какой недуг был у онегина

Психические расстройства. Школьная литература. «Русская хандра» Евгения Онегина

какой недуг был у онегина

«Недуг, которого причину
Давно бы отыскать пора,
Подобный английскому сплину,
Короче, русская хандра
Им овладела понемногу;
Он застрелиться, слава Богу,
Попробовать не захотел,
Но к жизни сильно охладел».

«Евгений Онегин», XXXVII

«Диагнозы» литературных героев. Евгений Онегин

Я предлагаю присмотреться к теме психических расстройств. Конкретнее – как могло бы формироваться позитивное отношение к людям с такими расстройствами на уроках литературы в школе.

Согласитесь, нередко в злобных выкриках, звучащих в суете наших дней, мы слышим: «психопат!», «шизик!», «параноик!», «дебил!», «истеричка!» или еще что-нибудь в таком роде. Если спросить у обывателя, что он имеет в виду, когда говорит или слышит такие слова, то можно обнаружить недоумение, сумятицу и бессистемный набор каких-то симптомов, либо уверенное, но неправильное толкование.

То же и среди героев литературных. Им диагнозы автором чаще не поставлены, хотя у современного человека этот самый диагноз в голове «подсознательно дозревает».

Евгению Онегину Пушкин диагноз все же поставил, но очень деликатно – русская хандра, подобная английскому сплину (какой нынче он услышал бы вердикт врачей, оказавшись под обследованием?)

Все же для нас остается тайной – что произошло. Что так изменило Евгения, практически сломало его, но все же оставило живым и в рассудке?

Каким он был? Напомним некоторые детали из поведения Евгения в здравии и хорошем самочувствии

«Он три часа, по крайней мере,
Пред зеркалами проводил…
Гребенки, пилочки стальные,
Прямые ножницы, кривые,
И щетки тридцати родов
И для ногтей, и для зубов…»
«Еще бокалов жажда просит
Залить горячий жир котлет,
Но звон брегета им доносит,
Что новый начался балет.
«…Все хлопает, Онегин входит,
Идет меж кресел по ногам,
Двойной лорнет, косясь, наводит
На ложи незнакомых дам…»

Молодой человек начинал свою жизнь в богатстве, роскоши, разврате. Примерно понятно, как складывались бы его жизненные приключения, не случись вдруг «Недуг, которого причину давно бы отыскать пора…»

Именно в этот период начала заболевания Евгений стал интересен рассказчику романа, он так охарактеризовал его теперь: резкий охлажденный ум, преданность мечтам, «неподражательная странность», угрюмость.

Чем теперь занят Онегин?

«Отрядом книг уставил полку,
Читал, читал, а все без толку:
Там скука, там обман иль бред;
В том совести, в том смысла нет…»

Онегин бродит по берегам Невы и с горечью вспоминает прежние годы. Ведь были чувства! Была любовь, была молодость. Почему теперь – тюрьма, (моральная тюрьма)? Он задумчив, полон сожалений, он готов вместе с товарищем отправиться в путешествие в Африку, но… человек предполагает, а Бог располагает.

Умер отец Онегина. Евгению оставлено состояние и долги. Он же не стал разбираться, не стал судиться, а без волнений отдал все наследство нарасхват, и даже был доволен таким жребием. Поступок, большей частью несвойственный здоровым людям, но вполне логичный для заболевших, переставших понимать деньги. ( Интересно, как-то его оценивают при школьном разборе?)

«Сосед наш неуч, сумасбродит;
Он фармазон; он пьет одно
Стаканом красное вино»…

«Они сошлись. Волна и камень,
Стихи и проза, лед и пламень…»
«Онегину все было ново;
Он охладительное слово
В устах старался удержать
И думал – глупо мне мешать
Его минутному блаженству;
Простим горячке юных лет
И юный жар, и юный бред.»

Ленский влюблен поэтически в Ольгу. Нам, конечно же, интересна Татьяна, сестра Ольги. Интересна особенно по той причине, что черты, свойственные Евгению уже в состоянии заболевания, мы подмечаем в этой юной девушке с детства. Какая была Татьяна?

«Дика, печальна, молчалива,
Как лань лесная боязлива…»
«Дитя сама, в толпе детей
Играть и прыгать не хотела
И часто целый день одна
Сидела молча у окна.»

Гостям в деревне всегда рады. Ленский, заехав однажды к Лариным вместе с Онегиным, теплый добродушный вечер провел в этой семье. Хотя, Онегин изнурительно унывал, он все же смог разглядеть обеих сестер и со свойственной психической болезни неучтивой прямотой высказал неприятное для Владимира мнение.

«Неужто ты влюблен в меньшую?
— А что? – Я выбрал бы другую,
Когда б я был как ты поэт.
В чертах у Ольги жизни нет…
«Кругла, красна лицом она,
Как эта глупая Луна
На этом глупом небосклоне…»

Нам известно, что 13-летняя Татьяна, однажды увидев Онегина, и зная только, что он – соседний помещик, нелюдимый, неуважаемый, тем не менее, сразу встрепенулась. Татьяна поняла, что он – тот человек, которого ждала ее душа. Письмо Тани к Евгению было написано до отчаянья смело:

«Другой. Нет, никому на свете
Не отдала бы сердца я!
То в вышнем суждено совете…
То воля неба: я твоя…»

Онегин отказывает Татьяне. Он говорит ей, что она прекрасна, что он хотел бы видеть ее своей женой, но решил быть неженатым.

«Поверьте (совесть в том порукой),
Супружество нам будет мукой…
Я вас люблю любовью брата
И, может быть, еще нежней.»

Эта исповедь и проповедь трагичны. Мы знаем, что в дальнейшем судьба жестоко отомстила Евгению за это малодушие.

«Онегин (вновь займуся им),
Убив на поединке друга,
Дожив без цели, без трудов
До двадцати шести годов,
Томясь в бездействии досуга
Без службы, без жены, без дел,
Ничем заняться не умел.
Им овладело беспокойство,
Охота к перемене мест
(Весьма мучительное свойство,
Немногих добровольный крест).»

Насколько типично обрисована психическая болезнь. Евгений сбежал от нахлынувших чувств, странствовал, ища утешения. Говорят, путешествия помогают выздороветь.

О чудо! Онегин сумел вновь вернуться в столицу! Здесь он встретил повзрослевшую Татьяну и без тени сомнения понял, что любит ее. Но она уже княгиня, она замужем. Он совершенно потерял голову. Онегин одно за другим пишет письма своей любимой, в которых раскрывает свой внутренний мир:

«Я думал вольность и покой
Замена счастью, боже мой!
Как я ошибся, как наказан. »
«Внимать Вам долго, понимать
Душой все Ваше совершенство,
Пред вами в муках замирать,
Бледнеть и гаснуть… вот блаженство!»

В этих письмах есть главное объяснение поведения Онегина. Он молодым искал счастья в развлечениях, но не нашел. Он позже искал счастья в уединении, в общении с природой и не нашел. Он искал счастья в вольности и не нашел. Не было счастья в путешествиях. Наконец, он нашел свое счастье – оно заключалось в любви к единственной женщине.

Татьяна внешне холодна, сурова, неприступна. Но Онегину отвечает предельно откровенно:

«Я вас люблю (к чему лукавить?),
Но я другому отдана;
Я буду век ему верна.»

Татьяна уходит. Онегин один в ее доме, как громом пораженный, погруженный в бурю ощущений; и в комнату входит ее муж. В эту злую для Онегина минуту Пушкин оставляет своего героя.

Но мне в этой ситуации видится образ существующей брошенной проблемы, отсутствия ответа на вопрос: «Что теперь делать? Как жить?».

Психически расстроенный человек – это тот, который своей жизнью изменяет общественные правила, ориентируясь исключительно на свое внутреннее чувство бесчеловечности этих норм, недостижимости счастья при подчинении им. Но общество сильнее, оно не желает изменяться. К тому же интуитивное поведение непоследовательно, зачастую противоречиво.

Сколько сегодня молодых людей ушли от мира, закрылись дома, спрятались? Они ищут ответы на те же вопросы, которые стояли и перед Онегиным. Они несчастны, гонимы. Они ждут счастья, успокоения, дружбы, любви, но встретив, пугаются. Они совершают ошибки, но еще большую ошибку совершает наше общество, оставляя таких людей изгоями. За страшными терминами из психиатрии стоят чаще всего совсем нестрашные люди, живые люди, наши соотечественники, земляки.

Как в школах сейчас молодежь воспринимает такие проблемы? Достаточно ли ясно проблемы бывают обозначены? Могут ли современные молодые люди искренне думать, что «счастье было так возможно» с человеком уединившимся, тоскующим, потерянным, могут ли сделать такой выбор? Могут ли дружить, хотя бы просто по-доброму относиться к тем, кому тяжким роком выпала судьба жить с расстроенной психикой?

Наконец, могут ли современные школьники мечтать о профессии доктора для души больного человека? Изменят ли они в своем взрослом будущем отношение общества к этой проблеме?

Обращаю внимание читателя, что судьбы таких людей находятся в центре внимания самых великих поэтов и писателей России.

Я продолжу эту мысль в следующих статьях, посвященных психическим расстройствам, описанным в школьной литературе.

Источник

1. Психические расстройства. Школьная литература

Психические расстройства. Школьная литература. «Русская хандра» Евгения Онегина.

«Недуг, которого причину
Давно бы отыскать пора,
Подобный английскому сплину,
Короче, русская хандра
Им овладела понемногу;
Он застрелиться, слава Богу,
Попробовать не захотел,
Но к жизни сильно охладел».

«Евгений Онегин», XXXVII

Я предлагаю присмотреться к теме психических расстройств. Конкретнее – как могло бы формироваться позитивное отношение к людям с такими расстройствами на уроках литературы в школе.

Согласитесь, нередко в злобных выкриках, звучащих в суете наших дней, мы слышим: «психопат!», «шизик!», «параноик!», «дебил!», «истеричка!» или еще что-нибудь в таком роде. Если спросить у обывателя, что он имеет в виду, когда говорит или слышит такие слова, то можно обнаружить недоумение, сумятицу и бессистемный набор каких-то симптомов, либо уверенное, но неправильное толкование.

То же и среди героев литературных. Им диагнозы автором чаще не поставлены, хотя у современного человека этот самый диагноз в голове «подсознательно дозревает».

Евгению Онегину Пушкин диагноз все же поставил, но очень деликатно – русская хандра, подобная английскому сплину (какой нынче он услышал бы вердикт врачей, оказавшись под обследованием?)

Все же для нас остается тайной – что произошло. Что так изменило Евгения, практически сломало его, но все же оставило живым и в рассудке?

Каким он был? Напомним некоторые детали из поведения Евгения в здравии и хорошем самочувствии

«Он три часа, по крайней мере,
Пред зеркалами проводил…
Гребенки, пилочки стальные,
Прямые ножницы, кривые,
И щетки тридцати родов
И для ногтей, и для зубов…»
«Еще бокалов жажда просит
Залить горячий жир котлет,
Но звон брегета им доносит,
Что новый начался балет.
«…Все хлопает, Онегин входит,
Идет меж кресел по ногам,
Двойной лорнет, косясь, наводит
На ложи незнакомых дам…»

Молодой человек начинал свою жизнь в богатстве, роскоши, разврате. Примерно понятно, как складывались бы его жизненные приключения, не случись вдруг «Недуг, которого причину давно бы отыскать пора…»

Именно в этот период начала заболевания Евгений стал интересен рассказчику романа, он так охарактеризовал его теперь: резкий охлажденный ум, преданность мечтам, «неподражательная странность», угрюмость.

Чем теперь занят Онегин?

«Отрядом книг уставил полку,
Читал, читал, а все без толку:
Там скука, там обман иль бред;
В том совести, в том смысла нет…»

Онегин бродит по берегам Невы и с горечью вспоминает прежние годы. Ведь были чувства! Была любовь, была молодость. Почему теперь – тюрьма, (моральная тюрьма)? Он задумчив, полон сожалений, он готов вместе с товарищем отправиться в путешествие в Африку, но… человек предполагает, а Бог располагает.

Умер отец Онегина. Евгению оставлено состояние и долги. Он же не стал разбираться, не стал судиться, а без волнений отдал все наследство нарасхват, и даже был доволен таким жребием. Поступок, большей частью несвойственный здоровым людям, но вполне логичный для заболевших, переставших понимать деньги. ( Интересно, как-то его оценивают при школьном разборе?)

«Сосед наш неуч, сумасбродит;
Он фармазон; он пьет одно
Стаканом красное вино»…

«Они сошлись. Волна и камень,
Стихи и проза, лед и пламень…»
«Онегину все было ново;
Он охладительное слово
В устах старался удержать
И думал – глупо мне мешать
Его минутному блаженству;
Простим горячке юных лет
И юный жар, и юный бред.»

Ленский влюблен поэтически в Ольгу. Нам, конечно же, интересна Татьяна, сестра Ольги. Интересна особенно по той причине, что черты, свойственные Евгению уже в состоянии заболевания, мы подмечаем в этой юной девушке с детства. Какая была Татьяна?

«Дика, печальна, молчалива,
Как лань лесная боязлива…»
«Дитя сама, в толпе детей
Играть и прыгать не хотела
И часто целый день одна
Сидела молча у окна.»

Гостям в деревне всегда рады. Ленский, заехав однажды к Лариным вместе с Онегиным, теплый добродушный вечер провел в этой семье. Хотя, Онегин изнурительно унывал, он все же смог разглядеть обеих сестер и со свойственной психической болезни неучтивой прямотой высказал неприятное для Владимира мнение.

«Неужто ты влюблен в меньшую?
— А что? – Я выбрал бы другую,
Когда б я был как ты поэт.
В чертах у Ольги жизни нет…
«Кругла, красна лицом она,
Как эта глупая Луна
На этом глупом небосклоне…»

Нам известно, что 13-летняя Татьяна, однажды увидев Онегина, и зная только, что он – соседний помещик, нелюдимый, неуважаемый, тем не менее, сразу встрепенулась. Татьяна поняла, что он – тот человек, которого ждала ее душа. Письмо Тани к Евгению было написано до отчаянья смело:

«Другой. Нет, никому на свете
Не отдала бы сердца я!
То в вышнем суждено совете…
То воля неба: я твоя…»

Онегин отказывает Татьяне. Он говорит ей, что она прекрасна, что он хотел бы видеть ее своей женой, но решил быть неженатым.

«Поверьте (совесть в том порукой),
Супружество нам будет мукой…
Я вас люблю любовью брата
И, может быть, еще нежней.»

Эта исповедь и проповедь трагичны. Мы знаем, что в дальнейшем судьба жестоко отомстила Евгению за это малодушие.

«Онегин (вновь займуся им),
Убив на поединке друга,
Дожив без цели, без трудов
До двадцати шести годов,
Томясь в бездействии досуга
Без службы, без жены, без дел,
Ничем заняться не умел.
Им овладело беспокойство,
Охота к перемене мест
(Весьма мучительное свойство,
Немногих добровольный крест).»

Насколько типично обрисована психическая болезнь. Евгений сбежал от нахлынувших чувств, странствовал, ища утешения. Говорят, путешествия помогают выздороветь.

О чудо! Онегин сумел вновь вернуться в столицу! Здесь он встретил повзрослевшую Татьяну и без тени сомнения понял, что любит ее. Но она уже княгиня, она замужем. Он совершенно потерял голову. Онегин одно за другим пишет письма своей любимой, в которых раскрывает свой внутренний мир:

«Я думал вольность и покой
Замена счастью, боже мой!
Как я ошибся, как наказан. »
«Внимать Вам долго, понимать
Душой все Ваше совершенство,
Пред вами в муках замирать,
Бледнеть и гаснуть… вот блаженство!»

В этих письмах есть главное объяснение поведения Онегина. Он молодым искал счастья в развлечениях, но не нашел. Он позже искал счастья в уединении, в общении с природой и не нашел. Он искал счастья в вольности и не нашел. Не было счастья в путешествиях. Наконец, он нашел свое счастье – оно заключалось в любви к единственной женщине.

Татьяна внешне холодна, сурова, неприступна. Но Онегину отвечает предельно откровенно:

«Я вас люблю (к чему лукавить?),
Но я другому отдана;
Я буду век ему верна.»

Татьяна уходит. Онегин один в ее доме, как громом пораженный, погруженный в бурю ощущений; и в комнату входит ее муж. В эту злую для Онегина минуту Пушкин оставляет своего героя.

Но мне в этой ситуации видится образ существующей брошенной проблемы, отсутствия ответа на вопрос: «Что теперь делать? Как жить?».

Психически расстроенный человек – это тот, который своей жизнью изменяет общественные правила, ориентируясь исключительно на свое внутреннее чувство бесчеловечности этих норм, недостижимости счастья при подчинении им. Но общество сильнее, оно не желает изменяться. К тому же интуитивное поведение непоследовательно, зачастую противоречиво.

Сколько сегодня молодых людей ушли от мира, закрылись дома, спрятались? Они ищут ответы на те же вопросы, которые стояли и перед Онегиным. Они несчастны, гонимы. Они ждут счастья, успокоения, дружбы, любви, но встретив, пугаются. Они совершают ошибки, но еще большую ошибку совершает наше общество, оставляя таких людей изгоями. За страшными терминами из психиатрии стоят чаще всего совсем нестрашные люди, живые люди, наши соотечественники, земляки.

Как в школах сейчас молодежь воспринимает такие проблемы? Достаточно ли ясно проблемы бывают обозначены? Могут ли современные молодые люди искренне думать, что «счастье было так возможно» с человеком уединившимся, тоскующим, потерянным, могут ли сделать такой выбор? Могут ли дружить, хотя бы просто по-доброму относиться к тем, кому тяжким роком выпала судьба жить с расстроенной психикой?

Наконец, могут ли современные школьники мечтать о профессии доктора для души больного человека? Изменят ли они в своем взрослом будущем отношение общества к этой проблеме?

Обращаю внимание читателя, что судьбы таких людей находятся в центре внимания самых великих поэтов и писателей России.

Я продолжу эту мысль в следующих статьях, посвященных психическим расстройствам, описанным в школьной литературе.

Источник

Каковы причины и последствия хандры Онегина? (по роману Пушкина «Евгений Онегин»)

Приветствие, пояснения происхождения слова «хандра»

Давайте определимся, что значит слово «хандра» и почему этому слову в пушкинском романе мы посвящаем так много времени. Слово «хандра», по-видимому, связано с греческим словом «ипохондрия», которое было сначала заимствовано римлянами, а потом перекочевало во все европейские языки. Ипохондрия – разочарование в жизни, подавленное настроение, депрессия. Понятно, что депрессия – тяжёлое, психическое заболевание, и мы очень часто употребляем это слово не к месту, говоря о плохом настроении, подавленном состоянии (рис. 1).
Рис. 1. Депрессия (Источник)

Плохое настроение становится иногда предметом изображения литературы и господствующим настроением не только литературного произведения, но и реального сознания целого народа. В определенные моменты жизни хандра овладевает не только отдельными людьми, но и целыми странами.

Онегинская хандра

Хандра Онегина в пушкинском романе – это совершенно новое состояние нового героя в новых исторических обстоятельствах. Образ мира, образ времени, образ героя пронизаны состоянием разочарованности. У онегинской хандры не только исторические корни, но также есть у неё и продолжение в литературе и в нашей современной жизни. Онегинская хандра – очень важное переживание экспериментального героя экспериментального литературного произведения – появляется не сразу. Она подготавливается каждым шагом, каждым новым поворотом в судьбе героя.

«Мой дядя самых честных правил, Когда не в шутку занемог, Он уважать себя заставил И лучше выдумать не мог. Его пример другим наука; Но, боже мой, какая скука …

Полуживого забавлять, Ему подушки поправлять, Печально подносить лекарство, Вздыхать и думать про себя: Когда же черт возьмет тебя!

Так думал молодой повеса, Летя в пыли на почтовых, Всевышней волею Зевеса

Наследник всех своих родных.»

Роман начинается с проникновения во внутренний мир героя, с внутреннего монолога героя. При этом герой смотрит на себя и как бы со стороны слышит свой внутренний голос. Это раздвоение его сознания. Онегин думает и одновременно думает о том, что он думает. Способность к самонаблюдению, способность видеть себя со стороны, контролировать себя есть свойство очень развитого человека. Это чувство называют рефлексия или интерспекция.

Онегинская хандра появляется в конце первой главы. Пушкин непринуждённо рассказывает о жизни Онегина: о той семье, где он родился.

«…Служив отлично благородно, Долгами жил его отец, Давал три бала ежегодно И промотался наконец. Судьба Евгения хранила: Сперва Madame за ним ходила, Потом Monsieur ее сменил. Ребенок был резов, но мил. Monsieur l’Abbé, француз убогой, Чтоб не измучилось дитя, Учил его всему шутя, Не докучал моралью строгой, Слегка за шалости бранил И в Летний сад гулять водил…».

Первая глава романа А. С. Пушкина «Евгений Онегин» представляет собой историю «болезни души» главного героя. Хотя в этой главе поэт рисует всего лишь один день из его жизни, она является ключевой в понимании как самого образа Евгения Онегина, так и последующих событий романа. Первые же строфы передают довольно циничные мысли раздраженного Евгения, негодующего по поводу злой судьбы, которая заставила его проводить лучшие часы своей жизни возле прикованного к постели умирающего старика:

Но боже мой, какая скука С больным сидеть и день и ночь, Не отходя ни шагу прочь! Кто он, герой романа, какая болезнь охватила его сердце? Посвящая читателя в ход онегинских мыслей, поэт приближает к нам своего героя, заставляя поверить в его реальное существование, настоящие, а не выдуманные страдания. Родился Евгений на берегах Невы, где, по словам Пушкина, «может быть, родились вы или блистали, мой читатель». Детство его очерчено лишь несколькими штрихами: отец, промотавший свое состояние, ненавязчивое воспитание гувернантки и гувернера, убогого француза. Юность — начало свободы. Онегин, остриженный по последней моде и одетый, как лондонский денди, занял свою нишу в прослойке общества, называемой светом: Он по-французски совершенно Мог изъясняться и писал; Легко мазурку танцевал И кланялся непринужденно; Чего ж вам больше? Свет решил, Что он умен и очень мил. Далее поэт «отдает дань» «учености» своего героя («без принужденья в разговоре коснуться до всего слегка»), умению разбирать латинские эпиграфы, знанию анекдотов от древнейших времен и до современности. По свидетельству Пушкина, поэзия была сферой, недоступной пониманию Евгения, но он умел «судить о том, как государство богатеет». Наиболее высокие достижения Онегина были связаны с наукой «страсти нежной». Мы видим, что он подчиняет свою жизнь законам света: «боясь ревнивых осуждений», Евгений не только одевается по моде, но и живет по велению брегета, возвещавшего час обязательных занятий. Онегин — «мод воспитанник примерный», «забав и роскоши дитя». Постепенно свет отравляет его, ведь «наука страсти нежной» по своей сути далека от любви, а светское приятельство — от дружбы. Вместе с тем жизнь героя, которая текла без изменений по заведенному, а скорее навязанному, порядку, просто должна была ему вскоре наскучить. Если задуматься, то этот распорядок дня по сути своей противоестествен: Что ж мой Онегин? Полусонный В постелю с бала едет он: А Петербург неугомонный Уж барабаном пробужден. Энергия Онегина направлена на развлечения, получение бессмысленных и сомнительных удовольствий от жизни, в то время как человеческие потребности только удовольствием не ограничиваются. Недаром в процитированных строках мы видим противопоставление бессмысленного окончания дня Онегина бурному пробуждению жизни трудового города. Нарушение естественных законов обычно несет возмездие. Став «отступником бурного наслаждения», Онегин начинает скучать: Кто жил и мыслил, тот не может В душе не презирать людей; Кто чувствовал, того тревожит Призрак невозвратимых дней. В этих словах можно найти отражение собственных чувств поэта, которого, по воспоминаниям современников, очень часто одолевали тоска, скука, хандра: «…как часто бываю подвержен так называемой хандре. В эти минуты я зол на целый свет». В этом откровении поэта мы можем найти понимание причин болезни Онегина. Поэт А. С. Пушкин периодически хандрил, но спасением для него являлось творчество, к которому он возвращался, даже испытав сильнейшие жизненные потрясения. Для Онегина хандра — диагноз постоянный. Изначально в нем был заложен огромный творческий потенциал, но воспитание ограничило его в проявлении собственных возможностей и, более того, даже не наметило дальнейший путь развития его личности. Повзрослев, он попал в свет, где достаточно было красиво одеваться, высказывать поверхностное мнение по любому поводу, ухаживать за женщинами, а в общем — красиво проматывать свое имущество и жизнь (как это сделал, например, Онегин-старший). Для Евгения всего этого было недостаточно, но пути спасения им еще не были осознаны. Он злился, презирал общество, считал себя выше всей этой суматохи: Сперва Онегина язык Меня смущал; но я привык К его язвительному спору, И к шутке, с желчью пополам, И злости мрачных эпиграмм. В среде «благоразумных людей» Онегин слывет «притворным чудаком», потому что, с их точки зрения, чуждаться всего того, что так притягательно для многих — значит притворяться. Как следствие, столкнувшись в своей жизни с реальными, а не наигранными чувствами — любовной привязанностью Татьяны и дружеской откровенностью Ленского, Онегин просто не совладал со своей злостью, решив, что всю эту науку он уже достаточно изучил и никакого нового чуда ему ожидать не следует. Конечно, в этом можно усмотреть подражание Онегина безнравственным героям романов, одиноким индивидуалистам с «озлобленным умом». Таким путем идет влюбленная Татьяна, которая, пытаясь лучше понять Онегина, изучает его пометки на полях его любимых книг. Итак, Онегин не может жить по рецептам поведения благонамеренных обывателей. Но он и не может активно противопоставить себя обществу, порвать с ним. К тому же при этом он «ничем заняться не умел». Это основные причины болезни души главного героя. А последствия этой болезни отразились не только на Онегине, но и на тех, кому он был не безразличен. Молодой романтичный поэт Ленский погиб от его «дружеской» руки, но не только Онегин был виновником этой дуэли, потому что сам Ленский, действовавший в порыве ревности и отчаяния, не смог остановиться и осознать причины, побудившие его друга к столь жестокому и безнравственному поступку. Что же касается отношений с Татьяной, то в данном случае Онегин дважды совершил ошибку: в первый раз, отвергнув ее чувства, а во второй — полюбив Татьяну, которая на то время уже вышла замуж. Действительно, долгий период странствий, позже исключенный из канонического текста романа, переставил акценты во взаимоотношениях героя с обществом. Его письмо к Татьяне — наиболее яркое свидетельство произошедших в нем перемен. В сознании отчаявшегося, но в то же время прозревшего Онегина вся его короткая жизнь предстает как цепь ошибок. Теперь в нем пробуждается интерес к жизни, любви, но момент упущен. Татьяна оказывается сильнее Онегина: она способна не только признавать свои ошибки, но и отвечать за них в полной мере: Я вас люблю (к чему лукавить?), Но я другому отдана; Я буду век ему верна. Наверное, можно не согласиться с утверждением поэта о том, что «блажен, кто праздник жизни рано оставил, не допив до дна бокала полного вина». Онегин преодолел свою болезнь, а это — верный признак того, что в дальнейшем герой будет жить, наслаждаясь и счастьем, и радостью, и невзгодами, а не существовать в состоянии «сердечной пустоты» и ожесточения.

Похожие материалы:

Причины появления хандры у Онегина

Подробно рассказывается о том, что произошло с Онегиным в юности, «как рано мог он лицемерить», как он научился добиваться взаимности у женщин. Позже, спустя десятки и даже сотню лет, появятся театральные школы, которые будут изучать способы вживания актёра в роль. Пушкин выводит человека, который в жизни своей умел играть разные роли, умел играть в разных масках, изображать себя так, что сам верил в своё перевоплощение (рис. 2).

Рис. 2. Лицемерие (Источник)

Далее в романе рассказывается подробно о том, как жил Онегин, как он проводил свои дни и ночи, о детских праздниках, балах, театральных представлениях, которые составляли его досуг. Собственно говоря, кроме досуга ничего у него и не было. Человек не был занят ни государственной, ни военной службой. Он сам был хозяин своего времени, хозяин своей судьбы. О чём ещё может мечтать человек? Его судьба в его собственных руках, он сам мог ею распоряжаться. Наследство от его дяди, который был честных правил, позволяло ему дальше не служить. Казалось бы, что у него было всё, что обеспечивает человека в жизни. И тут наступает хандра.

«…Недуг, которого причину Давно бы отыскать пора, Подобный английскому сплину, Короче: русская хандра Им овладела понемногу; Он застрелиться, слава богу, Попробовать не захотел, Но к жизни вовсе охладел.

Как Child-Harold, угрюмый, томный В гостиных появлялся он; Ни сплетни света, ни бостон, Ни милый взгляд, ни вздох нескромный, Ничто не трогало его, Не замечал он ничего…»

Характерно, что рассуждения о русской хандре появляются после описания роскошных обедов. Ни еда, ни любовь женщин, ни любые другие развлечения не могут увлечь Онегина. При этом важно упоминание о Чайльд Гарольде – герое, который в то время занимал всё сознание, всё свободное время и, пожалуй, даже был главным героем для пушкинских современников.

Каковы причины и последствия хандры Онегина? (по роману А. С. Пушкина «Евгений Онегин»)

Евгений Онегин, главный герой одноименного романа, изображается Пушкиным молодым повесой, соответствующим почти всем критериям высшего света, dаndy не только по манере одеваться, но и по образу жизни. Однако светское общество не устраивает Онегина, оно возмущает его критический ум.

До «Евгения Онегина» противостояние человека и общества было показано А. С. Грибоедовым в его комедии «Горе от ума». Главное действующее лицо этой комедии – Чацкий – как и Онегин не доволен обществом, в котором родился и живет. В отличие от Онегина Чацкий в меру своих возможностей пытается изменить что‑то в фамусовском обществе, громогласно критикуя его. Просветительские идеи Чацкого оказались неплодотворными, однако герой комедии все же действует, правда, словом. Онегин же, презирая свет, живет по его законам, не пытается ничего изменить. Он равнодушно скучает.

Автор показывает Евгения Онегина в разной обстановке: в театре, в кабинете, на балу, описывая его как «забав и роскоши дитя». Пушкин не ограничивается внешним описанием быта, обстановки, он открывает читателю внутренний мир Онегина. В душе героя свои конфликты, комплексы парадоксы. Автор задает вопрос: «Но был ли счастлив мой Евгений?». Нет, рано чувства в нем остыли…», «…разлюбил он наконец/ И брань, и саблю, и свинец» и «ничто не трогало его…». Это симптомы душевного недуга. Какого? Пушкин называет его «русской хандрой», подобной «английскому сплину». Это состояние – доминанта в характере Онегина П. А.

Пушкин писал Плетневу: «Эй, смотри, хандра хуже холеры». Холера поражает только тело, а хандра убивает душу. Не из‑за этого ли впоследствии герой М. Ю. Лермонтова Печорин будет скрывать свою скуку? Как и у Онегина, в душе Печорина не будет радости, гармонии, благодати. Интересно, что Печорин, как и Онегин и Чацкий, отвергает общество, но борется с судьбой за каждую минуту радости и счастья. У Онегина и Печорина разные жизненные пути, но результат один – хандра и тоска.

Что же является причиной этой болезни души? А. Григорьев в статье «Взгляд на русскую литературу со смерти Пушкина» приписал хандру Онегина его врожденному, природному критицизму, присущему русскому здравому смыслу, то есть он снял с общества ответственность за хандру и разочарование Онегина. Но это не совсем верно, ведь трагическая разочарованность, хандра Онегина предстают как закономерное следствие той системы жизненных ценностей, которая была принята в тогдашнем дворянском обществе.

Дружба Евгения и Ленского показывает, что Онегин не бездушен. Он не демон, не «людская причуда», а обыкновенный человек, «добрый малый», каких на свете не мало. Отличие его от окружающих в том, что он не знает, что ему нужно, зато точно знает, что его не устраивает, и прежде всего то, чем довольна посредственная толпа.

Д. И. Писарев в статье «Базаров» писал, что Онегин «слишком много и рано все взял от жизни, всем объелся». Он утверждает, что Онегин «носит красивое разочарование». Но, на мой взгляд, с критиком нельзя согласиться, ведь хандра Онегина – это не поза, а добровольный тяжкий крест. Евгений несет его повсюду – в Петербурге, в деревне, в путешествии по России. Везде его преследует тоска, он тяготится жизнью. И только после возвращения в Москву, когда Онегин встречает на балу Татьяну и влюбляется в нее, он излечивается от хандры. Влюбленность в Татьяну излечивает его от скуки:

Ему припомнилась пора,

Когда жестокая хандра

Евгений может теперь мечтать, печалиться, радоваться – все это доступно только здоровому человеку. Но теперь уже было поздно – Татьяна замужем за другим, и нет никаких надежд на счастье.

Таким образом, Пушкин, как и Лермонтов, показывает, что «русская хандра» – это далеко не модная поза, не безобидное качества или состояние души, а страшный недуг, который ломает судьбы многим людям, а порой и губит других, тех, кто волею рока оказывается рядом.

«Наука страсти нежной» и подлинная любовь в жизни Онегина

В первой главе романа А. С. Пушкина «Евгений Онегин» мы знакомимся с главным героем, узнаем о его жизни – пустой и бессмысленной. Встречи с друзьями в ресторане, посещение театра, балы, ухаживания за женщинами составляют содержание едва ли не каждого дня жизни молодого героя, пользующегося, однако, явной симпатией автора.

Онегин – главный герой романа, молодой франт с богатым наследством, «наследник всех своих родных», как говорит о нём сам Пушкин. Онегин показан самим Пушкиным, как человек с очень сложным и противоречивым характером. Сам Пушкин говорит о нем весьма противоречиво: весь роман, преисполнен легкой иронией. Пушкин иронично смакует ученость Онегина, его «хорошести», как‑то: манеры, способности вести разговор, все эти положительные качества даются как‑то иронично. Автор с каким‑то неповторимо корректным смакованием хвалит Онегина, но в то же время всегда остается капля тонкой иронии, которая не исчезает почти до самого конца. Но в то же время сам Пушкин, как он говорит в первой главе, подружился с Онегиным, поэту нравятся его черты, он проводил с Онегиным ночи на набережной Невы, говорит о том, как они делились друг с другом воспоминаниями минувших дней…

Одной из первых характеристик героя является выражение «молодой повеса», достаточно ясно, на мой взгляд, отражающее одну из основных черт натуры Онегина. Лучше всего Евгений владел «наукой страсти нежной»:

Как рано мог он лицемерить,

Таить надежду, ревновать,

Разуверять, заставить верить,

Казаться мрачным, изнывать…

Любовь для Онегина, каким предстает он в начале произведения, была действительно всего лишь «наукой», которую, постоянно вращаясь в высшем петербургском обществе, при желании не так уж и трудно освоить. Для этого не нужно быть обладателем сказочного богатства или блестящей внешности, хотя и то, и другое ценилось искушенными в любви и страсти светскими львицами, безо всякого стыда и смущения изменявшими своим сановитым мужьям. Главное – умение «играть», подражать знаменитым героям модных в то время романов, иметь хорошие актерские способности. Для Онегина не существовало настоящей любви, он всего лишь лицедействовал – и потому не принимал близко к сердцу ни любовные неудачи, ни победы.

Нет ничего странного, что в итоге Евгений оказался пресыщенным и «зараженным» широко распространенной среди золотой молодежи того времени хандрой:

Нет: рано чувства в нем остыли;

Ему наскучил света шум;

Красавицы не долго были

Предмет его привычных дум…

Казалось бы, такой человек вряд ли способен когда‑либо проникнуться настоящим, сильным чувством. И действительно, поначалу, узнав о любви Татьяны, Онегин способен ответить лишь неким жалким подобием высокого чувства:

Я вас люблю любовью брата –

И, может быть, еще нежней…

Однако это уже что‑то для человека, привыкшего воспринимать любовь как актерство, как источник удовольствий. После встречи с Татьяной период «театральной» жизни Онегина заканчивается.

В восьмой главе романа мы видим его двадцатишестилетним, измученным бездельем и одиноким «странником». Он встречает Татьяну. Ее превращение в блестящую светскую даму, пленяющую всех безупречным вкусом, простым обхождением, такую «равнодушную» и «смелую» к нему самому, заставляет Онегина позабыть о «страсти нежной» и почувствовать истинную пламенную любовь. Он потрясен и пишет в письме Татьяне, так похожем на ее собственное:

Чужой для всех, ничем не связан,

Я думал: вольность и покой

Замена счастью. Боже мой!

Как я ошибся, как наказан.

В восьмой главе «сердечное страданье уже пришло ему невмочь», и Онегин готов к гибели, как когда‑то Татьяна желала заплатить жизнью за любовь. Но если Татьяна добровольно отдается любовному порыву, она рада новому для нее чувству, то Онегин «свое безумство проклинает». Но в «безумстве» героя мы, равно как и автор романа, видим результат его перерождения, мы понимаем, что никогда уже он не будет прежним Онегиным – «актером» и повесой. И вместе с болью и состраданием к лишенному последней надежды на счастье герою чувствуем тихую радость: любовь – подлинная и высокая – победила.

Роль Байрона в романе «Евгений Онегин»

1824 год, год, когда Пушкин пишет первую главу «Евгения Онегина», оказался трагическим для жизни Байрона. Лорд Байрон (рис. 3) погиб задолго до того, как Пушкин начал писать в Кишинёве «Евгения Онегина». Поэту пришли сведения о том, что Байрон погиб, когда он поехал бороться за свободу в Греции. Благополучный лорд, он был обречён не только на богатство, но и на власть.

Рис. 3. Дж. Г. Байрон (Источник)

То, что называем мы хандрой, встречается в литературе с самых древних времён. В сущности, это то, чему посвящена, может быть, одна из самых сильных литературных частей Библии, Ветхого завета. Это книга пророка, книга Экклезиаста «Суета сует». Повторяющийся мотив бренности всего сущего, разочарования во всех человеческих устремлениях – это переживание, которое появилось многие тысячелетия назад. Человек осознал, что он смертен, осознал, что все его жизненные устремления бессмысленны и бесцельны, потому что конечным итогом безысходно становится попрание. Поэтому это переживание становится одним из самых главных переживаний в литературе. Но в разные исторические моменты, разные этапы истории культуры, переживая разочарование в жизни, люди по-разному его осмысливали, по-разному его чувствовали. Человек ставит перед собой жизненные цели и по достижению их испытывает разочарование, всё, к чему он стремился, оказывается мелким и ничтожным, а счастье, радость, удовлетворение от жизни не наступает вместе с достижением определённого результата. Успех в жизни определяется другими, более существенными, более важными вещами. Эти философские рассуждения, очень глубокие, очень тонкие, очень сложные для пушкинского лёгкого, калейдоскопического романа, оказываются естественными и органичными. В этом смысле «Евгений Онегин» оказывается в ряду самых крупных, самых значительных явлений во всей мировой литературе.

Русская хандра

Главное отличие русской хандры от английского «сплина», от немецкой грусти, той самой, с которой приезжает юный Ленский:

«..Он из Германии туманной

Привез учености плоды:

Дух пылкий и довольно странный,

Всегда восторженную речь..»

Невозможность приложения своих сил, своих талантов, своих способностей и порождает русскую хандру, делает её самой сильной и самой неизбежной эмоцией, которая подавляет все другие эмоции в душе пушкинского героя.

Русская хандра – это главное и господствующее настроение Онегина. В сущности, русская хандра – это то, что порождает Онегина как героя своего времени и как совершенно определённого свойства архетип русского человека.

Онегин – архетип русского человека

Если герой западноевропейских романов – это тип, образ, характер своего времени, своего места, своей страны, то Онегин, в значительной степени, – это образ, который несёт за собой архетип русского человека нового времени вообще. Онегин – архетип ещё и тех людей, которые оказались в России в состоянии внутренней эмиграции, тех людей, которые жили в России, но не чувствовали себя подданными и гражданами этого государства. Онегин с его хандрой – это ещё архетип «лишнего» человека, человека, который ищет себе применение и не может найти его в жизни, то ли в силу внешних обстоятельств, то ли в силу того, что у него внутри нет никакой опоры, которая позволила бы ему сделать что-нибудь реальное, достойное, полезное, необходимое людям. В этом смысле Онегин как литературный герой открывает собой целую череду других героев. Роман об Онегине начинает вереницу русских романов, которые вслед за ним раскрывают одну большую тему: куда стремится, чего ищет, чего не может найти русский человек. Этому посвящены комедия Грибоедова «Горе от ума», «Евгений Онегин», а далее романы Гончарова, Тургенева, Герцена, Толстого, Достоевского. Во всех них продолжается общая история исканий, метаний, стремлений и разочарований того самого литературного героя, которого уже очень скоро Лермонтов обозначит как героя времени. Но эта тема наших следующих уроков.

Список литературы

Домашнее задание

Дополнительные рекомендованные ссылки на ресурсы сети Интернет

В чем причина и суть «хандры» Онегина? 10937

В начале романа перед нами предстает картина воспитания, образования времяпрепровождения и интересов типичного молодого человека, родившегося «на брегах Невы» и волею судьбы оказавшегося «наследником всех своих родных».

Пушкин подробнейшим образом описывает типичный день Онегина, его занятия и увлечения:

Вот то, что приводит героя к хандре: однообразие жизни, лишь внешне пестрой, но на самом деле вертящейся по установленному кругу: «обеды, ужины и танцы», как сказал об этом грибоедовский Чацкий.

Щедро одаренный разнообразными способностями человек не может найти себе другого занятия, кроме тех, какими «так довольна. самолюбивая посредственность». Такие попытки у Онегина были: он, оставив надоевший ему флирт со светскими красавицами, «зевая, за перо взялся». Но дело не только в отсутствии у Онегина писательского дара, вывод автора носит более общий характер: «труд упорный ему был тошен».

Недуг Онегина, связанный с западноевропейским «байронизмом», неслучайно поражает именно его, воспитанного и выросшего «на брегах Невы».Оторванность Онегина от национальной «почвы» – это одновременно и причина его хандры, и то что лежит в основе очень важных следствий онегинской болезни.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *