какой метод воспитания у военнослужащих высокой дисциплинированности является основным
Какой метод воспитания у военнослужащих высокой дисциплинированности является основным
1. Воинская дисциплина есть строгое и точное соблюдение всеми военнослужащими порядка и правил, установленных законами, воинскими уставами и приказами командиров (начальников).
2. Воинская дисциплина основывается на осознании каждым военнослужащим воинского долга и личной ответственности за защиту своего отечества, на его беззаветной преданности своему народу. Основным методом воспитания у военнослужащих высокой дисциплинированности является убеждение. Однако убеждение не исключает применения мер принуждения к тем, кто недобросовестно относится к выполнению своего воинского долга.
3. Воинская дисциплина обязывает каждого военнослужащего:
— быть верным воинской присяге, строго соблюдать Конституцию и законы Российской Федерации;
— выполнять свой воинский долг умело и мужественно, добросовестно изучать военное дело, беречь военное и государственное имущество;
— стойко переносить трудности военной службы, не щадить своей жизни для выполнения воинского долга;
— быть бдительным, строго хранить военную и государственную тайну; поддерживать определенные воинскими уставами правила взаимоотношений между военнослужащими, крепить войсковое товарищество;
— оказывать уважение командирам (начальникам) и друг другу, соблюдать правила воинского приветствия и воинской вежливости;
— с достоинством вести себя в общественных местах не допускать самому и удерживать других от недостойных поступков, содействовать защите чести и достоинства граждан.
4. Высокая воинская дисциплина достигается:
— воспитанием у военнослужащих высоких морально-психологических и боевых качеств и сознательного повиновения командирам (начальникам);
— личной ответственностью каждого военнослужащего за выполнение своих обязанностей и требований воинских уставов;
— поддержанием в воинской части (подразделении) внутреннего порядка, строгим соблюдением распорядка дня всеми военнослужащими;
— повседневной требовательностью командиров (начальников) к подчиненным и контролем за их исполнительностью, уважением личного достоинства военнослужащих и постоянной заботой о них, умелым сочетанием и правильным применением мер убеждения, принуждения и общественного воздействия коллектива;
— созданием в воинской части (подразделении) необходимых материально-бытовых условий.
5. За состояние дисциплины в воинской части (подразделении) отвечают ее командир и заместитель командира по воспитательной работе. Которые должны постоянно поддерживать высокую воинскую дисциплину, требовать от подчиненных ее соблюдения, поощрять достойных, строго, но справедливо взыскивать с нерадивых.
б. В целях поддержания высокой воинской дисциплины в воинской части (подразделении) командир обязан:
— изучать личные качества подчиненных, поддерживать определенные воинскими уставами правила взаимоотношений между ними, сплачивать воинский коллектив, укреплять дружбу между военнослужащими различных национальностей;
— знать состояние воинской дисциплины и морально-психологическое состояние личного состава, добиваться единого понимания подчиненными командирами (начальниками) требований, задач и способов укрепления воинской дисциплины, руководить их деятельностью по укреплению воинской дисциплины и повышению морально-психологического состояния личного состава, обучать практике применения поощрений и наложения дисциплинарных взысканий,
— немедленно устранять выявленные нарушения правил несения службы и решительно пресекать всякие действия, которые могут причинить вред боеспособности воинской части (подразделении), организовывать правовую пропаганду и проводить работу по предупреждению преступлений, происшествий и проступков;
— воспитывать подчиненных в духе неуклонного выполнения требований воинской дисциплины и высокой исполнительности, развивать и поддерживать у них чувство собственного достоинства, сознание воинской чести и воинского долга, создавать в воинской части (подразделении) нетерпимое отношение к нарушениям воинской дисциплины, особенно уставных правил взаимоотношений между военнослужащими, фактам социальной несправедливости, широко используя при этом гласность;
— систематически анализировать состояние воинской дисциплины и морально-психологическое состояние подчиненных ему военнослужащих, своевременно и объективно докладывать о них вышестоящему командиру (начальнику), а о преступлениях и происшествиях — немедленно.
Уважение личности, национального достоинства, забота о социальной и правовой защищенности военнослужащих — важнейшая обязанность командира (начальника). Командир (начальник), допустивший сокрытие нарушений воинской дисциплины, преступлений, привлекается к ответственности.
7. Командир (начальник) должен быть близок к подчиненным, знать их нужды и запросы, добиваться их удовлетворения, не допускать грубости и унижения личного достоинства подчиненных, постоянно служить им образцом строгого соблюдения законов и приказов, быть примером нравственной чистоты, честности, скромности и справедливости.
Каждый военнослужащий должен быть уверен в охране его прав и законных интересов, чувствовать заботу командира (начальника) о неприкосновенности его личности, об уважении его чести и достоинства.
8. Деятельность командира (начальника) по поддержанию воинской дисциплины оценивается не по количеству правонарушений в воинской части (подразделении), а по точному соблюдению им законов и воинских уставов, полному использованию своей дисциплинарной власти и выполнению своих обязанностей в целях наведения порядка. Ни один нарушитель воинской дисциплины не должен уйти от ответственности, но и не один невиновный не должен быть наказан.
Командир (начальник), не обеспечивший необходимых условий для соблюдения уставного порядка и требований воинской дисциплины, не принявший мер для их восстановления, несет за это ответственность.
За преступления и проступки подчиненных., не являющихся прямым следствием деятельности командира (начальника) или непринятия им мер по их предупреждению, он ответственности не несет.
Каждый военнослужащий обязан содействовать командиру (начальнику) в восстановлении порядка и дисциплины. За уклонение от содействия командиру (начальнику) военнослужащий несет ответственность.
9. Право командира (начальника) отдавать приказ и обязанность подчиненного беспрекословно повиноваться являются основными принципами единоначалия.
10. Применять поощрения и налагать дисциплинарные взыскания могут только прямые начальники и начальники, указанные в разделе «Наложение дисциплинарных взысканий в особых случаях».
Дисциплинарная власть, предоставленная младшим начальникам, всегда принадлежит и старшим начальникам.
11. Командиры (начальники), должности которых в настоящем Уставе (приложение 1) не упомянуты, в отношении подчиненных им военнослужащих пользуются дисциплинарной властью в соответствии с воинским званием, предусмотренным на занимаемой должности:
а) младший сержант, сержант, старшина 2 статьи и старшина 1 статьи — властью командира отделения;
б) старший сержант и главный старшина — властью заместителя командира взвода;
в) старшина и главный корабельный старшина, прапорщик и мичман, старший прапорщик и старший мичман — властью старшины роты;
г) младший лейтенант, лейтенант и старший лейтенант — властью командира взвода;
д) капитан и капитан-лейтенант — властью командира роты ( корабля 4 ранга);
е) майор, подполковник, капитан 3 ранга и капитан 2 ранга — властью командира батальона (корабля 3 ранга);
ж) полковник и капитан 1 ранга — властью командира полка (корабля 1 ранга);
з) генерал-майор и контр-адмирал — властью командира дивизии,
и) генерал-лейтенант и вице-адмирал — властью командира корпуса;
к) генерал-полковник и адмирал — властью командующего армией (флотилией);
л) генерал армии, адмирал флота и Маршал РФ — властью командующего войсками округа, фронта, группой войск, флотом.
При временном исполнении обязанностей по службе командиры (начальники) пользуются дисциплинарной властью по должности, объявленной в приказе.
12. Заместители командиров подразделений и соединений, старшие помощники командиров кораблей в отношении подчиненных им лиц пользуются дисциплинарной властью на одну ступень ниже прав, предоставленных их непосредственным начальникам.
На кораблях, где имеются старший помощник и помощник командира корабля, последний пользуется дисциплинарной властью на одну ступень ниже прав, предоставленных старшему помощнику.
13. Офицеры от заместителя командира полка и ниже при нахождении с подразделениями или командирами в командировке в качестве их начальников, а также при выполнении определенной в приказе командира воинской части самостоятельной задачи вне места дислокации своей части пользуются дисциплинарной властью на одну ступень выше прав по занимаемой должности.
Военнослужащие, назначенные начальниками команд, в указанных ранее случаях пользуются дисциплинарной властью: солдаты, матросы, сержанты и старшины — властью старшины роты (команды); имеющие воинское звание старшина, главный корабельный старшина, прапорщик и мичман — властью командира взвода, прапорщики и мичманы, занимающие должности командиров взводов, — властью командира роты.
14. Офицеры — командиры подразделений слушателей и курсантов — в военных образовательных учреждениях профессионального образования пользуются дисциплинарной властью в отношении подчиненных им лиц на одну ступень выше прав по занимаемой должности.
15. Министр обороны Российской Федерации в отношении военнослужащих Вооруженных Сил РФ пользуются дисциплинарной властью в полном объеме настоящего Устава.
16. Заместители министра обороны РФ, главнокомандующие видами Вооруженных Сил пользуются дисциплинарной властью на одну ступень ниже прав, предоставленных министерству обороны.
Лица гражданского персонала Вооруженных Сил РФ в отношении военнослужащих пользуются дисциплинарной властью в соответствии с занимаемой штатной должностью.
Дисциплина и армейские методы ее поддержания
Настало время поговорить о том, на чем собственно и держится армия. О дисциплине. Без нее невозможно было бы не то что воевать, а и поддерживать в более-менее нормальном состоянии свое войско. И потому придумали ее, как альтернативу анархии и внедрили в армию.
В уставе говорится, что воинская дисциплина— это строгое и точное соблюдение всеми военнослужащими порядка и правил, установленных законами, воинскими уставами и приказами командиров.
Предполагается, что дисциплина базируется на том, что вы и ваши товарищи осознаете свой воинский долг и личную ответственность за защиту Родины и населяющего ее народа.
Что предполагает воинская дисциплина? То, что ваши взаимоотношения с военнослужащими будут соответствовать правилам, изложенным в воинских уставах, вы будете выказывать уважение командирам и своим сослуживцам, соблюдать правила воинского приветствия и воинской вежливости. Кроме поддержания дисциплины в своем подразделении, считается, что воин должен подавать пример всем гражданским лицам и соответствующим образом вести себя в общественных местах, не допускать самому и удерживать других от недостойных поступков, содействовать защите чести и достоинства граждан. То есть быть их защитником не только от внешнего супостата, но и от внутреннего несознательного элемента.
Кроме этого, дисциплинированный солдат должен умело и мужественно выполнять свой воинский долг, не щадить своей жизни для его выполнения, добросовестно изучать военное дело, беречь военное и государственное имущество, стойко переносить трудности военной службы, быть верным Военной присяге, строго соблюдать Конституцию и законы Российской Федерации, быть бдительным и строго хранить военную и государственную тайну.
Если вы выполняете все это, то смело зачисляйте себя в дисциплинированные солдаты.
В противном случае в качестве инструмента воспитания в вас гармонично развитой личности армейские начальники используют разнообразные, часто весьма эффективные методы. Основным методом воспитания у военнослужащих высокой дисциплинированности является убеждение. Однако убеждение не исключает применения мер принуждения к тем, кто недобросовестно относится к выполнению своего воинского долга. К сожалению, получается так, что в большинстве случаев проще применить к вам репрессивные меры, чем уговаривать вести себя подобающим примерному солдату образом.
Для выработки первичных навыков дисциплины и поддержания их на достаточном для выполнения воинского долга уровне армия предполагает дать вам знания уставов и своих обязанностей. Для того, чтобы вы знали, что с вас будут спрашивать. Кроме знаний у вас на занятиях будут воспитывать высокие морально-психологические и боевые качества и сознательное повиновение командирам. Обратили внимание на слово «сознательное»? Это означает, что вы в результате кропотливой работы ваших армейских учителей будете повиноваться начальникам не потому, что боитесь их, а потому, что поняли их наставления и определили свое место в рядах защитников Родины.
Следующий шаг в укреплении дисциплины — это, как у дрессировщика Дурова, закрепление навыков. Достигается закрепление крайне тяжело: повседневной требовательностью командиров к подчиненным, предполагающей неусыпный контроль вашей исполнительности.
Знайте, что ваш начальник обязан заботиться о вас, уважать ваше личное достоинство, что не должно мешать ему воспитывать вас умелым сочетанием и правильным применением мер убеждения, принуждения и общественного воздействия коллектива.
Не дай бог, конечно, чтобы к вашему воспитанию подталкивали коллектив! Я вам расскажу две истории, которые проиллюстрируют мой рассказ.
Как правило, провинившегося, того, кто не хочет и отказывается работать в армии, сам сержант не наказывает, а просто освобождает от этой работы. Например, сажает на табурет, а все отделение намывает полы всю ночь. Ну вы понимаете, чем все это может закончиться на следующее утро…
Ещё об одном методе воспитания коллективом. Если во время кросса кто-нибудь выдыхается или при команде «вспышка справа» падает не туда, куда надо, то есть «ранен» или «убит», остальные солдаты отделения подхватывают своего товарища и бегут уже с ним на плечах, так как русские своих товарищей в бою не бросают. Во-первых, это правильно, что не бросают, а во-вторых, такой «раненый» получит пару раз болтающимся подсумком или автоматом в бок или по голове и желание следующий раз сойти с дистанции или неправильно выполнить команду отпадет.
За состояние дисциплины в подразделении отвечают его командир и заместитель командира по воспитательной работе, которые должны постоянно поддерживать высокую воинскую дисциплину, требовать от подчиненных ее соблюдения, поощрять достойных, строго, но справедливо взыскивать с нерадивых.
Помните, что в армии существует принцип единоначалия, по которому у одного подчиненного есть только один непосредственный начальник, у которого есть право отдавать ему приказы. Обязанность подчиненного в этом случае— беспрекословно повиноваться своему командиру.
Воинская дисциплина: что такое, сущность и значение
Одним из ключевых аспектов службы в армии считается соблюдение воинской дисциплины. Для многих призывников значение данного понятия остается размытым и неясным. Нередко они воспринимают его как произвол со стороны старших по званию.
Для командиров данное понятие предоставляет не только полномочия, но и расширяет ответственность. Дисциплинированность по мнению многих военных больше ориентирована на устранение возможного произвола и разброда. В данном контексте это понятие требует тщательного изучения.
Что такое воинская дисциплина
Определение воинской дисциплины, а также все аспекты службы связанные с ней, регламентируются «Дисциплинарным уставом Вооруженных сил Российской Федерации». Закон состоит из шести глав и восьми приложений, регламентирующих положения, касающиеся дисциплинированности военнослужащих.
Действие устава распространяется на все воинские формирования, включая военно-образовательные учреждения. Также ему подчиняются и гражданские лица, находящиеся на военных должностях и взаимодействующие с другими военнослужащими.
В соответствии с уставом сущность воинской дисциплины — это точное и строгое соблюдение военнослужащими всех предписаний, установленных конституционными и федеральными законами, уставами, а также иными правовыми актами. Основа данного понятия — осознание военнослужащим его долга и ответственности за защиту Российской Федерации.
Дисциплинированность военнослужащего подразумевает следующие аспекты:
Все эти факторы ориентированы на формирование морального облика военнослужащего, его достоинства и готовности защищать страну. Вместе с тем в нем формируется понимание армейской службы, ее структурирования и общей целостности. Укрепляется и осознание необходимости выполнения предписаний каждым военнослужащим для укрепления общего дела.
Воинская дисциплина
Конспект урока ОБЖ в 11 классе
Тема урока «Воинская дисциплина»
Познакомить учащихся с предназначением и содержанием Дисциплинарного устава Вооруженных Сил РФ
учебник ОБЖ 11 класс, Общевоинские уставы ВС РФ
I. Вступительная часть
Контроль знаний учащихся:
— Какими положениями Устава внутренней службы должны руководствоваться все военнослужащие ВС РФ?
— Для каких целей предназначена внутренняя служба в воинских частях и подразделениях?
— Какие качества развиваются у военнослужащих при выполнении требований внутренней службы?
— Кто осуществляет руководство внутренней службой в воинской части?
— объявление темы и цели занятия
— объяснение нового материала:
Н А П О М И Н А Ю: Воинские уставы
– это официальные нормативно-правовые документы, регламентирующие поведение и деятельность военнослужащих, жизнь, быт, несение службы в ВС, подготовку личного состава подразделений, частей и соединений и определяющие основы их боевых действий.
Дисциплинарный устав ВС РФ в соответствии с ФЗ РФ «Об обороне» утвержден Указом Президента РФ – Верховного Главнокомандующего ВС РФ 14 декабря 1993 года.
Дисциплинарный устав ВС РФ определяет сущность воинской дисциплины, обязанности военнослужащих по ее соблюдению, виды поощрений и дисциплинарных взысканий, права командиров (начальников) по их применению, а также порядок подачи и рассмотрения предложений, заявлений и жалоб.
Все военнослужащие ВС РФ независимо от воинских званий, служебного положения и заслуг должны строго руководствоваться требованиями Дисциплинарного устава. Кроме того, Положения Дисциплинарного устава распространяются на граждан, уволенных с военной службы с правом ношения военной формы одежды (при ее ношении).
Дисциплинарным уставом ВС РФ руководствуются военнослужащие органов военного управления, воинских частей, кораблей, предприятий, организаций ВС РФ, в том числе военных образовательных учреждений профессионального образования Министерства обороны РФ
Действие Дисциплинарного устава распространяется на военнослужащих других войск, воинских формирований, органов и воинских подразделений федеральной противопожарной службы, а также на граждан, призванных на военные сборы.
Положениями Дисциплинарного устава во взаимоотношениях с военнослужащими руководствуются лица гражданского персонала, замещающие воинские должности.
Общие положения Дисциплинарного устава ВС РФ
– есть строгое и точное соблюдение всеми военнослужащими порядка и правил, установленных законами, воинскими уставами и приказами командиров (начальников).
Воинская дисциплина основывается
на осознании каждым военнослужащим воинского долга и личной ответственности за защиту своего Отечества, на его беззаветной преданности своему народу.
Основным методом воспитания
у военнослужащих высокой дисциплинированности является
убеждение.
Однако убеждение не исключает применение мер принуждения к тем, кто недобросовестно относится к выполнению своего воинского долга.
Воинская дисциплина обязывает каждого военнослужащего:
— быть верным Военной присяге (обязательству), строго соблюдать Конституцию РФ, законы РФ и требования общевоинских уставов;
— выполнять свой воинский долг умело и мужественно, добросовестно изучать военное дело, беречь государственное и военное имущество;
— беспрекословно выполнять поставленные задачи в любых условиях, в том числе с риском для жизни, стойко переносить трудности военной службы;
— быть бдительным, строго хранить государственную тайну;
— поддерживать определенные общевоинскими уставами правила взаимоотношений между военнослужащими, крепить войсковое товарищество;
— оказывать уважение командирам (начальникам) и друг другу, соблюдать правила воинского приветствия и воинской вежливости;
— вести себя с достоинством в общественных местах, не допускать самому и удерживать других от недостойных поступков, содействовать защите чести и достоинства граждан;
— соблюдать нормы международного гуманитарного права в соответствии с Конституцией РФ;
Воинская дисциплина достигается:
— воспитанием у военнослужащих морально-психологических, боевых качеств и сознательного повиновения командирам (начальникам);
— знанием и соблюдением военнослужащими законов РФ, других нормативных правовых актов РФ, требований общевоинских уставов и норм международного гуманитарного права;
— личной ответственностью каждого военнослужащего за исполнение обязанностей военной службы;
— поддержанием в воинской части (подразделении) внутреннего порядка всеми военнослужащими;
— повседневной требовательностью командиров (начальников) к подчиненным и контролем за их исполнительностью, уважением личного достоинства военнослужащих и постоянной заботой о них, умелым сочетанием и правильным применением мер убеждения, принуждения и общественного воздействия коллектива;
— созданием в воинской части (подразделении) необходимых условий военной службы, быта и системы мер по ограничению опасных факторов военной службы.
За состояние воинской дисциплины в воинской части отвечают командир и заместитель командира по воспитательной работе, которые должны постоянно поддерживать воинскую дисциплину, требовать от подчиненных ее соблюдения, поощрять достойных, строго, но справедливо взыскивать с нерадивых.
III. Закрепление материала:
— Что такое воинская дисциплина?
— На чем основывается воинская дисциплина?
— Когда и кем был утвержден Дисциплинарный устав ВС РФ?
V. Домашнее задание:
46, стр. 212-215. Задание: Подготовить сообщение на тему «К чему обязывает воинская дисциплина каждого военнослужащего»
Роль воинской дисциплины в истории армии России
Понятие воинской дисциплины уходит корнями еще в труды древнегреческих философов. В них оно трактуется как повиновение власти, порядок, согласованность действий, основанные на нравственных качествах воинов, включая долг, честь и стыд.
Макиавелли в своих работах отмечал, что дисциплина важнее храбрости. Основой для нее он выделял устрашение, строгость и в некоторых случаях жестокость. Однако не отменял и воспитание нравственных качеств солдат.
Для Древней Руси были характерны родоплеменные отношения, в которых особое внимание уделялось почитанию старших. Данный аспект переходил и в воинские формирования. Также немаловажную роль играла обязательность решения вече.
В своих «Поучениях» Владимир Мономах предписывал воеводам становиться примером для подчиненных и в сражениях, и в повседневности. Дружинникам предписывалось беспрекословное выполнение приказов. Понятие дисциплинированности сводилось к тому, чтобы «при старших молчать, мудрых слушать, старейшим повиноваться, с равными себе и младшими в любви пребывать».
В период раздробленности русских княжеств дисциплина основывалась на кодексах чести и клятвах верности. Вождь, уже имевший славу, собирал вокруг себя молодых воинов, жаждавших ее разделить. Между ними устанавливалась личная верность. Вождь назначал порядок подчинения, содержал и награждал воинов. В случае проступков держал их «в нужде», при особо злостных нарушениях применялась смертная казнь.
На данном этапе развития военного дела подобная форма воинской дисциплины поддерживала порядок, организованность и эффективность войск. Однако вскоре она перестала отвечать актуальным требованиям из-за развития вооружений и способов ведения войны.
На этом фоне наметился отход от общинной психологии и принципов круговой поруки. Любовь и преданность воеводе, а также гордость за принадлежность к ратному делу перестали быть основой дисциплинированности. Увеличился количественный состав армий, что требовало определения новых порядков.
Акцент в новых тактиках делался не на личных качествах солдат, а на действиях в подразделениях. Все это требовало усиленных тренировок, муштры. Основой новой дисциплины стал принцип «не рассуждать», подразумевающий четкое выполнение предписаний. Вместе с тем многие полководцы обращались и к сознательности солдат.
Реформы Петра I также акцентировали внимание на воинской дисциплине, основанной на порядке и суровых взысканиях за правонарушения. Знаменитые полководцы и адмиралы продолжили его дело, стремясь сформировать у подчиненных разумное понимание служебных обязанностей, долга, чести.
В дореволюционной России происходит юридическое закрепление определенных принципов формирования воинской дисциплины. Из ключевых отмечают следующие факторы:
Вместе с тем присутствовала и тенденция жестокого обращения к простым военнослужащим. Грубость, беззаконие, унижения и оскорбления простых солдат и матросов в немалой степени способствовали развалу армии и флота.
Послереволюционная ситуация отличалась противоречивостью. С одной стороны новая власть стремилась отойти от традиций предыдущей. Однако при этом дисциплина поддерживалась жесткими карательными мерами. Вместе с тем росло количество публикаций, обращавшихся к сознательности военнослужащих.
В годы Великой Отечественной войны акцент делается на практическом решении вопросов дисциплины. Помимо общих воспитательных работ имели место и репрессии, злоупотребление правами, пренебрежение некоторыми аспектами и непоследовательность действий в данном направлении.
Послевоенные годы в СССР считаются расцветом дисциплинированности военнослужащих. Во многом она основывалась на одержанной победе, когда уставные предписания воспринимались как путь ее достижения. В этот же период проводится немало аналитических исследований в области повышения воинской дисциплины. Используется военный опыт, подыскиваются меры для ее поддержания в мирное время.
Военные дисциплины и их классификация
Все элементы военного дела невозможно уложить в единой дисциплине. Поэтому, все военные знания разделены на отдельные военные дисциплины. Вместе с тем, все дисциплины взаимосвязаны и в боевых действиях применяются в комплексе.
Читать по теме: Оборона мотострелкового отделения
Можно выделить следующие основные дисциплины военной подготовки:
Нельзя обойти еще две дисциплины:
Теперь о каждой дисциплине отдельно.
Подготовка тактическая
Тактическая подготовка включает все тактические знания по верному пониманию, что происходит и что должно происходить на марше, на поле боя, в разведке, в городских боях и боях на открытой местности. Знания по организации обороны от отделения до батальона и армии, по ведению наступления, прорывам, действию в окружении и окружение сил противника все это тактика боевых действий.
На тактические знания своих войск и войск противника опираются оперативные и стратегические планы ведения боевых действий.
Тактическая подготовка имеет классификационный характер. Командиру отделения не нужно знать, действия командира батальона, хотя командир батальона должен знать все тактические действия и командира отделения и каждого солдата в отдельности. Тактическая подготовка включает не только действия отдельных подразделений, но и слаженное взаимодействие различных подразделений, различных родов войск и их оперативное управление.
Тактическая подготовка делится на теоретическую и практическую. В теории изучаются действия подразделений на картах и схемах, моделируя те или иные ситуации на поле боя.
Читать по теме: Значение военного искусства
Практическая тактика складывается из полевых выходов и отработки действий подразделений на местности. Итогом практической тактики являются военные учения.
Огневая подготовка
Ночные стрельбы
Трудно представить огневую подготовку без практики. Отсюда стрельбы обязательный элемент огневой подготовки, от автомата до баллистических ракет.
Физическая подготовка
Инженерная подготовка
Все что касается местности, и работы с ней относятся к инженерной подготовке. Это и организация обороны с рытьем окопов и укрытий, и наведение переправ и строительство укрепленных точек. Саперное дело также относится к инженерной подготовке.
Начинается инженерная подготовка с изучения топографии и умении разбираться в картах местности.
Медицинская подготовка
Каждый солдат должен уметь оказать первую медицинскую помощь при ранениях и травмах. Именно таким обучением занимается медицинская подготовка.
Химическая подготовка
Бег в АЗК
Защита от химических атак и последствий атомной атаки занимается химическая подготовка.
Строевая подготовка и изучение уставов
Строевая подготовка и изучение уставов это первое, с чем сталкиваются новобранцы. Несмотря на кажущеюся бессмысленность, строевая подготовка учит дисциплине, опрятному внешнему виду, чувству локтя и сплоченности подразделения.
К перечисленным видам военных дисциплин нужно добавить специальную военную подготовку для десантников, разведчиков, горную, водолазную, диверсионную подготовки.
Специальное подразделение
Отдельной военной дисциплиной является морское дело со своими нюансами и задачами.
Специально для сайта «Военное дело».
Похожие посты:
Поделиться ссылкой:
Понравилось это:
Способы постановки дисциплины: чем достигается воинская дисциплина
Дисциплинарный устав предписывает следующие способы, которыми достигается воинская дисциплина:
Помимо этого командование должно создать необходимые условия для военнослужащих в вопросах быта. Акцентируется внимание и на мерах предотвращения воздействия негативных факторов военной службы на личный состав.
Организация воспитательной работы командира
Ответственность за воинскую дисциплину в подразделении несет его командир. Соответственно в его обязанности входят следующие аспекты:
Воспитательные меры ориентированы на выработку исполнительности личного состава, поддержание достоинства и чести, осознание долга. Немаловажным фактором выделяют постоянный анализ дисциплинированности и морально-психологического состояния военнослужащих.
В организационные меры по поддержанию дисциплины относят также личный пример и авторитет командира. Обращают внимание и на бытовое обеспечение условий службы, способствующей повышению чувства достоинства у личного состава.
Для воспитания дисциплинированности командир может опираться на следующие аспекты:
Сам командир не несет дисциплинарной ответственности за проступки подчиненных, если своевременно уведомил о них руководство. Однако именно он отвечает за состояние воинской дисциплины в вверенном подразделении.
Задачи личного состава по поддержанию правопорядка
Обязанность каждого военнослужащего — содействие и помощь командиру в поддержании воинской дисциплины и восстановлению порядка. За уклонение от данной обязанности также предусматривается ответственность.
В служебное время ключевая задача личного состава — следование приказам и уставу. Выполнение поставленных задач, а также осознанное чувство долга и ответственности формируют базу для поддержания дисциплинированности военнослужащих.
Во внеслужебное время обращают внимание на товарищеские взаимоотношения с сослуживцами, общие интересы и цели. Организация совместного досуга, культурно-массовые и спортивные мероприятия, дружба и взаимовыручка также способствуют поддержанию порядка.
Основные задачи прапорщиков по укреплению воинской дисциплины
Дисциплинарный устав не подразумевает отдельных предписаний для прапорщиков по укреплению воинской дисциплины. Их должностные обязанности зависят от занимаемой должности. При этом их дисциплинарная власть приравнивается к старшине роты, а при назначении командиром команды — к командиру взвода (группы).
Данное предписание означает, что в задачи прапорщиков входят те же обязанности, что и у соответствующих командиров. Основной акцент делается на поддержании порядка среди военнослужащих и предотвращении нарушений.
Система поощрений
Система поощрений ориентирована на поддержание воинской дисциплины и усердия военнослужащих. Каждый командир обязан отмечать подчиненных за заслуги, проявление разумной инициативы, служебные достижения. Если предоставленных прав недостаточно, допускается ходатайствование перед вышестоящими командирами о соответствующем награждении.
Среди применяемых вариантов поощрений выделяют следующие:
Самоконтроль
Самоконтроль для военнослужащего — ключевой аспект дисциплинированности. Ориентирован на решение двух вопросов — преодоление собственных слабостей, а также подчинение армейским правилам и вышестоящему руководству. Именно самоконтроль ориентирован на выработку осознанного чувства долга и воинской дисциплины.
Самоконтроль относится к личностным качествам, формируемым работой над собой. Под данным понятием подразумевается умение критически взглянуть на свои поступки в контексте устава и требований командиров. Немаловажным считается анализ, выявление ошибок и путей их исправления, подавление побуждений и действий, не соответствующих установленному порядку.
Заинтересованность военнослужащего в самоконтроле достигается мотивацией, поощрениями, принуждением и наказаниями. Важно и участие командира — личные беседы с молодыми бойцами, приведение примеров преодоления привычек.
Обязанности военнослужащих по соблюдению воинской дисциплины согласно Уставу
В соответствии с уставом все военнослужащие обязаны поддерживать воинскую дисциплину. Обо всех нарушениях докладывается вышестоящему руководству, принимаются меры по их предотвращению. Несвоевременное уведомление также считается нарушением порядка.
Ключевыми обязанностями военнослужащих в поддержании порядка выделяют:
Обязанность по соблюдению воинской дисциплины касается всех военнослужащих, независимо от занимаемой должности и звания. Также она относится и к гражданским лицам, находящимся на соответствующих постах.
Профсоюзы и воинская дисциплина
Задача любого профсоюза — защита прав и свобод соответствующей категории граждан. Аналогичные цели преследуют и организации, защищающие интересы военнослужащих. Однако они ни в коем случае не могут отменять требований к соблюдению воинской дисциплины.
Дисциплинированность личного состава Вооруженных сил считается одним из основных аспектов, обеспечивающих их боевую эффективность. В данном контексте профсоюзы поддерживают мероприятия, направленные на повышение порядка в частях. Они защищают военнослужащих от произвола командиров и злоупотребления властью, что также считается нарушением воинской дисциплины.
Воинская дисциплина и ответственность
Воинская дисциплина тесно связана с ответственностью военнослужащих за нарушение порядка. Под таковым считается любое действие или бездействие, совершенное умышленно или по неосторожности. Дисциплинарная ответственность наступает только в тех случаях, когда вина военнослужащего доказана.
В качестве доказательств используются следующие аспекты:
Все доказательства рассматриваются командиром для составления полной и объективной картины произошедшего. Не допускается применение материалов, полученных с нарушением законодательства Российской Федерации.
Для получения дополнительных сведений к привлеченному могут применять следующие меры:
В зависимости от установленной вины к военнослужащему применяется соответствующее взыскание. При незначительных проступках командир может ограничиться напоминанием о воинском долге, дисциплине и обязательствах. Замечание, порицание, критика поведения или указания на ошибки и недочеты в службе, выраженные в устной или письменной форме не считаются дисциплинарным взысканием.
Сознательность военных
Самосознание военнослужащих — одна из составляющих самоконтроля. Именно на ней основывается осознанное понимание воинской дисциплины и чувства долга. Командиры могут обращаться к сознательности подчиненных для поддержания порядка.
Сознательность военных формируется нравственными качествами, коллективной ответственностью, личным примером и авторитетом командиров. Важную роль играют условия службы, бытовое обеспечение, а также готовность идти на определенные жертвы ради достижения поставленных задач.
Манеры поведения военнослужащих вне службы
Для всех военнослужащих обязательным считается поддержание чести и достоинства Вооруженных сил Российской Федерации. Соответственно предъявляются требования к поведению не только в рамках службы, но и за пределами части. Обращается внимание на то, что манеры поведения военнослужащих напрямую характеризуют престиж армии.
Военным предписывается быть образцом культурного поведения, скромности и выдержки. Акцент делается на соблюдении и защиты воинской чести, уважении достоинства других граждан. Не допускается совершение недостойных действий или допущение таковых.
Общие положения
Психология воинской дисциплины
Изучение мер и способов поддержания воинской дисциплины на разных этапах истории позволяет выявить принципы, на которых она основывается. К таковым относят:
Анализ также показывает, что на дисциплинированность влияют такие факторы, как:
На основе данных аспектов психология рассматривает воинскую дисциплину как осознанное следование предписаниям законов и уставов. Такая дисциплинированность имеет следующие характерные черты:
С учетом всех этих особенностей воинская дисциплина считается комплексным качеством личности. Оно основывается на выдержанности военнослужащего, его внутренней организованности, ответственности, самодисциплине. Воспитывается как личностное качество, однако рассматривается в рамках коллектива и взаимодействия с ним.
Инновации в практике по укреплению воинской дисциплины
Укрепление воинской дисциплины требует постоянного анализа ситуации и разностороннего подхода. Текущая ситуация показывает слабую дисциплинированность военнослужащих. Это приводит к различным происшествиям — от незначительных нарушений порядка до получения увечий и травм.
Причинами такой ситуации выделяют:
В данном контексте вопрос о новых подходах по укреплению воинской дисциплины остается актуальным. Комплексный анализ ситуации и пересмотр подходов к повышению дисциплинированности привели к формированию военно-педагогической теории воинской дисциплины, имеющей собственные задачи, методы, предмет и объект.
В рамках данной теории предполагается развивать и интегрировать в практическое использование существующие военные, философские, социологические и психологические исследования. Это создаст прочную базу для воспитания дисциплинированности военнослужащих со стороны командиров.
Основными направлениями развития данной теории и внедрения инноваций выделяют:
На практике основной акцент делается на личностной мотивации военнослужащих. Повышается социальная защита данной категории граждан, улучшаются жилищные условия. Ведутся мероприятия по повышению престижа военной службы, ориентир делается как на молодых призывников, так и на контрактников. Улучшаются и условия службы в частях, повышается материальное обеспечение.
Все эти аспекты повышают заинтересованность военнослужащих в следовании предписаниям законов и уставов. Уже сейчас отмечается снижение общего количества уклонистов, что свидетельствует о сознательности призывников. При ее наличии повышается и дисциплина в ходе службы.
Проблемы воинской дисциплины
В настоящее время в армии существуют проблемы с воинской дисциплиной и слабой организованностью военнослужащих. Анализ ситуации выделяет несколько экономических и социально-политических причин слабой дисциплинированности:
На основе данных факторов в армии и возникают проблемы с дисциплиной. Соответственно немаловажным вкладом в улучшение ситуации считается повышение общего качества жизни в стране. Также в расчет берется воспитание офицерских кадров, способных предпринимать все необходимые меры для повышения дисциплины.
Существенной проблемой выделяют и новые условия, в которых оказались Вооруженные силы. Переходный период от одного государства к другому, переосмысление мировоззрения, новая высокоточная техника, требующая особого внимания — все это создает и новые вызовы для воинской дисциплины.
Для решения подобных вызовов уделяется внимание разработке теоретических и методических основ для повышения воинской дисциплины. Исследуются вопросы по влиянию авторитета командиров и повышению его роли. Акцентируется внимание на воинском коллективе и роли общественных организаций. Изучаются моральные и материальные стимулы, мотивирующие военнослужащих к самоконтролю и дисциплине.
Совершенствование воинской дисциплины
Основой армейской службы является воинская дисциплина. Ее сущность состоит в неукоснительном и осознанном соблюдении устава и прочих правил. С целью решения имеющихся проблем и совершенствования системы могут быть приняты следующие меры:
Основные виды ответственности за нарушение воинской дисциплины
За нарушение воинской дисциплины военнослужащие привлекаются к следующим видам ответственности:
За административные правонарушения для военнослужащих предусматривается дисциплинарная ответственность. Исключением выделяют случаи, когда административная ответственность наступает по общим основаниям. При этом к военнослужащим не применяются такие меры наказаний, как административный арест, исправительные работы, для срочников — административные штрафы.
Привлечение к административному или дисциплинарному взысканию не подразумевает освобождение от уголовной ответственности, если таковая положена. Материальный ущерб также возмещается независимо от иных видов ответственности, к которым привлекается военнослужащий.
Дисциплинарная ответственность военнослужащих подразумевает следующие виды взысканий:
Проступки, за которые назначается соответствующее наказание, рассматриваются непосредственным командиром военнослужащего. Он анализирует ситуацию и принимает решение о взыскании в соответствии с должностью и званием виновного, а также тяжестью правонарушения.
За незначительные проступки командир может ограничиться устным порицанием. Применение дисциплинарной ответственности в этих случаях рассматривается как мера предупреждения повторных нарушений в будущем.
К грубым нарушениям, подразумевающим серьезные взыскания, относят:
Для всех подобных проступков помимо иных видов ответственности предусматривается и дисциплинарный арест. Вина нарушителя и тяжесть правонарушения определяется доказательствами.
Ответственность за нарушение дисциплины
За противоправное деяние военные привлекаются к ответственности. Юридическая ответственность наступает в случае нарушения норм и правил. Невыполнение и нарушение для военнослужащих будет означать противоправность и наличие состава правонарушения. Отличаются различные виды правонарушений:
Штраф
За совершение проступка возникает такое административное взыскание, как штраф. Административная комиссия или районный суд устанавливает нарушение, оценивает его характер и выносит решение. Порядок, взаимоотношение сторон обеспечивается административными нормами.
Административная
Административная ответственность выступает за дисциплинарные нарушения. К военным не могут быть применены следующие виды наказания:
Привлечение к ответственности не освобождает от выполнения обязанностей. Солдат имеет право давать объяснения, пользоваться юридической помощью, доказывать свою невиновность. Действие командиров можно обжаловать. Военный имеет право участвовать в судебном рассмотрении документации и материалов.
Солдата не могут привлечь к ответственности, если истек срок дисциплинарной ответственности (один год). Исполнение взыскание начинается в даты привлечения в ответственности. Если дата не указана, взыскание не исполняется.
Административная ответственность наступает в случае нарушения и проступка. Предусмотрены виды административных взысканий:
Административное взыскание устанавливает уполномоченное должностное лицо, например суд, органы внутренних дел.
Характерная разница между воинской и трудовой дисциплиной
Трудовая дисциплина — обязательное подчинение внутреннему порядку и правилам, установленным законодательством, трудовым договором, внутренним порядком и иными актами. За нарушение предписаний предусматривается взыскание.
Сходство трудовой и военной дисциплины заключается в общих принципах формирования и действия. В обоих случаях предусматривается подчинение правилам и предписаниям в соответствующей сфере деятельности. В данном вопросе выделяют лишь предметную разницу дисциплинированности и правила поведения для военнослужащих и работников организации.
Сходством выделяют и факторы, влияющие на дисциплинированность сотрудников и военных. Личностные и нравственные качества, материальное обеспечение, социальная защита, мотивация, поощрения и наказания — все это в равной степени используется в обеих сферах.
Ключевая разница между трудовой и военной дисциплиной — в предъявляемых требованиях и взысканиях. В рамках воинской службы действуют более строгие предписания, во многих случаях от их выполнения зависит жизнь и здоровье военнослужащих.
С учетом данного аспекта воспитанию и поддержанию воинской дисциплины уделяется большее внимание. Отслуживших с большей охотой берут на работу, поскольку привитые навыки дисциплинированности помогают им лучше организовывать свой рабочий день.