какой модели волонтерской организации в классификации ю белановского не существует
Юрий Белановский: социальное волонтерство – это, прежде всего, отношения между людьми
Руководитель добровольческого движения «Даниловцы» продолжает рассказывать о московском опыте организации работы волонтеров в стационарных учреждениях социального обслуживания и дает практические рекомендации.
Уже полгода столичный Департамент труда и социальной защиты населения совместно с НКО реализует программу долговременной регулярной волонтерской помощи людям в стационарных учреждениях социального обслуживания. На основании этого опыта я предлагаю рекомендации тем, кто решит заняться организацией подобного волонтерства. В прошлом блоге мы обсудили цели, принципы, схему организации работы в учреждениях. Здесь речь пойдет о необходимых документах и подготовке волонтеров.
Документы, определяющие работу волонтеров в учреждении
Со стороны учреждения достаточно следующих документов:
Со стороны НКО необходимы следующие документы:
О привлечении и подготовке волонтеров
НКО, которые работают в учреждениях, конечно же, сами привлекают волонтеров и готовят их. Однако есть в Москве и новый опыт рекрутинга и подготовки волонтеров: чтобы поддержать НКО на базе центра занятости «Моя карьера» создана площадка для развития социальных и благотворительных программ.
Центр предлагает некоммерческим организациям обучение сотрудников и волонтеров и даже акселерацию волонтерских проектов. Его задача — помочь каждому москвичу, желающему стать волонтером, найти себе доброе применение.
Центр не занимается пиаром работы каких-то НКО. Он стремится популяризировать саму тему социального волонтерства, предлагая оказывать помощь конкретным благополучателям — одиноким старикам, инвалидам, сиротам, детям в больницах и т.д. Все желающие могут прийти на специальные тренинги, где они узнают, что же такое социальное волонтерство, какая помощь нужна, что от волонтера требуется, как это все устроено и т.д. Если после тренинга человек примет решение попробовать, то ему на выбор предложат много благотворительных организаций, зарекомендовавших себя как ответственных «операторов» волонтеров.
Поскольку мы говорим о непрофессиональной волонтерской помощи подопечным, то от волонтера требуется, прежде всего, осознанное и ответственное периодическое (по возможности) участие. Долгосрочная предварительная подготовка не нужна. Правильной организации волонтерской работы со стороны НКО вполне достаточно, чтобы волонтер, располагая своими знаниями и умениями, был эффективен. Об этом я уже неоднократно говорил.
Социальное волонтерство – это, прежде всего, отношения между людьми. Отношения личные и свободные. Поэтому главное – передать волонтеру ответственность за эти отношения, а не знания и умения! Знания и умения «нанизываются» на ответственность человеком самостоятельно. Ответственность НКО — предложить организованное рабочее место и вспомогательные знания, дать учебные программы, в которых волонтеры могут поучаствовать по желанию. Подготовка волонтеров должна быть «растворена» в ясной и обоснованной волонтерской вакансии, в «фильтрах» и проверках на входе, во взаимном договоре, в подробном инструктаже, в обучении в процессе работы — прикреплении к опытному волонтеру.
Начало работы НКО в учреждении
Очень хорошо зарекомендовал себя такой алгоритм работы:
Главным результатом взаимного знакомства должно стать правильное понимание, кто такие волонтеры. Сотрудники учреждения должны увидеть, что волонтеры — такие же люди, как и они сами, со своими радостями и проблемами, со своей занятостью дома и на работе, со своими увлечениями и заботами.
Суть в том, что волонтер приходит к подопечным в учреждение в свое свободное время, что он дарит подопечному свое общение и свою помощь, чтобы хоть в малой мере улучшить его жизнь.
После такого семинара можно смело начинать работать.
Тема 2 современное состояние и модели организации волонтерской деятельности
В настоящее время организации из 50 стран мира, объединенные координационным советом при ЮНЕСКО, ежегодно проводят более пятисот интернациональных молодежных рабочих лагерей. Все они работают по одному принципу: проект должен быть социально значимым, полезным людям.
Далее попытаемся кратко осветить состояние волонтерского движения в разных странах мира.
В США пик волонтёрского движения был в 30 годы XX века (в нём участвовали около 3 миллионов молодых людей). Волонтёрская организация Civilian Conservation Corps была создана президентом Франклином Рузвельтом для снижения уровня безработицы и для выполнения важной работы по сохранению населения. Эта организация преуспела в обоих направлениях. Её деятельность поддержали около 90% населения. Во время войны работа Civilian Conservation Corps была прекращена. Следующий пик в волонтёрском движении пришелся на 1961 год, когда президент Кеннеди создал организацию «Служители Мира». Эта организация получила поддержку большинства университетов. Такой успех состоялся благодаря заявлению Кеннеди о том, чтобы рассматривать участие в «Служителях мира» как альтернативу службе в армии. Но позже он отказался от этой идеи, т.к. она оказалась слишком инновационной.
В настоящее время в США реализуются разнообразные волонтерские проекты. Они различаются по направлениям деятельности, по тем целям и задачам, которые они призваны решать. Среди них:
-проекты экологической направленности, направленные на охрану окружающей среды, в частности, уникальных национальных американских заповедников, например Volunteers In Parks (Волонтеры в парках);
проекты гуманитарной направленности: социально-консультационные, направленные на решение проблем с успеваемостью среди младших школьников и на профилактику асоциальных явлений среди детей; а также, проекты, нацеленные на интеграцию лиц с ограниченными возможностями (инвалидов) в здоровое общество, разрушение стереотипов об этих людях и преодоление существующих барьеров между ними и остальными жителями страны.
культурно-исторические, направленные на сохранение исторических памятников, например, проект Historical Interpretation Volunteers, целью которого является привлечение волонтеров в Исторический Проект с целью воссоздания действительности 18 века.
В Канаде существуют две основные категории людей, которые идут в волонтеры. Это, прежде всего, пожилые, материально обеспеченные люди (чаще всего пенсионеры), привыкшие к труду, которые хотят продолжать жить активной жизнью, используя свои знания и практический опыт. Они добросовестны, внимательны и с готовностью ответят вам на любые вопросы. Работа наполняет их жизнь содержанием и смыслом. Другая категория людей использует волонтерскую работу как стартовую площадку для начала или продолжения трудовой карьеры.
Наряду с внутренними проектами в Канаде существуют и межнациональные. Например, программа Help the Aged (Помоги пожилым), направленная на решение проблем старшего поколения (социальная изоляция пожилых людей, их нетрудоспособность, низкий уровень жизни, проблемы со здоровьем и др.), реализуется в 11 странах мира, среди которых Канада, Конго, Индия, Гаити, Кения, Шри-Ланка, Филиппины, Гана, Гаити, Ямайка и др.
Среди европейских стран один из наибольших показателей числа добровольцев среди населения наблюдается в Великобритании. Исследование Eurovol-Studie показало, что в 1994 году 27% населения Великобритании занималось волонтерской деятельностью, в то время как в Германии эта цифра составляет только 16%. Люди добровольно работают в социальной, культурной, политической, экономической сферах, а также в области охраны окружающей среды. В Великобритании одной из основных сфер деятельности добровольцев традиционно является социальная работа. Хотя в последние годы наблюдается повышение интереса добровольцев и к другим сферам, таким, например, как спорт и защита окружающей среды. В Великобритании волонтеры имеют большое поле деятельности: от помощи ближним, до участия в гражданских инициативах и группах взаимопомощи. Работа волонтером воспринимается как возможность участвовать в общественной жизни. Добровольческая деятельность, в этой связи, означает принятие личной ответственности за других и за сообщество в целом.
Во Франции принять участие в общественных волонтерских объединениях может гражданин страны, в возрасте от 16 лет (до 16 лет – с согласия родителей), гражданин Европейского союза или гражданин, законно проживающий во Франции на протяжении более года. Молодым людям предоставляется возможность работать полный рабочий день в деревне, объединении или фонде, в составе миссии. Реализуются такие направления деятельности, как: благотворительное, образовательное, научное, социальное, гуманитарное, спортивное и культурное. Волонтеры привлекаются для службы в местных органах власти, государственных органах.
Статистика: 19% взрослого населения Франции хотя бы раз в жизни участвовали в волонтерских акциях. Из них 60 % регулярно участвуют в добровольческой работе, отдавая ей более 20 часов в месяц. 46 % опрашиваемых сказали, что они стали волонтерами, потому что они чувствуют в себе большое желание помогать другим. (Оводков Николай. Волонтёрское движение вчера, сегодня, завтра или быть или не быть…)
Добровольцы привлекаются для участия в проектах в таких областях, как здравоохранение, борьба с изоляцией и дискриминацией, охрана окружающей среды, образование, культура. Условия участия в разнообразных программах учитывают различные потребности и ожидания молодых людей. При наборе волонтеров декларируется, что они могут выполнять свою гражданскую службу в различных формах и в различных организациях приема:
можете работать во Франции;
можете работать, даже если вы находитесь в учебном процессе;
можно работать в национальной полиции или органах общественной безопасности;
можно работать в посольствах или консульствах в рамках международной добровольности;
в местных органах власти или ассоциациях для тех, кто желает внести вклад в развитие своего региона.
Распространённой в Германии является система Центров добровольцев. Они существуют практически в каждом городе и призваны соединять организации и волонтёров, гармонизировать отношения между ними. В Германии считают, что для полноценного развития волонтерства необходимо следующее:
признание добровольчества (в том числе, и в сфере производства, и в семье) как общественно необходимого и важного труда;
признание волонтерского труда в качестве стажа при приеме на работу; отметки о добровольной работе в школьных аттестатах и прочих свидетельствах об окончании каких-либо курсов;
признание многолетнего волонтерства в качестве пенсионного стажа; улучшение страхования волонтеров со стороны организаций, в которых они работают;
безусловное возмещение всех расходов, понесенных добровольцами в процессе выполнения своих обязанностей;
улучшение обучения и консультирования волонтеров; целевое образование для волонтеров, выполняющих квалифицированную работу;
пресечение использования труда волонтеров исключительно в качестве средства экономии денег;
привлекательность волонтерства для безработных (в настоящее время безработным не разрешается работать в качестве волонтеров более 15 часов в неделю!).
Японская концепция волонтерской деятельности исходит из того, что именно она является наиболее удобной формой проявления социальной активности, универсальным выражением солидарности людей, инструментом для решения многих сложных проблем, стоящих перед всем человечеством.
Одной из основных форм социальной активности японцев становится волонтерская деятельность, которой люди занимаются исключительно по доброй воле.
На планете остро стоят проблемы роста численности населения, разрушения окружающей среды, экологического кризиса. Именно эти направления определяют стратегический курс японской волонтерской деятельности в содружестве с другими странами и международными организациями, но, безусловно, главная практическая работа ведется по самым различным направлениям внутри страны.
Раньше волонтерская работа у японцев рассматривалась как проявление социальной активности незначительной группы сознательных граждан, а сейчас многие расценивают ее как неотъемлемую часть своей жизни. Такое понимание помогает вовлекать в эту работу не только активную, по определению, молодежь, но, что чрезвычайно важно, людей среднего и старшего возрастов, а также весьма существенно расширяет сферу ее применения.
Статистика: 26% японцев имеют опыт волонтерства в прошлом. Из них 48 % уверены, что добровольческий труд очень полезен для личностного роста и общества в целом.
Добровольцы играли и продолжают играть значительную роль в развитии прогресса и повышении общего уровня благосостояния индустриально развитых и развивающихся стран, как в рамках национальных программ, так и программ ООН по оказанию гуманитарной помощи, технического содействия, соблюдению прав человека, демократизации общества и укреплению мира. На идеях добровольной помощи основана деятельность многих неправительственных организации, профессиональных ассоциаций, профсоюзов и других гражданских организаций. Многие кампании по ликвидации безграмотности, иммунизации населения, защите окружающей среды в значительной степени зависят от усилий, предпринимаемых добровольцами.
Вовлеченность в добровольчество не имеет религиозных, расовых, возрастных и даже политических границ. Многочисленные транснациональные платформы и сети добровольческих некоммерческих организаций привлекают в свои проекты и программы свыше сотни миллионов людей ежегодно.
Волонтерская деятельность давно получила признание на самом высоком международном уровне. Международное добровольческое движение состоит из множества крупнейших организаций, таких как Армия спасения, Красный Крест, Волонтеры ООН и других. Например, в IАVЕ(International Association for Volunteer Effort) — международную ассоциацию добровольческих усилий входит более 90 стран Европы, Азии, Африки, Австралии и обеих Америк. Эти крупные организации имеют своих представителей в большинстве стран мира, включая Россию (Сикорская).
Международная социальная политика рассматривает добровольчество (как и социальное служение в целом) как важнейший ресурс демократического общества, направленный на предоставление гражданам, членам местных сообществ возможности для активного участия в жизни сограждан и своих сообществ.
Сегодня волонтёрские организации существуют в 80 странах мира. Правительства этих стран оказывают поддержку волонтёрскому движению, приобретшему поистине глобальный характер. Работают международные волонтёрские организации. 14 сентября 1990 года в Париже на ХI-ой Всемирной Конференции Международной Ассоциации добровольческих усилий была принята Всеобщая декларация волонтёров. В ней обозначены смысл и цели, основные принципы движения.
По мнению Всемирной Гражданской Службы, международная добровольческая работа является одним из лучших способов для индивидов достичь более высокого уровня межкультурного понимания и терпимости как части процесса образования для мира и международного понимания.
Волонтёрская программа Объединённых Наций была создана в 1970 году, но она не является молодёжной. Её волонтёрам около 40 лет. До настоящего момента эта программа на самом деле исключала молодых людей, минимальный возраст рекрутов был 25 лет, а в числе требований было высшее образование или технические дипломы и минимально 5 лет стажа работы. Несколько лет назад Волонтёрская программа Объединённых Наций создала новую группу волонтёров, которые могли вступить в программу в возрасте 21 года. Но такие волонтёры составляют только 41% всех волонтёров Объединённых Наций. В феврале 2000 года начался ещё один проект распространения волонтёрских заданий через Интернет. Управляемый Волонтёрской программой Объединённых Наций, проект добавляет новое измерение к уже существующим возможностям волонтёрства.
Европейская волонтёрская служба. Альянс европейских волонтерских организаций, основанный в 1982 г., представляет собой координационный центр европейских национальных волонтерских организаций, специализирующийся на координации краткосрочных и долгосрочных волонтерских рабочих лагерей, продвигающих идеи международного сотрудничества, мира и взаимопонимания.
Начиная с 1998 года, Европейская волонтерская служба предлагает молодым людям в возрасте от 18 до 25 лет возможность выполнять волонтёрскую деятельность в течение 6-12 месяцев за рубежом. Каждый проект имеет 3 партнёров: волонтёр, отправляющая организация и принимающая организация. С 1996 года около 5000 молодых европейцев участвовали в этой программе.
С 1976 по 1995 год ЮНЕСКО пыталась содействовать молодёжному волонтёрству и поддерживала деятельность, главным образом трудовые лагеря и несколько встреч, обучающих семинаров и стажировок посредством субсидий и контрактов Координационной комиссии по международной волонтёрской службе и ограниченное количество государственных и негосударственных волонтёрских организаций, а так же посредством контактов с межнациональными структурами такими как Волонтеры Объединённых наций и Совет Европы.
Работа экологов Гринпис включает в себя следующие направления (кампании):
— кампания по биоразнообразию: Гринпис борется против уничтожения лесов, варварского лова рыбы и охоты на китов, добивается сохранения существующих и создания новых охраняемых природных территорий.
-кампания по защите атмосферы: организация добивается сокращения выброса «парниковых газов», вызывающих «парниковый эффект», прекращения использования озоноразрушающих веществ.
— антиядерная кампания: Гринпис борется за сокращение ядерных арсеналов, запрещение ядерных испытаний, свертывание опасных программ развития ядерной энергетики и постепенный отказ от нее.
-кампания по токсическим веществам: Гринпис добивается запрещения опасных технологий, решения проблем, связанных с образованием и переработкой опасных отходов, а также загрязнения окружающей среды сильно ядовитыми веществами.
В основу деятельности этой организации положены следующие принципы:
— протест действием: организация и проведение акций, привлекающих внимание общественности к проблемам экологии и к тем, кто виновен в их возникновении;
— независимость: Гринпис не примыкает ни к одной политической партии, не принимает пожертвований от государственных организаций, коммерческих структур и политических партий;
— финансирование Гринпис осуществляется исключительно за счет личных добровольных пожертвований.
В соответствии с решением Генеральной ассамблеи ООН 2001 год был объявлен международным годом волонтеров. Волонтерское движение это именно та сфера, где огромные массы людей повсюду на Земле могут раскрыть не только профессиональный, творческий, но и человеческий потенциал. В резолюции Генеральной ассамблеи ООН были определены четыре основные задачи международного года волонтеров: повсеместная пропаганда значения волонтерской деятельности, обеспечение ей всемерной поддержки, создание локальных и комплексных сетей волонтерских организаций, адресное направление такой деятельности для решения насущных проблем в современном обществе. На сегодняшний день можно сказать, что перечисленные задачи не потеряли своей актуальности.
Волонтерская деятельность является весьма серьезным инструментом в решении таких проблем, как борьба за освобождение рабов, за получение женщинами равных прав с мужчинами, в защиту окружающей среды, прав покупателей и др. Волонтерское движение, которое вовлекает в свою орбиту людей, принадлежащих к разным поколениям, этническим группам, религиозным конфессиям, бедных и богатых, занятых в бизнесе и некоммерческих организациях, обладает потенциалом, способным помочь созданию партнерских отношений в обществе, поскольку оно преодолевает все барьеры и границы.
На основе обобщения и анализа зарубежного и отечественного опыта (в рамках проведенного нами исследования) можно выделить четыре базовых типа волонтерских проектов:
социально-культурные (просветительские) проекты
Следует особо подчеркнуть, что каждый из указанных выше типов, как правило, имеет комплексный характер, то есть интегрирует ряд специализированных направлений, обеспечивающих целостное переосмысление и решение проблемы (например, решение проблемы бездомных детей предполагает: а) их социально-бытовую защиту; б) их правовую защиту; в) психологическую помощь и образовательное содействие). Поэтому основополагающим критерием классификации проектов целесообразно считать их распределение с точки зрения доминирующей функции – характера решаемой социальной задачи.
С точки зрения доминирующей социальной функции:
Гуманитарные проекты решают задачу помощи социально незащищенным слоям населения;
Социально-культурные проекты решают двойственную задачу обучения (познание социальной действительности, истории и т.д.) и моделирования общественно позитивного поведения.
Информационно–консультативные проекты ориентированы на предоставление специальной информации, в которой нуждаются потребители волонтерских услуг.
Именно в рамках представленной классификации мы попытаемся проиллюстрировать примерами вышеперечисленные группы волонтерских проектов (хотя отдаем себе отчет, что перечислить все, даже самые известные проекты – это задача в рамках нашего курса не выполнимая).
Гуманитарные проекты, как уже выше говорилось, направлены на помощь социально незащищенным группам населения: пожилые люди, инвалиды, дети-сироты и другие.
Одним из таких проектов является Help the Aged (Помощь пожилым). Реализует его некоммерческая, негосударственная, нерелигиозная, благотворительная организация «Help the Aged (Помощь пожилым)», созданная в Канаде в 1975г. Свою миссию участники определяют так: «повышение уровня жизни пожилых людей, обеспечение их независимости и предоставление услуг, разработка программ для облегчения их страданий, излечения болезней и устранение бедности». Проект является межнациональным, реализуется в Канаде и еще 10 странах мира и направлен на повышение уровня жизни пожилых людей, имеющих проблемы со зрением, оказание медицинской помощи, социальную адаптацию, обеспечение едой и одеждой и т.п. Технология реализации включает:
— проведение различных презентаций в организациях, компаниях, фондах, публикации в СМИ с целью фандрайзинга и привлечения волонтеров;
— проект «Дом Святого Кристофера на колёсах», т.е. специальный автобус, с которого волонтёры раздают бесплатно пищу нуждающимся
— специальная клиника для малоимущих пожилых людей.
Похожий отечественный проект «Старость в радость». Группа волонтеров оказывает помощь инвалидам и пожилым людям, живущим в домах престарелых. По определению самих участников их цель – дать почувствовать людям, живущим в домах инвалидов, ветеранов, домах престарелых, что они не одинокие, не брошенные, не забытые всеми, что они кому-то нужны. Проект является национальным и реализуется в ряде областей Российской Федерации (Московской, Тульской, Тверской, Новгородской, Нижегородской, Псковской, Брянской, Калужской, Свердловской). Технологиями реализации являются: улучшение условий жизни пожилых людей, обеспечение средствами ухода, одеждой, инвалидными колясками и т.п., но спецификой этого проекта является переписка со стариками, живущими в доме престарелых («дистанционные внуки»). На сегодняшний день деятельность участников охватывает 24 дома престарелых.
Эффективность современных гуманитарных проектов определяется рядом следующих факторов.
Во-первых, долгосрочным и адресным характером предоставляемой помощи. Часто фактором работы волонтера является непосредственное содействие конкретному человеку (схема «наставник – опекаемый»). Такая модель взаимодействия позволяет перевести заинтересованность волонтера в персонально-прикладной ракурс (через призму личностного развития и судьбы отдельного опекаемого человека), сформировать устойчивую эмоциональную взаимосвязь волонтера-наставника и опекаемого.
Во-вторых, сбалансированным и стимулирующим характером предлагаемой помощи. В этом случае волонтерская деятельность должна не только учитывать материальные потребности опекаемых (например, место для жилья, продовольствие, медицинская помощь), но и создавать стимулирующий психологический фон (перспективы для нуждающегося в помощи человека преодолеть сложную жизненную ситуацию, самостоятельно решать собственные жизненные проблемы).
В-третьих, акцентом на психологическую реабилитацию потребителей волонтерской помощи. В основе данного направления лежат принципы:
— взаимного доверия волонтера и человека, получающего содействие;
— системной консультационно-психологической деятельности как важного направления – контекста проведения гуманитарных акций. Данный принцип особенно важен в сложных психологических ситуациях (дети-инвалиды, страдающие болезнями пожилые люди);
— адаптационной деятельности, которая направлена на максимальное нивелирование различий между «обычными» людьми и теми, кто в силу ряда причин (инвалидность, возрастные особенности) ограничен в социальной активности. В этих случаях, отдельная важная задача, решаемая волонтерами, – обеспечить социально-психологическую адаптацию таких категорий людей, в полной мере раскрыть их творческие способности и социальные возможности (тематическое общение и расширение горизонтов социального взаимодействия, участие в культурно-массовых мероприятиях, помощь другим с их стороны).
Два проекта, выбранных нами для примера, объединяет их направленность на сохранение (или воссоздание) исторических памятников в широком смысле этого слова.
Исторический проект под названием Historical Interpretation Volunteers направлен на привлечение волонтеров с целью воссоздать действительность 18 века на базе Национального Исторического парка «Долина Forge» в штате Пенсильвания. Привлечение волонтеров проводится через взаимодействие с общественными организациями, проектами и сообществами (в первую очередь с молодежными), а также путем взаимодействия со школами, колледжами и университетами (объявления на Интернет-форумах университетов). Волонтеры, работающие в парке, имеют возможность участвовать в реконструкции военных событий Американской революции. Помимо этого, важная роль отводится научно-исследовательской работе – волонтеры могут принимать участие в археологических раскопках. Реализация проекта осуществляется при поддержке Департамента сохранения культурных и природных памятников.
Девиз проекта Historical Interpretation Volunteers звучит так – «прикоснись к живой истории». Это созвучно с идеей другого, отечественного проекта «Доброхоты» — «узнавая памятники – узнаёшь себя».
Доброхотское движение было основано в начале 50-х годов ХХ века в музее-заповеднике «Михайловское». В течение сезона в заповедник приезжают до полусотни отрядов, общей численностью до полутора тысяч человек. Доброхоты оказывают хозяйственную помощь Пушкинскому Заповеднику. Кроме этого, они активно участвуют во всех музейных мероприятиях, ставят спектакли, дают концерты, устраивают фольклорные и усадебные праздники, занимаются научно-исследовательской работой. Привлечение волонтеров идет через взаимодействие с общественными организациями, а также путем взаимодействия со школами, лицеями и университетами.
Таким образом, можно говорить о том, что участие в социально-культурных проектах позволяет:
силами волонтеров в заповедниках (национальных парках, заказниках и пр.) решить задачи, не обеспеченные государственным финансированием;
сформировать у молодых людей бережное, не потребительское отношение к природному и культурному наследию;
использовать результаты научной работы волонтеров, вписывая их в концепцию научной деятельности музеев-заповедников.
Эффективность современных социально-культурных (просветительских) проектов определяется рядом следующих факторов.
Во-первых, актуальностью рассматриваемой социокультурной проблемы именно для молодежи. Обращаясь к поиску добровольцев, организация должна четко представлять два момента:
1). Насколько данная проблема является выраженной в референтной молодежной среде (конкретный населенный пункт, школа, ВУЗ и т.д.)? Действительно ли её решение может быть обеспечено через использование волонтерского ресурса? Каким должно быть количество, навыки, интеллектуальный и творческий уровень волонтеров, задействованных в процессе решения данной социальной проблемы?
2). Как сама молодежь оценивает социокультурную проблему. Нередко серьезным препятствием для запуска волонтерского проекта является тот факт, что молодежь слабо осознает проблемный характер сложившейся социальной ситуации.
Во-вторых, эффективностью презентации проблемной ситуации, в том числе, через выстраивание её взаимосвязи с повседневностью «потенциального волонтера». Этот фактор особенно важен для исторического направления. Историко-поисковая деятельность, организация исторических экскурсий, мониторинг состояния памятников национальной культуры – сферы, требующие четкого осознания молодыми волонтерами взаимосвязи истории и современности, понимания ими важности собственной деятельности именно с точки зрения «дня сегодняшнего». В связи с этим необходимо подчеркнуть, что системообразующим элементом рекрутинга и организации эффективно функционирующего социально-культурного проекта является доступность языка изложения проблемной ситуации для молодежи.
В-третьих, существенным диапазоном творческих новаций в рамках проект (возможность волонтеров предлагать и реализовывать собственные механизмы решения проблем: новые формы пропаганды, новые поисковые маршруты, программы проведения конференций и фестивалей и т.д.).
В-четвертых, постоянным ощущением волонтерами собственной социальной полезности. Нередко эффект от реализации социально-культурных проектов не может быть иллюстрирован в «человеческом измерении» (позитивные изменения в жизни конкретной личности) и опосредованно выражается. В связи с этим, одним из фундаментальных оснований успешной реализации социально-культурного проекта является как постоянная наглядная демонстрация позитивной статистической динамики (какому именно числу людей помог проект), так и поддержание престижного характера деятельности молодого добровольца. В этом случае необходимым условием является высокий социальный статус волонтера: признание обществом того факта, что социально-культурная деятельность – важнейшее направление, в рамках которого происходит решение ключевых социокультурных задач через механизм предупреждения антисоциальных девиаций и моделирование позитивного поведения.
В-пятых, активным использованием образовательного пространства для формирования позитивных социокультурных моделей поведения. В данном контексте школы и ВУЗы выступают как площадки волонтерской активности, позволяющие транслировать актуальную социальную информацию подросткам и молодежи, выстраивать процесс диалога по наиболее значимым проблемам конкретного локального сообщества (школа, район, город).
Одна из целей создания информационных волонтерских проектов – создать условия для координации волонтерских организаций и потребителей их услуг.
Например, проект L`acse — национальное агентство социального единства и равных возможностей во Франции. Его цель – помочь отдельному человеку или группе лиц найти добровольную работу у себя в регионе. Участники привлекаются за счет возможности работать во Франции и предоставление работы студентам. Проект существует за счет государственной поддержки, грантов, частных инвестиций.
Эффективность современных информационно-консультационных волонтерских проектов определяется рядом следующих факторов.
Во-первых, профессионализмом добровольных консультантов, их ориентированностью на системную работу в рамках конкретного спектра проблем (психологические, правовые, педагогические и т.д.).
Во-вторых, уровнем социальной узнаваемости информационно-консультационной организации.
В-третьих, скоростью обновления информации, используемой волонтерами. Очевидно, что в современных условиях необходимо максимально оперативно реагировать на инновации, связанные с решением вопросов, по которым осуществляется информирование и консультирование (например, регулярное обновление on-line-библиотек, отслеживание изменений в национальном миграционном законодательстве, внедрения новых форматов тренингов, методов коррекционной педагогики и т.д.).
В-четвертых, доступностью информационного поля, в рамках которого происходит преимущественное позиционирование организации. Этот фактор является крайне актуальным для сети Интернет. Нередко, заинтересованные социальные группы (потенциальные «клиенты» организации) ограничены в доступе к Сети и навыках поиска в ней необходимой информации (Например, вынужденные переселенцы, подростки, подвергающиеся насилию в семье).
В-пятых, долгосрочным характером оказываемых консультационных услуг, как профессиональной, так и личностно-эмоциональной заинтересованностью добровольного консультанта в конечном позитивном результате работы.
На сегодняшний день в мире существует большое число экологических проектов. Рассмотрим три из них.
Первый проект под названием «Добровольцы в парках» (Freiwillige in Parks), Германия. Организатором проекта является Европарк в Германии (EUROPARC Deutschland). Его цель – привлечь добровольных помощников для работы на особо охраняемых природных территориях, в заповедниках и национальных парках. Проект реализуется через практическую охрану видов и защиту биотопа; естественнонаучное наблюдение, работу с общественностью: экологическое образование, сопровождение экскурсий, обслуживания информационных центров для посетителей заповедника, планирование и проведение программ для детских групп и молодежных групп, техническое обслуживание биостанций и кемпингов, туристских троп.
Участники привлекаются в проект через специальные обучающие семинары в школах, мастер-классы и возможность профессионального самосовершенствования.
Волонтерский центр «Бурундук» (Москва) осуществляет международные и национальные проекты уже на протяжении пяти лет. Практически все их проекты проходят на территории заповедников, заказников, национальных и природных парков. Цель – оказать практическую помощь сотрудникам заповедников в самых разнообразных ее проявлениях: уход за растениями, благоустройство территории и многое другое. Привлечение волонтеров происходит через сеть Интернет, через взаимодействие с эколого-просветительским центром «Заповедники».
Эффективность современных экологических волонтерских проектов определяется рядом следующих факторов.
Во-первых, специальными профессиональными навыками организаторов волонтерского движения в экологической сфере. (Какие именно природоохранные мероприятия проводить? Каким должно быть их ресурсное и технологическое обеспечение?)
Во-вторых, спецификой информационного позиционирования. В данном контексте, стремясь заинтересовать молодежь экологической проблематикой, необходимо подчеркивать, что активность в этой сфере – не социальная мода (в силу того, что об экологии и проблемах окружающей среды говорят многие западные политические и общественные организации), а необходимое условие социального комфорта и стабильного развития общества.