какой метод принятия решения можно рассматривать как неформальный

Ответы на тесты по теме Менеджмент

Какая структура является более централизованной

Какие черты не характерны для стратегического управления

выстраивание детальных планов на основе представлений о стабильности среды; первоочередное внимание внутренним процессам в организации

Процесс делегирования полномочий включает в себя передачу полномочий от старшего руководителя нижестоящим руководителям на выполнение специальных заданий. Какая ситуация свойственна этому процессу

передаются полномочия нижестоящему руководителю, а всю ответственность продолжает нести старший руководитель

—> В теории менеджмента к функциям управления относятся

контроль, планирование, организация

Чем характеризуется компромисс при принятии решения

уменьшением выгоды в одной области с целью уменьшения нежелательных последствий в другом

К какому типу коммуникационных сетей относится вариант «колесо»

на четко определенные нормы и допущения для конкретных процессов

Основным в управлении по целям является

выработка целей сверху вниз по цепи инстанций

Какие существуют структурные способы разрешения конфликтов

Какой метод принятия решения можно рассматривать как неформальный

Какова причина, по которой требуется проверка результата принятого решения

если решение хорошее, вы будете знать, что делать в аналогичной ситуации, если плохое – будете знать, что не следует делать

Каким образом могут удовлетворяться потребности в теории К.Альдерфера

от потребностей низкого уровня к потребностям более высокого уровня

Линейная организация управления позволяет сформулировать управленческую структуру, которая является:

стабильной и прочной

—>
В каких случаях обращаются к качественным методам прогнозирования

нехватка информации, получаемой количественными методами прогнозирования

В чем основное отличие предварительного, текущего и заключительного контроля

во времени осуществления

Из перечисленных пунктов: 1. Выработка четких, кратких целей. 2. выработка целей снизу вверх. 3. реалистичный план, пути его реализации, контроль и оценка результатов и контроль. 4. корректировка принятых планов, оценка результатов и контроль. К основным стадиям управления

К классификации по типу взаимодействия организации с внешней средой относится

Какова важнейшая функция управления

создавать условия для дальнейшего успешного функционирования предприятия

В структуре какого типа нарушается принцип единоначалия

В чем заключаются особенности кибернетизации относительно автоматизации

включение в алгоритм этапа использования интеллекта, т.е. способность решать неформализованные задачи и находить выход в непредвиденных ситуациях

Источник

Менеджмент. Тест 14

Поможем успешно пройти тест. Знакомы с особенностями сдачи тестов онлайн в Системах дистанционного обучения (СДО) более 50 ВУЗов. При необходимости проходим систему идентификации, прокторинга, а также можем подключиться к вашему компьютеру удаленно, если ваш вуз требует видеофиксацию во время тестирования.

Закажите решение теста для вашего вуза за 470 рублей прямо сейчас. Решим в течение дня.

1. Какие основные факторы участвуют в модели мотивации В.Врума
ожидание возможности результата, ожидание возможного вознаграждения от этого результата и ожидание ценности вознаграждения

2. Какие черты не характерны для механистического типа организации
Амбициозная ответственность

3. Какие элементы образуют среду прямого влияния
Конкуренты, поставщики

4. Каким образом влияние через страх можно использовать в отношении квалифицированных работников
Запугивая возможностью ущемления самолюбия

5. Какими основными чертами должен обладать такой архетип управляющего как «Лидер»
Умение общаться с людьми, способность распозновать потенциал каждого человека и заинтересовывать его в полном использовании этого потенциала

6. Какова причина, по которой требуется проверка результата принятого решения
Если решение хорошее, вы будите знать, что делать в аналогичной ситуации, если плохое-юудете знать, что не следует делать

7. Каковы причины необходимости контроля в организации
неопределенность внешней и внутренней среды; предупреждение кризисных ситуаций; поддержание успеха

8. Какое определение больше подходит к понятию «стратегия»
гибко изменяющийся долгосрочный план действий компании с целью достижения конкурентных преимуществ

9. Какой вид власти будет наиболее приемлем в исследовательской группе из высококвалифицированных специалистов
Эксперта

10. Какой из неформальных методов прогнозирования позволяет получать наиболее ценную информацию
Промышленный шпионаж

11. Какой из подходов не относится к известным школам в управлении
новая экономическая политика

12. Какой метод принятия решения можно рассматривать как неформальный
мозговой штурм

13. Какой механизм координации в модели Г. Минцберга используется в дивизиональной структуре
непосредственное

14. Какой стиль руководства отражает теория «X» МакГрегора
авторитарный

15. Какой ученый первым выделил роль разделения труда в становлении современной экономики и организации
А.Смит

Источник

Тест по менеджменту №2

1. Какие исторические обстоятельства повлияли на становление менеджмента?

1. крестовые походы

2 великие географические открытия

3. промышленная революция

4. движение Реформации

2. К какой категории менеджеров можно отнести заместителя
исполнительного директора компании по маркетингу?

1. линейный менеджер

2 аппаратный (штабной) менеджер

3 функциональный менеджер

3. К какому типу ролей менеджера по Г. Минцбергу относится роль
«устраняющего проблемы»?

1. межличностные роли

2. роли, связанные с принятием решений

3. информационные роли

4. К какой школе менеджмента относится Г. Эмерсон?

1. школа человеческих отношений

2. школа научного менеджмента

3. ситуационная школа

5. Что означает «принцип исключения»?

1. необходимо контролировать критически важные параметры деятельности

Организации 2 необходимо контролировать исключительные ситуации в исключительных

6. Кто был основателем административной школы?

3 Г. Гантт
4. М. Вебер

7. Какую основную задачу ставили и решали представители школы научного
менеджмента?

1 – поддержание удовлетворительного социально-психологического климата в организации

2. максимальное увеличение производительности труда на рабочем месте

3. определение функций и принципов эффективного менеджмента

8. Что понимал А. Файоль под единоначалием?

1. за выполнение одной задачи должен отвечать один менеджер
2. один подчиненный должен подчиняться только одному руководителю

9. Чем отличаются миссия и цели организации?

2. степенью конкретизации

10. Какая составляющая не входит в концепцию «7-S» Питерса и Уотермана?

4. разделяемые ценности
5. стратегия

11. Какой элемент относится к числу связующих процессов в процессном
подходе?

1. планирование
2. принятие решений

12. Функцией чего является неопределенность внешней среды?

1. разнообразия факторов, оказывающих влияние на организацию ‘2. недостатка информации для принятия решений

13. Какие элементы образуют среду прямого влияния?

1. политическая ситуация

4. развитие техники и технологии

14. Какие черты не характерны для стратегического управления?

1. выстраивание детальных планов на основе представлений о стабильности среды

2. ориентация на согласование внутренней среды организации и внешнего окружения

3. первоочередное внимание внутренним процессам в организации

15. Кто не относится к категории стейкхолдеров?

16. На какой рынок ориентирована стратегия дифференциации?

2. рыночный сегмент, нишу

17. К какой разновидности эталонных стратегий относится создание
собственной системы сбыта продукции?

1. стратегия концентрированного роста

2. стратегия интегрированного роста

Стратегия диверсифицированного роста

18 Как связаны норма управляемости и количество уровней иерархии?

1 чем больше норма управляемости, тем меньше уровней управления

2. чем меньше норма управляемости, тем больше уровней управления

19. Какой ученый первым выделил роль разделения труда в становлении
современной экономики и организации?

20. Что означает стратегия «центрированной диверсификации»?

1. когда фирма производит продукцию на основе различных технологий и продает ее на различных рынках

2. когда фирма осуществляет производство нового продукта на основе той же технологии

3. когда фирма производит продукцию, отличающуюся технологически от основной продукции, но ориентированную на тех же потребителей

21. Какие из форм власти по Р. Френчу и Б. Рэйвену могут существовать
только в системе формального подчинения?

1. эталонная власть

2. власть, основанная на вознаграждении

3. экспертная власть

5. традиционная власть

22. К какому типу продуктов в матрице БКГ можно применить стратегию
сокращения?

23. Для чего используется в стратегическом менеджменте матрица А.
Томпсона и А. Стрикланда?

1. для определения рыночной доли

2. для выбора варианта стратегии

3. для определения этапа жизненного цикла продукта

24. Когда сотрудник получает дополнительное вознаграждение за
перевыполнение нормы – это:

25. Какие организационные структуры являются более адаптивными к
изменениям рынка?

26. Что не входит в пирамиду потребностей А. Маслоу?

1. потребность в принадлежности

2. потребность в самовыражении ‘ 3. потребность во власти

4. потребность в безопасности

27. Какое определение больше подходит к понятию «стратегия»?

1. детально оформленные планы высшего руководства с целью максимизации объема выпуска продукции

2. гибко изменяющийся долгосрочный план действий компании с целью достижения конкурентных преимуществ

28. Что согласно теории Ф. Герцберга является мотивирующим фактором?

1. вознаграждение
2. содержание работы

3. условия рабочего места

4. стиль руководства

29. Какие переменные не входят в модель теории ожиданий В. Врума?

1. справедливость вознаграждения

3. ожидание в отношении результатов работы

30. Какой элемент организационной конфигурации Г. Минцберга связан с
разработкой стандартов и нормативов?

1. стратегический центр

2 вспомогательный персонал

4. операционное ядро

31. Какая структура является более централизованной?

32. В структуре какого типа нарушается принцип единоначалия?

33. В какой модели проектирования работ используется командный подход?

1. обогащение работы

2. построение работы

3. социотехническая схема

4. расширение масштаба работы

34. Какой стиль руководства отражает теория «X» МакГрегора?

2 де мократический

35. Какой из стилей лидерства по Р. Лейкерту максимально ориентирован на
отношения?

36. В каких ситуациях по Фидлеру лучше подходит стиль руководства,
ориентированный на отношения?

1 наиболее благоприятных 2. умеренно благоприятных

3 наименее благоприятных

37. К какой модели принятия решений относится выбор
удовлетворительного варианта действия?

2. ограниченная рациональность

3. политическая модель

38. В чем состоят ограничения количественных методов принятия решений?

1. трудность перевода параметров, необходимых для принятия решения, в измеряемые показатели.

2. недостаток необходимых показателей

3. недостаток необходимых методов измерения

39. Какой метод принятия решения можно рассматривать как
неформальный?

2 платежная матрица

3 линейное программирование

40. Что понимается под понятием «кодирование»?

1. выбор способа отправления информации

2. выбор способа обозначения содержания информации

Выбор между вербальным и невербальным способами передачи информации

41. Как называется стиль лидерства в теории П. Херси и К. Бланшара к
подчиненным, которые желают, но не способны работать?

2 «продавать» 3. участвовать

42. Каким образом могут удовлетворяться потребности в теории
К. Альдерфера?

1 от потребностей низкого уровня к потребностям более высокого уровня

2 в любом направлении

43. Что такое «шум» в коммуникационном процессе?

1. технические помехи в выбранном канале коммуникации

2. все, что может повлиять на искажение информации

44. Какие критерии лежат в основе теории лидерства Врума – Йеттона?

1. отношения с персоналом

2. принятие решений

3. ориентация на задачу

45. К какой разновидности коммуникации можно отнести поручение со
стороны начальника цеха начальнику участка?

1. восходящая коммуникация

2. горизонтальная коммуникация

3. нисходящая коммуникация

46. В чем особенность матричной структуры?

1. матричная ячейка подчиняется руководителю продуктового подразделения

2. матричная ячейка подчиняется специальному интеграционному подразделению

3. матричная ячейка подчиняется одноВремеНно руководителю функционального и продуктового подразделений

47. К какому типу коммуникационных сетей относится вариант «колесо»?

48. Что порождает семантический барьер?

1. различие в каналах коммуникации между отправителем и получателем информации

2. различие в жизненном опыте, образовании, ценностях, установках между отправителем и получателем информации

49. Какие могут быть функциональные последствия конфликтов в
организации?

1. повышение производительности труда, снижение текучести кадров

2. выявление существующих организационных проблем

3. более эффективное принятие решений в организации

50. Какие существуют структурные способы разрешения конфликтов?

1. достижение компромисса

2. интеграционные механизмы

51. Каким образом должна измениться организационная культура при
уменьшении масштаба контроля в организации?

1. она станет более демократичной

2. станет более бюрократичной и иерархичной

3. масштаб контроля никак не влияет на организационную культуру

52. Каковы причины необходимости контроля в организации?

1. неопределенность внешней и внутренней среды

2. недоверие к рядовым сотрудникам

3. конфликты в организации

4. предупреждение кризисных ситуаций

53. Используется ли в модели мотивации Портера – Лоулера фактор
«справедливости»?

54. Какой механизм координации в модели Г. Минцберга используется в
дивизиональной структуре?

1 стандартизация рабочих операций

2 стандартизация квалификации

3 непосредственное согласование 4. стандартизация выпуска

55. Какой метод разрешения межличностных конфликтов в модели Блэйка –
Моутона максимально ориентирован на решение задачи?

Источник

Методы принятия управленческих решений

какой метод принятия решения можно рассматривать как неформальный какой метод принятия решения можно рассматривать как неформальный какой метод принятия решения можно рассматривать как неформальный какой метод принятия решения можно рассматривать как неформальный

какой метод принятия решения можно рассматривать как неформальный

какой метод принятия решения можно рассматривать как неформальный

Все методы принятия управленческих решений можно объединить в три группы: неформальные (эвристические), коллективные, количественные.

Коллективные методы обсуждения и принятия решений: заседание, совещание, работа в комиссии и т.п. Основным моментом в коллективной работе над реализацией управленческих решений является определение круга лиц – участников данной процедуры. Главными критериями формирования такой группы являются компетентность, способность решать творческие задачи, конструктивность мышления и коммуникабельность.

Примером коллективного принятия решений может служить метод Дельфи, получивший название от греческого города Дельфы, прославившегося жившими там мудрецами. Метод Дельфи – многоуровневая процедура анкетирования. Суть метода состоит в том, что каждый эксперт отвечает на вопросы независимо и анонимно. Затем все ответы анализируются и в сводном виде доводятся до каждого эксперта. После каждого тура данные анкетирования дорабатываются и полученные результаты сообщаются экспертам с указанием расположения оценок. Первый тур анкетирования проводится без аргументации, во втором отличающийся от других ответ подлежит аргументации или же эксперт может изменить оценку. После стабилизации оценок опрос прекращается и принимается предложенное экспертами или скорректированное решение.

Среди коллективных методов принятия решений существует японская кольцевая система принятия решений – «кингисе», суть которой состоит в том, что на рассмотрение готовится проект новшества. Он передается лицам для обсуждения по списку, составленному руководителем. Каждый должен рассмотреть предлагаемое решение и дать свои замечания в письменном виде. После этого проводится совещание, на которое, как правило, приглашаются те специалисты, мнение которых руководителю не совсем ясно. Эксперты выбирают свое решение в соответствии с индивидуальными предпочтениями.

И если они не совпадают, то возникает вектор предпочтений, который определяют с помощью одного из следующих принципов:

— большинства голосов – выбирается решение, имеющее наибольшее число сторонников;

— диктатора – за основу берется мнение одного лица;

— принцип Курно используется в том случае, когда коалиции нет, т.е. предлагается число решений, равное числу экспертов. В этом случае необходимо найти такое решение, которое отвечало бы требованию индивидуальной рациональности без ущемления интересов каждого в отдельности;

— принцип Парето используется при принятии решений, когда все эксперты образуют единое целое, одну коалицию. В этом случае оптимальным будет такое решение, которое невыгодно менять сразу всем членам группы, поскольку оно объединяет их в достижении общей цели и др.

Количественные методы принятия решений. В их основе лежит научно-практический подход, предполагающий выбор оптимальных решений путем обработки больших массивов информации (с помощью ЭВМ).

какой метод принятия решения можно рассматривать как неформальный

В зависимости от типа математических функций, положенных в основу моделей, различают:

— линейное моделирование, при котором используются линейные зависимости;

— динамическое программирование, позволяющее вводить дополнительные переменные в процесс решения задач;

— вероятностные и статистические модели, реализуемые в методах теории массового обслуживания;

— теория игр – моделирование таких ситуаций, принятие решения в которых должно учитывать несовпадение интересов различных подразделений;

— имитационные модели позволяют экспериментально проводить реализацию решений, изменить исходные предпосылки, уточнить требования к ним.

Контрольные вопросы:

1. Что вы понимаете под управленческим решением? В чем его отличие от решений, которые мы принимаем в повседневной жизни?

2. Дайте классификацию и охарактеризуйте основные виды управленческих решений.

3. Дайте характеристику видам управленческих решений, предложенным А. Месконом и Ф. Хедоури.

4. Приведите классификацию управленческих решений, основанную на психологических особенностях руководителя.

5. Назовите основные этапы процесса принятия управленческих решений. Охарактеризуйте эти этапы.

6. Какие группы методов принятия управленческих решений вы знаете? Приведите примеры ситуаций, в которых следует использовать те или иные методы принятия решений.

7. Дайте характеристику различным коллективным методам принятия решений.

8. Чем отличаются решения, принимаемые в условиях определенности и в условиях риска?

Задание для самостоятельной работы: изучите требования, предъявляемые к управленческим решениям, и факторы эффективности принимаемых решений. Проанализируйте стадии принятия известных вам управленческих решений.

Источник

Неформальные (эвристические) методы принятия управленческих решений

Сущность, понятие, процесс и модели принятия управленческих решений. Характеристика метода проб и ошибок, контрольных вопросов, платежной матрицы, «мозгового штурма» и расстановки приоритетов в сфере неформальных методов принятия решений в организации.

РубрикаМенеджмент и трудовые отношения
Видкурсовая работа
Языкрусский
Дата добавления03.05.2016
Размер файла82,7 K

какой метод принятия решения можно рассматривать как неформальный

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

1. Сущность управленческих решений

2. Понятие управленческого решения

3. Процесс принятия управленческого решения

4. Модели принятия решений в организации

5. Неформальные методы принятия решений в организации

5.1 Метод проб и ошибок

5.2 Метод контрольных вопросов

5.3 Морфологический анализ

5.4 Метод «мозгового штурма»

5.5 Метод расстановки приоритетов

5.6 Метод платежной матрицы

5.7 Метод цепных подстановок (МЦП)

Решения группируются по нескольким признакам:

· по содержанию (экономические, информационные, политические, организационные, технические),

· по уровню управления (решение мастера, начальника цеха, директора, генерального директора, министра),

· по форме, срокам и т.д.

Еще решения классифицируются по методам их принятия, на: формализованные(математические) и неформализованные(эвристические). Формализованные методы, основанные на получении количественных результатов вычислений, используются при разрешении хорошо структурированных и частично слабоструктурированных проблем для оценки вариантов решений, выбора и обоснования оптимального варианта. Неформализованные методы используются при разрешении сложных слабоструктурированных и неструктурированных проблем для генерирования вариантов решений, их анализа и оценки, выбора и обоснования наилучшего решения.

Актуальность данной темы объясняется тем, что эффективное принятие решений необходимо для выполнения управленческих функций, а неформальные методы принятия решений занимают 80% работы менеджеров, так как являются наиболее сложными при принятии. Эвристические методы были актуальными на протяжении всей истории человечества, продолжают применяться, по сей день, и безусловно будут актуальны в будущем, т.к. каждый раз сталкиваясь с чем-то новым, человеку придется применять именно эвристические решения.

Ещё в Древней Греции под эвристикой понимали систему обучения, практикуемую Сократом, когда учитель приводит ученика к самостоятельному решению какой-либо задачи, задавая ему наводящие вопросы. Понятие «эвристика» встречается в трактате греческого математика Паппа «Искусство решать задачи» (300 год н. э.).

Однако со временем такие методы начали приходить в противоречие с темпами создания и масштабами современных объектов. Наиболее интенсивно поиском и разработкой эвристических методов занялись со второй половины 20 века, причём не только посредством изучения приемов и последовательности действий инженеров и других творческих работников, но и на основе достижений психологии и физиологии мозга.

Эвристика занимается построением процесса поиска оригинального решения задачи, что является неотъемлемой частью деятельности менеджера.

Для достижения поставленной цели необходимо осуществить следующие задачи:

1) Определить сущность управленческих решений;

2) Рассмотреть процесс принятия решений;

3) Изучить модели принятия управленческих решений;

4) Описать методы принятия решений в организации;

1. Сущность управленческих решений

модель принятие управленческий решение

2. Понятие управленческого решения

Управленческие решения можно классифицировать по-разному. На предприятии решения принимаются в отношении индивида (личностные решения) и организации в целом и/или ее подразделений (организационные решения). Цели принятия решений в отношении личности зависит от ценностей, разделяемых руководством организации. Например, если ценностью организации является экономический человек, то решения будут приниматься так, чтобы работник обеспечил максимальную прибыль. Если же человек рассматривается в качестве важнейшего ресурса развития компании, то будут приниматься решения по поводу его карьерного и профессионального роста, раскрытия интеллектуального потенциала, использования новых мотивационных стимулов и прочее.

Организационные решения можно классифицировать по функциям управления:

· Осуществление функции планирования заключается в принятии следующих ключевых решений: выбор миссии компании, стратегических и тактических целей, принятие бюджета поступления наличности, утверждение планов деятельности и пр.

· По функции организации основными решениями являются выбор организационной структуры, создание (совершенствование) механизма координации деятельности исполнителей и подразделений, распределение полномочий и ответственности, делегирование полномочий и пр.

· По функции мотивации принимаются решения о выборе методов индивидуальной и коллективной мотивации, повышению уровня удовлетворенности работой, установлению приоритетов стимулирования и пр.

По способу принятия можно выделить решения запрограммированные, незапрограммированные, научно обоснованные, интуитивные и основанные на суждениях. Те решения, которые нужно принять осознанно только один раз, после чего они становятся правилами, определяющими действия в будущем, называются запрограммированными. Этот термин предложил лауреат Нобелевской премии Г. Саймон. «Модели человека» (Models of Man, 1957). Герберт Александер Саймон

Запрограммированные решения являются частью повседневной деятельности предприятия, постоянно повторяются и подчинены принятой менеджерами политике. Их примерами являются: расчет премиальных выплат за выполнение плана, определение повышающего или понижающего коэффициента к заработной плате, прогнозирование бюджета и т.п. Запрограммированные решения иначе называют структурированными, они имеют разработанный алгоритм и используются для стандартных управленческих ситуаций.

При принятии незапрограммированного решения важно правильно понять причину проблемы, содержание затруднения в деятельности, системное влияние внешних и внутренних факторов.

Решения, основанные на суждениях, похожи на интуитивные, принимаются быстро, но предполагают использование знаний и своего и/или чужого опыта (суждения). Суждение дает представление о том, к чему привело подобное решение в похожей ситуации в прошлом, на другом предприятии и пр. Принимают то решение, которое принесло успех в прошлом. Критерием выбора является здравый смысл. Например, однажды руководитель принял на работу выпускника вуза, у которого в дипломе были только отличные оценки, но тот оказался очень заурядным специалистом. После этого у него сформируется стойкое предубеждение против отличников, и в ситуации выбора он отдаст предпочтение выпускнику с посредственными оценками в дипломе. Другим примером может быть копирование чьего-то опыта управления лишь на основании того, что он был успешным в другой компании. Недостатком подобных решений является то обстоятельство, что суждение нельзя соотнести с новой ситуацией. Суждения могут не позволить увидеть новое и перспективное. Считается, что руководитель, предпочитающий принимать решения на основе суждений, боится нового и не стремится к изменениям. Имея дело с людьми, нельзя добиться, чтобы все всегда были довольны, и менеджер по ситуации вынужден идти на компромисс.

Бескомпромиссное решение принимается без учета мнений недовольных им людей. Например, принимается решение одинаково наказывать всех сотрудников за опоздание на работу без выяснения причин. Решение может быть принято единолично и коллективно. Считается, что коллективное обсуждение позволяет сопоставить различные точки зрения, выслушать оппонентов, предвидеть последствия решения и т.п. Но коллективное решение не всегда может быть лучше единоличного, все зависит от характера проблемы, ситуации и времени, отпущенного на выбор альтернативы.

3. Процесс принятия управленческого решения

Под процессом принятия управленческого решения понимается выполнение определенной последовательности операций, приводящей к решению проблемы предприятия, фирмы. Для целей нашего изучения не столько важно само решение, сколько важен способ его принятия. Знание последовательности операций и способов их осуществления позволяют менеджеру принимать решения более квалифицированно. Более того, анализируя, на каких этапах возникают наибольшие затруднения, менеджер может целенаправленно пополнять свои знания и развивать навыки и умения.

Как правило, выделяют логический ряд отдельных этапов в процессе принятия решения:

1. Определить проблему, которую нужно решить.

2. Установить факты и причины, приведшие к возникновению проблемы.

3. Произвести поиск вариантов решений проблемы.

4. Свести к минимуму количество приемлемых альтернатив действий.

5. Принять решение, или выбрать альтернативу.

6. Выполнить решение.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Рис. 1. Процесс принятия решения

1) Написать основную суть проблемы на бумаге.

2) Изложить эту суть на понятном вам языке.

3) Если возможно, выразите все это цифрами, графиками и схемами.

4) Никогда не прислушивайтесь к мнениям, если они противоречат фактам.

5) Позаботьтесь о том, чтобы иметь хорошую информационную систему, т.е. чтобы вы регулярно и систематически получали данные об обстановке.

6) Не определяйте проблему на раннем этапе как относящуюся к той или иной области (например, как проблему производственных отношений или проблему маркетинга). Слишком скоропалительные суждения о проблеме ограничивают вашу способность мыслить широко на эту тему.

7) Постоянно задавайте себе вопросы типа: «Что послужило причиной того-то?» или «Почему это произошло?» или «Какие причины могли привести к этому?»

Целью данного этапа работы является обеспечить ясную и четкую постановку самой проблемы, указание ее причины, повторное определение своих намерений или своей задачи.

Зато одним из преимуществ нашего времени является возможность применять компьютеры, которые довольно быстро решают сложные проблемы. Но компьютер не всегда дает окончательный ответ, зачастую он предлагает целый ряд возможных решений, из которых нужно выбрать наилучшее. Если стоящая перед менеджером проблема не может быть решена с помощью компьютера, то потребуется приложение его умственных усилий, Он может либо действовать логично и систематически (согласно так называемому научному или дедуктивному методу), либо может попробовать решить задачу «с налета», путем озарения.

При поиске возможных решений следует помнить еще о двух вещах. Во-первых, кто-нибудь другой, возможно, сталкивался с такой же проблемой и помнит, как он ее решил. Во-вторых, многие люди любят давать советы (особенно в случаях, когда они не несут никакой ответственности за принятие решения). Роль советчика (консультанта) имеет давние традиции. Менеджер может полагаться на свои знания, умения и навыки (включая знания, которые он ранее почерпнул из опыта других людей в таких же ситуациях) или же может проконсультироваться у коллег и прочих людей. Но в любом случае менеджер сам отвечает за последствия своих решений.

Оценка возможных вариантов напоминает процесс фильтрации, при котором вначале отбрасываются совершенно неприменимые возможности, затем постепенно исключаются непригодные альтернативы до тех пор, пока не останется два или три варианта.

На этапе «фильтрации» вопросы, задаваемые в отношении каждой альтернативы, должны быть продуманными и оправданными, чтобы помогать выбору решения. Если альтернативы можно представить в цифровой форме, или разместить на определенной шкале, показанной, например, на рис. 2, то принять решение становится намного легче.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Трудность заключается в том, что менеджер не может быть уверен, что его прогнозы сбудутся. Всегда есть элемент риска, поэтому принять решение бывает очень трудно.

Принятие решения означает выбор лучшего варианта действий. Его несложно осуществить, если все предшествующие шаги были выполнены грамотно и заранее был произведен отбор наиболее разумных вариантов. Тогда менеджер отчетливо представляет, какой из них выбрать. В некоторых случаях может быть совершенно ясно, какой образ действий лучше всего подходит, но перед окончательным выбором обычно происходит некоторое замешательство, проявляется определенная нерешительность.

Принятие решения всегда связано с понятиями уверенность, неуверенность, риск, неопределенность. Поэтому принимающий решение человек должен обладать мужеством, особенно в условиях неопределенности, когда его решение влияет на судьбу многих людей. Нерешительность вызывается не только неспособностью принять решение в отношении наиболее вероятных результатов, но и страхом перед последствиями, особенно если решение будет крайне непопулярным. Если после принятия решения интересы некоторых людей должны быть ущемлены, его все равно надо принимать для того, чтобы в результате выиграло большинство. Мужества должно хватить и в том случае, если принимаемое решение может принести долговременные выгоды, но приводит к временному ухудшению ситуации.

Специалисты отмечают, что обычно на большинство решений люди реагируют весьма слабо, а если они еще и участвовали в решении проблемы на ранних этапах этого процесса, тогда они реагируют еще слабее. Зачастую нерешительность и неопределенность раздражают людей больше, чем неправильное, ведущее к отрицательным последствиям решение.

Менеджер стремится к выбору лучшего решения. Считается, что есть четыре критерия для этого выбора:

1. Риск. Менеджер должен соотнести выигрыш от решения с возможным риском и выбрать ту альтернативу, где риск ниже.

2. Экономия усилий. Затраты должны быть оправданными и адекватными результату решения (как замечает П. Друкер, недопустимы ситуации «из пушек по воробьям» и «из рогаток по танкам»).

3. Фактор времени. В критической ситуации, когда нужно действовать быстро, единоличное решение предпочтительнее. Если же принимается плановое решение, например, комплексная программа преобразований компании, затрагивающая интересы всех работников, и есть время на осуществление отдельных шагов, то коллективное обсуждение является необходимым, так как в его процессе люди лучше подготовятся к переменам.

4. Ограниченность ресурсов. Главный ресурс, воплощающий решение в жизнь, это люди. Поэтому решение не должно быть лучше, чем те, кто будут его осуществлять. Если компетенции, квалификации, понимания ситуации у работников не достаточно для выполнения решения, то нужно поставить вопрос о переподготовке кадров, принятии новых сотрудников, предоставлении необходимой информации и т.п.

Учет всех четырех критериев означает, что наиболее эффективным является то решение, которое будет действительно реализовано и обеспечит наибольший вклад в достижение конечных целей деятельности организации.

Решение менеджера должно выполняться либо им самим, либо другими людьми, немедленно, если дело срочное, либо через некоторое время, если перед выполнением решения требуется провести подготовительную работу. Например, фирма решила купить участок земли, но ей нужно сначала навести справки о его владельцах, вероятной стоимости и позаботиться о наличии денег для покупки. Преждевременное объявление о покупке может привести к искусственному взвинчиванию цены на эту землю или к конкуренции с другим покупателем. Но и слишком позднее выполнение решения тоже нежелательно. Важнейшим элементом процесса планирования является предоставление достаточного количества времени между принятием решения и его выполнением. Как правило, чем сложнее организовать мероприятие, тем больше времени нужно отводить на его подготовку.

Факторы, влияющие на процесс принятия управленческого решения

На выбор решения влияет множество факторов:

· личностные оценки руководителя;

· внешняя среда, приводящая к неопределенности или определенности результата, риску;

· время, отпущенное на выбор альтернативы;

· ограничения на негативные последствия решения;

· знаниевые и информационные ограничения;

Все они важны, но наибольшую ограничивающую роль все-таки играют поведенческие ограничения и обусловленная ими иррациональность менеджера.

В классическом подходе к управлению считается, что менеджеры абсолютно рациональны, прекрасно понимают суть проблемы, имеют не противоречащие друг другу цели, ясно видят альтернативы, ищут приемлемое решение.

В противоположность этому, Г. Саймон предлагает «поведенческую» модель, согласно которой менеджер предстает в менее идеализированной форме: он преодолевает трудности зачастую путем компромиссов, продвигаясь «ползком», не разрабатывая долговременных планов. Конечно, его нельзя назвать абсолютно рациональным и обладающим полным знанием сути решаемых проблем. Здесь мы видим разницу между тем, что должно быть, и тем, что обычно случается.

Как представляется, многие решения являются иррациональными, потому что они принимаются под давлением или потому, что менеджеру не хватило времени как следует обдумать проблему и тщательно оценить все альтернативы. Таких недостатков полностью избежать невозможно, но можно свести к минимуму частоту их проявления с помощью следующих мер:

· путем надлежащего, тщательного планирования;

· путем установления хороших и всеобъемлющих (но при этом гибких) правил принятия решений;

· путем попыток предугадать будущее и раздумий над тем, что может случиться с бизнесом в будущем, чтобы не принимать скоропалительных решений.

Честер Барнард, один из важнейших ранних мыслителей, занимавшихся менеджментом, написал в 1938 году (Барнард, «Функции должностного лица», издательство Гарвардского университета, 1968 год), что «в тонком искусстве принятия решений следует избегать четырех ситуаций:

· Не решайте неактуальных вопросов.

· Не принимайте решение слишком рано.

· Не принимайте решение в отношении того, на что вы не можете повлиять.

· Не принимайте решение, которое должен принять кто-то другой.

4. Модели принятия решений в организации

Размещено на http://www.allbest.ru/

«Политическая модель» отражает желание работников максимально реализовать свои индивидуальные интересы. Принимаемые решения являются функцией распределения власти в организации и демонстрируют эффективность политики, используемой различными участниками процесса. Например, руководство устанавливает себе высокую зарплату, значительно превышающую среднюю по предприятию.

Модель «организационно ограниченной рациональности» похожа на предыдущую. Отличие состоит в том, что выбор решений основан на организационных предубеждениях, требующих минимальных усилий от работников. Например, предубеждения связаны с жилищным строительством, организации навязывается строительство жилого дома, и несколько лет все работники будут нести данное бремя, хотя квартиры получат только избранные члены коллектива. Другие варианты лучшего использования средств не обсуждаются. Может быть положительный вариант организационных предубеждений, когда прибыль направляют на развитие компании.

Рациональная модель предполагает выбор такого решения, которое принесет максимум выгоды для организации. При поиске решения проблема всесторонне исследуется, идет тщательный поиск альтернатив, отбор данных и их углубленный анализ. Оценочные критерии устанавливаются в начале поиска. Решение принимается беспристрастно, на основе выбора лучшей альтернативы для организации. Эта модель является наиболее предпочтительной для организации.

Рассмотренные модели дают представление о том, как принимаются решения в организации: выбор осуществляется не всегда рационально, чаще иррационально. Типичными случаями проявления иррациональности являются стремление достичь индивидуальной и организационной максимизации, удовлетворенности индивида. Знание этого аспекта принятия решений позволяет совершенствовать процедуры обсуждения альтернатив и выбора рационального варианта.

5. Неформальные методы принятия решений в организации

Неформальные методы основаны на аналитических способностях руководителя и заключаются в совокупности логических приемов сравнения альтернатив с учетом накопленного опыта и интуиции. Среди них применяют методы:

· экономического анализа путем сравнения текущих и единовременных издержек, рентабельности производства при различных вариантах техпроцессов

· платежной матрицы, позволяющей с помощью вероятности наступления событий выбрать по величине взвешенной оценки (произведение прибыли на коэффициент вероятности) наиболее выгодный вариант;

· анкетирования экспертов, обработки их анкет, корректирования вариантов решений до тех пор, пока не вырисуется единое решение;

· описательного моделирования процесса принятия решения по написанному разными специалистами «сценарию».

Коллективные (в том числе коллегиальные) методы применяются решения сложных проблем и состоят в обмене мнениями компетентных людей: специалистов и управленцев, ученых и новаторов производства.

Существуют следующие виды этих методов:

· автономное творчество ученых (метод Т- группы), численностью 5 человек, используемый, в частности, для обучения руководителей эффективному взаимовлиянию и общению;

· японский кольцевой метод (конгисе), когда проект нововведения по списку раздается работникам, которые представляют руководителю свои письменные замечания и предложения, и затем проводится совещание. Где предпочтение отдается тому предложению, которое высказано и обосновано руководителем, набрало большее число сторонников, не ущемляет интересы коалиций группы и каждого участника и т.д.

· деловые совещания. Метод будет рассмотрен в отдельном разделе.

Рассмотрим подробнее некоторые из методов принятия управленческого решения.

5.1)Метод проб и ошибок

5.2 Метод контрольных вопросов

Позволяет упорядочить процесс отбора вариантов и состоит в том. что варианты перечисляются в последовательности, задаваемой рядом специально подобранных наводящих вопросов. Эти вопросы составляются с учетом особенностей мышления. На этапе разработки управленческих решений и на этапе выбора варианта управленческого решения используются ключевые слова, построенные в логической последовательности. Например:

· какова проблема (в чем заключается проблема)?

· кто участвует в ее решении?

· какие возможны варианты решения?

Метод построен на логической структурной основе, но уровень аргументации часто бывает не очень высок.

5.3 Морфологический анализ

1) определение характеристик объекта или задач;

2) определение разновидностей реализации этих задач;

3) формирование морфологической модели в виде матрицы. где по вертикали отражается совокупность всех задач, которые необходимо решить для достижения поставленной цели. По горизонтали для каждой задачи дается вариант (один или несколько) реализации конкретного решения;

4) получение комбинаций элементов матрицы, причем каждое новое решение представляет собой сочетание элементов. взятых по одному из каждой строки матрицы;

5) анализ на предмет выявления совместимости элементов в полученной комбинации друг с другом. В случае несовместимости, комбинация исключается из рассмотрения. Оставшиеся рассматриваются как варианты, оценивают, сравниваются по критериям, установленным в соответствии с требованиями решения данной проблемы, и выбирается наилучший вариант.

5.4 Метод «мозгового штурма»

5.5 Метод расстановки приоритетов

Обоснование выбора лучшего варианта управленческого решения по методу расстановки приоритетов производится по следующему алгоритму:

1) определение критериев отбора предпочтительного варианта решения;

2) сопоставление систем сравнения вариантов по каждому критерию:

3) построение матрицы смежности по каждому критерию;

4) определение абсолютного приоритета;

5) определение относительного (нормированного) приоритета;

6) построение системы сравнений для критериев и т. д. (как и для вариантов);

7) вычисление комплексного показателя приоритета варианта;

8) выбор наиболее приоритетного варианта по максимальному значению комплексного показателя приоритета варианта.

5.6 Метод платежной матрицы

Это один из методов принятия управленческих решений, который применяется в условиях, когда:

a) число альтернативных вариантов разумно ограничено;

b) нет полной определенности в отношении того, что может произойти

c) (неопределенность среды).

5.7 Метод цепных подстановок (МЦП)

В заключении всего описанного в этой работе, можно сделать следующие выводы:

· Принятие управленческих решений является очень важным фактором в деятельности любой современной фирмы. Без правильного принятия управленческих решений, эффективного руководства вряд ли возможно экономическое процветание фирмы.

· Эвристические методы принятия решений крайне важны для менеджера, особенно для ТОП-менеджеров.

· Ни один из приведенных методов не является универсальным, но применяемые с умом они существенно упрощают работу любой организации.

1. Е.В.Пирогова Управленческие решения Учебное пособие. Ульяновск : УлГТУ, 2010.

4. Андрушкив Б.М.,Кузьмин О.Е. Основы менеджмента. Львов: «Світ»,1995.

6. В. А. Королёв. О природе принципа Парето

7. «Модели человека» (Models of Man, 1957). Герберт Александер Саймон

8. ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ Иванов В.Н. Глава 15

10. Кузнецова Л. А. Разработка управленческого решения: Учеб. пособие / Челяб. гос. ун-т. Челябинск, 2001.

11. Принципы обучения, основанные на психологии. Пер. с англ. Е. А. Герье. Со вступит. статьей Л. С. Выготского (с. 5-24). Изд. 3-е. М., Работник просвещения, 1930

12. Глава 18 из книги И.Л. Викентьева «Приемы рекламы и Public Relations. Программы-консультанты»

15. Шегда А.В. Основы менеджмента. Москва, 1998.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

Основные методы принятия решений. Применение активизирующих методов принятия решений в компании на примере «Менсей». Методы мозгового штурма, конференции идей, вопросов и ответов. Процесс разработки и принятия управленческих решений и их эффективность.

курсовая работа [2,0 M], добавлен 24.12.2014

Сущность, виды и принципы принятия управленческих решений, факторы, влияющие на процесс их принятия. Основные этапы рационального принятия решений. Модели и методы принятия управленческих решений, особенности их использования в отечественном менеджменте.

курсовая работа [134,6 K], добавлен 25.03.2009

Понятие, сущность и классификация видов управленческих решений. Коллективные методы обсуждения решений, условия «мозгового штурма». Эвристические (метод индукции) и количественные (математические) методы принятия решения, основания их применения.

реферат [401,0 K], добавлен 20.04.2017

Сущность управленческих решений. Методология и методы принятия решений. Процесс принятия управленческих решений. Принятие управленческих решений в АО «Вятский торговый дом». Организационные, экономические, социально-психологические методы.

курсовая работа [35,3 K], добавлен 23.08.2003

Основные методы принятия управленческих решения. Коллективные методы обсуждения и принятия решений. Эвристические и количественные методы принятия решения. Анализ как составная часть процесса принятия решения. Методы анализа управленческих решений.

курсовая работа [38,6 K], добавлен 23.06.2010

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *