какой народ живет в адлере

Какие народы живут в Сочи?

Большая часть населения города, более половины, это представители славянских народов. Русские, украинцы, белорусы.

Сейчас славяне в Сочи преобладают еще и за счет того, что город во время зимней Олимпиады-2014 года «притянул» на заработки и ПМЖ множество русских со всей страны. И продолжает притягивать до сих пор. Немало в городе и недавних беженцев из Донбасса.

Стоит отметить, что исторически казачьим Сочи никогда не был. В царское время город входил в состав отдельной Черноморской губернии с центром в Новороссийске, и войску Кубанскому не принадлежал.

Вторая по величине община черноморского города-курорта. Первые армяне появились в Сочи в конце 60-х годов XIX века. Были приглашены из Армении. Еще одна волна армянских беженцев последовала из Османской империи уже в 1915 году, во время печально известного геноцида. Переселялись армяне в Сочи и после разрушительного Спитакского землетрясения, и во время войны в Карабахе начала 90-х.

В Сочи существует интересный населенный пункт, где преобладают армяне. Это селение Вишнёвка Лазаревского района города. Здесь действует Армянская апостольская церковь Святого Саркиса, торжественно освящённая 5 октября 1993 года.

Грузинская диаспора в Сочи считает себя одной из самых древних. По словам грузинских историков, территория будущего города входила в состав владений царицы Тамары еще в XIII веке. На этом основании меньшевистская Грузия еще в 1918 году требовала передачи ей Сочи со всем прилегающим районом. Грузинские войска даже заняли город во время гражданской войны, но были с треском выбиты отсюда армией генерала Деникина.

В современное время грузины появились в городе в конце XIX века. Ныне грузинская диаспора в Сочи представлена по большой части беженцами-мегрелами из Абхазии, перебравшимися сюда в лихие 90-е. Грузинская кухня широко отмечена по всему городу многочисленными ресторанами и хачапурными. Из Сочи в Батуми с весны по осень ходит рейсовый паром-«комета», в Грузию же отсюда можно улетать на самолете.

Улицы Пластунки носят названия Джапаридзе и Леселидзе.

Греки тоже называют себя древнейшими жителями Сочи. На том основании, что еще до нашей эры в здешних местах стояли греческие города-колонии, сгинувшие потом в темных веках.

Явно жили греки в Сочи и в средние века. Например, при строительстве Олимпийского парка в начале 2010-е годов в Адлере были обнаружены руины византийского православного храма X века нашей эры.

Сильно ударила по эллинской общине города малоизвестная сталинская депортация 1940-х годов. Тогда большинство причерноморских греков, как «политически неблагонадежные» были высланы в Казахстан и Среднюю Азию. Далеко не всем удалось вернуться в Сочи.

Эстонцы переселились в эти места в конце XIX века из-за голода и безземелья, царивших тогда в нищей Прибалтике. Представители этого народа и сейчас живут в Сочи, но их уже практически невозможно выделить в толпе.

Большая часть их жестоко воевала против царской армии и покинула район Сочи сразу после поражения в Кавказской войне. Переселились либо за Кубань в нынешнюю Адыгею, либо были насильственно высланы в Османскую империю как беженцы-мухаджиры.

Ныне в Сочи остались только шапсуги. Их всего примерно 4-5 тысяч человек. В удаленном Лазаревском районе Сочи существует несколько шапсугских аулов.

Стоит отметить, что все народы Сочи научились жить в мире друг с другом. Этнических конфликтов тут практически не бывает.
источник.

Источник

Какой народ живет в адлере

Какие народы живут в Сочи?

Большая часть населения города, более половины, это представители славянских народов. Русские, украинцы, белорусы.

Сейчас славяне в Сочи преобладают еще и за счет того, что город во время зимней Олимпиады-2014 года «притянул» на заработки и ПМЖ множество русских со всей страны. И продолжает притягивать до сих пор. Немало в городе и недавних беженцев из Донбасса.

Вторая по величине община черноморского города-курорта. Первые армяне появились в Сочи в конце 60-х годов XIX века. Были приглашены из Армении. Еще одна волна армянских беженцев последовала из Османской империи уже в 1915 году, во время печально известного геноцида. Переселялись армяне в Сочи и после разрушительного Спитакского землетрясения, и во время войны в Карабахе начала 90-х.

В Сочи существует интересный населенный пункт, где преобладают армяне. Это селение Вишнёвка Лазаревского района города. Здесь действует Армянская апостольская церковь Святого Саркиса, торжественно освящённая 5 октября 1993 года.

Грузинская диаспора в Сочи считает себя одной из самых древних. По словам грузинских историков, территория будущего города входила в состав владений царицы Тамары еще в XIII веке. На этом основании меньшевистская Грузия еще в 1918 году требовала передачи ей Сочи со всем прилегающим районом. Грузинские войска даже заняли город во время гражданской войны, но были с треском выбиты отсюда армией генерала Деникина.

В современное время грузины появились в городе в конце XIX века. Ныне грузинская диаспора в Сочи представлена по большой части беженцами-мегрелами из Абхазии, перебравшимися сюда в лихие 90-е. Грузинская кухня широко отмечена по всему городу многочисленными ресторанами и хачапурными. Из Сочи в Батуми с весны по осень ходит рейсовый паром-«комета», в Грузию же отсюда можно улетать на самолете.

Греки тоже называют себя древнейшими жителями Сочи. На том основании, что еще до нашей эры в здешних местах стояли греческие города-колонии, сгинувшие потом в темных веках.

Явно жили греки в Сочи и в средние века. Например, при строительстве Олимпийского парка в начале 2010-е годов в Адлере были обнаружены руины византийского православного храма X века нашей эры.

Сильно ударила по эллинской общине города малоизвестная сталинская депортация 1940-х годов. Тогда большинство причерноморских греков, как «политически неблагонадежные» были высланы в Казахстан и Среднюю Азию. Далеко не всем удалось вернуться в Сочи.

Эстонцы переселились в эти места в конце XIX века из-за голода и безземелья, царивших тогда в нищей Прибалтике. Представители этого народа и сейчас живут в Сочи, но их уже практически невозможно выделить в толпе.

Большая часть их жестоко воевала против царской армии и покинула район Сочи сразу после поражения в Кавказской войне. Переселились либо за Кубань в нынешнюю Адыгею, либо были насильственно высланы в Османскую империю как беженцы-мухаджиры.

Ныне в Сочи остались только шапсуги. Их всего примерно 4-5 тысяч человек. В удаленном Лазаревском районе Сочи существует несколько шапсугских аулов.

Стоит отметить, что все народы Сочи научились жить в мире друг с другом. Этнических конфликтов тут практически не бывает.

Источник

какой народ живет в адлереorfelius

orfelius

Гори всё ярким пламенем!

Украинские переселенцы. Кон. XIX- нач.ХХ вв

150 лет. 23 марта 1866 год утверждено «Положение о заселении Черноморского округа и управлении оным». Началось переселенческое движение на Кавказское побережье. Район Сочи заселили русские, украинцы, белорусы, армяне, грузины, греки, немцы, эстонцы.

Важнейшими отраслями горского хозяйства, обеспечивавшими жизнедеятельность населения, были земледелие и животноводство.

Веками складывавшаяся культура адыгов обеспечивала гармоничное сосуществование человека и природы. География и климат края формировали характерные особенности занятий и быта этих народов. Для горных районов было характерно возведение террасных полей и простые орудия труда. В основе животноводства лежала отгонная система. Пчеловодство, садоводство и виноградарство занимали важное место в хозяйстве и также отличались характерными признаками.

Религиозные традиции шапсугов, убыхов и садзов являются неотъемлемой частью их самобытной культуры. Для них было характерно смешение древних народных верований, христианства и ислама.

После Кавказской войны началось массовое переселение горцев в Турцию, страны Ближнего Востока и на равнинные земли Кубани. Российское правительство не препятствовало их эмиграции, считая, что тем самым оно избавится от значительной массы «беспокойного» и «мятежного» населения.

Кавказская война внесла коренные изменения в этнический и национальный состав Черноморского побережья Кавказа. Эти изменения отражали глубинные процессы, происходившие в социально-экономическом, историческом развитии страны.

После переселения горцев земли черноморского побережья Кавказа опустели и перед правительством встала задача: вновь заселить этот край.

На основании утвержденного 10 мая 1862 года «Положения о заселении предгорной западной части Кавказского хребта» было основано 12 станиц казаков. Эти казачьи поселения получили название Шапсугского пешего берегового батальона. В батальон входили поселения Ахштырь и Пластунское, просуществовавшие незначительное время.

10 марта 1866 года было утверждено «Положение о заселении Черноморского округа и управлении оным». На основании этого положения все пространство между р. Туапсе и Бзыбью от морского берега до вершин Главного Кавказского хребта предназначалось для сельских гражданских поселений.

Отмена крепостного права 1861 года, крестьянская реформа 1864 года способствовали основному притоку переселенцев в Черноморский округ. Отменив крепостное право, реформа 1861 года создавала предпосылки для роста капиталистических отношений, для расширения и углубления экономических связей с остальной Россией.

Одновременно положение крестьян в это время было крайне тяжелым, основной процент крестьянства был оставлен без средств к существованию.

На Черноморское побережье, где имелись свободные земли, и был направлен значительный поток безземельного крестьянства.

Русские направлялись из Могилевской, Орловской, Пензенской, Курской, Тульской, Воронежской, Калужской и других губерний.

Русские переселенцы. Кон. XIX- нач.ХХ вв

По своему социальному положению большинство переселенцев были крестьянами, в основном безземельными. Среди поселенцев славян были мещане и купцы, дворяне и представители духовенства, а также лица, осужденные в ссылку, беглые.

Славяне проживали в 11 населенных пунктах: Адлер, Аше, Ахштырь, Навагинское, Высокая и Нижняя Николаевка, Лазаревское, Пиленково, Сочи, Раздольное, Царское (3-я рота). В шести из них славяне жили смешанно: с молдаванами в Адлере (72 человека из 125), с греками в Лазаревском (38 из 204), с немцами в Навагинском (68 из 188), с молдаванами и поляками в Пиленково (9 из 262), с немцами и поляками в Раздольном (191 из 201), с грузинами и немцами в пос. Сочи (11 из 460).

Незначительная численность славянского населения в Сочинском округе вплоть до начала ХХ в. объяснялась прежде всего трудностью приспособления переселенцев из России к природно-климатическим условиям побережья. Резкая смена среды обитания, неправильный выбор мест для поселения, незнание местной культуры земледелия стали причиной высокой заболеваемости и смертности первопоселенцев, неудачного хозяйствования. Основной поток переселенцев из Российской империи пришелся на начало ХХ века. Этому способствовал новый закон о заселении Черноморской губернии 1897 г., давший славянским выходцам преимущественное право при зачислении в состав её жителей.

Грузинские переселенцы. Кон. XIX- нач.ХХ вв

Черноморский округ заселяли молдаване, переселившиеся преимущественно из Бессарабской губернии, немцы из Поволжья (Саратовская губерния). Представители эстонской и латышской национальностей переселились в Сочинский отдел попечительства из Эстляндской ( современная Эстония) и Лифляндской (современная Латвия) губерний.

Стихийному заселению Черноморского побережья способствовали исторические события в Османской империи. В результате массовой принудительной исламизации, истребления и погромов армян в Турции, армяне периодически малыми и большими группами бежали в разные уголки России, в том числе и на пустующие земли восточного берега Черного моря.

Стихийно заселяли Черноморское побережье и греки, сюда они попали из Ставропольского края, эмигрировав в Ставрополье из Анатолии (Турции), главным образом из исторической области Понт (Черноморское побережье от Батуми до Синопа). Самоназвание понтийских греков – ромейос (“римлянин”, подданный Восточной Римской империи, Византии).

Первыми поселениями греков на территории современного Сочи были: Первинка, Лазаревская, Калиновка, Вишневка. Во второй половине 1870-х гг. греки обосновались в селениях Лесном (на р. Кудепсте), Высоком и Красной Поляне. Последнее было образовано в 1878 г. выходцами из Ставропольской губернии в составе 30 семей. По сведениям на 1897 г. в Сочинском округе проживало 1 170 человек греческой национальности. Новая волна иммиграции греков явилась следствием их преследований турецким правительством в годы Первой мировой войны. Последний поток греческих переселенцев из Турции относится к первой половине 1920-х годов. На формирование традиционной культуры греков оказали влияние этнокультурные контакты с соседними народами Малой Азии, прежде всего с турками, армянами, лазами.

К концу XIX века можно говорить об определенном национальном составе Черноморского округа: русские, образовали селения Аше, Раздольное, Нижняя и Высокая Николаевка;

По вероисповеданию население Сочинского отдела делилось на православных, католиков, армяно-григориан, лютеран, магометан-суннитов.

В 1911 г. на территории современного г. Сочи появляются казаки-старообрядцы (некрасовцы).

После подавления крестьянского восстания И. Некрасов увел своих казаков (несколько тысяч человек) на Кубань, откуда они совершали свои походы на Россию. Предположительно в 1737 г. Некрасов умер. После его смерти набеги казаков на Дон и южные окраины Российской империи прекратились. В 1737-1739 гг. императрица Анна Иоанновна предложила некрасовцам вернуться в Россию. Они отказались, за что были «наказаны» посланными против них донскими казаками, верными императорскому престолу.

В 1740 г. большинство некрасовцев переселилось в устье Дуная, в Добруджу (Румынская часть), являвшуюся в рассматриваемое время территорией Турции. Здесь они занимались в основном рыболовством, а также охотой. Позже и остальные некрасовцы покинули Кавказ. Часть из них присоединилась к добруджцам, другие поселились в Бессарабии и Болгарии (вод Варной).

До революции в Россию (на Кавказ) вернулись три группы староверов-некрасовцев: в 1911 г. (из Добруджи), в 1912 и 1913 г. (из азиатской части Турции).

Поселок некрасовцев в Имеретинской бухте получил название деревни Мерлинской или Марлинской, входившей в состав Веселовского сельского общества Сочинского округа. Известно, что в 1911 г. жителями поселка было разработано (расчищено) 6 десятин земли. Ими содержалось 30 голов крупного рогатого скота и 70 мелкого. Преимущественным занятием некрасовских казаков было рыболовство.

В 1921-1923 гг. старообрядцы покидают Бабук-Аул и большая их часть оседает в Имеретинской бухте. (В настоящее время на месте поселения некрасовцев расположены Олимпийские объекты, а для сельчан построен новый благоустроенный поселок).

С 1892 года царская администрация прекратила приписку новых поселенцев, но начавшееся движение уже нельзя было остановить. Если в 1891 году численность населения Сочинского отдела была 5 811 чел., то в 1897 году здесь насчитывалось 13 519 чел. Русские составляли к концу 19 века основную часть населения Сочи.

Первые поселенцы на Черноморское побережье Кавказа попали в крайне тяжелые условия. Организация хозяйства в новой горной местности требовала специальных знаний.

Белорусские переселенцы. Кон. XIX- нач.ХХ вв

При устройстве селении царская администрация не выработала никаких рекомендаций и в результате многие селения были расположены в долинах по течению рек, в низменных местах, население которых было наиболее подвергнуто малярии. Для оздоровления этих мест необходимо было расчистить заросли, уничтожить застои воды, (эти работы успешно проводили горцы в течение многих сотен лет).

Переселенцам приходилось самостоятельно вырабатывать приемы борьбы с природой, не имея опыта прошлых поколений.

Для того чтобы освоить здешнюю культуру земледелия понадобились годы. Крестьяне, переселившиеся из черноземных областей, пробовали культивировать хорошо знакомые им зерновые культуры: пшеницу, рожь, овес, которые здесь больших урожаев не давали и большинство семей были обречены на голодное существование.

Огромные трудности и смертность привели к тому, что многие жители вымирали, другие бросали хозяйства и спешили уйти от гибельных мест.

Примитивная техника обработки земли, отсутствие агротехнической и медицинской помощи, дорог, рынков сбыта очень замедляла процесс переселенческого движения. В конце XIX в. приписка поселян в Сочинский отдел попечительства практически закончилась, но начавшиеся переселенческое движение уже нельзя было остановить.

Возникали смешанные селения, где жили грузины, белорусы, украинцы. Такое заселение способствовало формированию новой интернациональной культуры.

По предметам материальной культуры и быта переселенцев можно проследить взаимовлияние и взаимопроникновение многих национальной особенностей и традиций. Это видно и из элементов вышивок, где встречаются русские, белорусские и украинские мотивы. Ткацкие станки и другие предметы хозяйства были в обиходе как русских, так и армян.

Постепенное освоение Черноморского побережья Кавказа показало, что попытки основать здесь хозяйство на посевах хлебов оказались безрезультатными (пшеницу выращивали в ограниченных количествах) и что здесь могут возделываться виноградная лоза, садовые культуры, кукуруза.

Одним из основных занятий поселенцев стало животноводство.

Усадьба переселенца состояла из деревянного дома, крытого дранью, сарая для скота, хозяйственных помещений для хранения зерна и початков кукурузы. В своем хозяйстве крестьянин производил кустарным способом практически все необходимые для удовлетворения потребностей членов семьи в разнообразных предметах хозяйства и быта.

Переселенцы за работой на своем участке.Кон. XIX- нач.ХХ вв

Одни предметы промыслов были ограничены для обмена, часто натурального, другие становились товаром, предоставляя хороший заработок производителю (бондарное производство).

К концу XIX века оформились административная принадлежность и территориальные границы Сочи.

Указом от 23 мая 1896 года Черноморский округ, входивший в состав Кубанской области, был выделен в самостоятельную Черноморскую губернию. Это была самая маленькая из всех губерний России (6 455 верст).

Одновременно Сочинский участок попечительства был преобразован в округ. Границы округа проходили от р. Дедерукай (современный Туапсинский район Краснодарского края) до Сухумского отдела (Гагра, современная Республика Абхазия). Этим указом посад Даховский был переименован в посад Сочи, по названию реки и убыхского племенного общества «соатше», населявшего эту территорию до 1864 года.

С 1 мая 1898 года посад Сочи был включен в расписание поселений с упрощенным общественным управлением, т.е. находился на положении поселка городского типа. Управление состояло из старосты, его помощника и 12 уполномоченных, выбираемых гражданами.

Статус города Сочи получил только 31 июля 1917 года.

Присоединение Черноморского побережья Кавказа к России имело огромное значение для населявших его народов и одновременно в ходе исторических событий изменило его национальный состав и этническую карту побережья. Переселенческое движение на Черноморское побережье Кавказа второй половины XIX века заложило основу современного многонационального населения Сочи, где в единой семье трудятся представители 108 национальностей и народностей.
_________________

Автор статьи: Алла Гусева (директор Музея истории города-курорта Сочи)

Источник

Население Сочи

какой народ живет в адлере

Как сформировался многонациональный состав населения Сочи

В Сочи живут и работают люди более ста национальностей. В этой статье я хочу проанализировать, как формировался национальный состав города Сочи.

Коренное население

Начну с коренного населения. После окончания Кавказской войны, населяющие Черноморское побережье адыги (черкесы), шапсуги, садзы, либо переселились в Турцию, либо были депортированы на Кубань. Позже «с целью устройства поселений» было решено с Кубани их вернуть.

какой народ живет в адлере

Сейчас в Сочи проживает около 5 тысяч адыгов. В июне 1989 года они создали общественную организацию «Адыге Хасэ» причерноморских адыгов-шапсугов. Трагичнее всего, из всех народностей абхазо-адыгской группы, сложилась судьба убыхов. Народ, оказавший наиболее яростное сопротивление русским войскам, выехал в Турцию в полном составе. Там они ассимилировались. На сегодняшний день на Земле нет ни одного убыха.

Через три года после вступления в силу «Положения о заселении Черноморского округа и управлении оным» (1866), на Сочинском взморье уже проживали греки, русские, украинцы, молдаване, адыги, немцы. А в 1897 году Сочинский округ мог похвастаться представителями 24 национальностей. Самыми многочисленными из них были русские. В основном это были переселенцы из России.

какой народ живет в адлере

Армяне

Более 20 % населения современного Сочи составляют армяне. По неофициальным данным их численность значительно больше и она стабильно растет. Первые амшенские армяне появились на побережье в середине 60-х годов XIX века. Из-за тяжелого социально-экономического положения они покидали Турцию, и, по приглашению Российского правительства, расселялись здесь.

какой народ живет в адлере

Осваивались они гораздо быстрее, чем русские, украинцы, белорусы, так как горская культура земледелия им была ближе, чем выходцам из центральных губерний России. Вторая волна переселения амшенских армян на Сочинский участок Черноморского побережья пришлась на конец XIX начало XX века, после массовых погромов в Турции.

В наше время в Сочи было еще несколько потоков армянских беженцев: после Спитакского землетрясения, когда без крова остались более 500 тысяч человек и людей расселяли в гостиницах и санаториях города; во время обострения карабахского конфликта; в 90-е годы, в период распада СССР, и наступившей вслед за ним экономической разрухи в Армении, Азербайджане, Грузии. Большая часть армянского населения Сочи проживает в селах Адлерского района.

какой народ живет в адлере

Украинцы и белорусы

Украинские и белорусские крестьяне массово селились на Черноморском побережье со второй половины 1890-х годов, наравне с русскими. Однако когда на побережье стали открываться министерские школы, предпочтение отдавалось русскому языку. Украинский и белорусский языки не изучались. Распад СССР привел к всплеску вынужденной миграции населения. В последние годы в Сочи приезжает большое количество украинцев и белорусов. Эти люди едут на поиски сезонной работы. Они традиционно работают в сфере питания и сервисного обслуживания туристов. Некоторым из них удается остаться здесь навсегда.

какой народ живет в адлере

Греки

Миграция в Сочи греков началась после окончания Кавказкой войны и также была инициативой Российского правительства, в целях заселения земель Черноморского побережья. Следующая миграция греческого населения произошла после Лозаннской конференции 1922-1923 годов, на которой было принято решение об обмене турецким и греческим населением. В последующие годы греки из Сочи в основном выбывали.

В декабре 1937 года НКВД начал «греческую операцию». По сравнению с другими подобными операциями, она не была ни самой массовой, ни самой продолжительной. Одна из четырнадцати этнических операций, проведенных Народным комиссариатом внутренних дел, эта вошла в историю, как самая «кровавая». 90 % арестованных греков были расстреляны. В 1942 году Сталин приступил к осуществлению нового «греческого плана». Греков насильственно переселяли с насиженных мест в Среднюю Азию, Казахстан, Сибирь. Из района Сочи, по этому плану, греков выселяли в 1942 и в 1949 годах. После смерти Сталина, в середине 50-х, грекам разрешили вернуться.

какой народ живет в адлере

Грузины

Распад Союза Советских Социалистических Республик, вступление в силу «Закона о порядке выезда из СССР и въезда в СССР граждан СССР», дефолт в России 1998 года привели к массовой репатриации греков, немцев, евреев из страны в целом и из Сочи в частности. Если в 1992 году доля греческого населения в Сочи составляла 1,4 %, то в 2002 году эта цифра снизилась до 0,9 %.

Доля грузинского населения, за этот же период, напротив, возросла. К потомкам переселенцев 80-х годов XIX века, присоединились беженцы из Абхазии, эмигрирующие сюда после грузино-абхазского конфликта. Следует заметить, что каждый межнациональный конфликт добавляет в Сочи все новых вынужденных переселенцев. Но, вернемся к грузинскому населению. В 1992 году доля грузинского населения в Сочи составляла 1,5 %, а в 2002-м — уже 2,4 %. Тогда же в Сочи прибавилось и абхазов.

какой народ живет в адлере

Русские и все остальные

Не будем забывать про основное население города. Русские также нередко выбирают местом своего проживания Сочи. Из-за дороговизны жилья, это, в основном бизнесмены из Москвы и Санкт-Петербурга, желающие иметь «запасной аэродром», отставные военнослужащие, пенсионеры из районов Крайнего Севера.

какой народ живет в адлере

Уверяют, что на строительстве Олимпиады работали более 50 тыс. человек из 20 стран. Сколько из них остались в Сочи навсегда, пока не знает никто. Благодаря стройке, в городе увеличилось количество узбеков, таджиков, дагестанцев.

И все же, при всем уважении к данным переписи 2010 года, можно сказать, что разделы, касающиеся национальной принадлежности граждан, не могут быть точными. В стране появилась тенденция не идентифицировать себя с точки зрения национальной принадлежности.

Что касается коренных сочинцев, то некоторые из людей, привыкших десятилетиями поддерживать добрососедские межнациональные отношения, просто затрудняются назвать свою национальность.

Сочи замечательный город! Он оставался островком стабильности даже в самые тяжелые для Кавказа времена. Здесь и сейчас превалирует доброжелательная этнопсихологическая атмосфера. И это не может не радовать.

какой народ живет в адлере

С искренним уважением, Марина Юликова.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *