какой номер был у машины юрия гагарина
Машины Юрия Гагарина: что с ними стало и где они теперь?
В день 60-летия первого полета человека в космос нельзя не вспомнить про большую любовь Гагарина не только к полетам, но и к езде. О машинах Юрия Алексеевича рассказано уже не раз, но мы решили копнуть глубже и проследить их дальнейшую судьбу: живы ли, в каком состоянии и где находятся.
Тот самый автобус, который доставил Гагарина к «Востоку-1», после полета продолжал работать на «Байконуре» и возить космонавтов. Ведь он был единственный в своем роде — со специально оборудованным салоном, в котором стояли аппараты для обслуживания скафандров, радиостанции спецсвязи, кондиционеры и многое другое. Однако после гибели Владимира Комарова 24 апреля 1967 года машина была сочтена несчастливой и отправлена в отставку.
Долгое время автобус простоял в дальнем углу «Байконура», затем пропал из вида, и только в середине восьмидесятых обнаружился на задворках одного московского НИИ в весьма плачевном виде. Уникальный экземпляр отправили на восстановление в родной Львов, а оттуда, уже в 1989-ом — в мемориальный музей города Гагарин, причем зачем-то своим ходом. По пути автобус сломался, прибыл в музей на буксире — и снова оказался заперт в ангаре на долгие годы.
Лишь несколько лет назад силами реставраторов из Санкт-Петербурга его привели в надлежащее состояние, и теперь у машины все хорошо. Она находится в собственности музея, живет в гараже и изредка выезжает на торжественные мероприятия, хотя и не является частью постоянной экспозиции. Так что если вам повезет увидеть ее живьем, да еще и попасть внутрь — искренне завидуем.
Намного проще увидеть черную «Волгу» с номерами 78-78 МОД, которую Юрий Алексеевич получил в подарок от Совета министров СССР после своего полета. Машина выставлена в стеклянной витрине музея Гагарина и является одним из главных экспонатов. Внутрь, понятное дело, не попасть, но даже через стекло можно увидеть особую голубую отделку интерьера — хотя в остальном это была совершенно обычная «Волга».
Именно ее Гагарин использовал для большинства поездок, и с этим связана одна из множества легенд. Мол, машина постоянно ломалась, и когда об этом узнали на ГАЗе — забрали ее на завод и перетряхнули всю технику чуть ли не за ночь. Юрий Алексеевич жест оценил, но на всякий случай купил еще одну «Волгу», а эту поставил в гараж. Новая машина якобы имела бежевую окраску и «красивые» номера 12-04 ЮАГ — дата полета и инициалы космонавта. Но это чистый вымысел, не подкрепленный никакими свидетельствами. До самой гибели он ездил именно на том черном седане, который стоит в музее.
Интересная история сложилась вокруг кабриолета ЗИЛ-111В, на котором Гагарин ехал из Внуково в Кремль на встречу с Хрущевым. Из 12 выпущенных экземпляров три были сделаны именно в таком исполнении — небесно-голубого цвета и с бежевым тентом. Так вот, сегодня сразу двум из них приписывают статус того-самого-автомобиля!
Первый был выставлен на торги год назад аукционным домом «Литфонд» с ожидаемой ценой почти в три миллиона долларов, но покупателя так и не нашел. Согласно информации от продавца, в 1964 году этот ЗИЛ был передан в Армению, где встречал иранского шаха Пехлеви. Затем, судя по всему, он хранился в ереванском ГОНе до 2007 года, после чего был выкуплен бизнесменом Андреем Ковалевым. Машина пребывает в оригинальном состоянии и родной краске — разве что перешит салон.
Однако есть и второй точно такой же экземпляр — отреставрированный и выставленный в Музее техники Вадима Задорожного. Представители экспозиции говорят, что именно этот автомобиль на самом деле вез Гагарина, упоминая, впрочем, что никакой конкретной информации в архивах не сохранилось: ни номера рамы, ни каких-либо еще подсказок, кроме модели и цвета. Возможно, этот спор когда-нибудь будет достоверно разрешен, а пока давайте считать, что два кабриолета Гагарина — намного лучше, чем ни одного.
Наконец, самая знаменитая машина первого космонавта, без упоминаний которой не обходится ни одно 12 апреля. На самом деле Matra Djet разработана гонщиком и конструктором Рене Бонне. Его компанию Automobiles René Bonnet «Матра» выкупит в 1964 году, и именно с этого момента начнется интереснейшая история с победами в Формуле-1 и Ле-Мане, а также революционными дорожными машинами вроде Matra Rancho и Renault Espace. Но мы отвлеклись.
В 1965 году Гагарин посещает авиасалон в Ле-Бурже и надолго застывает возле изящного, приземистого среднемоторного купе. Намекал ли он как-то на желание обладать такой машиной, или же французы сами проявили инициативу, история умалчивает — но уже через месяц, 26 июля, персональный экземпляр Юрия Алексеевича отправляется из Парижа в Москву. Причем своим ходом — под управлением механика «Матры» и с грузом запчастей на борту!
Но самое интересное здесь даже не это. Признайтесь, вы же абсолютно уверены, что машина Гагарина была небесно-голубой, как тот ЗИЛ или салон «Волги»? Это очень красивая и романтичная… неправда! На самом деле купе с номером кузова 10.146 было бежево-серым, gris platine irisé согласно заводской номенклатуре. И не только было, но и есть!
После гибели Юрия Алексеевича в Москву приехал Кястусис Индзюлас — видный автомобильный энтузиаст литовской ССР, председатель местного объединения любителей антикварных машин RIEDUVA. Он уговорил Валентину Гагарину продать любимое купе мужа, которое по сей день и хранится в коллекции Индзюласа в Каунасе. На фотографиях — та самая машина и тот самый Кястусис в ангаре на улице Кестуче, из которого давно хотят сделать музей, но не хватает денег. Говорят, наш Музей космонавтики который год упрашивает коллекционера продать уникальную «Матру», но переговоры пока не увенчались успехом.
Гараж Юрия Гагарина: автомобили первого космонавта
В этом году исполняется 55 лет со дня первого полета человека в космос. Мы не могли обойти эту знаменательную дату стороной: ведь Юрий Гагарин был не только профессиональным летчиком, но и заядлым автомобилистом
У первого космонавта планеты автомобилей было не так уж много, однако историй, связанных с ними, – хоть отбавляй. Например, главной автомобильной тайной Космонавта №1 по сей день остается легенда о его первом авто. Отдельные историки до сих пор утверждают, что свой первый автомобиль, да еще какой – длиннобазный седан «ЗиМ» ГАЗ-12 с шестицилиндровым мотором – Гагарин приобрел еще до своего полета в космос. Но эта легенда кажется сомнительной сразу по нескольким причинам. Во-первых, цитируемые «свидетели» почему-то постоянно «путаются в показаниях», описывая «первый автомобиль Гагарина». Во-вторых, нигде в архивах ГАИ записей о регистрации этого автомобиля на Юрия Гагарина не сохранилось. Ну и, наконец, элементарный здравый смысл не позволяет представить, зачем скромному в душе старшему лейтенанту Юре Гагарину, на руках у которого молодая семья, а впереди – полная опасностей космическая бездна, тратить свою, пусть даже огромную по советским меркам, зарплату за два с лишним года (!) на гигантский «членовоз», да еще и не имея при этом водительских прав. Скорее всего, «тайна гагаринского лимузина» объяснялась куда проще: возможно, будущий космонавт учился водить за рулем чьей-то машины (или машин, отсюда и расхождения свидетелей в моделях и цветах). По крайней мере, когда уже после возвращения с орбиты пришла пора в придачу к «космическим правам» получать еще и автомобильные, Человек планеты без проблем сдал экзамен на общих основаниях. «Привели мы Гагарина в автокласс, разложили карты перекрестков, расставили машины, трамваи, светофоры, – вспоминал позднее принимавший экзамен инспектор Н. И. Амелин. – Помню, вопрос у него в билете был о том, где запрещена остановка автомобилей. Отвечал Юрий Алексеевич как автомат, без единой запинки, отлично произвел разводку на картах. Гагарин сдал экзамен на «отлично». Через несколько минут ему вручили водительские права…»
Поговаривают, что сразу после возвращения первого космонавта на Землю ему по разнарядке «дорогого Леонида Ильича», курировавшего в то время космическую программу, подарили небесно-голубой кабриолет «Чайка». Но судьба этого автомобиля так и осталась тайной. Если такой подарок и был сделан, то, скорее всего, носил условный характер и осел где-то в гараже особого назначения.
Служебную «Чайку», правда уже классическую – черную, на которой Гагарин будет ездить вплоть до своей трагической гибели весной 1968 года, покорителю космоса партия и правительство действительно предоставят, но это будет позже. На первых же порах первому космонавту планеты выделили персонального служебного «козла» ГАЗ-69 с водителем-сержантом из соседней авиачасти. Впрочем, Юрий Алексеевич не роптал. Тем более что вскоре у него в гараже появились сразу две «Волги» ГАЗ-21 с «красивыми номерами»: бежевая 12-04 юаг («12.04, Юрий Алексеевич Гагарин»), которую космонавт, видимо, приобрел сам, и черная 78-78 МОД с небесно-голубой отделкой салона, подаренная Совмином.
Последняя, правда, несмотря на спецсборку, почему-то постоянно ломалась, по крайней мере, до тех пор, пока во время очередного официального визита Гагарина на ГАЗ заводчане не поинтересовались у первого космонавта, доволен ли он машиной. Гагарин не стал разводить политес и честно ответил: «Доволен, но иногда возникают проблемы. » После этого всего за одну ночь горьковчане полностью перебрали гагаринскую «Волгу». И, судя по ежегодным поздравлениям от космонавта с Днем машиностроителя, которые приходили на ГАЗ вплоть до гибели Юрия Алексеевича, на этот раз Гагарин действительно остался доволен машиной. Сегодня этот автомобиль в стеклянном гараже входит в экспозицию Мемориального музея первого космонавта в г. Гагарине.
Но, пожалуй, самым знаменитым и скандальным автомобилем Юрия Алексеевича стала его первая и последняя иномарка – спортивное купе Matra-Bonnet Jet VS. Машину эту Гагарин впервые увидел в экспозиции авиационно-космического концерна MATRA (Mécanique Avion Traction) на выставке 1965 года во Франции. Matra, которая ради открытия автомобильного подразделения годом ранее приобрела компанию Rene Bonnet, как раз только запускала производство гоночных и спортивных авто. Всего четыре года понадобится фирме, чтобы в 1969-м выиграть чемпионат мира «Формулы-1» (до наших дней этот титул так и остается единственным для машин Ф-1, построенных во Франции). На то же, чтобы покорить сердце первого космонавта планеты, Marta хватило нескольких минут. Заметив интерес Гагарина к своему спорткару, французы тотчас отправили автомобиль в Москву, и по возвращении на родину во дворе французского посольства на ул. Димитрова первого космонавта ждал подарок – небесно-голубая Matra-Bonnet.
Увы, в полной мере насладиться автомобилем Юрий Алексеевич не смог. На свою беду в Париже, разглядывая свой будущий спорткар, Гагарин попал в кадр балканского фотокора, и вскоре один из югославских журналов опубликовал три снимка космонавта рядом с французской гоночной машиной, сопроводив их язвительным комментарием: «В Париже на авиационно-космической выставке Гагарин занимался больше автомобилями, чем авиацией и космосом».
От гнева главного партийного идеолога СССР Михаила Суслова Гагарина тогда спас Николай Каманин. «Звонил Суслов, – значится в дневнике начальника первого отряда космонавтов от 5 октября 1965 г. – Он спросил, знаю ли я о статье. Я ответил, что с содержанием статьи знаком, статья пасквильная. Французы подарили Гагарину гоночную машину, зная, что он увлекается быстрой ездой. Принять подарок от французов ему посоветовали министры Дементьев и Смирнов и наш посол в Париже Зорин. Суслов удовлетворился моим ответом, но посоветовал быть осмотрительней с подарками космонавтам из капиталистических стран».
Естественно, о своем разговоре с Сусловым Каманин Гагарину рассказал. Неудивительно, что Юрий Алексеевич после этой выволочки ездил на Matra крайне редко, предпочитая не провоцировать лишний раз ЦК КПСС. Хотя скорость он, безусловно, любил. Несмотря на присущий ему природный такт, за рулем Гагарин, на тот момент знавший, что такое скорость, пожалуй, лучше всех на планете, порой позволял себе и полихачить. Несколько раз это приводило к авариям. Но Гагарин всегда вел себя достойно. К примеру, однажды в 1963-м он проскочил на красный, протаранив на перекрестке старенькую «Победу», но когда попытавшийся прикрыть космонавта инспектор ГАИ начал было составлять протокол на водителя «Победы», Гагарин сам признал свою вину и оплатил пострадавшему ремонт автомобиля. Впрочем, чему тут удивляться?! Вы же «знаете, каким он парнем был»!
Именные номера Гагарина и других космонавтов
Полёт первого человека в мире в космос состоялся на несколько лет ранее, чем в СССР был запущен завод по производству туалетной бумаги. Это свидетельствует о том, насколько важно было для партии и правительства показать престиж страны на международном уровне. Естественно, Юрию Гагарину, как человеку, побывавшему там и благополучно вернувшемуся на Землю, предназначалась целая куча льгот и привилегий.
Что получил космонавт от правительства
Кроме всесоюзной славы (россияне до сих пор считают первого космонавта самым известным человеком), Юрию Гагарину причиталось звание Героя Советского Союза. И более приземлённые вещи: огромная квартира, новенькая «Волга» и премиальные 15 тыс. рублей.
Время шло. И вслед за Гагариным космические просторы начали бороздить вдоль и поперёк и другие смелые советские мужчины, а вскоре и женщины. Так что было решено всем космонавтам присваивать индивидуальные номерные знаки на машины.
Первый автомобиль Юрия Алексеевича ещё не попал в это число. Сразу по возвращению с орбиты ему подарили машину с госномерами 78-78 МОД. И сама «Волга», и номер живы и пребывают в доме-музее испытателя космических кораблей в городе Гагарине Смоленской области.
Эпопея с государственными номерами
На этой машине владелец катался с водителем. А позже приобрёл себе ещё одну «Волгу» с символическим госзнаком 12-04 ЮАГ. Цифры обозначали дату первого полёта в космос, а буквы, на первый взгляд, – это инициалы знаменитого советского гражданина. Но это не так. ЮАГ – это код Подмосковья, существовавший на то время в ГАИ.
С лёгкой руки Гагарина пошла традиция особых «космических» номеров. Всем, кто покорил Вселенную, выдавались госномера с серией ММО, а цифры соответствовали порядковому номеру покорителя космоса. Позже наименование Звёздного городка изменилось на ТМР. Но не все космонавты поспешили в ГАИ менять номера, так что можно встретить два вида серий.
И хотя Гагарин так и не успел воспользоваться престижным номером, всё равно за ним навсегда закрепился No1: Т001МР.
Каким боком здесь Влад Топалов?
Как отмечалось выше, Юрий Гагарин попользоваться своими личными номерами при жизни не успел. Но нашлись люди, не обременённые элементарной совестью, и прикрепили подобную табличку на свои транспортные средства. И таких машин на улицах Москвы можно встретить сразу две. Обе — Лендкрузер и Мерседес — принадлежат бизнесменам.
По-видимому, кто-то из ГИБДД не знаком с «гагариниадой», поэтому и выдали номера другим автовладельцам.
Известный исполнитель Влад Топалов тоже решил примазаться к космической славе. Правда, забежал далеко вперёд, приобретя себе номера Т777МР, отобрав их у будущего космонавта. Вначале Топалов-младший катался на этих номерах на Ауди, а затем вместе с артистом они переместились на Хаммер.
Хотя нет дыма без огня – отец экс-участника группы «Смэш» Михаил Топалов числится в членах Российской академии космонавтики им. К.Э. Циолковского. Хотя в космос он пока так и не удосужился слетать.
Как выглядела «Волга» Гагарина
Сам Юрий Алексеевич не переживал по поводу того, что его машина не имеет первого порядкового номера. А прекрасно себя чувствовал в дермантиново-тканевом салоне с трёхскоростной коробкой передач и радиоприёмником.
Накатал космонавт всего 90 тысяч километров. Зато на кузове можно увидеть следы от небольших столкновений, устроенных Гагариным на дорогах. На свою малую родину на этой «Волге» мужчина никогда не приезжал.
Автомобиль оказался закутанным в стеклянный саркофаг в городе Гагарин уже через три года после смерти космонавта. Вначале «Волгу» под стеклом установили около дома-музея. Затем переместили к домику родителей Юрия Алексеевича.
Машина, находясь без движения четыре десятка лет, стояла с облупленной краской, потускневшими хромированными деталями и сгнившими резиновыми уплотнителями.
Правда, затем выделили деньги на реставрацию, значительно улучшив внешний вид старушки.
Гагаринский автобус
В музейной экспозиции города Гагарин можно увидеть также автобус ЛАЗ-695Б, который и подвозил первого космонавта на Байконуре к космическому кораблю «Восток-1».
Это был не совсем обычный автобус. Его сделали герметичным. Для космонавтов установили специальные кресла. После гибели Владимира Комарова в 1967 году автобус заменили другим транспортным средством.
Зато точно известно, что 12 апреля 1961 года Юрий Гагарин довезли до стоявшего на старте пилотируемого корабля «Восток-1» на бело-голубом автобусе ЛАЗ-695Б «Львов». При этом за несколько минут до посадки внутрь корабля Юрий Алексеевич справил нужду на колесо автобуса — туалетов на стартовом комплексе тогда не существовало. А сегодня каждый российский космонавт-мужчина, по заведенной Гагариным традиции, просит водителя остановить автобус, чтобы увлажнить переднее правое колесо. А вот встречал Гагарина отнюдь не автобус, а шикарный кабриолет!
Машину, которая ожидала первого космонавта возле правительственного павильона аэропорта «Внуково», зачастую называют «Чайкой». Но тогда «Чайка» считалась машиной министерской, а высших чиновников и прочих небожителей возили исключительно на «членовозах» ЗИЛ-111 — этот автомобиль стилистически действительно напоминал «Чайку», но превосходил ГАЗ-13 по габаритам и «классовой принадлежности». Гагарина и Хрущева (первый секретарь пожелал лично встретить космонавта) до Кремля доставили на роскошном кабриолете ЗИЛ-111В голубого цвета.
Кстати, Гагарин после космического полета получил служебный автомобиль и персонального шофера. Однако, вопреки распространенному заблуждению, гагаринской «персоналкой» оказалась не солидная «Волга» и не представительская «Чайка», а простенький внедорожник ГАЗ-69, на которых ездили командиры воинских частей и председатели богатых колхозов. Возил Гагарина не водитель-профессионал из кремлевского Гаража особого назначения, а простой сержант из ближайшей авиачасти. Личную «Волгу» и служебную «Чайку» герою космоса одобрили, но немного позже. В 1961 году Юрий Гагарин на общих основаниях сдавал экзамены на водительские права. Принимавший экзамен инспектор позднее напишет, что отвечал Юрий Алексеевич словно автомат, отлично выполнил разводку на картах. Тогда советское правительство подарило Гагарину личную «Волгу» ГАЗ-21. Эта машина, окрашенная престижным по тогдашним временам черным цветом, получила небесно-голубую отделку салона и максимальное количество хромированных молдингов на кузове. Номера первому космонавту тоже достались не совсем обычные — «78-78 мод».
Кстати, многие современники вспоминают и другую гагаринскую «Волгу». Очень часто Юрий Алексеевич появлялся на бежевой «двадцать первой» на «именных» номерах «12-04 юаг» — 12 апреля, Юрий Алексеевич Гагарин — но дальнейшая история седана неизвестна, хотя номера «12-04 юаг» нередко видели на Кутузовском проспекте, где проживал «дорогой Леонид Ильич». Также неизвестна судьба небесно-голубого кабриолета «Чайка», который космонавту торжественно передали работники Горьковского автозавода: на этом автомобиле космонавта видели на дорогах Сочи. В 1962 году Юрий Гагарин и Андриан Николаев посетили город Чернигов. И хотя программа пребывания была расписана по минутам, организаторы мероприятия забыли подготовить открытый автомобиль для проезда космонавтов вокруг стадиона. Чтобы выполнить задание партийного начальства, местные милиционеры пошли на хитрость: «позаимствовали» оставленный без присмотра возле стадиона ГАЗ-69, а после завершения торжеств машину вернули на место. Интересно, что хозяйка «козлика», присутствовавшая на торжествах, свой автомобиль на дорожке стадиона не узнала! Будучи известным шутником, однажды Юрий Алексеевич решил разыграть друга-космонавта Александра Матинченко, который приобрел личный автомобиль. Гагарин ночью собрал группу друзей, выгнал собственную машину из гаража, куда закатил покупку Матинченко. Чтобы «замести следы», первый космонавт попросил прислать снегоуборщик, а затем позвонил коменданту Звездного городка и предупредил, что исчезновение автомобиля — это дружеский розыгрыш, и попросил не выдавать себя. Как отреагировал на дружескую шутку Александр Николаевич, история умалчивает.
В 1963 году Юрий Гагарин оказался виновником аварию: проехав на запрещающий сигнал светофора, он протаранил старенькую «Победу». И подоспевший гаишник, и потерпевший узнали первого космонавта, поэтому позволили народному любимцу (который торопился на очередное торжественное мероприятие) уехать на попутной машине. Спустя некоторое время Гагарин вернулся на место аварии и увидел, что виновником происшествия пытаются представить водителя «Победы». Юрий не только восстановил справедливость, но и полностью оплатил ремонт пострадавшей машины.
Однажды Юрий Гагарин побывал во Франции, где посетил фирму Matra, производившую ракетно-космическую технику и попутно занимавшуюся выпуском автомобилей. Там первому космонавту приглянулось двухместная Matra-Bonnet Jet VS, которую отличали стеклопластиковый кузов, заднемоторная компоновка, независимая подвеска и дисковые тормоза. Когда Гагарин вернулся на родину, во дворе посольства Франции космонавта поджидал прекрасный подарок — Matra небесно-голубого цвета, которая сегодня принадлежит известному коллекционеру из Литвы.
В 1968 году Юрий Гагарин передвигался на служебной «Чайке», но до места последнего полета он отправился на вахтовом автобусе «ЛАЗ». Не успела «маршрутка» отъехать от Звездного городка, как Гагарин попросил водителя остановиться, чтобы вернуться за забытым пропуском. И хотя коллеги решительно возражали (дескать, возвращаться — примета плохая), первый космонавт, не любивший привилегий и исключений, отправился домой… На память потомкам-автомобилистам от великого человека остались французская «Матра» да старенькая «Волга» черного цвета «78-78 мод».