какой метод сравнения религий правильный
Какой метод сравнения религий правильный
Методы исследования религии
Сравнительный метод изучения религии
В 19 веке использование сравнительного метода было тесно связано с эволюционистским подходом, прежде всего под влиянием дарвинизма. Однако не все исследователи того времени ставили своей целью установить общие истоки и проследить весь ход «естественной истории» социальных феноменов, таких, например, как религия или семья, или разработать теорию стадий социального развития. К примеру, Тайлор, как и Конт, видел одну из главных задач сравнительного метода в выявлении культурных «сцеплений», т. е. с необходимостью возникающих параллелей между различными культурными феноменами.
Наиболее типичным примером использования сравнительного метода в 19 в. и начале 20 в. можно считать работы Дж. Фрэзера, который использовал бесчисленные иллюстрации из области классической мифологии, Библии и современной ему этнографии для подтверждения собственных гипотез о происхождении и развитии разнообразных верований и обычаев.
Классик социологии Э. Дюркгейм в своих ранних работах успешно применял сравнительный метод, сопоставляя правовую систему обществ, находящихся на одной и той же стадии развития и на разных стадиях. Рассматривая состояние правовой системы в качестве показателя морального состояния общества, Дюркгейм использовал сравнительный метод для подтверждения своей гипотезы о том, что развитие разделения труда сопровождается изменениями в характере социальной интеграции. Исследуя проблему самоубийства, Дюркгейм рассматривает суицидальную статистику в различных обществах и в разных социальных группах одного и того же общества, показывая, что эти показатели меняются в обратной зависимости от степени социальной сплоченности и устойчивости моральных норм. Он сравнивает также некоторые показатели сплоченности общества и нормативной стабильности, выбирая различные типы религиозной организации, формы общественной жизни, экономического и политического устройства и т. д. Согласно утверждению Дюркгейма, если сравнение проводится тщательно и охватывает достаточное количество фактов, то его Можно рассматривать как квазиэкспериментальный метод. Иначе говоря, в исследовании суицида Дюркгейм впервые в истории социологии применил метод поливариантного анализа. К примеру, он не просто сравнивает статистику самоубийств в протестантских и католических странах и среди протестантского и католического населения одной и той же страны, но сравнивает между собой и выявленные различия, чтобы показать, как фактор социальной сплоченности, отраженный в религиозной организации общества, действует как независимая детерминанта суицидальных тенденций.
Пользуясь сравнительным методом, М. Вебер установил наличие очевидной связи между протестантизмом и развитием капитализма. В работе «Протестантская этика и дух капитализма» он анализирует роль кальвинистского мировоззрения «посюстороннего аскетизма» в создании трудовой этики и рациональной жизненной дисциплины, в развитии стремления к накоплению, без которых капитализм был бы невозможен. Тем не менее Вебер считал, что этот тезис нуждается в подтверждении посредством систематического социологического исследования других культурных традиций. Он занимался сравнительным изучением иудаизма, ислама, индийских и китайских религий и разработал в этой связи целую систему категорий: типы пророчества, харизма, рутинизация и т. д., которые использовал как инструментарий своих компаративных исследований. Таким образом, М. Вебер может считаться основоположником сравнительной социологии религии.
Сравнительный метод Вебера в научной социологии религии представляет собой нечто аналогичное экспериментированию (поиск сходных паттернов в не зависящих друг от друга культурных контекстах).
Хобхауз, Уилер и Джинзберг сделали попытку соединить сравнительный метод и широкий обзор существующих обществ; они предложили созданную таким путем эмпирическую схему социальной эволюции. Разработав шкалу технологического развития, они попытались установить соответствие каждому из уровней этой шкалы какой-либо конкретной формы социальной жизни, политических институтов и моральных норм. Позже аналогичную попытку предпринял Гоулднер (1962). Недостатки подобных схем объясняются скорее слабостью исходных теоретических предпосылок (идея о закономерном развитии всех сторон жизни общества в строго определенном направлении), нежели порочностью сравнительного метода. С 1950-х годов значительный упор делается на сочетание классического сравнительного метода и современных статистических методов. Типичным представителем этого направления является американский социолог Дж. Ленски, исследовавший соотношение показателей религиозности с другими факторами существования в большом американском городе.
Представители социальной антропологии в своей критике сравнительного метода стремились отнести на его счет худшие крайности эволюционистского подхода и связанное с ним искажение культурного контекста. Сами они прибегали к сравнительному анализу социальных систем либо в целях их классификации, либо чтобы продемонстрировать отдельные сходства и различия.
Те религиоведы и социологи, которые традиционно пользуются сравнительным методом как средством обобщения, постепенно пришли к более приемлемому методу. Это так называемый «сравнительно-исторический метод», базирующийся на использовании той или иной общей парадигмы социальной структуры и позволяющий дать анализ нескольких частных случаев и проверить те или иные конкретные гипотезы.
Среди современных теоретиков, работающих в области социологии религии, можно выделить американского социолога П. Бергера. В своей книге «Священная завеса» («The Sacred Canopy») он Осуществляет удачный теоретический синтез взглядов Маркса, Дюркгейма, Вебера. Однако методологическая установка Бергера характеризуется своего рода редукционизмом: он пытается объяснить религиозную веру главным образом через внерелигиозные чувства, социопсихологические факторы и т. п. Эта теория имеет определенные перспективы развития, поскольку в исследовании религии не следует априорно отбрасывать идею о том, что религия есть проекция, т. е. основывается на иллюзии. Но вопрос в том, не предопределяет ли подспудно используемый метод результаты исследования.
В целом современная социология религии занимается по большей части религиозными институтами и культовой практикой стран Запада, хотя можно назвать несколько значительных работ, посвященных религиям Азии.
В центре внимания социологов в настоящее время находится процесс секуляризации. Некоторые исследования, посвященные этому предмету, оказали воздействие на облик современной христианской теологии, в особенности работа американского ученого X. Кокса «Мирской град» («The Secular City»).
Сравнение мировых религий
СМЫСЛОВЫЕ ЗНАЧЕНИЯ ПОНЯТИЯ «РЕЛИГИЯ»
Религия (от лат. religare — связывать, reeligere — воссоединять, religio — благочестие, набожность, предмет культа) — это:
· мировоззрение и определяемое им поведение людей на основе веры в существование какой-либо сверхъестественной силы;
· вера в сверхъестественное (в Бога);
· совокупность взглядов и представлений, система верований и обрядов, объединяющая признающих их людей в единую общность;
· одна из свойственных культуре форм приспособления человека к окружающему миру, удовлетворения его духовных потребностей.
РАННИЕ ФОРМЫ РЕЛИГИИ
Тотемизм (от англ. totem, что на языке североамер. индейцев буквально «его род») — поклонение какого-либо рода, племени животному или растению как своему мифическому предку и защитнику.
Фетишизм (от порт. feitico — идол, амулет, талисман) — религиозное поклонение, суть которого сводится к приписыванию отдельным предметам (амулетам, фигуркам и т. п.) магической силы, способной влиять на ход событий и получение желаемого результата.
Анимизм (от лат. anima — душа, дух) — выражение веры в духов и душу или всеобщую одухотворённость природы.
ЭЛЕМЕНТЫ РЕЛИГИИ
1. Вера — религиозные чувства, настроения, эмоции.
2. Учение — систематизированная, специально разработанная для данной религии совокупность принципов, идей, понятий.
3. Религиозный культ (от лат. cultus — возделывание, уход, поклонение) — совокупность действий, которые совершают верующие: обряды, молитвы, проповеди и т. п.
4. Церковь (от греч. kyriakon — дом Господний) — социальный институт, упорядочивающий и направляющий жизнь религиозной общины.
РЕЛИГИИ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ
Все современные религии можно разделить на три группы:
1. Родоплеменные примитивные религии, сохранившиеся по сей день (языческие культы народов Крайнего Севера, центральной Африки, североамериканских и южноамериканских индейцев, народов Океании и пр.).
2. Национально-государственные религии, составляющие основу религиозной жизни отдельных наций (например, синтоизм, конфуцианство, индуизм, иудаизм и др.).
3. Мировые религии: христианство, буддизм и ислам.
Признаки мировых религий:
· огромное число последователей во всем мире;
· космополитичность, носят меж- и надэтнический характер, выходя за пределы наций и государств;
· эгалитарность (проповедуют равенство всех людей, обращены к представителям всех социальных групп);
· пропагандистская активность и прозелитизм (стремление обратить в свою веру лиц другого исповедания).
Сравнение мировых религий
Линии сравнения | Буддизм | Христианство | Ислам |
1. Этимология (происхождение термина) | От санскр. «будх», обозначающего переход от спящего состояния к пробуждению, просветлённому сознанию | От гр. Christos — Мессия | Арабское — буквально, предание себя воле Бога, покорность |
2. Время и место зарождения | VI−V вв. до н. э. — Индия | I в. н. э. — восточные провинции Римской империи | Начало VII в. н. э. — Азия, Аравийский полуостров |
3. Территория, на которой сейчас проживают исповедующие религию | Южная, Юго-Восточная и Восточная Азия. В России — Тува, Бурятия и Калмыкия | Преимущественно Европа и Северная Америка | Ближний Восток, Северная Африка. В России — Татарстан, Башкортостан, республики Кавказа |
4. Источники вероучения | Типитака («Три корзины») | Библия | Коран, Сунна, Шариат — мусульманское законодательство |
5. Основы учения | Через размышление и созерцание человек может достичь истины, найти правильный путь к спасению и, соблюдая заповеди святого учения, прийти к совершенству. Одна из важнейших заповедей — любовь и милосердие ко всем живым существам, независимо от того, добрые они или злые. Нельзя платить злом за зло, ибо в противном случае возрастают вражда и страдание. | Идея греховности человека как причина всех его несчастий и учение об избавлении от грехов путем молитвы и покаяния. Проповедь терпения, смирения, прощения обид. | Человек — «существо слабое», склонное к греху, он не в состоянии ничего добиться в жизни самостоятельно. Ему остается уповать на милосердие и помощь Аллаха. Если человек будет верить в Бога, выполнять предписания мусульманской религии,то заслужит вечную жизнь в раю. Требуя от верующих покорности Аллаху, предписывает такую же покорность земным властям. |
6. Количество последователей религии | Около 500 млн человек | 2 млрд человек | Около 1,5 млрд человек |
Основные функции религии:
· мировоззренческая — задаёт «предельные» критерии, абсолюты, с точки зрения которых осмысливаются мир, общество, человек, обеспечиваются целеполагание и смыслополагание;
· компенсаторная (терапевтическая) — восполняет ограниченность, зависимость, бессилие людей в плане как перестройки сознания, так и изменения объективных условий существования. Важное значение имеет психологический аспект компенсации — снятие стресса, утешение, медитация, духовное наслаждение;
· коммуникативная — обеспечивает два плана общения: верующих друг с другом; верующих — с Богом, ангелами, душами умерших, святыми в литургии, молитве, медитации и т. д.;
· регулятивная — упорядочивает определённым образом помыслы, стремления людей, их деятельность;
· интегрирующе-дезинтегрирующая — объединяет индивидов, группы, если ими признаётся более или менее единое, общее вероисповедание, т. е. способствует сохранению стабильности, устойчивости личности, социальных групп, учреждений и общества в целом (интегрирующая функция). Разъединяет индивидов, группы, если в их религиозном сознании и поведении обнаруживаются не согласующиеся друг с другом тенденции, если в социальных группах и обществе имеются различные, да ещё и противостоящие друг другу конфессии (дезинтегрирующая функция);
· культуротранслирующая — способствует развитию определённых основ культуры: письменности, книгопечатания, искусства. Обеспечивает охранение и развитие ценностей религиозной культуры. Осуществляет передачу накопленного наследия от поколения к поколению;
· легитимирующе-разлегитимирующая — узаконивает некоторые общественные порядки, институты (государственные, политические, правовые и др.), отношения, нормы, образцы как должное (легитимирующая функция) или, наоборот, утверждает неправомерность каких-то из них (разлегитимирующая функция).
Тест: Сравнение религий
Достаточно распространённая в СМИ ошибка – путаница между понятиями “конфессии” и “религии”.
Язы́чество (от церк.-слав. ıảзы́цы — народы, имеющие свой собственный язык, культуру, мировоззрение, письменность) — буквально, «вера народов» или «народная вера».
Индуизм представляет собой в высшей степени идолопоклонническую и политеистическую религию. Боги и богини индуизма существуют и действуют в рамках иерархической структуры: на вершине иерархии находятся Брахма, Вишну и Шива, затем следуют менее значительные ведические боги (такие как Индра и Агни), и так далее, вплоть до богов и духов отдельных селений, полубогов, демонов и гениев.
Для справки. По численности сунниты – более 90% всех исповедующих ислам.
Существует миф о так называемом “традиционном исламе”. Тем не менее, основа ислама – Коран, в котором переплетены откровенно агрессивные и миролюбивые призывы. Нельзя считать исламских фанатиков людьми, не знающими основ ислама, они тоже читали Коран и стараются следовать принципам использования насилия, котрые заложил основатель их вероучения – Мухаммед.
История распространения ислама пронизана примерами жестокости. Нельзя утверждать, что проявление жестокости, связанное с насаждением ислама, было свойственно исключительно фанатикам. Основатель ислама лично убивал людей, приговаривал людей к смерти. Современный ислам безусловно лидирует в области применения религиозного насилия.
«Телеинъекции» на тему: «У терроризма нет национальности и религии», каждый раз с предсказумой очевидностью вспыхивающие после очередного теракта, просто неразумны. Не инопланетяне же, в конце концов, взрывают наши самолёты и школы! С этим «политкорректным» тезисом можно было бы согласиться, если бы верующие каждой мировой религии по очереди устраивали теракты. То буддисты захватят школу и расстреляют в ней детей… То даосы взорвут самолёт… То христиане подорвут кинотеатр… Вот в этом случае можно было бы ограничиться повторением банальных фраз о том, что у каждого народа есть право иметь своих подлецов. Но ведь всё очевидно не так.
диакон Андрей
Составь таблицу «Сравнение двух религий» — кратко, только ключевые слова. Заполни таблицу развернутыми ответами с объяснением
↑ Национальные религии
В современном мире существуют религии, которые условно можно разделить на три большие группы
.
Национальные
или
национально-государственные религии
— это религии, сложившиеся в рамках определенных государств или народов.
В современном мире сосуществуют множество национальных религиозных верований.
Признаки национальных религий
Определение
Христианство – вера в Бога третьей части населения земного шара, в основе которой лежит учение о единстве Святой Троицы, Искуплении и Иисусе Христе – Спасителе мира. Христианское богослужение построено на Священном Писании и Священном Предании.
Ислам – религия значительной чати населения Земли, в основном, жителей Востока, буквально означающая «покорность Богу». Основатель религии – пророк Мухаммед. Главные принципы содержатся в Коране. Основные догматы этой религии– поклонение Аллаху и пророку Мухаммеду.
↑ Мировые религии
— это религии, получившие признание среди народов многих стран.
К ним относят христианство, буддизм и ислам
Основные признаки мировых религий
объединяет три больших направления:
православие
,
католицизм
и
протестантство,
которые образовались в ходе ряда исторических событий. Основу христианства составляет вера в Святую Троицу — Бог Отец, Бог Сын и Бог Святой Дух. Основной источник веры — это жизнь и учение Иисуса Христа, описанные в Новом завете Библии. Подвергшись гонениям за проповеди, он был подвергнут мученической смерти на кресте, чем искупил грехи людей и воскрес, и вознесся на небо, указав для тех, кто в него уверовал, новую жизнь, путь к воссоединению с Богом в Божественном царстве. Вскоре последователи Христа стали возводить церкви. Со временем церкви начинают стремиться к
автокефалии
(самостоятельности). Этот процесс начался еще в III — IV вв. в период кризиса Римской империи. Таким образом сформировались Константинопольская, Александрийская, Антиохийская, Иерусалимская автокефалии. Вскоре отделилась Кипрская, а затем Грузинская православная церковь и Армяно-григорианская.
Раскол христианской веры на православие и католичество произошел в 1054 году, когда Папа Римский и константинопольский Патриарх, провозгласили друг по отношению друга анафему
(подвергли церковному проклятию), по причине многих разногласий. Спустя несколько веков в XVI в. в результате
реформации
(борьбы за переустройство церкви) в Европе сформировалось еще одно христианское течение — протестантство. В протестантстве опровергается главенство церкви, ее богатства, священство, монашеские ордена, признается лишь личные отношения человека и Бога. В настоящее время протестантство объединяет множество самостоятельных течений, церквей и сект (лютеранство, кальвинизм, англиканская церковь, баптисты, адвентисты и др.).
Католицизм и протестантство разделяют с православием все основные положения вероучения и культа. Различие же направлений проявляются лишь в проведении обрядов и внешнего почитания Бога.
Направления в христианстве
Православие | Католичество | Протестантство |
Глава церкви — патриарх. | Глава церкви — Папа Римский | Глава церкви отсутствует |
Духовенство разделено на черное (монахи, дающие обет безбрачия) и белое (священнослужители) | Монахи объединены в различные монашеские ордены, принявшие обязательный целибат (обет безбрачия) | Монахи лишены права исповедовать и прощать грехи. Целибат отменен |
В храмах преобладают иконы. | В храмах преобладают скульптуры. | Храмы освобождены от пышного убранства, алтарей, икон, статуй, сняты колокола. |
Крестное знамение осуществляется тремя пальцами справа налево. | Крестное знамение совершается пятью пальцами, открытой ладонью, слева направо. | Крестное знамение не совершается. |
Начало самой древней из мировых религий — буддизма, уходит в глубокое прошлое. Основоположником буддизма является сын правителя рода Шакьев
Сиддхартха Гаутама,
живший примерно в 583—483 гг. до н. э. Насладившись всеми возможными материальными благами, в возрасте 29 лет он неудовлетворенный жизнью, покидает свою семью и становится аскетом. После многих лет такого образа жизни он достигает пробуждения (
бодхи
) и получает новое имя — Будда, что означает «просветленный». Будда начал проповедовать новое мировоззрение и новый путь человека, который может избавить от страданий. Спасение Будда видел в достижении определенного состояния гармонии, умиротворения и спокойствия —
нирваны
, которая наступает вследствие медитаций и самосовершенствования, а также после того, как удастся преодолеть все человеческие желания, страсти и страхи.
В настоящее время буддизм представляет собой совокупность течений и направлений, достаточно различными между собой.
Самой молодой мировой религией является ислам (с араб. «покорность богу») или мусульманство. В настоящее время ислам получил большое распространение и за пределами арабского мира, приверженцы ислама есть практически в каждой стране. В некоторых странах ислам утвержден как государственная религия (Египет, Иран, Ирак, Марокко, Саудовская Аравия и др.).
Основоположником ислама является пророк Мухаммед
живший примерно 570— 632 гг. В то время когда арабские кочевые племена были разделены различными верованиями он провозгласил единого бога Аллаха. Не смотря на то, что изначально воззрения пророка не нашли широкой поддержки у горожан Мекки и Мухаммеду пришлось переселиться в 622 году в город Ясриб, который позднее был переименован в Медину («город пророка»). С этого события (араб. «хиджра» — «переселение») и начинается мусульманское летоисчисление. Так, 2021 год по хиджре 1437—1438 гг.
Основные положения вероучения ислама изложены в главной «священной книге» — Коране
. По преданию, содержание Корана было поведано Мухаммеду самим Аллахом откровениями через ангела Джебраила, главным образом по ночам через видения.
↑ Мировые религии: таблица
Критерии сравнения | Буддизм | Христианство | Ислам |
Время и место возникновения и распространения | Бенарес, п-в Индостан, 6—5 вв. до н. э. Распространение: Бирма, Китай, Вьетнам, Корея, Япония. Религиозная община — сангха | Палестина,1 в. н. э. Распространение по всему миру. Религиозная организация — церковь: православие, католицизм, протестантизм | Хиджаз, Арабский халифат, 7 в. н. э. Распространение: Ближний Восток, Средняя Азия, Северная Африка, Северный Кавказ, Закавказье. Религиозная община — умма |
Имя пророка, название священной книги | Будда (просветлённый), Типитака | Иисус Христос (мессия, помазанник), Библия | Мухаммед (Магомет), Коран |
Основные идеи религии | 1. Жизнь — это страдания, причиной их являются страсти и желания людей, чтобы избавиться от страданий, нужно отказаться от желаний. 2. Идея переселения душ. 3. Нужно стремиться к нирване | 1. Идея монотеизма: Бог един, выступает в трёх лицах: Бог-Отец, Бог-Сын, Бог-Святой Дух. 2. Идея мессианства: Христос послан Богом для спасения людей. 3. Идея конца света: гибель мира в результате Божественного вмешательства | Строгий монотеизм. «Есть один Бог — Аллах — всезнающий и всемогущий. Он сотворил мир и управляет им». Мухаммед — его посланник. Каждому Аллах уготовил свою судьбу, от верующего требуется покорность и смирение воле Аллаха. Перед Аллахом все равны: и бедные, и богатые. Не проводит национальных различий, выделяет три статуса человека: правоверный, покровительствуемый, язычник. Идея конца света и наступления Судного дня |
Достаточно развитые религии имеют и свою организацию — церковь, упорядочивающую жизнь религиозной общины.
(от гр. — дом Господний) — социальный институт общества, религиозная организация, в основе которой лежит единый Символ веры (вероучение), определяющий религиозную этику и религиозную деятельность, систему управления жизнедеятельностью, поведением верующих.
Факторы, способствующие образованию церкви:
В церкви действует определённая система норм (религиозной морали, канонического права и т. д.), ценностей, образцов и санкций.
Отношение православия
Касательно отношения православного христианина к исламу отвечает на вопросы диакон Георгий Максимов:
Мусульманин не верит в Бога, который стал человеком, чтобы спасти народ. Они не признают Христа Богом и в этом есть важнейшее и фундаментальное отличие наших верований. Христианин отрекается от веры и спасения и Церковь скорбит об этом.
Вопросы веры — это личный выбор каждого и в него сложно вмешаться. Церковь скорбит о таких отбившихся овечках, но насильно принуждать людей ходить в храмы не желает и не будет никогда. Сегодня эта проблема не является актуальной, но встречается переход в единичных случаях. Священники обычно проводят беседы с таким человеком или советуют литературу, но в большинстве своем возможен только один способ — это молитва за такого отступника.
Основная причина — это традиция, если человек рожден в семье с многовековым исповеданием ислама, скорее всего он будет также его исповедовать, возможно, неосознанно, но не желая нарушить семейную традицию. Кроме того, эта религия человека превозносит и наделяет его большим чувством значимости, что также привлекательно.
Важно! Мусульмане не верят в то, что Бог может стать слабым человеком и никогда не поставят интересы ближнего выше себя. Они наступают на ближних, в то время, когда истинная сила в том, чтобы поставить интересы ближнего выше своих.
Как взаимосвязаны ислам и христианство
Христианство и ислам тесно связаны с момента их появления. Эти религии произошли из иудаизма. Также они связаны противоречиями, которые во все времена вызывали войны между ними.
В Коране присутствует множество сюжетов из христианства: о Деве Марии, Иоанне Крестителе, об Иисусе Христе, который обладал способностью творить чудеса, о его смерти и воскрешении.
Ислам как более молодая религия подчеркнула многие знания христианства, на которые впоследствии опирались основные положения в Коране.
Иудаизм
Иудаизм зарождался как противопоставление эллинистическому язычеству, и впервые этот термин появляется в исторических сочинениях в I веке до нашей эры.
Сформировалась у еврейского народа как этническое верование, и является одной из древнейших монотеистических религий мира, которая насчитывает возраст с начала зарождения в 3,5 тысячи лет.
На сегодня иудаизм насчитывает около 14,5 миллионов последователей этой религии по всему миру, но основная масса верующих сосредоточена в Израиле.
Протестантизм
Ещё одно направление христианства, возникшее в период Реформации, как противостояние классической католической церкви. В XVI веке сложились основные догмы и постулаты протестантизма, оформившегося со временем в отдельную религию.
И в самом протестантизме различают несколько направлений, но различия между ними несущественные. Всего в мире протестантских идей придерживается около 800 миллионов человек. В отличие от католиков, протестанты считают себя более свободными от догм церкви, хотя и выступают религиозными консерваторами.
Широко распространена религия как в странах Европы, так и в Новом Свете.
Чем отличается Бог от Аллаха
Чтобы ответить на этот вопрос необходимо сделать отсылку к священным писаниям.
Так, ислам учит, что Аллах является всемогущим Создателем и Правителем всего, что есть. Мусульмане подчёркивают абсолютное единство Бога с человеком, которое не признаёт разделения. Воля Божья является воплощением его любви и милосердия.
Однако Аллах может быть и гневным, если не выполняют его Волю. Слово ислам означает подчинение. Также, согласно Исламу Бога нельзя считать отцом, у него нет сына. Аллах не любит грешников (Сура 3: 140).
Подобно Исламу, христианство учит, что Бог является Создателем и Правителем всего. На этом сходства заканчиваются. Христиане верят в одного Бога, который существует в трёх персонах (Отец, Сын и Святой дух), которые разделяют одну неделимую сущность. Бог имеет во власти только любовь и милосердие. Согласно христианству, Бог-отец имеет вечные отношения с Богом-сыном. Бог любит даже грешников (Римлянам 5: 8).
Шенизм
Так китайцы называют свою народную китайскую религию, сложившуюся на основе синтеза разнообразных восточных религиозных течений, и окончательно оформившуюся в XVII веке.
В ХХ веке было несколько попыток бороться с религией, закрывались общины, секты верующих, но, несмотря на все запреты, сегодня в Китае насчитывается около 450 миллионов сторонников шенизма. Но отметим, что в КНР религия официально под запретом.
Основывается эти религиозные представления на веру в силы природы, души предков, вера в воздаяние за поступки и вера в небо, как источник смысла.
Конфуцианство
Некоторые специалисты не признают конфуцианство религией, считая, что это философское учение. Но, сложившееся на протяжении многих веков мировоззрение, по праву можно считать религиозным течением.
Конфуцианство — это западный термин, ведь в Китае эту религию называют «школа учёных книжников». Определить приверженцев этого учения довольно сложно, так как в Китае многие одновременно исповедуют конфуцианство и придерживаются постулатов китайской народной религии.
Но всё же на сегодня можно утверждать, что по всему миру насчитывается около 6,7 миллионов приверженцев этого удивительного восточного учения.
Буддизм
Зарождаясь как философское учение, Буддизм со временем трансформируется в мировую религию, которой придерживаются более 500 миллионов человек.
На Востоке учение называется «Драхма» и только в XIX столетии европейцы придумали слово «Буддизм». После активных культурных контактов религиозное течение распространилось по всему миру, и на сегодня довольно популярно не только на востоке, но и в западных государствах.
К тому же это одна из древнейших религий мира, зародившаяся в I тысячелетии до нашей эры.
Отличие христианства от ислама
Хотя и существуют некоторые сходства и взаимосвязь между этими религиями, их различия более явные и значительные. Итак, ислам отличается от христианства в таких областях:
Статистика вероисповеданий
Количество религиозных конфессий и нерелигиозных групп в человеческом обществе превышает 27 тыс. Сюда включены официальные вероисповедания, непризнанные религиозные течения, секты и объединения, а также последователи философского агностицизма. Возраст религий огромен. Их история исчисляется сотнями лет. Люди начали верить в высшие силы еще до Вавилона и Ассирии.
Выбор религии каждый осуществляет самостоятельно. Не все приходят к вере сразу. Некоторые начинают причислять себя к определенной конфессии после 40 лет. Для ребенка не всегда понятны характерные черты и основные подходы вероисповедания. Задача родителей – дать краткое описание выбранной конфессии и объяснить ее постулаты в простой и подходящей по возрасту форме. Религия в школе может помочь разобраться в том, какую веру выбрать и как отказаться от навязываемого мировоззрения.
Однако несмотря на такое количество существующих верований, статистика религий показывает конкуренцию внутри групп.
Англиканство
Процесс Реформации, который затронул все страны Средневековой Европы, привёл к тому, что из христианства выделилось несколько религий, в том числе и Англиканство.
Впервые термин упоминается под 1246 годом и дословно означает «Английская церковь», но окончательный разрыв с Римом произошёл уже в первой половине XVI века.
Эту религию, которую многие теологи рассматривают как срединное положение между католицизмом и протестантизмом, признают в мире более 85 миллионов человек.