какой национальности был авиценна
Какой национальности был авиценна
Фотография памятника Абуали ибн Сина в столице Турции Анкаре вызвала ожесточенную полемику в соцсетях по поводу национальной принадлежности этого прославленного ученого и искусного целителя. На памятнике, установленном на территории больницы медицинского факультета Университета Анкары, Сина представлен тюрком, о чем гласит надпись на табличке: «Великий турецкий ученый Ибни Сина».
Кем же был по национальности Абуали ибн Сина? Это спор, который длится веками. Таджики считают его соотечественником, так как большинство жителей Бухары являются таджиками. Это мнение подтверждает то, что большинство своих трудов великий ученый писал на таджикском языке.
Большинство узбеков уверены, что Сина их земляк, ведь город Бухара, где он родился, находится на территории Узбекистана.
А в Афганистане вас заверят, что род Ибн Сина перебрался в Бухару из местной провинции Балх. Жители Ирана также считают его своим, так как похоронен великий мыслитель Востока в городе Хамадан.
Но фотография памятника Сина в больнице имени Ибни Сина медицинских факультетов Университетат Анкара с надписью: «Великий тюркский мыслитель Ибн Сина»подлила еше больше масла в огонь споров о его национальной принадлежности.
Больница медицинских факультетов Университета Анкары, где установлен этот памятник, построена в 1985 году, она рассчитана на прием 902 пациентов и считается одним из лучших лечебных заведений Турции.
Ежегодно здесь принимают на лечение более 425 тысяч человек, диагностируют около 4 миллионов, проводят 15 различных тысяч операций в год, в том числе 30 по пересадке почек.
Представление Абуали ибн Сина «великим турецким ученым» вызвало негативную реакцию пользователей в таджикском сегменте соцсетей. Некоторые даже призвали отправить коллективную петицию в ООН, чтобы там наконец определили кем по национальности был Сина: турком, таджиком или арабом. Другие же пишут, что какая разница какой национальности велики люди? Ведь служат они всему человечеству.
Один ин таджикских пользователей даже привел цитату из стихов известного таджикского поэта Лоика Шерали, где он пишет, «какая разница какой нации Сина, если его лекарства лечат вас, несмотря на то что тюрк вы, или араб, или таджик».
Абуали ибн Сина родился в 980 году в таджикском селе Афшана неподалеку от Бухары, скончался в 1037 году в городе Хамадан (Иран). Его перу принадлежат более 450 научных и литературных трудов в разных сферах – философии, медицины, географии, поэзии, химии, математики, астрономии, психологии, педагогики, истории, геологии и десятков других наук.
Ибн Сина сделал огромный вклад в развитие медицины, а его книга «Канон врачебной науки» использовалась почти до начала 20-го века, как один из основных медицинских учебников во всем мире, включая европейские страны.
В Таджикистане его именем назван Медицинский университет, один из столичных районов и больница, а в 1980 году в честь 1000-летия великого мыслителя Востока в Душанбе был воздвигнут памятник.
Великий Авиценна и Последний рассказ
. Андрею Андреевичу, младшему брату моей мамы, посвящается.
Авиценна – так называли его в Европе. Avicenna – это латинизированное имя. На самом деле его звали Абу-Али Ибн-Сина, или точнее, Абу Али Хуссейн ибн Абдаллах.
Иногда его, уникального лекаря и естествоиспытателя, одного из величайших учёных и философов Средневековья, математика и поэта народов Средней Азии, называют великим иранским учёным – иногда великим арабским…
На самом деле Абу-Али Ибн-Сина родился в селении Афшана близ древней Бухары. И произошло это в один из жарких августовских дней в 980-м году, ровно 1031 год тому назад.
В те далёкие времена узбекская нация только ещё формировалась, множество племён и народов населяли обширные земли «Середины мира» – культурного центра огромнейшей Азии. И, наверное, не стОит сейчас «приватизировать» имя великого человека ни одному из современных азиатских государств. Сейчас Бухара – узбекский город. Равно как Гургандж (Ургенч), столица Хорезма. Отсюда рукой подать до Туркмении (каких-то полсотни километров!) – именно из этого региона тюркские племена в начале Средних веков двинулись на просторы Малой Азии, разрушая великую православную империю – их потомки, современные турки, основали на развалинах древней Византии мусульманскую страну, которая ныне именуется Турцией.
Но в 1012 году (почти тысячу лет назад) Ибн-Сина перебрался в Иран, где долгое время был придворным врачом и визирем – то есть министром. А его «Книга знания» написана на дари – языке предков современного таджикского народа. Мог Абу-Али Ибн-Сина говорить и по-арабски.
Понятно, что сейчас присваивать учёному древности современную национальность «узбек», «таджик», или «иранец», по меньшей мере, безграмотно.
Авиценна – сын азиатских народов и светоч народов европейских! Недаром его «Канон врачебных наук» долгое время считался настольной книгой европейских врачей и выдержал более тридцати изданий на разных языках. «Канон…» по праву можно считать ГЛАВНОЙ книгой Абу-Али Ибн-Сины.
Сперва же вспомним и об иных его трудах. Тем более, что Авиценна – автор более ТРЁХСОТ сочинений.
В своей «Книге исцеления», а также в «Книге знания», Абу-Али Ибн-Сина, опираясь на учение Аристотеля, разработал своё собственное философское учение. Ибн-Сина признавал объективность бытия, неразрывную связь материи и движения. Он считал, что в мире царит всеобщая естественная закономерность. Ибн-Сина колебался между идеализмом и материализмом. Утверждая вечность материи, он вместе с тем признавал сотворение мира Богом. В противоречии со своей оценкой определяющей роли чувственного опыта в познании, он отрывал от опыта деятельность «разумной души». Но ведь и сейчас, тысячу лет спустя, у людей в этих вопросах нет единого мнения! Нет единства и по многим другим вопросам…
В области логики Абу-Али Ибн-Сина выводил формы мысли из форм бытия и внёс по ряду вопросов дополнения и даже исправления к логическому учению Аристотеля.
Абу-Али Ибн-Сина много и плодотворно занимался проблемами естествознания – геологии, минералогии, ботаники, зоологии, химии, механики, астрономии. Он подвергал критике астрологические суеверия (странно, что и сейчас, по прошествии десятка веков, многие люди «читают судьбу по звёздам», СОВЕРШЕННО не зная карты звёздного неба и ни на грамм не разбираясь в астрономии. А другие люди им, представьте, верят).
Мусульманское духовенство (в лице не самых образованных его представителей) обвиняло Авиценну в ереси, «пойдя по стопам» европейской католической инквизиции, а многих последователей Ибн-Сины преследовало за безбожие.
Тем не менее, труды Абу-Али Ибн-Сины оказали большое влияние на развитие прогрессивных тенденций средневековой философии, способствовали подготовке опытного естествознания.
В начале очерка учёный назван поэтом – и правда, Абу-Али Ибн-Сина известен был и как поэт, писавший на языке дари стихи в форме народных четверостиший – «рубая» или «рубои».
Всё же Авиценна, сделавший много нового в самых разных областях знания (и даже в поэзии!), был в первую очередь крупнейшим врачом Средневековья.
Он внёс ценный вклад в теорию и практику медицины, в анатомию и физиологию человека, в хирургию, терапию, диагностику, фармакологию…
Классический труд Авиценны «Канон врачебных наук» (или «Канон врачебной науки») появился на свет в 1020-м году, логично следуя за опытом великого учёного и практика – Ибн Сина обобщил в нём не только свой личный врачебный опыт, но и обширный медицинский опыт того времени. Между прочим, Авиценна уделил внимание лекарствам индийского и китайского происхождения, обобщив данные народной медицины и обогатив их своим опытом – как в мудром высказывании: «Доверяй – но проверяй. »
«Канон врачебных наук» состоит из пяти книг. Наряду с теорией медицины две книги из пяти посвящены описанию лекарственного сырья, лекарственных средств, способам их изготовления и употребления.
Авиценна хорошо знал целебные растения: из 2600 лекарственных средств, описанных в «Каноне…», почти полторы тысячи – это средства растительного происхождения.
«Канон…» переведен был уже в 12-м веке на латинский язык (издан печатной книгой в Милане спустя пару веков – аж в 1473-м!) и пользовался, как здесь отмечалось, широкой популярностью в Средние века – причём не только в Европе, но и за её пределами.
Умер Абу-Али Ибн-Сина в 1037 году, прожив менее 60-и лет…
Светлой памяти Аллы Ивановны посвящается.
Андрей Александрович гордился только двумя из пяти своих книг – самыми удачными, на его взгляд. Справочниками лекарственных растений, в которых он, как мог, пытался вырваться за рамки сухого академического изложения, и с помощью легенд, поэтических отступлений привлечь хоть немногих читателей к удивительному, негромкому миру таких разных растений – которые, в отличие от человека, не способны на предательство. Любопытно, что одну из его первых книг издатель обещал выпустить скромным тиражом всего в пять тысяч – и за эту «пятёрочку» заплатил – а издал аж 114 000 экземпляров, и за оставшиеся как-то выплатить «постеснялся». Но это дело давнее.
Пылились рукописи ещё двух десятков книг – издатели их не брали, ссылаясь на пресловутый «неформат».
Собственно, слово «ссылались» не совсем верно отражало суть процесса. В последнее время – уже несколько лет – на письма Андрея Александровича издатель и редактор просто не отвечали. Игнорировали, вероятно. Дед им порядком надоел.
Правда, были письма от читателей. Часто восторженные, иногда сдержанные, попадались письма с критикой – это нормально.
Думалось, что работается не зря. Значит, кому-то надо всё то, что он пишет? Если бы вдруг посетила мысль, что всю жизнь он трудился напрасно – застрелился бы, наверное. Было бы из чего.
В последнее время он зарабатывал копейки – за счёт редких публикаций коротеньких очерков – то в одном журнальчике, то в другом. Жить было категорически не на что.
Сегодня он собрался в поликлинику – надо сделать кардиограмму и флюорографию. После двух инсультов надо ещё много чего, учитывая развившуюся на фоне маленького такого врождённого порока сердца – раньше с таким брали в армию – аритмию и гипертрофию миокарда с уютно устроившимся под сердцем атеросклерозом аорты. А ещё болезни позвоночника (часть межпозвонковых дисков разрушены, но боль терпеть можно, боль терпеть он привык), последствия армейских травм – разбитые голеностопы… и многое, многое другое, весь «список» уже вызывал отвращение. Ходить он теперь мог только на подпорках, и недолго – часто приходилось присаживаться на лавочки, даже при медленной «крейсерской» скорости он элементарно задыхался.
Но беспокойство вызывало вовсе не это. Беспокоило состояние здоровья родственников – младших братьев мамы, которой уже 80 лет, да и самой мамы, после двух-то тяжелейших онкоопераций. Один из братьев, получив изрядную дозу под Чернобылем, сильно маялся ногами, начал выпивать – мол, алкоголь тоже болеутоляющее. Понятно, до чего может сия «теория» довести. Другой брат перенёс онкологическую операцию совсем недавно, летом, и на прошлой неделе у него парализовало ноги. Предполагали, что первопричина – метастазы. Это раньше термин понимали как вторичный очаг патологии вследствие переноса болезнетворных частиц (микроорганизмов или опухолевых клеток) с током лимфы или крови. Сегодня стоит лишь произнести слово «метастазы», и всё, как приговор – всем сразу ясно, что речь идёт о злокачественной опухоли. Которая очень скоро убьёт человека. И у любого врача глаза становятся какими-то задумчивыми или стеклянными, больного сходу «отфутболивают» в другой кабинет, лишь бы не возиться. И профессор, с которым железно договорено, уже вдруг не может провести консультацию, и старый приятель, однокурсник, странно бегает глазами, ссылаясь на какие-то срочные дела… И становится понятно, что все они тебя уже, по сути, похоронили. Не видят среди живых. В упор не видят. И ты для них – труп, но по странному стечению обстоятельств ещё несколько дней вынужденный разговаривать и, если повезёт, худо-бедно передвигаться.
Печально всё это…
Может, просто общество у нас такое? «Милосердное».
Мамины родственники жили далеко от первой столицы Украины, бывшей «южной столицы России», далеко от Харькова – в Донецке – и Андрей Александрович на самом деле ничем не мог им помочь, там подключались двоюродные братья. Повезти в больницу, увезти из больницы…
А сейчас он шёл в поликлинику. Медленно, с частыми остановками, передышками. Поликлиника близко, но для него даже рейд к хлебному киоску давно превратился в труднейшее путешествие. А что делать? Надо как-то жить… Хотя в последнее время всё чаще посещала иная мысль – а надо ли.
Слава богу, дошёл наконец. Поднялся по ступенькам. Занял очередь сразу в два кабинета. На всякий случай. Может, разрыв будет такой, что удастся время сэкономить.
Сел на свободном стуле напротив двери. Удобно, можно откинуться на спину, отдохнуть. А то что-то опять сердце закололо, руки привычно потянулись за валидолом. И глаза закрываются – сильно устал, задремать бы…
Сквозь сон мелькали обрывки мыслей. О том, что дружба и дух коллективизма родителей редко наследуется детьми. Отец Александра Красовицкого, директора издательства «Фолио», как Людмила Андреевна Ломако, мама Андрея Александровича, и Алла Зудочкина, когда-то работали на химическом факультете Харьковского университета. И весьма плодотворно работали. Масса научных статей – не формальных, а реальных научно-практических достижений, которые сегодня стали целой отраслью промышленности.
Сказать, что Красовицкому не понравились рассказы и повести Андрея, было бы преувеличением. Саша их попросту не читал, переадресовав главному редактору. А той просто не понравился внешний вид бородатого старика, больного человека, что было заметно невооружённым взглядом. Как в том грузинском фильме – кажется, «Мимино», с Вахтангом и Фрунзиком – ну очень «личный неприязнь». Так бывает, это нормально. И она тоже не читала, прислав очень вежливый отказ.
.
Алле Ивановне в июле ампутировали ногу. Врачи обнаружили стремительно развивающийся некроз, а промедление – смерти подобно. Сейчас её перевезли домой, она лежала без движений, в состоянии, близком к коме, почти никого не узнавала. Дочь приехала из Ленинграда и сидела всё врямя рядом. Понимая, что мать медленно умирает. И помочь ничем нельзя. Старые друзья, сотрудницы с кафедры заходили иногда, но что они могли, пенсионеры, сами с трудом переставлявшие ноги.
Проходившая мимо медсестра обратила внимание на седого бородатого старика. Он сидел тут уже давно и слишком уж спокойно. Глаза закрыты. Заснул, что ли?
Такое впечатление, что не дышит.
— Мужчина, вы слышите меня? – тронула за плечо.
Седая голова наклонилась набок. Он действительно уже не дышал.
На похороны приехали двоюродные братья, сестра, сын примчался за триста километров (он был четыре месяца на учебной практике), пришли несколько бывших сотрудников. Это всё.
Из союза писателей не пришёл никто.
Был дождливый промозглый день.
Осень, похожая на вечную серую зиму…
11 сентября 2011 года
P.S. Алла Ивановна умерла сегодня утром, 28 сентября 2011 года.
Светлой памяти самого светлого Человека в нашей большой семье
. Свечу задуло ветром чёрным,
мы не поймём, зачем живём,
К чему теперь пиры, валторны,
Мы не поймём, мы не поймём.
Теперь всё разом рухнуло.
Почему от нас забирают самых светлых, самых лучших людей?!
Почему не меня, когда я уже давно разучился понимать, зачем живу.
Когда желание покончить со всей земною суетой
Придёт к вам злой бессонной ночью,
прогнав безжалостно
покой,
Когда почудится – лампады, огня души исчерпан свет,
Когда главою скорбной надо
упасть бы, ибо смысла нет,
Когда покажется: приходит
последний страшный смертный час,
Когда надежда не находит
путей к сердцам, бросая вас –
Поверь, не всё ещё пропало,
Поверь, есть смысл ещё идти,
Пусть сил уже осталось мало
На затянувшемся пути.
Но даже поступь ослабевших, стремившихся к своей мечте,
Поддержит за тобою шедших, что след увидят в высоте!
Спасал от эпидемий целые города — факты о великом врачевателе Авиценне
Он лечил сильных мира сего и простых людей, а также знал тайны Вселенной. Его имя было известно далеко за пределами родины.
Когда мир охватила пандемия коронавируса, в мессенджерах стало распространяться видео из фильма о великом средневековом лекаре Авиценне, жившем в Средней Азии и сделавшем удивительные открытия в области медицины. Sputnik Кыргызстан собрал интересные факты об этом ученом, враче, философе и просветителе.
Полное имя и место рождения
Имя ученого-энциклопедиста, внесшего большой вклад в общемировую медицинскую науку, звучит так: Абу Али Хусейн ибн Абдуллах ибн аль-Хасан ибн Али ибн Сина. На Западе он известен под именем Авиценна (производное от Али ибн Сина), а простые люди называли его Великим властителем и духовным наставником целителей.
Он родился в кишлаке Афшана на окраине Бухары (территория современного Узбекистана), считавшейся крупным культурным, научным и торговым центром династии Саманидов. Год рождения — 370-й по хиджре (лунный мусульманский календарь), или 980-й по григорианскому календарю.
Образование
С детства Авиценна был одаренным мальчиком, и его исключительные способности не остались незамеченными. Когда ему было пять лет, Ибн Сина вместе с родителями переехал в Бухару. Там он поступил на учебу в мусульманскую школу и очень быстро выучил Коран наизусть. Ум и знания позволили ему завоевать авторитет — уже к 12-летнему Авиценне приходили советоваться взрослые мужи. Великие мыслители и ученые Абу Абдуллах Натили и Исмаил Захит преподавали ему логику, философию, геометрию, астрономию и другие науки. В этот период жизни он не только овладел знаниями азиатских ученых, но и исследовал труды арабских, персидских, греческих мыслителей.
В 17 лет Ибн Сина стал известным в народе целителем — ему удалось вылечить от тяжелой болезни шаха Бухары Мансура.
Труды в области медицины
Основной энциклопедический труд Ибн Сины — «Каноны врачевания» — вобрал в себя достижения античных и арабских медиков и стал поистине энциклопедическим. Автор очень точно описал анатомию человека и тем самым продолжил учение Гиппократа. Работа использовалась как учебник в европейских медицинских учебных заведениях.
Авиценна подробно описал множество методов врачевания — от определения симптомов болезней до причин их возникновения. Кроме того, он рассказал о типах лекарств, способах их изготовления и ввел множество других понятий, которыми медики пользуются до сих пор.
Ибн Сина первым обратил внимание на способы распространения болезней, предположил, что инфекции могут разноситься невидимыми глазу существами, выдвинул версию о заразности ветряной оспы, нашел разницу между холерой и чумой, описал краснуху, проказу и множество других заболеваний. Его методы спасали целые города от распространения смертельных инфекций. Авиценна составил тысячи подробных рецептов для лечения сотен болезней, в том числе печени, которые тогда считались неизлечимыми. Кроме того, он предложил способы лечения желтухи, сифилиса, воспаления легких, менингита и язвы желудка. Одним из первых ввел понятие лечебного питания и отметил влияние рациона на здоровье.
Ученый-энциклопедист
Ибн Сина оставил крупные труды в области медицины, логики, философии, математики, метафизики, астрономии, музыки, ботаники, зоологии, минералогии и религиозного просвещения. В этих трудах приведена совокупность знаний о Земле, климате, возникновении гор, о видах минералов и об их свойствах, о фауне и флоре, а также о развитии человеческой мысли, диалектике и философии.
В общей сложности Авиценна написал 450 трудов по 29 научным направлениям. Многие рукописи сгорели во время нападения на Исфахан газнийского войска. До наших дней дошли только 274 работы, среди которых «Книга исцеления», «Книга наук» и «Книга наставлений и советов».
Великий педагог
Ученый и поэт Ибн Сина был еще и великолепным педагогом, он разработал теорию воспитания нравственного человека. Мудрец писал, что главными качествами личности являются справедливость и честность, причем люди должны быть гармоничными во всем.
Ибн Сина говорил в своих трудах и о роли учителя, который должен быть примером для учеников, а также иметь в своем арсенале много эффективных методов обучения и воспитания.
Книга «Трактат о быте» стала для многих настольным пособием по воспитанию детей. В ней описываются роли матери и отца, рассматриваются различные ситуации и методы воспитания. В книге есть ключевой тезис: человек вырастет полезным для общества только в том случае, если он будет образованным, честным и развитым во всех отношениях. Авиценне также принадлежит мысль о том, что к ребенку с рождения надо относиться бережно, давать ему значимое имя, ласкать и лелеять.
Поэт-мыслитель
Философские рубаи (вид стихов, состоящих из четырех строк) Ибн Сины ценны тем, что внесли в мировую литературу новую поэтическую форму. Так, книга «Значение врачевания» состоит из 1 322 поэтических строк и стала настольной, а его трактаты о любви переведены на многие языки.
Врачебная деятельность
Авиценна использовал для лечения множество способов, в том числе изоляцию больных от здоровых, определение диагноза по пульсу, лечение холодом и теплом, водой, травами и мазями и другие.
В своем труде «Законы врачевания» он также описывает правила ухода за ребенком. Автор утверждал, что характер и организм новорожденного надо формировать. Так, покачивания и ласка помогают его физическому развитию, а прослушивание музыки и песен формируют внутренний мир.
Легенды об Авиценне у кыргызов
Кыргызские предания об Ибн Сине полны мистики и благоговения. Рассказывают, что он мог «разобрать человека на части и вновь собрать» уже здоровым. Согласно одному преданию, Авиценна придумал эликсир бессмертия и передал своим ученикам, наказав воспользоваться им, когда он будет при смерти. Но один ученик из зависти не дал целителю лекарство, и тот умер.
Абу Али Хусейн ибн Абдуллах ибн аль-Хасан ибн Али ибн Сина скончался 21 июня 1037 года в городе Хамадане (Иран).
Ибн Сина (Авиценна)
Фото Все
Ибн Сина — биография
Ибн Сина – гениальный персидский ученый, врач и философ, создавший более четырех сотен научных трудов. Самый известный деятель науки средневекового периода.
Персидский ученый Ибн Сина, в западных странах известный, как Авиценна, оставил яркий след почти в тридцати областях науки. Гениальный врач, мудрый философ, талантливый поэт издал ряд трудов, которыми по сей день пользуются благодарные потомки.
Личность Ибн Сины поистине многогранна, а его биография вызывает интерес как у историков, так и у обычных людей.
Детство и юность
Абу Али Хусейн Ибн Абдаллах Ибн Сина родился в 980 году в селе Афшана, что в нескольких километрах от Бухары. По сохранившимся сведениям, его отец был весьма состоятельным человеком, состоявшим на государственной службе.
С раннего детства мальчик проявлял любознательность ко всему, что его окружает. Ибн Сина задавал такие вопросы, которые даже взрослых ставили в тупик. Переехав из провинции в столицу, родители определили сына в школу, где он наконец смог удовлетворить свои потребности в знаниях.
В то время Бухара была не только столицей, но и центром образования. Здесь находилась самая крупная библиотека, посетить которую съезжались ученые мужи со всего света. Маленький Авиценна поначалу обучался в обычной мусульманской школе, а параллельно брал уроки арабского языка, стилистики и грамматики. К десяти годам юный вундеркинд полностью выучил Коран, что вызывало огромное уважение среди окружающих мусульман.
Хусейн не переставал удивлять своими успехами. Решив, что стандартной школьной программы сыну недостаточно, отец забрал его домой на индивидуальное обучение. к подростку пригласили приезжего учителя, который усиленно занимался с ним физикой, географией, философией, астрономией и другими предметами.
Наряду с науками, родители старались дать детям и духовное воспитание. Отец и преподаватель были не поддерживали ортодоксальный ислам, и в доме часто звучали проповеди исмаилитов. Ибн Сина, как и его младший брат, с интересом вслушивались в содержание этих речей.
Достигнув уровня знаний своего педагога, талантливый ученик стал познавать науки самостоятельно. В четырнадцатилетнем возрасте парень углубился в изучение медицины: он перечитал всю имеющуюся в Бухаре литературу и даже лично навещал тяжелобольных людей, чтобы на практике изучить постулаты науки. В получении медицинских знаний юноше поспособствовал друг семьи, известный доктор и автор многочисленных трактатов Абу Сахл Масихи.
Однажды из дворца пришла тревожная весть – заболел правитель, и ни один из придворных лекарей не мог определить причину недомогания. Тогда к главе привели молодого Авиценну, который определил болезнь и дал правильные рекомендации. Эмир пошел на поправку, и молодого ученого назначили на должность личного врача повелителя.
Во дворце Ибн Сина получил доступ к уникальным книгам, перечитав которые он вскоре сам стал учителем. Достигнув 18-летнего возраста, молодой человек стал равноправным членом ученого сообщества Средней Азии и Востока.
К двадцати годам Авиценна уже издал ряд книг, среди которых была обширная энциклопедия, медицинский словарь и несколько трактатов по этике.
Вскоре в мирную жизнь процветающей столицы вторглись тюркские захватчики. В Бухаре бушевали пожары, повсеместно устраивались погромы. Пострадала и дворцовая библиотека. К тому времени отец ученого скончался, и он покинул родные края. Молодой философ отправился в Хорезм, присоединившись к торговому каравану.
Медицина
Быстро освоившись в Хорезме, талантливый доктор обзавелся множеством друзей. Кроме того, в город прибыли и первые учителя – Бируни и Масихи, которые теперь и сами могли многому у него научиться. Городской глава благоволил ученым и разрешал им проводить научные собрания у себя во дворце. Благодаря этому Авиценна и его единомышленники получили возможность спокойно работать и развивать различные науки.
В тот период вскрывать тела людей и исследовать их было запрещено на законодательном уровне. Такое каралось смертной казнью, но Ибн Сина и его сторонники продолжали изучать строение человека втайне. Вскоре ученого и его товарищей вызвали в Бухару на встречу с падишахом. В те времена каждый знал, что визит к султану скорее всего обернется смертью.
Авиценна и Масихи решились на побег. Преодолевая пустыню, соратники попали в жуткий ураган, потеряли направление, остались без воды и еды. На тот момент Масихи уже был сильно в годах, поэтому не выдержал испытаний и скончался. Ибн Сина чудом выжил и добрался до населенного пункта, где продолжил работать под вымышленными именами. Несколько лет он был вынужден скрываться от гнева падишаха.
В 1016-м судьба привела молодого врача в Хамадан – бывшую столицу Мидии. В те годы уровень образования в городе был крайне низким, малообразованными были даже градоначальники. Это сыграло Авиценне на руку: он быстро стал личным врачом местного главы и главным визирем.
В Хамадане ученый получил возможность завершить работу над первым томом самого известного его труда – «Канон врачебной науки». Всего же труд охватывает пять направлений: медицинская наука, лекарственные средства природного происхождения, сложные препараты собственного приготовления Ибн Сины и два тома о лечении различных органов.
Рукопись Ибн Сины
Мало кто знает, что Авиценна первым выявил, что инфекционные заболевания возникают из-за невидимых вирусов. Эту гипотезу признали лишь через восемь сотен лет, когда ее доказал французский ученый Пастер.
Много внимания в своих трудах врач уделил пульсу человека, описав все его виды в одной из книг. Авиценне удалось дать четкое определение чуме, желтухе и холере, эпидемии которых то и дело вспыхивали по всему миру.
Ученый открыл людям строение глаза, который до этого воспринимался в виде фонарика с особыми лучами. Еще при жизни Ибн Сины «Канон врачебной науки» стал энциклопедией для лекарей со всего света, в том числе и для древнерусских врачей.
Философия
К сожалению, далеко не все труды Авиценны дошли до наших дней в первозданном виде. Многие из них полностью или частично утрачены, некоторые пострадали от некачественного перевода. Но часть книг все же сохранилась, и сегодня можно воссоздать приблизительную картину его философского суждения.
Философ Ибн Сина
По мнению Ибн Сины, науку можно разделить на три основных направления: низшая, средняя и высшая. Ученый не был противником теории о Божественном начале, которой придерживались его современники. Признавая вечность мира, философ подробно исследовал человеческую душу, которая появляется на Земле в разных телах, а затем возвращается к Создателю.
Точка зрения Авиценны часто оспаривалась еврейскими мыслителями и исламскими эзотериками, но его философская позиция нашла большое количество последователей.
Другие науки
Нередко для обсуждения важных научных тем Ибн Сина прибегал к поэзии. В стихах сохранились его работы «Хай ибн Якзан», «Трактат о любви», «Птица» и многие другие.
Большое внимание философ уделил психологии. Он стал автором учения о человеческом темпераменте, который условно разделил на несколько видов: влажный, сухой, холодный, горячий. До наших дней дошли труды Авиценны по механике и музыке.
Точное количество трудов великого ученого неизвестно. Некоторые исследователи говорят о более чем 450 книгах в разных областях науки.
Личная жизнь
Человек, полностью посвятивший себя науке, вряд ли мог похвастаться насыщенной личной жизнью. По крайней мере, ни в воспоминаниях его учеников, ни в других источниках информации о его семье нет. Выдающийся доктор и философ всю жизнь провел в путешествиях и не имел постоянного крова, поэтому о наличии у него жены и детей остается лишь догадываться. Тем не менее, в сохранившихся литературных работах автора можно часто встретить воспевание любви, женской красоты и гармоничных отношений.
Смерть
Жизнь Ибн Сины была невероятно насыщенной: ему довелось испытать и головокружительные взлеты, и периоды опалы. Гонимый властями, он скитался по всему свету, а вернуться в родные края так и не смог. Гениальный ученый умер в 1037 году на чужой земле, был похоронен в Хамаране, а спустя почти год перевезен в Исфахал. Философа перезахоронили в усыпальнице самого эмира.
Фигура Авиценны окутана множеством тайн и легенд. По одной из них, ему удалось создать эликсир вечной жизни. Этим секретом ученый поделился со своим лучшим учеником, который после смерти учителя попытался воскресить его из мертвых. Как гласит легенда, юноше это почти удалось: тело старца вдруг стало молодеть и оживать. От волнения молодой врач выронил колбу с волшебной жидкостью из рук, и ритуал сорвался. Тело великого Ибн Сины вновь стало дряхлым.