какой музей находится на красной площади
Контакты и часы работы
ИСТОРИЧЕСКИЙ МУЗЕЙ
Контакты:
Справочная : +7 (495) 692-37-31
Часы работы: по графику работы музея
Эл. почта для приема писем и обращений: shm@shm.ru
109012, г. Москва, Красная площадь, д. 1
ст. м. Площадь Революции, Театральная, Охотный ряд
Выход из метро по указателям «К Историческому музею»
График работы:
Понедельник, среда, четверг, воскресенье: 10:00–18:00
Пятница, суббота: 10:00–21:00
Вторник — выходной день
Касса закрывается за 1 час до окончания работы музея
Экскурсионный центр : +7 (495) 692-37-31
Эл. почта: visitor@shm.ru
Часы работы экскурсионного центра:
Ежедневно — с 10:00 до 17:00
Вторник — выходной день
ВЫСТАВОЧНЫЕ ПЛОЩАДКИ
Выставочный комплекс:
109012, г. Москва, площадь Революции, д. 2/3
ст. м. Площадь Революции, Театральная, Охотный ряд
Вход в здание Музея Отечественной войны 1812 года
График работы:
Понедельник, среда, четверг, воскресенье: 10:00–18:00
Пятница, суббота: 10:00–21:00
Вторник — выходной день
Касса закрывается за 1 час до окончания работы музея
Новый выставочный зал:
109012, г. Москва, Красная площадь, д. 1
ст. м. Площадь Революции, Театральная, Охотный ряд
Вход со стороны Воскресенских ворот и «Нулевого километра»
Понедельник, среда, четверг, воскресенье: 10:00–18:00
Пятница, суббота: 10:00–21:00
Вторник — выходной день
Касса закрывается за 1 час до окончания работы музея
ЛЕКЦИОННЫЕ ПЛОЩАДКИ
Лекторий Исторического музея (Лекторий «18 89»):
109012, Москва, Красная площадь, д. 1
ст. м. Площадь Революции, Театральная, Охотный ряд
Лекторий расположен на 1 этаже Исторического музея.
График работы:
В соответствии с графиком проведения лекций
Лекционный зал Выставочного комплекса:
109012, г. Москва, площадь Революции, д. 2/3
ст. м. Площадь Революции, Театральная, Охотный ряд
Лекционный зал находится на 2 этаже комплекса (вверх по мраморной лестнице).
График работы:
В соответствии с графиком проведения лекций
Администратор: +7 (495) 698-24-97
Официальные музейные магазины:
109012, Москва, Красная площадь, д. 1
ст. м. Площадь Революции, Театральная, Охотный ряд
Магазин расположен в Половецком дворике Исторического музея.
График работы:
В соответствии с графиком работы музея.
109012, Москва, улица Никольская, д. 5/3, стр. 1
ст. м. Площадь Революции, Театральная, Охотный ряд
Магазин расположен в здании бывшего Губернского правления.
График работы:
понедельник — воскресенье: 9:00–20:00
АРТИЛЛЕРИЙСКИЙ ДВОР:
109012, г. Москва, Никольская улица, д. 5/1, с2
ст. м. Площадь Революции, Театральная, Охотный ряд
Вход во двор со стороны Красной площади.
Расскажите друзьям о музее:
Официальный информационный партнёр:
Технический партнёр:
Copyright © 1998–2021 Исторический музей
Подписка на рассылку
Большой коллектив музея трудится над тем, чтобы история нашей страны была вам ближе и интереснее, чтобы наш музей прочно вошел в жизнь тех, кто стремится к новым знаниям. Без посетителей и тесной связи с ними любой музей стал бы лишь хранилищем ценностей. Общение с вами дает нам стимул для дальнейшего развития, вдохновляет и поддерживает. И, всякий раз, покупая билет на экспозицию или выставку, книгу или сувенир, вы должны быть уверены, что вносите вклад в дело сохранения нашего общего культурного наследия, популяризации и развития одного из интереснейших музеев мира.
Команда Исторического музея благодарит вас за помощь и поддержку!
К 150-летию основания Исторического музея мы готовимся запустить программу «Клуб Друзей Исторического музея». Просим вас ответить на несколько вопросов, чтобы сделать нашу программу особенной.
Государственный исторический музей
Официальная страница Государственного исторического музея — крупнейшего музея в России. Мы храним более 5 миллионов экспонатов!
В нашем музее вы узнаете про историю России с древнейших времен и до конца XIX века. В музее представлены личные вещи российских царей и императоров.
Показать полностью.
Главное здание Государственного Исторического музея и его филиал Покровский собор («Храм Василия Блаженного») решением XIV Сессии ЮНЕСКО (07.12.1990) в составе объектов Красной площади внесены в Список памятников Всемирного культурного и природного наследия.
Рекомендуем в день визита уточнить информацию о графике работы музея и расписании обзорных экскурсий по телефону 8 (495) 692-40-19.
Государственный исторический музей запись закреплена
Выставка «Шедевры Русского музея: “Смолянки” Дмитрия Левицкого» откроется 17 ноября
Совместный проект с Русским музеем продолжает серию юбилейных выставок, посвящённых 150-летию Исторического музея, которое будет широко отмечаться в 2022 году.
Показать полностью.
Основа экспозиции — серия портретов из цикла «Смолянки» известного отечественного художника второй половины XVIII века — Дмитрия Григорьевича Левицкого. Портретная серия «Смолянок» стала высоким достижением отечественной живописной школы, полноправно вошедшей во второй половине XVIII века в круг европейских национальных художественных школ.
Помимо портретов экспозиция дополнена рядом произведений: портретами основателей Смольного института — Екатерины Великой и И. И. Бецкого, предметами прикладного искусства и историческими фотографиями. Всего на выставке представлено более 90 предметов из собрания Русского музея.
Серия портретов «Смолянки» никогда полностью не покидала постоянную экспозицию Русского музея, лишь иногда отдельные полотна передавали на временные выставки. В Историческом музее все семь портретов воспитанниц Смольного института будут впервые экспонироваться в полном составе вне стен Русского музея.
До 14 февраля 2022. Билеты уже в продаже https://tickets.shm.ru/ru#id=268&sid=842
Государственный исторический музей запись закреплена
Пока идет торжественная церемония открытия выставки «Шедевры Русского музея: “Смолянки” Дмитрия Левицкого» предлагаем ближе познакомиться с уникальной серией из Русского музея
Серия портретов «Смолянки» никогда полностью не покидала постоянную экспозицию Русского музея, лишь иногда отдельные полотна передавали на временные выставки. В Историческом музее все семь портретов воспитанниц Смольного института будут впервые экспонироваться в полном составе вне стен Русского музея.
Онлайн-экскурсию «Дмитрий Левицкий. Смолянки» ведет Анна Владимировна Прозорова, ведущий методист методического отдела Русского музея.
© Русский музей, Санкт-Петербург
Государственный исторический музей запись закреплена
Меняется расписание цикла лекций ГИМ и фонда им. Миклухо-Маклая к выставке «Крузенштерн. Вокруг света»
Показать полностью.
Лекция 20 ноября переносится на 27 ноября, лекция 27 ноября переносится на 4 декабря.
Актуальное расписание лекций:
«Как проходило первое кругосветное путешествие под командованием И. Ф. Крузенштерна: удивительный маршрут»
27 ноября в 14:00
«Что было после первого кругосветного плавания: последователи И. Ф. Крузенштерна и роль его личности для развития научных исследований Южно-Тихоокеанского региона в мировом масштабе»
4 декабря в 12:00
Лектор — София Евгеньевна Пале, кандидат исторических наук, научный сотрудник Центра ЮВА, Австралии и Океании ИВ РАН
Государственный исторический музей запись закреплена
Ангоб (от французского «engobe» — обмазка, глазурь) — тонкий слой сырой белой или цветной глины, который наносят на поверхность керамического изделия до его обжига. Главная функция подобной техники заключается в маскировке грубой фактуры или нежелательного цвета черепка необожжёной глины.
Показать полностью.
После обжига роспись ангобами даёт чистый цвет и четкий, слегка рельефный рисунок. Ангоб наносят на изделие кистью или специальным шприцем, а пространство между декоративными элементами рисунка покрывают солями металлов, оставляя естественный цвет глины вокруг рисунка.
Технику ангобирования применяли античные керамисты и мастера итальянской майолики в эпоху Возрождения, а на Руси такое покрытие называли «побела». В XVII–XVIII веках схожую технику именовали по-французски, в том числе и в России: «пат-сюр-пат» (фр. «pâte sur pâte» — «масса на массу»).
—
Тарелки и декоративные настенные блюда. XVIII в.
Государственный исторический музей запись закреплена
Готовимся к открытию выставки «Шедевры Русского музея: “Смолянки” Дмитрия Левицкого»! Научный сотрудник отдела изобразительных материалов ГИМ Залина Тетермазова рассказывает про уникальный рисунок из собрания музея — акварель с интерьером комнаты Екатерины Ивановны Нелидовой.
Совместный проект с Русским музеем продолжает серию юбилейных выставок, посвящённых 150-летию Исторического музея, которое будет широко отмечаться в 2022 году.
Выставка откроется 17 ноября. Билеты уже в продаже https://tickets.shm.ru/ru#id=268&sid=842
Государственный исторический музей запись закреплена
События, произошедшие в Москве в период с 27 октября по 2 ноября 1917 года, современники и очевидцы прозвали «Кровавой неделей». «Началась гражданская война» — написала газета «Утро России», заключая рассказ о первом дне вооруженного противостояния между Московской городской думой и Комитетом общественной безопасности с одной стороны и Военно-Революционным комитетом Советов рабочих и солдатских депутатов с другой.
Показать полностью.
И хотя масштаб разрушений был бы в разы значительнее, если бы артиллеристы использовали не картечь, обстоятельства обстрела потрясли современников: «Но что сталось с нашим Кремлем?! Замолк рев артиллерийской пальбы, затих шум братоубийственной бойни, и из праха и дыма гражданской войны глядит он на нас, зияя ранами, разбитый, оскверненный, опозоренный Кремль — твердыня нашего духа, немой свидетель прежней нашей славы и настоящего позора, сложенный по кирпичу трудами поколений, залитый в каждом камне кровью его защитников, стоявший свыше полтысячи лет, переживший всякие непогоды и бури и павший ныне от руки своего же народа, который через полтысячи лет стал разрушать свои вековые святыни. » (Епископ Нестор Камчатский. Расстрел Московского Кремля (27 октября — 3 ноября 1917 г.)
В этой связи особенно показательна участь Покровского собора. Не имея стратегического значения и не будучи основной мишенью, он отделался лишь несколькими осколочными попаданиями, самым серьезным из которых было попадание в главу ближайшей к Кремлю церкви Входа Господня в Иерусалим: осколок пробил железное фигурное покрытие и кирпичный свод церкви и застрял в нише под окном нижнего яруса. Вызванные этим повреждения в интерьере церкви были законсервированы, так что любой желающий может увидеть их и сегодня, а вот на полноценную реставрацию сначала перекрытия, а затем главы ушло долгих шесть лет — то есть столько же, сколько в XVI веке заняло строительство всего Покровского собора.
Это сопоставление как нельзя лучше подчеркивает уязвимость и беззащитность кажущихся на первый взгляд незыблемыми памятников древности, особенно в наши дни, когда человек достиг настолько значительного прогресса в деле уничтожения себе подобных, что любой конфликт может иметь непоправимые последствия.
Государственный исторический музей в Москве
Государственный исторический музей в Москве
Государственный исторический музей в Москве – крупнейшее в стране собрание редкостных предметов старины, бесценных скульптур и художественных произведений, уникальных документов. Экспонаты повествуют о становлении Российской державы с древнейших эпох до начала минувшего столетия. В богатейших запасниках музейных фондов – миллионы единиц хранения, и в каждом предмете заложена частичка истории. В 1990 году здание музея, как неотъемлемая часть архитектурного ансамбля Красной площади, было включено в реестр объектов Всемирного материального наследия человечества. Ежегодно с экспозицией знакомятся более миллиона посетителей.
Сэкономь на путешествии!
Видео: Государственный исторический музей в Москве
Основные моменты
В фондах Государственного исторического музея (ГИМ) насчитывается около 5 млн предметов и многие миллионы письменных документов. В 40 просторных залах экспонируется менее одного процента этого богатого наследия, но музей располагает несколькими филиалами, где можно познакомиться с тематическими коллекциями.
Сотрудники ГИМ организуют выездные выставки предметов из фондовых собраний. В интернете созданы познавательные веб-порталы, на которых выставлены изображения художественных произведений российской старины, древних артефактов с подробными описаниями, оцифрованные подлинники документов разных эпох. Замечательным оформлением выделяются выставочные залы, расположенные на первом этаже музейного здания. Интерьеры были созданы плеядой выдающихся мастеров кисти, творивших в последней четверти XIX – начале XX столетия.
Наиболее эффектный вид на здание Исторического музея открывается с Красной площади, от собора Василия Блаженного. Слева протянулись стены Московского Кремля, над музеем возвышается угловая Арсенальная башня. Справа находятся нарядные торговые ряды ГУМа, за ними виднеются купола собора во имя Казанской Божьей Матери и Воскресенские ворота, примыкающие к северо-восточному фасаду музейного здания. Вдоль юго-западной стены музея по Кремлевскому проезду можно пройти на Манежную площадь. Отсюда удастся сфотографировать здание Государственного исторического музея с обратной стороны. Со стороны площади открывается вид на впечатляющий северо-западный фасад. Перед ним в 1995 году был установлен конный памятник советскому полководцу Георгию Жукову.
При Государственном историческом музее действует большой магазин с широким ассортиментом сувениров, репродукций и познавательной литературы.
История Государственного исторического музея
Идея создания особого музея истории государства Российского принадлежала наследнику престола, будущему императору Александру III. В юности он познакомился с подобными собраниями за рубежом. Толчком к воплощению замысла цесаревича послужила Московская Политехническая выставка, проведенная в 1872 году. В рамках промышленного салона демонстрировалась и экспозиция российских древностей, боевых реликвий Крымской войны и завоевания Кавказа. По окончании выставки великолепные коллекции было решено сохранить в отдельном помещении и представить на обозрение широкой публики. Этот год и считается датой основания исторического музея. К слову, основные экспонаты промышленной выставки были переданы в Политехнический музей, созданный в том же году на Пречистенке любителями науки и техники.
Красная площадь в 1872 году, слева — здание Земского приказа
Грандиозное здание Исторического музея возвели у Кремля, на Красной площади. Его фасады, спроектированные зодчим Владимиром Шервудом и инженером-градостроителем Анатолием Семеновым, изменили облик сердца Москвы, завершив ансамбль площади великолепным сооружением. Фундамент заложили в сентябре 1875 года в присутствии государя Александра II, установившего первый символический камень.
Строительство продолжалось шесть лет и завершилось к марту 1881 г., накануне коронации императора Александра III, но для публики экспозиция открылась только через два года. Музей был назван именем взошедшего на престол царя. Новое учреждение культуры возглавил один из вдохновителей его создания, археолог с мировым именем, исследователь российских древностей и меценат граф Алексей Уваров, передавший в фонды часть своих личных собраний редкостей. Его примеру последовали многие российские коллекционеры. Так, Петр Иванович Щукин, промышленный магнат и знаменитый собиратель древностей, в 1905 году преподнес в дар Императорскому историческому музею коллекцию из 300 000 предметов. Любопытно, что эта цифра намного превышала количество артефактов, имевшихся в самом музейном собрании. Почетным председателем правления музея стал младший брат царя, великий князь Сергей Александрович Романов.
Проект Исторического музея под девизом «Отечество». Фасад на Красную пл. (В. Шервуд, А. Семёнов), 1875 г. Строительство Исторического музея (вид от Кремля). 1875-1876 гг.
В 1914 году Исторический музей обзавелся собственной библиотекой с хранилищем рукописей и старопечатных изданий. Для устройства книгохранилищ и читальных залов пришлось перепланировать несколько помещений здания. Среди хранящихся тут книжных сокровищ – «Изборник» князя Святослава 1073 года, Мстиславово Евангелие, написанное в 1117 году и украшенное многоцветными миниатюрами.
После революции 1917 года значительную часть музейных коллекций отправили в подвальные хранилища, при этом, к сожалению, некоторые экспонаты претерпели значительные повреждения или вовсе исчезли. Росписи и декор залов были уничтожены, многие детали фасадов демонтировали. Между тем, фонды ГИМ заметно увеличились – сюда свозились ценности из ликвидированных московских музеев и монастырей, из конфискованных подмосковных усадеб аристократов и состоятельных предпринимателей. С 1920-х годов обновленная новыми властями экспозиция стала отражать коммунистическую идеологию.
В годы Великой Отечественной войны музей не прекращал работу, несмотря на бомбовые удары вражеской авиации по Москве. Наиболее ценные артефакты эвакуировали в восточные пределы страны, многие коллекции переместили в подвалы здания, на их месте появились муляжи. В послевоенный период в залах второго этажа открылись экспозиции, отражавшие этапы становления Советского Союза.
Только через 100 лет после возведения Исторического музея, когда из строя начали выходить дореволюционные инженерные коммуникации, изрядно обветшавшее здание решили отреставрировать. Масштабные работы велись с 1986 по 2003 год. Сооружению, признанному особо ценным объектом культурного наследия, был возвращен изначальный облик. Реставраторы, руководствуясь эскизными проектами Шервуда и старинными фотокарточками, восстановили утраченные элементы внешнего и внутреннего декора, росписи стен и сводов музейных залов. Помещения оборудовали системами климат-контроля, поддерживающими оптимальный для хрупких экспонатов температурный режим и влажность воздуха. На свободном пространстве внутреннего подворья появился новый выставочный зал и Половецкий дворик.
Сегодня в Государственном историческом музее выставлено около 22 000 тщательно отобранных артефактов. Для поверхностного обозрения представленных тут исторических ценностей понадобится несколько дней. Знатоки утверждают, что неспешный и вдумчивый осмотр экспозиции займет не менее пяти лет!
Архитектура здания
Здание сложено из фасонного кирпича теплого терракотово-красного оттенка с нарядными белыми вставками, гармонирующего с цветовой гаммой средневековых построек Кремля. Внешний облик сооружения отражает модные в то время черты псевдорусского архитектурного стиля с его сложной узорчатой фасадной кладкой, башенками, шатровыми кровлями, кокошниками, закомарами, киотцами, ложными балкончиками и другими изысканными элементами. На строительных лесах трудилось около шестисот искусных каменщиков.
Сотни окон здания, спроектированных зодчим и реставратором Александром Поповым, украшены деревянными переплетами – репликой древнерусских слюдяных окошек. Главный архитектор Шервуд планировал декорировать межоконные проемы фасадных стен многоцветными керамическими изразцами, но на майолику не хватило средств. На строительство и без того было израсходовано более полутора миллионов золотых рублей – по тем временам колоссальная сумма.
Прогулка по Историческому музею
Замечательные интерьеры не уступают в пышности внешнему виду здания. Мозаичные и мраморные полы, резные золоченые рамы картин, расписные стены и потолки, лепные карнизы, кованые детали и бронзовое литье декора превращают анфиладу залов музея в роскошные дворцовые покои.
Над оформлением экспозиционных помещений Государственного исторического музея работали талантливые живописцы, члены Императорской Академии художеств. Росписи создавали Иван Айвазовский, Виктор Васнецов, Илья Репин, Валентин Серов, Сергей Коровин и другие выдающиеся мастера. Таким образом, сами музейные залы, оформленные в дворцовом стиле, превратились в подлинные произведения искусства.
Парадный вход ведет через огромные арочные сени с расписной колоннадой. На своде изображено генеалогическое древо правителей России, у его корней – основоположники отечественной государственности, великие киевские князья из династии Рюриковичей – святой князь Владимир Святославич и святая княгиня Ольга. Всего же на ветвях родословного древа красуется 68 портретов венценосных особ. Эта роспись, созданная живописцами школы академика Фомы Гавриловича Торопова, в советское время чудом сохранилась под слоем известковой побелки, и в 1990-е годы была очищена реставраторами.
Справа от входа находится мемориальный кабинет первого директора музея, графа Уварова. Далее посетители минуют портал, ведущий в анфиладу из трех литерных помещений.
Роскошный Византийский зал «А» напоминает интерьеры древнего собора Святой Софии в Константинополе. Экспозиция, представленная тут, поэтично названа «Металл богов». Здесь демонстрируются произведения православного искусства XII-XIX столетий и церковные артефакты других христианских конфессий: иконы и богослужебные книги в драгоценных окладах с самоцветами, ларцы, чаши, подсвечники, золотая и серебряная утварь.
Подлинные сокровища, символы роскоши и богатства, вы увидите на витринах зала «В». Тут мерцают великолепные ювелирные изделия, созданные мастерами разных стран и эпох – от античности до начала XXI столетия. Ценители ювелирного искусства имеют возможность осмотреть и другие коллекции драгоценностей, посетив хранилище, расположенное в одной из башенок здания.
Роспись потолка центрального портала Зал «А», фрагмент потолочной мозаики Зал № 9, фрагмент росписи потолка Зал № 10, декор потолка Зал № 13, западная сторона. Панно «Московский Кремль в начале XV века»
На первом этаже Государственного исторического музея располагается 21 зал, где последовательно представлена история России от пещерных племен палеолита до эпохи царя Петра I. Помещения украшены тематическими работами российских живописцев. Среди них «Каменный век» Васнецова – монументальное круговое панно, украшающее фриз зала первобытной истории. Здесь вы увидите древнейшие произведения искусства, найденные на территории России – женские фигурки, выточенные из бивней мамонтов около 20 000 лет назад, изображения идолов и тотемных животных.
Настрой на восприятие экспозиции артефактов бронзового века создает полотно «Ночное жертвоприношение» кисти Семирадского. У стен зала внимание привлекают каменные статуи, тысячи лет простоявшие на вершинах курганов Причерноморских степей.
Два зала посвящены истории Древнерусского государства со столицей в Киеве. Летописи упоминают 15 славянских племен, объединившихся под властью великих киевских князей. «Повесть временных лет» называет точную дату создания державы – 862 год. А уже в 988 году произошло судьбоносное событие: равноапостольный князь Владимир распространил среди своих подданных христианское учение. В скандинавских сагах того времени бурно развивавшаяся Киевская Русь называлась Гардарикой – страной городов.
Один из залов расписан точными копиями фресок храма Спаса на Нередице, построенного в Новгороде в XII веке. Теперь полюбоваться этой росписью можно только здесь: во время Великой Отечественной войны древняя церковь была разрушена, оригиналы фресок уничтожены. В этом же зале представлены и знаменитые берестяные грамоты – бытовая переписка новгородцев XII-XIII столетий. В другом зале искусно выполнена копия белокаменного резного фриза Дмитриевского собора, возведенного князем Всеволодом Большое Гнездо. Это один из шедевров камнерезов средневековой Руси.
Большая экспозиция посвящена древнерусским ремеслам. Любопытно, что инструменты плотников, кожевенников, кузнецов, бондарей, гончаров и других мастеров выглядят очень современно. Формы орудий за прошедшие века почти не изменились.
Евангелие в золотом окладе, 1772 г.
В отдельном зале выставлено богатое собрание икон, образцы работ монахинь-златошвеек XIV-XVI веков.
В очередной анфиладе музейных залов рассказывается о временах царствования Ивана Грозного, Смутном времени, избрании на престол первого Романова и грандиозных реформах Петра I. Здесь много портретов, личных вещей государей и цариц. В центре экспозиции, повествующей о расцвете культуры и науки в России, стоит огромный глобус, приобретенный царем Петром в Голландии.
Историческое повествование продолжается в пятнадцати залах второго этажа Государственного исторического музея. Экспозиция начинается с эпохи дворцовых переворотов, последовавших за кончиной императора Петра Великого, и доведена до периода царствования самодержца Александра III (80-90-е годы XIX в.).
Мушкеты времен вторжения Наполеона в Россию в 1812 году
Знаковыми вехами в истории империи стали восстание декабристов на Сенатской площади Петербурга, завоевание Кавказа и Туркестана, Крымская война, очередная война с Турцией 1870-х годов, поход на Балканы, реформы императора Александра Освободителя. Об этих событиях повествуют экспозиции отдельных залов.
Последний зал посвящен эпохе Александра Миротворца неслучайно. Именно Александр III и царица Мария Федоровна стали первыми посетителями Исторического музея весной 1883 года.
Помещения третьего этажа предназначены для размещения передвижных выставок и демонстрации новых поступлений. Фонды музея ежегодно пополняются на 10 000 – 15 000 экспонатов, передаваемых из полевых археологических экспедиций, присланных частными дарителями. Ценные книги, иконы, картины приобретаются на аукционах. Неожиданные подарки преподносят потомки российских аристократов, живущие в зарубежных странах.
Отдельные тематические экспозиции
Как ни обширны залы Государственного исторического музея, здесь демонстрируется лишь малая толика собранных сокровищ. Коллекции уже давно переполняют хранилища. Для создания отдельных тематических экспозиций, отражающих знаковые вехи истории страны, в столице создано несколько филиалов Исторического музея.
Еще один интересный музей, принадлежащий ГИМ, можно осмотреть в Зарядье. В интерьерах старинной усадьбы Романовых устроена экспозиция, воссоздающая быт московской знати XVI-XVII столетий.
Выставочный комплекс площадью 120 000 м² строится на территории поселка Коммунарка, в 4 км к юго-западу от МКАД.
Вблизи Новодевичьего монастыря к 2023 году возведут экспозиционный центр, посвященный более чем тысячелетней истории Русской православной церкви.
Практическая информация
Государственный исторический музей работает с 10:00 до 19:00, в пятницу и субботу – до 21:00. Кассы прекращают продажу билетов за час до закрытия ГИМ. По вторникам – выходной день.
Стоимость входного билета – 400 рублей. Посетителей возрастом до 16 лет пропускают бесплатно. Льготники оплачивают 200 рублей. Можно приобрести семейный билет за 600 рублей на четыре персоны (двое взрослых + двое подростков до 18 лет).
В кассе предлагаются обзорные аудиогиды, озвученные на русском (800 рублей) и на иностранных языках (1100 рублей). К открытию крупных выставок предметов из фондовых хранилищ создаются специальные аудиогиды, подробно рассказывающие о новых экспозициях.
В залах установлены информационные баннеры, сенсорные ЖК-дисплеи. С их помощью можно со всех сторон осмотреть трехмерное изображение заинтересовавшего экспоната, а также полистать старинный фолиант, представленный на витрине.
Сувениры
Фирменный магазин Исторического музея вы найдете по соседству, в старинном трехэтажном здании № 5/1 на Никольской улице, выходящей на Красную площадь. В торговых залах представлен широкий выбор подарочных изданий книг по истории России, красочных альбомов, каталогов музейных коллекций, репродукций художественных полотен. Тут продаются сувениры, детская литература, настольные тематические игры, диски с видеообзорами экспозиций и многое другое. Магазин работает ежедневно с 09:00 до 21:00.
Как добраться
Адрес Государственного исторического музея в Москве – Красная площадь, 1. Ближайшие станции метро: «Охотный ряд» (к северо-западу), «Театральная» (к северу), «Площадь Революции» (к северо-востоку).