какой народный промысел возник в селе богородское
Народные художественные промыслы Подмосковья: Богородская игрушка
Богородская деревянная игрушка – народный художественный промысел, который появился в Подмосковье несколько веков назад. Сердце этого промысла – село Богородское Сергиево-Посадского городского округа.
История промысла
Точная дата появления промысла неизвестна, однако специалисты считают, что зародился он в XVII-XVIII веках, а становление приходится на конец XVIII-начало XIX века. Известно, что промысел появился в крестьянской среде и носил сезонный характер – игрушки делали с поздней осени до ранней весны, когда не было сельскохозяйственных работ на полях.
Сначала крестьяне делали просто заготовки, которые затем оправляли в Сергиев Посад, где их дотачивали и раскрашивали. Но позже весь цикл производства начали делать на месте, а центром этого производства стало село Богородское. Работы местных мастеров приобретали все большую популярность, становились все более изящными и разнообразными.
В 1913 году мастера промысла создали артель. Это позволило вывести производство на новый экономический уровень и не зависеть от скупщиков из Сергиева Посада. Во главе артели был совет, состоящий из опытных мастеров и художников. В 1960 году артель была преобразована в фабрику художественной резьбы.
Технология изготовления богородской игрушки
Традиционно богородские игрушки делаются из мягких пород дерева – липы, осины, ольхи. Но чаще всего используется именно липа. С привезенных на фабрику бревен снимается кора, а затем липа два, а то и три года просушивается под навесом на открытом воздухе. Затем бревно распиливают на «чурки», которые отправляются к мастеру.
Сегодня игрушки делают как на токарных станках, так и вручную. Последнее, конечно, сложнее и дольше – начала мастер топором вырубает примерные контуры изделия, а затем стамесками вытачивает детали.
Самые популярные и известные богородские игрушки – это всевозможные фигурки медведей, домашних животных, кузнецов, богатырей, сказочных персонажей и многих других. Фигурки бывают статичные, а бывают подвижные – самый известный пример такой игрушки это «Кузнецы», в которой крестьянин и медведь поочередно бьют кувалдами по наковальне.
Музей при фабрике
Чтобы узнать больше об этом удивительном промысле, советуем посетить Богородскую фабрику художественной резьбы по дереву. Это будет приятное путешествие, в которое можно отправиться всей семьей и которое запомнится надолго.
Обязательно посетите мастер-классы и попробуйте самостоятельно собрать и расписать игрушку. Кроме того, при фабрике работает магазин, в котором можно выбрать для себя памятный сувенир о поездке или игрушку в подарок.
Адрес: Сергиево-Посадский городской округ, рп Богородское, 79б
Контакты: +7 (495) 640-40-49
Цены: билет в музей – 100-150 рублей, экскурсия по музею – от 1500 рублей с группы, мастер-класс – от 400 рублей
Богородская деревянная игрушка
История богородской деревянной игрушки насчитывает больше 350 лет. Известны изделия во всем мире, и по достоинству их в свое время оценили не только дети, но и скульпторы с мировым именем. Отличительная особенность богородской игрушки – это отсутствие явных деталей и строгих резных форм в изделиях скульптурного плана. Благодаря такому способу изготовления игрушка развивала у детей творчество и фантазию, и в течение длительного времени не надоедала им.
Не менее интересными были подвижные игрушки. Их продуманная конструкция длительное время работала и не ломалась.
Богородская игрушка получила свое название от села, в котором проживали мастера, делающие деревянные заготовки. Богородская игрушка настолько прочно вошла в жизнь местного населения, что одно из изделий стало символом поселка и изображено на его гербе. Это подвижная игрушка с мужиком и медведем.
Содержание:
История промысла
Изготовлением богородской игрушки начали заниматься в XV – XVI веках, в одноименном селе близ Сергиева Посада, Московской области. Изначально мастера по обработке и художественной резке дерева трудились по заказам скупщиков. Они готовили основу, которую уже после раскрашивали в Сергиевом Посаде.
Окончательно, как промысел, изготовление богородских игрушек сформировалось в конце XVIII – начале XIX века, когда весь процесс изготовления игрушек был передан мастерам из села Богородское. Их они разрабатывали, определяясь с тематикой, изготавливали основы и при необходимости расписывали.
Вначале XX века в этом же селе организовали артель, в которой готовили мастеров резки игрушек, передавая им накопленные знания, техники и умения. Из-за войны и экономических неурядиц, артель временно закрывалась, и после с новой силой заработала уже в советское время.
Богородские деревянные игрушки активно экспортировали в страны Европы. Вначале тематики были представлены бытом простого народа, позже, после окончания Второй мировой войны, мастера ушли в сказочную тематику. В более поздние годы на появление сюжетов для изготовления игрушек, влияние оказывали события, происходящие в стране, например, отправка человека в космос, популяризация спорта и т.д.
Виды богородских игрушек
Богородские деревянные игрушки были двух видов:
1. Скульптурная игрушка
2. Подвижная игрушка
Фигурки скульптурного плана отличались отсутствием четко выраженных черт. В них дети, ввиду развития собственной фантазии, могли видеть мишку, лису и прочих животных.
Также вырезались богородскими мастерами игрушки с движущимися конструкциями. Фигурки крепились мастерами на плашки, которые двигались относительно друг друга, также внутрь их отправлялись пружины с кнопками, а еще одна часть игрушек представляла собой фигурки, закрепленные на плашке с противовесом на нитях.
Наиболее известные богородские деревянные игрушки – это:
Кузнецы, закрепленные на плашках;
Пляшущий мужичок с пружиной внутри;
Курочки, клюющие зерна на кругу с противовесом.
Сюжетом для изготовления игрушек выбирались эпизоды из обычной жизни, нередко освещались ремесла и профессии того времени. Например, сапожник изображался в момент изготовления сапог, пряха сидела с веретеном за прялкой, лесорубы рубили дрова, гусары восседали на конях, барышни изображались с цветками в руке. В более поздних сюжетах появлялись медведи в сопровождении космических спутников, пылесосы, футболисты и т.д.
Технология изготовления
Традиционно богородские деревянные игрушки вырезали из массива липы. Среди всех деревьев, эта древесина наиболее мягкая и податливая.
Вначале заготовленные и высушенные стволы распиливали на небольшие брусочки и только после этого они отправлялись в работу к мастерам.
Брусочки ремесленники раскалывали самостоятельно, парой взмахов на четыре части. Именно такой формы заготовки были наиболее удобными для работы. Вырезали фигурки с помощью специальных богородских ножей и напильников. Из цельного куска делались дорогие виды игрушек, а из оставшихся щеп изготавливали игрушки попроще.
При отборе дерева старались брать те, в которых сучков было наименьшее количество, так как древесина с сучками сложна в обработке для данного вида промысла. Мастерами по резьбе дерева выступали, как правило, мужчины.
Роспись богородской игрушки
(Цветные (росписные) богородские игрушки)
После заготовки всех элементов игрушки, она собиралась и отправлялась на роспись. Если композиция представляла собой не единую конструкцию, а была собрано из множества фигур либо щеп, крепили элементы между собой при помощи клея ПВА и деревянных штапиков.
Чаще всего встречались богородские игрушки, которые не были окрашены вовсе. Они позволяли детям развивать фантазию. Если же игрушки расписывались, краски мастерами брались яркие, насыщенные и очень сочные. В игрушках прослеживались элементы хохломской и городецкой росписи, но при этом они были лишены характерных для данных техник мелких деталей, так как игрушки были рассчитаны на детей.
Русские народные промыслы. Богородская игрушка
Богородская резьба (Богородская игрушка) — русский народный промысел, состоящий в изготовлении резных игрушек и скульптуры из мягких пород дерева (липы, осины). Его центром является посёлок Богородское Сергиево-Посадского района Московской области России.
История богородской деревянной игрушки насчитывает больше 350 лет. Известны изделия во всем мире, и по достоинству их в свое время оценили не только дети, но и скульпторы с мировым именем.
Отличительная особенность богородской игрушки – это отсутствие явных деталей и строгих резных форм в изделиях скульптурного плана. Благодаря такому способу изготовления игрушка развивала у детей творчество и фантазию, и в течение длительного времени не надоедала им.
Не менее интересными были подвижные игрушки. Их продуманная конструкция длительное время работала и не ломалась.
Богородская игрушка получила свое название от села, в котором проживали мастера, делающие деревянные заготовки.
Богородская игрушка настолько прочно вошла в жизнь местного населения, что одно из изделий стало символом поселка и изображено на его гербе. Это подвижная игрушка с мужиком и медведем.
История промысла
Изготовлением богородской игрушки начали заниматься в XV – XVI веках, в одноименном селе близ Сергиева Посада, Московской области.
Окончательно, как промысел, изготовление богородских игрушек сформировалось в конце XVIII – начале XIX века, когда весь процесс изготовления игрушек был передан мастерам из села Богородское. Их они разрабатывали, определяясь с тематикой, изготавливали основы и при необходимости расписывали.
Вначале XX века в этом же селе организовали артель, в которой готовили мастеров резки игрушек, передавая им накопленные знания, техники и умения. Из-за войны и экономических неурядиц, артель временно закрывалась, и после с новой силой заработала уже в советское время.
Богородские деревянные игрушки активно экспортировали в страны Европы. Вначале тематики были представлены бытом простого народа, позже, после окончания Второй мировой войны, мастера ушли в сказочную тематику. В более поздние годы на появление сюжетов для изготовления игрушек, влияние оказывали события, происходящие в стране, например, отправка человека в космос, популяризация спорта и т.д.
Богородские деревянные игрушки бывают двух видов: скульптурная и подвижная.
Фигурки скульптурного плана отличались отсутствием четко выраженных черт. В них дети, ввиду развития собственной фантазии, могли видеть мишку, лису и прочих животных.
Также вырезались богородскими мастерами игрушки с движущимися конструкциями. Фигурки крепились мастерами на плашки, которые двигались относительно друг друга.
Также внутрь их отправлялись пружины с кнопками, а еще одна часть игрушек представляла собой фигурки, закрепленные на плашке с противовесом на нитях.
Сюжетом для изготовления игрушек выбирались эпизоды из обычной жизни, нередко освещались ремесла и профессии того времени.
Например, сапожник изображался в момент изготовления сапог, пряха сидела с веретеном за прялкой, лесорубы рубили дрова, гусары восседали на конях, барышни изображались с цветками в руке.
В более поздних сюжетах появлялись медведи в сопровождении космических спутников, пылесосы, футболисты и т.д.
Технология изготовления
Традиционно богородские деревянные игрушки вырезали из массива липы. Среди всех деревьев, эта древесина наиболее мягкая и податливая.
Вначале заготовленные и высушенные стволы распиливали на небольшие брусочки и только после этого они отправлялись в работу к мастерам.
Брусочки ремесленники раскалывали самостоятельно, парой взмахов на четыре части. Именно такой формы заготовки были наиболее удобными для работы. Вырезали фигурки с помощью специальных богородских ножей и напильников. Из цельного куска делались дорогие виды игрушек, а из оставшихся щеп изготавливали игрушки попроще.
При отборе дерева старались брать те, в которых сучков было наименьшее количество, так как древесина с сучками сложна в обработке для данного вида промысла. Мастерами по резьбе дерева выступали, как правило, мужчины.
Как создают Богородскую игрушку
Для богородской игрушки нужна хорошо просушенная на открытом воздухе древесина липы, дерева мягкого и податливого. Можно также использовать осину и ольху, отличающиеся такой же мягкой и однородной древесиной. Предназначенный для резьбы материал должен быть хорошо высушенным. Сушить древесину очень хлопотно. На открытом воздухе под навесом дерево сохнет от нескольких месяцев до трех лет. Сушку можно во много раз ускорить, если обработать древесину запариванием. Старые мастера запаривали древесину в русской печи на вольном жару (то есть после выгреба углей).
Запаренная древесина не только противостоит растрескиванию, но и приобретает глубокий коричневато-золотистый цвет.
Острейшим прямым богородским ножом («щучкой») снимают всю лишнюю древесину и моделируют форму. Окончательная отделка игрушки связана с работой мелкими полукруглыми стамесками (описка), с помощью которых изображается шерсть животного, перья птицы или детали одежды людей, тяжелые и легкие ткани, мех, кружева, ленты.
Работа богородским ножом
Другой прием окончательной отделки игрушки связан с ошкуриванием формы мелкой наждачной бумагой. Этим приемом обычно пользуются, чтобы передать гладкие поверхности. Затем деревянное чудо расписывается красками или покрывается лаком. Но чаще игрушки оставляют неокрашенными, сохраняя природный цвет и структуру дерева.
Отличить ручную работу от фабричной просто. Для ручной работы характерна проработка мельчайших деталей, точное соблюдение пропорций. Да и ценится такая игрушка значительно дороже.
Самыми традиционными куклами, сделанными в Богородском, были барыни и гусары, няньки, кормилицы с детьми, солдаты, пастушки, мужики.
Вырезанная фигурка имела трехгранную форму, так как выполнялась из чурки, полученной при разрубании полена на несколько частей.
Сначала игрушки раскрашивались, позже богородская скульптура остается неокрашенной — фактура и характер резьбы прекрасно передают форму и движение, и потому цвет может здесь помешать.
Раскрашенная богородская игрушка
Игрушка становится скульптурой и требует от мастера своего стиля резьбы, а это меняет характер резьбы. Вместо традиционной угловатой она становится сложной узорчатой. Мастер пытается передать оперение у птиц и шерсть у животных.
Богородскую резьбу всегда можно узнать по знаменитому следу от инструмента резчика в виде желобка и кругу изображаемых персонажей — людей, животных, сюжетов.
Большое место занимало изображение животных, среди которых самым любимым был медведь. Волею богородских мастеров он наравне с человеком активно участвовал в различных работах — гнул дуги (правда неудачно), ковал металл, а в часы досуга играл на музыкальных инструментах.
Щелкуны. XIX в. Троице-Сергиев посад
Особенно интересны подвижные богородские игрушки. Они всегда пользовались особенной любовью детей и взрослых, приводя детей и их родителей в неописуемый восторг. Заставляют игрушки двигаться с помощью нехитрых приспособлений. Встречаются игрушки на планках, с пружинкой, с балансом и кнопкой.
Некоторые фигурки укреплены на параллельно расположенных подвижных планках, скрепленных гвоздиками. Так сделана, например, игрушка «Кузнецы».
Потянешь планки за концы в стороны, и фигурки оживают: хитрый и добродушный медведь дружно стучат молоточками по маленькой наковальне, зайцы лакомятся морковкой, рыбак ловит рыбку.
Игрушке «Кузнецы» более 300 лет, это одна из старейших богородских игрушек. Сегодня подвижная игрушка «Кузнецы» стала символом русской деревянной игрушки и является зарегистрированным товарным знаком предприятия «Богородский резчик».
Игрушка на кругу «курочки»
Аналогичны им игрушки с подвешенным внизу шариком, например барабанщики
Игрушки-дергуны. Изготавливаются в виде с совы или медведя. Стоит медведь спокойно, лапы вниз опущены, но стоит дернуть за веревочку, начнет ими махать.
Некоторые игрушки крепятся на подставках-тумбочках, а внутрь вставляется спиральная пружинка, она и приводит фигурку в действие («Лыжники», «Как яблоньку сажают», «Мишка-дровосек»).
У других с помощью вставленной внутрь пружинки «оживает» только определенная деталь. Качает головой «русская красавица», дрожат листья на березке и зонтики в руках «дам».
Листья на пружинках
Остроумна и занимательна игрушка «акробатик» с легкостью и динамичностью выделывающая невообразимые пируэты на турнике. А есть и медведь-акробат.
Еще одним традиционным механизмом считается развод, когда фигурки прикрепляют к раздвигающимся планкам. Так устроены «Солдаты на разводе».
«Развод» всадники на подвижных планках. Начало ХХ в.
В более сложных композиционных богородских игрушках оживает и движется каждый персонаж.
Подвижная композиция «Крестьянская изба»
Незамысловатые, но всегда остроумные по конструкции приспособления, «оживляют» игрушку, делают ее подвижной, более выразительной и привлекательной.
Роспись богородской игрушки
После заготовки всех элементов игрушки, она собиралась и отправлялась на роспись. Если композиция представляла собой не единую конструкцию, а была собрано из множества фигур либо щеп, крепили элементы между собой при помощи клея ПВА и деревянных штапиков.
Чаще всего встречались богородские игрушки, которые не были окрашены вовсе.
Они позволяли детям развивать фантазию. Если же игрушки расписывались, краски мастерами брались яркие, насыщенные и очень сочные.
В игрушках прослеживались элементы хохломской и городецкой росписи, но при этом они были лишены характерных для данных техник мелких деталей, так как игрушки были рассчитаны на детей.
Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов
Богородская резьба
Изготовление резных фигурок из дерева в посёлке Богородское
Немного истории
Сергиев Посад и его окрестности издавна считались историческим центром игрушечного дела в России. Иногда его называли «русской игрушечной столицей» или «столицей игрушечного царства».
Экспонат из Музея игрушки, Сергиев Посад
Самым знаменитым стало село Богородское, расположенное приблизительно в 29 километрах от Сергиева Посада. Игрушечные промыслы Сергиева Посада и села Богородского специалисты называют двумя ветвями на одном стволе.
Действительно промыслы имеют общие корни: традиции древней столпообразной пластики и школы объемной, рельефной резьбы по дереву при Троице-Сергиевой Лавре, известной с XV столетия.
Сперва промысел представлял собой типичное крестьянское производство. Изделия изготовлялись сезонно: начиная с поздней осени и до ранней весны, то есть когда наступал перерыв в сельскохозяйственных работах.
Долгое время богородские резчики находились в прямой зависимости от Сергиевского промысла, работая непосредственно по заказам сергиевских скупщиков и изготавливая, в основном, так называемый «серый» товар, который окончательно отделывали и раскрашивали в Сергиевом Посаде.
Резчик за работой
Промысел возник в сугубо крестьянской среде, но развивался под сильным влиянием ремесленного производства с иным типом культуры — посадским. Этот тип культуры представляет собой симбиоз городских и крестьянских традиций, испытавший на себе влияние фарфоровой пластики, книжной иллюстрации, народного лубка и произведений профессиональных художников — живописцев.
Следующий этап развития игрушечного дела в Богородском связан с деятельностью в этой области Московского губернского земства в 1890—1900 годах. В 1891 году в Сергиевом Посаде организуется учебно-показательная мастерская, объединившая в себе функции научно-исследовательского и учебного заведений, а также осуществлявшая сбыт игрушек в России и за рубежом.
«Сажают деревце»
В 1913 году в Богородском была организована артель. Это помогло богородчанам приобрести экономическую независимость от сергиевских скупщиков.
В советский период, мастерам называли темы, чуждые крестьянской природе и народному пониманию красоты. В Богородском реакцией на идеологический прессинг стало развитие сказочной темы.
«Каша из топора», музей Богородской фабрики
Условность богородской резьбы как нельзя лучше способствовала выражению необычного в сказке, созданию ярких и запоминающихся образов.
Историческая тема в эти годы значительно сузилась, локализовалась. В первую очередь в ней нашли отражение события Великой Отечественной войны.
«Рождённая бурей», автор Бадаев Н.Н.
Богородская резьба в наше время
В селе Богородское и сейчас продолжают развивать традиционную резьбу. Все желающие могут обучаться в Богородском художественно-промышленном техникуме. Это старейшее учебное заведение, сохраняющее русские национальные традиции резьбы.
Медведь — один из символов села Богородское
С 1960 года в посёлке работает ЗАО «Богородская фабрика художественной резьбы по дереву». К 2001 году на предприятии определилось несколько направлений деятельности: участок резной белой игрушки, участок скульптуры, участок токарной расписной игрушки с движением, основанной на старинных принципах сборки и росписи, участок смешанных стилей и направлений, в основном щепная и крашеная игрушка, матрешка. С 1999 года на предприятии в сотрудничестве с Троице — Сергиевой Лаврой возрождается иконостасная резьба.
При фабрике создан Музей Богородского Промысла, где собрана большая коллекция работ старинных и современных мастеров, работавших на фабрике.
Предание
По народному преданию, давным-давно в селе жила семья. Задумала мать позабавить малых детей. Вырезала она из чурбачка фигурку «ауку». Дети порадовались, поиграли и забросили «ауку» на печь.
Раз муж стал собираться на базар и говорит: «Возьму-ка я „ауку“ да и покажу на базаре торгашам». «Ауку» купили и еще заказали. С тех пор и появилась резьба игрушки в Богородском. И стала она называться «богородской».
Татыга
Но есть и другая версия, другая легенда, в которой — главный герой Татыга, глухонемой мастер.
Это было еще в четырнадцатом веке… Жил в те времена великий русский подвижник Сергий Радонежский, который благословил московского князя Дмитрия перед знаменитой Куликовской битвой.
Жил он в монашеском уединении и полюбил вырезать из дерева игрушки. Этими игрушками преподобный Сергий одарял детишек, которых приводили с собой богомольцы. Со временем на месте маленькой, затерянной в лесах обители, основанной Сергием Радонежским, вырос большой монастырь — Троице-Сергиева лавра.
И повелась у монахов лавры традиция изготовления поделок для детей. Ни один богомолец не возвращался из этих святых мест без игрушек. Так расходились по свету деревянные фигурки, прозванные «троицкими». Об этом рассказывает легенда.
Другая легенда говорит нам об иной отправной точке в истории посадских игрушек. По преданию, в Сергиевом Посаде жил глухонемой мастер по прозвищу Татыга, который однажды вырезал куклу из липы и продал ее для украшения в лавку купца, что торговал у стен монастыря кушаками, рукавицами и прочей надобностью.
Скоро на куклу нашелся покупатель. Тогда предприимчивый торговец сделал Татыге заказ на резные деревянные куклы, а тот сообразил, что дело выгодное, стал набирать учеников из посадских детей. Ремесло это переняли другие мастеровитые жители, и начался здесь «потешный» промысел.
Дата возникновения
Реальную дату возникновения промысла определить достаточно сложно. Долгое время большинство исследователей считали, что уже с XVII века в Богородском занимались объемной резьбой по дереву.
Основанием для таких утверждений служили дворцовые книги царя Алексея Михайловича, где говорится о покупке игрушек для царских детей по дороге в Троице-Сергиев монастырь. Но эти сведения не точны.
Считается что самые ранние из сохранившихся произведений богородского промысла датируются началом XIX века. Вероятнее всего, правомерным будет отнести зарождение резной богородской игрушки к XVII—XVIII векам, а становление промысла к концу XVIII — началу XIX веков.
Шедевры
Уже на первоначальном этапе становления богородского промысла стали появляться произведения, считающиеся шедеврами народного искусства, среди которых: «Пастушок», ставший своеобразной богородской классикой, львы со львятами, собаки со щенками.
Кустарный музей
В Москве, при поддержке С. Т. Морозова, был открыт Московский Кустарный музей. Фактически это было целое движение, возрождающее и поддерживающее в угасавшем народном искусстве национальную основу.
В развитии богородского промысла значительную роль сыграли такие деятели земства и художники как Н. Д. Бартрам, В. И. Боруцкий, И. И. Овешков.
«План» и «вал»
Одной из самых трагических дат в истории богородского промысла можно назвать 1960 год, когда была ликвидирована традиционная для художественных промыслов артельная организация труда и заменена фабричной.
С этого времени начинает медленно умирать промысел, а на смену ему приходят понятия «художественная промышленность», «план», «вал» и другие абсолютно чуждые понятия.
Особенности промысла
Богородская резьба выполняется при помощи специального «богородского» ножа («щучка»). Одной из отличительных черт промысла всегда являлось изготовление движущихся игрушек.
Наиболее известна игрушка «Кузнецы», обычно изображающая мужика и медведя, которые поочерёдно бьют по наковальне. Эта игрушка, возраст которой, по некоторым данным, превышает 300 лет, стала символом, как богородского промысла, так и самого Богородского, войдя в герб посёлка.
«Курочка», музей Богородской фабрики
«Две хозяйки», музей Богородской фабрики
«Плотник», музей Богородской фабрики
Фирменный знак Богородской фабрики художественной резьбы