какой монастырь самый большой
Самые большие монастыри в мире
Свято-Успенская Почаевская лавра
Свято-Успенская Почаевская лавра — твердыня веры Христовой, обитель благочестия и подвижничества, духовный центр православного народа Западной Руси, стоит на вершине Почаевской горы.
Этот древнейший монастырь пребывает под особым покровительтвом Матери Божией. Здесь Пресвятая Дева явилась монахам-отшельникам, оставив на скале отпечаток стопы. Эту землю прославила на весь мир Почаевская чудотворная икона Божией Матери. В обители подвизались великие подвижники Православия — преподобный Иов Почаевский и чудотворец Волынского края преподобный Амфилохий.
Обитель основана в 1240 году Киево-Печерскими иноками, искавшими убежища от монголо-татарских орд на Волыни. Они поселились на скалистой горе, покрытой густым лесом. Сюда принесли аскетический дух преподобных Антония и Феодосия Киево-Печерских, а место своего уединения назвали в память о реке Почайне — притоке Днепра, на берегу которого стоял некогда их монастырь. Тогда же иноки сподобились благословения Матери Божией. Она явилась им на скале подобно неопалимой купине с короной на голове и скипетром в руке, оставив на камне след своей правой стопы, из которого начала источаться целебная вода. Явление это и было благословением и знаком заступничества Богоматери для насельников недавно основанной ими обители.
В 1597 году монастырь получает в дар от местной помещицы Анны Гойской значительные земельные угодья, имения и самое дорогое сокровище — чудотворный образ Божией Матери.
И сегодня Почаевский монастырь через свои уставные богослужения и проповеди продолжает раскрывать христианам подлинную истинность и красоту веры Христовой, выполняя свою заветную миссию — быть светильником Православия на западных землях Руси. В его стенах несут послушание более 250 насельников. При лавре действует духовная семинария. С 1997 года лавра имеет статус ставропигии.
Все, кто приходит ныне в святую обитель, ощущают полноту жизни, покров Богородицы, заступничество и благословение великих Почаевских угодников и чудотворцев.
Свято-Успенская Святогорская лавра
Святогорская лавра — православный мужской монастырь Украинской Православной Церкви (Московского патриархата), расположенный в городе Святогорске Донецкой области на высоком правом меловом берегу Северного Донца — на Святых Горах.
Святые Горы покрыты густым разнообразным лесом. Из темной зелени гор ярко выделяется чудное украшение Святогорской обители, сооруженное небесным Художником, — меловая скала, отвесно возвышающаяся над струями Донца. Обнаженная меловая скала вся изрыта внутри пещерами и ходами, пробитыми в мелу усилием трудолюбивых рук иноческих.
Пещерные ходы ведут к самой вершине горы и венчающей ее церкви Николая Чудотворца. На белом узком пике утеса этот храм как будто висит в воздухе, и его золотые кресты и купола сверкают на своей высоте.
Древний пещерный монастырь на Святых Горах пользовался особым уважением и любовью народа, который особо почитал его за строгость иноческой жизни, святость и подвижничество спасавшихся здесь братий. Благодаря им это древнее и святое место стяжало среди местного населения название не «Белые», а «Святые Горы».
Согласно церковным преданиям, первые монахи поселились на Святых горах в XIV веке в ископанных ими пещерах. В пещерах находились келии, усыпальницы, храмы, среди которых церковь преподобных Антония и Феодосия Киево-Печерских. Игумен и двенадцать старцев получали хлеб от царского жалованья. В XVII веке монастырь был разорен татарами, в XVIII веке он почти весь вымер от чумы, но молитвенная жизнь продолжалась. В середине XIX века обитель была отстроена заново. В ней возродилось высокое подвижничество: в лике святых прославлены семнадцать святогорских иноков.
До 1918 года это была общежительная Святогорская Успенская пустынь, одна из крупнейших в Российской империи. Перед Первой мировой войной в ней подвизалось около 600 монахов.
В 2004 году монастырь получил статус лавры. Сегодня Свято-Успенская Святогорская лавра является значительным духовным центром православной паствы восточной Украины и юга России. В ней несут послушание более 100 монахов.
Монастырь Самтавро
Монастырь Самтавро — комплекс из Самтавро-Преображенской церкви и женского монастыря святой Нины, расположенный при слиянии рек Мтквари и Арагви в Грузии в городе Мцхете, неподалеку от Тбилиси.
Считается, что первая церковь на этом месте построена еще в IV веке царем Мирианом III. Благодаря крупным пожертвованиям храм был одним из богатейших в Грузии. В храме Самтавро находится множество святынь: часть животворящего столпа, чудотворная икона Иверской Божией Матери, чудотворная икона святой Нины, пожертвованная царем Георгием XII своим внукам в 1870 году, могилы святых царей Мириана и Наны, мощи святого Абибоса Некресского, мощи святых Шио Мгвимского и Гавриила Самтаврийского (Ургебадзе), часть камня с могилы святой Нины из Бодбе и другие реликвии. Неудивительно, что название Самтавро переводится как «царская территория».
Грузины называют монастырь Самтавро душой страны. Он был учрежден при храме в 1820 году. Это целый комплекс зданий. В него входят: Преображенский храм, церковь Святой Нины, колокольня XV–XVII веков, круглая башня XVIII века, церковь Михаила Архангела, храм Иоанна Крестителя, храм Иоанна Златоуста, церковь Святых Мириана и Наны.
Киево-Печерская лавра
Свято-Успенская Киево-Печерская лавра — один из первых по времени основания монастырей Киевской Руси, одна из важнейших православных святынь, третий Удел Богородицы. В настоящее время Киево-Печерская лавра находится в центре Киева, на правом, высоком берегу Днепра и занимает два холма.
В 1688 году монастырь получил статус лавры и стал ставропигиальным (подчинялся непосредственно Патриарху или синоду).
В настоящее время Киево-Печерская лавра продолжает оставаться оплотом Православия в Украине, в ней несут послушание более 200 человек, из них более 100 в священном сане. На территории современного монастыря расположены Киевская духовная семинария и Киевская духовная академия. Лавра является местом, где находится резиденция Предстоятеля Украинской Православной Церкви, Блаженнейшего Митрополита Киевского и всея Украины, а также Синодальные отделы.
Нямецкая лавра
Нямецкая лавра — мужской монастырь Румынской Православной Церкви, расположенный в Румынии возле города Тыргу-Нямц. Основана лавра в XIV веке, она была самым большим монастырем в Румынии, известной школой монашества, одним из крупнейших средневековых центров молдавской культуры и образования.
В XV веке обитель являлась центром книгописания: здесь переписывали рукописи. И сейчас у монастыря самая большая и самая старая библиотека в Румынии. Она насчитывает 22 тысячи печатных и рукописных книг. В основном это духовная литература XVII и XVIII веков. Издательство в монастыре существует с 1808 года.
В XVIII веке в монастыре подвизался известный всему миру старец Паисий Величковский. При преподобном Паисии было 1100 монахов 23 национальностей: греки, русские, румыны, болгары, македонцы и другие. Учениками святого Паисия было основано 110 монастырей по всему миру. Именно здесь преподобный написал известное «Добротолюбие» — сборник духовных произведений святых отцов.
На территории лавры находится множество построек. Но особое впечатление производит главный храм обители — Вознесенский. Он изящный и в то же время монументальный — снаружи похож на крепость. Внутри множество старинных фресок и икон. Здесь пребывает чудотворный Нямецкий образ Божией Матери, обретенный в 1821 году во время нападения турок.
Среди святынь храма — честная глава преподобного Симеона Столпника Дивногорца и рака с частицей мощей преподобного Паисия Величковского.
Сейчас у монастыря восемь скитов — в горах и в лесу, неподалеку от монастыря. В 60 километрах расположены монастырские виноградники.
В самом монастыре подвизаются 63 монаха и еще 50 — в скиту.
При монастыре действует большой культурно-паломнический центр, построенный в 2003 году. В нем имеется гостиница на 100 мест, трапеза на 120 мест, зал для конференций на 900 мест, интернат, информационный центр для паломников. В нем проводится очень много различных мероприятий.
Подготовила послушница Татьяна Кладиева
Самые большие женские монастыри в России
Свято-Троицкий Серафимо-Дивеевский монастырь
Среди современных российских монастырей Дивеевский самый большой по числу насельниц. Этот женский монастырь расположен в селе Дивеево Нижегородской области. В XVIII веке две женские общины, Казанская и Мельничная, объединились в одну, и в 1861 году она получила статус монастыря.
Началась история Серафимо-Дивеевского монастыря, четвертого удела Божией Матери на Земле после Иверии, Афона и Киева, с того, что Царица Небесная явилась монахине Александре в киевском Флоровском монастыре и указала место на севере России, где обещала основать Свою обитель, «равной которой не было, нет и не будет никогда во всем свете».
Царица Небесная не оставляла попечения о Своей обители. Она обещала умножить служащих Господу и Ей, «как звезды небесные и как песок морской». Так и случилось. До революции в Дивеево проживало 1600 монашествующих сестер, теперь — около 500. Насельницы монастыря и паломники ежедневно, по благословению преподобного Серафима Саровского, исполняют Богородичное правило на Святой Канавке, «коею прошла Матерь Божия».
В настоящее время в Дивеево восстановлено и освящено семь храмов. Центром духовной жизни остается Троицкий собор со своей главной святыней — святыми мощами преподобного Серафима, Саровского чудотворца.
Покровский женский монастырь
Монастырь был поставлен на месте Убогих домов в Москве, так называемых скудельниц, где хоронили в одной большой яме всех, умерших без христианского напутствия. Отпевать и погребать их приходили «вси гражане, мужи и жены, которые сопровождали их с плачем и рыданием».
Первоначальным основателем Божедомского Покровского мужского монастыря в 1635 году был царь Михаил Федорович. Усердные богомольцы на пути в Троицкую лавру останавливались в Покровской обители призвать на помощь Божию Матерь, осеняющую верующих своим покровом. В конце XVIII века при монастыре было устроено две богадельни — мужская и женская. «Где было последнее пристанище для убогих мертвых, там устроен приют для убогих живых».
Долгие годы Покровский монастырь был сравнительно небольшой заштатной обителью. Святитель Иннокентий, митрополит Московский, в 1870 году придал монастырю статус миссионерского.
К 1917 году монастырь был благоустроенным, с хорошо налаженной богослужебной и хозяйственной жизнью. Это был настоящий духовный центр.
Закрытая большевиками в 1929 году обитель начала возрождаться в 1995 году как Покровский ставропигиальный женский монастырь. К 2014 году там уже было около 50 насельниц.
С 30 апреля 1998 года в этом монастыре почивают честные мощи блаженной старицы Матроны Московской. За помощью к подвижнице, как и при ее земной жизни, идут нескончаемым потоком люди.
Варлаамо-Хутынский Спасо-Преображенский женский монастырь
Древний монастырь расположен на правом берегу реки Волхов на окраине деревни Хутынь Новгородской области. Начало обители в конце XII века положил преподобный Варлаам Хутынский, поселившийся в этом «худом» (гиблом, нечистом) месте для уединенной молитвы. Однажды во время усердной молитвы Варлаам увидел светлый луч, который просиял из глухой чащи леса и указал место для будущей обители. В память о том «небесном свете» первая церковь Хутынского монастыря была освящена во имя Преображения Господня.
Обитель всё больше расширялась и благоустраивалась. До революции 1917 года она была самой процветающей в Новгороде. Чудеса и исцеления прославили преподобного Варлаама как великого чудотворца. С почитанием этого святого связано много житийных преданий.
В 1920 году Хутынскую обитель закрыли.
В апреле 1994 года решением Священного Синода монастырь возобновлен как женский. На январь 2012 года в обители проживали более 100 сестер.
Боголюбский монастырь Рождества Богородицы
Свято-Боголюбский женский монастырь расположен в поселке Боголюбово Суздальского района Владимирской области. Это один из древнейших на Руси монастырей, основанный благоверным великим князем Андреем Боголюбским в 1115–1157 годах на месте слияния двух рек — Клязьмы и Нерли.
Здесь князю было чудесное явление Божией Матери, Которая повелела оставить во Владимире Свою икону, именуемую теперь Владимирской. В память же о чудесном явлении Богородицы князь приказал написать другой образ Матери Божией. На этой иконе Пресвятая Богородица изображена в том молитвенном виде, как Она явилась князю Андрею.
Боголюбская икона Божией Матери является главным достоянием монастыря. В середине XIX века в честь этой иконы возведен огромный собор в русско-византийском стиле.
В 1923 году монастырь был закрыт. В 1997 году по решению священноначалия сюда были переведены шестьдесят сестер из Задонского Спасо-Преображенского монастыря. После этого началось активное возрождение обители.
Возобновлена традиция крестного хода с Боголюбской иконой Божией Матери, установленного в XVIII веке в память чудесного прекращения по молитвам перед образом страшного морового поветрия. При громадном стечении народа крестный ход из города Владимира в Свято-Боголюбский монастырь совершается ежегодно 1 июля — в день празднования Боголюбской иконы Божией Матери.
Сегодня Боголюбский монастырь Рождества Богородицы — самый большой женский монастырь Владимирской епархии, он входит в состав «Золотого кольца России». В Боголюбской обители подвизается около 170 сестер.
Подготовила послушница Татьяна Кладиева
Самые большие мужские монастыри в России
Монастыри всегда были оплотом Православия, бастионами духовности. Сюда стекались люди со всей страны — за советом к опытным старцам, с просьбой о молитве и о материальной помощи.
Много испытаний пришлось пережить православным святыням за долгие годы своего существования. В наши дни монастыри России возрождаются или возводятся на новых местах. Сейчас в России действуют 537 монастырей и пустыней и две лавры.
Кирилло-Белозерский монастырь
Кирилло-Белозерский монастырь — мужской монастырь Вологодской епархии Русской Православной Церкви. Это самый большой монастырь не только в России, но и во всей Европе. Его называют еще «Великой государевой крепостью», так как в Средние века он действительно был самой большой крепостью на северо-западных рубежах Русского государства, центром духовной жизни Русского Севера. Мощные стены монастыря, воздвигнутые в XVI–XVII веках, опоясывают площадь в 12 гектаров, на которой размещено 11 больших и малых церквей.
Монастырь был создан в 1387 году последователем преподобного Сергия Радонежского, преподобным Кириллом, по указанию Богородицы, бывшему ему в видении. Обитель расположена на берегу Сиверского озера в черте города Кириллова, выросшего из слободы при монастыре. До Петровского времени монастырь вел широкую торговлю, особенно солью и рыбой. Кроме этого, обитель была одним из важнейших книжных центров России. К началу XVIII века монастырь был крупным землевладельцем, собственником 21 тысячи крестьян, проживавших на территории 16 уездов.
В 1924 году монастырь стал историко-архитектурным и художественным музеем-заповедником. Ныне монастырь сосуществует с музеем, из храмов действуют Сергиевский (только летом) и Кирилловский (круглый год).
С 2000 года монастырь находится под охраной ЮНЕСКО. Поводом для включения его в список объектов Всемирного наследия стали прекрасно сохранившиеся фрески московского иконописца Дионисия, ученика Андрея Рублева.
Воскресенский Ново-Иерусалимский монастырь
Воскресенский Ново-Иерусалимский монастырь относится к числу самых грандиозных и величественных обителей Святой Руси. Он был построен святейшим патриархом Никоном в соответствии с его замыслом — создать в Подмосковье Русскую Палестину, чтобы дать возможность русскому народу созерцать места спасительных страстей и Воскресения Христова, не подвергаясь дорогостоящему и небезопасному путешествию на Ближний Восток. Главной святыней монастыря стал храм Воскресения Христова, сооруженный по образу храма Гроба Господня в Иерусалиме, с копиями всех находившихся в нем памятных мест, связанных с искупительным подвигом Христа Спасителя.
Строился Новый Иерусалим с 1656-го по 1685 год, за это время была создана «небоподобная красота». Там появились свой Иордан, Храм Гроба Господня, гора Сион, Елеонский холм, холм Фавор, Вифания, Вифлеем, Назарет, Самария, Сидон, Капернаум, Галилея. Ново-Иерусалимский монастырь был особенно богато украшен и являлся зримым свидетельством славы и могущества Русской Православной Церкви, славы и могущества Святой Руси, к тому времени ставшей единым государством. Число насельников достигало 500.
В XIX и в начале ХХ века монастырь был одним из самых популярных центров паломничества. В 1913 году его посетило около 35 тысяч человек.
В 1919 году монастырь был закрыт и отдан под Государственный художественно-исторический музей.
В 1994 году ставропигиальный (подчиняется непосредственно патриарху) Воскресенский Ново-Иерусалимский мужской монастырь возобновил свою деятельность.
Весь монастырский комплекс Нового Иерусалима, в который входит более 30 объектов, полностью и во всей красе был восстановлен к 2015 году. В 2017 году обитель посетило более 150 тысяч человек.
Свято-Троицкая Сергиева лавра
Свято-Троицкая Сергиева лавра — крупнейший мужской монастырь Русской Православной Церкви с многовековой историей. Расположен в центре города Сергиев Посад Московской области. Имеет статус ставропигиального.
Датой основания Свято-Троицкой пустыни принято считать поселение преподобного Сергия Радонежского на холме Маковец (70 км к северо-востоку от Москвы) в 1337 году. После нескольких лет одинокого подвижничества преподобного на Маковец пришли новые насельники, и пустынь превратилась в монастырь. В Средние века монастырь играл заметную роль в политической жизни Руси, был опорой власти и народа. Он участвовал в борьбе против татаро-монгольского ига, противодействовал польско-литовским войскам в Смутное время, поддержал Петра I в его борьбе за власть. В лавре проходили Поместные Соборы Русской Православной Церкви.
Многочисленные архитектурные сооружения Троице-Сергиевой лавры выстроены лучшими зодчими страны в XV–XIX веках. Ансамбль монастыря включает более 50 зданий различного назначения, из которых более десяти — храмы. Мощи основателя монастыря — преподобного Сергия Радонежского — находятся в Свято-Троицком соборе лавры.
Со дня основания и до наших дней лавра — крупнейший центр духовного просвещения (здесь расположена Московская духовная академия) и русской культуры.
Братия лавры насчитывает около 200 монахов.
Валаамский Спасо-Преображенский монастырь
Валаамские подвижники желали превратить свою обитель в Новый Иерусалим, благодаря чему на острове в начале XX века появились названия, отсылающие ко временам Нового Завета: Кедрон, Гефсимания, гора Елеон, Воскресенский скит.
К началу Первой мировой войны на острове проживало около 1000 монахов.
Возрождение монастыря началось в конце 1989 года. В день памяти святого Андрея Первозванного, 13 декабря, сюда пришли шестеро монахов — в 2018 году их было уже около 200.
В Валаамский монастырь ежегодно прибывает свыше 100 тысяч человек, из которых около 90 тысяч — туристы.
Успенский Псково-Печерский монастырь
Успенский Псково-Печерский мужской монастырь имеет многовековую историю. Название монастыря связано с находящимися в нем пещерами, называемыми «Богом зданными» (то есть созданными Богом). По преданию, пещеры стали известны местным жителям в 1392 году. В них поселились монахи Киево-Печерской лавры, бежавшие в псковскую землю от набегов крымских татар. В 1473 году здесь была освящена пещерная церковь Успения Богородицы, выкопанная преподобным Ионой в холме из песчаника. Этот год считается годом основания монастыря.
Подъем монастырской жизни и расцвет обители приходится на XVI век, когда игуменом стал преподобномученик Корнилий, убитый Иоанном Грозным в 1570 году. При игумене Корнилии вокруг монастыря были воздвигнуты каменные стены, и обитель превратилась в сильную крепость, выдержавшую осады поляков и шведов.
Комплекс Богом зданных пещер состоит из ближних, протяженностью 15 метров, и дальних пещер из семи подземных галерей — улиц с пещерной церковью Воскресения Христова. Здесь расположено монастырское кладбище, где погребено десять тысяч человек. В пещерах держится постоянная температура +5 °С.
Монастырь ни разу за всю свою историю не закрывался.
Соловецкий монастырь
Соловецкий монастырь — ставропигиальный мужской монастырь, расположенный в поселке Соловецком Приморского района Архангельской области на Соловецком острове в Белом море. Между островом и побережьем Карелии примерно 60 км. Расстояние до Архангельска около 300 км. Среднегодовая температура на Соловках +1,1 °С.
Возник монастырь в 1420–1430 годах и вскоре стал одним из самых известных. Монастырь много сделал для просвещения язычников на далеких окраинах России. Глубоко почитаемы имена основателей обители —преподобных Зосимы, Савватия и Германа, Анзерских чудотворцев Елеазара и Иова. Монастырь отстроен в камне трудами святителя Филиппа, митрополита Московского и всея Руси. Он почти 30 лет прожил в Соловецкой обители, из них 18 — в качестве настоятеля. Святитель Филипп смело выступил против злодеяний опричнины царя Иоанна Грозного и принял мученическую кончину.
Соловецкий монастырь совмещал свой монашеский подвиг с гражданским долгом: начиная с конца ХVI века он становится защитником северных рубежей России. В 1854 году во время Крымской войны, когда английские суда в течение девяти часов обстреливали монастырь, братия и все насельники под руководством настоятеля, архимандрита Александра (Павловича), проявив величайшее мужество и героизм, отстояли обитель.
К началу ХХ века у монастыря было десять скитов и пустыней, 17 храмов (31 престол), около 30 часовен. Это было «соловецкое мужицкое царство, земной рай, где все трудятся во славу Божию».
5 октября 1990 года Священный Синод благословил возрождение Спасо-Преображенского ставропигиального мужского монастыря.
Оптина пустынь
Оптина пустынь — наиболее жаркая свеча, возжженная русскими людьми перед Богом, наиболее яркий светильник Православной Руси в ХIХ–ХХ веках.
По преданию, монастырь основан в конце XIV века раскаявшимся разбойником по имени Опта, в иночестве — Макарий. Первые письменные свидетельства о Макарьевской Оптиной пустыни относятся к царствованию Бориса Годунова. В Смутное время она была разорена литовцами. В начале XVIII века Петр I обложил монастырь непосильным для него оброком, и в обители осталось только 12 человек.
Настоящее возрождение монастыря начинается в конце XVIII века с назначением иеромонаха Авраамия настоятелем обители. С него началось великое старческое служение. Прославленные боголюбивые оптинские старцы стали главной святыней обители. Оптина пустынь в XIХ — начале ХХ века являлась школой для российского монашества, одним из духовных центров России.
С января 1918 года Оптина пустынь была закрыта, возобновлена осенью 1988 года. В настоящее время обитель переживает свой расцвет, в ней подвизается около 200 монахов.
Подготовила послушница Татьяна Кладиева