какой минимальный интервал времени учитывается при формировании графика оборота
График сменности и приказ его утверждения
Формирование графика сменности – во многих случаях одно из основных условий бесперебойной работы предприятия или организации.
К вашему вниманию! Этот документ можно скачать в КонсультантПлюс.
Когда применяется сменный график работы
Сменный график – явление достаточно распространенное. Используется он в самых разных отраслях деятельности, чаще всего в компаниях с непрерывным круглосуточным производственным циклом – необходимость его применения здесь обусловлена тем, что простои оборудования недопустимы, т.к. они ведут к сбоям в системе и немалым финансовым потерям. А вот регулярная своевременная смена персонала приводит к увеличению объема выпускаемой продукции, улучшению производительности труда и, как следствие, большей прибыли.
Также сменный график распространен и в других сферах, например, в медицинских учреждениях, охранных структурах, пожарных, газовых службах, в железнодорожных и транспортных перевозках, авиасообщении и т.д.
Количество смен и работников в них
Число смен зависит от особенностей деятельности организации. Это может быть две, три и даже четыре смены в сутки. Каждая смена работает определенный промежуток времени – от трех-четырех часов до двенадцати.
Индивидуально и количество работников в одной смене. Это может быть один человек или даже несколько десятков (верхний порог не ограничен).
Зачем нужен график сменности
График сменности является одним из важнейших внутренних документов компании.
На основе графика ведется учет рабочего времени сотрудников и впоследствии производится начисление им заработной платы.
Таким образом, он относится не только к методам организации труда на предприятии, но и является серьезным учетным бланком.
Не нужно забывать и о том, что если в компании предусмотрена работа в сменном режиме, то наличие графика в обязательном порядке проверяется государственными надзорными структурами (например, трудовой инспекцией и налоговой службой). Отсутствие этого документа может послужить причиной к наложению на предприятие и его руководство административного наказания в виде достаточно крупного штрафа.
Законодательное регулирование, обязательные условия
Сменный график регулируется законодательством, а именно ст. 372 ТК РФ (ч. 3 ст. 103 ТК РФ). При введении его в организации требуется неукоснительно соблюдать нормы и условия вышеназванного раздела Трудового Кодекса Российской Федерации.
Правила работы в данном режиме прописаны здесь достаточно обстоятельно и четко. Перечислять их в этой статье смысла нет, но на некоторых просто необходимо заострить внимание:
Если организация испытывает потребность в применении сменного графика для разных категорий (должностей) работников, то для каждой из них продолжительность смены может определяться отдельно (такие ситуации встречаются в транспортных компаниях – для водителей применяется один режим работы, для диспетчеров другой, а для обслуживающего персонала – третий).
При формировании графика следует учитывать и еще один важный момент — если большая часть выпадает на ночь, то смена автоматически должна быть уменьшена на час.
Все остальные условия работы должны также соответствовать законодательству, в том числе и в тех вопросах, которые касаются выдачи зарплаты, предоставления больничных, отпуска и т.п.
Что не считается сменным графиком
Некоторые кадровики ошибочно полагают, что график работы сутки через двое/трое, два дня через два и т.п., относится к сменным. Если внимательно ознакомиться с трудовым законодательством РФ, выяснится, что это не так. Группа работников, выполняющая свои должностные обязанности в течение одного дня, и сменяющаяся на следующий день другими, работает в режиме, закрепляемом внутри предприятия, однако при этом четкой процедуры разработки такого режима, его согласования и утверждения не предусмотрено.
Некоторые моменты, касающиеся оплаты
Расчет оплаты труда при сменном графике несколько отличается от стандартного. Специфика здесь заключается в том, что количество рабочих часов по установленному на предприятии режиму может отличаться от нормы, установленной по закону, причем как в сторону увеличения, так и в сторону уменьшения (так называемая плановая переработка или недоработка).
Для того, чтобы в расчетах зарплаты не было ошибок, по завершении периода учета следует осуществлять сверку следующих параметров: количества рабочих часов в соответствии с нормой и их же количество, исходя из реальных показателей. Если при сравнении второй показатель будет больше первого, потребуется рассчитать и доплатить сотруднику за переработанное время.
Если смена работнику выпадает на выходной день, то она оплачивается как обычная (это обосновывается особенностями условий сменного режима). Если же он вынужден работать в праздничный день (государственные нерабочие дни указаны в Трудовом Кодексе РФ), то оплата ему должна производиться по соответствующему стандартному тарифу, т.е. в двойном размере.
Закрепление порядка работы
Если руководство предприятия решает применять посменный график работы, эту норму оно обязано закрепить в учетной политике, если точнее – в Правилах внутреннего распорядка.
Если в компании действует профсоюзная ячейка, данные Правила, в том числе по части сменного режима работы, должны утверждаться ее представителем. На взаимодействие с профсоюзом отводится пятидневный период – за этот срок профсоюзные деятели должны либо одобрить представленные им Правила, либо доказательно их оспорить.
Также допускается установить использование сменного графика в коллективном договоре.
Помимо Правил внутреннего распорядка и коллективного договора, пункт о сменном режиме работы должен быть прописан в разделах индивидуальных трудовых договорах с сотрудниками, с указанием количества часов в смене и иных параметров.
Процесс формирования графика сменности
Первым практическим этапом воплощения сменного графика в жизнь является приказ о его создании, выпускаемый от имени директора организации. В нем прописывается указание создать график сменности, период, ответственное лицо и прочие необходимые сведения.
Образец приказа об утверждении графика сменности
Далее идет непосредственное составление документа. Здесь должны быть учтены интересы работодателя и сотрудника.
График формируется заранее – как минимум за тридцать дней до наступления смены.
Каждый сотрудник, упомянутый в документе, должен быть с ним ознакомлен под роспись. Таким образом, он свидетельствует о том, что согласен с данным режимом работы.
После разработки, согласования и окончательного утверждения график будет обязательным к исполнению как для руководства предприятия, так и для сотрудников, которые в нем обозначены.
На какой период составляется бланк
График посменной работы может формироваться на любой период времени. Как правило, срок, на который составляется данный документ, указывается в нормативных актах компании. Чаще всего графики составляются на один месяц. Каждый раз новый график должен утверждаться в установленном порядке.
Можно ли менять в нем сведения
В утвержденный сменный график изменения вносить допускается, но только в крайнем случае и с соблюдением некоторых правил.
Во-первых, если перемены происходят по инициативе работодателя, он в обязательном порядке должен заранее уведомить о них подчиненных и получить их письменное согласие – без них законным образом внести правки будет проблематично.
Если изменить график смен просит кто-либо из сотрудников, он должен составить специальное заявление на имя руководителя. В заявление нужно указать причины просьбы (она должна быть обязательно уважительной с приведением соответствующих письменных обоснований), затем должно быть получено согласие остальных сотрудников, которых касается документ. Если коллегам и руководству удалось достичь компромисса, формируется новый приказ, на основе которого в график вносятся нужные коррективы.
Можно ли меняться сменами без внесения изменений в график сменности
Иногда на предприятиях случаются ситуации, когда работники меняются сменами без предварительного уведомления об этом начальства. Это категорически недопустимо.
За подобную замену руководство вправе наложить на подчиненных дисциплинарное взыскание.
А в случае не единичного нарушения трудовой дисциплины (а именно к этой категории относятся данные проступки) даже уволить провинившихся.
Кто составляет документ
Непосредственная задача по составлению графика сменности может быть возложена либо на специалиста кадрового отдела, либо на начальника структурного подразделения, либо на секретаря организации. Главное условие, которое должен соблюдать исполнитель – учитывать нормы законодательства, интересы предприятия и работников.
При этом документ после формирования обязательно должен быть передан на подпись руководителю отдела и директору.
Как согласовывать с работниками
С сотрудниками график смен нужно согласовывать заранее, как уже говорилось выше – не позднее, чем за тридцать дней до наступления первой по нему смены.
Подписи о согласии можно ставить непосредственно в самом графике или же сделать для этого отдельный лист.
Если выбран второй вариант, то в листе согласования нужно сделать таблицу, вписать туда всех работников и собрать их автографы (с датой их постановки). Данный документ будет официальным приложением к графику сменности.
Особенности формирования графика сменности, общие сведения
Если вам поручено сделать сменный график, а вы не представляете, как именно его формируют, прочитайте наши рекомендации – они дадут вам точное представление о данном документе. Также ознакомьтесь и с примером заполнения – на его основе у вас легко получится оформить собственный бланк.
Прежде чем перейти к детальному описанию графика, приведем общую информацию о документе. Начнем с того, что унифицированной формы графика нет. Это обозначает, что писать его можно в свободном виде или по образцу, утвержденному в учетной политике организации. При этом способ формирования бланка должен быть отражен в нормативных актах фирмы.
Независимо от того, какой метод составления графика будет выбран, нужно, чтобы документ содержал в себе ряд обязательных данных:
Бланк обязательно должен быть заверен несколькими лицами. Во-первых, теми работниками, в отношении которых он формировался, во-вторых, руководителем структурного подразделения и, в-третьих, директором компании.
Заверять бланк печатью не обязательно – делать это необходимо только тогда, когда такое условие есть в локальной документации фирмы.
График допускается составлять на простом чистом листе бумаги (предпочтительно А4 формата) или на фирменном бланке организации (если такое требование установлено руководством). Писать его можно вручную или на компьютере (с обязательным последующим распечатыванием).
Как учитывать график сменности
Все графики, разрабатываемые на предприятии, подлежат обязательной регистрации в соответствующем журнале учета. После проведения с ними всех необходимых процедур (разработка, согласование, утверждение, ознакомление), они передаются на хранение в отдел кадров компании. Здесь они подшиваются в отдельную папку с другими такими же документами. Доступ к месту их содержания для посторонних людей должен быть ограничен.
Длительность их хранения обозначается либо в локальных актах организации, либо устанавливается законодательством РФ (но не менее пяти лет). После истечение этого срока, графики можно утилизировать с соблюдением процедуры, установленной в законе.
Образец графика сменности
Прежде чем начать заполнение бланка, следует условно поделить его на три основные последовательные части.
Первая – это начало, или, как его еще называют — «шапка». Сюда вносится:
Вносить эти данные можно как посередине документа, так и слева или справа – значения не имеет. Единственное, что следует учесть, чтобы тут же, вверху, было отведено несколько строк под утверждение графика руководителем организации (сюда надо вписать его должность и ФИО).
Ниже находится основной блок. Обычно он оформляется в виде таблицы. В нее поэтапно вписываются:
Можно дополнить таблицу и другими столбиками (например, о табельном номере сотрудника и т.п.). Под таблицей надо обязательно дать расшифровку информации, внесенной в график, в том числе о количестве смен, количестве работников, в них задействованных, продолжительности каждой смены (в часах), а также об условных обозначениях, внесенных в график.
Далее следует поставить отметку о том, что мнение сотрудников, внесенных в документ, учтено и собрать их подписи. Если подписи ставятся в листе согласования, то в графике сменности нужно указать его наличие, обозначив его в качестве приложения к основному документу.
Вы ещё помните? Этот документ можно скачать в КонсультантПлюс.
Определение времени оборота составов на конечных станциях (при самообороте и маневровыми бригадами).
Станционный оборот – это время от момента прибытия поезда на станцию до момента отправления этого поезда с этой станции в обратном направлении.
Станционный оборот складывается из:
tвыс – время высадки пассажиров
t x1 и tx2 –время хода состава на путь оборота и с пути оборота
t м – время на задание маршрута в одном и вдругом направлении
t пу – время срабатывания приборов СЦБ.
tвс – время восприятия показания св-ра локомотивной бригадой в одном и в другом направлении
t пос – время на посадку
Для четкого выполнения ГДП, особенно в часы «пик», интервал прибытия поездов с перегона на станцию д.б. больше или равен времени занятия пути оборота, иначе прибывающие поезда будут задерживаться на подходе к станции.
Для уменьшения времени станционного оборота оборот составов производится маневровыми машинистами, а также маршруты подачи на пути оборота обычно состоят из нескольких частей.
На станциях колонного типа для оборота составов при парности 17 пар и более 6 и 7-и вагонных составов и при 15 парах 8-и вагонных составов назначается 2 маневровых машиниста (одна пара).
На станциях пилонного типа и при размерах движения 30 пар и более для оборота составов назначается 4 маневровых машиниста. На станциях Выхино, Александровский сад, Третьяковская количество машинистов (маневровых) определяет начальник депо.
На тупиковых станциях оборот составов из 6 – 7 вагонов без маневровых машинистов составляет 4 минуты, а 8-и вагонных составов – 5 минут.
ДСЦП и ДСП должны следить за своевременным началом и окончанием оборота составов маневровыми машинистами и за их количеством.
Минимальное время станционного оборота на типовой станции (шестистрелочной) составляет 2 мин. 20 сек.
Время хода по пути оборота определяется службой подвижного состава путем тяговых расчетов. Это время указывается в ТРА.
Типы вагонов, эксплуатируемых на метрополитене, на Вашей линии.
Вагоны на линии: Сокол (Замоскворецкая): 81-717 – головной
81-714 – промежуточный. Каховская (Замоскворецкая) 81-171;81-714; Яуза 81-720 81-721.
Билет 10.
1. Скорости движения поездов: конструкционная, эксплуатационная, техническая.
Конструкционная скорость вагонов – это максимальная скорость, на которую рассчитывают при изготовлении на заводе.
Эксплуатационная скорость – скорость движения поездов по участку с учетом стоянок на промежуточных станциях.
Техническая скорость – это средняя скорость движения поезда без учета стоянок на промежуточных станциях.
Определение потребного количества составов, необходимых для освоения заданных размеров движения графическим путем.
Для обеспечения различных размеров движения поездов требуется и различное количество составов.
При больших размерах движения поездов требуется и большее количество составов.
А при меньших размерах движения – соответственно меньшее количество составов.
Графическим способом определить количество поездов можно, нанеся время полного оборота на сетку графика, и затем в этом периоде времени нанести нитки поездов с заданным интервалом. Количество отложенных поездов и будет соответствовать потребному количеству составов.
Для зонного движения сначала наносится время полного оборота на полном участке, и откладываются нитки хода поездов с заданным интервалом.
Затем на зонном участке откладываются нитки хода поездов с заданным режимом зонного движения.
Для уменьшения времени полного оборота состава на некоторых линиях уменьшают время хода поезда по участку в часы «пик», уменьшают время станционного оборота за счет оборота составов маневровыми машинистами, уменьшают время стоянок поездов на станциях.
Если последняя нитка поезда будет находиться от предыдущей нитки на расстоянии, не соответствующем заданному интервалу (будет больше или меньше), то необходимо последние два-три интервала сделать более равномерными.
Порядок обозначения на графике движения поездов начала и окончания «часов пик». Минимальный интервал движения на Вашей линии.
Максимальные размеры движения реализуются при наибольших пассажиропотоках в утренние и вечерние «часы пик», следовательно, при интервале движения менее 2-х минут можно уверенно сказать, что «час пик» начался. Минимальный интервал на Замоскворецкой – 1-35.
Билет 11
1. Понятие о размерах движения. Максимальные размеры движения и средние за сутки.
Размерами движения называется количество поездов, отправленных с конечной станции в течение одного часа в одном направлении.
Максимальные размеры движения реализуются при наибольших пассажиропотоках в утренние и вечерние «часы пик». Максимальные размеры движения для Московского метрополитена – 40 пар поездов в час.
Средние размеры движения поездов за сутки определяются как частное от деления количества пропущенных поездов по линии на произведение суммы пар поездов и числа часов работы в сутки, (т.е. 700/19 ч · 2 пар.)
График оборота подвижного состава.
График оборота подвижного состава составляется работниками электродепо (заместителем начальника электродепо по ремонту).
На основе заданных размеров движения поездов на линии.
Так, чтобы выгодно использовать вагоны, рационально организовывать работу локомотивных бригад.
И включает в себя задание на постановку составов на профилактику и различные виды ремонта.
Кроме того, в графике оборота подвижного состава видно, когда и на какой станции составы становятся на ночной отстой, выдаются из ночного отстоя, отправляются в электродепо, выходят из электродепо, когда и где проводится межпоездной осмотр (ТО-1). График оборота подвижного состава является планом работы электродепо.
Все ремонтные работы электросоставов проводятся через определенный промежуток времени, т.е. после пробега определенного количества километров определенным номером маршрута.
Депо ежедневно выдает на линию необходимое, согласно ГДП, количество составов. За каждым составом закреплены вагоны.
Порядок подбора расписаний и книжек-расписаний к началу движения поездов.
До начала движения поездов ДСП подбирает расписания с учетом наименования графика движения, даты введения графика, расстановки составов в ночной отстой, согласно порядковым номерам расписаний.
Расписания подбираются отдельно на каждый час.
Если при подборе обнаружены расписания ветхие, оборванные, испорченные и т.д., ДСП должен выписать новые расписания.
До начала движения поездов ДСП подбирает книжки расписаний в соответствии с выпиской из ГДП, в которой указаны номер поезда, номер маршрута, время отправления каждого маршрута, первый рейс с данной станции.
Книжки расписаний вручает локомотивной бригаде (машинисту) ДСП на начальной станции или на станциях, откуда начинает работу маршрут после ночного отстоя.
Каждый маршрут, работающий на линии за исключением кольцевой должен иметь в кабине управления поездом книжку расписаний, которая находится в головном и хвостовом вагонах.
Билет 12
1. Понятие о пассажиронапряженности, плотности перевозок, нагрузке на станцию. Производительность труда.
Пассажиронапряженность, являясь одним из показателей пассажироперевозок, характеризует степень загрузки метрополитена, интенсивность работы его линий.
Плотность перевозок— загрузка трассы выражается количеством пассажирокилометров, приходящихся на один километр линии.
Загрузка на станции— количество пассажиров приходящихся на один вагон в течении суток.
Производительность труда— количество пассажирокилометров приходяшихся на одного работника метрополитена.
2. Порядок построения графика движения поездов.
Составление графика занимается инженер графист диспетчерского участка службы Д.
( в процессе эксплуатации график может быть скорректирован или составлен вновь)
Имея все данные, необходимые для составления ГДП, на сетку графика наносят линии первых поездов обоих направлений.
Официальное время открытия станций метрополитена – 5-30, указано в правилах пользования метрополитена, табличках на станциях, на больших схемах метрополитена.
Время открытия станции увязано с ГДП таким образом, чтобы к 6:00 часам утра пассажир вошедший на любую станцию метрополитена, мог отправиться с неё в любом направлении.
В след за первыми поездами наносятся нитки последних поездов с интервалом соответствующим размерам движении.
Заполнение сетки начинается с того направления где расположены электродепо или станции с большим числом размещенных на ночь составов.
В первую очередь освобождают станционные пути, предназначенные для оборота составов, а также крайние пути станции, имеющие выход на главный путь навстречу основному движению.
Составы, заходящие в электродепо и выходящие их него, желательно прокладывать не чаще, чем через две-три нитки.
В противном случае увеличатся интервалы между поездами, уходящими с конечной станции, и затруднится выдача составов из депо.
Иногда, переходя на другую частоту движения, меняют и время следования поездов между конечными станциями.
При этом надо составлять график так, чтобы интервал прибытия на станцию назначения не был меньше принятого при расчете пропускной способности станции.
В конце дня пассажирский поезд, отправляемый с начальной станции последним, наносят на сетку графика так, чтобы пассажир, вошедший на любую станцию перед закрытием ее дверей, мог дойти до платформы и уехать с ним. Следующие поезда идут на расстановку, поэтому они следуют резервом.
3. Соединительные ветви, которые имеет ваша линия.
Замоскворецкая линия имеет 7 соединительных ветвей – четная и нечетная соединительные ветви с электродепо «Сокол» являющиеся продолжением 3-го и 4-го станционных путей станции Сокол; Соединительная ветвь с Кольцевой линие и, Калужской линией, являющаяся продолжением 3-го станционного пути станции Новокузнецкая; соединительная ветвь с Арбатско-Покровской линией, являющаяся 3-м станционным пути станции Театральная; Четная и нечетная соединительные ветви с электродепо «Замоскворецкое», уходящие со станции Варшавская.
Порядок разработки графика и его показатели
Для составления графика кроме его основных элементов должны быть известны размеры движения пассажирских и грузовых поездов, нормы их массы и длины и другие данные. Ядром графика движения грузовых поездов являются устойчивые вагонопотоки по каждому направлению, рассчитываемые в плане формирования поездов. В целях взаимного согласования графиков движения департаменты дальних пассажирских перевозок и управления перевозками ОАО РЖД передают дорогам схемы движения пассажирских поездов и основные данные о передаче грузовых поездов по пунктам перехода с одной дороги на другую.
При составлении графика прокладывают линии хода пассажирских поездов, стремясь максимально сохранить действующее расписание поездов постоянного обращения. Затем прокладывают линии хода ускоренных грузовых, отправительских и ступенчатых маршрутов постоянного обращения и, наконец, всех остальных поездов.
Линии хода поездов, предназначенных для выполнения местной работы на участке, в том числе сборных, прокладывают по заранее составленной схеме с таким расчетом, чтобы простой местных вагонов на промежуточных станциях был наименьшим. Грузовые поезда стремятся распределить на графике равномерно в течение суток, так как при этом создаются условия для ритмичной работы станций и сокращается время нахождения локомотивов в пунктах оборота, а на электрифицированных линиях улучшается использование мощности локомотива и обеспечивается равномерная нагрузка на тяговые подстанции. С этой же целью на графике чередуют линии хода грузовых и пассажирских поездов, особенно в периоды сгущенного движения, предусматривают следование одного поезда на подъем в то время, когда другой идет под уклон.
Прокладку линий хода грузовых поездов на графиках однопутных участков в большинстве случаев начинают с ограничивающего перегона. Ограничивающим называется перегон, время занятия которого парой поездов или поездом является максимальным. Ограничивающим чаще всего бывает перегон, имеющий наибольшую длину и тяжелый профиль.
При заполнении ограничивающего перегона должна быть использована та схема пропуска поездов, которая обеспечивает прокладку наибольшего их числа при заданных условиях. После заполнения ограничивающего перегона прокладываются линии хода грузовых поездов на остальных перегонах.
Прокладку линий хода поездов на графиках двухпутных участков начинают с перегона, примыкающего к узловой станции или станции оборота локомотивов, с тем чтобы прежде всего согласовать оборот локомотивов на этих станциях.
График движения поездов разрабатывают для наибольших размеров движения, предусмотренных на период его действия. Кроме того, при значительных колебаниях размеров перевозок и проведении плановых работ по реконструкции и капитальному ремонту пути, осмотру и ремонту контактной сети или электрификации линии составляют и вводят в действие на определенный период один из вариантов графика. При выполнении больших объемов работ в графиках предусматривают окна — промежутки времени, в течение которых определенные перегоны предоставлены в распоряжение путевой или строительной организации.
График движения поездов составляют одновременно для всей сети железных дорог сроком на один год и вводят в действие обычно в мае. На зимний период его корректируют в связи с сезонными изменениями размеров перевозок. Форма графика едина для всех дорог страны.
Одновременно с графиком движения и на его основе составляют график оборота локомотивов.
График движения характеризуется количественными и качественным показателями. К количественным показателям относятся число грузовых и пассажирских поездов, нанесенных на график, размеры погрузки и выгрузки, которые могут быть освоены при действии данного графика, и др.
Основными качественными показателями графика являются техническая, участковая и маршрутная скорости (отдельно для грузовых и пассажирских поездов), коэффициент скорости, среднесуточный пробег локомотивов, средние простои транзитных поездов и локомотивов на участковых станциях и средняя масса поезда.
называется средняя скорость движения поездов по участку, км /ч, с учетом дополнительного времени на разгон и замедление:
— сумма поездочасов (время на-
— время движения поезда, ч.
км /ч, отличается от технической тем, что, при ее определении учитываются стоянки на промежуточных станциях:
— время стоянки поезда, ч.
Средняя участковая скорость движения грузовых поездов по сети в 2003 г. составила 39,0 км/ч, а техническая — 46,8 км/ч.
представляет собой отношение участковой скорости к технической:
Среднесуточный пробег локомотивов, км :
— общий линейный пробег локомотивов, локомотиво-км ;
— численность эксплуатируемого парка локомотивов.
Среднесуточный пробег локомотивов в грузовом движении по сети в 2003 г. составил 538,1 км.
Средние простои транзитных поездов и локомотивов определяют непосредственно по графику делением суммарной продолжительности простоев на число соответственно транзитных поездов и локомотивов.
Средняя масса грузового поезда брутто по сети в 2003 г. составила 3608 т.
Рассмотренные показатели рассчитывают для участка, отделения, дороги и сети в целом.