какой метод относится к проектной дивергенции

Проектирование концепции

решение проблемы; новое устройство и т.п.

создание новой концепции:

Концепция — это комплекс положений, связанных общей исходной идеей, определяющих деятельность человека (исследовательскую, управленческую, проектную, функциональную и пр.) и направленных на достижение определенной цели.

В области науки концепция помогает:

В области практической деятельности человека она отражает:

В области управления концепция отражает:

Концепция управления безусловно определяет его эффективность и общий успех.

Некоторые концепции управления:

Концепция управления может быть предметом и результатом исследования управления и научно обоснованного проектирования.

Интеграция исследования и проектирования достигается последовательным, трехступенчатым использованием методов:

Дивергенция — это прием расширения границ предмета исследования, которое необходимо для обеспечения достаточного пространства поиска эффективного решения.

Любые варианты возможных решений принимаются к рассмотрению :

Это и расширяет поле поиска.

Направление исследования может меняться в ходе его проведения.

Дивергенция — это проверка на устойчивость идей, подходов, направлений в исследовании, поиск парадигм и точек отсчета.

К методам дивергенции можно отнести методы:

Это следующий этап исследования.

Трансформация — это изменение проблемы и представление ее в том виде, который наиболее приемлем для исследования, наиболее отвечает потребностям и целям исследования.

Трансформация заключается в:

Это и должно быть результатом трансформации.

На этом этапе уже закладываются посылки окончательного решения, но оформление его производится на следующем.

Конвергенция заключается в последовательном разрешении альтернативных и второстепенных проблем пока не определится окончательное решение, характеризующее достижение цели исследования.

Методы конвергенции

Эти этапы отражают последовательность рациональных мыслительных процессов при проведении исследования.

Они включают как интуитивное мышление, так и логическое.

Использование методов проектирования концепций

Использование всех этих методов должно быть:

Это дает большой эффект, потому что:

Стратегия исследовательского мышления

Истоками мышления могут быть спонтанные, случайные факторы деятельности человека.

При этом не всегда обнаруживается их связь с определенной направленностью мыслительного процесса. Они существуют сами по себе и часто исчезают за ненадобностью или проявляются в таких же случайных направлениях мысли.

С другой стороны, организованное мышление может быть также отключенным от спонтанного мышления.

Новые и оригинальные решения очень часто находятся в плоскости случайных мыслей, непредвиденных впечатлений, неосознанных посылок.

Главное здесь заключается не в том, что исследователь должен переходить со спонтанного мышления на организованное и обратно, а в том, что сама стратегия поиска должна меняться под воздействием взаимодействия спонтанного и организованного мышления.

хаотичность строгость (систематичность).

Нужно умение переключаться с одной мысли на другую, не теряя при этом цели и общей схемы исследования.

Использование этого метода возможно как в индивидуальной, так и в коллективной исследовательской работе.

Источник

14.2. Методы дивергенции, трансформации и конверсии

Специфика такого предмета исследования определяет и методы его про­ведения. Это методы интеграции исследования и проектирования. Интегра­ция достигается последовательным, трехступенчатым использованием мето­дов дивергенции, трансформации и конвергенции (схема 51).

Дивергенция — это прием расширения границ предмета исследования, которое необходимо для обеспечения достаточного пространства поиска эффективного решения.

Наиболее эффективно использование дивергенции при неустойчивой или неопределенной цели исследования, или когда цель носит условный, прибли­зительный характер. Любые варианты возможных решении принимаются к рассмотрению: противоречивые, не имеющие отношения к проблеме, отда­ленные, неточные Это и расширяет поле поиска. Направление исследования может меняться в ходе его проведения. Исследователь старается освободить себя от традиционных решении, мотивировать чувство собственной неуве­ренности.

Дивергенция — это проверка на устойчивость идей, подходов, направ­лений в исследовании, поиск парадигм и точек отсчета. На этом этапе не принимаются решения, это этап свободного блуждания в проблематике.

Здесь наибольшую важность имеет постановка вопросов, отражающих суть проблем.

К методам дивергенции можно отнести методы обобщения литерату­ры, визуализации проблемы, обсуждения, анализ формулировок, накопление и систематизация информации, инвентаризация точек зрения и подходов, анкетирование, анализ ограничении.

Непосредственным результатом дивергенции является наиболее коррект­ная постановка проблемы, определение подходов и целей ее решения, а также шкалы оценок вариантов решении

Следующим этапом исследования, характеризующим специфические ме­тоды его проведения является этап трансформации. Трансформация — это изменение проблемы и представление ее в том виде, который наиболее при­емлем для исследования, наиболее отвечает потребностям и целям иссле­дования. Трансформация заключается в структурировании, преобразовании проблемы и представлении ее в виде ясной схемы, отражающей содержание и особенность исследовательских задач. Это построение модели решения проблемы в соответствии с выбранными подходами и оценками, установле­ние границ исследования, отделение главного от второстепенного. Транс­формация включает декомпозицию проблемы, установление инструментария ее решения, формулирование ключевых понятии, которыми следует опери­ровать при проведении исследования. Это и должно быть результатом трансформации. В этом результате уже закладываются посылки окончатель­ного решения, но оформление его производится на следующем этапе.

Методы трансформации включают методы классификациии, смещения ограничений, ликвидации тупиковых направлений, определения новых свойств, проектирования исследования, установления взаимодействий, уточнения структуры проблемы, морфологического анализа, выбора крите­риев, ранжирования.

Третий этап называется конвергенцией, которая заключается в последова­тельном разрешении альтернативных и второстепенных проблем пока не оп­ределится окончательное решение, характеризующее достижение цели ис­следования.

Особенностью конвергенции является использование методик строгого логического отбора, устранение неопределенности, исключение альтернатив по устанавливаемым критериям. Главную роль здесь должна играть формула принятия решений, последовательно уменьшающая их разнообразие. Кон­вергенция — это конкретизация и детализация исследовательских реше­ний, сокращение поля поиска, определение сочетания различных характери­стик и свойств, превращение совокупности идей в концепцию нового управ­ления.

Методы конвергенции — это методы практической конкретизации, выбора оптимального варианта, расчета и количественного анализа, ре­сурсно-стоимостного анализа, концептуального упорядочения, установле­ния взаимодействий, обсуждения практической ценности.

Таким образом, повторим: на этапе дивергенции осуществляется расши­рение области или поля поиска как проблем, так и их свойств и характерис­тик; па этапе трансформации — поиск наиболее точной формулировки про­блемы, установления ее содержания и подходов к решению; на этапе кон­вергенции — построения концепции нового управления на основе выделе­ния главного, определения необходимого сочетания свойств и характерис­тик.

Эти этапы отражают последовательность рациональных мыслительных процессов при проведении исследования. Нетрудно заметить, что они вклю­чают как интуитивное мышление, присущее в той или иной мере каждому исследователю, так и логическое, определяющее строгие критериальные оценки и отбор вариантов. Кроме того, эти этапы мышления включают и процедурные проблемы исследования — изучение в процессе исследования того, как лучше исследовать проблемы. Наконец, это и рационально-практические методы исследования.

Источник

Методы дивергенции, трансформации и конверсии

какой метод относится к проектной дивергенции какой метод относится к проектной дивергенции какой метод относится к проектной дивергенции какой метод относится к проектной дивергенции

какой метод относится к проектной дивергенции

какой метод относится к проектной дивергенции

Специфика такого предмета исследования определяет и методы его про­ведения. Это методы интеграции исследования и проектирования. Интегра­ция достигается последовательным, трехступенчатым использованием мето­дов дивергенции, трансформации и конвергенции(схема 51).

Дивергенция — это прием расширения границ предмета исследования, которое необходимо для обеспечения достаточного пространства поиска эффективного решения.

Наиболее эффективно использование дивергенции при неустойчивой или неопределенной цели исследования, или когда цель носит условный, прибли­зительный характер. Любые варианты возможных решении принимаются к рассмотрению: противоречивые, не имеющие отношения к проблеме, отда­ленные, неточные Это и расширяет поле поиска. Направление исследования может меняться в ходе его проведения. Исследователь старается освободить себя от традиционных решении, мотивировать чувство собственной неуве­ренности.

Дивергенция — это проверка на устойчивость идей, подходов, направ­лений в исследовании, поиск парадигм и точек отсчета. На этом этапе не принимаются решения, это этап свободного блуждания в проблематике.

Здесь наибольшую важность имеет постановка вопросов, отражающих суть проблем.

К методам дивергенции можно отнести методы обобщения литерату­ры, визуализации проблемы, обсуждения, анализ формулировок, накопление и систематизация информации, инвентаризация точек зрения и подходов, анкетирование, анализ ограничении.

Непосредственным результатом дивергенции является наиболее коррект­ная постановка проблемы, определение подходов и целей ее решения, а также шкалы оценок вариантов решении

Следующим этапом исследования, характеризующим специфические ме­тоды его проведения является этап трансформации.Трансформация — это изменение проблемы и представление ее в том виде, который наиболее при­емлем для исследования, наиболее отвечает потребностям и целям иссле­дования. Трансформация заключается в структурировании, преобразовании проблемы и представлении ее в виде ясной схемы, отражающей содержание и особенность исследовательских задач. Это построение модели решения проблемы в соответствии с выбранными подходами и оценками, установле­ние границ исследования, отделение главного от второстепенного. Транс­формация включает декомпозицию проблемы, установление инструментария ее решения, формулирование ключевых понятии, которыми следует опери­ровать при проведении исследования. Это и должно быть результатом трансформации. В этом результате уже закладываются посылки окончатель­ного решения, но оформление его производится на следующем этапе.

Методы трансформации включают методы классификациии, смещения ограничений, ликвидации тупиковых направлений, определения новых свойств, проектирования исследования, установления взаимодействий, уточнения структуры проблемы, морфологического анализа, выбора крите­риев, ранжирования.

Третий этап называется конвергенцией, которая заключается в последова­тельном разрешении альтернативных и второстепенных проблем пока не оп­ределится окончательное решение, характеризующее достижение цели ис­следования.

Особенностью конвергенции является использование методик строгого логического отбора, устранение неопределенности, исключение альтернатив по устанавливаемым критериям. Главную роль здесь должна играть формула принятия решений, последовательно уменьшающая их разнообразие.Кон­вергенция — это конкретизация и детализация исследовательских реше­ний, сокращение поля поиска, определение сочетания различных характери­стик и свойств, превращение совокупности идей в концепцию нового управ­ления.

Методы конвергенции — это методы практической конкретизации, выбора оптимального варианта, расчета и количественного анализа, ре­сурсно-стоимостного анализа, концептуального упорядочения, установле­ния взаимодействий, обсуждения практической ценности.

Таким образом, повторим: на этапе дивергенции осуществляется расши­рение области или поля поиска как проблем, так и их свойств и характерис­тик; па этапе трансформации — поиск наиболее точной формулировки про­блемы, установления ее содержания и подходов к решению; на этапе кон­вергенции — построения концепции нового управления на основе выделе­ния главного, определения необходимого сочетания свойств и характерис­тик.

какой метод относится к проектной дивергенции

Эти этапы отражают последовательность рациональных мыслительных процессов при проведении исследования. Нетрудно заметить, что они вклю­чают как интуитивное мышление, присущее в той или иной мере каждому исследователю, так и логическое, определяющее строгие критериальные оценки и отбор вариантов. Кроме того, этиэтапы мышления включают и процедурные проблемы исследования — изучение в процессе исследования того, как лучше исследовать проблемы. Наконец, это и рационально-практические методы исследования.

Источник

Глава 9 Методы исследования проектных ситуаций (дивергенция

какой метод относится к проектной дивергенциизуль тирую щей схемы, так и ее сущест­венные аспекты (инструкция проекти­ровщика). Этот процесс выявления схемы («модели», или «паттерна») явля­ется концентрическим и неизбежно бу­дет несовершенным, если у проектиров­щика после оценки первоначальных ре­зультатов не будет достаточно времени для изменения своих решений относи­тельно того, какие данные следует накапливать и как их свертывать.

летов, — что косвенными методами моущ но вполне успешно изучать неизвестное! однако это возможно, лишь если Д согласны мириться с ошибками, огрД ничениями и задержками, с которыми неизбежно связано применение такиз! искусственных органов чувств.

Накопление и свертывание данных, не! доступных непосредственному восприТ ятию, применяются в тех случаях, когда местонахождение, физический объем и] временной масштаб ситуации проектиро! вания далеки от того, что проектировщик ки способны охватить, опираясь на свою! память или непосредственное чувствен-] ное восприятие; примерами могут слу-1 жить отдаленные потребители, крупные! транспортные системы, распространение] малых трещин, медленно растущий по-1 селок или быстрые действия квалифи-Г цированных операторов. Часто бывает! целесообразно сначала использовать все! возможности неизбирательной записи] данных (которая дешевле, быстрее и] более гибка) и только после этого об! ратиться к избирательному механиче-1 скому накоплению и статистической! обработке данных.

Маловероятно, чтобы отдельный специа-j лист или даже целая проектная группа располагали всеми необходимыми зна-ч ниями для успешного выполнения опера-‘ ций описанного здесь процесса накопле-j ния и свертывания данных. Важно, что-‘ бы проектировщики научились распозна­вать, во-первых, когда им требуется’ помощь соответствующего специалиста,’ во-вторых, как найти соответствующего ‘ специалиста и, в-третьих, как убедиться ‘ в том, что рекомендуемое или выполнен­ное экспертами точно соответствует неопределенностям проекта, которые следует устранить. Один из путей осу-‘ ществления этого состоит в постоян­ной проверке и перепроверке вопро­сов, указанных в пп. 1—6 (см. план ■ действий). Кроме того, следует при­влекать только тех специалистов, кото­рые могут и хотят участвовать в посто­янном и открытом обсуждении степе­ни соответствия способов сбора и об­работки данных целям проектиров-

какой метод относится к проектной дивергенции

Метод

Цель

какой метод относится к проектной дивергенции

10.1. Мозговая атака

10.3. Ликвидация тупиковых ситуаций

10.4. Морфологические карты

какой метод относится к проектной дивергенции какой метод относится к проектной дивергенцииГлава Ю_____

Методы поиска идей (дивергенция и трансформация)

какой метод относится к проектной дивергенции10.1. Мозговая атака Цель

большого количества

Стимулировать группу лиц к быстрому

1. Отобрать группу лиц для генерации
идей.

2. Ввести правило, запрещающее крити­
ковать любую идею, какой-бы «дикой»
она ни казалась, и довести до сознания
участников, что приветствуются любые
идеи, что необходимо получить много
идей и что участники должны попытать­
ся комбинировать или усовершенство­
вать идеи, предложенные другими.

3. Зафиксировать выдвинутые идеи и
дать им затем оценку.

В результате подобного совещания строи-клей и архитекторов, посещавших кур­сы повышения квалификации, были по-■тучены идеи по совершенствованию стро­ительного башенного крана. Присутст­вующих разделили на четыре группы и Дали им 10 мин на то, чтобы они запи­сали свои идеи самостоятельно на кар­ьках, а затем зачитали их вслух. Каж-йыи по очереди зачитывал одну из своих «Дей, а остальные слушали и записывали На карточках возникшие под влиянием Услышанного мысли.

Типичные результаты мозговой атаки

Ниже приводятся некоторые идеи, выб­ранные наугад из 184 карточек, запол­ненных в ходе такой мозговой атаки:

1. Почему необходимо усовершенствова­
ние?

2. Использовать вертолет.

3. Мобильное подъемное устройство для
обслуживания нескольких строительных
площадок.

4. Более широкое поле деятельности без
отказов оборудования.

5. Сдвоить кран и отказаться от ревер­
сирования.

6. Многоскоростной кран.

7. Увеличить скорость подъема груза.

8. Лучше обучать крановщиков, так как
на строительной площадке все зависит от
их мастерства.

9. Управление по радио людьми, отправ­
ляющими и принимающими груз.

10. Снизить цену вдвое.

Комплект карточек был расклассифици­рован по методу разд. 11.8 в соответст­вии с категориями, представленными на рис. 10.1.

Глава 10 Методы поиска идей (дивергенция и трансформация)]

какой метод относится к проектной дивергенцииТолщина линий пропорциональна чис­лу карточек в каждой категории и груп­пе. Эта схема (структура проблемы) дает представление об области поиска и о наиболее перспективных линиях атаки.

Указанная методика представляет собой один из вариантов «мозговой атаки» (или «мозгового штурма») в чистом виде, описанной Осборном [22] в его книге, посвященной этому вопросу. Пра­вила ее проведения, предложенные Ос­борном, сохранены, а рекомендации от­носительно количества участников и дру­гих подробностей оставлены без внима-

лучение определенной идеи, не оказываея влияния на ее качество. Наиболее paJ зумный подход к мозговой атаке cool тоит в том, чтобы рассматривать ее каЗ чрезвычайно быстрый способ генериро! вания необходимого разнообразия идей] которое может послужить основой доЛ серьезного поиска решения. Непосредст-1 венно ценным выходом мозговой атаки являются не сами идеи, а категории, на| которые они разбиваются в процессе классификации (разд. 11.8). Выявление! практически осуществимых идей из боль! шого случайного множества возможно! лишь после того, как проектная ситуация будет достаточно подробно исследована.

какой метод относится к проектной дивергенции

ния, чтобы не терять время (быстро­та — важнейший фактор мозговой ата­ки) на подбор «идеальной» группы лиц, создание психологической атмосферы и т.д. Предоставление добавочного време­ни для записи идей позволяет избежать риска задержек или неудач в тех случаях, когда члены группы еще не доверяют друг другу настолько, чтобы высказы­ваться откровенно. К тому же запись идей на карточках значительно сокра­щает время, необходимое для классифи­кации результатов.

Утверждают, что мозговая атака повы­шает как качество, так и количество идей. Тэйлор, Берри и Блок [98] прове­ли тщательно контролируемый экспери­мент, который заставляет усомниться в качестве идей. Осборн же утверждает, что вероятность натолкнуться на хоро­шую идею среди большой их выборки увеличивается, но в то же время пред­полагает, что время, затраченное на по-

Методом мозговой атаки можно рас-1 сматривать любую проблему, если она] достаточно просто и ясно сформулирова-1 на. Этот метод можно использовать на! любой стадии проектирования, как в на-1 чале, когда проблема еще окончательно] не определена, так и позднее, когда уже! выделены сложные подпроблемы. Его можно также использовать для ген ери-1 рования информации, а не идей, т.е. для выяснения источников информации или формулирования вопросов анкеты. Из общей схемы, изображенной в табл. 6.1, видно, что метод мозговой атаки! используется чаще любого другого ме-1 тода.

Люди, никогда ранее не принимавшие участия в мозговой атаке, могут удач­но выступить при первой же попытке и ] хуже при дальнейших подходах к той же проблеме. Мозговая атака требует от каждого ее участника солидного опыта в рассматриваемой области и умения испо­льзовать его в нужный момент.

Шесть человек могут за полчаса выдви­нуть 150 идей. Бригада проектировщи­ков, работающая обычными методами, никогда не пришла бы к мысли о том, что рассматриваемая ею проблема имеет такое разнообразие аспектов.

Источник

Методы исследования проектных ситуаций (дивергенции).

Формулирование задачи с целью охарактеризовать внешние условия, которым должен отвечать проектируемый объект.

Поиск литературы и других источников информации, полезной для будущих проектных решений, которую можно получить своевременно и без излишних затрат.

Мощным источником информации сегодня являются возможности, представляемые всемирной сетью “Internet”.

Выявление визуальных несоответствий с целью определения направления, по которым должен идти поиск путей совершенствования художественно-конструкторского решения. Этот метод подсознательно используется практически всеми конструкторами, в особенности теми из них, кто больше внимания уделяет функции изделия, чем его внешнему виду.

Интервьюирование и анкетный опрос потребителей с целью сбора информации, известной только потребителям данного или подобного изделия.

Исследование поведения потребителей путем наблюдения или моделирования особенно важных аспектов поведения как малоискушенных, так и опытных потребителей предлагаемого изделия.

3 Метод конструктивной преемственности (заимствования).

4 Метод макетного проектирования, когда макеты воспроизводят от-

дельные интересующие конструктора элементы и производится их экспери-

Метод стадийного проектирования в соответствии с ГОСТ 2.103-68.

7 Метод компонования изделия, т.е. целесообразного размещения со-

ставных частей изделия на чертеже общего вида.

Метод группового проектирования (т.е. создание гаммы, семейства,

модификаций конструктивно-подобных изделий многоцелевого назначения,

например, семейство автомобилей ГАЗ, ЗИЛ и т.д.).

10 Метод поэлементного анализа,

Методы стандартизации и унификации.

12 Метод разработки вариантов и выбора оптимального варианта тех-

нического решения подразумевает использование большого количества раз-

нообразных методов оптимизации

Важнейшая роль сегодня отводится экономическим требованиям к

конструкциям отсюда ведущая роль инженерно-экономиче-ской экспертизе разрабатываемых технических решении на всех этапах разра-

ботки, постановки на производство и эксплуатации новых изделий.

Анализ (инженерный) и оптимизация должны проводиться после принятия каждого решения, которое влияет на результат проектирования.

Методы решения задач оптимизации.

Применяются два основных типа методов оптимизации: классические (метод дифференциального исчисления, метод множителей Лагранжа, вариационное исчисление) и методы математического программирования, которые включают линейное и нелинейное программирование, динамическое программирование и др.Задачи поиска экстремума могут решаться методами дифференциального исчисления (производная в точке экстремума = 0

5.Методы конструирования: конструктивной преемственности, базового агрегата, унификаций, модификации, инверсии.

Метод базового агрегата

В основе этого метода лежит применение базового агрегата, превращаемого в машины различного назначения присоединением к нему специального оборудования. Наибольшее применение метод имеет в стро­ительстве дорожных машин, самоходных кранов, погрузчиков, укладчиков, а также сельскохозяйственных машин.

Базовым агрегатом в данном случае обычно является тракторное- или автомобильное шасси, выпускаемое серийно. Монтируя на шасси дополнительное оборудование, получают серию машин различного наз­начения.

Присоединение специального оборудования требует разработки допол­нительных механизмов и агрегатов (коробок отбора мощности, подъемных и поворотных механизмов, лебедок, реверсов, фрикционов, тормозов, механизмов управления, кабин) которые, в свою очередь, можно в зна­чительной мере унифицировать.

Модифицирование

Модифицированием называют переделку машины с целью при­способления ее к иным условиям работы, операциям и видам продук­ции без изменения основной конструкции.

Модифицирование стационарных машин для работы в морском тран­спорте (машины морского исполнения) заключается во всемерном облег­чении машины заменой тяжелых сплавов (чугуна) легкими (алюминие­выми) и введением материалов, устойчивых против коррозии во влажном морском воздухе и при соприкосновении с морской водой.

Сложнее модифицирование машин с целью их прнслособлс1шя к раз­личным операциям или изделиям. В этом случае метод модифициро­вания тесно смыкается с методом агрегатирования.

МЕТОД ИНВЕРСИИ

Среди приемов, облегчающих сложную работу конструирования» видное место занимает метод инверсии (обращение функций, форм и рас­положения деталей).

В узлах иногда бывает выгодным поменять детали ролями, напри­мер ведущую деталь сделать ведомой, направляющую — направляемой, охватывающую — охватываемой, неподвижную — подвижной. Целесообраз­но иногда инвертировать формы деталей, например наружный конус заменить внутренним, выпуклую сферическую поверхность вогнутой. В дру­гих случаях оказывается выгодным переместить конструктивные элементы с одной детали на другую, например шпонку с вала на ступицу или боек с рычага на толкатель.

Дата добавления: 2019-07-17 ; просмотров: 249 ; Мы поможем в написании вашей работы!

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *