какой минимальный диаметр должен быть у стальных канатов горизонтальной анкерной линии

Какой минимальный диаметр должен быть у стальных канатов горизонтальной анкерной линии

Система стандартов безопасности труда. Строительство

Occupational safety standards system. Building. Safety ropes. Specifications

Дата введения 2013-07-01

Предисловие

Цели, основные принципы и общие правила проведения работ по межгосударственной стандартизации установлены ГОСТ 1.0 «Межгосударственная система стандартизации. Основные положения» и ГОСТ 1.2 «Межгосударственная система стандартизации. Стандарты межгосударственные, правила и рекомендации по межгосударственной стандартизации. Правила разработки, принятия, обновления и отмены»

Сведения о стандарте

1 РАЗРАБОТАН Федеральным автономным учреждением «Федеральный центр нормирования, стандартизации и технической оценки соответствия в строительстве» (ФАУ «ФЦС») с участием ЗАО «Научно-производственная фирма «Веркам»

2 ВНЕСЕН Техническим комитетом ТК 465 «Строительство»

3 ПРИНЯТ Межгосударственной научно-технической комиссией по стандартизации, техническому нормированию и оценке соответствия в строительстве (протокол от 4 июня 2012 г. N 40)

За принятие проголосовали:

Краткое наименование страны по МК (ИСО 3166) 004-97

Код страны по МК (ИСО 3166) 004-97

Сокращенное наименование национального органа по стандартизации

Минэкономики Республики Армения

4 Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 20 ноября 2012 г. N 943-ст межгосударственный стандарт ГОСТ 12.4.107-2012 введен в действие в качестве национального стандарта Российской Федерации с 1 июля 2013 г.

6 ПЕРЕИЗДАНИЕ. Апрель 2019 г.

Информация о введении в действие (прекращении действия) настоящего стандарта и изменений к нему на территории указанных выше государств публикуется в указателях национальных стандартов, издаваемых в этих государствах, а также в сети Интернет на сайтах соответствующих национальных органов по стандартизации.

В случае пересмотра, изменения или отмены настоящего стандарта соответствующая информация будет опубликована на официальном интернет-сайте Межгосударственного совета по стандартизации, метрологии и сертификации в каталоге «Межгосударственные стандарты»

1 Область применения

2 Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:

ГОСТ 427 Линейки измерительные металлические. Технические условия

ГОСТ 2688 Канат двойной свивки типа ЛК-Р конструкции 6х19 (1+6+6/6)+1 о.с. Сортамент

ГОСТ 3077 Канат двойной свивки типа ЛК-О конструкции 6х19 (1+9+9)+1 о.с. Сортамент

ГОСТ 7502 Рулетки измерительные металлические. Технические условия.

3 Термины и определения

В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями:

3.1 страховочный канат: Устройство, предназначенное для закрепления одного или более работающих карабином предохранительного пояса при выполнении трудовых операций на высоте и состоящее из гибкого стального каната, расположенного горизонтально или под углом до 10° к горизонту, концы которого неподвижно закреплены непосредственно к конструктивным элементам зданий и сооружений или через специальные устройства.

3.2 опора: Элемент конструкции здания или сооружения, специальное устройство, прикрепляемое к элементам зданий, монтажные петли сборных железобетонных конструкций, специальные анкерные устройства и т.п., к которым прикрепляют страховочные канаты.

3.3 амортизатор: Компонент предохранительного пояса, снижающий до безопасного значения динамическую нагрузку, действующую на тело человека при защитном действии предохранительного пояса, закрепленного к страховочному канату.

3.4 сборочная единица страховочного каната: Страховочный канат с натяжными и крепежными деталями, обеспечивающими неподвижное закрепление стального каната к опоре.

4 Технические требования

4.1 Страховочный канат должен изготавливаться и применяться в соответствии с требованиями настоящего стандарта и других нормативных или технических документов, распространяющихся на страховочные канаты конкретных конструкций.

Требования безопасности, учитывающие специфику применения страховочного каната конкретной конструкции при его установке и эксплуатации, следует предусматривать в инструкциях по эксплуатации канатов, разработанных и утвержденных в установленном порядке.

4.2 Страховочный канат должен быть снабжен устройством для его крепления к опорам. Устройство должно обеспечивать удобство установки, снятия и перестановки страховочного каната.

4.3 Для изготовления страховочного каната должен применяться гибкий стальной канат из оцинкованной проволоки маркировочной группы по временному сопротивлению разрыву не менее 1800 Н/мм (180 кгс/мм ), соответствующий ГОСТ 2688 или ГОСТ 3077. Канат должен быть двойной свивки типа ЛК-Р или ЛК-О конструкции 6 19+1.

Не допускается применение случайно подобранных канатов, не имеющих сопроводительной документации (документа о качестве) предприятия-изготовителя, а также канатов и веревок из синтетических или натуральных волокон.

4.4 При использовании предохранительного пояса, снабженного амортизатором, диаметр каната должен назначаться в соответствии с действующими национальными требованиями*. Информация о необходимости применения пояса с амортизатором должна содержаться в сопроводительной документации (документе о качестве) страховочного каната конкретной конструкции и указываться в инструкции по его эксплуатации.

* В Российской Федерации при использовании пояса с амортизатором по ГОСТ Р 50849-96 диаметр страховочного каната должен быть не менее 6 мм с разрывным усилием каната не менее 22000 Н (2200 кгс).

4.5 В канатах не допускаются:

— наличие коррозии, трещин и разрывов на поверхностях деталей крепления каната;

— нарушение целостности (разрывы более двух проволок во всех прядях каната);

— деформации в виде волнистости; корзинообразные деформации; выдавливание сердечника; выдавливание или расслоение прядей; заломы, перегибы и перекручивания.

4.6 Детали крепления страховочного каната, а также опоры, к которым его закрепляют, должны выдерживать статическую нагрузку не менее 11000 Н (1100 кгс).

4.7 Детали крепления страховочного каната должны сохранять свои защитные и эксплуатационные свойства при температуре от минус 40°С до плюс 50°С и относительной влажности воздуха до 100%.

4.9 Для обеспечения надежного закрепления страховочного каната к натяжным устройствам или опорам на его концах должны быть образованы петли путем заплетки концов или с помощью не менее трех грузовых винтовых зажимов.

4.10 Конструкция деталей крепления страховочного каната должна исключать травмирование рук работающего.

Детали крепления не должны иметь надрывов, заусенцев, острых кромок, трещин и раковин.

Масса сборочной единицы страховочного каната не должна превышать 20 кг.

4.11 Конструктивное решение натяжных устройств и способы закрепления страховочных канатов к опорам должны быть детально разработаны в конструкторской документации на канаты конкретной конструкции.

4.12 На страховочный канат должна быть разработана в установленном порядке инструкция по его безопасной эксплуатации.

Инструкция должна быть написана простым и доходчивым языком и содержать методику испытания каната с указанием схемы испытаний, необходимые правила, разъяснения, обеспечивающие правильность его эксплуатации, правила браковки. В инструкции должно быть указано, для каких поясов (с амортизатором или без него) предназначена данная конструкция каната.

4.13 Страховочный канат следует устанавливать выше или на уровне плоскости опоры для ступней ног. Не допускается установка каната ниже уровня плоскости опоры для ступней ног.

При возведении монолитных зданий и сооружений для установки каната используют технологические отверстия, образующиеся в стенах или пилонах после снятия стяжных болтов щитов металлических опалубок, а в необходимых случаях просверливают отверстия диаметром от 10 до 15 мм, через которые пропускают канат.

4.14 Высота установки страховочного каната должна быть в пределах от 1200 до 2100 мм.

При переходе работающего по нижним поясам стропильных и подстропильных ферм и подкрановых балок страховочный канат должен быть закреплен на высоте не менее чем 1,5 м от плоскости опоры для ступней ног.

4.15 Схемы установки страховочного каната приведены на рисунках 1, 2.

4.16 Длину страховочного каната между точками его закрепления (длину пролета) следует назначать в зависимости от размеров конструктивных элементов зданий и сооружений, на которые его устанавливают.

какой минимальный диаметр должен быть у стальных канатов горизонтальной анкерной линии

а) Схема установки страховочного каната по стенам в монолитном домостроении (канат проходит через технологические отверстия в монолитных стенах или пилонах)

какой минимальный диаметр должен быть у стальных канатов горизонтальной анкерной линии

б) Схема установки каната по колоннам, пилонам и т.п. в крупно-блочном и монолитном домостроении

какой минимальный диаметр должен быть у стальных канатов горизонтальной анкерной линии

Источник

Анкерная линия

Комплектация и требования

Каждая линия имеет свою комплектацию. Для гибкой обязательны металлический трос, промежуточные и конечные анкеры, демпферы — (амортизаторы) в случае срыва работника уменьшают нагрузку на крепления конструкции, мобильные механизмы, систему для натяжения тросов и веревок.

какой минимальный диаметр должен быть у стальных канатов горизонтальной анкерной линии

Международным стандартом ГОСТ EN 795-2014 «Система стандартов безопасности труда… Общие технические требования…» установлены следующие требования для пользования разнообразными анкерными линиями.

какой минимальный диаметр должен быть у стальных канатов горизонтальной анкерной линии

Жесткие и гибкие анкерные линии

Жесткие и гибкие анкерные линии

Для безопасного перехода на высоте с одного рабочего места на другое должны применяться страховочные системы, в составе которых в качестве анкерных устройств используются жесткие или гибкие анкерные линии.

Анкерные линии конкретных конструкций должны отвечать требованиям технических условий предприятия-изготовителя, определяющих специфику их применения, установки и эксплуатации.

Анкерные линии должны быть снабжены устройством для их крепления к конструктивным элементам здания, сооружения. При использовании в конструкции каната — устройством для его натяжения, обеспечивающим удобство установки, снятия, перестановки и возможность изменения длины каната в зависимости от расстояния между точками крепления.

Конструкция деталей анкерной линии должна исключать возможность травмирования рук работника.

Масса каната в целом должна устанавливаться стандартами или техническими условиями на канаты конкретных конструкций.

При переходе работающего по нижним поясам ферм и ригелям канат должен быть установлен на высоте не менее чем 1,5 м от плоскости опоры для ступней ног, а при переходе по подкрановым балкам — не более 1,2 м.

При длине каната более 12 м должны устанавливаться промежуточные опоры, расстояние между которыми не должно быть более 12 м; при этом поверхность промежуточной опоры, с которой соприкасается канат, не должна иметь острых кромок.

Промежуточная опора и узлы ее крепления должны быть рассчитаны на вертикальную статическую нагрузку не менее 500 кгс.

Стальные канаты горизонтальной анкерной линии, устанавливаемой на высоте более 1,2 м от плоскости опоры для ступней ног работника, должны быть диаметром не менее 8,0 мм. Стальные канаты должны быть, в основном, маркировочной группы не ниже 1558 МПа (160 кгс/кв. мм).

какой минимальный диаметр должен быть у стальных канатов горизонтальной анкерной линии какой минимальный диаметр должен быть у стальных канатов горизонтальной анкерной линии какой минимальный диаметр должен быть у стальных канатов горизонтальной анкерной линии какой минимальный диаметр должен быть у стальных канатов горизонтальной анкерной линии какой минимальный диаметр должен быть у стальных канатов горизонтальной анкерной линии какой минимальный диаметр должен быть у стальных канатов горизонтальной анкерной линии какой минимальный диаметр должен быть у стальных канатов горизонтальной анкерной линии какой минимальный диаметр должен быть у стальных канатов горизонтальной анкерной линии какой минимальный диаметр должен быть у стальных канатов горизонтальной анкерной линии какой минимальный диаметр должен быть у стальных канатов горизонтальной анкерной линии

Величина предварительного натяжения с учетом провисания в середине пролета натянутого каната определяется в соответствии с расчетом значения нагрузки в анкерном устройстве, предусмотренном приложением № 13 к Правилам.

Величина провисания должна учитываться при расчете запаса высоты.Детали каната должны сохранять свои защитные и эксплуатационные свойства при температуре от минус 45 до плюс 50°С и относительной влажности до 100 %.

Детали крепления каната, которые могут быть подвержены коррозии, должны иметь антикоррозионные покрытия. В организации должны быть разработаны и утверждены в установленном порядке инструкции по эксплуатации канатов в соответствии с эксплуатационной документацией изготовителя.

Эксплуатация каната разрешается в том случае, если в результате внешнего осмотра не обнаружены разрушения или трещины в его деталях. При этом в конструктивных элементах зданий, сооружений или других устройствах, к которым закреплен канат, в процессе эксплуатации также не должны быть обнаружены разрушения или трещины.

Каждый канат анкерной линии должен иметь маркировку, включающую:

Обзор видов

Существует большое количество сфер жизни общества, в которых нужны такие конструкции, как анкерные линии. Они используются при строительных работах, в башнях и при ремонте электросетей. Везде, где важна безопасность на большой высоте, используются различные виды систем. Они делятся по следующим критериям.

какой минимальный диаметр должен быть у стальных канатов горизонтальной анкерной линии

Ориентации несущего элемента

В зависимости от вида работы классифицируются на два вида.

Горизонтальные

Применяются в удерживающих и страховочных устройствах систем. Данные линии, с синтетической веревкой или тросом, обладают механизмом натяжения.

какой минимальный диаметр должен быть у стальных канатов горизонтальной анкерной линии какой минимальный диаметр должен быть у стальных канатов горизонтальной анкерной линии какой минимальный диаметр должен быть у стальных канатов горизонтальной анкерной линии какой минимальный диаметр должен быть у стальных канатов горизонтальной анкерной линии какой минимальный диаметр должен быть у стальных канатов горизонтальной анкерной линии какой минимальный диаметр должен быть у стальных канатов горизонтальной анкерной линии какой минимальный диаметр должен быть у стальных канатов горизонтальной анкерной линии какой минимальный диаметр должен быть у стальных канатов горизонтальной анкерной линии какой минимальный диаметр должен быть у стальных канатов горизонтальной анкерной линии какой минимальный диаметр должен быть у стальных канатов горизонтальной анкерной линии

Горизонтальная конструкция подойдет для работы на крышах и обслуживания скатной кровли.

какой минимальный диаметр должен быть у стальных канатов горизонтальной анкерной линии

Вертикальные

Предназначены для движения по плоскости, расположенной вертикально или под наклоном. Для присоединения рабочего используется блокирующее устройство ползункового типа, фиксирующееся на автомате в случае, если рабочий сорвался с высоты.

какой минимальный диаметр должен быть у стальных канатов горизонтальной анкерной линии

Времени использования

По этому критерию делятся на следующие виды.

Временные — после того как работа будет закончена, линии этого типа больше не используются. Они достаточно дешевые, но менее прочные и безопасные.

какой минимальный диаметр должен быть у стальных канатов горизонтальной анкерной линиикакой минимальный диаметр должен быть у стальных канатов горизонтальной анкерной линии

Выделяют гибкие и жесткие анкерные линии. Рассмотрим их подробнее.

Гибкие

Важной особенностью их строения считается проволочный трос, который является несущей (основной) частью линий. Монтаж может проходить не только вертикально, но и горизонтально — все зависит от типа работы

Крепится с помощью концевых анкеров, которые располагаются через каждые 10-12 метров. Для снижения нагрузки в случае падения рабочего применяются демпферы и амортизаторы.

какой минимальный диаметр должен быть у стальных канатов горизонтальной анкерной линии какой минимальный диаметр должен быть у стальных канатов горизонтальной анкерной линии какой минимальный диаметр должен быть у стальных канатов горизонтальной анкерной линии какой минимальный диаметр должен быть у стальных канатов горизонтальной анкерной линии какой минимальный диаметр должен быть у стальных канатов горизонтальной анкерной линии какой минимальный диаметр должен быть у стальных канатов горизонтальной анкерной линии какой минимальный диаметр должен быть у стальных канатов горизонтальной анкерной линии какой минимальный диаметр должен быть у стальных канатов горизонтальной анкерной линии какой минимальный диаметр должен быть у стальных канатов горизонтальной анкерной линии какой минимальный диаметр должен быть у стальных канатов горизонтальной анкерной линии

Среди них выделяют однолинейные (когда в конструкции только один направляющий, по которому перемещается анкерная точка) и двухлинейные (когда направляющих два).

какой минимальный диаметр должен быть у стальных канатов горизонтальной анкерной линии

Гибкие анкерные линии делятся на постоянные и временные. В свою очередь, постоянные или стационарные делятся на тросовые, ленточные и веревочные. Все они нужны при разнообразной работе — от подъема рабочих до эвакуации людей.

Использование возможно в любых условиях, самое главное – они должны быть защищены от повреждения об острые края. Устанавливаются они под углом 75-180 градусов, что сводит к минимуму риск срыва рабочих. Гибкие линии можно прикреплять к любым поверхностям.

какой минимальный диаметр должен быть у стальных канатов горизонтальной анкерной линии

Жесткие

Данные системы несколько отличаются по своему строению от гибких — здесь линия имеет вид прямого или изогнутого рельса. За основу берутся стальные балки больших размеров, по которым перемещается специальная каретка. Она может быть с роликами или без них.

Жесткие анкерные линии (ЖАЛ) монтируются к зданию так, чтобы ограничить возможность смещения боковых линий. Крепятся за счет концевых или промежуточных анкеров, что зависит от места прикрепления балки к поверхности. Такая страховочная конструкция монтируется на длительный период и используется постоянно. Если сравнивать с гибкими линиями, времени и затрат на монтаж требуется больше.

какой минимальный диаметр должен быть у стальных канатов горизонтальной анкерной линии

Особенности использования

Безопасность при проведении работ зависит не только от качества изготовления линий, но и от соблюдения правил техники безопасности.

какой минимальный диаметр должен быть у стальных канатов горизонтальной анкерной линии

Демонстрацию анкерной линии смотрите далее.

Источник

Какой минимальный диаметр должен быть у стальных канатов горизонтальной анкерной линии

Жесткие и гибкие анкерные линии

131. Для безопасного перехода на высоте с одного рабочего места на другое должны применяться страховочные системы, в составе которых в качестве анкерных устройств используются жесткие или гибкие анкерные линии.

132. Анкерные линии конкретных конструкций должны отвечать требованиям технических условий предприятия-изготовителя, определяющих специфику их применения, установки и эксплуатации.

134. Конструкция деталей анкерной линии должна исключать возможность травмирования рук работника.

135. Масса каната в целом должна устанавливаться стандартами или техническими условиями на канаты конкретных конструкций.

136. При невозможности устройства переходных мостиков или при выполнении мелких работ, требующих перемещения работника на высоте в пределах рабочего места, и когда исключена возможность скольжения работника по наклонной плоскости, должны применяться анкерные линии, расположенные горизонтально.

Канат следует устанавливать выше или на уровне плоскости опоры для ступней ног.

(п. 136 в ред. Приказа Минтруда России от 17.06.2015 N 383н)

(см. текст в предыдущей редакции)

138. Длина каната между точками его закрепления (величина пролета) должна назначаться в зависимости от размеров конструктивных элементов зданий, сооружений, на которые он устанавливается.

При длине каната более 12 м должны устанавливаться промежуточные опоры, расстояние между которыми не должно быть более 12 м; при этом поверхность промежуточной опоры, с которой соприкасается канат, не должна иметь острых кромок.

Промежуточная опора и узлы ее крепления должны быть рассчитаны на вертикальную статическую нагрузку не менее 500 кгс.

140. Стальные канаты горизонтальной анкерной линии, устанавливаемой на высоте более 1,2 м от плоскости опоры для ступней ног работника, должны быть диаметром не менее 8,0 мм. Стальные канаты должны быть, в основном, маркировочной группы не ниже 1558 МПа (160 кгс/кв. мм).

(п. 140 в ред. Приказа Минтруда России от 17.06.2015 N 383н)

(см. текст в предыдущей редакции)

142. Усилие на рукоятке при натяжении каната не должно превышать 160 Н (16 кгс).

143. Величина предварительного натяжения с учетом провисания в середине пролета натянутого каната определяется в соответствии с расчетом значения нагрузки в анкерном устройстве, предусмотренном приложением N 13 к Правилам.

Величина провисания должна учитываться при расчете запаса высоты.

144. Детали крепления стального каната, а также конструктивные элементы зданий или другие устройства, к которым крепят канат, должны быть рассчитаны на горизонтально приложенную нагрузку в 22000 Н (2200 кгс), действующую в течение 0,5 секунды.

145. Детали каната должны сохранять свои защитные и эксплуатационные свойства при температуре от минус 45 до плюс 50 °C и относительной влажности до 100%.

146. Детали крепления каната, которые могут быть подвержены коррозии, должны иметь антикоррозионные покрытия.

147. В организации должны быть разработаны и утверждены в установленном порядке инструкции по эксплуатации канатов в соответствии с эксплуатационной документацией изготовителя.

148. Эксплуатация каната разрешается в том случае, если в результате внешнего осмотра не обнаружены разрушения или трещины в его деталях. При этом в конструктивных элементах зданий, сооружений или других устройствах, к которым закреплен канат, в процессе эксплуатации также не должны быть обнаружены разрушения или трещины.

149. Каждый канат анкерной линии должен иметь маркировку, включающую:

а) товарный знак (или краткое наименование предприятия-изготовителя);

б) значение статического разрывного усилия;

г) дата изготовления (месяц, год);

д) обозначение стандарта или технических условий, по которым изготовлен канат.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *