Какой метод получения знаний используется преимущественно на теоретическом уровне научного познания
В отличие от других видов познания, в процессе научного познания обязательно происходит
1) отражение внешних признаков познаваемого объекта
2) теоретическое обобщение результатов наблюдений
3) формулировка возможных ответов на возникающие вопросы
4) построение предположений, основанных на опыте
Научное познание, в отличие от других многообразных форм познания, — это процесс получения объективного, истинного знания, направленного на отражение закономерностей действительности. Научное познание имеет троякую задачу и связано с описанием, объяснением и предсказанием процессов и явлений действительности. Все остальные пункты присутствуют и в других методах познания.
Правильный ответ указан под номером 2.
Логическое мышление лежит в основе познания
Правильный ответ указан под номером 1.
Опора на объективные факты при аргументации выводов — обязательная составляющая познания
Правильный ответ указан под номером 2.
Среди наук о человеке и обществе отдельные социальные институты, процессы, социальные группы и общности являются предметом изучения
Экономика — совокупность наук о ведении народного хозяйства, сложившиеся в самостоятельную отрасль общественных наук. Экономическая действительность является объектом экономических наук, которые подразделяется на теоретические и прикладные. Теоретическую экономику также называют экономической теорией — наукой о том, как люди и общество выбирают способ использования ограниченных ресурсов.
Политология — наука о политике, то есть об особой сфере жизнедеятельности людей, связанной с властными отношениями, с государственно-политической организацией общества, политическими институтами, принципами, нормами, действие которых призвано обеспечить функционирование общества, взаимоотношения между людьми, обществом и государством.
Правоведение — Правоведение — наука, предметом изучения которой является право. Право неразрывным образом связано с государством, это универсальный регулятор общественных отношений.
Какой метод получения знаний используется преимущественно на теоретическом уровне научного познания
1) единственной формой познания
2) социальной стратой
3) совокупностью жизненных ценностей
4) особой системой знания
В отличие от других видов познания, в процессе научного познания обязательно происходит
1) отражение внешних признаков познаваемого объекта
2) теоретическое обобщение результатов наблюдений
3) формулировка возможных ответов на возникающие вопросы
4) построение предположений, основанных на опыте
Логическое мышление лежит в основе познания
Опора на объективные факты при аргументации выводов — обязательная составляющая познания
Среди наук о человеке и обществе отдельные социальные институты, процессы, социальные группы и общности являются предметом изучения
Какая наука изучает происхождение и содержание моральных норм?
Из перечисленного ниже научными знаниями являются
1) данные расписания движения электропоездов
2) правила пожарной безопасности
3) нормы международного гуманитарного права
4) законы термодинамики
Термины «гипотеза», «закон», «теория» используются при характеристике познания
Какой метод получения знаний используется преимущественно на теоретическом уровне научного познания?
1) описание научных фактов
2) проведение наблюдений
3) описание экспериментальных данных
4) выдвижение гипотезы
Что отличает научное знание?
1) обоснованность, логичность
2) образность, эмоциональность
3) признанность обществом
4) истинность всех утверждений
Перейдя в десятый класс, учащийся Т. выбрал несколько профильных элективных курсов по разным предметам. Больше всего он интересуется социальными и гуманитарными науками, поэтому часть дополнительных курсов он будет посещать по философии, социологии, правоведению, истории. На какой ступени образования находится учащийся Т.?
1) начальное профессиональное образование
2) основное общее образование
3) полное (среднее) общее образование
4) среднее профессиональное образование
Научные знания отличаются от обыденных тем, что они
Какой метод получения знаний используется преимущественно на теоретическом уровне научного познания
Какой метод получения знаний используется преимущественно на эмпирическом уровне научного познания?
1) объяснение существующих взаимосвязей
2) проведение эксперимента
3) научное моделирование
4) обоснование гипотез
Существует два уровня научного познания: эмпирический и теоретический.
На эмпирическом уровне познающий субъект занят наблюдением явлений благодаря чувственным способностям и фиксирует в качестве факта. Методы используемые на этом уровне: наблюдение, эксперимент, измерение, описание.
На теоретическом уровне формируются понятия, высказываются гипотезы о причинах, обусловивших наблюдаемые явления.
Правильный ответ указан под номером 2.
Что из перечисленного характеризует эмпирический уровень познания?
1) обоснование гипотез
2) объяснение закономерностей
3) описание предметов и явлений
4) обобщение в форме теорий
Существует два уровня научного познания: эмпирический и теоретический.
На эмпирическом уровне познающий субъект занят наблюдением явлений благодаря чувственным способностям, фиксируемые в качестве факта. Методы используемые на этом уровне: наблюдение, эксперимент, измерение, описание.
На теоретическом уровне формируются понятия, высказываются гипотезы о причинах, обусловивших наблюдаемые явления. Доказываются теории. Методы, используемые на этом уровне: формализация, математизация, моделирование.
Правильный ответ указан под номером 3.
Учёные страны Z обобщили данные исследования литературных предпочтений молодёжи. Они использовали различные методы. Что из перечисленного относится к эмпирическим методам научного познания?
1) выявление закономерностей, обоснование результатов
2) выдвижение гипотезы
3) интервьюирование, наблюдение
4) формулирование выводов
Существует два уровня научного познания: эмпирический и теоретический.
На эмпирическом уровне познающий субъект занят наблюдением явлений благодаря чувственным способностям, фиксируемые в качестве факта. Методы используемые на этом уровне: наблюдение, эксперимент, измерение, описание.
На теоретическом уровне формируются понятия, высказываются гипотезы о причинах, обусловивших наблюдаемые явления. Доказываются теории. Методы, используемые на этом уровне: формализация, математизация, моделирование.
Правильный ответ указан под номером 3.
Выберите верные суждения о научном познании и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Результатом научного познания является знание, соответствующее нравственным идеалам.
2) В научном познании используются экспериментальные методы.
3) Научное познание — это конкретно-образное отражение реального мира.
4) Научное познание обогащает социальный опыт человечества.
5) Научное познание осуществляется на эмпирическом и теоретическом уровнях.
1) Результатом научного познания является знание, соответствующее нравственным идеалам. Нет, неверно, появляется объективное знание, которое не зависит от нравственно-этических норм.
2) В научном познании используются экспериментальные методы. Да, верно, эксперимент является основным эмпирическим методом научного познания.
3) Научное познание — это конкретно-образное отражение реального мира. Нет, неверно, наука оперирует не образами, как искусство, а научными фактами, гипотезами и т.д.
4) Научное познание обогащает социальный опыт человечества. Да, верно, осуществляя познавательную и мировоззренческую функцию.
5) Научное познание осуществляется на эмпирическом и теоретическом уровнях. Да, верно, это два уровня научного познания.
Что из перечисленного характеризует теоретический уровень познания?
1) проведение научного эксперимента
2) описание научных фактов
3) обобщение полученных данных
4) наблюдение отдельных фактов и явлений
Существует два уровня научного познания: эмпирический и теоретический.
На эмпирическом уровне познающий субъект занят наблюдением явлений благодаря чувственным способностям, фиксируемые в качестве факта. Методы используемые на этом уровне: наблюдение, эксперимент, измерение, описание.
На теоретическом уровне обобщаются полученные данные, формируются понятия, высказываются гипотезы о причинах, обусловивших наблюдаемые явления. Доказываются теории. Методы, используемые на этом уровне: формализация, математизация, моделирование.
Правильный ответ указан под номером 3.
Используя обществоведческие знания,
1) раскройте смысл понятия «эмпирическое познание»;
2) составьте два предложения:
− одно предложение, содержащее информацию о другом уровне научного познания;
− одно предложение, раскрывающее суть одного из методов эмпирического познания.
Предложения должны быть распространёнными и содержащими корректную информацию о соответствующих аспектах понятия.
Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
1) смысл понятия, например: уровень научного познания, который предполагает непосредственное взаимодействие исследователя с предметом при помощи органов чувств или специальных приборов;
(Может быть приведено иное, близкое по смыслу определение или объяснение смысла понятия.)
2) одно предложение, содержащее информацию о другом уровне научного познания, например: Другим уровнем научного познания является теоретический уровень.
(Может быть составлено другое предложение, содержащее информацию о другом уровне научного познания)
3) одно предложение, раскрывающее суть одного из методов эмпирического познания, например: Сущность наблюдения как метода научного познания заключается в процессе прослеживания определённого периода жизнедеятельности объекта исследования с целью более полного представления о нём.
(Может быть составлено любое другое предложение, раскрывающее суть одного из методов эмпирического познания)
Найдите в приведённом ниже списке характеристики теоретического уровня научного познания. Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) проведение контрольных измерений
2) выдвижение и обоснование гипотез
3) создание логической модели изучаемого объекта
4) описание изучаемых явлений
5) проведение научного эксперимента
6) объяснение существующих взаимосвязей
Эмпирический уровень познания выражен в наблюдении и эксперименте, тогда как теоретический — в обобщении результатов эмпирического уровня в гипотезах, законах и теориях.
Найдите в приведённом ниже списке признаки, отличающие научное познание от других видов познания, и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) субъективный характер используемых суждений
2) доступная форма изложения
3) экспериментальная проверка результатов
4) опора на авторитет
5) взаимосвязь теоретического и эмпирического уровней
6) разработка специального понятийного аппарата
1) субъективный характер используемых суждений — нет, неверно, научное познание носит объективный характер.
2) доступная форма изложения — нет, неверно, это не признак науки.
3) экспериментальная проверка результатов — да, верно, эксперимент, один из методов научного познания. Кроме того, проверяемость − один из признаков научного познания.
4) опора на авторитет — нет, неверно, это не признак науки.
5) взаимосвязь теоретического и эмпирического уровней — да, верно, данные уровни познания характерны для науки.
6) разработка специального понятийного аппарата — да, верно, это признак научного познания.
Установите соответствие между характерными чертами и уровнями научного познания: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ХАРАКТЕРНЫЕ ЧЕРТЫ
УРОВНИ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ
Б) формулирование научных законов
Г) выведение логических следствий
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
Студент И. работает над курсовой работой. В разговоре с преподавателем он назвал эмпирическим нынешний этап исследования. Какие методы научного познания характерны для этого этапа? Запишите цифры, под которыми они указаны.
Эмпирические методы.1. наблюдение- изучение отдельных предметов и явлений, получение знаний о внешних свойствах и признаках. Опирается на чувственное познание, итог-описание.
2. эксперимент- метод осуществляется в строго определённых условиях.
2. выдвижение гипотез
3. построение теоретических моделей
Запишите слово, пропущенное в таблице.
Характеристика уровней научного познания
УРОВЕНЬ
ХАРАКТЕРИСТИКА
Теоретический
Выявление фундаментальных закономерностей,
скрытых, внутренних связей и отношений
______________________
Выявление объективных фактов со стороны
их очевидных связей
В научном познании выделяют эмпирический и теоретический уровень.
Новая статья известного ученого посвящена социальному познанию. Что из перечисленного представляет отличительные особенности социального познания? Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) выделение эмпирического и теоретического уровней познания
2) стремление к познанию истины
3) необходимость учитывать вероятностный характер действия законов и закономерностей
4) включение познающего субъекта в объект познания
5) создание художественного образа окружающего мира
6) ограниченность использования эксперимента
1) выделение эмпирического и теоретического уровней познания — нет, неверно, это отличительная особенность научного познания.
2) стремление к познанию истины — нет, неверно, это характерно для любого вида познания.
3) необходимость учитывать вероятностный характер действия законов и закономерностей — да, верно, так как объектом изучения выступает общество и его структура.
4) включение познающего субъекта в объект познания — да, верно, ученый является частью общества, которое изучает.
5) создание художественного образа окружающего мира — нет, неверно, это характерно для искусства.
6) ограниченность использования эксперимента — да, верно, так как он может вступать в противоречие с морально-этическими нормами.
Прочитайте приведённый ниже текст, каждое положение которого обозначено буквой.
(А) Истина — знание достоверное, объективное, соответствующее познаваемым предметам и явлениям. (Б) Очевидно, что человек стремится к постижению истины прежде всего для утилитарных целей, получения практической пользы. (В) Учёные добывают истину при помощи особых методов: эмпирических и теоретических. (Г) На пути к познанию законов развития мироздания учёным следует быть особенно ответственными. (Д) Пути познания и способы познавательной деятельности, вне всякого сомнения, должны иметь моральные ограничители и фильтры.
Определите, какие положения текста носят
1) фактический характер;
2) характер оценочных суждений;
3) характер теоретических положений.
Запишите в таблицу под буквой, обозначающей положение, цифру, выражающую его характер.
Факт — (от лат слова factum сделанное, свершившееся). Синоним понятий истина, событие, результат. Нечто конкретное, единичное в отличие от абстрактного и общего. Фактические предложения либо выражают чувственные данное, либо включают в себя результаты наблюдения, конкретные события и положения. Знание в форме утверждения, достоверность которых неоспорима. События, уже произошедшие.
Теоретическое утверждение — утверждение, выведенное из общей теории, не противоречащее всем остальным положениям теории. Теоретические положения абстрактны, основываются на применении специальной терминологии, декларировании общих научных положений. Может представлять собой определение понятия, описание идеализированного объекта.
Оценочные суждения содержать оценку автора. У человека, познающего социальные факты, складывается определенное к ним отношение, выражающееся в согласии, порицании, отрицании, утверждении, поддержке, сомнении и т. д. Как правило, в тексте оценочное суждение содержит следующие речевые обороты: «на наш взгляд», «по вашему мнению», «с нашей точки зрения», «по-видимому», «считалось», «представлялось», «как утверждал», «как говорил», «как отмечал», «плохо», «хорошо», «очевидно».
Предложения, носящие фактические характеры: В
Предложения носящие оценочный характер: Б, Г, Д
Предложения, носящие характер теоретических утверждений: А
Какой метод получения знаний используется преимущественно на теоретическом уровне научного познания
Какой метод получения знаний используется преимущественно на эмпирическом уровне научного познания?
1) аргументация тезиса
2) построение теории
3) выдвижение гипотезы
4) осуществление эксперимента
Уровни научного познания:
1. эмпирический — в основе описание предметов и явлений. (закон Ома)
2. теоретический — в основе законы, принципы, научные теории, в которых раскрывается сущность познавательных процессов, законы, которые нельзя наблюдать. (теория относительности Эйнштейна)
Методы научного познания:
1. наблюдение — изучение отдельных предметов и явлений, получение знаний о внешних свойствах и признаках. Опирается на чувственное познание, итог-описание. Эмпирические методы.
2. эксперимент — метод осуществляется в строго определённых условиях.
4. выдвижение гипотез;
5. построение теоретических моделей.
Назовите и проиллюстрируйте примерами две особенности эмпирического уровня научного познания.
В ответе могут быть названы и проиллюстрированы примерами следующие особенности эмпирического уровня научного познания, допустим:
1) направленность на объект познания (или преобладание чувственного познания). Например, учёный непосредственно или опосредованно (через систему приборов и специальных устройств) вступает в контакт с изучаемым объектом, производя над ним ряд операций: собирает факты, обобщает, описывает данные, полученные в ходе наблюдения или эксперимента, т.е. классифицирует и систематизирует знания, полученные с помощью чувственно-практического опыта;
2) исследуемый объект отражается преимущественно со стороны внешних связей и проявлений, поэтому открываемые на этом уровне эмпирические законы не объясняют природы и механизма связей, существующих между явлениями. Например, исследуя особенности электрического тока, Г. Ом вывел закон, который устанавливает зависимость силы тока от напряжения и сопротивления.
Могут быть названы другие особенности, приведены другие примеры
Запишите слово, пропущенное в таблице.
Уровни научного познания
Эмпирический
Исходный этап научного познания, его основа, заключается в установлении фактов, их первичной группировке.
.
Опирается на абстрактное мышление, заключается в отражении явлений и происходящих процессов внутренних связей и закономерностей, которые достигаются методами обработки данных, полученных от эмпирических знаний.
Теоретический — опирается на абстрактное мышление, заключается в отражении явлений и происходящих процессов внутренних связей и закономерностей, которые достигаются методами обработки данных, полученных от эмпирических знаний.
Установите соответствие между характерными чертами и уровнями научного познания: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ХАРАКТЕРНЫЕ ЧЕРТЫ
УРОВНИ НАУЧНОГО
А) формулирование научных законов
Б) сбор опытных данных
В) выдвижение и обоснование гипотез
Г) экспериментальная проверка полученных данных
Д) наблюдение изучаемых явлений
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
ХАРАКТЕРНЫЕ ЧЕРТЫ
УРОВНИ НАУЧНОГО
А) формулирование научных законов
Б) сбор опытных данных
В) выдвижение и обоснование гипотез
Г) экспериментальная проверка полученных данных
Д) наблюдение изучаемых явлений
Выберите верные суждения о научном познании и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Результатом научного познания является знание, соответствующее нравственным идеалам.
2) В научном познании используются экспериментальные методы.
3) Научное познание — это конкретно-образное отражение реального мира.
4) Научное познание обогащает социальный опыт человечества.
5) Научное познание осуществляется на эмпирическом и теоретическом уровнях.
1) Результатом научного познания является знание, соответствующее нравственным идеалам. Нет, неверно, появляется объективное знание, которое не зависит от нравственно-этических норм.
2) В научном познании используются экспериментальные методы. Да, верно, эксперимент является основным эмпирическим методом научного познания.
3) Научное познание — это конкретно-образное отражение реального мира. Нет, неверно, наука оперирует не образами, как искусство, а научными фактами, гипотезами и т.д.
4) Научное познание обогащает социальный опыт человечества. Да, верно, осуществляя познавательную и мировоззренческую функцию.
5) Научное познание осуществляется на эмпирическом и теоретическом уровнях. Да, верно, это два уровня научного познания.
Укажите в приведенном перечне эмпирические методы научного познания
1) Ученые-вулканологи наблюдают за активностью вулкана Этна
2) Ученые-историки выдвинули гипотезу происхождения названия «Русь» от прибалтийского племени ругов.
3) Экономисты теоретически обосновали перспективы развития глобальной экономики.
4) Экологи провели при помощи специального зонда замер прозрачности вод озера Байкал.
5) Опытно-экспериментальным путем специалисты в области генной инженерии выявили ген, способствующий заболеванию раком.
Основой эмпирических методов являются чувственное познание (ощущение, восприятие, представление) и данные приборов. К числу этих методов относятся: наблюдение — целенаправленное восприятие явлений без вмешательства в них; эксперимент — изучение явлений в контролируемых и управляемых условиях; измерение; сравнение — выявление сходства или различия объектов или их признаков.
Найдите в приведённом ниже списке признаки, отличающие научное познание от других видов познания, и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) субъективный характер используемых суждений
2) доступная форма изложения
3) экспериментальная проверка результатов
4) опора на авторитет
5) взаимосвязь теоретического и эмпирического уровней
6) разработка специального понятийного аппарата
1) субъективный характер используемых суждений — нет, неверно, научное познание носит объективный характер.
2) доступная форма изложения — нет, неверно, это не признак науки.
3) экспериментальная проверка результатов — да, верно, эксперимент, один из методов научного познания. Кроме того, проверяемость − один из признаков научного познания.
4) опора на авторитет — нет, неверно, это не признак науки.
5) взаимосвязь теоретического и эмпирического уровней — да, верно, данные уровни познания характерны для науки.
6) разработка специального понятийного аппарата — да, верно, это признак научного познания.
Ученик выполнял проект по биологии. Какие признаки свидетельствуют о том, что он использовал эмпирические методы познания? Выберите из приведённого ниже списка данные методы познания и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) разработал модель экосистемы
2) проводил наблюдения в полевых условиях
3) изучил литературу по проблеме исследования
4) использовал школьную лабораторию для проведения опытов
5) перед началом исследования выдвинул рабочую гипотезу, которая получила подтверждение
6) описал ряд случаев, до этого не фигурировавших в литературе
Эмпирические методы предполагают взаимодействие с реальным объектом при помощи приборов или органов чувств:
1) разработал модель экосистемы — нет, неверно.
2) проводил наблюдения в полевых условиях — да, верно.
3) изучил литературу по проблеме исследования — нет, неверно.
4) использовал школьную лабораторию для проведения опытов — да, верно.
5) перед началом исследования выдвинул рабочую гипотезу, которая получила подтверждение — нет, неверно.
6) описал ряд случаев, до этого не фигурировавших в литературе — да, верно.
Почему ответ пол цифрой 6 правильный? Он характеризует познание в целом
Описание − метод эмпирического уровня научного познания.
а моделирование разве не относится к эмпирическим методам?
уточните пожалуйста, почему 3 вариант не подходит как эмпирический метод познания?
Преимущественно к теоретическому, органы чувств не играют главной роли, больше задействованы мыслительные процессы.
Установите соответствие между характерными чертами и уровнями научного познания: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ХАРАКТЕРНЫЕ ЧЕРТЫ
УРОВНИ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ
Б) формулирование научных законов
Г) выведение логических следствий
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
Ученик выполнял проект по биологии. Какие признаки свидетельствуют о том, что он использовал эмпирические методы познания? Выберите из приведённого ниже списка данные методы познания и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) разработал модель экосистемы
2) проводил наблюдения в полевых условиях
3) изучил литературу по проблеме исследования
4) использовал школьную лабораторию для проведения опытов
5) перед началом исследования выдвинул рабочую гипотезу, которая получила подтверждение
6) описал ряд случаев, до этого не фигурировавших в литературе
Эмпирические методы опираются на органы чувств.
Ученик выполняет проектную работу по обществознанию: проводит микроисследование о культурных предпочтениях одноклассников. Найдите в приведённом списке методы, соответствующие эмпирическому уровню научного познания. Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) анкетирование одноклассников
2) наблюдение за поведением одноклассников
3) описание внешнего вида одноклассников
4) выявление закономерностей поведения
5) выдвижение гипотезы
6) формулирование выводов
Эмпирические методы научного познания.
Наблюдение — целенаправленное пассивное изучение предметов, опирающееся в основном на данные органов чувств.
Эксперимент — активное и целенаправленное вмешательство в протекание изучаемого процесса, его воспроизведение в специально созданных и контролируемых условиях.
Сравнение — познавательная операция, выявляющая сходство или различие объектов (либо ступеней развития одного и того же объекта).
Описание — фиксирование наблюдения или эксперимента с помощью определенных систем обозначения, применяемых в науке.
Измерение — совокупность действий, выполняемых при помощи средств измерений с целью нахождения числового значения измеряемой величины в принятых единицах измерения.
1) анкетирование одноклассников — да, верно.
2) наблюдение за поведением одноклассников — да, верно.
3) описание внешнего вида одноклассников — да, верно.
4) выявление закономерностей поведения — нет, неверно.
5) выдвижение гипотезы — нет, неверно.
6) формулирование выводов — нет, неверно.
Анкетирование разве относится к эмпирическому уровню научного познания?
Да. Вопрос и ответ разработчиков КИМов.
Ученик выполняет проектную работу по обществознанию: проводит микроисследование о том, какие книги читают его одноклассники. Найдите в приведённом ниже списке методы, соответствующие эмпирическому уровню научного познания. Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) наблюдение за поведением одноклассников в библиотеке, книжном магазине
2) запись высказываний одноклассников о чтении книг
3) выявление закономерностей выбора книг
4) анкетирование одноклассников об их любимых книгах
1) наблюдение за поведением одноклассников в библиотеке, книжном магазине — да, верно.
2) запись высказываний одноклассников о чтении книг — да, верно.
3) выявление закономерностей выбора книг — нет, неверно.
4) анкетирование одноклассников об их любимых книгах — да, верно.
5) выдвижение гипотезы — нет, неверно.
6) формулирование выводов — нет, неверно.
каким методом является 2 вариант?
Фиксация результатов взаимодействия с объектом изучения.
Экспедиция медленно продвигалась в джунглях. Учёные описывали растения, насекомых, животных и птиц, встречавшихся на пути, брали пробы воды и грунта. Так они прибыли в индейскую деревню, где сняли фильм об обычаях аборигенов. Какие из перечисленных ниже методов использовали учёные в приведённой ситуации? Запишите цифры, под которыми они указаны.
5) эмпирическое описание
1) наблюдение — да, верно.
2) эксперимент — нет, неверно.
3) моделирование — нет, неверно.
4) конкретизация — нет, неверно.
5) эмпирическое описание — да, верно.
6) абстрагирование — нет, неверно.
Студенты провели исследование мотивов учебной деятельности школьников младших классов. Найдите в приведённом ниже списке применённые ими методы, соответствующие эмпирическому уровню научного познания. Запишите цифры, под которыми они указаны. Цифры укажите в порядке возрастания.
1) описание наблюдаемых явлений
2) выдвижение и обоснование гипотез
3) объяснение существующих взаимосвязей
4) непосредственное наблюдение отдельных фактов и явлений
5) фиксация обобщений в виде законов
6) получение количественных данных об изучаемом объекте
Эмпирические методы: описание, наблюдение, эксперимент, получение количественных данных об изучаемом объекте.
1) описание наблюдаемых явлений — да, верно.
2) выдвижение и обоснование гипотез — нет, неверно.
3) объяснение существующих взаимосвязей — нет, неверно.
4) непосредственное наблюдение отдельных фактов и явлений — да, верно.
5) фиксация обобщений в виде законов — нет, неверно.
6) получение количественных данных об изучаемом объекте — да, верно.
Студент И. работает над курсовой работой. В разговоре с преподавателем он назвал эмпирическим нынешний этап исследования. Какие методы научного познания характерны для этого этапа? Запишите цифры, под которыми они указаны.
Эмпирические методы.1. наблюдение- изучение отдельных предметов и явлений, получение знаний о внешних свойствах и признаках. Опирается на чувственное познание, итог-описание.
2. эксперимент- метод осуществляется в строго определённых условиях.
2. выдвижение гипотез
3. построение теоретических моделей
Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением двух, относятся к функциям политических партий.
Найдите две характеристики, «выпадающие» из общего ряда, и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
Пункты 2 и 3 являются лишними, так как они не относятся к функциям политических партий: эмпирический — это один из уровней научного познания, а рекреационная — функция организации совместного досуга, отдыха.
Новая статья известного ученого посвящена социальному познанию. Что из перечисленного представляет отличительные особенности социального познания? Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) выделение эмпирического и теоретического уровней познания
2) стремление к познанию истины
3) необходимость учитывать вероятностный характер действия законов и закономерностей
4) включение познающего субъекта в объект познания
5) создание художественного образа окружающего мира
6) ограниченность использования эксперимента
1) выделение эмпирического и теоретического уровней познания — нет, неверно, это отличительная особенность научного познания.
2) стремление к познанию истины — нет, неверно, это характерно для любого вида познания.
3) необходимость учитывать вероятностный характер действия законов и закономерностей — да, верно, так как объектом изучения выступает общество и его структура.
4) включение познающего субъекта в объект познания — да, верно, ученый является частью общества, которое изучает.
5) создание художественного образа окружающего мира — нет, неверно, это характерно для искусства.
6) ограниченность использования эксперимента — да, верно, так как он может вступать в противоречие с морально-этическими нормами.
Используя содержание текста и обществоведческие знания, приведите три объяснения необходимости сочетания в познавательной деятельности различных видов (форм) познания.
B наше время нетрудно впасть в ошибку, отождествляя познание вообще с познанием только научным (или даже с тем, что принято считать научным) и отбрасывая все остальные виды знания или рассматривая их лишь в той мере, в которой они могут быть уподоблены научному знанию. Это объясняется современной своеобразной общественной атмосферой, культом науки, присущим современному обществу и существующим невзирая на возрастающую критику издержек научно-технического прогресса и даже параллельно с ней. Развитие наук не просто открыло множество фактов, свойств, законов, установило множество истин — выработался специфический тип мышления. Но смешивать знание вообще с его научной формой — глубокое заблуждение. В повседневной жизни не все проблемы, встающие перед человеком и обществом, требуют непременного обращения к науке: книга жизни открыта не только глазам учёного, она открыта всем, кто способен воспринимать вещи, чувствовать и думать.
Если исходить из того, что основой всякого знания является опыт в самом широком смысле слова, то виды человеческого знания различают в первую очередь потому, на опыте какого характера они основаны.
Имеет смысл разграничить «пассивное» знание читателя художественного произведения или студента, записывающего лекцию, от знания авторского, знания творца — будь то учёный, художник или религиозный подвижник. (Хотя и в первом случае не исключён элемент творчества; говорят, что гениальному писателю нужен и гениальный читатель.) «Авторское» знание наиболее ярко различается по типу, прежде всего по характеру личной склонности. Впрочем, для выдающихся творческих личностей характерна и гармония познавательных способностей.
Житейское познание и знание основывается прежде всего на наблюдении и смекалке, оно носит эмпирический характер и лучше согласовывается с общепризнанным жизненным опытом, чем с абстрактными научными построениями.
Значимость житейского знания в качестве предшественника иных форм знания не следует преуменьшать: здравый смысл оказывается нередко тоньше и проницательнее, чем ум иного учёного. Базирующееся на здравом смысле и обыденном сознании, такое знание является важной ориентировочной основой повседневного поведения людей, их взаимоотношений между собой и с природой. Здесь его общая точка с наукой. Эта форма знания развивается и обогащается по мере прогресса научного и художественного познания; она тесно связана с «языком» человеческой
культуры в целом, которая складывается на основе серьёзной теоретической работы в процессе всемирно-исторического человеческого развития. Как правило, житейские знания сводятся к констатации фактов и их описанию.
Какое заблуждение развенчал автор? Какие причины этого заблуждения он назвал? (Укажите две причины.)
Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
— отождествление познания вообще исключительно c научным познанием;
— культ науки, присущий современному обществу;
— наличие специфического типа мышления.
Элементы ответа могут быть приведены в иных, близких по смыслу формулировках
Как в тексте определён характер житейского познания? Какую функцию в жизни людей, по мнению автора, выполняет житейское познание? Опираясь на обществоведческие знания, объясните смысл понятия «познание».
Должны быть даны ответы на три вопроса:
1) ответ на первый вопрос:
2) ответ на второй вопрос:
— ориентировочная основа повседневного поведения людей, их взаимоотношений между собой и c природой;
3) ответ на третий вопрос:
— познание — вид деятельности, содержанием которого является отражение объективной реальности органами чувств и разумом человека, а результатом, получение знаний.
Ответы на вопросы могут быть даны в иных, близких по смыслу формулировках.
Чем, по мнению автора, различаются «пассивное» и «авторское» знание? Используя обществоведческие знания, назовите два других различия этих видов знаний.
Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
1) различие по тексту:
— «авторское» знание, в отличие от «пассивного», имеет творческий характер;
2) два других различия, например:
— «авторское» знание — новое, а «пассивное» — уже имеющееся в культуре;
— «авторское» знание — результат духовного производства, «пассивное» — результат потребления.
Могут быть названы другие различия
Используя обществоведческие знания, объясните смысл понятия «познание».
(В объяснении смысла / определении понятия должно быть указано не менее двух существенных признаков. Объяснение/определение может быть дано в одном или нескольких распространённых предложениях.)
Познание — вид деятельности, содержанием которого является отражение объективной реальности органами чувств и разумом человека, а результатом, получение знаний.
Могут быть даны такие объяснения:
1) не все проблемы могут быть изучены, поняты в рамках одного вида (формы) познания;
2) эмпирическое и теоретическое познание взаимосвязаны и едва ли могут быть изолированы друг от друга (эмпирическая информация фиксируется в понятиях, суждениях, умозаключениях и др.);
3) сочетание различных видов (форм) познания даёт наиболее полноценную картину мира.
Могут быть даны другие объяснения
Как в тексте определён характер житейского познания? Какую функцию в жизни людей, по мнению автора, выполняет житейское познание? Опираясь на обществоведческие знания, объясните смысл понятия «познание».
B наше время нетрудно впасть в ошибку, отождествляя познание вообще с познанием только научным (или даже с тем, что принято считать научным) и отбрасывая все остальные виды знания или рассматривая их лишь в той мере, в которой они могут быть уподоблены научному знанию. Это объясняется современной своеобразной общественной атмосферой, культом науки, присущим современному обществу и существующим невзирая на возрастающую критику издержек научно-технического прогресса и даже параллельно с ней. Развитие наук не просто открыло множество фактов, свойств, законов, установило множество истин — выработался специфический тип мышления. Но смешивать знание вообще с его научной формой — глубокое заблуждение. В повседневной жизни не все проблемы, встающие перед человеком и обществом, требуют непременного обращения к науке: книга жизни открыта не только глазам учёного, она открыта всем, кто способен воспринимать вещи, чувствовать и думать.
Если исходить из того, что основой всякого знания является опыт в самом широком смысле слова, то виды человеческого знания различают в первую очередь потому, на опыте какого характера они основаны.
Имеет смысл разграничить «пассивное» знание читателя художественного произведения или студента, записывающего лекцию, от знания авторского, знания творца — будь то учёный, художник или религиозный подвижник. (Хотя и в первом случае не исключён элемент творчества; говорят, что гениальному писателю нужен и гениальный читатель.) «Авторское» знание наиболее ярко различается по типу, прежде всего по характеру личной склонности. Впрочем, для выдающихся творческих личностей характерна и гармония познавательных способностей.
Житейское познание и знание основывается прежде всего на наблюдении и смекалке, оно носит эмпирический характер и лучше согласовывается с общепризнанным жизненным опытом, чем с абстрактными научными построениями.
Значимость житейского знания в качестве предшественника иных форм знания не следует преуменьшать: здравый смысл оказывается нередко тоньше и проницательнее, чем ум иного учёного. Базирующееся на здравом смысле и обыденном сознании, такое знание является важной ориентировочной основой повседневного поведения людей, их взаимоотношений между собой и с природой. Здесь его общая точка с наукой. Эта форма знания развивается и обогащается по мере прогресса научного и художественного познания; она тесно связана с «языком» человеческой
культуры в целом, которая складывается на основе серьёзной теоретической работы в процессе всемирно-исторического человеческого развития. Как правило, житейские знания сводятся к констатации фактов и их описанию.