какой нации пушкин был

О происхождении Александра Сергеевича Пушкина

Абрам был крещён Петром Великим. Он стал адъютантом его Величества, в 1716 году он ездил с государем за границу.

В 1731 году Абрам Ганнибал женился на гречанке Евдокии Андреевне Диопер, с которой он впоследствие разводился по суду в связи с тем, что у неё родился светлый ребёнок.

Второй брак Абрама Ганнибала был с Кристиной Региной фон Шеберг (Christina Regina von Sjeberg), прижил с ней детей и женился на ней в 1736 году при живой жене, предъявив как доказательство развода постановление суда о наказании за прелюбодеяние. В 1743 году Евдокия, отпущенная на поруки, вновь забеременела, после чего подала прошение в консисторию, в котором признавала и прошлую измену и сама просила развести её с мужем. Тяжба с Евдокией продолжалась 10 лет, их брак был расторгнут 9 сентября 1753 года. После развода, якобы, неверную в 1754 году сослали в Староладожский монастырь, а на Ганнибала наложили епитимью и денежный штраф, признав всё же его второй брак законным. Военный суд вынес решение по делу о прелюбодеянии без рассмотрения его Синодом.

В «Моей родословной» Пушкин писал :

«Мой предок Рача мышцей бранной

Святому Невскому служил. «

«Под гербовой моей печатью
Я кипу грамот схоронил
И не якшаюсь с новой знатью,
И крови спесь угомонил.

Прадед Пушкина по отцовской линии Александр Петрович родился в 1686 году, был женат на меньшой дочери графа Головина. Он умер в молодости, в припадке сумасшествия зарезав свою жену, находившуюся в родах. Известно, что в 1718 году он был солдатом лейб-гвардии Преображенского полка, а в 1722 году стал сержантом и каптенармусом. Его единственный сын Лев Александрович служил в артиллерии, и в 1762 году, во время возмущения, остался верен Петру III. Он был посажен в крепость и выпущен через два года. С тех пор он уже в службу не вступал, а жил в Москве и в своих деревнях.

После раздела в 1713 году с братьями Ильей и Федором имений отца, Александр Петрович обрел финансовую самостоятельность. В 1718 году к нему перешли по завещанию богатые вотчины его бездетного дяди Ивана Ивановича, одного из сподвижников Петра I.

Лев Александрович, дед поэта, родился родился 17 февраля 1723 года, умер 25 октября 1790 года. Начав службу с 16-ти лет капралом он закончил ее в чине майора в 1759 году. После свержения Петра III, он остался верен солдатской присяге, за что был взят под стражу и около года (но не двух) провёл в заключение в крепости. 23 сентября 1763 года он был уволен в отставку в чине подполковника артиллерии. Он унаследовал богатые имения отца, и в 1761 году за ним числилось свыше 1400 душ, уже позже его финансовые дела пришли в упадок.

В ноябре 1795 года Сергей Львович женился на Надежде Иосифовне Ганнибал (1775-1836), дочери капитана морской артиллерии Осипа Абрамовича Ганнибала и Марьи Алексеевны Пушкиной.

Прапрадед Пушкина по материнской линии и его прадед по отцовской линии были родными братьями, сыновьями Петра Петровича Пушкина, который принимал участие в отмене местничества.

Смерть Пушкина окружена таинственными обстоятельствами. Пушкин не доехал бы засветло из города до Чёрной речки, где была намечена дуэль. После тяжелейшего ранения Пушкин жил ещё два дня. На его похоронах отсутствовала жена, Наталья Гончарова. Жена появилась на могиле Пушкина спустя 3 года после похорон и поставила памятник, эскиз которого нарисовал ей Пушкин. Ничего не дало вскрытие могилы Пушкина, из которой останки могли забрать ещё гитлеровцы.

А.С. Пушкин упоминал о своём происхождении : «К Юрьеву», «К Языкову» и «Моя родословная», «Родословная Пушкиных и Ганнибалов».

А.С. Пушкин, «Моя родословная»
http://rvb.ru/
pushkin/
01text/
01versus/
0423_36/
1830/0558.htm

Источник

Кто такие фалаши, или Был ли А. С. Пушкин евреем

Всем известно, что предками великого русского поэта А.С. Пушкина были арапы — именно так в старые времена на Руси называли темнокожих выходцев из Африки. Более того, нам известно, что прадед поэта был привезен из Абиссинии, которая находится на территории современной Эфиопии. Вот, пожалуй, и все. А между тем у предков Пушкина есть точная национальная принадлежность и, возможно, происхождение гения русской литературы еще более экзотическое, чем мы думаем.

какой нации пушкин был

Народ, подаривший миру литературного гения, проживает в Африке и сегодня. Это фалаши, которых по их происхождению и религиозным убеждениям считают… евреями. Поэтому будучи фалашем, прадед Пушкина исповедовал иудаизм, а не христианство или ислам, как считают многие.

какой нации пушкин был

Мужчины фалаши на молитве

Чтобы разобраться в непростом вопросе национальной принадлежности Александра Сергеевича, обратимся к специалистам. Вот что пишет об этом вопросе историк Андрей Зелев:

Здесь все логично. Но при этом, как видим, ничего не мешало Ибрагиму исповедовать ислам или христианство. Версию о том, что предок поэта был христианином можно сразу же отвергнуть. Хорошо известно, что Ганнибала крестили в 1707 году в Вильно (Вильнюсе).

какой нации пушкин был

Абрам Петрович Ганнибал

То, что абиссинский князь Ибрагим был мусульманином также очень спорно. Дело в том, что ислам запрещает порабощать единоверцев и тем более продавать их в рабство людям, исповедующим другие религии — это большой грех. При этом история сохранила сведения о том, что предок Пушкина был куплен у мусульман на невольничьем рынке в Стамбуле.

Из всего этого следует, что Ибрагим, которого также называли Абрам, был представителем третьей распространенной в Абиссинии религии — иудаизма. Исповедовали эту веру только фалаши, которые постоянно враждовали и с мусульманами, и с христианами.

Появление в России Ибрагима совпадает по датам с одной из кровопролитных войн, в которой фалаши потерпели сокрушительное поражение от христиан. Велика вероятность того, что победители продали плененного князя-иудея мусульманским работорговцам, которые отправили его на рынок невольников в Блистательную Порту.

какой нации пушкин был

Ибрагим (Абрам) Ганнибал

Абрам Петрович Ганнибал родился в 1697 году в эфиопском городе Лагон. Он был младшим сыном князя, владения которого находились на севере Абиссинии. В ходе войны мальчик был пленен и оказался в Константинополе. Там его купили в качестве подарка русскому царю Петру I и привезли в Москву.

Смышленый ребенок с экзотической внешностью сразу полюбился Петру Алексеевичу. Царю очень импонировала тяга мальчика к знаниям и он лично занимался его начальным образованием. Когда Абрам подрос, государь приставил к нему лучших учителей, которых только смог найти в двух столицах.

Царь сам крестил любимца в Вильно, в церкви Параскевы Пятницы, где тот и превратился из Ибрагима в Абрама Петровича. Мальчик получил свое прозвище Ганнибал в честь великого античного полководца из Карфагена, которого особенно ценил Петр.

какой нации пушкин был

Царь Петр I со своим любимцем

Петр Алексеевич редко расставался с любимцем, поэтому Ганнибал стал участником многих известных баталий, в том числе Полтавской битвы. В 1717 году царь все-таки расстался с юношей, отправив его на учебу во Францию. Там молодой человек посвятил шесть лет изучению военного дела, мореходного ремесла, математики и иностранных языков.

Вернувшись в Россию, Ганнибал получил свою первую должность при дворе — стал смотрителем царского кабинета, а также главным переводчиком иностранной литературы. Чуть позже в его обязанности стало входить и обучение молодых офицеров математике и инженерному делу.

После смерти Петра в жизни Абрама началась черная полоса — он попал в опалу и был отстранен от двора. Все наладилось лишь при воцарении Елизаветы Петровны, которая свято чтила память отца и благоволила всем его соратникам и любимцам. Абрам Петрович был обласкан вниманием царственной особы, получил в дар несколько поместий и ряд государственных наград.

какой нации пушкин был

Генерал-аншеф Абрам Петрович Ганнибал в парадном мундире

В этот период Ганнибал оставил значительный след в истории государства — он участвовал в строительстве многих крепостей и был одним из авторов проекта Ладожского канала. Кроме этого, любимец Петра реализовал себя и как талантливый управленец. Он руководил крепостью Кронштадт, был некоторое время комендантом Ревеля (Таллинна), а также губернатором Выборга. Не менее успешной была и военная карьера Абрама Петровича — он несколько лет возглавлял российскую артиллерию и дослужился до высокого звания генерала-аншефа.

В Эфиопии чтут память Ганнибала и, разумеется, его великого потомка. В столице страны установлен памятник Пушкину и поэта здесь без преувеличений считают своим. Само название Эфиопия — это греческое слово, которым пользовались еще во времена Гомера. Дословно его перевод означает — «страна людей с обожженными лицами».

какой нации пушкин был

Карта Абиссинии начала XX века

Арабские географы и путешественники использовали другое название — Хабаш, а европейцы — производное от этого слова — Абиссиния. Историки считают, что именно Эфиопия была страной легендарной библейской царицы Савской, которая посетила царя Соломона с грандиозными дарами, чтобы лично убедиться в его мудрости.

От Соломона царица родила сына Менелика, который, согласно преданию, стал родоначальником всех абиссинских правителей. Вступив на престол, Менелик отправился к своему отцу, который даровал ему ковчег со скрижалями Закона. Также с молодым царем в страну приехало множество молодых иудеев, которые стали основными проводниками иудаизма.

какой нации пушкин был

Члены эфиопской общины «Бейт-Исраэль»

Еще совсем недавно в Эфиопии находилась самая большая в Африке иудейская община «Бейт-Исраэль» или «Дом Израилев». Членов общины называют фалашами, от эфиопского «falasi», то есть изгнанник. Известный советский писатель и пушкинист Ю.Н.Тынянова утверждает, что прадед Пушкина, Абрам Петрович Ганнибал, был фалашем. Сам русский поэт очень дорожил своими африканскими корнями и гордился ими.

какой нации пушкин был

Император Хайле Селассие I

Тем, кто сомневается в абиссинских корнях русского гения словесности, стоит взглянуть на портрет самого известного монарха Эфиопии — Хайле Селассие I. Внешнее сходство правителя с Пушкиным отрицать сложно. Хайле Селассие I считается потомком Менелика, сына библейского царя Соломона и царицы Савской.

какой нации пушкин был

Портрет А.С. Пушкина кисти Карла Мазера. Кольцо на всех поздних портретах поэта находилось на его большом пальце

Известно, что Пушкин долгие годы носил на пальце кольцо, которое подарила ему в Одессе графиня Елизавета Воронцова. Оно представляло собой массивный золотой перстень со вставкой из сердолика. На камне была вырезана восьмиугольная печать с неизвестными письменами и виноградными гроздьями.

У этого кольца очень интересная судьба. После смерти поэта его передали В.А. Жуковскому, который передал его своему сыну, Павлу. Тот подарил его Ивану Сергеевичу Тургеневу, который, в свою очередь, планировал презентовать реликвию Льву Толстому. Но этому не суждено было произойти и кольцо оставалось у Тургенева до самой его смерти.

В конце-концов близкий друг писателя, французская певица Полина Виардо, передала украшение в музей Александровского лицея. После февральской революции 1917 года следы пушкинского перстня теряются — его украли из экспозиции музея. Вполне возможно, что реликвия была расплавлена, как это часто делали с крадеными ювелирными украшениями.

какой нации пушкин был

Оттиск печатки на сургуче и фрагмент портрета кисти Тропинина

Сохранились оттиски печатки на сургуче, которые позволили расшифровать таинственную надпись на сердолике. Она гласила: «Симха, сын почтенного раби Йосефа, умудренного, да будет память его благословенна». Очевидно, Пушкин не знал о том, что начертано на его любимом кольце, так как он писал о нем своему близкому другу В.А. Жуковскому: «Каббалистические знаки, вырезанные на перстне, будят во мне нечто… будто бы давно забытое».

Может быть, эти знаки будили в поэте образы, скрытые глубоко в генетической памяти? Трудно после этого не верить в мистику — кольцо с письменами не случайно оказалось у поэта, предки которого читали священные книги на этом языке.

Есть ли еще какие-то доказательства иудейского происхождения А.С. Пушкина? Оказывается, их достаточно. Начнем с того, что Петр Алексеевич называл своего арапа Абрам. Достаточно редкое имя для христианина или мусульманина, не так ли? При этом хорошо известно, что Абрамами часто называют детей именно в фалашских семьях Эфиопии.

Прабабушка поэта Христина-Регина фон Шеберг, которая была второй супругой Абрама Петровича Ганнибала, родила мужу пятерых замечательных сыновей: Ивана, Петра, Исаака, Якова и Иосифа. Если с Иваном и Петром все ясно, то имена младших отпрысков настораживают. Дедом поэта стал Иосиф Абрамович Ганнибал (1744–1807), который ни капли не комплексовал из-за своего еврейского имени и всю жизнь подписывал корреспонденцию полным именем — Иосиф Ганнибал.

какой нации пушкин был

Иосиф Абрамович Ганнибал

Это позже, когда еврейство стало непопулярным, поборники русификации пушкинских корней начали называть предка поэта Осипом Абрамовичем, чтобы сгладить режущее слух антисемитов сочетание. С дедом Пушкина связана интересная пикантная история — он был двоеженцем. При живой супруге Марии Алексеевне Пушкиной он умудрился еще раз жениться на вдове капитана Толстого. Чтобы провернуть это дело, ему пришлось сказаться вдовцом, введя всех в заблуждение.

За этот проступок Иосифа Абрамовича судили и, разведя со второй незаконной супругой, сослали служить на Средиземное море. После окончания своей военно-морской миссии дед поэта не вернулся в столицу и провел остаток своих дней в семейном поместье в селе Михайловское.

Отцом бабушки русского поэта — Марии Алексеевны Ганнибал (1745–1819), был тамбовский губернатор Алексей Федорович Пушкин. А вот ее мать звали Сарра Юрьевна Ржевская, что вряд ли свидетельствует о ее исконно русском происхождении.

какой нации пушкин был

Надежда Иосифовна Пушкина — мать поэта

Мать Александра Сергеевича, Надежда Иосифовна Пушкина (1775–1836), была дочерью той самой Сарры Ржевской. Если разобраться детально, то эта женщина была наполовину еврейкой, на четверть немкой и лишь немного русской. Глядя на портреты этой женщины легко можно заметить доминирование семитских черт лица.

Косвенно подтверждает еврейство поэта и то, что и его отец Сергей Львович Пушкин и он сам состояли в масонской ложе — глобальной секте, имеющей еврейские каббалистические корни.

какой нации пушкин был

Чтобы исчезли последние сомнения по поводу происхождения А.С. Пушкина, взгляните на этого молодого израильского солдата из эфиопского народа фалаши. Сходство отрицать сложно.

Но почему национальность Пушкина так беспокоит современных исследователей? В конце-концов гений поэта принадлежит всему миру и доступен каждому. Этот интерес, прежде всего, вызван тем, что очень многие хотят узнать секрет гения поэта, который так и остался непревзойденным за два столетия. И, разумеется, играет роль национальная гордость — согласитесь, что приятно осознавать, что в жилах великого поэта текла кровь твоего народа.

какой нации пушкин был

Девушка из народа фалаши

Жизнь великого русского поэта таит немало тайн и удивительных фактов, которые еще долго будут будоражить умы исследователей и простых ценителей его таланта.

А вы знали, что у нас есть Instagram и Telegram?

Подписывайтесь, если вы ценитель красивых фото и интересных историй!

Источник

Караим, эфиоп, еврей: потомком какого народа на самом деле был Пушкин

какой нации пушкин был

Споры об этническом происхождении классика являются общим местом в научной и популярной литературе, начиная с середины XIX века. Несмотря на то, что наиболее вероятной является теория об эфиопском (или, обобщая, африканском) происхождении поэта, периодически на свет появляются различные гипотезы, связывающие Пушкина с другими народами – например, арабами, евреями или караимами. Давайте попробуем вникнуть, действительно ли предки Пушкина, были караимами из Азова.

Кто такие караимы?

Прежде чем разбирать гипотезу о караимском происхождении классика, посвятим несколько слов тому, кто же такие караимы. Караимы – это средневековое движение в иудаизме, сформировавшееся в IX-X веках и базирующееся на отрицании и неприятии Талмуда в качестве источника религиозной истины. Караимы, как и евреи-раввинисты (талмудисты), признают Пятикнижие (Тору) и весь Ветхий Завет (Танах), но отрицают религиозные законы, сформулированные еврейскими законоучителями в Талмуде. От всех прочих евреев караимов отличает своеобразная религиозная традиция, календарь и обычаи. Даже само название «караим» — это множественная форма от древнееврейского «караи», отражает основную характеристику данного движения – почитание (или, если угодно, «чтение») священного Писания (т.е. Ветхого Завета или Танаха) как единственного и прямого источника религиозной истины. На территории России (в Крыму) караимы появились не ранее XIII века.

А. Зинухов – основатель теории о караимском происхождении поэта

Первым о караимском происхождении великого поэта заговорил в 2001 году харьковский историк, литератор и писатель А.Н. Зинухов (1950-2006). Как известно, самым экзотическим предком Пушкина был его прадед по материнском стороне, Абрам (Ибрагим) Петрович Ганнибал (1696-1781). По наиболее распространенной версии, сын чернокожего африканского князя, в 1703 году Ганнибал был похищен турками и увезен в Стамбул. Из рабства его выкупил сербский негоциант Савва Лукич Рагузинский-Владиславич (1669-1738), привезший кучерявого и чернокожего отрока в Москву, где он был крещён, а крестным отцом стал сам Петр I (отсюда и отчество «Петрович»). Для начала Зинухов попытался оспорить мнение о сербском происхождении купца Саввы и предположил, что на деле «Савва – усеченная форма от древнееврейского Вар-Сава, “праведный”. Именем Вар-Сава называли библейского Иосифа. Следовательно, подлинное имя Саввы – Иосиф из Азова». Кроме того, и название города Азова, по логике Зинухова, на деле – искаженное еврейское имя «Иосиф». Далее, проживавших в городе Азове в конце XVII века «охреян» Зинухов отождествил с потомками караимов, по его мнению, некогда проживавших в средневековом Хазарском каганате. Торговавший на юге России купец Савва Рагузинский, якобы, привез являвшегося караимом юношу Абрама из Азова. Как следствие, рыжеватый и курчавый потомок азовского караима впоследствии стал самым знаменитым поэтом России. В конце своей статьи, опубликованной в популярной газете «Совершенно секретно», Зинухов заявляет: «Признав прадеда А.С. Пушкина караимом, я, конечно, не хочу сказать, что с этого момента Пушкин перестает быть русским поэтом. Он был, есть и будет поэтом русским, но в его физическом типе соединены признаки нескольких рас и народов, в том числе и караимов».

Критика теории Зинухова

Давайте попытаемся разобраться с аргументацией автора повнимательнее. Начнем, пожалуй, с личности Саввы Рагузинского. Безусловно, что Савва, православный серб из Рагузы (Дубровника), чье происхождение нам прекрасно известно, не был евреем Иосифом из Азова. В Библии действительно упоминается некий Иосиф, называемый «Варсавою, который прозван Иустом». Тем не менее, это совсем не значит, что между именем Иосиф и прозвищем Вар-Сава (на арамейском бар-Сава, т.е. «сын Саввы») можно ставить знак равенства. Название же города Азов (видимо, от крымскотатарского азак – «устье реки» или турецкого azak – «низкое место») не имеет никакого отношения к древнееврейскому имени Иосиф.

По некоторым сведениям, в средневековом Азове XIV века действительно проживала небольшая караимская община, однако, отсутствие каких-либо данных о караимах в этом городе в более поздние времена позволяет однозначно говорить о том, что в конце XVII века (времени жизни Саввы Рагузинского и Абрама Ганнибала) в этом городе совершенно точно не было караимов. Добавим также, что караимы не имели ни малейшего отношения к Хазарскому каганату и появились в районе Северного Причерноморья не ранее второй половины XII века, а может даже и несколько позднее, в XIII веке, в эпоху татаро-монгольского вторжения в этот регион. Как следствие, теория Зинухова о караимском происхождении Пушкина не имеет ни малейшего права на существование.

Последователи Зинухова

Тем не менее, написанное пером порой не вырубишь и топором. Некоторые авторы, известные и не очень, активно поддержали псевдоисторическую гипотезу харьковского литератора. Из наиболее значимых отмечу, пожалуй, Фридриха Горенштейна (1932-2002), среди прочего известного написанием сценария к шедевру А. Тарковского «Солярис». В статье «Тайна, покрытая лаком» (написана в 2001, но опубликована лишь в 2015) Горенштейн рассуждал о том, что караимская гипотеза кажется ему «гораздо более разумной», чем все остальные. Сценарист несколько модифицировал теорию Зинухова и считал, что предок Пушкина «родился и жил в пределах Оттоманской империи, то есть был обычным турецким евреем-караимом. А то, что за этой скромной, но убедительной гипотезой не стоит громких имен и высоких учреждений, помимо всего прочего, указывает на определенный старый предрассудок, глубоко укоренившийся в сознании и подсознании даже разумных и достойных людей». «Захватывающей» аргументацию Горенштейна называла его знакомая Мина Полянская. Эту же гипотезу поддержал, к примеру, С.И. Аверков, а также многие другие любители «альтернативной» истории. Однако, как мы продемонстрировали выше, никаких реальных исторических фактов в пользу караимской версии происхождения предков поэта ни один из этих авторов не предъявил.

Перстень-талисман, или реальные связи Пушкина с караимами

Так есть ли хоть что-то, что реально связывало бы великого поэта с караимами? На самом деле, есть. Во время своего визита в Крым Пушкин, увы, с караимами не общался. Побывав в Бахчисарае, он так и не добрался, в отличии от Адама Мицкевича, до близлежащего Чуфут-Кале – горной крепости, населенной к тому моменту исключительно караимами. Однако в Одессе Елизавета Ксаверьевна Воронцова, жена генерал-губернатора Новороссии, с которой у ветреного поэта был бурный роман, подарила ему экзотический золотой перстень с сердоликовой вставкой, на которой была сделана надпись на древнееврейском языке. Надпись содержала имя владельца перстня: «Симха б[ен] к[вод] р[ав] Йосэф а-закен з[ихроно] л[ивраха]» (в переводе: «Симха, сын почтенного господина, старца Иосифа, блаженной памяти»). О том, что этот перстень принадлежал именно караиму, а не еврею-талмудисту, свидетельствует тот факт, что надпись нанесена на кольцо караимским курсивным почерком XIX века. Так что знаменитый пушкинский перстень-талисман изначально принадлежал зажиточному караиму, обитавшему либо в Крыму, либо в Одессе, в которой к началу XIX века также была значительная караимская община. В 1917 году этот перстень был украден из Пушкинского музея, и дальнейшая судьба его неизвестна.

Подводя итоги, отметим, что теория о караимском происхождении Абрама Ганнибала, предка великого русского классика, совершенно несостоятельна. Предположения о его африканском происхождении кажутся значительно более убедительными. Единственное, что связывало семью Пушкиных с караимами – это подаренный поэту караимский перстень с древнееврейской надписью.

Источник

Африканские корни А. С. Пушкина

какой нации пушкин был

Энн Лоусбери – американская поклонница творчества главного российского поэта Александра Сергеевича Пушкина – провела одно очень интересное исследование. В течение года она опрашивала водителей нью-йоркского такси на предмет знания о существовании некого российского поэта А.С. Пушкина. Исследовательница выяснила, что белые водители о «солнце русской поэзии» не знают совершенно ничего. Зато темнокожие таксисты считали Пушкина, можно сказать, своим соплеменником и называли его поэтом африканского происхождения.

«Они знают, что Пушкин был негр», – пишет Лоунсбери в своей книге «Кровно связанный с расой. Пушкин в афроамериканском контексте». Интересно, что в «Словаре-каталоге Шомбургской коллекции негритянской литературы и истории» Публичной библиотеки Нью-Йорка» – одном из самых крупных каталогов текстов по истории афроамериканской литературы – Пушкину отведено 118 позиций. Аннотации к некоторым текстам содержат информацию о том, что Пушкин – это русский писатель «с долей негритянской крови» или даже «негритянский писатель».

Дальнейшее исследование Энн Лоусбери было посвящено тому, что Пушкин на протяжении многих лет являлся чуть ли не героем афроамерикацев всех поколений и что не признан русский гений в Европе и Америке был исключительно из-за своих негроидных корней. В подтверждение этому приводится, например, тот факт, что в 1929 году чёрная нью-йоркская газета «Амстердам Ньюс» писала: «В Америке Пушкин должен был бы ездить в грязных негритянских автомобилях, его не пускали бы ни в рестораны, ни в театры, ни в библиотеки. Потому что Пушкин был негр». А в 1983 году Пушкин стал героем комиксов, посвящённых подвигам темнокожих людей.

Не хотелось бы расстраивать ни уважаемую Энн Лоусбери, ни водителей нью-йоркских такси, ни даже составителей комиксов, но Пушкин не был темнокожим поэтом. Уж мы-то это точно знаем! Но африканские свои корни Александр Сергеевич искренне уважал, ценил и гордился ими. Недаром романтическая история жизни его прадеда Ибрагима Ганнибала осталась на страницах классической русской литературы.

«Имя предков моих встречается поминутно в нашей истории», – нескромно замечает сам Пушкин в одной из автобиографий. Здесь же мы можем найти и личный пересказ автора относительно судьбы главного его международного предка: «Родословная моей матери ещё любопытнее. Дед её был негр, сын влиятельного князька. Русский посланник в Константинополе как-то достал его из сераля, где содержался он анаматом, и отослал его Петру Первому вместе с двумя другими арапчатами. Государь крестил маленького Ибрагима в Вильне в 1707 году. и дал ему фамилию Ганнибал».

Сейчас мы можем с уверенностью сказать, что популярность Пушкина и любовь к нему всего темнокожего населения планеты связана исключительно с вопросом происхождения Ибрагима (как его иногда называют – Петровича) Ганнибала. Изначально большинство исследователей пушкинской родословной родиной Ганнибала называло Абиссинию (Эфиопию). «Сами эфиопы этим постоянно гордятся», – писал в исследовании «Абрам Петрович Ганнибал, прадед Пушкина» известный пушкинист Илья Файнберг.

Но эта географическая родина пушкинской династии постоянно подвергалась сомнению. Самая известная версия, пожалуй, принадлежит русско-американскому писателю Владимиру Набокову, развил её выпускник Сорбонны, бенинский славист Дьёдонне Гнамманку: родиной Ганнибала является рубеж современных Камеруна и Чада, где находился султанат Логон народа котоко, который является потомком цивилизации Сао. На восьмом году жизни прадед Пушкина был похищен вместе с братом и привезён в Стамбул, откуда в 1705 или 1706 году Савва Рагузинский привёз чёрных братьев в подарок Петру I, любившему всякие редкости и курьёзы, державшему и прежде «арапов». Малая родина Ганнибала, по мнению этих исследователей, город Лагон-бирни на севере Камеруна.какой нации пушкин былСам Ганнибал в своём прошении о выдаче ему диплома на дворянство и утверждении фамильного герба, написанном в 1742 году на имя императрицы Елизаветы Петровны, отмечал: «Родом я нижайший из Африки, тамошнего знатного дворянства, родился во владении отца моего, в городе Логоне, который и, кроме того, имел под собой ещё два города».

А вот его знаменитый внук в предисловии к первому изданию главы первой «Евгения Онегина» писал, что «прадед Абрам Петрович Аннибал на 8-м году своего возраста был похищен с берегов Африки и привезён в Константинополь. До глубокой старости Аннибал помнил ещё Африку, роскошную жизнь отца, 19 братьев, из коих он был меньшой. помнил также любимую сестру свою Лагань, плывшую издали за кораблём, на котором он удалялся».

Ну и, конечно, в данном контексте нельзя не упомянуть стихотворение «Моя родословная», где эта прозаическая история была изложена нехарактерным для Пушкина анапестом:

Решил Фиглярин, сидя дома,
Что чёрный дед мой Ганнибал
Был куплен за бутылку рома
И в руки шкиперу подал.

Сей шкипер был тот шкипер славный,
Кем наша двинулась земля,
Кто придал мощно бег державный
Рулю родного корабля.

Сей шкипер деду был доступен,
И сходно купленный арап
Возрос усерден, неподкупен,
Царю наперстник, а не раб.

В самой Африке ни о великом писателе, ни уж тем более об его великом предке не забывают и по сей день. Так, несколько лет назад африканские учёные установили, что прадед русского поэта Александра Пушкина Ибрагим Ганнибал родился в деревне недалеко от столицы Эритреи Асмэры – государстве в Северо-Восточной Африке, граничащем с Суданом, Джибти и Эфиопией. Из чего у эритрейцев, в 1993 году обрётших независимость, родилась замечательная идея – открыть на родине «русского африканца» музей. До музея пока дело не дошло, но памятник русскому поэту Александру Сергеевичу Пушкину в прошлом году был воздвигнут в столице африканского государства. И к нему, думается, тоже «не зарастёт народная тропа». какой нации пушкин был какой нации пушкин былкакой нации пушкин былТак что слух о поэте Пушкине прошёл «по всей Руси Великой» и вышел за пределы не только страны, но и материка. В той же Африке, к примеру, памятники Пушкину есть в Гане и Эфиопии. В Аддис-Абебе памятник поэту был установлен в 2002 году на центральной городской площади под аккомпанемент военного оркестра. Осветил памятник работы скульптора А.М. Балашова патриарх Эфиопской ортодоксальной церкви Паулос. «О, Пушкин! Мы читаем его творения на английском, итальянском. Его творчество знают у нас, и делается много, чтобы лучшие поэты, писатели Эфиопии перевели произведения Пушкина на амхарский язык. Близок нам русский поэт потому, что его прадед был сыном африканского князя, мы в этом твёрдо уверены. Пушкин в какой-то мере порождён здесь. А портрет правнука эфиопа находится не только в музее, но и в картинной галерее писателей мира университетской библиотеки», – во время открытия памятника отмечал секретарь эфиопской организации поэт Ассэф Габриэ-Марьям.

Все эти факты только подчёркивают безмерное уважение африканского народа к нашему главному поэту.

В деревне, где Петра питомец,
Царей, цариц любимый раб
И их забытый однодомец,
Скрывался прадед мой арап,
Где, позабыв Елисаветы,
И двор, и пышные обеты,
Под сенью липовых аллей
Он думал в охлажденны леты
О дальней Африке своей.

Так и мы, читая теперь Александра Сергеевича, можем думать о жаркой Африке, героическом воине Ганнибале, его внуке – поэте и хулигане, которому посчастливилось иметь удивительно интересных предков и экзотическую родословную.

Чёрного не перекрасить
В белого – неисправим!
Недурён российский классик,
Небо Африки – своим,

– это уже ярая поклонница Пушкина, поэтесса Марина Цветаева.

Африканцы в свою очередь могут при каждом посещении России с удовольствием посещать усадьбу «Петровское» в Пушкинских Горах, земли которой были пожалованы императрицей Елизаветой Петровной Ибрагиму Ганнибалу в вечное пользование. В экскурсиях родовому владению Ганнибалов рассказывается о трёх поколениях русско-африканского рода – государственных деятелях, генералах и морских офицерах, внёсших свой вклад в историю России, – и работе А.С. Пушкина над произведениями, посвящёнными истории своего рода и истории России.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *