какой метод получения знаний используется преимущественно на эмпирическом уровне научного познания
Какой метод получения знаний используется преимущественно на эмпирическом уровне научного познания
Какой метод получения знаний используется преимущественно на эмпирическом уровне научного познания?
1) объяснение существующих взаимосвязей
2) проведение эксперимента
3) научное моделирование
4) обоснование гипотез
Существует два уровня научного познания: эмпирический и теоретический.
На эмпирическом уровне познающий субъект занят наблюдением явлений благодаря чувственным способностям и фиксирует в качестве факта. Методы используемые на этом уровне: наблюдение, эксперимент, измерение, описание.
На теоретическом уровне формируются понятия, высказываются гипотезы о причинах, обусловивших наблюдаемые явления.
Правильный ответ указан под номером 2.
Что из перечисленного характеризует эмпирический уровень познания?
1) обоснование гипотез
2) объяснение закономерностей
3) описание предметов и явлений
4) обобщение в форме теорий
Существует два уровня научного познания: эмпирический и теоретический.
На эмпирическом уровне познающий субъект занят наблюдением явлений благодаря чувственным способностям, фиксируемые в качестве факта. Методы используемые на этом уровне: наблюдение, эксперимент, измерение, описание.
На теоретическом уровне формируются понятия, высказываются гипотезы о причинах, обусловивших наблюдаемые явления. Доказываются теории. Методы, используемые на этом уровне: формализация, математизация, моделирование.
Правильный ответ указан под номером 3.
Учёные страны Z обобщили данные исследования литературных предпочтений молодёжи. Они использовали различные методы. Что из перечисленного относится к эмпирическим методам научного познания?
1) выявление закономерностей, обоснование результатов
2) выдвижение гипотезы
3) интервьюирование, наблюдение
4) формулирование выводов
Существует два уровня научного познания: эмпирический и теоретический.
На эмпирическом уровне познающий субъект занят наблюдением явлений благодаря чувственным способностям, фиксируемые в качестве факта. Методы используемые на этом уровне: наблюдение, эксперимент, измерение, описание.
На теоретическом уровне формируются понятия, высказываются гипотезы о причинах, обусловивших наблюдаемые явления. Доказываются теории. Методы, используемые на этом уровне: формализация, математизация, моделирование.
Правильный ответ указан под номером 3.
Выберите верные суждения о научном познании и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Результатом научного познания является знание, соответствующее нравственным идеалам.
2) В научном познании используются экспериментальные методы.
3) Научное познание — это конкретно-образное отражение реального мира.
4) Научное познание обогащает социальный опыт человечества.
5) Научное познание осуществляется на эмпирическом и теоретическом уровнях.
1) Результатом научного познания является знание, соответствующее нравственным идеалам. Нет, неверно, появляется объективное знание, которое не зависит от нравственно-этических норм.
2) В научном познании используются экспериментальные методы. Да, верно, эксперимент является основным эмпирическим методом научного познания.
3) Научное познание — это конкретно-образное отражение реального мира. Нет, неверно, наука оперирует не образами, как искусство, а научными фактами, гипотезами и т.д.
4) Научное познание обогащает социальный опыт человечества. Да, верно, осуществляя познавательную и мировоззренческую функцию.
5) Научное познание осуществляется на эмпирическом и теоретическом уровнях. Да, верно, это два уровня научного познания.
Что из перечисленного характеризует теоретический уровень познания?
1) проведение научного эксперимента
2) описание научных фактов
3) обобщение полученных данных
4) наблюдение отдельных фактов и явлений
Существует два уровня научного познания: эмпирический и теоретический.
На эмпирическом уровне познающий субъект занят наблюдением явлений благодаря чувственным способностям, фиксируемые в качестве факта. Методы используемые на этом уровне: наблюдение, эксперимент, измерение, описание.
На теоретическом уровне обобщаются полученные данные, формируются понятия, высказываются гипотезы о причинах, обусловивших наблюдаемые явления. Доказываются теории. Методы, используемые на этом уровне: формализация, математизация, моделирование.
Правильный ответ указан под номером 3.
Используя обществоведческие знания,
1) раскройте смысл понятия «эмпирическое познание»;
2) составьте два предложения:
− одно предложение, содержащее информацию о другом уровне научного познания;
− одно предложение, раскрывающее суть одного из методов эмпирического познания.
Предложения должны быть распространёнными и содержащими корректную информацию о соответствующих аспектах понятия.
Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
1) смысл понятия, например: уровень научного познания, который предполагает непосредственное взаимодействие исследователя с предметом при помощи органов чувств или специальных приборов;
(Может быть приведено иное, близкое по смыслу определение или объяснение смысла понятия.)
2) одно предложение, содержащее информацию о другом уровне научного познания, например: Другим уровнем научного познания является теоретический уровень.
(Может быть составлено другое предложение, содержащее информацию о другом уровне научного познания)
3) одно предложение, раскрывающее суть одного из методов эмпирического познания, например: Сущность наблюдения как метода научного познания заключается в процессе прослеживания определённого периода жизнедеятельности объекта исследования с целью более полного представления о нём.
(Может быть составлено любое другое предложение, раскрывающее суть одного из методов эмпирического познания)
Найдите в приведённом ниже списке характеристики теоретического уровня научного познания. Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) проведение контрольных измерений
2) выдвижение и обоснование гипотез
3) создание логической модели изучаемого объекта
4) описание изучаемых явлений
5) проведение научного эксперимента
6) объяснение существующих взаимосвязей
Эмпирический уровень познания выражен в наблюдении и эксперименте, тогда как теоретический — в обобщении результатов эмпирического уровня в гипотезах, законах и теориях.
Найдите в приведённом ниже списке признаки, отличающие научное познание от других видов познания, и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) субъективный характер используемых суждений
2) доступная форма изложения
3) экспериментальная проверка результатов
4) опора на авторитет
5) взаимосвязь теоретического и эмпирического уровней
6) разработка специального понятийного аппарата
1) субъективный характер используемых суждений — нет, неверно, научное познание носит объективный характер.
2) доступная форма изложения — нет, неверно, это не признак науки.
3) экспериментальная проверка результатов — да, верно, эксперимент, один из методов научного познания. Кроме того, проверяемость − один из признаков научного познания.
4) опора на авторитет — нет, неверно, это не признак науки.
5) взаимосвязь теоретического и эмпирического уровней — да, верно, данные уровни познания характерны для науки.
6) разработка специального понятийного аппарата — да, верно, это признак научного познания.
Установите соответствие между характерными чертами и уровнями научного познания: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ХАРАКТЕРНЫЕ ЧЕРТЫ | УРОВНИ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ | ||||||||||||||||
УРОВЕНЬ | ХАРАКТЕРИСТИКА |
---|---|
Теоретический | Выявление фундаментальных закономерностей, скрытых, внутренних связей и отношений |
______________________ | Выявление объективных фактов со стороны их очевидных связей |
В научном познании выделяют эмпирический и теоретический уровень.
Новая статья известного ученого посвящена социальному познанию. Что из перечисленного представляет отличительные особенности социального познания? Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) выделение эмпирического и теоретического уровней познания
2) стремление к познанию истины
3) необходимость учитывать вероятностный характер действия законов и закономерностей
4) включение познающего субъекта в объект познания
5) создание художественного образа окружающего мира
6) ограниченность использования эксперимента
1) выделение эмпирического и теоретического уровней познания — нет, неверно, это отличительная особенность научного познания.
2) стремление к познанию истины — нет, неверно, это характерно для любого вида познания.
3) необходимость учитывать вероятностный характер действия законов и закономерностей — да, верно, так как объектом изучения выступает общество и его структура.
4) включение познающего субъекта в объект познания — да, верно, ученый является частью общества, которое изучает.
5) создание художественного образа окружающего мира — нет, неверно, это характерно для искусства.
6) ограниченность использования эксперимента — да, верно, так как он может вступать в противоречие с морально-этическими нормами.
Прочитайте приведённый ниже текст, каждое положение которого обозначено буквой.
(А) Истина — знание достоверное, объективное, соответствующее познаваемым предметам и явлениям. (Б) Очевидно, что человек стремится к постижению истины прежде всего для утилитарных целей, получения практической пользы. (В) Учёные добывают истину при помощи особых методов: эмпирических и теоретических. (Г) На пути к познанию законов развития мироздания учёным следует быть особенно ответственными. (Д) Пути познания и способы познавательной деятельности, вне всякого сомнения, должны иметь моральные ограничители и фильтры.
Определите, какие положения текста носят
1) фактический характер;
2) характер оценочных суждений;
3) характер теоретических положений.
Запишите в таблицу под буквой, обозначающей положение, цифру, выражающую его характер.
Факт — (от лат слова factum сделанное, свершившееся). Синоним понятий истина, событие, результат. Нечто конкретное, единичное в отличие от абстрактного и общего. Фактические предложения либо выражают чувственные данное, либо включают в себя результаты наблюдения, конкретные события и положения. Знание в форме утверждения, достоверность которых неоспорима. События, уже произошедшие.
Теоретическое утверждение — утверждение, выведенное из общей теории, не противоречащее всем остальным положениям теории. Теоретические положения абстрактны, основываются на применении специальной терминологии, декларировании общих научных положений. Может представлять собой определение понятия, описание идеализированного объекта.
Оценочные суждения содержать оценку автора. У человека, познающего социальные факты, складывается определенное к ним отношение, выражающееся в согласии, порицании, отрицании, утверждении, поддержке, сомнении и т. д. Как правило, в тексте оценочное суждение содержит следующие речевые обороты: «на наш взгляд», «по вашему мнению», «с нашей точки зрения», «по-видимому», «считалось», «представлялось», «как утверждал», «как говорил», «как отмечал», «плохо», «хорошо», «очевидно».
Предложения, носящие фактические характеры: В
Предложения носящие оценочный характер: Б, Г, Д
Предложения, носящие характер теоретических утверждений: А
Эмпирическое познание: понятие, методы, функции, особенности
Несмотря на всё многообразие форм и методов познания, у него существует всего два уровня: теоретический и эмпирический. Теоретическое познание основывается на логических умозаключениях и математических расчётах, а эмпирическое – на взаимодействии с изучаемым объектом. Эти уровни часто противопоставляются, однако оба они одинаково важны для большинства современных научных дисциплин. Сегодня мы поговорим о том, что представляет собой эмпирическое познание, рассмотрим его методы и функции, а также подробно разберём, чем оно отличается от теоретического.
Что такое эмпирическое познание?
Эмпирическое познание – это познание, основанное на непосредственном исследовании реальных объектов и явлений. Основным источником знания на данном уровне являются чувственные ощущения, возникающие при взаимодействии с изучаемыми объектами. Несмотря на существование разных способов восприятия внешнего мира, основным источником эмпирических знаний является созерцание.
Данный уровень подразумевает такие виды познавательной деятельности как:
Эмпиризм как направление гносеологии возник в 17-18 веках. Сторонники данного направления считали, что только чувственное познание и опыт являются источниками истинного знания.
В научном мире эмпирическое познание – это накопление информации об исследуемых объектах и явлениях посредством проведения экспериментов и наблюдений. Это подразумевает как визуальные наблюдения, так и всевозможные измерения. Также на данном уровне возможно построение эмпирических закономерностей (то есть, таких закономерностей, для которых ещё не найдено теоретическое объяснение, но экспериментально доказано их наличие).
Методы эмпирического познания
На данном уровне используются следующие методы:
Функции эмпирического познания
Под функциями философской категории подразумеваются цели, достигаемые с её помощью и обосновывающие её полезность. В этом плане эмпирическое познание имеет следующие функции:
Если рассматривать эмпирическое познание как научную категорию, то основной его функцией является сбор и систематизация «сырых» данных об исследуемом объекте или явлении. При этом оно не ставит перед собой задачу устранения противоречий, но стремится к максимальной полноте знаний.
Отличия эмпирического познания от теоретического
Чтобы лучше понять, что такое эмпирическое познание, нужно хорошо разобраться, чем оно отличается от теоретического. Рассмотрим фундаментальные отличия между этими уровнями.
Заключение
Эмпирическое познание – это познание, полностью основанное на чувственном опыте. Содержание полученного знания может быть передано в виде простых утверждений, описывающих отдельные характеристики объекта познания. Для эмпиризма характерно приуменьшение значимости рациональных методов познания, в связи с чем эмпирическое и теоретическое познание часто противопоставляются. Но лучше избегать такого противопоставления, поскольку оба уровня познания не могут существовать друг без друга. Эмпирический уровень необходим для сбора и обобщения данных, а теоретических для понимания сути исследуемых явлений.
Какой метод получения знаний используется преимущественно на эмпирическом уровне научного познания
Какой метод получения знаний используется преимущественно на эмпирическом уровне научного познания?
1) аргументация тезиса
2) построение теории
3) выдвижение гипотезы
4) осуществление эксперимента
Уровни научного познания:
1. эмпирический — в основе описание предметов и явлений. (закон Ома)
2. теоретический — в основе законы, принципы, научные теории, в которых раскрывается сущность познавательных процессов, законы, которые нельзя наблюдать. (теория относительности Эйнштейна)
Методы научного познания:
1. наблюдение — изучение отдельных предметов и явлений, получение знаний о внешних свойствах и признаках. Опирается на чувственное познание, итог-описание. Эмпирические методы.
2. эксперимент — метод осуществляется в строго определённых условиях.
4. выдвижение гипотез;
5. построение теоретических моделей.
Назовите и проиллюстрируйте примерами две особенности эмпирического уровня научного познания.
В ответе могут быть названы и проиллюстрированы примерами следующие особенности эмпирического уровня научного познания, допустим:
1) направленность на объект познания (или преобладание чувственного познания). Например, учёный непосредственно или опосредованно (через систему приборов и специальных устройств) вступает в контакт с изучаемым объектом, производя над ним ряд операций: собирает факты, обобщает, описывает данные, полученные в ходе наблюдения или эксперимента, т.е. классифицирует и систематизирует знания, полученные с помощью чувственно-практического опыта;
2) исследуемый объект отражается преимущественно со стороны внешних связей и проявлений, поэтому открываемые на этом уровне эмпирические законы не объясняют природы и механизма связей, существующих между явлениями. Например, исследуя особенности электрического тока, Г. Ом вывел закон, который устанавливает зависимость силы тока от напряжения и сопротивления.
Могут быть названы другие особенности, приведены другие примеры
Запишите слово, пропущенное в таблице.
Уровни научного познания | |
---|---|
Эмпирический | Исходный этап научного познания, его основа, заключается в установлении фактов, их первичной группировке. |
. | Опирается на абстрактное мышление, заключается в отражении явлений и происходящих процессов внутренних связей и закономерностей, которые достигаются методами обработки данных, полученных от эмпирических знаний. |
Теоретический — опирается на абстрактное мышление, заключается в отражении явлений и происходящих процессов внутренних связей и закономерностей, которые достигаются методами обработки данных, полученных от эмпирических знаний.
Единственно верным ответом является: теоретический.
Установите соответствие между характерными чертами и уровнями научного познания: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ХАРАКТЕРНЫЕ ЧЕРТЫ | УРОВНИ НАУЧНОГО А) формулирование научных законов Б) сбор опытных данных В) выдвижение и обоснование гипотез Г) экспериментальная проверка полученных данных Д) наблюдение изучаемых явлений |
ХАРАКТЕРНЫЕ ЧЕРТЫ | УРОВНИ НАУЧНОГО А) формулирование научных законов Б) сбор опытных данных В) выдвижение и обоснование гипотез Г) экспериментальная проверка полученных данных Д) наблюдение изучаемых явлений |
ХАРАКТЕРНЫЕ ЧЕРТЫ | УРОВНИ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ |