий).
2.1.7 зал оперативной дежурной смены ЕДДС: Помещение, предоставляемое органом местного самоуправления и предназначенное для выполнения функциональных обязанностей дежурно-диспетчерского персонала ЕДДС и операторского персонала системы-112, оснащенное необходимыми программно-техническими средствами, автоматизированными рабочими местами специалистов, системами связи и оповещения, видеоконференцсвязи; отображения информации, мониторинга, резервного электроснабжения.
комплекс средств автоматизации автоматизированной системы; КСА АС: Совокупность всех компонентов АС, за исключением людей.
2.1.9 происшествие: Событие, не являющееся чрезвычайной ситуацией, возникновение которого несет в себе угрозы здоровью или жизни человека, материальные потери, нанесение вреда окружающей среде, к реагированию на которое требуется привлечение сил и средств РСЧС и других заинтересованных организаций.
2.1.10 силы и средства РСЧС на муниципальном уровне: Силы и средства наблюдения и контроля, действующие на муниципальном уровне силы и средства ликвидации чрезвычайных ситуаций.
2.1.11 узел связи ЕДДС; УС ЕДДС: Организационно-техническое объединение сил и средств связи, обеспечивающих обмен информацией в интересах ЕДДС и органа, специально уполномоченного на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и/или гражданской обороны при органе местного самоуправления.
2.1.12 центр обработки вызовов системы-112 на базе ЕДДС; ЦОВ ЕДДС: Элемент программно-аппаратного комплекса системы-112, установленный в ЕДДС муниципального образования, обеспечивающий прием и обработку вызовов и сообщений о происшествиях по единому номеру «112» с территории соответствующего муниципального образования.
чрезвычайная ситуация; ЧС: Обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.
2.2 В настоящем стандарте применены следующие сокращения:
3 Основные положения
3.1 Целью создания ЕДДС является повышение готовности органов местного самоуправления и служб муниципального образования к реагированию на угрозы возникновения или возникновение ЧС (происшествий), эффективности взаимодействия привлекаемых сил и средств РСЧС, в том числе экстренных оперативных служб, организаций (объектов), при их совместных действиях по предупреждению и ликвидации ЧС (происшествий), а также обеспечение исполнения полномочий органами местного самоуправления муниципальных образований по организации и осуществлению мероприятий по гражданской обороне, обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах муниципальных образований, защите населения и территорий от ЧС (происшествий), в том числе по обеспечению безопасности людей на водных объектах, охране их жизни и здоровья.
3.2 Основные задачи ЕДДС:
— прием от населения, организаций, технических систем сообщений об угрозе или факте возникновения ЧС (происшествия);
— анализ и оценка достоверности поступившей информации, доведение ее до ДДС, в компетенцию которой входит реагирование на принятое сообщение;
— сбор и обработка данных, необходимых для подготовки и принятия управленческих решений по предупреждению и ликвидации ЧС (происшествий), а также контроль их исполнения;
— сбор от ДДС, служб контроля и наблюдения за окружающей средой, систем мониторинга, действующих на территории муниципального образования, информации об угрозе или факте возникновения ЧС (происшествия), сложившейся обстановке и действиях сил и средств по ликвидации ЧС (происшествий);
— обработка и анализ данных о ЧС (происшествиях), определение ее масштаба и уточнение состава сил, привлекаемых для реагирования на ЧС (происшествие), их оповещение о переводе в один из режимов функционирования РСЧС;
— обобщение, оценка и контроль данных обстановки, принятых мер по ликвидации чрезвычайной ситуации и реагированию на происшествие, подготовка и корректировка заранее разработанных и согласованных со службами муниципального образования вариантов управленческих решений по ликвидации ЧС (происшествий), принятие экстренных мер и необходимых решений (в пределах, установленных вышестоящими органами полномочий);
— доведение до глав муниципальных образований, ДДС и организаций экстренных предупреждений об угрозе возникновения или возникновении ЧС (происшествий);
— оповещение руководящего состава органа местного самоуправления, органов управления и сил РСЧС муниципального уровня, ДДС, действующих на территории муниципального образования об угрозе возникновения или возникновении ЧС (происшествий);
— информирование ДДС, руководителей сил и средств РСЧС, привлекаемых к ликвидации ЧС (происшествий), об обстановке, принятых и рекомендуемых мерах;
— доведение задач, поставленных органами вышестоящего уровня, до ДДС, сил и средств РСЧС, привлекаемых к ликвидации ЧС (происшествий), контроль их выполнения и организация взаимодействия;
— осуществление информирования населения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций, мерах и способах защиты от поражающих факторов источника чрезвычайной ситуации;
— своевременное оповещение населения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций;
— мониторинг, анализ, прогнозирование, оценка и контроль сложившейся обстановки на основе информации, поступающей от различных автоматизированных систем и оконечных устройств;
— представление докладов (донесений) об угрозе или возникновении ЧС (происшествий), сложившейся обстановке, возможных вариантах решений и действиях по ликвидации ЧС (происшествий) на основе ранее подготовленных и согласованных планов) вышестоящим органом управления по подчиненности;
— предоставление оперативной информации о произошедших ЧС (происшествиях), ходе работ по их ликвидации и представление соответствующих докладов по подчиненности;
— уточнение и корректировка действий привлеченных дежурно-диспетчерских служб по реагированию на вызовы (сообщения о происшествиях), поступающие по единому номеру «112»;
— контроль результатов реагирования на вызовы (сообщения о происшествиях), поступившие по единому номеру «112» с территории муниципального образования.
— прием и обработка вызовов (сообщений о происшествиях), поступающих по единому номеру «112»;
— анализ и ввод в базу данных системы-112 информации, полученной по результатам реагирования.
Дополнительно, при создании на базе ЕДДС комплекса средств автоматизации единого центра оперативного реагирования (КСА ЕЦОР) АПК «Безопасный город»:
— автоматизированный сбор, обработка и анализ информации о потенциальных источниках возникновения чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и биолого-социального характера и происшествий и причинах их возникновения на муниципальном и межмуниципальном уровнях;
— прогнозирование возможного сценария развития оперативной обстановки и моделирование его (с детализацией муниципального (межмуниципального) уровня, населенного пункта, объекта) организации, проведения превентивных мероприятий силами и средствами РСЧС, направленных на минимизацию последствий возможного ущерба;
— управление рисками чрезвычайных ситуаций и оценка эффективности реализации комплекса мер, направленных на предупреждение чрезвычайных ситуаций (происшествий) и снижение негативных последствий при их возникновении;
— мониторинг оперативной обстановки с использованием имеющихся на вооружении информационных систем и ресурсов (в том числе ресурсов органов управления функциональных и территориальной подсистемы РСЧС), разработка моделей развития обстановки с учетом метеорологического прогноза и расчетных задач (программ);
— оценка уже сложившейся и возможной обстановки на основе сопоставления и анализа всей имеющейся информации, в том числе, результатов прогнозирования с реальными данными, полученными от автоматических (автоматизированных) систем мониторинга, а также от вышестоящих, взаимодействующих и подчиненных организаций;
— подготовка вариантов решений по проведению мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций (происшествий) и планирование их реализации, представление вышестоящему органу местного самоуправления подготовленных предложений;
Какой номер в системе стандартов имеет гост безопасность в чрезвычайных ситуациях
НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
БЕЗОПАСНОСТЬ В ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ
Термины и определения
Safety in emergencies. Terms and definitions
Дата введения 2017-01-01
Предисловие
1 РАЗРАБОТАН Федеральным государственным бюджетным учреждением «Всероссийский научно-исследовательский институт по проблемам гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций МЧС России» (Федеральный центр науки и высоких технологий) [(ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ)]
2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 071 «Гражданская оборона, предупреждение и ликвидация чрезвычайных ситуаций»
5 ПЕРЕИЗДАНИЕ. Май 2019 г.
Введение
Установленные в настоящем стандарте термины расположены в систематизированном порядке, отражающем систему понятий в данной области знаний.
Для каждого понятия установлен один стандартизованный термин.
Заключенная в скобки часть термина может быть опущена при использовании термина в документах по стандартизации.
В алфавитном указателе данные термины приведены отдельно с указанием номера статьи.
Приведенные определения можно, при необходимости, изменять, вводя в них производные признаки, раскрывая значения используемых в них терминов, указывая объекты, входящие в объем определяемого понятия. Изменения не должны нарушать объем и содержание понятий, определенных в настоящем стандарте.
1 Область применения
Настоящий стандарт устанавливает термины и определения основных понятий в области безопасности в чрезвычайных ситуациях.
Термины, установленные настоящим стандартом, рекомендуются для применения во всех видах документации и литературы в области безопасности в чрезвычайных ситуациях, входящих в сферу действия работ по стандартизации и (или) использующих результаты этих работ.
2 Термины и определения
2.1 Общие понятия
2.1.1 чрезвычайная ситуация; ЧС: Обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей [1].
2.1.2 источник чрезвычайной ситуации: Опасное техногенное происшествие, авария, катастрофа, опасное природное явление, стихийное бедствие, широко распространенная инфекционная болезнь людей, сельскохозяйственных животных и растений, в результате чего произошла или может возникнуть чрезвычайная ситуация.
2.1.3 поражающий фактор (источника) чрезвычайной ситуации: Составляющая источника чрезвычайной ситуации, характеризуемая физическими, химическими, биологическими действиями или проявлениями, которые определяются или выражаются соответствующими параметрами.
2.1.4 поражающее воздействие (источника) чрезвычайной ситуации: Негативное влияние одного или совокупности поражающих факторов источника чрезвычайной ситуации на жизнь и здоровье людей, сельскохозяйственных животных и растения, объекты экономики и окружающую среду.
2.1.5 безопасность в чрезвычайных ситуациях: Состояние защищенности населения, объектов экономики и окружающей среды от опасностей в чрезвычайных ситуациях.
2.1.6 объект экономики: Организация, осуществляющая экономическую деятельность.
2.1.7 окружающая среда: Совокупность компонентов природной среды, природных и природно-антропогенных объектов, а также антропогенных объектов [2].
2.1.8 обеспечение безопасности в чрезвычайных ситуациях: Реализация системы мероприятий, направленных на обеспечение защиты населения, объектов экономики, окружающей среды от опасностей в чрезвычайных ситуациях.
2.1.9 безопасность населения в чрезвычайных ситуациях: Состояние защищенности жизни и здоровья людей, их имущества и среды обитания человека от опасностей в чрезвычайных ситуациях.
2.1.10 обеспечение безопасности населения в чрезвычайных ситуациях: Реализация системы мероприятий, направленных на предотвращение или предельное снижение угрозы жизни и здоровью людей, потери их имущества и нарушения условий жизнедеятельности в случае возникновения чрезвычайной ситуации.
2.1.11 защищенность в чрезвычайных ситуациях: Состояние, при котором опасность в чрезвычайных ситуациях для населения, объектов экономики и окружающей среды отсутствует, снижена соответственными мероприятиями или предельно снижены негативные последствия возникновения потенциальных опасностей в чрезвычайных ситуациях.
2.1.12 опасность в чрезвычайных ситуациях: Состояние, при котором создалась или вероятна угроза возникновения поражающих факторов и воздействий источника чрезвычайной ситуации на население, объекты народного хозяйства и окружающую природную среду в зоне чрезвычайной ситуации.
2.1.13 защита населения в чрезвычайных ситуациях: Совокупность взаимоувязанных по времени, ресурсам и месту проведения мероприятий, направленных на предотвращение или предельное снижение потерь населения и угрозы его жизни и здоровью от поражающих факторов и воздействий источников чрезвычайной ситуации.
риск чрезвычайной ситуации: Мера опасности чрезвычайной ситуации, сочетающая вероятность возникновения чрезвычайной ситуации и ее последствия.
2.1.15 критически важный объект; КВО: Объект, нарушение или прекращение функционирования которого приведет к потере управления экономикой Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или административно-территориальной единицы субъекта Российской Федерации, ее необратимому негативному изменению (разрушению) либо существенному снижению безопасности жизнедеятельности населения [1].
2.1.16 потенциально опасный объект; ПОО: Объект, на котором расположены здания и сооружения повышенного уровня ответственности, либо объект, на котором возможно одновременное пребывание более пяти тысяч человек [1].
2.2 Термины, характеризующие функционирование единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций
2.2.1 единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций; РСЧС: Объединение органов управления, сил и средств федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций, в полномочия которых входит решение вопросов по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в том числе по обеспечению безопасности людей на водных объектах [1].
2.2.2 органы управления единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций: Органы, создаваемые для координации деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и сил, привлекаемых для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций [1].
2.2.3 силы и средства единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций: Специально подготовленные силы и средства федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций и общественных объединений, предназначенные и выделяемые (привлекаемые) для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций [3].
2.2.4 резерв финансовых и материальных ресурсов единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций: Запасы, создаваемые заблаговременно в целях экстренного привлечения необходимых средств в случае возникновения чрезвычайных ситуаций и включающие аварийно-спасательные средства, продовольствие, пищевое сырье, медицинское имущество, медикаменты, транспортные средства, средства связи, строительные материалы, топливо, средства индивидуальной защиты и другие материальные ресурсы [4].
2.2.5 система связи и оповещения органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций: Организационно-техническое объединение сил, средств связи и оповещения, сетей вещания, каналов сети связи общего пользования и ведомственных сетей связи, обеспечивающих доведение информации и сигналов оповещения до органов управления и сил единой системы [3].
2.2.6 система оповещения населения о чрезвычайных ситуациях: Организационно-техническое объединение сил и средств оповещения, сетей вещания, каналов сети связи общего пользования и ведомственных сетей связи в целях доведения до населения сигналов оповещения и экстренной информации об опасностях, возникающих при угрозе возникновения или возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, о правилах поведения населения и необходимости проведения мероприятий по защите [3].
2.2.7 система информирования населения о чрезвычайных ситуациях: Организационно-техническое объединение сил и средств информирования в целях доведения до населения через средства массовой информации и по иным каналам информации о прогнозируемых и возникших чрезвычайных ситуациях, принимаемых мерах по обеспечению безопасности населения и территорий, приемах и способах защиты, а также проведения пропаганды знаний в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в том числе обеспечения безопасности людей на водных объектах, и обеспечения пожарной безопасности [3].
2.2.8 специализированное техническое средство оповещения и информирования населения в местах массового пребывания людей: Специально созданное техническое устройство, осуществляющее прием, обработку и передачу аудио- и (или) аудиовизуальных, а также иных сообщений об угрозе возникновения, о возникновении чрезвычайных ситуаций и правилах поведения населения [1].
2.2.9 уровень реагирования на чрезвычайную ситуацию: Состояние готовности органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций к ликвидации чрезвычайной ситуации, требующее от органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций принятия дополнительных мер по защите населения и территорий от чрезвычайной ситуации в зависимости от классификации чрезвычайных ситуаций и характера развития чрезвычайной ситуации [1].
2.2.10 режим функционирования органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций: Определяемые в зависимости от обстановки, прогнозирования угрозы чрезвычайной ситуации и возникновения чрезвычайной ситуации порядок организации деятельности органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и основные мероприятия, проводимые указанными органами и силами в режиме повседневной деятельности, при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации [1].
2.2.11 координационный орган единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций: Комиссия, образованная для обеспечения согласованности действий федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и обеспечения пожарной безопасности [1].
2.2.12 постоянно действующий орган управления единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций: Орган, специально уполномоченный на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций на соответствующем уровне единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций [1].
2.2.13 орган повседневного управления единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций: Организация (подразделение), создаваемое федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями для обеспечения их деятельности в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, управления силами и средствами, предназначенными и выделяемыми (привлекаемыми) для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, осуществления обмена информацией и оповещения населения о чрезвычайных ситуациях [1].
2.2.14 автоматизированная информационно-управляющая система единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций; АИУС РСЧС: Совокупность технических систем, средств связи и оповещения, автоматизации и информационных ресурсов, обеспечивающей обмен данными, подготовку, сбор, хранение, обработку, анализ и передачу информации [3].
2.2.15 пункт управления органов управления единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций: Оснащенное техническими средствами управления, средствами связи, оповещения и жизнеобеспечения место, транспортное средство или инженерное сооружение, поддерживаемое в состоянии постоянной готовности к использованию [4].
2.3 Термины в области предупреждения чрезвычайных ситуаций
2.3.1 предупреждение чрезвычайных ситуаций: Комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей среде и материальных потерь в случае их возникновения [1].
2.3.2 оповещение населения о чрезвычайных ситуациях: Доведение до населения сигналов оповещения и экстренной информации об опасностях, возникающих при угрозе возникновения или возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при ведении военных конфликтов или вследствие этих конфликтов, о правилах поведения населения и необходимости проведения мероприятий по защите [1].
2.3.3 информирование населения о чрезвычайных ситуациях: Доведение до населения через средства массовой информации и по иным каналам информации о прогнозируемых и возникших чрезвычайных ситуациях, принимаемых мерах по обеспечению безопасности населения и территорий, приемах и способах защиты, а также проведение пропаганды знаний в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в том числе обеспечения безопасности людей на водных объектах, и обеспечения пожарной безопасности [1].
2.3.4 подготовка населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций: Система мероприятий по обучению населения действиям при угрозе возникновения и возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера [1].
2.3.5 мониторинг чрезвычайных ситуаций: Система наблюдений, производимых по определенной программе непрерывно или с заданной периодичностью, для оценки состояния окружающей среды или отдельных ее элементов, техногенных объектов, анализа происходящих в них процессов, явлений и своевременного выявления тенденций их изменения, опасных для жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, с целью обеспечения предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
2.3.6 технические средства мониторинга чрезвычайных ситуаций: Изделия, устройства, приборы и информационно-вычислительные комплексы, предназначенные для обеспечения наблюдения за окружающей средой, техногенными объектами с целью оценки, анализа и своевременного выявления изменений их состояния, происходящих в них процессов и явлений, а также для информационной поддержки принятия решений по предупреждению и ликвидации ЧС.
2.4 Термины в области ликвидации чрезвычайных ситуаций
2.4.1 зона чрезвычайной ситуации: Территория, на которой сложилась чрезвычайная ситуация [1].
2.4.2 ликвидация чрезвычайных ситуаций: Аварийно-спасательные и другие неотложные работы, проводимые при возникновении чрезвычайных ситуаций и направленные на спасение жизни и сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей среде и материальных потерь, а также на локализацию зон чрезвычайных ситуаций, прекращение действия характерных для них опасных факторов [1].
2.4.3 аварийно-спасательные работы; АСР: Действия по спасению людей, материальных и культурных ценностей, защите природной среды в зоне чрезвычайных ситуаций, локализации чрезвычайных ситуаций и подавлению или доведению до минимально возможного уровня воздействия характерных для них опасных факторов. Аварийно-спасательные работы характеризуются наличием факторов, угрожающих жизни и здоровью проводящих эти работы людей, и требуют специальной подготовки, экипировки и оснащения [5].