какой метод социологического исследования используется при изучении мнения людей

Методология социологического исследования

Прикладная статистика научных исследований человека, то есть методология исследования, изучает выборки отдельных единиц населения и связанные с ними методы сбора данных, например, построение анкет и повышение количества и точности ответов на опрос. Методология социологического исследования включает в себя инструменты или процедуры, которые ставят один или несколько вопросов, на которые могут ответить или которые могут оставить без ответа.

Статистические исследования проводятся с целью проверить некоторое предположение относительно населения и сильно зависят от поставленных в опроснике вопросов. Опрос общественного мнения, опрос состояния здоровья, маркетинговые исследования, исследование деятельности правительства и переписи населения являются примерами количественных исследований, которые используют современные методики исследования для поиска ответов на вопросы о населении. Хотя в переписи населения не имеют выборок, они включают в себя другие аспекты методологии исследования: анкетирование, интервью и последующую проверку. Опросы предоставляют важную информацию всем видам средств общественной информации и научно-исследовательским областей, например, маркетинговым исследованиям, психологии, специалистам в области здравоохранения и социологии.

Связанные понятия

В современном мире под термином «медиа» в первую очередь ошибочно подразумевают только средства массовой информации, но по своей изначальному смыслу под «медиа» следует понимать любые средства коммуникации. Медиа- это любой посредник между людьми, между человеком и средой, это любой способ передачи какой-либо информации. Например, медиа могут быть не только ТВ, радио, газета, социальные сети и т.д. но и такие специфические вещи как танец, фотография, картинка, дневник, предмет гардероба или даже.

Упоминания в литературе

Связанные понятия (продолжение)

Надёжностью называется один из критериев качества теста, его устойчивость по отношению к погрешностям измерения. Различают два вида надёжности — надёжность как устойчивость и надёжность как внутреннюю согласованность.

Оценить ту или иную программу в широком смысле — значит сравнить интересующие показатели до и после проведения программы, на основании чего можно сделать выводы относительно её эффективности. Однако для проведения подобного сравнения необходим большой массив достоверных сопоставимых данных как минимум за два периода, без оценки которых результаты реализации программы останутся не выявленными. Самым очевидным способом сбора необходимых данных являются опросы.

Т-критерий Вилкоксона — (также используются названия Т-критерий Уилкоксона, критерий Вилкоксона, критерий знаковых рангов Уилкоксона, критерий суммы рангов Уилкоксона) непараметрический статистический тест (критерий), используемый для проверки различий между двумя выборками парных или независимых измерений по уровню какого-либо количественного признака, измеренного в непрерывной или в порядковой шкале.. Впервые предложен Фрэнком Уилкоксоном. Другие названия — W-критерий Вилкоксона, критерий знаковых.

Качественный метод исследования – это метод сбора, обработки и анализа информации об индивидах. Объектом интереса качественных исследований являются индивиды как исполнители социальных ролей. Предметом исследования качественных исследований является «характер исполнения роли (вариации социального выбора)».

Источник

Методы изучения общественного мнения

Социологический опрос – метод получения первичной социологической информации включающий в себя устное или письменное обращение с вопросами к респонденту, последующую статистическую обработку полученной информации и ее теоретическую интерпретацию. Существует два вида опроса: анкетирование и интервьюирование.

Анкетирование – метод, который предполагает прямой контакт между анкетой и респондентом (опрашиваемым). Например, почтовый опрос, онлайн-опрос или раздаточное анкетирование. Интервьюирование – метод, который предполагает наличие посредника (интервьюера) между анкетой и респондентом. Например, телефонный опрос или глубинное интервью. Интервьюер задает вопросы респонденту, а потом специальным образом фиксирует их. Как правило, для респондента анкетирование проходит письменно, интервью устно.

После составления программы исследования и окончания всех подготовительных работ социолог начинает пилотажное исследование, т. е. опрос по разработанной программе, но на малом объеме выборочной совокупности. Например, опрашивается не вся запланированная в исследовании выборочная совокупность населения Санкт-Петербурга в размере 2500 человек, а только 25 или 100 человек с целью проверки анкеты, ее валидности. Исследователь может посмотреть, как реагируют на те или иные вопросы респонденты. После этого вносятся изменения в измерительные инструменты и программу исследования. Затем начинается полевой этап исследования, когда опрашивается весь объем выборочной совокупности.

На следующем этапе производится визуальный и телефонный или любой другой вид контроля собранных данных, после чего анкеты передаются кодировщику, который вводит данные в специально созданные шаблоны компьютерных программ (в российской практике это чаще всего пакет SPSS). После ввода данных проходит статистическая проверка и обработка, подсчет различных типов распределений с использованием методов статистического анализа. По окончании этого этапа исследователь приступает к социологическому анализу и теоретической интерпретации полученных данных и написанию исследовательского отчета с комментариями, выводами и предложениями.

Даже такой краткий обзор этапов социологического исследования показывает его трудоемкость. Проведение репрезентативного опроса – это всегда значительные финансовые, временные и людские трудозатраты, поэтому исследователи в области международных отношений, как правило, используют вторичные данные социологических исследований. В России это – данные таких полстеровских компаний как ВЦИОМ, ФОМ (Фонд «Общественное мнение»), Левада-центр и др. Исследовательские компании, как правило, публикуют на своих сайтах данные проведенных ими опросов по значимым социально-экономическим и политическим вопросам, рейтинги политических партий и лидеров, индикаторы электорального поведения. Основной проблемой для специалиста в области международных отношений при использовании данных социологических исследований является проведение межстрановых сравнений, так как измерительный инструментарий, чувствительность шкал и проч. во многом определяет язык. В связи с этим удобнее использовать базы данных по различным международным исследованиям. Среди наиболее значимых и интересных можно выделить Европейскую комиссию, Европейское социальное исследование, Евразийский мониторинг и др.

Развитие общества способствует развитию коммуникационных технологий, ввиду этого изменяются и трансформируются методы, методики и процедуры социологических исследований. Если несколько лет назад «бумажные анкеты» были единственным инструментом массовых опросов, то сегодня постепенно набирают силу «безбумажные технологии», которые позволяют экономить время при кодировке и проверке данных. Также пользуются определенным успехом методы анализа социальных медиа, когда социолог не задает вопросы респондентам, а изучает их активность в социальных сетях. Интересный пример использования данного метода можно найти у Фонда содействия изучению общественного мнения «Vox populi», который таким образом предсказал победу Николасу Мадуро над Энрике Каприлесом в выборах президента Венесуэлы в 2013 г.

Говоря о противоречивости общественного мнения, с одной стороны, можно выделить устойчивые социальные группы, неизменно выступающие в поддержку тех или иных внешнеполитических действий (классическим примером здесь является афро-американское сообщество США, которое неизменно выступает в поддержку любых программ американского правительства, предусматривающих помощь странам Африки), с другой стороны, общественное мнение противоречиво (в качестве классического примера здесь можно опять-таки назвать общественное мнение в США, где на президентских выборах 2004 г. победил Джордж Буш-младший, начавший за полтора года до того войну в Ираке, а на президентских выборах 2008 г. победил Барак Обама, обещавший завершить войну в Ираке в кратчайшие сроки. За период между 2004 и 2008 гг. общественное мнение в США изменилось: если сначала большинство населения этой страны выступало за войну в Ираке, то в конце – против).

Соответственно, можно выделить два методологических подхода к изучению роли общественного мнения во внешней политике отдельных стран, а через него – и в международных отношениях в целом. Первый подход концентрируется на особенностях общественного мнения по вопросам внешней политики в отдельных группах населения. В качестве примера здесь можно назвать фундаментальное исследование Питера Фивера и Кристофера Гелпи об особенностях мнения американских «силовиков» по такому важному вопросу международных отношений как использование вооруженных сил США за рубежом. Эти исследователи обратили внимание на резкое увеличение числа бывших военных в американской политике во второй половине ХХ в. Также они обратили внимание на то, что мнение людей, относящихся к этой группе, по вопросу о зарубежных интервенциях существенно отличается от мнения большинства населения.

В другой книге Фивер, Гелпи и Джейсон Райфлер также исследовали причины изменения общественного мнения среди американского населения по вопросу о зарубежных интервенциях. Они попытались ответить на вопрос, почему большинство населения, поддерживающее зарубежную интервенцию на начальном этапе военной операции, перестают ее поддерживать в дальнейшем, и как это связано с получением новостей о жертвах среди американских военных в ходе интервенции. Выяснилось, что колебания общественного мнения в США по этому вопросу никак не связаны с количеством жертв среди американских военных на театре военных действий. Более того, рост числа жертв среди американских военных иногда вызывает у американского населения чувство мести, что приводит к временному росту поддержки интервенции среди населения.

Напротив, поддержка интервенции среди населения снижается, когда в обществе падает оптимизм относительно перспектив успешного завершения военной интервенции. Иными словами, когда большинство населения начинает думать, что эту войну невозможно выиграть, оно начинает требовать от правительства завершить ее как можно скорее. Опыт войны во Вьетнаме, где американские военные присутствовали на протяжении более десятилетия, однако так и не смогли переломить ход военных действий, до сих пор оказывает значительное влияние на общественное мнение в США. И если в середине 1960-х гг. большинство населения США оправдывало интервенцию во Вьетнам, то пять лет спустя большинство из них полагали, что, отправив войска во Вьетнам, США совершили ошибку. Аналогичным образом менялось общественное мнение в США по вопросам об интервенциях в Сомали 1993–1995 гг., об уже упомянутой Иракской войне, а также об интервенции в Афганистан 2001–2014 гг.

Важной теоретической работой по проблематике общественного мнения по вопросам внешней политики является монография Джона Цаллера, в которой собран также огромный объем эмпирических данных, позволяющих охарактеризовать общественное мнение в США. В ней он опровергает вывод, сделанный Уолтером Липпманом еще в 1922 г., что общественное мнение не может оказывать существенного влияния на внешнюю политику, поскольку большая часть общественности имеет весьма смутные представления о международной политике. Действительно, утверждает Цаллер, в силу низкой международной мобильности американцев на протяжении всего ХХ в. большинство из них имеют довольно ограниченные знания об актуальных тенденциях современной международной политики. Однако это не означает, что большинство из них во время опросов общественного мнения затрудняются с ответами на соответствующие вопросы. Напротив, как показывают данные опросов, у большинства из них имеется по этим вопросам собственное мнение.

Представляется, что подобные колебания общественного мнения по вопросам внешней политики из-за слабой информированности большинства населения об этих вопросах характерны не только для общественного мнения США, но и для общественного мнения других стран, где международная мобильность населения находится на низком уровне. Именно поэтому рекомендуется обращать внимание не на данные об общественном мнении в той или иной стране по тому или иному вопросу в конкретный момент времени, но на динамику общественного мнения в этой стране по данному вопросу. Если в течение длительного времени общественное мнение в этой стране по данному вопросу остается стабильным, можно говорить об устойчивом общественном мнении, способном оказать влияние на внешнюю политику этой страны. Если же общественное мнение по данному вопросу существенно колеблется от месяца к месяцу, то оно едва ли способно оказать существенное влияние на внешнюю политику страны; в этом случае соответствующее внешнеполитической решение будет принято представителями элиты без оглядки на общественное мнение.

Источник

Опрос как метод социологического исследования

Общая характеристика метода опроса

Опрос является одним из самых популярных и распространенных методов сбора первичной информации в социологии. Его широкое использование объясняется тем, что данный метод универсален. Так, используя метод опроса социологи могут получить информацию об объективных событиях и фактах, мотивации деятельности людей, их ценностях и поступках, как в прошлом, так и в настоящем, а также сведения об их дальнейших намерениях. С помощью метода опроса данную информацию можно получить дешевле, чем другими методами, а при обработке полученных данных можно применять компьютерные технологии.

Опросом называют метод сбора социальной информации об объекте исследования посредством общения (непосредственного в виде интервью или же опосредованного в виде анкетирования) исследователя (интервьюера) и опрашиваемого (респондента). При использовании метода опроса социолог регистрирует ответы респондента на вопросы, которые вытекают из целей и задач исследования.

Вопросом называют устное или письменное обращение социолога к респонденту для того, чтобы определить его мнение, которые представляет собой данные социологического исследования.

Анкета (вопросник, опросный лист) – это набор организованных в систему вопросов, определенных целью и задачами исследования.

Респондент (опрашиваемый) – это лицо, которое участвует в опросе как источник социальной информации (тот, у кого берут интервью и тот, кто отвечает на вопросы).

Интервьюер (анкетер) – это лицо, которое осуществляет общение с опрашиваемыми с помощью анкеты или интервью для того, чтобы собрать нужную для исследования информацию.

Главная цель опроса – это получение социальной информации о мнении респондентов (массовом, групповом или же индивидуальном), оценках, интересах и предпочтениях, а также то, как они видят события, факты, оценивают все, что связано с общественной жизнью и их жизнедеятельностью.

Опрос является ведущим методом в изучении сознания человека – его установок, мотивов, интересов, ориентаций, ожиданий. Особенно важным применение метода опроса будет в процессе исследования социальных явлений и процессов, являющихся малодоступными для непосредственного наблюдения. Также он используется в ситуации, когда проблема, которая находится в фокусе исследования социолога, является слабо изученной, а документальная информация о ней либо отсутствует вовсе, либо крайне ограничена. Наибольшую эффективность применение метода опроса получает, если сочетать его с другими методами.

Особенности использования метода опроса в социологических исследованиях

Главные нормативные требования к проведению опроса следующие:

Обычно программа проведения опроса будет включать в себя все основные компоненты структуры программы социологического исследования.

Объектом опроса называют социальную общность, группу, коллектив, индивида. В случае проведения референдума объект опроса – население (граждане) страны.

Предметом опроса называют субъективно-оценочную информацию, выраженную во мнении респондентов и характеризующую их поведение, ценностные ориентации, мотивы, факты и события их личной и общественной жизнедеятельности.

Классификация опросов

В рамках прикладной социологии принято выделять следующие виды опроса:

Самыми распространенными методами являются интервью и анкетирование.

Также принято классифицировать опросы по степени охвата генеральной совокупности – они делятся на сплошные и выборочные:

Также опросы можно классифицировать по следующим основаниям:

При проведении опроса исследователь должен учитывать его познавательные границы и возможности. Достоверность информации будет зависеть от большого количества причин, к которым относятся сфера явлений и событий, о которой спрашивает исследователь.

Польский социолог З. Гостковский объединил всю совокупность явлений, которые исследуются методом опроса, в пять групп, классифицируя их по принципу степени достоверности получаемой информации:

Источник

МЕТОДЫ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

какой метод социологического исследования используется при изучении мнения людей какой метод социологического исследования используется при изучении мнения людей какой метод социологического исследования используется при изучении мнения людей какой метод социологического исследования используется при изучении мнения людей

какой метод социологического исследования используется при изучении мнения людей

какой метод социологического исследования используется при изучении мнения людей

Всего можно указать на десять основных методов:

1) анализ документов;

3) социальное (социологическое) наблюдение;

6) метод экспертных оценок;

7) социометрический опрос;

9) соци­альный (социологический) эксперимент;

Анализ документов предполагает систематическое исследова­ние различных источников (книг, рукописей, видео- и аудиоза­писей, электронных файлов и т.п.) с целью получения наиболее полной и точной информации.

Трактовка понятия «документ» в социологии весьма широка: его нельзя сводить к тому, что обычно понимают под докумен­тальным произведением в области искусства:

«Документ — средство закрепления каким-либо способом на специальном материале информации о фактах действительнос­ти и мыслительной деятельности человека. Сюда относятся на­учные публикации, отчеты по предыдущим исследованиям, раз­личные статистические и ведомственные документы».

Основная цель анализа документов заключается в изучении письменных (и подобных им) источников — либо способом тра­диционного (качественного) исследования, либо на основании формализованных (количественных) методов, наиболее распрос­траненным из которых является контент-анализ.

Контент-анализ — метод количественных исследований до­кументальной информации, основанный на переводе качествен­ных параметров изучаемого текста в количественные характери­стики и их последующей обработке и анализе.

«Контент-анализ — это перевод в количественные показате­ли массовой текстовой (или записанной на пленку) информации с последующей статистической ее обработкой».

Исследование по методу контент-анализа начинается, как правило, с выделения основных смысловых единиц текста, кото­рые составляют базу для рабочих гипотез, продуцируемых мето­дологическими предпосылками данного исследования; главная цель всех формальных процедур контент-анализа — обеспечить надеж­ность и полноту получаемой социальной информации.

Социальное (социологическое) наблюдение — это метод сбора социологических данных способом непосредственного изучения того или иного социального явления в его естественных усло­виях.

Основные задачи социального наблюдения как научно­го метода в его социологической интерпретации формулирует В.А. Ядов:

а) оно подчинено ясной исследовательской цели и четко сформулированным задачам;

б) наблюдение планируется по заранее обдуманной программе;

в) все данные наблюдения фик­сируются в протоколах или дневниках по определенной систе­ме;

г) информация, полученная путем наблюдения, должна поддаваться контролю на обоснованность и устойчивость».

Классифицировать социальные наблюдения можно по-разному: включенное и невключенное (см. выше), контролируемое и некон­тролируемое, полевое и лабораторное и т.д. Подробный анализ основных типов социального наблюдения будет дан нами в связи с проблемой экономического наблюдения в главе 8 этого курса.

Анкетирование — метод так называемого социологического опроса («опрос — способ получения вербальной (устной или письменной) информации путем прямого или косвенного вза­имодействия исследователя с опрашиваемыми (респондентами) в форме регистрации ответов на вопросы при помощи специаль­ных документов»), где респондент заполняет специальную анкету, отвечая на те или иные вопросы исследователя. Все эти вопросы находятся между собой в особом внутреннем единстве, согласованности, и в результате, анализируя совокупность всех вопросов, исследователь получает необходимый для рабочей гипотезы массив социальной информации.

Интервью — метод устного опроса, где исследование прохо­дит в форме особой беседы (формализованной или неформали­зованной) исследователя с респондентом.

«Прямой контакт с опрашиваемым и психологические отно­шения, которые устанавливаются между интервьюером и респон­дентом, создают немало преимуществ для получения информа­ции, малодоступной путем анкетного опроса. К сожалению, эти же преимущества оборачиваются новыми трудностями. Главная проблема — сведение к минимуму «возмущающего» влияния личности интервьюера».

какой метод социологического исследования используется при изучении мнения людей

В ходе проведения интервью исследователь оценивает не только сами ответы респондента, но и само его отношение к интервью­ированию, что может немало значить для самого процесса соци­ологического исследования.

Метод экспертных оценок (экспертный опрос) — вид опроса (устного или письменного), где исследователь получает инфор­мацию от высококвалифицированных специалистов в данной обла­сти знания. Это особый тип исследования, применяемый в ос­новном в отношении сложных социальных проблем.

«Экспертный опрос нацелен на уточнение гипотез, разработку прогноза и пополнение интерпретации определенных социальных явлений и процессов. В таких опросах доминируют открытые формулировки, а закрытые вопросы предназначены лишь для оценки уровня уверенности, меры согласия или несогласия с уже высказанными позициями других специалистов».

Одним из вариантов экспертного опроса является так назы­ваемый дельфийский метод (по названию древнегреческого города Дельфы): здесь практикуется неоднократное обращение к экс­пертам с постепенным уточнением их позиций по различным аспектам проблемы с последующей попыткой оценить также Уровень согласованности экспертов по наиболее важным пунктам.

Социометрический опрос — особый тип опроса, где объектом исследования является малая группа. Здесь анализируются меж­личностные отношения внутри малых групп и выявляются так называемые «связи предпочтения» (члены исследуемой группы полностью свободны в своих контактах). Итог исследования — составление особых матриц и графических изображений, пока­зывающих взаимодействие между членами группы.

«Результаты социометрического опроса фиксируются в виде социоматриц (таблиц, обобщающих предпочтения членов групп) и социограмм (графических изображений связей внутри группы)».

Социометрический метод также широко используется в дру­гих науках — психологии, этнографии, антропологии и т.п.

Тестирование — способ проведения исследования при помо­щи специальных методик, называемых тестами. Тестэто спе­циальная процедура, в ходе которой измеряется уровень развития или уровень выражения психических (и иных) свойств индивида или группы. При помощи тестов можно получить реальное представ­ление об уровне интеллекта, способностей, информированности, характере темперамента, мотивации или ценностей исследуемого объекта. Главные требования к тестированию — многократный контроль, надежность, полнота, гибкость.

Социальный эксперимент — в данном случае означает соци­ологическое исследование социального процесса или явления в искусственных, специально созданных условиях. Он, как пра­вило, имеет две основные задачи: практически-преобразователь­ную и научно-познавательную.

«Социальный эксперимент выполняет две основные функции: достижение эффекта в практически-преобразовательной деятель­ности и проверка научной гипотезы. В последнем случае про­цедура экспериментирования целиком сосредоточена на позна­вательном результате. Эксперимент выступает в качестве само­го сильного способа проверки объяснительной гипотезы. В первом же случае эксперимент нацелен на получение практического эф­фекта управления некоторыми процессами. Познавательные ре­зультаты представляют здесь побочный продукт управленческого эффекта.

Экспериментальный поиск эффективных приемов управления опасно смешивать с тем, что мы обычно называем передовым опытом. Нововведения вообще не относятся к сфере научного экспериментирования, а к области практического применения нововведений».

Мониторинг — это особый тип наблюдения (в данном случае социального наблюдения), при котором ведется контроль над тем, чтобы социальные процессы или явления находились в опреде­ленных параметрах, не превышающих заданные пределы (выход за эти пределы может стать социально опасным или даже приве­сти к социальным конфликтам или катастрофам). Мониторинг может осуществляться в отношении различных процессов эко­номического, политического, экологического, демографического и иного характера: например, экономический мониторинг — это может быть контроль над уровнем цен, доходов, безработицы и т.п.

Таким образом, социологические методы исследования явля­ются весьма эффективными в качестве использования их как методов социальных исследований и в результате позволяют получать весьма достоверную информацию о социальном мире. Значительная часть этих методов может быть с успехом приме­нена и в экономической науке, особенно в качестве методов сбора первичной экономической информации. Однако экономика все же большей своей частью ориентируется на теоретический анализ и на теоретические методы исследования социальной реальности (анализ, синтез, дедукция, индукция, аналогия и т.п.). Именно эти методы и должны стать основным объектом методологической рефлексии в современном экономическом знании.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *