какой методический прием основан на принципе радиантного мышления
Современные методы конспектирования
В предыдущих статьях мы рассмотрели классические способы письменной фиксации при работе с текстом: «Nota bene или пометки в книге», «Виды письменной фиксации при работе с текстом. Выписки», «Виды письменной фиксации при работе с текстом. Заметки, планы, конспекты». Эти методы важные, поскольку закладывают основные принципы работы с текстом. Но линейная передача информации, линейные записи не отражают особенностей обработки информации нашим мозгом.
Как пишет Тони Бьюзен в книге «Супермышление» 95 % населения планеты (согласно проведенным им и коллегами исследованиями) при конспектировании используют повествовательный стиль, т.е. излагают в виде связанного рассказа, состоящего из пунктов и подпунктов.
Они используют линейную форму записи и иерархическую последовательность (пункты/подпункты).
Для написания конспекта используются буквы и цифры. Практически не используются цвета, все пишется одним цветом.
Подобная линейность структуры конспекта делает акцент на логичности, но не на изложении сути вопроса.
Данная структура изложения не использует возможности мозга, такие как:
— визуальные образы,
— графическое представление информации,
— пространственная ориентация,
— ассоциации и гештальт.
Как считает Т. Бьюзен – при таком ведении конспекта мозг «засыпает», ему скучно. Если учесть, что при этом используются лишь половина возможностей мозга (см. выше), то и обучение становится неэффективным. Левое и правое полушария не взаимодействуют друг с другом.
Какие еще недостатки линейного конспектирования, отмечает Т. Бьюзен.
1. Потеря ключевых слов.
Визуально, ключевые слова просто теряются в массе менее важных слов. В итоге, не формируются необходимые ассоциации, связывающие ключевые понятия.
2. Сложность запоминания информации.
Когда скучно, нет эмоций и лишь однообразный текст – мозг теряет остроту восприятия и плохо запоминает.
3. Потеря большого количества времени.
При линейном конспектировании записывается много ненужной информации. И впоследствии теряется время на ее прочтение. Также теряется время на поиск важных ключевых понятий.
4. Не стимулируются творческие возможности мозга.
Не формируются ассоциации, а значит не происходит творческий подход к обработке и запоминанию информации. И здесь следует сказать о радиантном мышлении.
Радиантное мышление
Радиантное мышление — это способ работы мозга. Это понятие выражает процессы, происходящие в головном мозге, и свидетельствуют они о том, что процесс мышления осуществляется в образах или ключевых словах.
Нашему мышлению от природы чужды линейность, монотонность, одноцветность.
Любая поступающая в мозг информация (слово, воспоминание, ощущение или мысль) – может быть представлена в виде центрального образа, от которого в стороны расходится огромное множество образов – ассоциаций. Каждая ассоциация имеет бесконечное количество связей с другими ассоциациями. Совокупность этих ассоциаций и называется нашей памятью.
Радиантное мышление – это процесс мышления, при котором в центре находится некий объект, который дает импульс к рождению множества ассоциаций, которые становятся центральным образом но уже для другого ассоциативного процесса.
Графическое отображение процесса радиантного мышления на бумажном или электронном носителе осуществляется с помощью интеллект-карты.
Майндмэппинг (mind map, ментальные карты, интеллект-карты) — понятие, введенное Т. Бьюзеном. Это удобная и эффективная техника визуализации мышления и вариант альтернативной записи.
Mind Map – это инструмент, с помощью которого мы можем применять принципы радиантного мышления в нашей повседневной жизни. Интеллект-карта пробуждает в человеке способность создавать образы, что в свою очередь развивает способность к мышлению, развивает память и творческий потенциал.
Вот некоторые примеры Mind map:
Широко используются различные программы для составления интеллект-карт на компьютере. Преимущество заполнения интеллект карт на компьютере заключается в том, что эту карту можно редактировать, удалять и добавлять новые линии и образы.
Какой методический прием основан на принципе радиантного мышления
Тони Бьюзен, Барри Бьюзен
Мы посвящаем эту книгу всем Воинам Сознания, которые в Эпоху Интеллекта, в Век Мозга, в Тысячелетие Мысли борются за расширение Человеческого Разума
Перевод с английского выполнил П. А. Самсонов по изданию:
(Unlock your creativity, boost your memory, change your life) / by Tony Buzan and Barry Buzan, 2010.
© ВВС 1996. ВВС and ВВС Active are trademarks of the British Broadcasting Corporation.
© Перевод. Издание. Оформление. ООО «Попурри», 2014
Мы бы хотели выразить огромную признательность нашим родителям, Гордону и Джин Бьюзен, которые благословили нас на это фантастическое предприятие, и особенно маме, – за заботу и реальную помощь в подготовке рукописи; художнице Лоррейн Джил – за глубокую проницательность в вопросе о значении и природе зрительно воспринимаемого образа, о взаимоотношениях между искусством и интеллектом, памятью и творчеством; Деборе Бьюзен – за постоянную моральную поддержку в течение многих лет осуществления данного проекта; Майклу Дж. Гелбу – за настойчивую и беспристрастную веру в нас, книгу и идею интеллект-карт; нашим друзьям Лин Коллинз и покойному Полу Коллинзу, которые помогли нам понять, что квантовый скачок всегда невелик; Джуди Колдуэл, умевшей конструктивно критиковать, от чего наши души наполнялись энтузиазмом; Джону Хамблу, чья поддержка концепции интеллект-карт эмоционально заряжала нас все эти годы; Шону Адаму за десятилетнюю верность проекту и настойчивые увещевания в адрес Тони «поскорее выпустить эту книгу в свет»; Джорджу Хьюзу – первому, кому удалось с успехом применить теорию интеллект-карт для обучения в семейном кругу; Эдварду Хьюзу, который применил радиантное мышление и интеллект-карты столь успешно, что покорил Кембриджский университет; доктору Эндрью Стрингеру за то, что «поддерживал огонь в очаге» радиантного мышления; Питеру Расселу, герою «Книги о мозге», за постоянную поддержку; Джералдине Шварц, сделавшей многое для того, чтобы родившаяся идея выжила; Каро, Питеру, Дорис, Тане и Джулиану Эйрам за помощь, поддержку и возможность пребывания в их прекрасном доме, где была написана большая часть книги; семье Фолли за оказанное гостеприимство и превосходный кабинет для работы.
Новое издание этой книги, издание для XXI века, – «века мозга», стало результатом усилий глобальной команды, и я хотел бы от всей души поблагодарить всех сотрудников международной сети Центров Бьюзена, которая уже укрепилась и раскинулась по всему миру. Спасибо вам, тренеры и инструкторы Мира Бьюзена за ваши интеллект-карты и плодотворный вклад в наше общее дело. Особенно хочется поблагодарить Масанори Канду, Микики Чикада Кавасе, Кена Ито, Сиро Кобаяси из Японии и Генри Той, Эрик Чунга из Сингапура. Отдельное спасибо Генри и Эрику, а также другим членам нашей азиатской команды за написанную и опубликованную ими историю создания самой крупной интеллект-карты в мире, которая была адаптирована к настоящему изданию книги. Спасибо также По Чуну из Гонконга за его бесценный вклад в создание интеллект-карт, Тане Фонанан, основательнице таиландского Центра Бьюзена, и Хорхе Кастаньеде, президенту нашего латиноамериканского филиала, Биллу Джаррарду и Дженнифер Годдард из австралийско-новозеландского Центра Бьюзена, которые прилагают все усилия для того, чтобы распространить идею интеллект-карт по всему миру. Из наших европейских коллег я хотел бы поблагодарить Хильду Ясперт за ее великолепные интеллект-карты и организованные ею семинары по их созданию.
Что касается Великобритании, то здесь в первую очередь вспоминается Крис Гриффитс, генеральный директор компании «Busan Online», и разработанное им программное приложение iMindMap, которое существует ныне уже в версии 4.0. Фантастическая визуальная и текстовая поддержка была обеспечена Эмили Ван Ки и командой «Busan Online» в Кардиффе, в том числе Мелиной Кости и Оуэном Харди.
Спасибо также Реймонду Кину, шахматному гроссмейстеру и спортивному корреспонденту «Таймс», за его неутомимую моральную поддержку и Брайану Ли, моему давнему другу, который помог ввести интеллект-карты в мир бизнеса и систему образования.
Без моей «домашней команды», сосредоточенной в головном офисе компании «Busan», процесс создания этой книги превратился бы в логистический кошмар, и я хочу искренне поблагодарить Полину Алески, Энн Рейнолдс, Сюзи Рокетт и Дженни Редмен за оказанную ими логистическую помощь и поддержку
В издательстве «Pearson» я хотел бы в первую очередь высказать благодарность директору Ричарду Стэггу, который был главной движущей силой этого проекта. Огромное спасибо также Саманте Джексон, моему редактору, за ее самоотверженную преданность интеллект-картам и этой книге в целом. Список моих благодарностей был бы неполным без упоминания о Джеймсе Харрисоне, моем независимом редакторе-консультанте, который взял на себя, казалось, невыполнимую задачу: собрать всю эту массу информации и превратить ее в нечто удобоваримое.
Наконец, хочу поблагодарить всех тех деловых людей и работников системы образования, которые поделились своими интеллектами-картами и скрывающимися за ними историями как для первого издания этой книги, так и для издания нынешнего, и которых мы не называем здесь поименно только по причине ограниченности места.
Дорогие читатели, спасибо также и вам – за то, что вы решили присоединиться к растущему глобальному сообществу людей, использующих интеллект-карты в сфере своей деятельности. Если вы захотите поделиться с нами своими интеллект-картами и соответствующими историями для следующих изданий этой книги, милости просим!
Однажды физик Нильс Бор выговаривал одному студенту: «Вы не думаете, а цепляетесь за логику». Я тоже считаю, что способность к логическому мышлению – не тот критерий, по которому следует оценивать наш интеллектуальный потенциал, так как мозг человека все-таки сильно отличается от «логичного» компьютера.
В XXI веке понимать принципы работы мозга стало еще важнее. Мы живем более долгой и здоровой жизнью, но иногда забываем о том, что здоровье тела и продолжительность жизни еще не означают здоровья мозга. Здоровье мозга требует, чтобы он был все время активен – чтобы постоянно пользовались памятью, эффективно мыслили, занимались творчеством и в конечном счете реализовали свой индивидуальный потенциал, который, как еще недавно считалось, ограничивался возможностями происхождения и здоровья: мы просто жили, как нам было суждено.
Сегодня мы в состоянии задаться такими важными вопросами, как «зачем я живу?», «к чему это все?». И я думаю, что современные исследования мозга и мышления должны помочь разобраться не просто в том, как сделать так, чтобы людям жилось лучше, или даже как улучшить память (хотя и это тоже очень важно), но и найти ответы на такие животрепещущие вопросы, как «что составляет мою личность?» и «как мне реализовать свой потенциал?».
Я аплодирую Тони за то, что он вот уже более 40 лет занимается изучением мозга и мышления, и настоятельно рекомендую серию его книг («Суперпамять», «Руководство по развитию памяти и интеллекта», «Учебник быстрого чтения», «Думайте эффективно»), призванных помочь читателям усовершенствовать работу мозга. Ваше путешествие только начинается…
Баронесса Сьюзан Гринфилд,
профессор психологии, директор Королевского института Великобритании, кавалер ордена Почетного легиона
Интеллект-карта, резюмирующая книгу, которую вы держите в руках
Ключевые идеи Тони Бьюзена
Британский психолог Тони Бьюзен (1942-2019) известен как изобретатель интеллектуальных карт (карт разума, ментальных карт, mind maps) – популярной техники визуального мышления, которую часто называют «швейцарским армейским ножом мозга» за ее универсальность и многофункциональность.
Бьюзена считают одним из ведущих мировых экспертов в области мозга, обучения и мышления. Он написал около 140 книг, которые были проданы тиражом более 5 миллионов экземпляров по всему миру, читал лекции ведущим международным компаниям, университетам и школам настолько красноречиво, что вошел в пятерку лучших ораторов мира по версии журнала Forbes.
В статье мы расскажем о ключевых идеях Тони Бьюзена, которые помогут вам улучшить способности к обучению, мышлению и запоминанию. Мы уверены, что об этом человеке вы уже слышали неоднократно и, скорее всего, даже знакомы с некоторыми его идеями, поэтому перед тем, как приступить к чтению, предлагаем пройти небольшой тест и проверить свои знания.
С чего все началось
Изучая в университете психологию, английский язык, математику и естественные науки, Тони Бьюзен заметил, что тщательное составление конспектов отнимает очень много времени. Он педантично выводил абзацы текста, но, спустя время, не мог вспомнить ничего из того, что записал. Бьюзен также обратил внимание, что студенты, которые получали лучшие оценки, не были столь аккуратны в конспектировании. Их заметки были усеяны цветными рисунками, ключевыми словами, стрелочками и прочими графическими элементами.
Бьюзен продолжил исследование и обнаружил, что подобное визуальное отображение информации использовали и гении прошлого: тетради Леонардо да Винчи содержали рисунки со словами и примечаниями, Альберт Эйнштейн поступал так же.
В итоге в 1960-х годах у Бьюзена родилась идея использовать технику «карта разума» при конспектировании, чтобы помочь студентам легко запоминать информацию. Со временем эта техника визуального мышления легла в основу многомиллионного глобального бизнеса, который включил в себя книги, DVD, программное обеспечение, семинары и школы в Мумбае, Дубае, Сингапуре, Токио, Великобритании.
Сам Бьюзен описывал термин «интеллектуальная карта» как способ фиксации идей и изучения нового путем разбивки информации в легкий для понимания и запоминания формат.
Зачем нужна интеллектуальная карта?
Интеллектуальная карта – это визуальный инструмент управления информацией, который помогает человеку структурировать, запоминать, систематизировать, изучать новое и проводить мозговые штурмы.
С помощью интеллект-карт можно:
Составление карт разума будет полезным в следующих областях:
Для повышения производительности труда:
Для учебы:
Для жизни вообще:
Таким образом, карта разума способна упорядочить и улучшить мыслительный процесс, т.е. является эффективным инструментом развития личности.
Почему интеллект-карта работает?
Способность эффективно и быстро мыслить тесно связана с воображением и умением создавать ассоциации между различными информационными блоками. При этом мозг функционирует лучше, когда для создания ассоциаций используются изображения и символы. Именно эти знания лежат в основе техники mind mapping.
Как известно, человеческий мозг имеет два полушария: левое и правое. Левая сторона отвечает за логику и порядок, извлечение фактов и их анализ. Правая сторона – за творчество и восприятие невербальной информации.
По мнению Бьюзена, запомнить информацию, которая представлена исключительно в форме текста, сложно, потому что при ее считывании задействуется только левое полушарие, а правое при этом бездействует, дремлет. Такой способ требует, чтобы читатель сканировал информацию слева направо и сверху вниз, но естественным для мозга является сканирование сразу всей страницы нелинейным способом.
Человек мыслит картинками. Бьюзен утверждал, что слова – это просто подпрограммы, которые облегчают формирование изображений в нашей голове. Использование картинок и графических элементов в ментальных картах гармонизует работу мозгу, активируя сразу оба полушария.
Поскольку мозг начинает работать комплексно, задействовав инструменты левого и правого полушарий, то мышление становится ясным и структурированным, улучшается память и повышается креативность.
Радиантное мышление
Как упоминалось ранее, человеческое мышление не является линейным. Оно представляет собой массив ассоциаций, исходящих из разных точек. Можно сказать, что мышление – это просто сеть ассоциаций.
Мозг является прекрасной иллюстрацией данной концепции. Он состоит из миллиардов нейронов, каждый из которых имеет сотни дендритов (отростков), соединенных с другими нейронами.
Нейрон – это центральная точка, куда поступает информация. Она порождает ассоциации, которые начинают распространяться во всех направлениях, перетекая по дендритам к соседним нейронам. Этот процесс может продолжаться бесконечно. При этом не существует определенной последовательности образования ассоциаций, движение происходит одновременно на миллиардах каналов (нейронных связей).
Мышление работает аналогичным образом. Бьюзен называл его «сияющим» (от англ. radiant – испускать лучи, излучать) и утверждал, что для человека естественно мыслить радиантно. В процессе обдумывания чего-либо в мозге возникают ассоциации, имеющие множество направлений. «Сияющее» мышление, присущее каждому человеку, – это гигантская машина мыслительных ассоциаций, состоящая из практически бесконечного числа связей.
Чтобы быть креативным и легко решать проблемы, достаточно позволить мозгу работать радиантно. Принцип составления ментальных карт основан на теории «сияющего» мышления.
7 законов Бьюзена или как составить карту разума
Существует множество способов визуального мышления, так же как существуют, например, разные стили боевых искусств. Следующие «законы» представляют собой принципы составления карт разума в стиле Тони Бьюзена, который основан на большом количестве серьезных нейрофизиологических и психологических исследований, и более чем 40-летнем практическом опыте.
7 ключевых принципов составления карт разума:
Используйте чистый лист бумаги в альбомной ориентации
Разлинованная бумага не подойдет, поскольку линейки и клетки воспринимаются мозгом, как барьеры. Альбомная ориентация также имеет решающее значение, потому что чаще всего человек видит вокруг себя горизонтально ориентированные предметы, нежели чем вертикальные.
Расположите в центральной части листа изображение (картинку)
Фундаментальным правилом составления карт разума является радиантное мышление с центральной идеей и выходящими из нее ассоциациями.
Центр – это ключевой запрос, с которым работает человек, проблема, решение которой он хочет найти, или массив данных, который нужно запомнить. По заверению Бьюзена, ключевой запрос, представленный в виде картинки, активирует воображение. Изображение более интересно для мозга, помогает ему концентрироваться и постоянно быть в фокусе.
Нарисуйте ответвления, которые исходят из центральной картинки
Ветви – это ассоциации, связанные с ключевым запросом. Одна ветвь – одна ассоциация. Мозгу нравится связывать разные вещи вместе, к тому же этот процесс создает новые нейронные пути. Ответвления помогают понять и запомнить информацию намного легче.
Напишите над каждой ветвью одно ключевое слово, которое, как вам кажется, связано с центральным запросом. Продолжайте генерировать ассоциации, рисуя всё новые ветви.
Ветви должны быть изогнутыми, а не прямыми, и становиться тоньше при удалении от центрального изображения
Прямые линии скучны и ограничивают мозг, изогнутые линии и сам процесс их создания, напротив, безмерно его радуют, активируя отделы, которые отвечают за ощущение удовольствия. Необходимость сужения ветвей объясняется тем, что карта разума должна быть похожа на нейронные сети мозга, где нейрон – это центр, а ветви дендритов становятся всё тоньше при удалении от него.
Используйте изображения и графические элементы в разных частях интеллект-карты
Как известно, картина стоит тысячи слов. Использование изображений и символов активирует ассоциативную память. Кроме того, процесс создания картинок переключает мозг с сосредоточенного, напряженного мышления на размышление, в процессе которого и случаются озарения. Не нужно пытаться нарисовать произведение искусства, достаточно фигурок.
Не бойтесь цвета, он должен быть повсюду
Цвет будоражит мозг, облегчает запоминание, образование новых идей, стимулирует креативность. Также можно использовать цвет в качестве способа категоризации, чтобы акцентировать внимание на более важных идеях. Это дает огромную энергию творческому мышлению.
Оставляйте свободное пространство
Карта разума должна «дышать», иметь незаполненные промежутки белого листа, чтобы быть читаемой и понятной.
И последняя рекомендация: получайте удовольствие от составления карты разума, позвольте себе творить с радостью!
Суперпамять по методу Тони Бьюзена
Ключевая идея, на которой базируется мнемотехника Бьюзена, заключается в том, чтобы придумать для запоминаемого объекта яркий образ-ассоциацию. Вот, что должен включать этот процесс:
Как и карты разума, мнемотехника Бьюзена основана на воображении (т.е создании образов в голове), ассоциациях (т.е. связях) и местоположении (т.е. положении в пространстве).
Принципы скорочтения
Тони Бьюзен был не только «отцом» карт разума и человеком, обладающим отличной памятью, он также и создателем уникальной техники быстрого чтения. Ключевые принципы, разработанные Бюзеном для повышения скорости чтения и понимания текста, следующие.
Работайте со словарем
Если в тексте встречается незнакомое слово, загляните в словарь, чтобы уточнить его значение. Чем больше вы работаете над своим словарем, тем больше слов сможете распознать, тем больше поймете, и тем быстрее будете читать.
Избегайте регрессии
Если обратить внимание на то, как читает обычный человек, можно заметить, что глаза не скользят по тексту, а движутся резкими движениями по странице, иногда останавливаясь на каких-то словах или возвращаясь к уже прочитанному. Этот возврат называется регрессией. Устранение регрессии значительно улучшает скорость чтения.
Используйте указку
Вспомните, как читали в детстве? Вы скользили пальцем по словам. Это естественный инстинкт: палец держит фокус. Плавное перемещение пальца по строке во время чтения автоматически увеличивает скорость. В качестве указки можно использовать вязальную спицу или китайские палочки для еды. Тонкая указка дает глазам возможность сосредоточиться на окружающих словах. Со временем начните перемещать указку только по средней части предложения. Если активно практиковать этот навык, можно достичь максимальной скорости чтения, просто скользя указкой вниз по странице!
Поставьте цель
Наличие цели чтения – лучший способ концентрации на материале. Вот несколько вопросов, которые стоит задать себе, прежде чем приступить к чтению:
Эти простые вопросы обеспечат понимание материала и удержание его в памяти.
Выделяйте ключевые слова
Около 90% слов в тексте не способствуют запоминанию материала, проще говоря, не несут смысловой нагрузки. Старайтесь вычленять из текста ключевые слова, вспоминая которые вы сможете воспроизвести содержание прочитанного. В качестве тренировки: возьмите несколько абзацев любого текста и постарайтесь сократить его до наименьшего количества слов, сохраняя при этом смысл.
Сделайте предварительный просмотр
Перед тем, как начать читать вдумчиво, пробегитесь глазами по тексту, обращая внимание на заголовки, подзаголовки, графики, рисунки, таблицы и все то, что бросается в глаза. Это даст представление о стиле автора, а также о структуре текста. Потратьте на это не более 5-10 минут. По заверению Бьюзена, это даст мозгу большое преимущество.
Соблюдение этих принципов поможет вам не только увеличить скорость чтения, а также приведет к улучшению понимания и запоминания текста.
Перечень книг Тони Бьюзена
Если вы хотите прокачать свой мозг и реально улучшить некоторые свои способности, рекомендуем к прочтению несколько бестселлеров Тони Бьюзена:
Тони Бьюзен написал более 140 книг, которые были переведены на 40 языков мира.
В 2011 году он был номинирован на Нобелевскую премию мира за создание карт разума – мощного инструмента мышления, который помогает людям учиться, думать, запоминать, общаться, понимать, находить общий язык и делать правильные выводы.
Мир стремителен. Успешность зависит от того, насколько эффективно мы умеем управлять собой в этом безумном потоке. Тони Бьюзен подарил миру mind maps, чтобы люди смогли расширить видение, полностью использовать ресурсы интеллекта, найти предназначение и, следовательно, сделать свою жизнь счастливой, умиротворенной, наполненной энтузиазмом и творчеством. Применяйте этот инструмент для достижения своих целей и будьте успешны!