какой метод относится к проектной дивергенции
Проектирование концепции
решение проблемы; новое устройство и т.п.
создание новой концепции:
Концепция это комплекс положений, связанных общей исходной идеей, определяющих деятельность человека (исследовательскую, управленческую, проектную, функциональную и пр.) и направленных на достижение определенной цели.
В области науки концепция помогает:
В области практической деятельности человека она отражает:
В области управления концепция отражает:
Концепция управления безусловно определяет его эффективность и общий успех.
Некоторые концепции управления:
Концепция управления может быть предметом и результатом исследования управления и научно обоснованного проектирования.
Интеграция исследования и проектирования достигается последовательным, трехступенчатым использованием методов:
Дивергенция это прием расширения границ предмета исследования, которое необходимо для обеспечения достаточного пространства поиска эффективного решения.
Любые варианты возможных решений принимаются к рассмотрению :
Это и расширяет поле поиска.
Направление исследования может меняться в ходе его проведения.
Дивергенция это проверка на устойчивость идей, подходов, направлений в исследовании, поиск парадигм и точек отсчета.
К методам дивергенции можно отнести методы:
Это следующий этап исследования.
Трансформация это изменение проблемы и представление ее в том виде, который наиболее приемлем для исследования, наиболее отвечает потребностям и целям исследования.
Трансформация заключается в:
Это и должно быть результатом трансформации.
На этом этапе уже закладываются посылки окончательного решения, но оформление его производится на следующем.
Конвергенция заключается в последовательном разрешении альтернативных и второстепенных проблем пока не определится окончательное решение, характеризующее достижение цели исследования.
Методы конвергенции
Эти этапы отражают последовательность рациональных мыслительных процессов при проведении исследования.
Они включают как интуитивное мышление, так и логическое.
Использование методов проектирования концепций
Использование всех этих методов должно быть:
Это дает большой эффект, потому что:
Стратегия исследовательского мышления
Истоками мышления могут быть спонтанные, случайные факторы деятельности человека.
При этом не всегда обнаруживается их связь с определенной направленностью мыслительного процесса. Они существуют сами по себе и часто исчезают за ненадобностью или проявляются в таких же случайных направлениях мысли.
С другой стороны, организованное мышление может быть также отключенным от спонтанного мышления.
Новые и оригинальные решения очень часто находятся в плоскости случайных мыслей, непредвиденных впечатлений, неосознанных посылок.
Главное здесь заключается не в том, что исследователь должен переходить со спонтанного мышления на организованное и обратно, а в том, что сама стратегия поиска должна меняться под воздействием взаимодействия спонтанного и организованного мышления.
хаотичность строгость (систематичность).
Нужно умение переключаться с одной мысли на другую, не теряя при этом цели и общей схемы исследования.
Использование этого метода возможно как в индивидуальной, так и в коллективной исследовательской работе.
14.2. Методы дивергенции, трансформации и конверсии
Специфика такого предмета исследования определяет и методы его проведения. Это методы интеграции исследования и проектирования. Интеграция достигается последовательным, трехступенчатым использованием методов дивергенции, трансформации и конвергенции (схема 51).
Дивергенция — это прием расширения границ предмета исследования, которое необходимо для обеспечения достаточного пространства поиска эффективного решения.
Наиболее эффективно использование дивергенции при неустойчивой или неопределенной цели исследования, или когда цель носит условный, приблизительный характер. Любые варианты возможных решении принимаются к рассмотрению: противоречивые, не имеющие отношения к проблеме, отдаленные, неточные Это и расширяет поле поиска. Направление исследования может меняться в ходе его проведения. Исследователь старается освободить себя от традиционных решении, мотивировать чувство собственной неуверенности.
Дивергенция — это проверка на устойчивость идей, подходов, направлений в исследовании, поиск парадигм и точек отсчета. На этом этапе не принимаются решения, это этап свободного блуждания в проблематике.
Здесь наибольшую важность имеет постановка вопросов, отражающих суть проблем.
К методам дивергенции можно отнести методы обобщения литературы, визуализации проблемы, обсуждения, анализ формулировок, накопление и систематизация информации, инвентаризация точек зрения и подходов, анкетирование, анализ ограничении.
Непосредственным результатом дивергенции является наиболее корректная постановка проблемы, определение подходов и целей ее решения, а также шкалы оценок вариантов решении
Следующим этапом исследования, характеризующим специфические методы его проведения является этап трансформации. Трансформация — это изменение проблемы и представление ее в том виде, который наиболее приемлем для исследования, наиболее отвечает потребностям и целям исследования. Трансформация заключается в структурировании, преобразовании проблемы и представлении ее в виде ясной схемы, отражающей содержание и особенность исследовательских задач. Это построение модели решения проблемы в соответствии с выбранными подходами и оценками, установление границ исследования, отделение главного от второстепенного. Трансформация включает декомпозицию проблемы, установление инструментария ее решения, формулирование ключевых понятии, которыми следует оперировать при проведении исследования. Это и должно быть результатом трансформации. В этом результате уже закладываются посылки окончательного решения, но оформление его производится на следующем этапе.
Методы трансформации включают методы классификациии, смещения ограничений, ликвидации тупиковых направлений, определения новых свойств, проектирования исследования, установления взаимодействий, уточнения структуры проблемы, морфологического анализа, выбора критериев, ранжирования.
Третий этап называется конвергенцией, которая заключается в последовательном разрешении альтернативных и второстепенных проблем пока не определится окончательное решение, характеризующее достижение цели исследования.
Особенностью конвергенции является использование методик строгого логического отбора, устранение неопределенности, исключение альтернатив по устанавливаемым критериям. Главную роль здесь должна играть формула принятия решений, последовательно уменьшающая их разнообразие. Конвергенция — это конкретизация и детализация исследовательских решений, сокращение поля поиска, определение сочетания различных характеристик и свойств, превращение совокупности идей в концепцию нового управления.
Методы конвергенции — это методы практической конкретизации, выбора оптимального варианта, расчета и количественного анализа, ресурсно-стоимостного анализа, концептуального упорядочения, установления взаимодействий, обсуждения практической ценности.
Таким образом, повторим: на этапе дивергенции осуществляется расширение области или поля поиска как проблем, так и их свойств и характеристик; па этапе трансформации — поиск наиболее точной формулировки проблемы, установления ее содержания и подходов к решению; на этапе конвергенции — построения концепции нового управления на основе выделения главного, определения необходимого сочетания свойств и характеристик.
Эти этапы отражают последовательность рациональных мыслительных процессов при проведении исследования. Нетрудно заметить, что они включают как интуитивное мышление, присущее в той или иной мере каждому исследователю, так и логическое, определяющее строгие критериальные оценки и отбор вариантов. Кроме того, эти этапы мышления включают и процедурные проблемы исследования — изучение в процессе исследования того, как лучше исследовать проблемы. Наконец, это и рационально-практические методы исследования.
Методы дивергенции, трансформации и конверсии
Специфика такого предмета исследования определяет и методы его проведения. Это методы интеграции исследования и проектирования. Интеграция достигается последовательным, трехступенчатым использованием методов дивергенции, трансформации и конвергенции(схема 51).
Дивергенция — это прием расширения границ предмета исследования, которое необходимо для обеспечения достаточного пространства поиска эффективного решения.
Наиболее эффективно использование дивергенции при неустойчивой или неопределенной цели исследования, или когда цель носит условный, приблизительный характер. Любые варианты возможных решении принимаются к рассмотрению: противоречивые, не имеющие отношения к проблеме, отдаленные, неточные Это и расширяет поле поиска. Направление исследования может меняться в ходе его проведения. Исследователь старается освободить себя от традиционных решении, мотивировать чувство собственной неуверенности.
Дивергенция — это проверка на устойчивость идей, подходов, направлений в исследовании, поиск парадигм и точек отсчета. На этом этапе не принимаются решения, это этап свободного блуждания в проблематике.
Здесь наибольшую важность имеет постановка вопросов, отражающих суть проблем.
К методам дивергенции можно отнести методы обобщения литературы, визуализации проблемы, обсуждения, анализ формулировок, накопление и систематизация информации, инвентаризация точек зрения и подходов, анкетирование, анализ ограничении.
Непосредственным результатом дивергенции является наиболее корректная постановка проблемы, определение подходов и целей ее решения, а также шкалы оценок вариантов решении
Следующим этапом исследования, характеризующим специфические методы его проведения является этап трансформации.Трансформация — это изменение проблемы и представление ее в том виде, который наиболее приемлем для исследования, наиболее отвечает потребностям и целям исследования. Трансформация заключается в структурировании, преобразовании проблемы и представлении ее в виде ясной схемы, отражающей содержание и особенность исследовательских задач. Это построение модели решения проблемы в соответствии с выбранными подходами и оценками, установление границ исследования, отделение главного от второстепенного. Трансформация включает декомпозицию проблемы, установление инструментария ее решения, формулирование ключевых понятии, которыми следует оперировать при проведении исследования. Это и должно быть результатом трансформации. В этом результате уже закладываются посылки окончательного решения, но оформление его производится на следующем этапе.
Методы трансформации включают методы классификациии, смещения ограничений, ликвидации тупиковых направлений, определения новых свойств, проектирования исследования, установления взаимодействий, уточнения структуры проблемы, морфологического анализа, выбора критериев, ранжирования.
Третий этап называется конвергенцией, которая заключается в последовательном разрешении альтернативных и второстепенных проблем пока не определится окончательное решение, характеризующее достижение цели исследования.
Особенностью конвергенции является использование методик строгого логического отбора, устранение неопределенности, исключение альтернатив по устанавливаемым критериям. Главную роль здесь должна играть формула принятия решений, последовательно уменьшающая их разнообразие.Конвергенция — это конкретизация и детализация исследовательских решений, сокращение поля поиска, определение сочетания различных характеристик и свойств, превращение совокупности идей в концепцию нового управления.
Методы конвергенции — это методы практической конкретизации, выбора оптимального варианта, расчета и количественного анализа, ресурсно-стоимостного анализа, концептуального упорядочения, установления взаимодействий, обсуждения практической ценности.
Таким образом, повторим: на этапе дивергенции осуществляется расширение области или поля поиска как проблем, так и их свойств и характеристик; па этапе трансформации — поиск наиболее точной формулировки проблемы, установления ее содержания и подходов к решению; на этапе конвергенции — построения концепции нового управления на основе выделения главного, определения необходимого сочетания свойств и характеристик.
Эти этапы отражают последовательность рациональных мыслительных процессов при проведении исследования. Нетрудно заметить, что они включают как интуитивное мышление, присущее в той или иной мере каждому исследователю, так и логическое, определяющее строгие критериальные оценки и отбор вариантов. Кроме того, этиэтапы мышления включают и процедурные проблемы исследования — изучение в процессе исследования того, как лучше исследовать проблемы. Наконец, это и рационально-практические методы исследования.
Глава 9 Методы исследования проектных ситуаций (дивергенция
зуль тирую щей схемы, так и ее существенные аспекты (инструкция проектировщика). Этот процесс выявления схемы («модели», или «паттерна») является концентрическим и неизбежно будет несовершенным, если у проектировщика после оценки первоначальных результатов не будет достаточно времени для изменения своих решений относительно того, какие данные следует накапливать и как их свертывать.
летов, — что косвенными методами моущ но вполне успешно изучать неизвестное! однако это возможно, лишь если Д согласны мириться с ошибками, огрД ничениями и задержками, с которыми неизбежно связано применение такиз! искусственных органов чувств.
Накопление и свертывание данных, не! доступных непосредственному восприТ ятию, применяются в тех случаях, когда местонахождение, физический объем и] временной масштаб ситуации проектиро! вания далеки от того, что проектировщик ки способны охватить, опираясь на свою! память или непосредственное чувствен-] ное восприятие; примерами могут слу-1 жить отдаленные потребители, крупные! транспортные системы, распространение] малых трещин, медленно растущий по-1 селок или быстрые действия квалифи-Г цированных операторов. Часто бывает! целесообразно сначала использовать все! возможности неизбирательной записи] данных (которая дешевле, быстрее и] более гибка) и только после этого об! ратиться к избирательному механиче-1 скому накоплению и статистической! обработке данных.
Маловероятно, чтобы отдельный специа-j лист или даже целая проектная группа располагали всеми необходимыми зна-ч ниями для успешного выполнения опера-‘ ций описанного здесь процесса накопле-j ния и свертывания данных. Важно, что-‘ бы проектировщики научились распознавать, во-первых, когда им требуется’ помощь соответствующего специалиста,’ во-вторых, как найти соответствующего ‘ специалиста и, в-третьих, как убедиться ‘ в том, что рекомендуемое или выполненное экспертами точно соответствует неопределенностям проекта, которые следует устранить. Один из путей осу-‘ ществления этого состоит в постоянной проверке и перепроверке вопросов, указанных в пп. 1—6 (см. план ■ действий). Кроме того, следует привлекать только тех специалистов, которые могут и хотят участвовать в постоянном и открытом обсуждении степени соответствия способов сбора и обработки данных целям проектиров-
|
Метод
Цель
|
10.1. Мозговая атака
10.3. Ликвидация тупиковых ситуаций
10.4. Морфологические карты
Глава Ю_____
Методы поиска идей (дивергенция и трансформация)
10.1. Мозговая атака Цель
большого количества |
Стимулировать группу лиц к быстрому
1. Отобрать группу лиц для генерации
идей.
2. Ввести правило, запрещающее крити
ковать любую идею, какой-бы «дикой»
она ни казалась, и довести до сознания
участников, что приветствуются любые
идеи, что необходимо получить много
идей и что участники должны попытать
ся комбинировать или усовершенство
вать идеи, предложенные другими.
3. Зафиксировать выдвинутые идеи и
дать им затем оценку.
В результате подобного совещания строи-клей и архитекторов, посещавших курсы повышения квалификации, были по-■тучены идеи по совершенствованию строительного башенного крана. Присутствующих разделили на четыре группы и Дали им 10 мин на то, чтобы они записали свои идеи самостоятельно на карьках, а затем зачитали их вслух. Каж-йыи по очереди зачитывал одну из своих «Дей, а остальные слушали и записывали На карточках возникшие под влиянием Услышанного мысли.
Типичные результаты мозговой атаки
Ниже приводятся некоторые идеи, выбранные наугад из 184 карточек, заполненных в ходе такой мозговой атаки:
1. Почему необходимо усовершенствова
ние?
2. Использовать вертолет.
3. Мобильное подъемное устройство для
обслуживания нескольких строительных
площадок.
4. Более широкое поле деятельности без
отказов оборудования.
5. Сдвоить кран и отказаться от ревер
сирования.
6. Многоскоростной кран.
7. Увеличить скорость подъема груза.
8. Лучше обучать крановщиков, так как
на строительной площадке все зависит от
их мастерства.
9. Управление по радио людьми, отправ
ляющими и принимающими груз.
10. Снизить цену вдвое.
Комплект карточек был расклассифицирован по методу разд. 11.8 в соответствии с категориями, представленными на рис. 10.1.
Глава 10 Методы поиска идей (дивергенция и трансформация)]
Толщина линий пропорциональна числу карточек в каждой категории и группе. Эта схема (структура проблемы) дает представление об области поиска и о наиболее перспективных линиях атаки.
Указанная методика представляет собой один из вариантов «мозговой атаки» (или «мозгового штурма») в чистом виде, описанной Осборном [22] в его книге, посвященной этому вопросу. Правила ее проведения, предложенные Осборном, сохранены, а рекомендации относительно количества участников и других подробностей оставлены без внима-
лучение определенной идеи, не оказываея влияния на ее качество. Наиболее paJ зумный подход к мозговой атаке cool тоит в том, чтобы рассматривать ее каЗ чрезвычайно быстрый способ генериро! вания необходимого разнообразия идей] которое может послужить основой доЛ серьезного поиска решения. Непосредст-1 венно ценным выходом мозговой атаки являются не сами идеи, а категории, на| которые они разбиваются в процессе классификации (разд. 11.8). Выявление! практически осуществимых идей из боль! шого случайного множества возможно! лишь после того, как проектная ситуация будет достаточно подробно исследована.
|
ния, чтобы не терять время (быстрота — важнейший фактор мозговой атаки) на подбор «идеальной» группы лиц, создание психологической атмосферы и т.д. Предоставление добавочного времени для записи идей позволяет избежать риска задержек или неудач в тех случаях, когда члены группы еще не доверяют друг другу настолько, чтобы высказываться откровенно. К тому же запись идей на карточках значительно сокращает время, необходимое для классификации результатов.
Утверждают, что мозговая атака повышает как качество, так и количество идей. Тэйлор, Берри и Блок [98] провели тщательно контролируемый эксперимент, который заставляет усомниться в качестве идей. Осборн же утверждает, что вероятность натолкнуться на хорошую идею среди большой их выборки увеличивается, но в то же время предполагает, что время, затраченное на по-
Методом мозговой атаки можно рас-1 сматривать любую проблему, если она] достаточно просто и ясно сформулирова-1 на. Этот метод можно использовать на! любой стадии проектирования, как в на-1 чале, когда проблема еще окончательно] не определена, так и позднее, когда уже! выделены сложные подпроблемы. Его можно также использовать для ген ери-1 рования информации, а не идей, т.е. для выяснения источников информации или формулирования вопросов анкеты. Из общей схемы, изображенной в табл. 6.1, видно, что метод мозговой атаки! используется чаще любого другого ме-1 тода.
Люди, никогда ранее не принимавшие участия в мозговой атаке, могут удачно выступить при первой же попытке и ] хуже при дальнейших подходах к той же проблеме. Мозговая атака требует от каждого ее участника солидного опыта в рассматриваемой области и умения использовать его в нужный момент.
Шесть человек могут за полчаса выдвинуть 150 идей. Бригада проектировщиков, работающая обычными методами, никогда не пришла бы к мысли о том, что рассматриваемая ею проблема имеет такое разнообразие аспектов.
Методы исследования проектных ситуаций (дивергенции).
Формулирование задачи с целью охарактеризовать внешние условия, которым должен отвечать проектируемый объект.
Поиск литературы и других источников информации, полезной для будущих проектных решений, которую можно получить своевременно и без излишних затрат.
Мощным источником информации сегодня являются возможности, представляемые всемирной сетью “Internet”.
Выявление визуальных несоответствий с целью определения направления, по которым должен идти поиск путей совершенствования художественно-конструкторского решения. Этот метод подсознательно используется практически всеми конструкторами, в особенности теми из них, кто больше внимания уделяет функции изделия, чем его внешнему виду.
Интервьюирование и анкетный опрос потребителей с целью сбора информации, известной только потребителям данного или подобного изделия.
Исследование поведения потребителей путем наблюдения или моделирования особенно важных аспектов поведения как малоискушенных, так и опытных потребителей предлагаемого изделия.
3 Метод конструктивной преемственности (заимствования).
4 Метод макетного проектирования, когда макеты воспроизводят от-
дельные интересующие конструктора элементы и производится их экспери-
Метод стадийного проектирования в соответствии с ГОСТ 2.103-68.
7 Метод компонования изделия, т.е. целесообразного размещения со-
ставных частей изделия на чертеже общего вида.
Метод группового проектирования (т.е. создание гаммы, семейства,
модификаций конструктивно-подобных изделий многоцелевого назначения,
например, семейство автомобилей ГАЗ, ЗИЛ и т.д.).
10 Метод поэлементного анализа,
Методы стандартизации и унификации.
12 Метод разработки вариантов и выбора оптимального варианта тех-
нического решения подразумевает использование большого количества раз-
нообразных методов оптимизации
Важнейшая роль сегодня отводится экономическим требованиям к
конструкциям отсюда ведущая роль инженерно-экономиче-ской экспертизе разрабатываемых технических решении на всех этапах разра-
ботки, постановки на производство и эксплуатации новых изделий.
Анализ (инженерный) и оптимизация должны проводиться после принятия каждого решения, которое влияет на результат проектирования.
Методы решения задач оптимизации.
Применяются два основных типа методов оптимизации: классические (метод дифференциального исчисления, метод множителей Лагранжа, вариационное исчисление) и методы математического программирования, которые включают линейное и нелинейное программирование, динамическое программирование и др.Задачи поиска экстремума могут решаться методами дифференциального исчисления (производная в точке экстремума = 0
5.Методы конструирования: конструктивной преемственности, базового агрегата, унификаций, модификации, инверсии.
Метод базового агрегата
В основе этого метода лежит применение базового агрегата, превращаемого в машины различного назначения присоединением к нему специального оборудования. Наибольшее применение метод имеет в строительстве дорожных машин, самоходных кранов, погрузчиков, укладчиков, а также сельскохозяйственных машин.
Базовым агрегатом в данном случае обычно является тракторное- или автомобильное шасси, выпускаемое серийно. Монтируя на шасси дополнительное оборудование, получают серию машин различного назначения.
Присоединение специального оборудования требует разработки дополнительных механизмов и агрегатов (коробок отбора мощности, подъемных и поворотных механизмов, лебедок, реверсов, фрикционов, тормозов, механизмов управления, кабин) которые, в свою очередь, можно в значительной мере унифицировать.
Модифицирование
Модифицированием называют переделку машины с целью приспособления ее к иным условиям работы, операциям и видам продукции без изменения основной конструкции.
Модифицирование стационарных машин для работы в морском транспорте (машины морского исполнения) заключается во всемерном облегчении машины заменой тяжелых сплавов (чугуна) легкими (алюминиевыми) и введением материалов, устойчивых против коррозии во влажном морском воздухе и при соприкосновении с морской водой.
Сложнее модифицирование машин с целью их прнслособлс1шя к различным операциям или изделиям. В этом случае метод модифицирования тесно смыкается с методом агрегатирования.
МЕТОД ИНВЕРСИИ
Среди приемов, облегчающих сложную работу конструирования» видное место занимает метод инверсии (обращение функций, форм и расположения деталей).
В узлах иногда бывает выгодным поменять детали ролями, например ведущую деталь сделать ведомой, направляющую — направляемой, охватывающую — охватываемой, неподвижную — подвижной. Целесообразно иногда инвертировать формы деталей, например наружный конус заменить внутренним, выпуклую сферическую поверхность вогнутой. В других случаях оказывается выгодным переместить конструктивные элементы с одной детали на другую, например шпонку с вала на ступицу или боек с рычага на толкатель.
Дата добавления: 2019-07-17 ; просмотров: 249 ; Мы поможем в написании вашей работы!