какой наилучший метод повышение уровня самообучаемости клиента в коучинге

Коучинг — искусство задавать правильные вопросы

какой наилучший метод повышение уровня самообучаемости клиента в коучинге

какой наилучший метод повышение уровня самообучаемости клиента в коучинге

В жизни практически каждого человека наступают моменты, когда вопросов гораздо больше, чем ответов на них или есть высокая цель, но не знаешь, как к ней подобраться. Бывает так, что вообще не представляешь, как дальше жить и т.д. И здесь может помочь коучинг. Это слово слышали все. Но знаете ли вы, что оно означает?

Давайте поговорим о том, что стоит за этим красивым, звучным названием.

Что такое коучинг

какой наилучший метод повышение уровня самообучаемости клиента в коучинге

Смысл коучинга — подвести человека к решению проблемы, но так, чтобы путь решения он нашел сам. Это достигается с помощью вопросов, требующих размышлений и анализа, заставляющих включить мозг.

Другими словами, коучинг — это умение, мастерство, искусство задавать правильные вопросы, на которые нельзя ответить односложно — «да», «нет», «не знаю».

Важно! Коучинг направлен на работу с сознанием и с будущим человека.

Виды коучинга. Классификация

какой наилучший метод повышение уровня самообучаемости клиента в коучинге

Виды и типы коучинга зависят от того, какой параметр положен в основу классификации. Все основные виды коучинга приведены в таблице.

коуч-клиент — решение конкретных проблем клиента

работа с главой компании и руководителями разных уровней

общение в мессенджерах, по телефону, skype, zoom, e-mail

личные встречи клиента с коучем

Уровень значимости задач

решение текущих задач

проработка среднесрочных задач

определение глобальных целей клиента

выход из затруднительных жизненных ситуаций

смена сферы деятельности, места работы или должности

проводится в организациях для сотрудников любых уровней

формирование гармоничных отношений в семье, может быть как групповым, так и индивидуальным

формирование правильного отношения и распоряжения финансами

коучинг личной эффективности

поиск ресурсов и возможностей для личностного роста

вольный стиль с подведением итогов и постановкой новых целей в в конце месяца

четкое планирование работы с клиентом

Коучинг может проводиться как для отдельного человека, так и для организации. Виды и техники выбираются в зависимости от запроса.

Разница между коучингом и тренингом

какой наилучший метод повышение уровня самообучаемости клиента в коучинге

И коучинг, и тренинг направлены на развитие человека. Но в тренинге его учат, что и как делать. А в коучинге максимально используется потенциал самого человека.

Коучинг подходит не для всех. Если клиент не профессионал и не очень заинтересован в заявленной цели, коучинг не поможет. В подобной ситуации больше подойдет мотивационный тренинг.

Кто такой коуч

какой наилучший метод повышение уровня самообучаемости клиента в коучинге

Коротко, коуч — человек, умеющий задавать правильные вопросы. Он выстраивает диалог с клиентом в рамках коуч-сессии.

Задача коуча — помочь клиенту превратить имеющуюся проблему в задачу и за счет своих ресурсов найти способ ее решения.

какой наилучший метод повышение уровня самообучаемости клиента в коучинге

Разница между коучем и ментором

По сути и ментор, и коуч имеют своей целью развитие клиента в той или иной сфере.

В отличие от ментора коуч:

Ментор по статусу стоит выше клиента. Коуч — это партнер, своеобразное зеркало действительной реальности клиента.

Виды коучинга для организации

В последнее время многие организации имеют в своем штате бизнес-коуча. Цель его деятельности — улучшение работы организации. Основные задачи — раскрыть потенциал каждого работника, но в первую очередь, руководителей высшего звена. Для решения своих задач бизнес-коуч может применять все какие есть виды коучинга.

Виды коучинга, которые использует коуч при работе в организации — это чаще всего командный, организационный коучинг в сочетании с финансовым коучингом и коучингом личной эффективности.

Виды специализации в коучинге

Коучинг и его виды определяют те направления, в которых специализируются коучи. Основные направления специализации:

Как стать коучем

какой наилучший метод повышение уровня самообучаемости клиента в коучинге

Чтобы стать коучем, лучше всего пройти специальное коуч обучение. Так, курсы коучинга предлагает Международная Академия Дополнительного образования EdPro.

По окончании курса вы получаете диплом государственного образца. Это даст возможность трудоустроиться, начать практику в качестве коуча и, соответственно, получать доход от этой деятельности.

Курсы коучинга можно пройти в Москве заочно или дистанционно. Подробно узнать о программе курса коучинга, который предлагает Академия EdPro, вы можете, перейдя по ссылке.

Чем может помочь коучинг

какой наилучший метод повышение уровня самообучаемости клиента в коучинге

В чем вам может помочь коучинг:

Овладение техниками и методами коучинга позволит вам получить дополнительный источник дохода. Можно найти работу коучем в Москве? Конечно! Академия EdPro не только обучает, но и помогает своим выпускникам с трудоустройством.

Источник

Как сделать коучинг максимально эффективным

Ответ на этот вопрос кроется в том, как должны подготовиться к тренингу сам коучи — то есть клиент. Известные американские консультанты в области лидерства Дон Грейсон и Керри Ларсон выделяют 7 основных барьеров, которые мешают руководителям получить максимальные результаты от коучинга. По моим наблюдениям, эти фобии, предубеждения и ожидания в полной мере присущи топ-менеджерам российских компаний.

Завышенные ожидания

Я никогда не забуду потенциального клиента, который требовал, чтобы через месяц коучинга он перешел от модели управления «царь и тысяча слуг» к модели «партнерство». Человек искренне верил в возможность такого преображения и обижался, когда я отказывался браться за работу.

Поведенческие изменения, особенно у зрелых успешных людей, проходят сложно и требуют упорной кропотливой работы над собой. В качестве практического совета хочу предложить следующее. Когда вы, хорошо подумав, сформируете свои ожидания в отношении своей первой коучинговой программы, разделите их на 2 – получится очень напряженная, но все-таки реалистическая программа.

Еще один аспект – правильные ожидания в отношении ролей участников. Помните, что коуч – инструмент, организатор, помощник, специалист по процессу, но главное действующее лицо – вы, готовьтесь именно к этому – действию.

Отсутствие «коммитмента»

Приношу свои извинения за использование еще не вошедшего в русский язык слова, однако у него нет полновесного эквивалента. «Коммитмент» – это принятие коучинга всерьез, готовность соблюдать взятые на себе обязательства, вкладывать в коучинг интеллект, эмоции, время.

Боязнь раскрыться

Похожая на предыдущую проблема, связанная с желанием избежать неудачи любым способом. Пусть даже ценой отсутствия прогресса в собственном развитии. Тем, кто не готов рисковать, не следует обращаться к коучингу.

Коучинг является как раз той формой развития, которая дает возможность экспериментировать с новыми стилями поведения в безопасной обстановке. Один из моих клиентов никак не мог перейти в общении со своими подчиненными-ровесниками на «ты», чем создавал дополнительную властную дистанцию. Он пребывал самой вершине организации, иерархия которой и без того была жестко выстроена.

Для того, чтобы помочь ему, мы в ходе группового коучинга ввели правило обращения друг к другу на «ты», которое действовало только в течение закрытых для внешнего мира сессий. Из этих сессий обращение на «ты» перекочевало на неформальные встречи и постепенно утвердилось в рабочей среде.

Пассивная роль

«Ну, говорите мне, что делать!» – клиент растянулся в кресле, улыбнулся и внимательно посмотрел на коуча. К сожалению, такие ситуации не редки. Некоторые руководители ожидают, что коуч сделает за них львиную долю работы – ведь он же получает за это деньги.

Иногда причиной такой позиции является искреннее непонимание коучинга. Но чаще всего это пассивность. Вернее, механизм защиты от каких-то внутренних страхов коучи – выглядеть смешным, потерпеть неудачу, продемонстрировать слабость. Понимание истинной причины, как правило, позволяет преодолеть сопротивление. Если же это не удается, не стоит тратить время на такой коучинг.

Страх перед вовлечением третьих лиц

Работая с СЕО крупной индустриальной компании, мы пришли к совместному выводу, что его эффективность снижается из-за чрезмерной централизации процесса принятия решений и контроля их исполнения. Чтобы изменить ситуацию, требовалось включить в процесс ближайших сотрудников директора – его прямых заместителей. Первоначально несколько замкнутый и не всегда уверенный в себе руководитель не хотел расширять участников того, что он считал своей коучинговой программой. Однако под влиянием моих аргументов согласился поэкспериментировать.

Результаты превзошли все ожидания. Повысились не только эффективность руководителя и его уверенность в себе, но и результативность всей команды. В компании возник новый институт – периодические сессии высшего руководства.

Технические проблемы

Еще одна проблема – отсутствие промежуточных целей, особенно в продолжительных (более 3 месяцев) программах. Не имея таких целей, участники программы могут сбиться с курса, потерять ориентиры и даже прекратить программу. Хороший коуч не допустит появления размытых целей или отсутствия промежуточных показателей. Однако, и его подопечному не следует забывать о своей ответственности и не допускать простых, но дорогих ошибок.

Синдром Распутина

Хороший коуч должен заметить появление зависимости клиента и помочь ее преодолеть. Если же коуч не поднимает этого вопроса, но вы чувствуете актуальность этой темы, скажите ему об этом – часто одного обсуждения этой темы бывает достаточно для того, чтобы ее закрыть раз и навсегда.

Не стесняйтесь рассказывать коучу не только о том, в чем вы твердо уверены («Я не очень хорошо понял вашу фразу о моей неэффективности в роли стратега»), но и о своих сомнениях («Иногда мне кажется, что мы слишком быстро достигаем согласия, вы подавляете меня своей убежденностью»), а также эмоциях («У меня свело спину, когда вы рассказывали о моем выступлении на конференции, и я думал только о том, как бы поскорее прошла боль»).

Не переживайте по поводу формы обратной связи, вы работаете с профессионалом. Любая информация будет полезна коучу – ведь на ее основе сможет внести коррективы в собственное поведение, дизайн программы, формат вашего общения. Помните и о том, что кроме корректирующего эффекта, откровенная обратная связь укрепляет отношения доверия и сотрудничества. Именно на них и базируется эффективный коучинг.

Источник

6 способов поддержки осознанности ваших коучинговых клиентов

— из рассылки Эриксоновского Международного Университета коучинга, 14 ноября 2016 года

какой наилучший метод повышение уровня самообучаемости клиента в коучинге

Я не могу изменить направление ветра, но я могу направлять свои паруса, чтобы всегда приходить в пункт назначения.
— Джимми Дин

В наши дни слово «осознанность» на слуху. Но что такое «осознанность», и как она может помочь коучам и их клиентам?

Эта статья приводит различные исследования в области осознанности и описывает несколько преимуществ осознанности как для коучей, так и для их клиентов. В этой части (а их две), мы рассмотрим направления, в которых правильное использование осознанности может помочь не только коучу стать лучше, но также помочь и коучинговым клиентам.

Сначала давайте рассмотрим, как осознанность может помочь коучинговым клиентам.

1. Меньше думать, больше делать. (ссылка на источник с научными исследованиями >>>)
По результатам данных исследований выяснилось, что те, кто участвовал в осознанной медитации, демонстрировали уменьшение симптомов депрессии и более высокий уровень внимания, им требовалось меньше размышлений во время выполнения задачи на результат по сравнению с контрольной группой в этом же исследовании. То есть осознанность может помочь вашим клиентам сконцентрироваться на том, что происходит сейчас, и меньше на том, что было в прошлом. Это часто помогает решать проблемы.

2. Меньше стресса. (ссылка на источник исследований из оригинала статьи >>>)
Было доказано, что осознанная медитация также помогает снизить уровень негативных эмоций при одновременном снижении уровня беспокойства. В одном исследовании участников обучали, как снизить уровень стресса с помощью осознанности. Двум группам были показаны «печальные» фильмы. Используя функциональную магнитно-резонансную томографию (fMRI) после просмотра фильма исследователи смогли доказать, что испытуемые из группы «осознанности» могли значительно снизить уровень стресса и беспокойства. Примечательно, что магнитно-резонансная томография (fMRI) смогла окончательно продемонстрировать, что тестовая группа «осознанности» имела меньшую нейронную реактивность во время демонстрации фильма. Это доказывает, что осознанная медитация может изменить то, как люди реагируют на стресс, обрабатывая эти эмоции по-другому.

3. Улучшенная рабочая память. (ссылка на источник исследований >>>)
Исследование проводилось в трех группах: военные во время тренинга осознанности, военные, не принявшие участие в тренинге, и группа гражданских, которая также не принимала участия в медитации. Обе группы военных прошли через стрессовые ситуации до тренинга. Результаты показали, что группа военных, не принявших участие в медитации, продемонстрировала значительное снижение рабочей памяти по сравнению с группой, участвовавшей в тренинге по медитации. Эта группа также продемонстрировала обратно-пропорциональную зависимость между повышением позитивного и уменьшением негативного воздействия.

4. Лучшая концентрация. (ссылка на источник исследований >>>)
Было также доказано, что осознанность помогает улучшить внимание. Это исследование показало, что те, кто имеет опыт осознанной медитации, способны концентрировать свое внимание и «отключать» отвлекающую информацию. Это особенно полезно тем, кому необходимо отвлечься от внешнего шума и сконцентрироваться на текущей задаче.

5. Когнитивная гибкость. (ссылка на источник исследований >>>)
В жизни или в бизнесе многие люди испытывают тяжелые времена в попытках отделить одно от другого. Осознанность может помочь в развитии чувства «самонаблюдения» за конкретной ситуацией. Это позволит человеку оценивать ситуацию, исходя из состояния настоящего, а не ограничиваться по умолчанию прошлыми ограничивающими убеждениями.

6. Более высокий уровень удовлетворенности отношениями.(ссылка на источник исследований >>>)

Многие исследования показывают, что осознанность помогает улучшить отношения, так как позволяет более ясно демонстрировать свои эмоции партнеру, а также более рационально справляться с различными стрессовыми ситуациями. Это может относиться ко всем видам отношений: к романтическим, к платоническим и профессиональным.

Переводчик: Елена Ратц
Научный редактор: Татьяна Андриевская

Источник

Эффективность коучинга и способы ее повышения

Ключевые слова: коучинг, эффективность коучинга, трансформационное обучение, инструменты коучинга, нейрологические уровни, логические уровни обучения, Тимоти Голви, осознанность, метафора в коучинге, диалектика. Эффективность коучинга и способы ее повышения

ВВЕДЕНИЕ

Коучинг не учит, а помогает учиться.
Тимоти Голви

Коучинг — одно из направлений практической психологии, которую некоторые исследователи причисляют к психологическому консультированию, хотя споры на эту тему ведутся постоянно[1].

Развитие коучинга в ХХ веке началось благодаря Тимоти Голви, который разработал новый подход к теннисным тренировкам, основанный не на различении «правильного» и «неправильного» в сочетании с директивными указаниями, а на открытии внутренних ресурсов человека, его способностей, его собственного уникального способа играть в эту конкретную игру.

Идеи Голви в дальнейшем развил Джон Уитмор, Майлз Дауни и другие теоретики и практики коучинга. Одно из современных определений коучинга звучит так: «Постижение внутренней игры человека, его уникальности и всего, что ее сопровождает, в сочетании с навыками и моделями внешней игры, — в этом суть эффективности коучинга».

Вопрос «как измерить эффективность коучинга» до сих пор остаётся очень дискуссионным и практических исследований на эту тему крайне мало. Данная работа имеет своей целью краткий обзор некоторых существенных моментов коучинговой практики, которые, по мнению большинства авторов, влияют на её эффективность в целом.

Эффективность коучинга и способы ее повышения — читайте далее.

ЧАСТЬ 1. ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ КОУЧИНГА

Для лучшего понимания принципов коучинга необходимо обозначить его основания. Джон Уитмор ставит в основу коучинга повышение осознания и ответственности клиента коуча (будь то один человек, группа или команда), и уже из этих принципов выводит конкретные техники работы. Осознание в его терминологии можно определить как качество и количество входящей информации, которую воспринимает человек.

ОСОЗНАНИЕ

«Осознание — это не только необходимость смотреть и слушать… это способность отбирать и ясно воспринимать относящиеся к делу факты и информацию, определяя их важность. Эта способность включает в себя понимание систем, динамики, взаимосвязи фактов и людей и, безусловно, в какой-то степени психологии. Осознание включает в себя и самоосознание: в частности, определение того, как эмоции и желания самого человека сказываются на его восприятии и когда». Осознание освобождает человека: «Я способен контролировать только то, что осознаю. То, что я не осознаю, контролирует меня».

На повышение осознания направлена, например, базовая коучинговая техника открытых вопросов, которые позволяют человеку самому собрать необходимую ему информацию из окружающей среды, а не опираться на сторонние оценки, указания или диагнозы. Этой точки зрения придерживается и Дж. К. Смарт: «Не бывает конструктивной критики. Обратная связь сводится к наблюдениям, а не к осуждению». Таким образом, за счёт снижения влияния неосознаваемых факторов и помех и более качественной обратной связи повышается эффективность действия.

Эффективность коучинга и способы ее повышения — читайте далее.

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

Ответственность, по словарному определению — готовность субъекта отвечать за совершенные действия, поступки и их последствия. Принятие человеком ответственности, по мнению Уитмора, тоже создаётся и укрепляется с помощью именно открытых вопросов, а не прямых указаний или косвенных внушений. «Ответственность требует выбора. Выбор подразумевает свободу». Повышение уровня ответственности также приводит к большей эффективности действий человека. Об этой задаче коучинга говорит и Томас Дж. Леонард: «коучинг — это не о том, чтобы делать клиентов подотчётными, а о том, чтобы делать их ответственными».

ДРУГИЕ ПРИНЦИПЫ КОУЧИНГА

Принцип о карте реальности даёт коучу возможность принимать любую картину мира клиента, не ведя с ней мысленного спора и не пытаясь (в идеале) вписать клиента в свою картину миру (о минимизации проекции и трансференции см. подробнее ниже). Таким образом, работа коуча становится мета-рациональной: он работает не с тем, что именно человек думает, а с тем, как он думает, насколько это ему помогает (либо мешает) в осуществлении его задач и планов.

Принцип о позитивности намерений и оптимального движения к цели также работает на принятие карты реальности и раскрытие потенциала. Этот принцип предполагает, что каждый человек стремится достичь своих целей наилучшим возможным для себя образом. Соответственно, для того, чтобы он мог достигать их быстрее и лучше, он может видоизменить свою карту реальности таким образом, чтобы стали возможными другие способы, более лёгкие и быстрые.

Майлз Дауни приводит такую формулу эффективности:

Потенциал минус Вмешательство равно Результативности.

Таким образом, можно сделать закономерный вывод, что результативность процесса коучинга слагается из раскрытия потенциала и минимизации разного рода «вмешательств» (помех, шума, искажений и т. д.) как у клиента, так и у коуча. Рассмотрим более подробно некоторые техники коучинга, способствующие расширению и углублению осознания клиента и максимально полному раскрытию его внутреннего потенциала. Для удобства они схематически разделены на «внешние» (в большей степени относящиеся к форме взаимодействия коуча с клиентом) и «внутренние» (относящиеся в большей степени к «внутренней игре» коуча).

Глава 2. «Внешние» техники коучинга

Сильные вопросы

Эффективность коучинга и способы ее повышения — читайте далее.

Сильные вопросы — основной метод работы коуча, который зачастую даже ложится в основу бытовых определений коучинга. Сильный вопрос аккумулирует в себе все принципы коучинга: веру в то, что человек обладает всеми необходимыми ресурсами и может их в себе открыть, понимание, что наилучшим образом это может сделать только он сам, стремление помочь ему в этом, сделать его более осознанным, при этом оставляя право выбора и полную ответственность за ним самим.

То, как описывается значение вопросов в эриксоновском гипнозе, хорошо иллюстрирует их значение и в коучинге: «Вы активизируете внутренний поиск, свободный от каких бы то ни было сознательных оценок… (задача не в том) чтобы навязать пациенту какие-то новые знания, а в том, чтобы обнаружить в его психике такие феномены, которые не зависят от критериев и заученных ограничений, заданных сознанием», «…чтобы инициировать процесс внутреннего исследования, поиска и признания способностей, которых она в себе не подозревала».

По Джону Уитмору, открытые вопросы — это вопросы, которые побуждают человека пристально и крайне внимательно наблюдать за тем, что происходит в действительно. К примеру, при игре в теннис это вопросы, которые побуждают игрока следить за мячом, пусть даже ответы на них не имеют фактического значения сами по себе (например, вопрос «Сколько оборотов делает мяч, когда летит на тебя?» или «В скольких сантиметрах над сеткой мяч пролетел сейчас?»). Кроме того, такие вопросы требуют концентрации и сугубо описательных ответов (а не оценок).

В работах Мэрилин Аткинсон для «усиления» вопроса есть такие методы:

— применение множественного числа для расширения поля поиска («Какие есть альтернативы?», «Какие есть еще варианты?»);

— превосходная степень («Какой самый лучший способ это сделать?»);

— побуждение к действию («Каков тот первый шаг, который приведет Вас к цели?»);

— использование вдохновляющих и увеличивающих осознание слов («развитие», «вдохновение», «рост», «обучение», «прояснение», «создание» и т. д.);

— внедрение регулярности, систематичности, процессуальности («Какие системы Вы могли бы использовать для этого?«).

Метафора

Эффективность коучинга и способы ее повышения — читайте далее.

Метафора — это «иносказание, используемое для иллюстрации описываемых явлений». Прежде всего метафора подключает образное мышление, которое крайне полезно в процессе коучинга по многим причинам: «По мнению антрополога и теоретика коммуникации Грегори Бейтсона, способность находить аналогии — это функция абдуктивного мышления, которое Бейтсон противопоставлял процессам индуктивного и дедуктивного мышления. Он утверждал, что абдуктивное мышление, или мышление по аналогии, приводит к большей творческой активности и является источником мастерства и гениальности, и полагал, что аналогии помогают нам сосредоточиться на глубинной структуре нашего опыта, а не на поверхностных различиях».

Как сделать метафору сильнее? Прежде всего, конечно, лучше всего использовать метафору клиента, поскольку она гораздо лучше понятна ему самому, чем чужой образ, к тому же включает в себя много непроговариваемых факторов. Помимо этого, поднимать эффективность метафор и историй можно и нужно прежде всего подстройкой их на конкретного клиента, для чего необходимо повышение осознанности коуча и расширение набора метафор. Кроме того, в историях и метафорах важно затрагивать разные модальности восприятия и логические уровни.

Качественное формулирование цели. Эффективность коучинга и способы ее повышения — читайте далее.

Положительная, ощутимая, достижимая, экологичная (сохранение выгод проблемного состояния), соответствующая окружению и контексту. Существует много определений у «качественной цели», одна из самых подробных классификаций дана у Уитмора: цель должна быть не только SMART (конкретной; измеримой; согласованной; реалистичной; определенной во времени), но и PURE (позитивной; понятной; уместной; этичной) и CLEAR (представляющей вызов; легальной; приемлемой с точки зрения окружающей среды; приемлемой в целом; письменно сформулированной).

Подробная проработка цели является одной из основных техник коучинга и её эффективность зависит и от детальности, и от глубины, взаимосвязи конкретной цели с цельным контекстом жизни человека, его ценностями и устремлениями. Формулирование «качественной цели» тесно связано с техникой создания образа будущего.

Создание образа будущего

Это крайне широкое понятие включает в себя очень многие коучинговые техники, от помощи в формулирования конечной цели всего процесса до заключения контракта на сессию, от шкалирования чего бы то ни было до собственно представления детальных образов того или иного будущего.

Сама по себе методика визуального представления имеет огромное количество объяснений из самых разных областей. Например, Тимоти Голви, основываясь на примерах из практики обучения теннису, выводит концепцию «второго Я», которое отлично от «первого Я» (проявляющегося в основном в процессе «мышления», «внутренней речи»), которое гораздо более эффективно в обучении и выполнении комплексных телесных действий — и которое прекрасно понимает язык образов. В психофизиологии существует понятие «идеомоторного акта» — «появление нервных импульсов, обеспечивающих какое-либо движение, при представлении об этом движении». Кроме того, относительно недавно были открыты так называемые зеркальные нейроны, которые «активны и при движении, и при наблюдении этого же движения, выполняемого другой особью».

Таким образом, подробная визуализация желаемого конечного результата способствует воплощению этого результата в жизнь по целому ряду причин. Существует несколько способов сделать визуализацию более эффективной, например, её детализация и вовлечение в образ всех модальностей восприятия. Уместны будут здесь и вопросы по логическим уровням, позволяющие клиенту прочувствовать желаемое будущее не только на уровне «среды», но и на уровне самоопределения, внутреннего состояния и самоосознания.

Вариантом техники «создания образа будущего» может быть названа техника «вызова». Вот как пишут о вызове авторы «Коактивного коучинга»: «Вызов побуждает клиента выходить за пределы ограничений, которые он сам установил для себя, совершать невероятные поступки. Если вызов достаточно эффективен, то клиент замирает, выпрямившись, и восклицает: «Да никогда, никоим образом! Я этого не могу!». Если его ответ именно таков, значит коуч на правильном пути. Представление коуча о возможностях клиента превышает созданное им самим понятие».

Рефрейминг

Рефрейминг это в самом широком смысле создание нового контекста для мыслей, чувств, ощущений клиента. Можно сказать, что это также и расширение осознания (или углубление его).

Например, использование шкалы может быть классифицировано и как рефрейминг: когда у игрока спрашивают, насколько по шкале от 1 до 10 напряжены в данный момент его икры или затруднено его дыхание, это некоторым автоматическим образом помещает его непосредственное ощущение в гораздо более широкий контекст, в котором неявно присутствуют оба полюса ощущений — и максимальный дискомфорт, и максимальный комфорт. Есть пресуппозиция того, что человеческое тело, так же как и человеческое сознание стремится к оптимальному состоянию, таким образом, уже само осознание возможности обретения желаемого состояния существенно приближает к нему.

Точно так же вопрос коуча «Каковы Ваши успехи на этой неделе?» заранее переструктурирует ответ клиента, ориентируя его прежде всего на достижения и положительные стороны произошедшего и сделанного. «Всегда существует возможность иного рассказывания истории, с акцентом на иные события, переживания и смыслы (и это относится в равной степени к истории отдельных людей и целых народов)». А вопрос «И что Вы хотели бы изменить в самое ближайшее время?» автоматически структурирует мышление клиента в системе «не устраивающее настоящее — комфортное будущее».

Рефрейминг, пожалуй, наиболее наглядно из всех техник повышает уровень осознания клиента — как раз за счёт того, что он осознает более широкий контекст своих действий, мыслей, ощущений и других проявлений.

Логические уровни

Эффективность коучинга и способы ее повышения — читайте далее.

Теория логических уровней (когнитивных уровней, уровней трансформации) создана Грегори Бейтсоном и содержит одну из возможных иерархий разнообразных процессов, происходящих внутри человека или группы: «Эти уровни включают (снизу вверх): 1) идентичность, 2) убеждения и ценности, 3) способности, 4) поведение и 5) окружение». Особенность их взаимодействия такова, что изменения на более высоких уровнях влияют на изменения на уровнях, которые расположены ниже, тогда как обратное далеко не всегда верно.

Соответственно, можно предположить, что коучинговое взаимодействие на более высоких логических уровнях будет гораздо более эффективным. Так, вопрос «Каким человеком Вы хотите стать?» при прочих равных гораздо более эффективен для расширения осознания человека и изменения паттернов его мышления и поведения, нежели вопрос «В какой среде Вы бы хотели жить?» (хотя последний тоже, безусловно, может быть очень эффективным).

«Когда мы вступаем с кем-то в контакт на уровне идентичности, нам нет необходимости хитрить, скрывать или обманывать. Сила, которую получаешь, когда веришь в кого-то… огромна. То, во что вы верите по отношению к данному предмету, человеку или явлению, также ведёт к успеху».

Обратная связь и поддержка

Для того, чтобы задать максимально широкий контекст взаимоотношений коуча и клиента, Роберт Дилтс использует рассказ Грегори Бейтсона о дельфине, которая «является мощной аналогией и устанавливает принципы работы для коучей всех типов».

Дельфина обучали новым трюкам при помощи определенной последовательности действий, а именно:

— каждый раз, когда дельфин показывал на публичной демонстрации новое действие, дрессировщик свистел в свисток и давал дельфину рыбу;

— когда на следующем представлении дельфин в течение примерно двух третей времени повторял то, что давало результат в прошлый раз, дрессировщик не давал ему рыбу;

— поскольку с каждой демонстрацией тревога дельфина росла, дрессировщик отступил от правил и стал время от времени давать дельфину «незаработанную рыбу», чтобы сохранить контекст отношенй и обучения.

Итогом этой последовательности стало то, что «…когда дельфина выпустили в демонстрационный резервуар для пятнадцатого представления, он показал сложное шоу, включающее восемь совершенно новых действий, четыре из которых никогда не наблюдались у представителей этого вида прежде».

В истории о дельфине содержится немало важных принципов коучинга, в том числе: направленность каждой «демонстрации» и отношений в целом на научение и улучшение деятельности; обучение самому обучению как необходимая часть успешной работы; влияние системы в целом (зрители) на отношения дрессировщика и дельфина; сравнительная эффективность и релевантность обратной связи, зависимость ее эффективности и от информации (свисток), и от мотивации (рыба); необходимость внутренней мотивации и мотивированной изнутри деятельности со стороны дельфина; необходимость определенного уровня позитивной обратной связи (рыба) для сохранения отношений; положительное подкрепление и структурирование поведения дельфина с целью добиться не какого-то конкретного поведения, а любого нового поведения в принципе.

Таким образом, одной из самых главных задач коуча является «создать пространство, в котором можно было бы смело искать ответы».

Здесь уместно будет вспомнить один необычный случай из практики Милтона Эриксона: пациентка отказалась говорить с ним о своём неврозе, но тем не менее попросила его быть ее психотерапевтом. Когда он согласился помочь в меру своих возможностей, она сказала «В таком случае вечером около одиннадцати я подъеду к вашему дому и запаркую машину, мысленно представлю себе, что вы сидите со мной рядом, и начну продумывать свою проблему…». В итоге, после нескольких (точного числа не знал даже сам Эриксон) таких «консультаций» она справилась со своим неврозом.

И можно согласиться, что «…эта потребность в другом человеке, в психотерапевте — пусть даже воображаемом — подтверждает мысль Мартина Бубера о том, что только в отношениях с другими людьми мы можем реализоваться и получить помощь в развитии».

Глава 3. «Внутренние» техники коучинга

Безоценочность

Эффективность коучинга и способы ее повышения — читайте далее.

Можно предположить, что вера в потенциал человека, как всякая импликация и пресуппозиция, самореализуется. Если коуч подлинно верит в способности человека, эта вера проявляется во всём: в его речи, в формулировках его вопросов, в телесных проявлениях, во всём его поведении.

Дауни уточняет, почему так важно для коуча сохранять нейтральность в оценке событий и взвешенную осознанность относительно происходящего: «Люди сами несут ответственность за результаты, которых достигают в жизни. Эффективный коучинг — это сочувствие, но он не прячется от действительности, напротив, он пробуждает осознанность и оставляет ответственность за игроком или сотрудником».

Использование карты мира клиента

«Карта мира» — термин из нейро-лингвистического программирования, но сам по себе подход основывается на гуманистической психологии Карла Рождерса и подходе Милтона Эриксона, который всегда сам шёл «к клиенту с задачей контакта в его модели вместо того, чтобы ожидать, что клиент придет к нему».

В коучинге часто используют лишь необходимые элементы подстройки к картине мира: так называемые «ценностные слова», подстройка по модальностям, использование образов и слов клиента, тогда как в эриксоновском гипнозе (и наследующем ему НЛП) существует более широкий выбор средств «настройки» на другую картину мира. Такая «настройка» многократно углубляет взаимодействие клиента и коуча и делает его гораздо более эффективным.

Для коуча важно не столько конкретное содержание мышления, сколько сам его способ: «Коучинг — это «прослушивание» процесса мышления человека. Самое важное в работе коуча — уметь хорошо слушать. Эффективный коучинг на рабочем месте создает для клиентов своеобразное зеркало, чтобы они могли увидеть свой собственный процесс мышления. Как коуч, я не слушаю содержание того, что говорит клиент, поскольку я пытаюсь «услышать», как он думает, а также то, как сосредоточено его внимание и как он определяет ключевые элементы ситуации».

Использование коучем карты мира клиента помогает клиенту реализовать его потенциал наилучшим образом — за счёт использования его собственных внутренних ресурсов, а также отсутствия затрат времени и энергии на освоение новой картины мира (например, картины мира коуча).

Детализация осознания особенностей клиента

Эффективность коучинга и способы ее повышения — читайте далее.

Мысль Тимоти Голви о сосредоточении на настоящем моменте актуальна как для клиента, так и для самого коуча. «…практически невозможно что-то хорошо рассмотреть или прочувствовать, если Вы в этот момент думаете, как вам нужно двигаться. Забудьте о том, что нужно, и сживитесь с тем, что есть». В компетенциях Международной Федерации Коучинга это называется «глубинным слушанием», авторы «Коактивного коучинга» описывают это как «третий уровень слушания», слушание «…на все 360 градусов… Третий уровень включает все, что Вы можете заметить с помощью ваших органов чувств: что Вы видите, слышите, чуете и ощущаете — тактильные ощущения в той же степени, что и эмоции… Этот уровень слушания иногда называют слушанием окружающего мира. Коуч фиксирует температуру, энергетический уровень, освещенность и темноту, причем и буквально, и фигурально. Клиент брызжет энергией или закрыт? Он спокоен, присутствует в ситуации полностью или же не совсем, или жестко себя контролирует? Все это можно узнать на третьем уровне. Коуч должен научиться доверять своим чувствам в этом вопросе и всегда может спросить клиента: «Мне кажется, что вы находитесь в очень темном месте. Это действительно так? Что происходит?».

Здесь также уместно вспомнить о «стратегии не-знания»: «Милтон Эриксон утверждал, что он, работая с клиентом, всегда пересматривал и перепроверял все свои пресуппозиции. Два ли глаза у клиента (у него может быть стеклянный глаз)? Две ли у клиента руки (если клиент носит перчатки, у него может быть протез)? Все ли волосы клиента его собственные (а вдруг это парик)? И так далее. Всемирно известный целитель и преподаватель Моше Фельденкрайс утверждал: «В каждом случае я начинаю работу как будто в первый раз и задаю себе больше вопросов, чем когда-либо задавал мне любой из моих помощников или критиков».

А вот как пишет о начале коуч-сессии Дэвид Клаттербак: «Я прошу клиента подумать минуту или две о том, какой он хотел бы чтобы между нами произошёл разговор — и какого в результате этого он хотел бы разговора с самим собой. Ключевой момент — … моё желание экспериментировать вместе с ними, с целью найти самый эффективный способ ведения этой коучинговой беседы».

Таким образом, чем полнее и точнее коуч настроен на данного конкретного клиента, тем меньше его личное «вмешательство» и тем эффективнее процесс коучинга в целом.

Минимизация проекции и трансференции

В качестве средства адекватно справиться с такого рода психологическими механизмами он предлагает делегирование полномочий клиентам и тщательное задавание вопросов на обратную связь, в том числе о том, что хотелось бы изменить в самом процессе коучинга, каким образом можно сделать его более эффективным.

Критический отбор техник и подходов

Эффективность коучинга и способы ее повышения — читайте далее.

В своей статье «Осознанный коуч» Дэвид Клаттербак пишет, что сегодня очень многие коучи развивают свою практику в рамках лишь одной теории. например, гештальт-терапии или НЛП. И хотя они могут использовать самые различные техники, но тем не менее есть определенная ловушка в предположении, что одна теория наилучшим образом подходит для всех клиентов. Далее он резюмирует, что критическая рефлексия по поводу своей практики —- одно из самых главных средств повышения эффективности коучинговой практики — и что самые эффективные коучи, как правило, не столько наследуют какой-то одной философии, сколько развивают свою собственную, постоянно расширяя ее и прорабатывая.

Таким образом, фокус внимания эффективного коуча смещается с техник, процессов или даже собственно целей клиента на само пространство взаимодействия («Достаточно ли мы оба расслаблены, чтобы позволить проблеме и решению проясниться наилучшим образом? Нужно ли мне применять какую-то технику или процесс? И если нужно, то какая из многих известных мне наилучшим образом подойдет к данному конкретному контексту клиента?»), на целостное восприятие клиента и глубинное удивление всем его проявлениям.

Диалектическое восприятие коучинга

Что есть духовность,
как не постоянное расширение перспективы?

Пробуждение, опыт суфиев.
Пир-Вилайят-Инайят-хан

Есть определенного рода парадокс в работе коуча, который, с одной стороны, должен быть предельно настроен на клиента и минимально задействовать свои «личностные» черты в коучинге. А с другой стороны, является личностью и только в таком качестве и может являться эффективным коучем.

Джон Уитмор высказывается на эту тему недвусмысленно: «Самим фактом своего присутствия Вы оказываете воздействие. Содержание коучинга составляют желания клиента. Но контекст организуется в присутствии коуча. Поэтому если моё видение в достаточной мере глобально и духовно, я буду задавать другие вопросы. Даже о каких-то обыденных вещах. Моё присутствие оказывает воздействие и я должен быть в этом вопросе честен. Поэтому, чтобы соответствовать, нам необходимо отдавать себе полный отчет о том влиянии, которое мы оказываем. И не делать вид, что его не существует».

Таким образом, личность коуча является для процесса коучинга одновременно и «вмешательством», и «потенциалом».

Заключение

Эффективность коучинга и способы ее повышения.

Итак, краткий обзор основных коучинговых принципов и техник и способов повышения их эффективности позволяет предположить, что основными способами повышения эффективности коучинга являются: повышение осознанности коуча, расширение набора используемых техник, общее повышение уровня его осознанности, критический подход к своей практике, организация детальной обратной связи и минимизация проекций, трансференций и других неосознанных психических механизмов и процессов.

Коучинг — сложная практика, нуждающаяся в постоянном развитии и совершенствовании. Как теории, так и практики, как клиента, так и самого коуча. Только при этом условии будет становиться всё более эффективным процесс коучинга. И всё более очевидным — тот самый синергетический эффект, который часто называют «магией коучинга»…

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *