какой метод политологии выявляет зависимость между политическими явлениями и природой человека

Политология. Шпаргалки

какой метод политологии выявляет зависимость между политическими явлениями и природой человека

В книге кратко изложены ответы на основные вопросы темы «Политология». Издание поможет систематизировать знания, полученные на лекциях и семинарах, подготовиться к сдаче экзамена или зачета. Пособие адресовано студентам высших и средних образовательных учреждений, а также всем, интересующимся данной тематикой.

Оглавление

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Политология. Шпаргалки предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

5. Методы политологии

Методами политологии называются конкретные способы, средства приобретения знаний о политике. В политологии используются традиционные методы теоретического и эмпирического социального познания.

Среди методов теоретического познания выделяют следующие:

диалектику, которая предполагает рассмотрение явлений политической действительности с учетом факта их постоянного качественного изменения, умение видеть взаимосвязи частей и компонентов политической жизни, противоречивость политических процессов;

системный метод, рассматривающий политику как целостность, формируемую взаимодействием частей, находящихся в многообразных связях с внешней средой (природа, экономика, культура, психика людей и т. д.);

формализацию, которая дает возможность сравнивать, сопоставлять политические явления и целые политические системы по сходным параметрам их существования для выявления различия и сходства, использовать математический аппарат, позволяющий выявить многообразие компонентов, связей, тенденций политической жизни. Методы эмпирического познания являются средствами и способами получения новых знаний о конкретных политических явлениях.

описание — наблюдение и фиксация в терминах, принятых в политической науке, наиболее значимых черт, проявлений политической жизни;

анкетирование (беседы, интервью, опросы), направленное на выявление общественного мнения, создание представлений о позициях и ориентациях участников политического процесса;

статистические методы, с помощью которых производятся накопление и систематизированное обобщение разнообразных эмпирических данных, сведений, отражающих различные стороны и состояния объекта;

математические методы сбора и обобщения политической информации, позволяющие моделировать политические процессы;

методы семиотики — науки о знаковых системах, которые весьма продуктивны в изучении политики, так как политика во многих своих проявлениях (процедуры, традиции, церемонии, ритуалы, стиль политических документов) представляет собой именно знаковую, символическую систему, состоит из предметов и действий, имеющих условный смысл;

методы герменевтики, целью которых служат фиксация политических явлений, их понимание.

Источник

Введение в политическую теорию

какой метод политологии выявляет зависимость между политическими явлениями и природой человека

В учебном пособии отражены основные этапы становления и развития политической теории, излагаются различные теоретико-методологические подходы к политике и политической системе общества, раскрываются наиболее важные концепции власти и властных отношений. Показываются функции государства как института политической системы. Рассматриваются проблемы становления политических партий, партийных систем и другие аспекты политической науки. Для студентов учреждений высшего образования.

Оглавление

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Введение в политическую теорию предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Методы политических исследований

3.1. Научные подходы в политологии

Метод (от греч. methodos — путь, исследование, прослеживание) — правильный, систематичный способ достижения определенной цели. В науке методом называют путь познания, который избирает исследователь для того, чтобы изучить конкретный предмет.

Каждое исследование в политологии предполагает определенную цель, и каждый исследователь выбирает наиболее эффективный путь (метод) достижения этой цели, различные приемы анализа. Как правило, используются общелогические методы (анализ, синтез, абстрагирование, обобщение, сравнение), присущие человеческому познанию в целом.

Приемы, характерные для научного познания, принято делить на методы построения эмпирического и теоретического познания. К эмпирическим методам относятся наблюдение, анкетирование, опрос, анализ документов и статистических данных. К общетеоретическим относят методы, которые используются во всех социально-гуманитарных науках: институциональный, сравнительный, социологический, нормативно-ценностный, исторический, системный, структурно-функциональный, психологический, бихевиористский и др. Эти методы называются научными подходами, так как они являются признанными и широко используемыми.

Институциональный подход ориентирован на изучение институтов государства, его органов, политических партий и общественных организаций. Этот подход был наиболее распространен до начала XX в., однако используется он и в настоящее время, позволяя создать представление о том, как институциональная подсистема влияет на функционирование политической системы в целом.

Сравнительный подход получил развитие после Второй мировой войны. Он нацелен на сравнительный анализ политических систем разных стран, партийных и избирательных систем, форм правления, политических режимов, парламентов и т. д. Он позволяет выявить условия стабильности политических систем, причины их трансформации.

Социологический подход позволяет выяснить зависимость политических процессов от развития общества, его социальной структуры, системы экономических отношений, политической культуры населения. С помощью социологических методов осуществляется сбор эмпирических данных о политической жизни общества.

Нормативно-ценностный подход позволяет выяснить значение тех или иных политических процессов, их роль для достижения общего блага, справедливости, свободы. Такой подход рассматривается как метод обоснования оптимального устройства общества с точки зрения идеала, лучшей формы правления. Нормативно-ценностный подход использовали Платон и Аристотель, обосновывая модели идеального государства и формы правления. Американский политолог Зб. Бжезинский (1928–2017) в качестве оптимальной модели устройства современной политической системы рассматривает американскую демократию.

Исторический подход основан на изучении политических явлений в их развитии и изменении в контексте той исторической обстановки, в которой они возникли и развиваются. Этот подход дает возможность обобщать исторический и современный опыт, выделять определенные этапы в развитии политических систем, выявлять закономерности, неоднократно повторяющиеся в истории явления (войны, революции). Ретроспективный анализ позволяет развивать прогностическую функцию политической науки.

Системный подход был разработан в 1950-1960-е гг. Т. Парсонсом (1902–1989) и Д. Истоном. В соответствии с данным подходом политика рассматривается как целостная, сложноорганизованная, саморегулирующаяся система. Она характеризуется многофункциональностью и находится в постоянном взаимодействии с окружающей средой, с другими системами общества.

Структурно-функциональный подход исходит из рассмотрения политической системы как целостности с взаимосвязанными элементами. Каждый элемент системы выполняет определенные функции, обеспечивая ее сбалансированность. Анализируются конкретные механизмы, которые позволяют политической системе приспосабливаться к окружающей среде, достигать самосохранения. С помощью данного подхода исследуются зависимость между политическими явлениями и социально-экономическими процессами, функциональные связи между типом политического режима и уровнем благосостояния общества, рассматриваются механизмы, обеспечивающие стабильность и самосохраняемость политической системы.

Психологический подход направлен на изучение эмоционально-чувственной составляющей политических действий человека, субъективных механизмов и политического поведения, индивидуальных качеств, бессознательных психических процессов.

Бихевиористский подход (от англ, behaviur — поведение) пришел в политическую науку из психологии и, по мнению ученых, произвел в политологии революцию.

В основу бихевиористского подхода были заложены следующие положения:

• преобладающими побуждениями в политическом поведении людей являются психологические мотивы. Они могут иметь социальное обоснование, но могут иметь и личностную, индивидуальную природу;

• групповые и индивидуальные действия людей так или иначе связаны с поведением отдельных личностей;

• в политологии могут использоваться результаты исследований других наук, так как поведение людей является сходным в различных ситуациях;

• существенную часть политических явлений и процессов можно измерить количественно. Это позволяет широко использовать статистические показатели, итоги анкетирования, математические методы.

Бурное развитие бихевиоризма характерно для первых десятилетий XX в. А. Бентли (1879–1957), Ч. Мерриам, Г. Лассуэлл и их единомышленники исследовали такие области политики, как выборы, деятельность партий, индивидуальное и групповое поведение субъектов (акторов). Однако формула «S (стимул) — R (реакция)», утверждавшая зависимость между побуждением и характером действия, оказалась упрощенной, чтобы объяснить субъективное поведение в сфере политики, взаимодействие крупных социальных групп, дать оценку политики.

Примером качественного обновления исследовательских подходов является новый институционализм. Он исходит из положения о том, что разум, интеллект является ограниченным ресурсом в политике, следовательно, политическое развитие не укладывается в эволюцию только институтов власти. Новые институционалисты рассматривают политические институты как группы с собственными неформальными традициями, связанные локальной солидарностью. То, как они функционируют, зависит от национального характера личности, сложившихся традиций, устоявшегося порядка вещей. Сферой главного интереса человека являются не глобальные, а местные проблемы.

Политико-культурные методы предполагают изучение субъективных ориентаций элит и масс, формальных и неформальных компонентов политических систем с учетом национальной специфики и идентичности. Политические феномены стали интерпретироваться через культурные и социально-психологические понятия.

В современных условиях наблюдаются тенденции к синтезу исследовательских методов. Одни из них шире используются при анализе локальных ситуаций, другие — в концептуальном изучении политики. Большинство современных ученых, как отмечает российский исследователь А.И. Соловьев, не ведут споров о том, что первично — рациональность или иррациональность, и не мыслят по принципу «или — или». Меняются сама атмосфера, дух научных исследований. Усложняются сочетания и комбинации использования различных методов анализа политики, вводятся новые способы обобщения сведений (кибернетические методы, коммуникативный подход, новый институционализм, политико-культурные методы). Эволюция методов изучения политики определяется условиями, в которых идет накопление научных знаний.

3.2. Использование эмпирических приемов

Наряду с теоретическими подходами в политической науке широко используются эмпирические приемы. Конкретные факты, эмпирический материал необходимы для комплексного изучения политического управления обществом, состояния общественного мнения, уровня политической культуры и т. д.

К эмпирическим методам относятся анкетирование, использование статистического материала, изучение документов, моделирование и др. Так, анкетные исследования стали широко применяться с 1930-х гг. в США. В 1935 г. Дж. Гэллап основал Американский институт общественного мнения, который занимается опросами населения и анкетными исследованиями.

Анкетирование получило широкое распространение особенно во время избирательных кампаний. На основе данных, касающихся мнения избирателей, можно изучить общественное мнение и внести коррективы в ход избирательной кампании. Анкетирование дает материал для выявления отдельных закономерностей, например как голосуют на выборах избиратели определенного возраста, пола, образования, уровня дохода, профессии.

Существенную информацию о жизни общества дает наблюдение, которое проводят научно-исследовательские институты, центры. Этот метод получил широкое распространение в исследовании политической жизни США. Длительный период наблюдений позволил американским политологам изучить поколение людей от рождения до преклонного возраста. Наблюдение используется при изучении массовых общественных движений, партий, избирательных кампаний.

Важную роль при проведении политологических исследований играет анализ статистических данных. Он позволяет выявлять закономерности и тенденции развития политических процессов.

Большое внимание отводится также исследованию политических документов: партийных программ, отчетов, стенограмм заседаний парламентов и правительств, мемуаров, писем политических деятелей.

На развитие политической науки оказало влияние использование достижений кибернетики. Стало реальным моделирование политических процессов, использование теорий игр, математических и статистических методов анализа, благодаря чему политология получила статус точной науки.

Развитие политологии как мировой науки с использованием уникального опыта различных стран связано с расширением и обогащением ее понятийного аппарата. Категориальный аппарат политической науки включает такие основные понятия, как «власть», «политическая система», «политическая элита», «лидерство», «политические партии», «государство», «политическая культура» и т. д. В политологию вошло много понятий, заимствованных из других дисциплин. Так, из экономической теории заимствованы такие понятия, как «политический маркетинг», «менеджмент», «политические предприниматели», «факторы риска», «лоббизм» и др. Накопление политологических знаний в современных условиях ведет к использованию различных методов исследования и их синтезу, к обогащению категориального аппарата политологии.

1. Какое содержание вкладывается в понятие «метод»?

2. Какие основные методы (подходы) применяются в политической науке?

3. В чем заключается суть системного и структурно-функционального подходов к анализу политических явлений?

4. Каковы основные положения, заложенные в основу бихевиористского подхода?

5. Какие методы ориентированы на изучение субъективных факторов в политике?

6. Какие эмперические методы, используемые в политической науке, вы знаете?

7. Какие новые понятия включаются в категориальный аппарат политической науки в современных условиях?

Источник

Ответы на экзаменационные вопросы по политологии

какой метод политологии выявляет зависимость между политическими явлениями и природой человека

В представленном учебном пособии систематизированы и освещены все основные вопросы курса политологии. Сжатое изложение материала позволяет в короткие сроки ознакомиться с курсом политологии и успешно сдать экзамен по данной дисциплине. Настоящее издание предназначено для студентов ВУЗов, а также всем интересующимся политологией.

Оглавление

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Ответы на экзаменационные вопросы по политологии предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Вопрос 4. Основные методы политологии и их характеристика

Становление политологии как самостоятельной науки стало возможным в значительной степени благодаря накоплению и совершенствованию различных методов исследований сферы политики и власти.

Словари определяют их как способы и приемы, которые данная наука использует при исследовании своего предмета. Направленность исследования, его критерии оценок или, другими словами, поиск опорных точек при осмыслении политических явлений определяются мировоззренческими принципами. Совокупность научных методов и принципов представляет собой различные направления, или подходы, в современной политической науке. Классификации их чрезвычайно разнообразны, но наиболее значимыми можно считать следующие устоявшиеся направления.

Нормативно-ценностный подход — предполагает оценку политических явлений с точки зрения их соответствия сложившимся представлениям о добре и зле, справедливости, общем благе и тому подобным нравственным критериям. Этот подход ориентирует на выработку идеала политического устройства и способов его осуществления в жизни. Он требует исходить из должного или желаемого, из этических норм и ценностей и на их основе строить политическую жизнь. Это один из самых древних подходов: он лежал в основе конфуцианства и его политического осмысления мира, им пользовались древнегреческие мыслители, в значительной степени на него опирались представители эпохи Просвещения с их стремлением к созданию гуманистической организации власти. В сочетании с другими нормативно-ценностный подход не утратил своего значения и сегодня, так как он вносит в политологию нравственное начало, без которого наука может стать опасным орудием. Особенно широко им продолжают пользоваться представители ценностного консерватизма и христианские демократы, которые оценивают политические явления прежде всего через призму их соответствия морально-нравственным и религиозным устоям общества. Однако еще в XIX в. нормативно-ценностный подход стал подвергаться серьезной критике. В его русле часто рождались различного рода утопии, ведущие к умозрительным и надуманным политическим проектам, не имеющим под собой реальной почвы. Его главный недостаток — это оторванность идеалов от конкретной политической жизни.

Социологический подход — предполагает выяснение всесторонней зависимости политики от общества, от его социальноэкономического состояния, от взаимоотношения различных слоев социальной структуры. Социологические методы по праву занимают одно из центральных мест в политической науке, показывая закономерность связей и взаимообусловленность политики и всех других сфер общественной жизни. Однако абсолютизация данного подхода ведет к умалению значения природы собственно политических механизмов.

Позитивистский подход (позитивизм — положительное знание). Отдельные элементы его использовались с древности, но как научный подход позитивизм сложился в XIX в. и связан с именем Огюста Конта (1798–1857). Он первым предложил очертить границы научного знания об обществе фиксированием точных связей между конкретными явлениями, политическими функциями и институтами. Другими словами — акцентировать внимание на реальностях, на конкретных процессах, а не на отвлеченных идеях и теориях. Для их исследования Конт предлагал использовать позитивные методы: наблюдения, сравнения, историзма и эксперимента. Методы наблюдения должны придавать материалам исследования характер объективности. Сравнительные методы позволяют сопоставлять политическую жизнь народов, живущих в одно время. Исторический метод дает возможность проследить эволюцию последовательных различных состояний человечества. Эксперимент позволяет смоделировать на основании позитивных знаний различные политические ситуации.

Позитивизм оказал очень большое влияние на развитие политической науки и в обновленном виде используется сегодня как неопозитивизм. Его особенность — в акцентировании внимания на сциентизме (знание), т. е. на точности методов политического анализа, их максимальной математизации и сближении с методами естественных наук. Для этого неопозитивисты считают необходимым дистанцироваться от идеологий и каких-либо иных политических влияний.

Параллельно с позитивизмом в XIX в. сформировался утилитаризм (полезность). Его основоположниками стали И. Бентам (1748–1832) и Д.С. Милль (1806–1873). Бентам отрицал возможность познания законов общественного развития. Мерилом всех вещей он считал интересы реального человека, которому свойственно стремление к меньшим страданиям и большим удовольствиям. Поэтому для политика важно не отстаивание идеалов справедливости, а обоснование и претворение конкретных прагматических мероприятий. Согласно Миллю моральная ценность политических действий определяется их полезностью. Тем самым создавалось основание для разрешения противоречий между моралью и политикой. Макиавелли, как правило, отделял политические оценки от морали. Милль считал: морально все, что полезно.

К началу XX в. на основе соединения утилитаризма и позитивизма сложился прагматизм. По мнению прагматиков, объективных критериев истины не существует. Поэтому задача политической науки не исчерпывается изучением политических идей и действий, а состоит в изучении их последствий. В соответствии с прагматизмом и в жизни, и в политике человек может выбрать любую форму поведения, не связывая себя абстрактными моральными нормами и политическими убеждениями. Нравственная и политическая оценки поведения зависят от успешности решения конкретных проблем с учетом конкретно-исторических обстоятельств.

В конце XIX — начале XX вв. все большее значение в политической науке стали играть подходы, которые условно можно назвать «биологическими».

Антропологический подход в определенном смысле возник как реакция на ограниченность социологических методов, объясняющих политику различными социальными факторами. Антропологический подход объясняет ее природой человека как биологического родового существа, имеющего совокупность физиологических, социальных и духовных потребностей. Поэтому при анализе политических явлений сторонники данного подхода исходят из следующих принципов:

1) неизменности родовых качеств человека как существа биологического, социального и разумного, обладающего свободой выбора;

2) универсальности человека независимо от расовых, национальных, социальных и иных различий;

3) неотъемлемости естественных прав человека и их приоритета по отношению к принципам устройства и деятельности государства. Данный подход сделал возможным изучение проблем связи типа человека (т. е. устойчивых черт его интеллекта, психики) и политической жизни, влияния национального характера на политическое развитие. И наоборот, воздействия одной политической культуры на другую и пределы их заимствований, роли традиций и обычаев в сфере управления людьми, антропологических оснований в оформлении политической жизни и др. Он требует исследования не только влияния социальной среды и разумных мотивов поведения, но и факторов воздействия, обусловленных человеческой природой. Однако антропологический подход также страдает определенной ограниченностью. Он практически исключает возможность прогнозирования в политике, так как не позволяет приходить к четким и однозначным выводам.

Психологический подход является близким к антропологическому, хотя выделяется в качестве самостоятельного. Общим для них является требование исходить в анализе политических отношений из человеческого фактора. Однако в отличие от антропологизма, который лишь частично подкрепляется эмпирическими данными, оставаясь во многом частью философии политики, психологизм стремится опираться на позитивные данные. В его рамках ведется разработка единиц измерения поведенческих реакций, с помощью которых становится возможным проведение широких психометрических, конкретных исследований. Кроме того, психологизм не ограничивается изучением человека как представителя рода, а обращается к анализу конкретных особенностей индивидуального развития.

Наряду с изучением субъективных механизмов политического поведения людей, их интеллектуальных способностей, темперамента, индивидуальных черт характера психологический подход акцентирует внимание также на выяснении типичных механизмов психологических мотиваций, роли подсознательных факторов в политической жизни. Их изучение особенно важно в отношении авторитарных режимов, где личностные особенности лидеров фактически не ограничиваются процедурными демократическими механизмами, а действуют напрямую. Но и в самом демократическом государстве изучение психологических детерминант играет очень большую роль в объяснении политического поведения людей.

Механизмы подсознательной мотивации исследовали уже Г. Лейбниц и Б. Спиноза, но особенно сильный толчок это направление получило в связи с исследованиями З. Фрейда. По его мнению, в основе действий человека лежат бессознательные влечения к наслаждению сексуального свойства (либидо). Но они вступают в противоречие с распространенными социальными ограничениями. Возникающие на этой почве неудовлетворенность и внутренние конфликты приводят к сублимации (т. е. переключению) энергии инстинктов в различные области жизнедеятельности, в том числе и в социально-политическую сферу. Современные последователи Фрейда (неофрейдисты) продолжают занимать важнейшее место среди многообразия направлений психологического подхода.

В целом психологизм играет значительную роль в исследовании политической сферы по ряду направлений: воздействие психологических факторов на разработку, принятие политических решений и на их восприятие гражданами; психические процессы динамики общественного мнения и поиск путей воздействия на настроения граждан; оптимизация образа власти или политической системы; создание психологических портретов лидеров и многое другое. Большое значение имеет анализ зависимости политического поведения граждан от их включения в социальную среду, а также исследование психологических характеристик различных социальных групп (этносов, классов, групп интересов, толпы, половозрастных групп и т. п.). Результаты данных исследований заняли прочное положение в практической политологии, прежде всего в проведении избирательных кампаний.

Параллельно с данным подходом развивалось другое направление исследований. Оно соединило успехи психологической науки с позитивистским и прагматическим подходами. В результате возник бихевиоризм (от англ. слова «бихевиори», означающего «поведение»), т. е. это поведенческий подход, в центре которого стоит изучение правил, границ и мотивов политического поведения. Значительное место бихевиоризм занимает в политологии США. Его сторонники исходят из следующих посылок:

а) политика как социальное явление носит прежде всего индивидуальный характер, все групповые формы политической деятельности можно вывести из анализа политического поведения индивидов, объединенных групповыми связями;

б) господствующими мотивами в политике являются психические по своему происхождению ориентации;

в) индивиды по-разному проявляют свои психические состояния и эмоции в значимых для них политических явлениях и процессах.

С 1920-х и по 1960-е гг. бихевиоризм был господствующим направлением в американской политологии и получил широкое распространение в политической науке других стран. В этот период его идеи сводились к следующему:

1) объектом исследования политолога должны быть не законодательные нормы и формальные моменты политической организации общества, не политические идеи и программы, не общество и политика в целом, а действия людей, направленные на достижение своих конкретных политических целей;

2) подлинно научную ценность имеют не теоретические исследования, а эмпирические факты, соответствующим образом обработанные;

3) применение методов других наук, в том числе естественных и точных, к анализу политических явлений не только допустимо, но и необходимо;

4) обязательным условием научности исследования является верификация, т. е. проверка исходных материалов и выводов на достоверность, а также воспроизводство исследовательских процедур, т. е. унификация методик сбора и исследования материалов;

5) систематичность — непрерывность исследования, которое должно быть постоянным;

6) моральные оценки политических решений и сами эмпирические решения должны разграничиваться, политология должна исключать моральную сторону при анализе политических действий как неопределенную и субъективную;

7) политология должна быть «чистой» наукой, т. е. ученому, чтобы быть объективным, нельзя связывать себя с какой-либо политической позицией.

В центре внимания бихевиористов — политическое действие, преобразование информации в политическую волю, опирающуюся на государственные механизмы. Политический процесс видится ими как взаимодействие и соперничество групп, заинтересованных в обладании ресурсами власти. На этой основе строятся модели поведения в типичной политической ситуации. Тем не менее во всех случаях объектом изучения являются поведение реальных конкретных людей и конкретные мотивации деятельности индивида. Причем из всего многообразия мотивов и импульсов, влияющих на поведение людей, бихевиористы выделяют непреходящую первооснову — интересы.

Сильная сторона бихевиоризма заключалась прежде всего в практической значимости исследований для конкретной политической деятельности, в отказе от поиска определяющего воздействия какого-либо одного фактора на поведение человека. В то же время бегство от теоретического обобщения, отказ от познания устойчивых и глубинных закономерностей политической жизни показали недостаточность и односторонность данного подхода. В конце 1960-х гг. его влияние ослабло, но в 1970-е гг. произошло возрождение постбихевиоризма. Его сторонники внесли ряд изменений в концепцию предшественников:

1) главным в политической науке является ее применимость — этот принцип остался неизменным;

2) была признана важность теоретических знаний, так как познание сущности политических явлений может предшествовать технике их конкретного исследования;

3) задача политологии не столько в том, чтобы описывать и анализировать те или иные факты, сколько в том, чтобы истолковывать их с точки зрения необходимости совершенствования общества;

4) стала признаваться связь с идеологией, постбихевиоризм провозгласил себя идеологией эмпирического консерватизма;

5) ученые должны нести ответственность перед обществом за методы и выводы исследования с точки зрения сохранения и приумножения существующих ценностей цивилизации;

6) было признано несостоятельным полное отождествление политологии с естественными науками, произошло примирение постбихевиоризма с политической философией.

В обновленном виде постбихевиоризм остается одним из ведущих направлений современной политологии.

Еще одним фундаментальным направлением является системнофункциональный подход, его различные разновидности. Суть данного подхода заключается в рассмотрении политики как некоей целостности, т. е. системы. Она обладает сложной структурой, каждый элемент которой (как подсистема) имеет определенное назначение и выполняет определенные функции (или роли) по удовлетворению соответствующих потребностей системы. Развитие системно-функционального подхода было связано со стремлением к построению целостной картины общества и преодолению чрезмерного эмпиризма политической науки.

Кроме того, системно-функциональный подход позволяет выделить любую сложную подсистему в качестве самостоятельного объекта изучения и разложить ее на отдельные структурные элементы со своими функциями. Например, государственную систему власти можно разделить на подсистемы как по вертикали (законодательная, исполнительная и судебная), так и по горизонтали (федеральная, республиканская, областная, районная). Но любую из них, например Федеральное Собрание, также можно разделить на подсистемы: Совет Федерации и Государственная Дума, партийные фракции, различные комитеты и комиссии и т. д. Поэтому институциональный подход, который часто отмечают как самостоятельный, можно отнести к разновидности системно-функционального подхода. Обращение к анализу основных политических институтов, т. е. государства, его властных структур, партий, общественных движений и тому подобных можно рассматривать с точки зрения изучения их как систем с определенными функциями.

К недостаткам системно-функционального подхода относится то, что без внимания остаются индивидуальные факторы в политике, личные конфликты, которыми полна политическая жизнь. Индивид рассматривается только как исполнитель функций, играющий определенную роль в рамках данной системы. Кроме того, сторонников данного подхода критикуют за чрезмерный схематизм и формализм в изучении сложных политических явлений.

Наряду с рассмотренными выше методами в политологии используются многие другие: логические (анализ и синтез, индукция и дедукция, эксперимент, моделирование и т. п.), сравнительные, исторические, методы эмпирических исследований.

Все это многообразие подходов и методов в политической науке со всеми их достоинствами и недостатками свидетельствует о том, что познание сути политических явлений и процессов не может быть одномерным и однолинейным. Необходимо учитывать и использовать все богатство накопленной методологии, чтобы знания могли давать практическую и целенаправленную отдачу.

Многообразие подходов усиливается особенностями политической науки различных стран. Вместе с тем, особенно за последние десятилетия, в результате усиления коммуникативных связей, компьютеризации происходит взаимовлияние и взаимообогащение ведущих направлений и методологий политической науки.

Если в первой половине XX в. в развитии политологии превалировала идея совершенствования методов и способов исследований, то во второй половине развитие пошло по пути конкретизации предметов исследований. Общим продолжает оставаться усиление прагматической направленности политологии и повышение роли ее прикладных отраслей.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *