какой народ живет в йошкар оле

4.1. Национальный состав

Марий Эл – многонациональная республика. За исключением марийцев и русских, составляющих в общей численности населения явное большинство, соответственно 41,8 и 45,1% (по переписи 2010 г.), заметную долю составляют татары (5,5%), чуваши (0,9%), украинцы (0,6%), удмурты (0,3%), армяне (0,2%) и многие другие народы (5,6%) – всего более 90 национальностей.

какой народ живет в йошкар оле

Национальный состав

Марийцы как народ исторически сформировались к концу первого тысячелетия нашей эры, принадлежат к финно-угорской языковой семье. Самоназвание «мари, марий» означает «человек, мужчина, муж». Дореволюционное название – «черемисы», что означает человек племени «сяр». Ближайшие соседи – чуваши – называли марийцев «сярмыс», татары – «чирмеш», удмурты – «пор».

Большую роль в развитии марийского народа играли тесные этнокультурные связи с финно-уграми, волжскими булгарами, предками татар, чувашей. Значительное влияние, особенно усилившееся после вхождения марийцев в состав Русского государства, оказала русская культура.

Древняя историко-этнографическая область марийцев сформировалась в пределах междуречий: Ветлужско-Вятского, Окско-Сурского и Сурско-Свияжского. Ядро современного этноса занимает всю территорию Волго-Уральской историко-этнографической области. В марийском этносе выделяются три этнографические группы-субэтноса: горные, луговые и восточные, которые отличаются между собой спецификой разговорной речи, своеобразием в народном костюме, культурной и бытовой жизни, конфессиональной принадлежности.

Формирование этнографических групп горных и луговых мари происходило в XI-XVI вв. Сами названия – горные и луговые – дали русские соседи, тем самым подчеркивая особенности рельефа территорий проживания народа. Луговые марийцы – самая многочисленная этнографическая группа – проживает преимущественно в междуречье р. Большой Кокшаги и Вятки. Горные марийцы расселились в междуречье Суры и Сундыря и в бассейнах р. Ветлуги, Рутки, Арды и Парата. Формирование смешанной этнотерриториальной группы восточных марийцев, проживающих в Прикамье и Приуралье, началось в XV-XVI вв, пик переселения пришелся на XVIII в.

какой народ живет в йошкар оле

Жители д. Евсейкино Килемарского района

По данным переписи населения 2010 г. в России проживает 547,6 тыс. марийцев, в т.ч. 290,9 тыс. чел. в Республике Марий Эл, остальные (46,9%) за пределами Республики – в основном в республиках Башкортостан (103,7 тыс. чел.), Татарстан (18,8 тыс. чел.), Удмуртской (8,1 тыс. чел.) и Чувашской (3,6 тыс. чел.) республиках, Кировской (29,6 тыс. чел.), Свердловской (23,8 тыс. чел.), Тюменской (11,0 тыс. чел.), Нижегородской (6,4 тыс. человек) и Волгоградской (4,2 тыс. чел.) областях.

Русские – крупнейший по численности народ в Республике Марий Эл. Заселение края русскими происходило из Нижегородской, Вятской, Костромской, Тверской, Курской, Рязанской и Ярославской земель. Взаимодействие русских с марийцами и другими соседними народами, влияние русской культуры стали особенно заметными с конца XVI в. с периода присоединения Марийского края к Российскому государству. В это время на территории современной Марий Эл были построены первые русские города: Кокшайск (1574), Козьмодемьянск (1583), Царевококшайск (1584). Русское население в основном проживает в городах Йошкар-Оле, Волжске, Козьмодемьянске, в Юринском, Килемарском, Медведевском и Звениговском районах.

Татары относятся к числу древнейших и многочисленных народов тюркской этноязыковой общности. Татарское население в республике компактно проживает в Параньгинском, Мари-Турекском и Моркинском районах, в которых расположено около 40 татарских населенных пунктов, а также в городах республики.

Чуваши – народ тюркской этноязыковой общности, издавна расселившийся на территории современного Марийского края и сохранивший свой язык, национальные обычаи, традиции и культуру. Они компактно проживают в Звениговском районе, а также в городах республики.

Удмурты – народ финно-угорской языковой общности. На территории современного Мари-Турекского района республики Марий Эл удмурты поселились более 200 лет назад. В настоящее время вокруг деревни Большой Карлыган расположено 7 удмуртских деревень.

Источник

Республика Марий Эл

Марийская республика — Марий Эл

Республика Марий Эл расположена в центре европейской части России, относится к Волго-Вятскому экономическому району, часть Приволжского федерального округа. Находится на стыке лесной и лесостепной природных зон. На востоке — Вятский Увал (высота до 275 м), поверхность которого расчленена долинами рек и оврагами; встречаются карстовые формы рельефа. На западе — заболоченная Марийская низменность. Лесистость — 50,3%.

На севере и востоке граничит с Кировской областью, на юго-востоке — с Республикой Татарстан, на юго-западе — с Чувашией, на западе — с Нижегородской областью. Образована 4 ноября 1920 года как Марийская автономная область в составе Горьковского края. В 1936 году была образована Марийская Автономная Советская Социалистическая Республика (МАССР) cо столицей в Йошкар-Оле (расположена в 862 км к востоку от Москвы, на левом притоке Волги — реке Малая Кокшага). Республика включает 14 административных районов, 4 города и 19 поселков городского типа. Крупные города — Йошкар-Ола, Волжск и Козьмодемьянск.

Население — 680380 чел., плотность населения — 29,11 чел./км2 (2019). Около 33,4% или 226977 человек проживают в сельской местности. Городское население — 66,34% (451366 чел.). Общий прирост городского населения по итогам 2018 года составил 2 166 человек или 0,5%, при этом сельское население сократилось на 3990 граждан или на 1,7%. Естественная убыль населения фиксируется как в городах — 286 человек, так и в деревнях республики — 852 человек. Миграционный прирост городского населения составил 2452 человека, убыль сельского населения — 3138 чел.

какой народ живет в йошкар оле

Марий Эл занимает территорию в 23375 км², преимущественно на левобережье реки Волги. По территории протекают около 500 рек и речек, относящихся к бассейну реки Волги, протекающей по южной границе республики. Климат умеренно континентальный.

В X в. территория входила в состав Волжской Болгарии. С XIII — под игом монголо-татар. В XV в. марийцы были включены в состав Казанского ханства. В 1552 г. после взятия русскими Казани марийцы в составе Русского государства. В 1920 г. образована Марийская автономная область, в 1936 г. преобразована в Марийскую АССР, с 1990 г. — республика Марий Эл.

какой народ живет в йошкар олеГерб Марий Эл представляет собой изображение на щите элемента марийского национального орнамента — древнего символа плодородия, в обрамлении колосьев, дубовых и хвойных веток, олицетворяющих традиционную приверженность населения республики к сельскохозяйственному труду и лесное богатство края. Венки перевиты трёхцветной (из полос Государственного флага Республики Марий Эл: лазоревого, белого, алого цветов) лентой. В нижней части щита под рисунком орнамента надпись «Марий Эл».

Флаг — прямоугольное полотнище с горизонтальными полосами: верхняя полоса лазоревого цвета составляет 1/4, средняя белая полоса — 1/2 и нижняя полоса алого цвета — 1/4 ширины флага. В левой части у древка на белой полосе изображён фрагмент марийского национального орнамента, который вписан в квадрат со сторонами, составляющими 1/4 ширины флага и надпись «Марий Эл» красно-коричневого цвета.

Марийцы в своём быту и в хозяйстве длительное время были связаны с лесом. Быстрое развитие ремёсел и сельских промыслов началось у марийцев с конца XVIII в. Появились заводы; торговля с волжскими городами хлебом, маслом, мёдом, мехами способствовали превращению натурального хозяйства в товарное.

Ведущие отрасли промышленности Марий Эл — машиностроение и металлообработка (металлорежущий инструмент, приборы, средства автоматизации, предприятий торговли и общественного питания), лесная, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная, лёгкая и пищевая (мясо-молочная). Главные промышленные центры — города Йошкар-Ола и Волжск.

Ведущие предприятия машиностроение и металлообработки — Йошкар-Олинский завод «Электроатоматика» (производство приборов и средств автоматизации), ОАО «Контакт» (производит детали машин), ПХО «Марихолодмаш» (холодильное оборудование), Марийский машиностроительный завод (производство спецтехники, входит в состав концерна ПВО «Алмаз-Антей», Йошкар-Олинский завод лесного машиностроения (выпуск валочно-пакетирующих машин), «Биомашприбор» (медицинская техника), а также «Железобетон» (производит бетонные и силикатные блоки) и Марийский нефтеперегонный завод.

На территории республики залегают крупные запасы строительного камня, керамзитного, кирпично-черепичного сырья, карбонатных пород для известкования почв, облицовочного камня, торфа и сапропеля. В сельском хозяйстве ведущее место занимает земледелие (производство зерна, выращивание овощей, картофеля, льна-долгунца). Развиты животноводство, которое имеет молочно-мясное направление, а также птицеводство.

Действует аэропорт федерального значения и железнодорожный вокзал в Йошкар-Оле, автовокзалы в Йошкар-Оле и Волжске, а также 14 речной порт в городе Козьмодемьянске на Волге и четыре порта местного значения, приспособления для разгрузки барж. Судоходство осуществляется по Волге, Ветлуге и Суре.

какой народ живет в йошкар оле

«Маленькая Москва» в центре Йошкар-Олы

какой народ живет в йошкар оле

Население, национально-культурные особенности

Специалисты высоко оценивают состояние межнациональных отношений в Марий Эл. Он характеризуется высоким уровнем стабильности — за столетия совместного проживания сформировалась практика добрососедства, которая закрепилась как традиция. Исторически сложился позитивный характер и в межконфессиональных отношениях. Марийские «священные рощи» и другие языческие элементы воспринимаются православным большинством с симпатией как своеобразное экологическое учение. Все это в совокупности позволяет сохранять в регионе межнациональный и межконфессиональный мир и взаимопонимание.

Социологи констатируют: по итогам опросов абсолютное большинство населения положительно оценивают состояние межнациональных отношений, отсутствие в отношении себя дискриминации по признаку национальной, языковой и религиозной принадлежности, ощущают себя гражданами России, Российской Федерации. Какие-либо сепаратистские настроения отсутствуют, а их проявления в некоторых соседних регионах воспринимается как дикость и оценивается однозначно-отрицательно.

Марийцы в документальных источниках более известны как черемисы. Значение названия «черемис» до конца не установлено. Доподлинно известно, что часть «мис», так же, как и «мари», означает «человек». Однако каким был этот человек, мнения исследователей расходятся. Одна из версий отсылает к тюркскому корню «чер», означающему «сражаться, воевать». От него же происходит и слово «янычар». Эта версия выглядит правдоподобно, поскольку марийский язык является самым тюркизированным из всей финно-угорской группы.

какой народ живет в йошкар оле

Сами марийцы делят себя на группы по наиболее характерным женским головным уборам: sorokan marij — носящие сороку (северо-запад и север Марий Эл, Кировская область, тоншаевские марийцы), šəmakšan marij — носящие остроконечный шымакш, šarpan-našmakan marij — носящие головное полотенце шарпан

Самоназвание марийского народа восходит к слову «мари» или «марий», что значит «человек». Ряд ученых считает, что оно может быть связано с именем древнерусского народа мери, или меря, обитавшего на территории современной Центральной России и упоминавшегося в ряде летописей.

В древности горные и луговые племена, обитавшие в Волго-Вятском междуречье, назывались черемисами. Первое упоминание о них в 960 году встречается в письме кагана Хазарии Иосифа: он упоминал «царемисов» в числе народностей, плативших каганату дань. Русские летописи отметили черемисов гораздо позже, лишь в XIII столетии, наряду с мордвой причислив их к народам, обитавшим на реке Волге.

Сегодня марийцев называют последними язычниками Европы, поскольку народ сумел пронести сквозь века древние верования и обряды (например, похоронные). Письменность у народа появилась лишь в XVIII столетии. Горные марийцы, вошедшие в христианскую культуру ранее луговых, имеют традицию называть детей по христианскому имени, но именами необычными, отличными от окружающих русских христиан, например, Евстолия Гурьевна, Капитолина Фаддеевна или Фелицита Варсонофьевна.

какой народ живет в йошкар оле

В настоящее время в Марий-Эл около 360 священных рощ взяты под государственную защиту

Более 50% марийцев проживает на территории Республики Марий Эл, где составляет 41,8% ее населения. Основная зона проживание — зона междуречья Ветлуги и Вятки. В зависимости от места расселения, языковых и культурных особенностей выделяют четыре группы марийцев.

Северо-западные. Живут за пределами Марий Эл, на территории Кировской и Нижегородской областей. Их язык существенно отличается от традиционного, однако собственной письменности у них не существовало вплоть до 2005 года, когда вышла первая книга на национальном языке северо-западных марийцев. Горные. В настоящее время малочисленны — порядка 30-50 тысяч человек. Обитают в западной части Марий Эл, преимущественно на южном, частично на северном берегах Волги. Культурные отличия горных марийцев стали формироваться еще в X-XI веках, благодаря тесному общению с чувашами и русскими. Имеют собственный горномарийский язык и письменность.

Восточные. Значительная по численности группа, состоящая из переселенцев луговой части Волги в Приуралье и Башкортостан. Луговые. Самая значительная по численности и культурному влиянию группа, проживающая в Волго-Вятском междуречье в Республике Марий Эл. Две последние группы часто объединяют в одну из-за максимальной схожести языковых, исторических и культурных факторов. Они образуют группы лугово-восточных марийцев с собственным лугово-восточным языком и письменностью.

Численность марийцев, по данным переписи 2010 года, составляет более 574 тысяч человек. Большая часть из них, 290 тысяч, проживает в Республике Марий Эл. Чуть меньшая, однако самая крупная община за пределами Марий Эл находится в Башкирии — 103 тысячи человек.

Согласно опросу исследовательской службы «Среда» (2012 г.) пункт «Исповедую православие и принадлежу к РПЦ» выбрали 48 % опрошенных, «верю в бога (в высшую силу), но конкретную религию не исповедую» — 25 %, «Исповедую традиционную религию предков, поклоняюсь богам и силам природы» — 6 %, «не верю в бога» — 6 %, «Исповедую ислам, но не являюсь ни суннитом, ни шиитом» — 6 %, «Исповедую христианство, но не причисляю себя ни к одной из христианских конфессий» — 4 %, «Исповедую православие, но не принадлежу к РПЦ и не являюсь старообрядцем» — 1 %. Остальные — меньше 1 %.

Краткая история

Впервые марийцы под именем «сремисканс» упоминаются готским историком Иорданом (VI в.). Под названием «ц-р-мас» они выступают в переписке хазарского кагана Иосифа (X в.) и в древнерусской «Повести временных лет» (XII в.). Деление марийцев на группы горных и луговых является, видимо, наследием той эпохи (2-я пол. I тыс. н.э.), когда существовали два крупных объединения марийских племен по обеим сторонам Волги со своими языковыми и культурными особенностями. Продвижение русских в глубь поволжских земель привело к тесным контактам с марийцами (в XIII в. на р. Унже, в XIV в. на Ветлуге). Южные марийцы, жившие по соседству с Булгарским государством, а потом с Казанским ханством, испытывали сильное влияние булгар и мордвы. Продвижение марийцев на восток началось с конца XVI в.

У марийского народа не было собственный письменности, поэтому наиболее информативными источниками по средневековой истории считаются русские летописи. Наибольшее количество сведений содержатся в Никоновской, Львовской, Воскресенской летописях, Царственной книге, Летописце начала царства и Продолжении Хронографа редакции 1512 г. Особый интерес представляют «Казанская история» (воинская повесть в летописной форме) и «История о великом князе Московском» князя А. М. Курбского. Некоторые сведения имеются в житиях святых Макария Желтоводского и Унженского, Варнавы Ветлужского и Стефана Комельского.

какой народ живет в йошкар оле

Первая черемисская война (1553-1556). Некоторые племена ч еремисов (марийцев) в свое время участвовали в походах казанских ханов на русские земли, а также самостоятельно устраивали набеги на галичское, костромское и нижегородское пограничье. После присоединения Казанского ханства к России необходимо было отказаться от привычных набегов, а также платить ясак в государственную казну. Не желая этого, они подняли восстание. Из Нижнего Новгорода в декабре 1553 г. против повстанцев выступило войско. Одновременно для умиротворения страстей в Казань был направлен монах Гурий (ныне почитаемый православной церковью как святитель и чудотворец), с 1555 г. — архиепископ Казанский и Свияжский. Святитель Гурий проповедовал среди марийцев христианское учение и учредил целый ряд монастырей на территориях нынешней Новгородской области, Мордовии и Марий Эл. В 1556 году черемисское восстание утихло, марийских воинов стали привлекать к службе в русском войске, они стали одними из участников Ливонской войны.

какой народ живет в йошкар оле

Марийская семья. Фото начала XX в.

Вторая черемисская война. Казанский край в начале Ливонской войны со шведами пребывал в спокойствии. Не удалось посеять здесь смуту даже в 1569 году, когда крымско-турецкая армия пришла на Волгу, чтобы захватить Астрахань. Для помощи астраханцам в Нижнем Новгороде было собрано войско. Спустившись на судах вниз по Волге, русская рать перерезала пути снабжения турецкой армии и вынудила ее уйти.

Однако вскоре Девлет-Гирей начал готовить новый поход на Русь.

Отряды крымского хана в мае 1571 года прорвались к Москве. В осажденной столице начался пожар, множество людей сгорело или задохнулось от дыма. Крымско-турецкая армия не вошла в город, но увела с собой большое число пленников. В том же году у Алатыря появились ногайцы, они прорвались к Арзамасу и уничтожили город. Важно отметить, что даже подход крымцев к Москве не нарушил спокойствия в Казанском крае. Туда в декабре 1571 г. отправились царские воеводы, чтобы собрать казанских татар и черемисов, а затем отправиться с ними в Новгород и дальше на шведов.

В январе 1572 г. со Швецией было заключено перемирие, войско требовалось распустить. Однако марийские войны не желали возвращаться домой без добычи. Брожением среди них воспользовались жрецы-карты. Их представители были посланы к крымскому хану, которого просили еще раз привести войско на Русь, чтобы вместе начать войну против Москвы. Девлет-Гирей вновь двинул войска на север, а отряды черемисов стали грабить и жечь деревни Нижегородчины. Так началась вторая черемисская война. В ее ходе особенно пострадали селения южнее Нижнего Новгорода. Об этом времени сообщают записи дозорных книг конца XVI века: «деревня Толмачова на речке на Толмачевке…впусте 10 мест дворовых, а дворы пожгла черемиса», «Пустошь, что была деревня Сонина, Ондреевская тож, а в ней 11 мест дворовых крестьянских, а дворы пожгла черемиса», «впусте в селе в Сосновском 14 мест, а дворы пожгла черемиса».

Третья черемисская война (1581–1585) началась с нападения татар, хантов и манси на уральские владения предпринимателей Строгановых на территории нынешнего Пермского края. Затем волнения перекинулись к марийцам. Восставшие блокировали Казань, Свияжск и Чебоксары, совершили походы на Нижний Новгород, Хлынов и Галич. Зимой 1582/83 года Нижний Новгород стал базой для военной экспедиции против мятежников. Во время похода в марийских землях был заложен город Козьмодемьянск. Однако восстание продолжалось и на следующую зиму пришлось собирать новый поход, в результате которого был построен город Царевококшайск, ныне Йошкар-Ола. В следующем 1585 году возвели крепость Царевосанчурск (ныне город Санчурск Кировской области). В итоге в 1585 году марийцы били челом новому царю Федору Ивановичу о «вековом мире». На этом черемисские войны прекратились, русские и марийцы научились жить вместе.

Города Марий Эл

какой народ живет в йошкар оле

Йошкар-Ола

Йошкар-Ола (257 тыс. чел.) — столица республики, расположена на берегу притока Волги — реки Малая Кокшага. В Российской империи город назывался Царевококшайск. После революции — Краснококшайск, а вскоре — Йошкар-Ола, что по-марийски «Красный город». Сегодня это промышленный, и научный, и культурный центр республики. Почти 1400 га территории города занимают парки и скверы. В то же время в городе сохраняется сложная экологическая ситуация, связанную с деятельностью промышленных предприятий.

какой народ живет в йошкар оле

Волжск

Волжск (55 тыс. чел.) — второй по величине город Марий Эл, ее самая южная точка и важнейший промышленный центр. Расположен на берегу Волги. Изначально строился как промышленный город. Главным предприятием является целлюлозно-бумажный комбинат, построенный в 1938 году. В экономике Волжска значительную роль играют предприятия по выпуску морозильного и холодильного оборудования, а также мебельные фирмы. Волжск известен своей хоккейной командой, что для небольшого города необычно.

какой народ живет в йошкар оле

Козьмодемьянск

Козьмодемьянск — третий по величине город республики (21 тыс. чел.) и центр Горномарийского района. Основан в 16 веке русскими переселенцами на правом берегу Волги. Сегодня Козьмодемьянск — речные ворота республики и ее единственный порт на Волге. Кроме порта, в городе есть несколько крупных предприятий, в том числе завод радиоэлементов «Потенциал».

какой народ живет в йошкар оле

Природные богатства

Минерально-сырьевые ресурсы

Среди полезных ископаемых выделяются карбонатные породы для производства строительного и облицовочного камня, щебня, известняковой муки и строительной извести, стекольные, силикатные и строительные пески, кирпичные и керамзитовые глины, гипс и ангидрит, торф, сапропель, пресные и минеральные подземные воды, а также лечебные грязи.

Карбонатные породы разрабатывается на пяти месторождениях. Их качество позволяет получать щебень марок 200-400, селективно строительную известь, попутно — известняковую муку. Разведанные запасы карбонатных пород для производства обеспечивают потребность Мари Эл более чем на 100 лет. Пески строительные и для силикатных изделий — разрабатывают 25 месторождений (обеспеченность разведанными запасами при существующем уровне добычи — 116 лет). Пески стекольные — разведано 5 месторождений, сырьё которых в естественном виде пригодно для производства тарного и полубелого стекла с суммарными запасами более 8 млн. т (ни одно из них не разрабатывается).

Подтверждено наличие в республике легкообогатимых кварцевых песков. Разведано более 20 месторождений кирпичного сырья, 5 из которых разрабатываются (общий сырьевой потенциал — около 40 млн м3). Керамзитовое сырьё — разведано два месторождения, в настоящее время разрабатывается одно (разведанные запасы обеспечивают планируемую потребность республики на 85 лет). Гипс и ангидрит — выявлено одно месторождение гипсоангидритного камня; выделены 3 продуктивных горизонта: 2 гипсовых и 1 ангидритовый.

Учтено 145 торфяных месторождений, большая часть — в западной части республики. Суммарные промышленные запасы торфа составляют более 100 млн. тонн (в настоящее время торф используется в качестве минерально-органического удобрения и для производства торфобрикетов). На сапропель исследованы 47 озёр. Перспективы применения связаны :с сельским хозяйством (как минерально-органическое удобрение), а также в качестве подкормки для животных и птиц; с косметической промышленностью и фармацевтикой (в качестве лечебных грязей).

Геологические памятники природы это, прежде всего, Красногорские источники — группа родников на берегах р. Илеть. Здесь же есть много озёр-стариц, на дне которых накапливается лечебная сероводородная грязь, которая по своим свойствам аналогична грязи одесских лиманов. Карман-Курык — отложения в низкогорной части Вятско-Марийского вала. На склонах горы вскрыта толща известняков и доломитов, содержащих фауну кораллов, мшанок, моллюсков, морских лилий и др.

Водные ресурсы

На Волге в пределах республики расположены Чебоксарское и Куйбышевское водохранилища. Речная сеть Марий Эл состоит из 19 бассейнов и включает 179 рек с длиной водотока более 10 км. Большинство рек протекает среди лесных массивов и имеют смешанный тип питания (половина из них — за счёт талых снеговых вод).

Западную часть левобережья занимает болотистая Марийская низменность. На западе республики Волга принимает крупный приток — Ветлугу. Восточнее по низменности протекают левые притоки Волги, берущие начало на южных склонах Вятских увалов: Малая Кокшага с притоками Малый Кундыш и Большая Ошла, Большая Кокшага с притоком Большой Кундыш, Рутка. В их долинах много лесных озёр.

Восточная часть территории расположена в пределах Вятских увалов (высота до 275 м), здесь встречаются карстовые формы рельефа, поверхность расчленена долинами рек и оврагами. Среди них реки бассейна Вятки: Немда с притоками Лаж, Толмань,Шукшан и др., Буй, Уржумка; левый приток Волги Илеть с притоками Шора, Ировка и Юшут. На правом берегу Волги расположен лишь один из 14 районов республики — Горномарийский, который занимает северную окраину Приволжской возвышенности. Здесь в Волгу впадают притоки Сура, Сумка, Юнга, Малая Юнга, Сундырь.

В недавнем прошлом реки Илеть, Юшут, Большой Кундыш, Большая Кокшага входили в десятку самых чистых рек Европы. Развитие промышленности и сельского хозяйства ухудшило ситуацию. Одной из проблем является подтопление территорий при подъёме уровня Чебоксарского водохранилища, а также деградация экосистем в зоне водохранилища и на прилегающих к ним территориях.

В водоемах обитают около 40 видов рыб, из которых лещ, щука, судак, стерлядь, чехонь, плотва, белоглазка, синец, густера и некоторые другие имеют промысловое значение. Состояние рыбных запасов оценивается как удовлетворительное. Изменения речных условий на водохранилищные, связанные с Чебоксарской ГЭС, отразились на ихтиофауны. Например, численность стерляди, жереха, налима и белоглазки уменьшились, а леща, плотвы, густеры и синца — возросли (последние составляют основной объём добычи у рыбаков). Основу рыбных запасов Куйбышевского водохранилища составляет белоглазка, её доля в общем промысловом вылове рыбы составляет до 50%. Щука, синец, лещ и плотва имеют небольшое промысловое значение, их запасы здесь незначительны. Стерлядь, судак и сом встречаются редко. Рыбные запасы многочисленных рек и озёр республики ограничены. В них обитают в основном плотва, щука, карась и окунь. Основные факторы, ограничивающие численность рыб в этих водоёмах — зимние заморы, общее загрязнение водоемов и браконьерство в весенний период.

Леса и заповедники

В Марий Эл преобладают смешанные леса — сосна, пихта, ель, берёза, лесистость — 50,3% (около 70 лет назад была более 60%). По речным долинам — дубово-липовые леса. Общий запас древесины — 136 млн. м3, большую часть лесов представляют молодняки (46,4%) и средневозрастные насаждения (31,8%).

На территории республики находятся национальный парк Марий Чодра и заповедник Большая Кокшага.

Национальный парк основан в 1985, площадь 36,6 тыс. га. Расположен в бассейне реки Илеть (левый приток Волги). Охватывает часть Марийско-Вятского вала, расчленённого на шарообразные возвышенности — Кленовая гора и др. Широко развиты карстовые формы рельефа — провальные воронки, исчезающие русла рек, карстовые озёра, подземные источники. Многие старичные озёра содержат лечебные грязи. В растительном покрове — хвойно-широколиственные леса. Незначительные площади заняты низинными травяными болотами.

Заповедник Большая Кокшага основан в 1993, площадь 21,4 тыс. га. Расположен в среднем течении реки Большая Кокшага (левый приток Волги). В рельефе — дюнно-бугристые и пологоволнистые, слабо расчленённые, часто заболоченные равнины. Распространены сосновые леса, значительные площади заняты березняками. Болота в основном переходные.

Согласно постановлению «Об охране и рациональном использовании торфоболот в Республике Марий Эл» (1996), к особо охраняемым территориям — памятникам природы Марий Эл отнесены 13 месторождений с общей площадью 16,7 тыс. га. В качестве перспективных охраняемых территорий выделены 12 месторождений. Доля торфоместорождений, взятых под охрану, составляет 1,9% от территории республики. Лесные озёра Яльчик, Кичиер и Карась являются природными памятниками края, на их берегах которых расположены здравницы российского значения. Отечественных и иностранных туристов привлекают экзотические возможности активного отдыха — конный туризм, рыбная ловля, охота на диких птиц и животных — медведя, волка, лису, кабана и лося.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *