какой метод применяется при обобщении конкретных фактов

Обобщение фактов

Обобщение фактов происходит с помощью индуктивных и статистических методов исследования.

Индукция – способ рассуждения, с помощью которого приходят к общему умозаключению на основе изучения отдельных, частных случаев. В основном индукция носит вероятностный характер.

Самыми известными видами обобщений являются универсальные обобщения, в которых общее свойство или отношение распространяется на весь класс изучаемых предметов и явлений, например, «все металлы – электропроводны».

Статистические обобщения отличаются от универсальных тем, что в них заключение относится не ко всем фактам рассматриваемой области, а только к определенному числу, выражаемому обычно в процентах.

Анализ конкретных фактов и их обобщений служит дальнейшим шагом в процессе научного исследования, способствуя генерированию и формированию гипотез.

Необходимо применять и индукцию, и дедукцию.

18) Научное знание: структура и методы эмпирического знания.

Исходной формой любого эмпирического познания исторически служит наблюдение, поскольку именно с него начинается познание. Логически оно имеет более широкий характер и используется как в обыденном, так и в научном познании.

Научные наблюдения и их особенности:

Наблюдение в науке отличается от обыденного или случайного, тем, что представляет собой целенаправленное, систематическое и организованное восприятие изучаемых предметов и явлений. Связь наблюдения и чувственного познания очевидна.

— Наблюдение над собой – интроспекция.

— Исследователь не только фиксирует факты, но и целенаправленно ищет их.

— Научные наблюдения имеют систематический и упорядоченный характер.

— наблюдения в науке характеризуются также своей целенаправленностью.

Интерсубъективность – результаты наблюдений должны быть воспроизводимы любым другим исследователем и не зависеть от личности субъекта. Иначе велика ошибочность из-за субъектности органов чувств.

Интерпретация данных наблюдения.

1) данные должны быть освобождены от различных наслоений и субъективных впечатлений, т.к. науку интересуют только объективные факты.

2) в качестве данных в науку входят не просто ощущения и восприятия, а результаты их рациональной переработки, включающей стандартизацию данных наблюдения с помощью статистической теории ошибок и осмысления данных в рамках соответствующей теории. Таблицы, графики и диаграммы.

3) подлинная интерпретация данных наблюдения в терминах соответствующей теории проводится тогда, когда они начинают применяться в качестве свидетельств для подтверждения ил опровержения тех или иных гипотез. Релевантность данных к проверяемой гипотезе – возможность или подтвердить ее, или опровергнуть.

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Источник

Анализ и синтез, идеализация, обобщение, абстрагирование как методы научного познания

Измерение — процесс определения отношения одной измеряемой величины, характеризующей изучаемый объект, к другой, принятой за единицу.это сравнение объектов по каким-либо сходным свойствам или сторонам.

В ходе доказательства одни гипотез ы становятся теор ией, а другие отбрасываются, превращаются в заблуждения. Новые гипотез ы выдвигаются на основе проверок старых, даже если они были отрицательными.

Исторический и логический методы исследования . Для изучения объектов, к-е не могут быть воспроизведены в опыте применяется исторический и логический методы. Использование исторического метода предполагает описание реального процесса возникновения и развития объекта, осуществляемое с максимальной полнотой. Задачей такого исследования является раскрытие конкретных условий, обстоятельств и предпосылок различных явлений, их последовательности и смены одних стадий развития другими. Обусловленность настоящего и будущего прошлым. Области его применения — прежде всего человеческая история, а также различные явления живой и неживой природы (возникновение жизни на Земле, образование полезных ископаемых — нефти, урана и др.). Этот метод позволяет получить представления о движении и развитии того или иного объекта, процесса. Логический метод исследования — это метод воспроизведения в мышлени и сложного развивающегося объекта в форме определенной теор ии. При логическом исследовании объекта мы отвлекаемся от всех исторических случайностей, несущественных фактов, зигзагов и даже попятных движений, вызванных теми или иными случайными событиями. Из истории вычленяется самое главное, существенное, определяющее общую направленность развития.

1. общенаучные подходы и методы исследования — характеризуют ход познания во всех науках. Их объективная основа — обще методолог ические закономерности познания, к-ые включают в себя и гносеологические принципы (методы эксперимента и наблюдения, метод моделирования, гипотетико-дедуктивный метод, метод восхождения от абстрактного к конкретному, системный, структурно-функциональный, кибернетический, вероятностный, формализ ация и тд).

При этом возможно предметное, физическое, математическое, знаковое, компьютерное моделирование в зависимости от вида модели.

17. Логика и динамика научного исследования

Научное исследование — процесс применения познавательных процедур (на­блюдение, эксперимент, описание), направленных на получение новых знаний о реальности.

Осваивая действительность самыми разнообразными методами, научное знание проходит разные этапы. Каждому из них соответствует определенная форма развития знаний. Основными из этих форм являются факт, проблема (задача), гипотез а, теор ия, программа.

Проблемами называют важные в практическом или теор етическом отношении задачи, способы решения которых неизвестны или известны не полностью.

Гипотеза (греч — предположение). Начиная исследование человек выдвигает предположение о его результатах, т.е. видит желаемый результат в начале исследования. Предположения, позволяющие разработать план исследования, называются гипотез ами. Гипотезой называют также процесс познания, который заключается в выдвижении этого предположения. Гипотезой называют особого рода знание (обоснованное предположение о причинах явления, о наблюдаемых связях между явлениями и т.д., а также особый процесс развития знания (это процесс познания, заключающийся в выдвижении предположения, его обоснования (неполном) и доказательстве или опровержении).

В последнем процессе выделяют две ступени:

1. Развитие предположения.

— 1 этап — выдвижение предположения, на основе аналогии, неполной индукции и т д (напр по аналогии с солн системой была создана планетарная модель атома), но это не гипотез а, а скорее догадка, поскольку оно не обосновано.

— 2 этап — объяснение с помощью выдвинутого предположения всех имеющихся фактов, к-рые гипотез а призвана объяснить, предсказать и т д. — тех фактов к-рые еще не принимались в учет, или были открыты после выдвижения гипотез ы.

Кроме этих этапов для того чтобы предположение приобрело статус гипотез ы, необходимо обеспечить удовлетворяемость следующим требованиям:

— предположение не должно быть самопротиворечивым и не должно противоречить фундаментальным положениям науки. В последнем случае полезно подвергнуть сомнению фундаментальное положение.

— предположение должно быть принципиально проверяемым.

— предп-е не должно противоречить ранее установленным фактам, для объяснения которых оно не предназначено.

— предположение должно быть приложимо к возможно более широкому кругу явлений, путем выбора наиболее простой гипотез ы (простота в к-рой отсутствую факторы, к-рые гипотез а должна объяснить, но не объясняет). Это требование не абсолютно. После этого предположение можно считать обоснованным (не полностью), т.е. гипотез ой.

Теория — это высшая, самая развитая организация научных знаний, которая дает целостное отображение закономерностей некоторой сферы действительности и представляет собой знаковую модель этой сферы. Эта модель строиться таким образом, что некоторые из ее характеристик, которые имеют наиболее общую природу, составляют ее основу, другие же подчиняются основным или выводятся из них по логическим правилам. Например строгое построение геометрии Евклида привело к системе высказываний ( теор ем), которые последовательно выведены из немногих определений основных понятий и истин, принятых без доказательств ( аксиом ). Особенностью теор ии является то что она обладает предсказательной силой. В теор ии имеется множество исходных утверждений, из которых логическими средствами выводятся другие утверждения, т.е. в теор ии возможно получение одних знаний из других без непосредственного обращения к действительности. Т. не только описывает определенный круг явлений, но и дает им объяснение. Т. является средством дедуктивной и индуктивной систематизации эмпирическ их фактов. Посредством теор ии можно установить определенные отношения м/у высказываниями о фактах, законах и т.д. в тех случаях, когда вне рамок теор ии такие отношения не наблюдаются.

Об авторе:
Этот материал взят из источника в свободном доступе интернета. Вся грамматика источника сохранена.

Источник

Теоретические методы

какой метод применяется при обобщении конкретных фактов какой метод применяется при обобщении конкретных фактов какой метод применяется при обобщении конкретных фактов какой метод применяется при обобщении конкретных фактов

какой метод применяется при обобщении конкретных фактов

какой метод применяется при обобщении конкретных фактов

К теоретическим методам относятся анализ, синтез, обоб­щение и систематизация, построение гипотез, научное обосно­вание фактов.

Анализ — разделение исследуемого объекта (товара, техноло­гического процесса и т. п.) на составные элементы, выделение отдельных его признаков, свойств и операций.

Данный метод обычно используется на первом этапе науч­ных исследований для определения свойств, состава, структу­ры, строения товара, операций и приемов различных процес­сов. В товароведении — это один из наиболее распространен­ных методов познания товара как объекта, обладающего совокупностью физических, химических, физико-химических и анатомо-морфологических свойств. Для изучения каждой груп­пы свойств применяются соответствующие экспериментальные методы.

Проведение исследования только посредством анализа данных, отраженных в представленных на исследование документах (без предоставления товаров), является специфической особенностью товароведческой экспертизы. При этом возможность проведения экспертного исследования определяется достаточностью материалов.

Если эксперту представлен необходимый для решения поставленных вопросов пакет документов, то исследование состоится. Если некоторые из них отсутствуют (например, если при производстве экспертизы по факту порчи изделий на железнодорожном транспорте отсутствуют документы, содержащие данные об условиях транспортировки изделий: коммерческий акт и др.), то экспертом заявляется ходатайство о предоставлении недостающих материалов. В случае его неудовлетворения эксперт сообщает лицу (органу), назначившему экспертизу, о невозможности дать заключение, при удовлетворении ходатайства приступает к исследованию.

Успех экспертизы находится в прямой зависимости от того, пригодны ли представленные документы для исследования: принадлежат ли они к указанному периоду, надлежащим ли образом оформлены, все ли важные исходные данные в них отражены. Если представленные материалы отвечают указанным требованиям, то на основании изучения нормативных источников эксперт анализирует характеристики объектов, установленные непосредственными участниками процессов приемки, испытаний и т.д. Если их будет достаточно, то имеются основания для решения поставленного вопроса.

Сравнение — метод-операция, основанный на сопоставле­нии объектов для выявления общности и различия между ни­ми. При использовании этого метода важное значение имеют признаки сравнения, которые и определяют возможные отно­шения между объектами. Например, при сравнении продоволь­ственных и непродовольственных товаров можно выявить в ка­честве общего признака их предназначение для купли-продажи, а в качестве отличительных признаков — используемое сырье, материалы, функциональное назначение.

Для сравнения отдельных элементов необходимо их выделе­ние с помощью анализа, поэтому достаточно часто эти два ме­тода применяются совместно в форме сравнительного анализа как комплексного метода. Метод сравнительного анализа осно­ван на разделении целого на части (элементы) с последующим сравнением этих элементов. Он широко используется при оценке качества товаров, когда на первом и втором этапах про­исходит анализ путем выделения показателей качества, а на третьем — их сравнение с базовыми показателями. В сочетании с систематизацией сравнительный анализ используется при классификации и кодировании товаров.

Сравнение может осуществляться по одному или несколь­ким признакам. Сравнивать следует только однородные объек­ты, имеющие общие признаки и составляющие определенную классификационную группировку.

При сравнительном товароведческом исследовании искомые показатели сопоставляются с нормативными в целях определения:

— уровня качества изделий в норме или отклонения от нее (вывод о степени снижения качества),

— соответствия (несоответствия) проведенных операций (приемки, испытаний, упаковки, транспортировки, хранения) нормативным требованиям,

— а также с аналогичными, содержащимися в различных документах, в целях установления их совпадения (различия). Расхождение показателей может служить основанием для решения вопроса об обстоятельствах (условиях), приведших к снижению (утрате) качества, либо подмене товара (например, сопоставление золотых серег и данных товарного ярлыка).

какой метод применяется при обобщении конкретных фактов

Анализ, сравнение и сравнительный анализ неразрывно свя­заны с синтезом.

Синтез — объединение составных элементов объекта в еди­ное целое (систему). При этом между отдельными элементами возникают логические причинно-следственные связи, обуслов­ливающие целостность объекта. Метод синтеза использован при построении приведенной ранее структурно-логической схемы. Товароведная характеристика любого товара также яв­ляется результатом синтеза различных его свойств.

Сравнительный анализ и синтез служат предшествующими методами-операциями для другого метода — диагностики, ко­торый находит широкое применение в товароведении при об­наружении несоответствий и дефектов на разных этапах техно­логического цикла товародвижения, а также при идентифика­ции.

Диагностика — метод-операция, базирующийся на описании основных признаков, показателей исследуемого объекта и вы­явлении определенных соответствий (тождественности) или не­соответствий и причин их возникновения. Этот метод положен в основу таких важнейших и распространенных видов товаро­ведной деятельности, как установление градаций качества (на­пример, сорта товара), дефектов, а также идентификация. Ко­нечной целью диагностики является не только определение причин возникновения несоответствий, но также разработка корректирующих и/или предупреждающих и/или устраняющих несоответствия действий.

Результаты диагностики, анализа и синтеза могут быть ис­пользованы для прогнозирования.

Прогнозирование — метод, основанный на исследовании перспектив изменения определенных процессов. С помощью этого метода в товароведении осуществляется прогнозирова­ние качества и изменений его при хранении в зависимости от определенных условий и сроков, а также рационального ас­сортимента. В товароведной практике при закладке товаров на длительное хранение товароведам приходится прогнозировать сроки сохраняемости по каждой товарной партии с учетом ка­чества товаров, первоочередности их реализации и других факторов.

Программирование — метод, основанный на определении последовательности действий по обеспечению надлежащих то­вароведных характеристик товаров или рационального товаро­движения. Программирование применяется при разработке программ качества товаров и программ производственного кон­троля, а также определении ассортиментной политики и поли­тики в области качества.

Последовательное применение рассмотренных выше мето­дов создает основу для дальнейшего планирования товаровед­ной деятельности.

Планирование — метод, основанный на разработке долго­срочных и краткосрочных планов или проектов. Этот метод ис­пользуется при управлении ассортиментом и качеством това­ров, их закупках и размещении на хранение, установлении пе­риодичности реализации отдельных товарных партий.

Применение методов диагностики, прогнозирования, про­граммирования и планирования требует высокой профессио­нальной компетентности специалистов — товароведов и това­роведов-экспертов. Поэтому достаточно часто в ситуациях, тре­бующих квалифицированного применения данных методов, руководители торговых организаций предпочитают пользовать­ся услугами экспертных организаций.

Абстрагирование — метод, основанный на мысленном выде­лении и превращении в самостоятельный объект рассмотрения отдельных характеристик товаров и/или факторов, влияющих на них. Особенностью этого метода является то, что выделен­ная характеристика самостоятельно не существует в ее физиче­ском проявлении. Например, определение понятий и условных обозначений основано на методе абстрагирования.

Определение понятий и терминов чрезвычайно важно для любой учебной дисциплины. Без этого обучаемые не смогут воспринимать информацию. В профессиональной деятельности возможно неверное толкование объектов (товаров, процессов, услуг) разными субъектами. Так, отсутствие определений тер­минов «квас» и «квасные напитки», «сливочное масло» и «ком­бинированное масло» привело, в конечном счете, к ассорти­ментной фальсификации, когда более дешевые товары с меньшей полезностью (квасные напитки, комбинированное масло) выдаются за более дорогие и полезные (квас, сливочное масло).

Поэтому не случайно, что в последние годы определение терминов регламентируется в федеральных законах, стандартах и других нормативных документах. Активно этот процесс про­исходит и в товароведных дисциплинах. В программах в начале каждой темы предусматриваются основные понятия, которые ранее были неизвестны обучаемым. При этом, по нашему мне­нию, определение термина, если оно стандартизировано, должно обязательно приводиться в точном соответствии с ус­тановившим его нормативным документом.

Вместе с тем пре­подаватель может привести собственное модифицированное, уточненное или новое определение термина, пояснив свою по­зицию в данном вопросе. Это, в частности, может быть вызва­но тем, что в некоторых случаях определение термина в законе или стандарте дается в достаточно сложной для восприятия форме, с повторением одинаковых слов, а для обучающих це­лей полезно сократить ряд слов, уточняющих детали, и при­вести более сокращенный вариант определения термина, но без утраты его сущности.

Условные обозначения (символы, порядковые номера стан­дартов, информационные знаки на маркировке и др.) применя­ются при кодировании товаров в классификаторах, в виде штрих-кодов, при регистрации нормативных документов, мар­кировании товаров и выполняют идентифицирующую функ­цию. Поэтому достаточно часто абстрагирование выступает как не только самостоятельный метод, но и прием для методов классификации, обобщения и конкретизации. Вместе с тем аб­страгирование является прямой противоположностью метода конкретизации.

Конкретизация — метод, основанный на представлении объ­екта в конкретной, наглядной форме. Как и абстрагирование, конкретизация является результатом мыслительной деятельно­сти человека.

В процессе познания оба метода могут применяться совме­стно, но в разной последовательности — от конкретного к абст­рактному и от абстрактного к новому конкретному. Причем на разных этапах познания выбирается то из направлений, кото­рое наиболее приемлемо для определенных целей, но чаще все­го первоначально образуются абстракции из конкретного, а затем на их основе на качественно новом уровне познания кон­кретное воспроизводится как целостность объекта.

В товароведении процесс познания происходит путем абст­рагирования отдельных элементов на уровне понятий, отдель­ных свойств товаров, их оценки, а затем на этой основе форми­руется целостное знание о товаре, его основополагающих ха­рактеристиках.

Обобщение — метод, основанный на выделении и фиксации относительно устойчивых, инвариантных свойств объектов и их отношений. В результате обобщения выбираются наиболее ти­пичные, присущие всем или многим объектам свойства либо процессы, несмотря на частные или случайные исключения.

Обобщение находит широкое применение при изучении то­вароведных дисциплин. Так, товароведные характеристики то­варов однородных групп основываются на обобщении их по­требительских свойств и показателей, выявлении обобщенных идентифицирующих и классификационных признаков. Обоб­щение позволяет в более краткой форме усвоить знания о мно­гообразных объектах и их свойствах, сформировать обобщен­ные умения и навыки. Например, обобщенные знания опреде­ляющих органолептических показателей качества товаров имеют решающее значение при оценке их качества и формиру­ют у студентов сначала умения оценивать разные товары по этим показателям, а затем и навыки.

Обобщение может выступать и как методический прием при использовании методов классификации (для установления классификационных признаков и ступеней классификации при иерархическом методе), сравнительного анализа (для выявле­ния общности) и идентификации (для установления тождест­венности и соответствия).

Идеализация — метод, основанный на мысленном конструи­ровании понятий об объектах, не существующих или недости­жимых в действительности, но к которым необходимо стре­миться их прообразам в реальном мире. Такие понятия сущест­вуют и в дисциплинах, относящихся к блоку товароведных.

В товароведении метод идеализации применяется как один из приемов оценки качества, когда в стандартах устанавливают­ся требования (нормы), которым должен отвечать конкретный товар по всем показателям. Фактически же ни один товар не может точно соответствовать установленным требованиям по всем показателям. Для устранения этого несоответствия между идеальным (в стандарте) и реальным товаром устанавливают определенные пределы или диапазоны требований.

Идеализация может выступать и как прием при ранжирова­нии объектов, поскольку для распределения по рангам более или менее нужна реперная точка отсчета — некий идеальный объект, обладающий наибольшими или наименьшими качест­венными характеристиками, которые нельзя или нецелесооб­разно изменять количественно. Кроме того, метод идеализации применяется для построения абстрактных схем и моделей.

Моделирование — метод, основанный на построении моде­лей и переносе информации по аналогии от модели к прототи­пу. Этот метод является совокупностью нескольких методиче­ских приемов: выбор или преобразование модели, построение модели или перенос информации по аналогии от модели к ре­альному объекту, являющемуся его прототипом. Аналогия рас­сматривается как метод-операция переноса знаний от одного объекта (модели) на его прототип или оригинал — менее изу­ченный или менее доступный объект.

По характеру моделей принято выделять две разновидности данного метода — предметное и знаковое (информационное) моделирование. Объектом предметного моделирования служат модели, воспроизводящие физические, химические и функцио­нальные характеристики оригинала по аналогии с ранее изу­ченным объектом. В товароведении такими моделями являются химический состав пищевых продуктов, приведенный в учеб­никах, справочных таблицах химического состава пищевых продуктов, Справочнике товароведа продовольственных това­ров.

Эти данные получены при исследовании продуктов опре­деленного вида, а впоследствии их переносят на продукты того же вида, мысленно предполагая их аналогичность. При этом следует иметь в виду, что при изучении химического состава применяются разрушающие методы испытаний, что делает не­возможным исследования каждого экземпляра товаров, так как он будет безвозвратно утрачен. К предметным моделям можно отнести характеристику свойств и показателей функционально­го и социального назначения, создаваемые в ситуационных за­дачах и деловых играх. Имитирующие производственные ситуа­ции также являются предметными моделями.

Знаковое (информационное) моделирование при изучении то­вароведения применяется в виде иллюстрирующих схем и расчетных формул (например, формула для расчета влажности, ки­слотности товаров).

Систематизация — метод, основанный на построении еди­ной системы характеристик объектов и связанных с ними про­цессов. С помощью этого метода обеспечивается упорядочение и формирование рационального торгового ассортимента, необ­ходимого и достаточного для достижения определенных целей организации, а также выбор показателей при оценке качества и условий хранения для минимизации потерь.

Систематизация — комплексный метод, нашедший широкое применение в товароведении. Так, систематизация содержания дисциплины «Товароведение продовольственных товаров» ос­новывается на применении унифицированных схем отдельных дидактических элементов, повторяющихся по определенным вопросам (например, по товароведным характеристикам) для разных товаров. В дисциплине «Теоретические основы товаро­ведения» заложена обобщенная система товароведных знаний, которая затем конкретизируется в частных разделах товарове­дения применительно к однородным группам товаров. Метод систематизации положен в основу таких широко применяемых в товароведении методов, как классификация и кодирование.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *