какой митрополит венчал ивана 4 на царство
Этот день в истории: 1547 год — первое венчание на царство на Руси
25 января 1547 года в Успенском соборе Московского Кремля впервые состоялась торжественная церемония венчания на царство. Великий князь Московский Иван Васильевич стал первым официальным русским царем Иваном IV.
Идея венчания на царство принадлежит не самому Ивану, а митрополиту московскому Макарию, которую он высказал в декабре 1546 года. Правда предложение духовного пастыря Великому князю не могло не понравится. Дело в том, что все его предки (начиная с Василия I) уже мнили себя царями, несмотря на то, что формально находились под властью Орды.
А после падения Константинополя и женитьбы Ивана III (деда Грозного) на племяннице последнего византийского императора Софье Палеолог, Москва и вовсе объявила себя Третьим Римом. И соответственно Великие князья московские становились преемниками византийских базилевсов.
Так что сама мысль о том, чтобы закрепить всё это официально в Москве зрела уже давно, поэтому предложение митрополита 16-летний Иван Васильевич встретил благосклонно. В итоге, венчание на царство состоялось уже через месяц после того, как митрополит завел об этом разговор.
Весь ритуал также был разработан Макарием. 25 января 1547 года в Успенском соборе Московского Кремля митрополит возложил на Ивана знаки царского достоинства: крест Животворящего Древа, бармы и шапку Мономаха. Иван Васильевич был помазан миром, благославлен митрополитом и торжественно «венчан бысть на Царство Русское», что означало официальное принятие юным государем царского титула.
Это венчание для России актом большого политического значения. Титул царя свидетельствовал о самодержавном характере власти его обладателя. К тому же, царский титул позволял занять существенно иную позицию в дипломатических отношениях с Западной Европой. Великокняжеский титул переводили как «принц» или «великий герцог». Титул же «царь» или совсем не переводили, или переводили как «император». Русский самодержец тем самым вставал вровень с единственным в Европе императором Священной Римской империи.
В историю первый русский царь Иван IV (прозванный Грозным) вошел как очень противоречивая личность. Он провел земскую, церковную и ряд других реформ, создал приказы — единые органы управления. При нем был составлен Судебник — свод русских законов. Он сочинял церковные песнопения «стихиры» и музыку, хорошо играл в шахматы. В его правление началась торговля с Англией.
Но также Иван IV ввел опричнину, которая сопровождалась разорением земель, массовыми репрессиями и террором против собственного населения, что пагубно сказалось на экономике государства. Поэтому спор об исторических итогах правления первого русского царя Ивана Васильевича идёт уже не одно столетие.
Какой митрополит венчал ивана 4 на царство
Вашему вниманию предлагается виртуальная выставка коллекции произведений польских мастеров XVI-ХХ вв. из собрания Музеев Московского Кремля, созданная на основе научного каталога «Художественный металл Польши XVI-XX вв.», автором которого является ведущий научный сотрудник Музея Н.В. Рашкован.
Виртуальная выставка «Иностранные ордена российских императоров в собрании Музеев Московского Кремля» создана на основе обширного материала монографии доктора исторических наук Л.М. Гавриловой – известного специалиста в области фалеристики и медальерного искусства, хранителя коллекции орденов и медалей Оружейной палаты, автора и куратора выставок Музеев Московского Кремля, посвященных российским и иностранным орденам.
Вашему вниманию предлагается виртуальная выставка «Екатерина II и Крым», представляющая памятники из собрания Музеев Московского Кремля.
Вашему вниманию предлагается виртуальная выставка памятников коллекции английского серебра из собрания Музеев Кремля.
Вашему вниманию предлагается виртуальная выставка памятников деревянной церковной скульптуры Музеев Московского Кремля.
Виртуальная выставка посвящена революционным событиям октября 1917 года, которые стали одной из самых трагических страниц в истории Москвы.
Виртуальная выставка рассказывает о коллекции редчайших старинных экипажей российских государей из числа основных собраний Музеев Московского Кремля, которая, в силу своей уникальности и полноты имеет право на статус всемирно известной, занимающей одно из первых мест в числе самых значительных идентичных коллекций мира.
Виртуальная выставка посвящена пасхальным яйцам фирмы К. Фаберже, более семидесяти лет украшающим экспозицию российской сокровищницы – Оружейной палаты.
Виртуальная выставка создана на основе книги «Серебряные дары правителей Швеции российским государям в XVII веке», авторами которой являются Сусанн Сильверстольпе, Анжела Кудрявцева и Ирина Загородняя.
Виртуальная выставка посвящена имперским коронациям, проходившим в Московском Кремле в XVIII-XIX веках.
Виртуальная выставка посвящена церемониям венчания на царство, проходившим в Московском Кремле в XVI-XVII столетиях.
Предлагаем Вашему вниманию виртуальную выставку «Деисусный ряд главного исконостаса Благовещенского собора». Это уникальное явление духовной, художественной и культурной жизни Древней Руси является предметов пристального внимания и изучения уже на протяжении столетия.
Собрание государственных регалий Оружейной палаты XIV- начала XIX столетия невелико по объему, но по значимости оно является едва ли не самым важным в музее.
Коллекция художественного стекла Музеев Московского Кремля насчитывает более ста семидесяти предметов XVI-XX веков. Памятники представляют собой выдающиеся произведения искусства, а некоторые являются еще и важными историческими свидетельствами.
Особым смыслом полны для нас детские игрушки, книжки, фотографии, портреты, одежда. Они и стали экспонатами выставки «Мир детства» из собрания Музеев Московского Кремля.
На протяжении многих столетий в Музеях Московского Кремля формировался уникальный комплекс костюмов, принадлежавших русским царям и императорам.
Виртуальная выставка «Драгоценная посуда Древней Руси» создана на основе тщательно отобранных памятников из собрания Музеев Московского Кремля, представляющих основные типы драгоценной посуды, широко бытовавшей на Руси в XVI-XVII веках.
Предлагаем Вашему вниманию новую юбилейную виртуальную выставку «Московский Кремль глазами художников XIX века». Её создание стало возможным благодаря собранию уникальной графики, акварелей, литографий и живописных работ, находящихся в фондах Музея.
Предлагаем Вашему вниманию виртуальную выставку «Прогулка по Оружейной палате второй половины XIX века». Её создание стало возможным благодаря уникальным фотографиям, выполненным замечательными московскими мастерами во второй половине XIX столетия и хранящимся в архиве Музеев Московского Кремля.
© 1997-2021 ФГБУК «Государственный историко-культурный музей-заповедник «Московский Кремль»
Содержание настоящего сайта, включая все изображения и текстовую информацию, предназначено только для персонального некоммерческого использования, а также использования в образовательных целях и для распространения в СМИ. Перепечатка материалов допускается только по согласованию с музеем. При цитировании ссылка на сайт обязательна. Содержание настоящего сайта не может быть воспроизведено целиком или частично в любой форме без предварительного письменного разрешения музея.
Какой митрополит венчал ивана 4 на царство
16 января 1547 г. в Успенском соборе Московского Кремля состоялось торжественное венчание на царство великого князя Ивана IV. Церемония была подготовлена и проведена московским митрополитом Макарием, видным церковным и политическим деятелем середины XVI в. На Ивана IV были возложены знаки царского достоинства: крест Животворящего Древа, бармы и шапка Мономаха. После приобщения cвятых тайн Иван Васильевич был помазан миром.
В «Чине венчания. », составленном Макарием в византийском стиле, подчёркивалось божественное происхождение власти московского царя, который провозглашался преемником византийских императоров. В союзе с церковью, которая отныне объявлялась «матерью» царской власти, царь должен был укреплять «суд и правду» внутри страны, вести борьбу за расширение государства.
Царский титул позволял правителю России занять существенно более выгодную позицию в дипломатических сношениях с Западной Европой. Великокняжеский титул переводили как «принц» или даже «великий герцог». Титул же «царь» приравнивался к королевскому, то есть занимал второе место после императорского.
Претензии на столь высокое место в иерархии правителей со стороны великих князей московских появились уже в конце XV в. — именно с этого времени в официальных документах они периодически стали именоваться царями. Однако официальная процедура возведения в царское достоинство единовластного государя в 1547 г. была проведена на Руси впервые. Но и тогда потребовалось несколько лет, прежде чем титул царя начал признаваться за русским самодержцем иноземцами.
Этому способствовала позиция православной церкви, согласившейся подтвердить обряд, совершённый, в нарушение сложившейся практики, не Константинопольским патриархом или папой Римским, а русским митрополитом. В 1561 г. Константинопольский патриарх Иосаф утвердил титул царя за московским государем соборной грамотой, подписанной 36-ю греческими митрополитами и епископами, в которой говорилось: «Не только предания людей достоверных, но самые летописи свидетельствуют, что нынешний властитель московский происходит от незабвенной царицы Анны, сестры императора Багрянородного, и что митрополит Ефесский, уполномоченный для того Собором Духовенства Византийского, венчал российского Великого Князя Владимира на царство».
Венчание Ивана IV на царство не только содействовало укреплению власти московского самодержца, но и способствовало росту международного престижа русского государства.
Лит.: Водов В. Титул «царь» в северо-восточной Руси в 1440-1460 гг. и древнерусская литературная традиция // Из истории русской культуры. Т. 2. Кн. 1. М., 2002; Горский А. А. О титуле «царь» в средневековой Руси (до середины XVI в.) // Одиссей. Человек в истории. 1996.
См. также в Президентской библиотеке:
Чин венчания на царство русских царей
Венчание на царство — торжественное, носившее сакральный (священный) характер принятие монархом символов принадлежащей ему власти.
В Россию и Западную Европу обряд венчания на царство перешел из Византийской империи, где он был известен с V века. По описанию византийских историков, венчание на царство первых византийских императоров соединяло в себе все особенности вступления на престол прежних римских императоров. В X веке Византийская церковь провозглашала императора святым — освященным в своей власти для царствования; внешнее действие этого освящения проявлялось в чине миропомазания.
Первые русские князья были язычниками, и над ними обряд венчания на царство не совершался. Обряд княжеского «посажения на стол» в общих чертах был схож с обрядом византийского венчания, исключая миропомазание. При монгольском иге «поставление» русских князей на княжество происходило в Орде.
Среди древнейших атрибутов этого чина — золотая шапка с меховой опушкой, получившая при Иване IV Грозном название «Мономахова наследственная шапка золотая». В чине поставления на великое княжение фигурировали также другие символы власти: бармы (драгоценные оплечья, украшенные изображениями религиозного характера и золотой пояс. При великом князе Василии I к ним был присоединен крест, на котором русские государи давали крестное целование при венчании на царство.
Первым дошедшим до нас письменным официальным документом стало свидетельство о великокняжеском венчании Дмитрия Ивановича, внука Ивана III, на «великое княжение Владимирское и Московское, и Новгородское» в феврале 1489 года.
Венчание на царство Ивана IV Грозного произошло в январе 1547 года по чину венчания Дмитрия. В церемонии наряду с другими регалиями использовался деревянный трон, облицованный резными пластинами слоновой кости, повествующими о добродетели, мудрости и храбрости израильского царя Давида.
В официально закрепленной при Иване IV доктрине божественного происхождения царской власти монарх был назван наследственным государем, продолжателем древней династии, восходящей к римским и византийским царям. В соборной грамоте 1561 года был утвержден сан царя на Руси, а также изложен весь порядок чина венчания на царство.
Впервые обряд венчания на царство в целостном виде по чину венчания византийских императоров был совершен в 1584 году при венчании на царство Федора Ивановича. Главной составной частью церемонии был «великий» выход государя со свитой в кафедральный Успенский собор Московского Кремля. Внутри Успенского собора со стороны западных дверей было устроено специальное царское место для возложения митрополитом царского венца на голову царя. Тогда же впервые в качестве коронационной регалии русскому государю была присвоена держава («яблоко державное») с навершием в виде креста как символ власти над всеми землями православного мира. Название произошло от древнерусского «държа» власть.
Также митрополит Дионисий впервые дал в руки царю символ верховной царской власти скипетр — щедро изукрашенный самоцветами и увенчанный символической гербовой фигурой жезл, выполненный из драгоценных материалов. После миропомазания и причащения в алтаре состоялось шествие государя из Успенского в Архангельский собор.
В сентябре 1598 года состоялось венчание на царство Бориса Годунова. Венчание на царство и миропомазание над унаследовавшим трон Федором Борисовичем Годуновым не были совершены из за кратковременности его царствования.
Венчание на царство Лжедмитрия I проходило в июле 1605 года. Сначала в Успенском соборе на него был возложен венец патриархом Игнатием и вручены скипетр и держава, затем в Архангельском соборе архиепископ Арсений венчал его шапкой Мономаха.
В мае 1606 года патриарх Игнатий вопреки протесту архиепископа Гермогена совершил миропомазание и венчание на царство Марины Мнишек, которая отказалась от крещения и причащения по православному обряду.
В июне 1606 года митрополит Новгородский Исидор венчал на царство Василия Шуйского.
Из за отсутствия патриарха обряд венчания на царство Михаила Романова в июле 1613 года совершил митрополит Казанский Ефрем.
В 1645 году патриарх Иосиф венчал на царство Алексея Михайловича.
При венчании на царство в июне 1676 года Федора Алексеевича вновь был тщательно регламентирован обряд венчания в соответствии с чином венчания византийских императоров.
Летом 1682 года состоялось венчание на царство двух братьев соправителей Ивана Алексеевича и Петра Алексеевича (впоследствии Петра I). Для этого обряда был специально изготовлен двойной серебряный трон, для Петра Алексеевича сделана по образцу шапки Мономаха так называемая шапка Мономаха второго наряда. При венчании на царство Ивана и Петра Алексеевичей скипетр и державу получил из рук высшего церковного иерарха Иван Алексеевич как старший брат.
С принятием Петром I титула Императора Всероссийского обряд венчания на царство был заменен коронацией, что повлекло существенные изменения. Императорская мантия или порфира с цепью ордена Святого Андрея Первозванного заменила древнюю царскую одежду с бармами и золотой цепью, императорская корона — шапку Мономаха. Образцом для первой русской короны из позолоченного серебра и драгоценных камней стала корона византийской империи, составленная из двух полушарий, символизирующих единство восточной и западной частей Римской империи.
После замены представительства церкви в лице патриарха соборным представительством синода значительно изменился и обряд венчания на царство. Если раньше главенствующая роль при совершении обряда принадлежала патриарху или митрополиту, то теперь она перешла к самому коронующемуся. До Петра I царские регалии возлагались на царя высшим духовным лицом. Это лицо восседало рядом с царем на чертожном месте и обращалось к царю с поучением. Согласно новому чину, государь восседал на троне не с первенствующим епископом, а с государыней. Он сам возлагал на себя корону и сам же возносил ее на голову государыни.
Первое коронование было совершено в 1724 году над Екатериной I, супругой Петра I. В Успенском соборе Московского Кремля были поставлены два престола. После торжественного шествия под звон колоколов и звуки полковых оркестров император возвел супругу на трон. Когда императрица произнесла Символ Веры, а архиерей прочитал молитву, император возложил мантию на императрицу. Увенчав ее короной и вручив державу, Петр I подвел Екатерину к Царским Вратам для совершения миропомазания и причащения Святых Таин.
Венчание на царство Ивана IV
Иван IV Васильевич стал первым в истории Русским царем.
К концу XV века, во времена татаро-монгольского ига, московские князья являясь наместниками Золотой орды, часто именовали себя царями. Однако официальный титул царя на Руси появился 16 января 1547 года, после венчания на царство Ивана IV прозванного Грозным.
В этом выпуске альманах для любознательных «Хочу все знать» подготовил краткий обзор интересных фактов биографии Ивана Грозного и истории появления царей на Руси.
Родился будущий царь 25 августа 1530 года. Он был очень желанным ребенком, его рождения ожидала вся страна.
Отец Ивана, великий князь Московский Василий III, прожив двадцать лет в браке с Саломонией детей не имел. При помощи митрополита Даниила и части духовенства он отправил законную супругу, против её воли в монастырь. И в 1526 году женился на литовской княжне Елене Глинской. Через четыре года, когда Василию III было уже за пятьдесят, родился наконец-то наследник Иван IV, прозванный в последствии Грозным.
Когда мальчику было три года умер его отец, через пять лет умерла и мать. Иван рос в обстановке вражды и обмана, борьбы за власть между его опекунами – боярами.
Историк В. О. Ключевский в своём курсе «Русская история» пишет:
«. от природы получил он ум бойкий, гибкий и немного насмешливый, настоящий московский, великорусский ум. Но обстоятельства, среди которых прошло его детство, испортили его, дали ему неестественное болезненное развитие. Он рос среди явлений боярского самоуправства. Придворные интриги, сцены произвола, какими ознаменовалась борьба боярских партий, были первыми впечатлениями Ивана».
Венчание на царство Ивана IV и его значение
На семнадцатом году жизни Иван объявил митрополиту Макарию, что хочет жениться, но прежде «исполнить древний обряд предков его и венчаться на Царство».
Надо отметить, что тут мнения историков расходятся. Ряд историков полагают, что инициатива принять царский титул не могла исходить от 16 летнего юноши. По их мнению, важную роль в этом сыграл митрополит — дав своё согласие на брак, он предложил Ивану Васильевичу прежде принять титул царя.
Но, есть и противоположная точка зрения, подчеркивающая идею, что у государя очень рано сформировалось стремление к власти. Надо отметить, что идея царского титула московских государей была для Ивана IV не нова. Первый из великих московских князей, который стал именовать себя царем, был дед Ивана Грозного, Иван III. Он же впервые в российской истории венчал на царство своего внука Дмитрия, которого, впрочем, вскоре отстранил от престолонаследия в пользу своего сына Василия III, отца Грозного.
Однако ни Иван III, ни Василий III не смели дерзнуть называться царями перед иноземными государями. Их царский титул предназначался только для внутреннего, домашнего обихода: его упоминали в правительственных актах, имевших хождение исключительно внутри Московского государства.
Иван IV первый из московских государей почувствовал в себе царя в настоящем библейском смысле – «помазанника Божия» и желал принять титул, который до него не был официально признан.
14 января 1547 года, после молебна в Успенском соборе, духовенство и все бояре были приглашены к великому князю, который заявил им о своем намерении
«поискать прародительских чинов, как наши прародители, цари и великие князья, на царство и великое княжение садились, — и я также этот чин хочу исполнить и на царство и великое княжение сесть». Венчание на царство состоялось спустя два дня, в воскресенье 16 января 1547 года.
Обряд венчания
Венчание на царство Ивана Грозного определяло ему высокий титул, а Русь приравнивалась к Римской империи. Москва становилась царствующим городом, а русская земля – Русским царством. Молодой московский князь был помазан миррой, что по религиозному понятию означало «избранный Богом».
Церковь во всем этом имела определенный интерес: добиться приоритета в управлении государством и дальнейшего укрепления православия.
Однако процедура возведения к царской власти единовластного государя была проведена на Руси в первые, и в нарушение сложившейся практики, обряд совершил не Константинопольский патриарх, или папа Римский, а русский митрополит. Поэтому понадобились годы, чтобы титул царя за русским самодержцем был признан другими государствами. С 1554 года титул русского царя безоговорочно признавался Англией.
Окончательно преемство русским государем византийской короны было закреплено соборной грамотой духовенства восточной православной церкви, присланной с благословением патриарха Константинопольского царю Ивану IV в 1561 вместе с книгой царского венчания византийских императоров. В соборной («Утвердительной») грамоте 1561 был утверждён сан царя на Руси, а также изложен весь порядок священного действа («чин венчания на царство»). Соборная грамота, подтверждающая титул самодержца всея Руси, подписанная тридцатью шестью греческими митрополитами и епископами была утверждена в 1561 году Константинопольским патриархом Иософом.
Сам Иван Васильевич придавал большое значение признание его царского титула Польско-Литовским государством. Но Польша в течении всего XVI века так и не признала его титул.
Венчание Ивана IV на царство имело огромное значение для укрепления верховной власти, это событие стало началом эпохи становления Российского государства.
Т. Линд в историческом очерке «Иоанн Грозный», издания 1900 года писал:
«Царствование Иоанна IV, Грозного, занимает чрезвычайно важное место в нашей истории. Оно является временем полнейшего переворота в государственном строе России, а именно окончательного превращения раздробленной на мелкие удельные княжества Руси в Московское государство. Это было уже не свободное удельное княжество, а государство крепко сплочённое, в котором общество делилось на классы, обязанные нести различные государственные повинности».
Внутренняя политика государя всея Руси
Внутренняя политика первого русского царя По утверждениям историков, венчание Ивана Грозного на царство явилось началом периода жестокости и насилия на Руси со стороны Великого князя, получившего титул Императора. Вседозволенность и ее последствия привели к кровавому террору. Для подавления смуты, народных волнений в Москве и других городах применялись жестокие меры: страшные казни, в которых принимал участие сам царь.
Однако венчание Ивана Грозного на царство, как отмечают историки, имело и позитивные стороны для государства Российского.
Приняв в 1547 году в свои руки государственное управление, царь Иван Васильевич занялся его преобразованием. Были проведены реформы военной службы, государственного управления, в том числе внедрены элементы самоуправления на местном уровне, состоялся первый Земский собор.
Изменения коснулись и судебной системы – в 1550 году был издан царский судебник, который не только описывал устройство суда в России и порядок его производства, но и включал новые законы касательно гражданских и уголовных дел. По повелению самодержца был составлен церковный судебник, известный также под названием «Стоглав»
В числе преобразований ограничение местничества (уложение о службе), обязывающее служить не только холопов, но и самих помещиков. Реформа местного управления предусматривала замену власти наместников на выборные органы. Это существенно ограничивало злоупотребления.
Большое внимание уделялось строительному делу. Обновлялись старые и появлялись новые каменные строения различного назначения В 1560 году в Москве появился красивейший храм Василия Блаженного, радующий взгляд и сегодня.
Венчание Ивана Грозного на царство привело к значительным изменениям и во внешней политике.
Внешняя политика ИванаIV Грозного
Иван Грозный. Венчание на царство Царский титул позволил русскому царю не только укрепить власть, но и занять несколько другое положение в дипломатических отношениях.
До этих пор существовавший титул — «Великий князь» переводился как «принц» или «герцог». Титул же — «царь» переводили как «император», тем самым русский самодержиц приравнивался к единственному в Европе императору — императору Священной Римской Империи.
В результате укрепления военизированных сил расширены границы русского государства. В 1556 году была окончательно покорена и присоединена к Московскому государству Казань. В том же году покорено и Астраханское ханство.
Во время правления Ивана Грозного были присоединены Западная Сибирь, Башкирия и земли Ногайской Орды. 30 июня 1572 года рядом с Москвой состоялась решительная битва, в результате которой татары были разбиты и бежали, оставив в плену знаменитого полководца Дивей-Мурзу. С татарским игом было покончено навсегда.
Венчание Ивана Грозного на царство, и век его правления определены историками как время значительных перемен.
Первый русский царь — яркая личность истории
Ивана Грозного и его венчание на царство кратко можно охарактеризовать как яркое, и вместе с тем темное пятно в истории Великой Православной Руси.
Для истории венчание Ивана Грозного на царство в 1547 году стало началом знаменательной эпохи становления Российского государства. Иван Грозный превратил Россию в мировую державу и эта держава очень скоро заставила считаться с собой как азиатский Восток, так и европейский Запад.