какой населенный пункт с конца xix века в россии прославился своими глиняными игрушками
Кожлянская глиняная игрушка — КУРСКИЙ СОЛОВЕЙ
Содержание:
С конца XIX века в деревне Кожле устраивались ярмарки, к которым варили конфеты, пекли печенье и лепили игрушку. Для лепки игрушки мастерицы смешивают два сорта глины, про которые говорят: «одна белая как снег, а другая желтая как иволга». Современная кожлянская игрушка по характеру лепки и яркости росписи мало чем отличается от свистулек XIX века.
Приглядимся к одному из уникальных гончарных промыслов Курского края — Кожлянской игрушке. Она особенная — яркая и голосистая, хотя менее известная среди знаменитых своих собратьев — дымковской и филимоновской.
Сегодня Кожлянскую игрушку можно увидеть в музее декоративно-прикладного искусства Москвы, в Русском музее Петербурга, на областных и международных выставках. Забавные фигурки всегда привлекают внимание характерной фантазийной тематикой. Здесь гуси-лебеди и задиры-петушки, добряки-мишки и другие мифологические персонажи для взрослых и детей. А в некоторых образах оживает житейская ирония: хороша барыня верхом на баране. Не забыты и девичьи мечты. Вот крупная мордашка Лягушки-царевны с широкой улыбкой, откуда проглядывает девичье личико, выразительно напоминая: «Не пропусти, парень, своё счастье!» Рядом с авторскими работами красуются традиционные образы — например, конь о трёх головах. Так народная фантазия преобразила и показала образ солнца. Тут же — осанистые всадники, ласковые котики и прочие зверушки, и каждый из них является настоящим музыкальным инструментом — звонкой свистулькой!
В селе Кожля, что раскинулось на правом берегу реки Сейм неподалёку от Курска, многие мастера знали секреты создания чистого звука в глиняной игрушке, вот и доходили свистульки в ХIХ веке до базаров Персии и Афганистана, и по всей России-матушке разнесли славу о «курском соловье». Это крылатое выражение, по мнению искусствоведов, было широко растиражировано ещё в начале ХIХ-го века и относилось к популярной среди народа Кожлянской игрушке, которая несла в себе юмор, имела громкий и чистый звук, была непременной участницей народных гуляний и забав. К тому же, покупатели наряду с образностью ценили прочность изделия, а в Кожлянской свистульке всё слито воедино и показано самое характерное.
Изделие традиционно вытягивалось мастерами из цельного куска глины — создавалось без составных частей и «налепов». К тому же, на белой глине нарядно смотрятся сине-красные крапинки, жёлтые звёздочки, узоры в «сеточку» (земля), «ёлочку» (лес). Молодёжи на забаву предлагались многофигурные композиции, рассчитанные на нескольких человек, чтобы весело было им потолкаться за околицей, выдувая громкий аккомпанемент деревенским плясунам.
Что и говорить: молода душой старинная игрушка, история которой насчитывает без малого три века! Поколения мастеров за эти годы сочинили более чем 250 ярких и фантастических образов. Знаковый «Курский соловей» — это чашечка в виде цветка на ножке, которая наполняется водой. Стоит подуть в свисток, как раздаётся переливчатая птичья трель — будто соловей поёт! Что может быть лучше для рекламы на ярмарке? Или круторогий «Козлик». В славянской мифологии он благородное животное, символизирующее победу, ведь только козёл может прорубить большими рогами дорогу в скалах, и это научный факт, а в народном понимании — мощь и сила!
«Козля» или «Кожля» — когда-то в этих овражистых местах в изобилии водились дикие козы, что отразилось в названии местечка на украинский лад. Богатые залежи мягкой белой глины позволили здесь, на юго-западном краю Курской губернии, процветать гончарному ремеслу. В каждом подворье имелась земляная печка для обжига изделий — «горн», а ребятишек с детства обучали искусству лепки. Но в соседнем селе Дроняево была другая специализация. Там на гончарном круге тянули горшки и прочую посуду, что физически более тяжело, поэтому соседи подшучивали над «свистунами» из Кожли, иногда даже подворовывали у них сырьё в карьере, который так и называется «Глинище». Там у каждого из мастеров была заведена своя шахта, откуда и привозилась для работы мягкая синеватая глина, уже при обжиге она становилась белой и не требовала подкрашивания в готовом виде.
Игрушечный и гончарный промыслы угасли во время коллективизации 30-х годов, когда советская власть запретила брать селянам глину из карьера и лепить изделия на продажу. А Кожлянская игрушка возродилась из полного забвения только к началу 80-х годов, благодаря тому, что в начале 70-х известный искусствовед Александр Фрумкин зачастил из Москвы в угасающую деревеньку Кожля.
Член-корреспондент Академии художеств СССР, заслуженный художник Александр Наумович Фрумкин вёл изыскания в селе Кожля, изучал образцы народных промыслов и беседовал со многими старожилами, открыв трёх мастериц декоративно-прикладного искусства. Ольга Ивановна Дериглазова (1912-2004 гг.), Ульяна Ивановна Ковкина (1902-1994 гг.) и Валентина Венедиктовна Ковкина (1922-2012 гг.) ушли в жизнь вечную, исполнив свою миссию на земле — передали нам, в ХХI-й век, Кожлянскую игрушку. Эти забавные свистульки помогали мастерицам выжить, ведь на долю каждой женщины выпала война, голод и нужда. Тайком от властей мастерицы наведывались в карьер — заготавливали глину, а позже с готовой работой отправлялись на железнодорожную станцию к воинским эшелонам — продавать или менять свои шедевры на продукты. После Великой Отечественной войны «курских соловьёв» с радостью раскупали военные, возвращаясь по домам с Победой! Ульяна Ковкина рассказывала, что вела в своём деле строгий учёт и помнит, что после войны лепила по десять тысяч игрушек за зиму, а за сутки у неё получалось иногда по двести пятьдесят штук!
Самой знаменитой из трёх кожлянских мастериц стала Валентина Ковкина. В 1976 году Александр Фрумкин устроил первую выставку художницы в Москве. С тех пор в разных городах Европы, Канады, Японии и России побывали игрушки трёх курских бабушек — и все они стали заслуженными мастерами, членами СХ России, а Валентина Ковкина в 2002 году получила звание лауреата Госпремии в номинации «Душа России»! Некоторые искусствоведы называют её «русским Ван-Гогом» за то, что пластика игрушки находится в движении, а роспись отличается особой яркостью.
Валентина Венедиктовна вспоминала совет своей матушки: «Как бы не сложилась твоя жизнь, а игрушку не бросай!». Так и не бросила она семейное дело, хотя пережила в советские годы и насмешки, и укоры со стороны идеологически «правильных» односельчан. Гораздо позже, в конце 70-х годов, её пригласили в Дроняевскую сельскую школу вести кружок художественной лепки. Так и случилось, что более 20 лет Валентина Ковкина щедро делилась секретами мастерства с учениками, да и со всем миром тоже: многие художники-керамисты стали заглядывать к бабушкам за секретами.
Недаром когда-то искусствовед Фрумкин убеждал каждую из них не бросать игрушку, создавать новые коллекции, вспоминать виданное ранее, ведь Кожлянские свистульки удивительно сочетают в себе образность и народную мудрость на грани смешного и философского. И промысел возродился. В 2008 году, в Курчатовском районе, к которому относятся сёла Дроняево и Кожля, создан Центр развития традиционного гончарного промысла. И в Курске мастера-керамисты лепят игрушки, однако предпочитают выставлять на продажу в художественные салоны авторские работы. Но есть убеждённые создатели традиционных аутентичных образцов.
Члены Союза художников России супруги Лилия и Валентин Тимофеевы делают игрушку в традиционной манере по недорогой цене и в больших количествах. Они имеют в селе Кожля своё подворье с большой печкой для обжига и ведут успешный бизнес, представляя свой товар на ярмарках и выставках в Москве, Ярославле, Курске и других городах, к тому же стремятся создать свою школу мастеров и возродить родную деревню с артелью единомышленников. Лилия — внучка потомственной мастерицы Ольги Дериглазовой, а Валентин — «пришлый», но увлёкся игрушечным делом не на шутку! «Он самый преданный бабушкин наследник и лепит лучше меня — улыбается Лилия. — Традиционные формы несут в себе особые смыслы, поэтому мы с ним предпочитаем создавать аутентичную игрушку, известную ещё во времена Пушкина, ту, которой нас научила бабушка. »
Немногословный Валентин занимается обучением помощников, участвует во многих выставках-продажах и считает, что развитие промысла поможет возродить современную деревню. Он обозначает эту идею, как цель своей жизни: летом вести крестьянское хозяйство, а зимой и осенью заниматься игрушкой. И создаёт для этого артель. От учеников на мастер-классах требует повторять образец игрушки в точности, и не любит, когда к нему приходят на занятия праздные люди.
Мне дали в руки сырой колобок глины и я старалась повторять движения мастеров, но получалось не очень, раз за разом Валентин сминал мою грубоватую работу, чтобы я училась искать гармонию формы. Во время лепки Лилия вспоминала своё село и кожлянских бабушек Олю, Улю и Валю, их по-детски серьёзное отношение к свистулькам: «Обычно, лепить начинали с музыкальной части, и бабушка Оля приговаривала, что надо понимать свою игрушку, проколоть в нужном месте, чтобы у неё голосок появился чистенький, без хрипотцы». И внучка занималась с ней для развлечения, не думая, что впоследствии всерьёз будет развивать традиционный промысел, для этого нужно было появиться в её жизни Валентину.
Я тоже принесла домой от мастеров Тимофеевых синюю глину для занятия лепкой, а фантастических зверушек выбрала из тех, что глянули на меня из коробки с готовыми изделиями. Хороша была и «птица Феникс», и «Козочка в сарафане» с большим кочаном капусты! А как звонко они свистят — эти живые символы Курского края!
↑ И ГЛИНЯНЫМИ СОЛОВЬЯМИ СЛАВИТСЯ КУРСКАЯ ЗЕМЛЯ!
Путь в Кожлю из Курска нетруден и недолог. На электричке мы благополучно доехали до маленькой станции Лукашевки, а далее на попутной машине нас подбросили почти к самому селу.
Разбросанные по круче громадного оврага, внизу прятались в зелени садов аккуратно побеленные домики.
Поздоровались. Познакомились. Повели разговор об игрушках.
— Игрушки у нас лепят с незапамятных времен, — рассказывает старшая из сестер, Ульяна Ивановна. — Учились этому лет с семи-восьми. Бывало, попадало от матери по рукам, пока учишься. А плохо сделаешь — матушка тут же твою игрушку опять в комок глины сомнет.
У нас в селе базар был каждое воскресенье, а пять раз в году — ярмарка. Но на здешнем рынке игрушки плохо шли. У кого была своя лошадь — возили в Курск, Льгов, Фатеж, Суджу, Обоянь, Железногорск, Дмитриев-Льговский. Меняли игрушку на одно куриное яйцо. Потом часть яиц продавали, часть оставляли себе. А большинство — безлошадные. Те сдавали игрушки скупщику. Почти все делали дробненькие игрушечки. Маленькие, значит. Только немногие лепили пары в танце, всадника на лошади.
Глина у нас возле соседнего села Дроняево. Там и глей — красная мазкая глина. Эта шла на горшки в смеси с синей глиной. На игрушки брали только синюю. В сыром виде она синевой отдает. А после обжига почти совсем белая. Обжигали игрушки в горне. Потом расписывали гусиными да куриными перьями. Краски — те, которыми шерсть красят. Брали и школьные краски в таблетках. Как они у вас. акварель, что ли, называются? А то и чернилами разрисовывали. В краски добавляли молоко, яичный желток, недшого сахару. Чтобы краска лучше ложилась на глину, наряднее была.
— А сейчас у вас есть готовые игрушки?
— Как же! Есть. Целое ведро стоит. Пойдемте в хату, чайку с дороги попейте, да и игрушки поглядите.
В полусумерках ведро с игрушками выглядело так, будто оно было наполнено тлеющими углями. Светились яркие краски. Мы присели на корточки возле ведра и стали по одной расставлять игрушки на полу.
У многих зверьков в лапах музыкальные инструменты — трубы, рожки, балалайки. Веселые зверята. Другие несут чашу с чем-то съестным. А у лисы «на руках» мальчик. Торжественно стоят барыни, разнаряженные, с уткой, курицей или кошечкой под мышкой. Иные «нянчат» спеленатого младенца.
Игрушки статичны. Движения несложны. Постановка фигур в высшей степени убедительна и выверена. Все это создает ощущение грандиозности, размаха, несмотря на малые размеры фигурок. Кащется, увеличь механически фигурку — и готов мемориал для большой площади. Скульптура коня — всем коням конь! Монумент — воин на коне. Памятник собаке, верному и древнему другу человека.
Краски накладываются на поверхность одной и той же мастерицей на разный манер. Часть игрушек покрывают только локальным (сплошным однородным) цветом. Чаще поверх локального цветового покрытия разбрасываются пятна неправильной формы, чуть меньше копеечной монеты, а порой — больше двухкопеечной. В зависимости от размера игрушки.
Очень характерны для кожлянской пластики орнаментальные элементы в виде звезд — скрещивающихся в одной точке 6—8 линий — синих, зеленых, красных. Другой, не менее характерный и специфический для здешней игрушки декоративный элемент — «сеточка». Ряд параллельных полосок пересечен такими же параллельными полосами.
Излюбленные цвета курских мастериц — самые активные: синий, красный, желтый, зеленый. Из красных пользуется особым предпочтением малиновый.
Мы долго не могли оторваться от игрушек. Рассматривали их, перебирали, переставляли. Отобрали самые интересные, с тем чтобы купить их для своих коллекций. И когда, наконец, мы отправились, переполненные светлыми радостными впечатлениями, к живущей неподалеку Валентине Венедиктовне, на улице уже стало смеркаться.
Валентина Венедиктовна, как оказалось, намного моложе своих соседок. Игрушки лепила с раннего детства, переняв ремесло у своей матери. Тысячи глиняных фигурок слепила мастерица за многие годы работы. Работала она аккуратно, чисто, и конторы
Союзутиля Рыльска, Дмитриева-Льговского, районного центра Касторное, Белгорода охотно закупали нехитрый товар для обмена на утильсырье.
Как видите, и глиняными свистульками-«соловьями» славится курская земля!
↑ НЕ КАЖДОМУ ДАНО ТВОРИТЬ ЧУДО
Больше всего нам нравились глиняные свистульки. Я тогда и не подозревала, что могла свистеть в свистульку самой Валентины Ковкиной, мастерицы, проживающей в деревне Кожля Курчатовского района, которая была ближе всего к городу.
А ведь и в самом деле могла, потому что она продавала и просто так отдавала свои творения: во-первых, для души, а во-вторых, чтобы выжить, возродить послевоенное хозяйство.
ЛЕТ ПЯТЬ НАЗАД известная в области мастерица кожлянской игрушки Валентина Венедиктовна Ковкина стала обладательницей Государственной премии «Душа России».
Так уж сложилось, что в росписи, как правило, используются четыре традиционных цвета: жёлтый, красный, синий и зелёный. Лепка самой игрушки начинается с так называемой музыкальной части, а потом уже всё остальное доводится до ума. Персонажи выбираются весьма разнообразные: птицы, животные, люди.
Кожлянская игрушка не просто забава, как считают многие, а одна из визитных карточек Курской губернии, еще той, царской. А ещё она с детских лет помогала Валентине Венедиктовне выживать в трудные голодные времена.
Впрочем, времена для неё мало чем изменились: хотя и стала Валентина Венедиктовна обладательницей Государственной премии, но кто увидит, как она живёт, ни за что не верит, что это государственный человек.
Деревне Кожле, расположенной в двадцати километрах от Курчатова, наверное, уже более двух веков. Сегодня здесь многие дома нежилые. Кожлю постигла та же беда, что и тысячи подобных населенных пунктов: люди ушли отсюда в поисках работы.
Полы в хате бабы Вали до сих пор земляные, дымоход неисправен, печь дымит по-чёрному. Страшно подумать, но в этой избенке доживает свой век известная на весь мир мастерица!
Ещё недавно, пока была в силе, она ходила пешком за несколько километров в Дроняевскую среднюю школу обучать сельских ребятишек своему ремеслу.
Делала это сознательно: понимала, что так не порвется связь времён. Сегодня и детей в деревне стало совсем мало, да и у бабы Вали ноги практически отнялись: никуда она теперь не выходит.
В молодости Валентину глаза выдавали: творческий человек. Они были большие, всегда наполнены смыслом, какой-то непостижимой ни для кого мечтой. Отличалась от всех.
А потом учителя всё-таки уговорили Валентину Венедиктовну потратить премию с пользой, взялись купить ей приличный дом в деревне. Что и было сделано.
Но когда однажды учителя пришли к ней в гости, то, к удивлению своему, обнаружили её. в старой хате. Ковкина сказала им, что она туда ночевать ходит, а днём время коротает в прежней своей избушке, никак, мол, не может расстаться с ней.
. Так вот и живёт сегодня народная мастерица, известная ЮНЕСКО, у которой была персональная выставка в столице еще во времена Советского Союза. Её работы хранятся в крупнейших музеях Москвы, Петербурга, в частных коллекциях.
И никто о мастерице не позаботится. Мы стали чёрствыми. Мы научились жить только для себя, так, что и самих-то себя не слышим, и того, что делается в душах наших.
———————————————
Дом Ольги Дериглазовой давно заброшен, его почти не видно, так он зарос. Долго ли простоит хатка с земляным полом Валентины Ковкиной? Будет ли продолжать традицию игрушки ее дочь или промысел полностью угаснет в Кожле, продолжаясь в Курчатове и других соседних местах стараниями современных художников?
В настоящее время некоторые мастера продолжают делать кожлянскую игрушку.
Много сделала для сохранения и пропаганды промысла журналист, активный исследователь, этнограф, краевед, талантливый педагог Татьяна Евгеньевна Скобликова, организовавшая Музей гончарства и детское объединение «Народное гончарство», на базе краеведческого музея г.Курчатова. История, проблемы промыслов Курской области, исследования их отражены ею в книге «Связуя нить времен». Скобликова сама является мастером кожлянской игрушки. Татьяна Евгеньевна до последнего часа помогала Валентине Ковкиной и поддерживала ее.
Дымковская игрушка. Конец XIX в. – 1930-е годы.
Пожалуй, самой большой известностью пользуются глиняные игрушки из Дымковской слободы под Вяткой (в городе Кирове). Они широко представлены во многих музеях. Для многих само понятие русской глиняной игрушки ассоциируется с дымковскими фигурками и свистульками. Творчество дымковских мастериц уходит своими корнями в глубину веков. Самые старые образцы, которые можно отнести к более раннему периоду развития дымковской игрушки в XIX веке, очень редки. Они не имеют ничего общего с теми яркими, многоцветными игрушками, с которыми связано наше сегодняшнее представление о Дымкове.
Барыни и дамы; военные и всадники; барышни и кавалеры, гуляющие и катающиеся в лодке; няньки-кормилицы; водоноски, доярки и наездники; звери и птицы, реальные и сказочные, – таковы многочисленные и разнообразные персонажи дымковских игрушек этого и более позднего времени. В основном, они представляют собой отдельно стоящие фигурки; сравнительно немного было в это время композиций, объединенных общей пластиной-основанием. Самая многочисленная группа – игрушки-свистульки.
При всей разнице авторских манер и понимания местных традиций, Е. А. Кошкина и Е. И. Пенкина оставили большой след в дымковском искусстве. Многое, созданное в ответ на требования времени, осталось в арсенале его выразительных средств: укрупненные размеры, повороты и жесты фигур, некоторые приемы лепки и росписи, новые сюжеты и композиции. Если А.А. Мезрина своим огромным талантом в значительной мере определила развитие всего дымковского искусства, хотя, кроме дочерей, не оставила учеников-наследников, то Е.А. Кошкина и Е.И. Пенкина впервые специально обучали молодежь и стали непосредственным связующим звеном между старой дымковской игрушкой и современными мастерицами. У Е. А. Кошкиной было четыре ученицы, и все связаны с ней родственными узами: ее дочь Зинаида Федоровна Безденежных, сноха – Елизавета Захаровна Кошкина, вторая сноха – Мария Ермиловна Ворожцова, племянница Анисья Николаевна Ворожцова, дочь ее сесты Марии Александровны Ворожцовой, также лепившей игрушки. У Е. И. Пенкиной училось четверо: Екатерина Иосифовна Косс, Зоя Васильевна Пенкина (жена ее брата), племянница Лидия Николаевна Никулина и Тоня Шельпяхова, впоследствии оставившая занятия игрушкой.
Как и у Мезриной, игрушки Косс-Деньшиной впечатляют своей пластической завершенностью, они обладают определенными художественными достоинствами и без росписи. Женские фигуры у нее впечатляют также особой статью. В их пластике сочетается условность дымковской лепки с общей анатомической правильностью, скульптурной выразительностью в передаче женского тела, подобно старинным игрушкам XIX века. Игрушки Е.И. Косс-Деньшиной можно узнать без труда. За годы работы в промысле она создала свой оригинальный стиль. Ее работы выделяет особенная точность глаза художницы, умеющей подчеркнуть в образе именно те черты, которые характерны для того или иного персонажа.
При всей разнице авторских манер и понимания местных традиций, Е. А. Кошкина и Е. И. Пенкина оставили большой след в дымковском искусстве. Многое, созданное в ответ на требования времени, осталось в арсенале его выразительных средств: укрупненные размеры, повороты и жесты фигур, некоторые приемы лепки и росписи, новые сюжеты и композиции. Если А.А. Мезрина своим огромным талантом в значительной мере определила развитие всего дымковского искусства, хотя, кроме дочерей, не оставила учеников-наследников, то Е. А. Кошкина и Е. И. Пенкина впервые специально обучали молодежь и стали непосредственным связующим звеном между старой дымковской игрушкой и современными мастерицами. У Е. А. Кошкиной было четыре ученицы, и все связаны с ней родственными узами: ее дочь Зинаида Федоровна Безденежных, сноха – Елизавета Захаровна Кошкина, вторая сноха – Мария Ермиловна Ворожцова, племянница Анисья Николаевна Ворожцова, дочь ее сестры Марии Александровны Ворожцовой, также лепившей игрушки. У Е.И. Пенкиной училось четверо: Екатерина Иосифовна Косс, Зоя Васильевна Пенкина (жена ее брата), племянница Лидия Николаевна Никулина и Тоня Шельпяхова, впоследствии оставившая занятия игрушкой.
К аргопольская игрушка. 1930-е – 1970-е годы.
В 1980-е годы в Жбанникове плодотворно трудился потомственный мастер-игрушечник Венедикт Степанович Сироткин (1928-1985). Он создавал более сложные формы птиц-свистулек, дополняя их рельефными налепными крыльями и веерообразными хвостами.
Особняком на промысле стоит лепная «мелочь» – фигурки птичек размером не более спичечного коробка, которые всегда изготовляли в Городецком районе и продолжают изготовлять сейчас сотнями.
Свистульки-петушков, баранчиков, коров и прочих животных, лепила в 1950 – 1980-е годы одаренная народная мастерица – Прасковья Степановна Тимофеева (1925 г.р.) из деревни Рыжухино. Она редко прибегала к укрупненным формам, в основном делала небольшие игрушки, которые выгодно отличались от других местных фигурок пластичностью и разнообразием.
Филимоновская игрушка. Конец 1950-х – 1970-е годы.
Как правило, изготовление глиняных игрушек неотделимо от гончарного ремесла. Когда стали заниматься гончарством в Филимонове – неизвестно. Есть предание о горшечнике Филимоне, который начал здесь «глиняное дело». Прибыл он сюда по велению жены князя Воротынского – Анастасии, а было это при Иване Грозном. От старика Филимона будто бы и название деревни пошло, и гончарное дело зародилось. Однако, судя по всему, филимоновская игрушка явно связана с более глубокими пластами истории. Безусловный факт, что филимоновский промысел возник на территории бассейна Оки, где в древности обитали племена вятичей. Поэтому можно предположить, что в облике глиняных фигурок из Филимонова закрепились черты племенной магии. Ведь известно, что в далекие времена, практически повсеместно, глиняные фигурки носили культовый характер, а затем они утратили свое религиозное назначение, став любимой детской забавой или украшением жилища.
Ни курские глиняные свистульки, сделанные в 1930-е годы, ни, скажем, игрушки орловских мастериц 1960-х годов, внешним обликом не свидетельствуют о времени своего создания. Несмотря на какие-то новые детали, это исконные символы крестьянского творчества, в которых продолжают воплощаться древние традиции.
Самое раннее упоминание о промысле встречается в газете «Орловские губернские ведомости» за 1866 год: «Горшечное производство в… Плешково Ливенского уезда»; в «Указателе промыслов по Орловской губернии» за 1880 год сказано: «Промысел давний». В сюжетном отношении творчество плешковцев не отличается особым многообразием. Фигурки, вылепленные обеими мастерицами, представляют собой излюбленные крестьянские персонажи – барыни, всадники, коровы, петухи.