какой музыкальный репертуар целесообразно использовать в обучении игре на инструментах
Методы обучения детей игре на детских музыкальных инструментах
Людмила Барышненкова
Методы обучения детей игре на детских музыкальных инструментах
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 123 «Тополёк» Старооскольского городского округа
Методы обучения детей игре на детских музыкальных инструментах
Реферат по музыкальному воспитанию дошкольников
Барышненкова Людмила Ивановна
Музыкальный руководитель
Характеристика музыкальных инструментов…. 4
Методы обучения игре на музыкальных инструментах…. 6
Современные научные исследования свидетельствуют о том, что развитие музыкальных способностей, формирование основ музыкальной культуры нужно начинать в дошкольном возрасте.
Игра на музыкальных инструментах – один из видов детского исполнительства. Применение детских музыкальных инструментов и игрушек (как на занятиях, так и в повседневной жизни) обогащает музыкальные впечатления дошкольников, развивает их музыкальные способности.
Характеристика музыкальных инструментов
В работе с детьми применяются различные музыкальные инструменты и игрушки. Одни из них созданы на основе народных (трещотка, бубен, барабан, деревянные ложки, баян, аккордеон, другие — по типу инструментов симфонического оркестра (арфа, ксилофон, металлофон, гобой, кларнет). Среди детских музыкальных инструментови игрушек есть все основные группы: ударные, духовые, струнные, клавишные, клавишно-язычковые.
Ударные инструменты и игрушки (как и инструменты, по типу которых они созданы) разделяются на имеющие звукоряд и не имеющие его. К первой группе относятся металлофон и ксилофон. Они могут иметь диатонический и хроматический звукоряд. На инструментах с хроматическим звукорядом (вторым ярусом пластин, соответствующим черным клавишам на фортепиано) можно подбирать любую мелодию с любой ноты, что облегчает их применение. Изготовлены они по образцам инструментов, созданных К. Орфом, звучат очень красиво, чисто настроены. Имеются два варианта палочек, которыми ударяют по пластинам,— с деревянными или резиновыми шариками на концах. Это позволяет разнообразить тембр инструментов: при ударе деревянной палочкой извлекается яркий, звонкий звук; резиновой — более приглушенный, мягкий.
Выразительные возможности ударных инструментов, не имеющих звукоряда, очень велики. Это большая группа инструментов. Одни из них обладают «стучащим»тембром: деревянные ложки, трещотка, кастаньеты, палочки; другие (металлические или имеющие металлические части) — «звенящим»тембром: треугольник, румба, тарелки, колокольчик, бубенцы; третьи (по типу погремушек) имеют «шуршащий»тембр: маракасы, погремушка, коробочка. Барабан и бубен обладают более гулким, резонирующим звучанием.
Струнные музыкальные инструменты и игрушки — это цитра, гусли, цимбалы, арфа. Все эти инструменты щипковые. Звук может извлекаться с помощью медиатора. Тембры этих инструментов очень нежные, звук приглушенный.
Клавишные детские инструменты-игрушки — это пианино и рояль.
Клавишно-язычковые — аккордеон, гармонь, баян.
В детском саду используются также электромузыкальные инструменты — органола типа «Пилле», «Чижик», «Фаэми».
Методы обучения игре на музыкальных инструментах
Для исполнения на металлофоне вначале берутся несложные и хорошо знакомые детям мелодии. В таком случае они ударяют по пластинкам не механически, а все время регулируют слухом свое исполнение. Ударив не ту пластинку, ребенок слышит ошибку, старается ее исправить.
Обучение детей игре по нотам очень трудоемко, хотя иногда используется на практике. Далеко не все дошкольники овладевают нотной грамотой, если не ведется постоянная индивидуальная работа. Важно, чтобы дети понимали связь расположения нот на нотном стане со звучанием их в мелодии, исключив механическое воспроизведение нотных знаков.
Цветовая система, распространенная за рубежом, удобна для быстрого овладения детьми игрой на инструментах. Определенное цветовое обозначение (цветные клавиши, пластины металлофона) закрепляется за каждым звуком.Ребенок имеет запись мелодии в цветовом обозначении: используются цветные кружочки или цветное изображение нот, с ритмическим обозначением и без него. Играть по этой системе очень легко, но при таком способе игры (вижу зеленое обозначение ноты – нажимаю на зеленую клавишу) слух не участвует в воспроизведении мелодии, ребенок играет механически.
Цифровая система, предложенная в 30-е гг. Н. А. Метловым, в то время, может быть, была оправданной, но в дальнейшем стала использоваться реже, так как она приводит к механическому воспроизведению мелодии.
Наибольший развивающий эффект обучения достигается лишь при игре по слуху. Этот способ требует постоянного развития слуха, серьезной слуховой подготовки. Начиная с младшего возраста важно побуждать детей прислушиваться к звукам мелодии, сравнивать их, различать по высоте. Чтобы накапливать слуховой опыт, развивать слуховое внимание детей, используются дидактические пособия, моделирующие движение мелодии вверх, вниз, на месте. Это музыкальная лесенка, перемещающаяся с цветка на цветок (ноты) бабочка и т. д. Одновременно пропеваются звуки мелодии, соответствующие по высоте моделируемым соотношениям звуков. Можно также показывать рукой движение звуков мелодии, одновременно воспроизводя ее (голосом или на инструменте).
Для осознания соотношений длительностей звуков мелодии применяется моделирование их с помощью длинных и коротких палочек или обозначений, принятых в нотной записи (четверть, восьмые). Чтобы дети хорошо усвоили ритмический рисунок мелодии, можно, используя принятые обозначения, выкладывать его на фланелеграфе. При этом эффективен прием подтекстовки длительностей,принятый в релятивной системе: четверти обозначаются слогом та, а более короткие восьмые – слогом ти. Широко применяется прием прохлопывания ритмического рисунка мелодии или воспроизведение его на музыкальных инструментах.
После того как дети научились передавать ритмический рисунок разных мелодий, построенных на одном звуке, освоили приемы игры на металлофоне, можно переходить к игре попевок на двух соседних звуках. Чтобы облегчить детям понимание расположения звуков по высоте,применяются названные приемы: выкладывание звуков-кружочков на разной высоте на фланелеграфе, пропевание, показ рукой движения мелодии, дидактические пособия и игры.
Кроме этого, можно воспользоваться «немой» (нарисованной)клавиатурой металлофона: ребенок показывает на ней расположение звуков и под пение «воспроизводит» мелодию.
В старшей и подготовительной к школе группах диапазон попевок расширяется. Дети уже лучше ориентируются в расположении звуков мелодии, действуют более самостоятельно.
После того как металлофон освоен, дети в старшей и подготовительной к школе группах обучаются игре на других мелодических инструментах – струнных, духовых, клавишно-язычковых. Каждый ребенок может постепенно овладеть игрой на нескольких музыкальных инструментах. Полезно сочетать индивидуальную работу с детьми и работу по подгруппам, а также со всей группой.
По мере того как дети научатся играть на металлофонах, можно показать им, как пользоваться цитрами.
Чтобы дети легче ориентировались в расположении струн, также используем цифровую систему – в нижнюю часть цитры подкладываем под струны бумажную полоску с цифрами, причем цифра 1 соответствует звуку до1 и т. д. На цитре играют медиатором – пластмассовой пластинкой с заостренным концом. Держать медиатор надо тремя пальцами – большим, указательным и средним, делая движение кистью руки вправо. Для удобства игре на цитре и лучшего резонанса инструмент кладут на деревянный столик. Левой рукой дети слегка приподнимают верхний угол цитры, держа локоть на столике. Это делается для того, чтобы ребенок не наклонял слишком низко голову и чтобы ему было видно цифровое обозначение струн.
Иногда цитры не держат строя, колки ослабевают. В таком случае надо закрепить колки кусочками фанеры. Лопнувшие струны заменяют тонкими балалаечными струнами.
Для обучения дошкольников игре на аккордеоне лучше всего пользоваться детским хроматическим аккордеоном «Беларусь». На нем с правой стороны 20 клавиш с диапазоном до1 – соль2, слева – четыре аккорда.
Прежде чем обучать игре на аккордеоне, следует показать детям, как правильно сидеть и держать инструмент. Ребенок сидит на стуле, занимая примерно половину сиденья, ноги стоят на полу. Один ремень аккордеона надевают на середину правого предплечья, другой – на середину левого. Первый ремень длиннее, короткий ремень на левом предплечье придает инструменту устойчивость. Аккордеон устанавливают на колене таким образом, чтобы левая часть корпуса аккордеона и мех во время игры поддерживались левой рукой. Освоив игру сидя, ребенок сможет играть и стоя.
При обучении игре на аккордеоне пользуемся цифрами, как и на металлофоне, цитре. Цифры наносят на верхнюю часть белых клавиш. Постепенно дети перестают смотреть на цифры, играют не глядя, пользуясь мышечным ощущением. На аккордеоне могут играть не все дети; некоторых ребят затрудняет одновременное исполнение мелодии пальцами правой руки и раздувание мехов левой.
Когда дети научатся играть на аккордеоне, более способных можно учить игре на духовом инструменте.
Из духовых инструментов рекомендуется брать духовую гармонику «Мелодия-26». У духовой гармоники с фортепианной клавиатурой 26 клавиш с диапазоном си малой октавы – до3. Инструмент держат левой рукой, четыре пальца охватывают ручку, большой палец упирается в инструмент с обратной стороны снизу. Мундштук берут в рот. Инструмент надо держать слегка наклонно вниз. Левая рука и локоть приподняты. Правая рука принимает то же положение, пальцы чуть согнуты и свободно передвигаются по клавиатуре.
Освоение нового инструмента рекомендуется начинать с уже знакомых попевок (на одном, двух, трех звуках, которые дети подбирают по слуху после знакомства с приемами игры, способами звукоизвлечения.
Таким образом, обучение игре на музыкальных инструментахвключает в себя три этапа: на первом – дети слушают и запоминают мелодии, пропевают их, знакомятся с приемами игры, на втором – подбирают попевки, на третьем – исполняют их по своему желанию.
Основной формой музыкальной деятельности в детском саду являются музыкальные занятия. Они объединяют все виды музыкальной деятельности: пение, слушание музыки, музыкально-ритмические движения, игру на детских музыкальных инструментах.
Игре на детских музыкальных инструментах в детском саду уделяется особое внимание, так как именно детское музицирование расширяет сферу музыкальной деятельности дошкольника, повышает интерес к музыкальным занятиям, способствует развитию музыкальной памяти, внимания, помогает преодолению излишней застенчивости, скованности, расширяет музыкальное воспитание ребенка.
В процессе игры ярко проявляются индивидуальные черты каждого исполнителя: наличие воли, эмоциональности, сосредоточенности, развиваются и совершенствуются творческие и музыкальные способности.
Обучаясь игре на музыкальных инструментах, дети открывают для себя мир музыкальных звуков и их отношений, осознаннее различают красоту звучания различных инструментов. У них улучшается качество пения (чище поют, музыкально-ритмических движений (четче воспроизводят ритм).
Для многих детей игра на детских музыкальных инструментах помогает передать чувства, внутренний духовный мир.
Это прекрасное средство не только индивидуального развития, но и развития мышления, творческой инициативы, сознательных отношений между детьми.
8. Сивоконь С. Играя, учимся. // Дошкольное воспитание. №9., 2000.
9. Тарасова К., Рубан Т. Основа системы музыкального воспитания. //Дошкольное воспитание. №11., 2001
Методы артпедагогики в художественно-эстетическом развитии детей дошкольного возраста Человечество не стоит на месте, а ищет новые пути развития, совершенства. Детский сад является зеркалом общества, и поэтому появляются все.
Формы и методы способствующие позитивному общению детей с их родителями В современных условиях развития общества обострилась проблема позитивного общения в семье. У людей все меньше времени остается для общения.
Фотоотчет об игре «Сафари» — игре-испытании для вожатых летнего лагеря (часть вторая) Фотоотчет об игре «Сафари» — игре-испытании для вожатых летнего лагеря (часть вторая) Доброе время суток, уважаемые коллеги, дорогие.
Игра на детских музыкальных инструментах в детском саду Требование гуманизации образования, выдвинутое психологами и педагогами, предполагает большое внимание к развитию музыкальных способностей.
Картотека стихов для озвучивания на детских музыкальных инструментах «С добрым утром» Задремали звёзды золотые, Задрожало зеркало затона, Брезжит свет на заводи речные И румянит сетку небосклона. Улыбнулись.
Мастер-класс для воспитателей. «Использование муз-дидактических игр при обучении детей игре на музыкальных инструментах» Мастер-класс для воспитателей «Использование музыкально-дидактических игр при обучении детей игре на музыкальных инструментах» музыкальный.
Обучение дошкольников игре на музыкальных инструментах
Трофимова Алёна Валериевна
Обучение дошкольников игре на музыкальных инструментах
Обучение дошкольников игре на музыкальных инструментах.
Основной формой музыкальной деятельности в детском саду являются музыкальные занятия. Они объединяют все виды музыкальной деятельности: пение, слушание музыки, музыкально – ритмические движения, игру на детских музыкальных инструментах.В процессе игры ярко проявляться индивидуальные черты каждого исполнителя: наличие воли, эмоциональности, сосредоточенности, развиваются и совершенствуются творческие и музыкальные способности.
Обучаясь игре на музыкальных инструментах, дети открывают для себя мир музыкальных звуков и их отношений, более осознанно различают красоту звучания различных инструментов. У них улучшается качество пения (чище поют, музыкально ритмических движений (четче воспроизводят ритм).
Для многих детей игра на детских музыкальных инструментах помогает передать чувства, внутренний духовный мир.
Это прекрасное средство не только индивидуального развития, но и развития мышления, творческой инициативе, сознательных отношений между детьми.
Со многими музыкальными инструментами знакомим детей на музыкальных занятиях, с учетом возрастных особенностей дошкольников. Здесь же происходит и обучение игре на музыкальных инструментах, требуемых «Программой воспитания и обучения в детском саду»
С остальными инструментами, которые используются в оркестре, дети знакомиться во время индивидуальных занятиях. Обучение на них осуществляется так же в свободное от занятия время.
В процессе обучения детей игре на детских музыкальных инструментах используется попевки из «Музыкального букваря» Н. А. Ветлугиной. Попевки помогают развивать у детей мелодический слух, чувство ритма, способность сравнивать и различать звуки по высоте и тембру.
Систематическое применение на музыкальных занятиях различных музыкальных игрушек и инструментов вызывает у детей интерес к таким занятиям, расширяет их музыкальные впечатления, способствует творческой активности.
Знакомство с музыкальными инструментами мы начинаем со второй группы раннего возраста (от 2-3 лет). Дети должны научиться различать звуки по высоте (высокое и низкое звучание колокольчиков, металлофона, фортепиано); знать и различать звучание бубна и погремушки.
В работе с малышами используются музыкальные игрушки: дудочки, органчики, которые помогают заинтересовать их, побуждают к активности. Знакомство с музыкальными инструментами проводиться постепенно, усложняя задания от занятия к занятию. В музыкально – дидактической игре «На чем играю?» Тиличеевой дети знакомятся с дудочкой, колокольчиком. Используя металлофон и фортепиано в игре «Птица и птенчики» Тиличеева, дети учатся различать высокие и низкие звуки. Развивать чувство ритма, а так же слышать смену двух частей пьесы, умение выполнять соответствующие движения помогает игра «Ходим-бегаем» Тиличеевой и пляска «Бубин» Фрида. В ней дети действуют по показу воспитателя, за тем самостоятельно. В музыкально – дидактической игре «Тихо- громко» Тиличеевой дети различают изменение динамики. Они самостоятельно меняют движения, передавая динамические оттенки.
При обучении игре на музыкальных инструментах большое значение имеет развитие чувства ритма, умение передавать детьми несложный ритмический рисунок. Исполняя попевку «Петушок» предлагаем детям сыграть мелодию с помощью музыкального молоточка. Для развития ритма дети могут выполнять упражнения с кубиками. Всем раздают по два кубика, дети стараются передать ритмический рисунок.
В средней группе предусматривается новый вид музыкальной деятельности – игра на детских музыкальных инструментах (металлофон).
Игра на металлофоне способствует развитию у детей мелодического слуха, ритма и музыкальной памяти. При игре на металлофоне молоточек необходимо держать так, чтобы он лежал на указательном пальце, а большой придерживал сверху. Вначале вспоминаем игру «Дождь». Дети поочередно воспроизводят редкими и частыми ударами на металлофоне сильный и слабый дождь. Для обучения игре на металлофоне используем попевки из «Музыкального букваря» Ветлугиной. Мелодии, построенные на одном звуке. Затем приступаем к разучиванию попевки «Мы идём с флажком» Тиличеевой. С самого начала учим точно воспроизводить ритм. Дети передают ритм на палочках, бубне, кубиках. После усвоения ритма переходим к игре на металлофоне, бубнах. Обучение игре на ударных инструментах требует меньшей затраты времени, на них дети воспроизводят только ритм. Во время пения, слушания попевок на музыкальных занятиях в средней группе используются музыкальные игрушки. Например, исполняя песню «Барабанщик» Красева, дети исполняют припев на барабане, деревянных ложках. Коробочки, палочки, музыкальные молоточки применяются в песне «Строим дом» Красева.
Использование музыкальных инструментов во время пения развивает творчество детей. Дошкольники поют и играют в свободное от занятий время.
В процессе обучения игре на музыкальных инструментах перед детьми старшей группы ставятся новые, более сложные задачи. Если в средней группе во время игры на металлофоне от детей требовалось воспроизводить ритмический рисунок и мелодическую линию,то в старшей группе перед ними ставят новые задачи: соблюдать общую динамику, темп, своевременно вступать и заканчивать игру. В старшей группе «Программой» предусмотрена игра детей на музыкальных инструментах индивидуально и небольшими подгруппами. От исполнения простых попевок мы постепенно переходим к более сложным заданиям – игре на двух близлежащих звуках. В процессе игры на инструменте мелодии «Дождик» у детей развивается звуковысотный слух. Предлагаем отсчитать от начала шестую пластинку на металлофоне, с которой начинается игра попевки, следующий звук находим с левой стороны. Постепенно переходим к мелодиям, построенным на трёх звуках. Над русской народной прибауткой «Петушок»работаем в знакомой последовательности: поем песню со словами, показывая рукой высоту звуков, передаем ритмический рисунок на ударных инструментах и выкладываем карточки на фланелеграфе. При разучивании этой мелодии на металлофоне вначале указываем знакомые пластинки цветными кружочками, затем дети исполняют мелодию на слух. В старшей группе знакомим детей с триолой. Триола помогает развивать у детей ритмический и звуковысотный слух, определять количество звуков. Музыкальные инструменты используются не только во время исполнения попевок, но и при пении программных песен. Так во время инсценировки песни «Урожайная» Филиппенко детям предлагается передавать ритм погремушками и трещотками. На припев песни «Детский сад» Филиппенко используются трещотки, бубны, деревянные ложки.
Обучению игре на музыкальных инструментах в подготовительной к школе группе мы уделяем особое внимание к этому времени дети хорошо владеют такими инструментами, как металлофон, погремушки, трещотки, колокольчики, колотушки, треугольники, бубны, барабаны, коробочки и др. Ребята не только с помощью воспитателя, но и самостоятельно могут организовать небольшой ансамбль.
В подготовительной группе ставятся новые задачи: научить детей играть по одному и в оркестре, своевременно вступать и заканчивать свою партию, играть с динамическими оттенками. Обучение детей игре на музыкальных инструментах вначале проводится в комплексе с распевкой, чему уделяется 5-6 минут на каждом занятии. Используя музыкальные инструменты, дети как бы дополняют простейшие мелодии, которые исполняют как распевки.
В этой группе продолжается обучение игре на инструментах не только на примере попевок из «Музыкального букваря» М. А. Ветлугиной, но и используются русские народные мелодии, предлагаемые «Программой». Поэтому обязательно в работе применяются различные пособия, способствующие более эффективному обучению детей игре на музыкальных инструментах. Например, музыкальные лесенки, фланелеграф, которые помогают и закрепляют знания детей о движении мелодии.
В подготовительной к школе группе продолжается обучение игре на металлофоне, так как он является простейшим музыкальным инструментом, на котором дети имеют возможность не только сыграть знакомую попевку, но и подобрать по слуху простейшие мелодии песен и танцевальных мотивов. В процессе обучения игре на металлофоне хорошо формируются слуховые представления, чувство ритма, тембра, динамики, развивается самостоятельность в действиях ребёнка, его внимание и организованность.
В начале года повторяется игра на металлофоне простых попевок, построенных на одном звуке.
Затем дети учат попевки, построенные на двух близлежащих звуках. Дети пропевают их, показывая рукой высоту звуков, выкладывают ритмический рисунок на фланелеграфе, вспоминают приёмы правильного звукоизвлечения на металлофоне, играют индивидуально и небольшими ансамблями. Количество играющих на металлофоне одновременно увеличивается (8-10 человек). У детей развивается чувство ансамбля, они осваивают навыки совместных действий (поют, играют). Ансамблем исполняют русскую народную прибаутку «Сорока-сорока» и песню «Гармошка» Тиличеевой.
Игра на музыкальных инструментах развивает творческую активность детей, у них появляется желание проиграть знакомые мелодии не только на музыкальных занятиях, но и в часы досуга. Во время знакомства с русской народной песней «Я на горку шла» детям можно предложить подумать и назвать инструменты, которые могут звучать во время исполнения этой песни помимо металлофонов. Дети вместе с педагогом решают, в какой последовательности лучше чередовать те или иные музыкальные инструменты.
В подготовительной группе начинается знакомство детей с аккордеоном. Ребята рассматривают его, слушают знакомые мелодии в исполнении музыкального руководителя. Детям даётся возможность послушать его звучание в аудиозаписи в исполнении артистов.
Играть на аккордеоне может не каждый ребёнок. Из всех музыкальных инструментов этот является самым сложным. Поэтому на музыкальных занятиях происходит только знакомство с аккордеоном, а обучение во время индивидуальных занятий. После того как дети усвоят навыки игры на аккордеоне, они начинают играть несложные попевки и песенки. Этот инструмент можно включать в музыкально-дидактические игры, участниками которых являются дети.
Творческая активность детей проявляется и в песне «К нам гости пришли» Александрова. Здесь между собой чередуются такие инструменты как бубен, металлофон, трещотки. Эти инструменты используются по желанию детей.
Постепенно задания усложняются. Дети переходят к игре попевок, построенных на трёх звуках, а также с более усложнённым ритмическим рисунком («Бубенчики» Тиличеевой, «Ой, лопнув обруч» (у. н. м., «Во поле берёза стояла»). В русской народной песне «Во поле берёза стояла», помимо металлофона в первом такте припева звучит треугольник.
Мелодии, включающие широкие интервалы, требуют для их разучивания больше времени. К таким относится русская народная мелодия «На зелёном лугу». Вначале разучивается с детьми мелодия с фортепиано, затем дети показывают рукой движение мелодии, далее передают ритмический рисунок на группе ударных и закрепляют его на фланелеграфе. И только после этого можно переходить к обучению игре на металлофоне. С детьми, которые трудно осваивают игру, нужно заниматься индивидуально.
Объединяя детей в оркестр, используя разученные на музыкальном занятии мелодии, проводятся несколько занятий во вторую половину дня, во время которых педагог добивается от детей сыгранности, выразительности исполнения, своевременного вступления, исполнения сольных партий.
К концу учебного года все дети подготовительной к школе группы овладевают практическими навыками игры на нескольких музыкальных инструментах – металлофоне, аккордеоне, баяне, триоле, треугольнике, барабане, бубне, трещотке, колокольчике, колотушках, кастаньетах и др. Дети знают названия инструментов, характер их звучания, правила пользования и хранения инструментов.
Уделяя особое внимание обучению игре на музыкальных инструментах в подготовительной к школе группе, мы тем самым приучаем детей согласованно действовать в коллективе, готовим их к занятию в школе, развивая те качества, которые так необходимы будущему школьнику.
При обучении дошкольников игре на музыкальных инструментах большое внимание уделяем индивидуальной работе. Главная цель таких занятий – усвоение приобретённых умений и навыков, полученных на музыкальных занятиях, развитие у детей музыкальных способностей, памяти, чувство ритма, умение сравнивать и различать звуки. Индивидуальные занятия по обучению игре на детских музыкальных инструментах начинается со средней группы. В репертуар таких занятий входят программные попевки, песни. На индивидуальных занятиях продолжается обучение игре на металлофоне. Прежде чем начать обучение на металлофоне, музыкальный руководитель вместе с ребёнком вспоминает знакомую попевку, уточняет с какой пластинки надо играть. Ребёнок исполняет мелодию по музыкальным фразам. При необходимости обращаемся к фланелеграфу. При этом педагог следит чтобы ребёнок не зажимал сильно молоточек. В старшей группе на индивидуальных занятиях мы учим детей играть в ансамбле. В подготовительной к школе группе требования к игре детей на детских музыкальных инструментах повышается. Дети играют ансамблем в оркестре. Обучение игре на маракасах, румбе, треугольнике, трещотках, погремушках также вводим на индивидуальных занятиях. Развивается внимание детей, умение слушать аккомпанемент. Маракасы погремушки находятся в каждой руке ребёнка. Играя ими перед собой, ребёнок передаёт ритмический рисунок произведения. Большую индивидуальную работу проводим с детьми, обучающимся игре на ложках в ансамбле. Детям даётся возможность придумывать свои движения (два удара по коленам и четыре удара перед собой). На индивидуальных занятиях дети учатся правильно держать перед собой треугольник в левой руке. Звук должен быть лёгким и упругим, если он продолжается долго, следует прижать треугольник рукой – звук прекратится. Играть на трещотках дети обучаются индивидуально. Если трещотка состоит из деревянных пластин, дети учатся правильно встряхивать, чтобы пластинки четко ударялись друг о друга. При обучении детей игре на тарелках дети учатся держать тарелки за ремни и ударять скользящим движением одной о другую. На бубнах дети играют с младшей группы. Одной из главных задач при обучении игре на бубне является развитие ритмического слуха.
Перед обучением игре на аккордеоне показываем, как правильно сидеть и держать инструмент. Дети учатся расположению звуков, чередованию пальцев при игре, растяжение меха. После того как дети научатся извлекать на инструменте чистое звучание, можно переходить к разучиванию песни. Игра в ансамбле требует от детей соблюдение общей динамики и темпа. После того как дети хорошо освоят музыкальный инструмент, можно предложить им играть стоя, так как дети, играющие на аккордеоне обычно стоят.
При игре на губных гармошках необходимо правильно расходовать дыхание. Учим детей дуть в отверстие трубки, равномерно расходуя воздух, одновременно нажимая на нужную клавишу. Для закрепления навыков игры на инструментах в каждой возрастной группе оборудован музыкальный уголок, в котором есть необходимые инструменты, игрушки. Занимаясь с детьми индивидуально, мы постоянно помним о том, что должны подготовить их к активной, успешной учебной деятельности в школе.
Успехи музыкального развития дошкольников во многом зависят не только от музыкального руководителя, но и от воспитателя. Ведь он общается с детьми чаще, чем музыкальный руководитель, лучше знает склонности каждого ребёнка.
Совместная работа муз. руководителя и воспитателя помогает заполнить жизнь детей песнями, играми, игрой на детских музыкальных инструментах.
Последнему виду музыкальной деятельности уделяется большое внимание. Постоянно увеличивается ассортимент озвученных игрушек и детских музыкальных инструментов, с учетом возрастных особенностей детей оснащаем музыкальные уголки в группах.
Первоначальные навыки игры на музыкальных инструментах дети получают в процессе музыкальных занятий. И если воспитатель с радостью ждет этих занятий, с нетерпением готовится к ним вместе с ребятами, активен на протяжении всего музыкального занятия, то детям передается его настроение.
Если говорить о детях младшего дошкольного возраста, то роль воспитателя в музыкальной работе с ними исключительно велика,он является участником всех видов детской деятельности: поет и танцует с ребятами, загадывает музыкальные загадки, играет на бубне, дудочке, погремушках.
Первоначальные музыкальные самостоятельные проявления у малышей ещё неустойчивы. Поэтому воспитатель поддерживает возникший у них интерес к музыкальной игрушке и некоторым инструментам, показывает, как ими пользоваться. Вместе с музыкальным руководителем обыгрывает на занятиях музыкально-дидактические игры. Например, при знакомстве детей с музыкально-дидактической игрой «Птичка и птенчики» Е. Тиличеевой воспитатель играет на металлофоне, а музыкальный руководитель исполняет аккомпанемент. Вместе с детьми он выполняет ритмические упражнения на погремушках, колокольчиках, бубнах под сопровождение музыкального руководителя. Затем использует эти музыкальные игрушки с детьми в группе в различных игровых ситуациях. Воспитатель учит малышей реагировать на тихое и громкое звучание, слышать и различать детские музыкальные инструменты (барабан, бубен, погремушку).
В средней группе педагог вместе с музыкальным руководителем знакомит детей с музыкальными инструментами – металлофоном, треугольником и др. При этом обязательно исполняет мелодию с ребёнком, т. к. музыкальный руководитель играет фортепианное сопровождение. Воспитатель помогает ребёнку освоить навыки игры на инструменте, передать ритмический рисунок мелодии.
Музыкальная деятельность детей вне занятий очень разнообразна.Она бывает различна по форме и роль взрослого здесь очень важна: он направляет самостоятельную деятельность детей, включает музыку в игры, прогулку, трудовой процесс. На музыкальных занятиях дети получают задания позаниматься в музыкальном уголке, конкретно указывается попевка, которую они должны выучить на каком-либо инструменте. Воспитатель в случае необходимости приходит детям на помощь.
Основной формой музыкальной деятельности в детском саду являются музыкальные занятия. Они объединяют все виды музыкальной деятельности: пение, слушание музыки, музыкально-ритмические движения, игру на детских музыкальных инструментах.
Игре на детских музыкальных инструментах в детском саду уделяется особое внимание, так как именно детское музицирование расширяет сферу музыкальной деятельности дошкольника, повышает интерес к музыкальным занятиям, способствует развитию музыкальной памяти, внимания, помогает преодолению излишней застенчивости, скованности, расширяет музыкальное воспитание ребенка.
В процессе игры ярко проявляются индивидуальные черты каждого исполнителя: наличие воли, эмоциональности, сосредоточенности, развиваются и совершенствуются творческие и музыкальные способности.
Обучаясь игре на музыкальных инструментах, дети открывают для себя мир музыкальных звуков и их отношений, осознаннее различают красоту звучания различных инструментов. У них улучшается качество пения (чище поют, музыкально-ритмических движений (четче воспроизводят ритм). Для многих детей игра на детских музыкальных инструментах помогает передать чувства, внутренний духовный мир. Это прекрасное средство не только индивидуального развития, но и развития мышления, творческой инициативы, сознательных отношений между детьми.
— создавать условия для игры на детских музыкальных инструментах;
— использовать только настроенные и эстетичные музыкальные инструменты;
— не навязывать детям обучение на инструменте, не злоупотреблять чрезмерными занятиями;
— поощрять попытки самостоятельной игры на музыкальном инструменте.
Список использованной литературы
13. Сивоконь С. Играя, учимся. // Дошкольное воспитание. №9., 2000.
Занятие в средней группе «Развитие музыкальных способностей и интересов при обучении игре на музыкальных инструментах» «Развитие музыкальных способностей и интересов при обучении детей игре на музыкальных инструментах» музыкальный руководитель Воронина Светлана.
Конспект занятия «Игра на музыкальных инструментах» Конспект музыкального занятия в старшей группе «Игра на музыкальных инструментах Цель. Упражнять детей в различении звучания детских музыкальных.
Консультация для родителей «Приобщение детей к игре на детских музыкальных инструментах» Консультация для родителей на тему: «Значение и задачи раннего приобщения детей к игре на ДМИ» Музыкальная педагогика давно занимается вопросами.
Мастер-класс «Обучение дошкольников игре в шахматы» 1 слайд. Уважаемые коллеги, добрый день! Я очень рада нашей встрече. Для того чтобы, привлечь малышей к миру шахмат, сделать знакомство.
Методика обучения детей игре на детских музыкальных инструментах Методика обучения детей игре на детских музыкалъных инструменmax. Методика обучения детей игре на музыкальных инструментах. Разные группы.
Программа физкультурно-спортивной направленности кружка «Школа мяча. Обучение старших дошкольников игре в баскетбол» Программа «Школа мяча» физкультурно-спортивной направленности, является адаптированной, ознакомительной. Она разработана для занятий с.
Рассказы о музыкальных инструментах для детей Арфа Арфа выглядит по-королевски: педали сверкают золотом, на самом верху что-то вроде небольшой короны, прозрачная накидка из струн, и.
Роль музыкально-дидактических игр при обучении игре на детских музыкальных инструментах Роль музыкально-дидактических игр при обучении игре на детских музыкальных инструментах. Основной формой музыкальной деятельности в детском.
Роль музыкально-дидактических игр при обучении игре на детских музыкальных инструментах Роль музыкально-дидактических игр при обучении игре на детских музыкальных инструментах. Основной формой музыкальной деятельности в детском.
Обучаем детей игре на музыкальных инструментах Обучаем детей игре на музыкальных инструментах. Музыкальное воспитание в детских садах предусматривает не только слушание музыкальных произведений,.