какой метод относится к практическим методам истории психологии

Методы истории психологии

В истории психологии разрабатываются собственные методы исследования, а так же заимствуются методы из других дисциплин.

Основная задача методов и методик историко-психологического исследования – изыскание источников, а затем их внутренняя организация, систематизация, анализ и интерпретация исследуемого материала, который включает факты, теории, понятия и законы. Подобная работа требует синтеза эмпирического и теоретических подходов к предмету исследования. Некоторые методы истории психологии заимствованы из гражданской истории, науковедения и философии науки.

· Историко-генетический метод предполагает изучение общей логики развития науки в определенный исторический период возникновения тех или иных психологических идей прошлого.

· Биографический и автобиографический методы. Воссоздают атмосферу реальной жизни учёного, являются источником знаний о его духовном развитии и этапах научного труда.

· Метод систематизации научных высказываний.

· Метод категориального анализа. Предполагает учёт социально-исторических условий, определяющих появление и развитие определенной научной школы, концепции, идеи, изучение логики развития теории, особенностей когнитивного стиля (понятийного аппарата) данной школы психологии.

· Метод изучения архивных материалов. Поиск источников, их комментирование, снабжение их сносками, примечаниями и т.д.

· Метод интервьюирования. Представляет собой беседу на основании определённого перечня вопросов, направленных на получение материала о биографии или идеях того или иного ныне живущего учёного, психолога (в соответствии с конкретной задачей исследования).

· Метод анализа научных ссылок. Установление частоты цитирования научных трудов, производится с целью получения сведений о востребованности тех или иных идей, о связях между научными направлениями, о тенденциях развития науки.

Основные источники истории психологии:

· Труды психологов и философов прошлого;

· Историко-социологические материалы и исследования;

· Общественная практика обучения и воспитания;

· Юридическая и военная практика;

· Естествознание, антропология, этнография и другие науки;

· Материалы средств массовой информации;

2. Основные методологические принципы истории психологии

Выделяют четыре важнейших методологических принципа психологии: принцип историзма, детерминизма, системности и развития.

1) Принцип историзматребует рассмотрения того или иного отрезка развития науки во всей полноте его конкретного содержания в системе соответствующих социокультурных условий, в зависимости от общей ситуации развития науки через сопоставление предшествующих знаний, накопленных в изучаемой области.

Важно выявить то новое, что содержит в себе рассматриваемая идея по сравнению с предшествующим этапом анализа проблемы, одновременно раскрыть неизбежную ограниченность любого этапа в развитии знаний в сравнении с более поздними его этапами.

2) Принцип детерминизма подразумевает, что все психические явления связаны причинно-следственными отношениями, т.е. всё, что происходит в нашей душе, имеет какую-либо причину, которая может быть выявлена, изучена и которая объясняет, почему возникло именно то, а не иное следствие. Эти причинно-следственные связи могут объясняться разными основаниями, и в истории психологии существует несколько типов детерминизма.

В античности (VI век до н.э.) уже существовало понимание того, что все процессы в психике взаимосвязаны. Анаксагор и Гераклит впервые заговорили о том, что существует всеобщий закон – «логос», который определяет, что должно произойти и с человеком, и с природой в целом. Гераклит писал: «Даже солнце не может нарушить Логос. » Таким образом, все происходящее в природе и в душе человека обусловлено определенной причиной, хотя мы не всегда можем найти эту причину. До своего логического завершения идея всеобщего детерминизма доходит в концепции Демокрита, который писал, что «люди выдумали случайности, чтобы прикрыть незнание причин событий и неумение управлять ими».

В эпоху Просвещения рождается новый взгляд на причину психического развития человека, которые получил название социологический детерминизм. Его основная идея – социальная обусловленность развития психики человека (его способностей, поведения) посредством просвещения, обучения и воспитания.

Большое влияние оказал на развитие психологии биологический детерминизм, который возник с появлением теории эволюции Дарвина. В рамках этой теории развитие психики определяется адаптацией к условиям окружающей среды, т. е. все, что происходит в психике, направлено на то, чтобы живое существо как можно лучше приспособилось к тем условиям, в которых оно живет. Данный закон распространялся на психику человека, и почти все психологические направления принимали этот вид детерминизма за аксиому.

Психологический детерминизм основан на идее развития психики направленными внутренними усилиями и определяющим стремлением человека к самовыражению и самореализации (гуманистическая психология). Представители данного направления подчёркивали, что человек не только стремится адаптироваться ко внешним условиям, но и стремится преобразовать природную и социальную среду в соответствии со своим творческим замыслом для удовлетворения своих потребностей.

В отличие от понимания цели в античности, когда она была так или иначе внешней для психики (идеей или формой), в данном случае цель присуща самому содержанию души, психики конкретного живого существа и определяет её стремление к самовыражению и самореализации – в общении, познании, творческой деятельности.

Психологический детерминизм также исходит из того, что среда является не просто условием, зоной обитания человека, но культурой, которая несет в себе важнейшие знания, переживания, во многом изменяющие процесс становления личности. Таким образом, культура становится одним из самых значимых факторов, влияющих на процесс развития психики, помогающих осознанию себя как носителя уникальных духовных ценностей, качеств и как члена общества. Психологический детерминизм также предполагает, что процессы, происходящие в душе, могут быть направлены не только на приспособление к среде, но и на противостояние ей, в том случае, если среда мешает раскрытию потенциальных способностей данного человека.

3) Принцип системности требует рассмотрения целостной активной самореализующейся системы, способной приобретать иные свойства, отличные от её отдельных частей и способной обеспечивать компенсацию одних функциональных блоков другими. Данный принцип описывает и объясняет основные виды связи между разными сторонами психики, сферами психического. Он предполагает, что отдельные психические явления внутренне связаны между собой, образуя целостность и приобретая благодаря этому новые свойства. Однако, как и в исследовании детерминизма, изучение этих связей и их свойств имеет длительную историю в психологии.

Первые исследователи тех связей, которые существуют между психическими явлениями, представляли психику как сенсорную мозаику, которая состоит из ощущений, представлений и чувств. По определенным законам, прежде всего по законам ассоциаций, эти элементы связываются между собой. Такой вид связи получил название элементаризма.

Согласно этому принципу, определяющему, какие виды развития присущи психическому, существуют два вида развития психики:

· филогенетический – в процессе становления и формирования психического отражения от низших форм к высшим, в процессе становления человеческого рода

· онтогенетический – развитие психики в процессе индивидуальной жизни человека.

Исследования показали, что эти два вида развития имеют определенное сходство. В наиболее развитой форме идею об их сходстве раскрыл американский психолог С. Холл. Он объяснял это сходство тем, что этапы развития психики зафиксированы в нервных клетках и передаются ребенку по наследству, а потому никакие изменения в темпе развития и в последовательности стадий невозможны. Теория, которая устанавливала жесткую связь между филогенезом и онтогенезом, получила название теории рекапитуляции, т. е. краткого повторения в онтогенезе основных стадий филогенетического развития.

Последующие исследования показали, что такой жесткой связи не существует, развитие может и ускоряться, и замедляться в зависимости от социальной ситуации, а некоторые стадии могут вообще пропадать. Таким образом, процесс психического развития нелинеен и зависит от социальной среды, окружения и воспитания ребенка. В то же время невозможно игнорировать и известную аналогию, реально существующую при сравнительном анализе процессов познавательного развития, становления самооценки, самосознания и т. д. у маленьких детей и первобытных народов.

Поэтому многие психологи (Э. Клапаред, П. П. Блонский и др.), изучавшие генезис психики детей, пришли к выводу о том, что это логическое соответствие объясняется одинаковой логикой становления саморазвертывания психики при развитии человеческого рода и при развитии отдельного человека.

Принцип развития требует исследования специфики различных сторон психического развития (интеллект, характер, социальное, духовное и нравственное развитие).

3. Основные методологические принципы истории психологии

Выделяют три фактора, определяющих развитие психологии как науки:

1. Ведущим фактором являетсясобственная логика развития психологического знания.Он связан с изменением представлений о предмете психологии, с влиянием на его развитие смежных наук, с развитием принципов и категориального строя психологии. Этот фактор является наиболее объективным и поддающимся научному изучению.

Два других фактора более субъективны, их трудно исследовать так же строго и невозможно однозначно интерпретировать.

2. Социальная ситуация развития науки.Её влияние заключается в том, что исторические условия, социокультурное и политическое окружение воздействуют как на содержание научных концепций, так и на их распространение.

В XIX веке в России и Германии подъём национального самосознания способствовал появлению первых психологических концепций национального характера, менталитета, психологии народов (теории Лацаруса, Штейнталя, Вундта). Усиливается интерес к социальным проблемам, развивается социальная психология, оформляется этнопсихология.

В XVIII веке, в эпоху Просвещения, появляется концепция способностей Гельвеция, в которой утверждается, что все люди рождаются равными, врождённых способностей нет, а развитие способностей зависит от уровня социальной жизни, методов обучения и воспитания, уровня просвещения. Социальная ситуация влияет и на принятие (отторжение) той или иной теории. Например, теория Зигмунда Фрейда о том, что человек определяется бессознательными инстинктами, получила наиболее широкое распространение после Первой Мировой войны.

3. Особенности личности конкретного ученого. Учёный – творец той или иной психологической теории, ценность имеют его волевые качества, ценностные ориентации, особенности общения с коллегами.

Так авторитарность и нетерпимость Зигмунда Фрейда, с одной стороны, были причинами конфликта с близкими и учениками, гл, в то же время, личностные качества позволили ему создать свою теорию и продолжать её разработку в ситуации острой критики и непринятия но стороны современников.

Но, всё же, ведущим фактором развития психологии является собственная логика развития психологии как науки. Этот фактор тесно связан со взаимодействием психологии и других наук, и именно благодаря ему произошло изменение её предмета и методов исследования психики.

Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Источник

Предмет, методы и принципы истории психологии.

какой метод относится к практическим методам истории психологии какой метод относится к практическим методам истории психологии какой метод относится к практическим методам истории психологии какой метод относится к практическим методам истории психологии

какой метод относится к практическим методам истории психологии

какой метод относится к практическим методам истории психологии

историко-генетический метод, согласно которому изучение идей прошлого невозможно без учета общей логики развития науки в определенный исторический период, и

историко-функциональный метод, благодаря которому анализируется преемственность высказываемых идей.

Большое значение имеют биографический метод, позволяющий выявить возможные причины и условия формирования научных взглядов ученого, а также метод систематизации психологических высказываний.

В последние десятилетия все большее применение находят методы категориального анализа, введенные известным историком науки М. Блоком. В нашей стране этот подход разрабатывался в рамках исторической психологии науки М.Г. Ярошевским. Он предполагает учет социально-исторических условий, определивших появление и развитие данной научной школы, а также изучение идеогенеза, когнитивного стиля, оппонентного круга, социальной перцепции и других детерминант, обусловивших появление значимых для психологии идей. Источниками для истории психологии служат прежде всего труды ученых, архивные материалы, воспоминания об их жизни и деятельности, а также анализ историко-социологических материалов и даже художественной литературы, помогающей воссоздать дух определенного времен.Принципы истории психологии. Принцип детерминизма подразумевает, что все психические явления связаны причинно-следственными отношениями.

Принцип единства логического и исторического в развитии психологического знания, которое отражает понимание, соотношение внутри научных и социокультурных причин в ходе реального процесса развития науки.

Принцип системности описывает и объясняет основные виды связи между разными сторонами психики.

Принцип развития утверждает, что психика развивается, поэтому наиболее адекватный способ ее изучения – исследование закономерностей этого генезиса, его видов и стадий.

какой метод относится к практическим методам истории психологии

Принцип объективностипри оценке значимости тех или иных идей, результатов творчества, необходимо исходит не только из современного состояния, но и учитывать то реальное место, которое занимает те или иные рассматриваемые идеи в психологии и в культуре своего времени.

Принцип конструктивно-позитивного анализа, направлен на применение позитивного, конструктивного и агрессивного в данный момент времени.

Принцип периодизации преемственности развития психологического знания, предполагает наличие различных этапов и периодов в динамике и научного познания.

Принцип единства коллективного и индивидуального творчества, предполагает понимание в психологии как результата деятельности не только отдельных ученых, но как совокупного усилия всего научного сообщества.

Источник

Методы истории психологии

какой метод относится к практическим методам истории психологии какой метод относится к практическим методам истории психологии какой метод относится к практическим методам истории психологии какой метод относится к практическим методам истории психологии

какой метод относится к практическим методам истории психологии

какой метод относится к практическим методам истории психологии

Основным методом истории психологии является теоретическая реконструкция, описание и критический анализ научных систем прошлого. Такой анализ опирается* на методологические принципы исторического исследования и производится с позиции и по отношению к достижениям и проблемам современной психологии. Его результатом является ретроспективное воспроизведение’ научных концепций, проблем, исследовательских методов-и т. п. в их исторической последовательности в соответствии с логикой предмета.
Специальных процедур требует изучение архивных материалов. Это поиск, комментирование, снабжение-сносками, примечаниями и т. п.
В истории психологии применяется метод интервьюирования. Он представляет собой беседу по заранее составленному исследователем перечню вопросов, направленных на получение материалов в соответствии с конкретной задачей исследования. Примерами использования этого метода в истории психологии являются беседы Р. Ивенса, американского психолога, с К. Юнгом».

Биографический и автобиографический методы воссоздают атмосферу реальной жизни, являются источником знаний о духовном развитии ученого, этапах его научного труда. Метод играет огромную роль в пропаганде науки, дает уникальный материал о жизни людей науки, научном творчестве

Анализ научных ссылок, т. е. установление частоты цитирования научных трудов, производится с целью получения сведений о связях между научными направлениями, о переднем крае науки и тенденциях ее развития. Значимость этого приема для изучения состояния и динамики научных иследовании ограничена, поскольку частота цитирования определяется не только объективной ценностью научного труда, но и другими факторами, влияющими на степень его известности в научном сообществе.

Источник

Методы историко-психологического исследования

какой метод относится к практическим методам истории психологии какой метод относится к практическим методам истории психологии какой метод относится к практическим методам истории психологии какой метод относится к практическим методам истории психологии

какой метод относится к практическим методам истории психологии

какой метод относится к практическим методам истории психологии

Исследовать историю психологической мысли невозможно путем проведения эмпирического исследования, получения информации от непосредственных участников исторического процесса. Невозможно и ограничится построением мыслительных моделей исторических ситуаций, не прибегая к источникам, несущих информацию о различных сторонах жизнедеятельности в разные хронологические периоды. В зависимости от различных задач исследования применяются и разные способы работы с информацией.

Как и любое другое исследование историко-психологическое исследование применяет различные способы получения и освоения новых знаний и их синтеза, достижения интеграции разрозненных структурных компонентов истории психологии в единую общенаучную картину развития психологического познания.

В связи с этим В.А.Кольцова, как представитель крупной исследовательской школы истории психологии, выделяет следующие методы историко-психологического исследования.

Структурно-функциональный метод, предполагающий изучение строения психологического знания и ориентирован на выявление его структурных элементов и иерархических уровней, их взаимосвязей. Обычно этот метод используется для рассмотрения отдельной проблемной области, ее развития. Например, Ф.Ариес исследовал проблему детства, ее трансформацию на различных исторических этапах. Исследование К.Левина способов мышления, задающих разные способы понимания мира и средств, используемых для его изучения.

Сравнительно-сопоставительный (синхронистический) метод направлен на фиксацию разнородных событий истории психологии, иногда пространственно отдаленных, но совпадающих во времени, т.е. связанных одновременностью их осуществления. Данный метод использовал Б.Г.Ананьев для изучения развития психологической мысли в России. (Б.Г. Ананьев «Очерки истории русской психологии XVIII и XIX веков» (1947)). Большинство отечественных учебников по истории психологии представляют собой анализ представлений в разных странах в определенный хронологический этап (А.Н.Ждан, Т.Д.Марцинковская).

Генетический метод имеет основной задачей выявление динамики, этапов, стадий трансформации психологического знания в контексте конкретного предмета историко-психологического исследования. Свое представление о логике развития предмета психологии предложил Петр Яковлевич Гальперин.

Метод анализа категориально-понятийного аппарата имеет в своей основе предположения, что история психологии есть история решения ключевых проблем, понимания и трактовки конкретного понятия или термина в какой-либо хронологический период или в трудах разного периода одного ученого. Данный анализ был использован М.Г.Ярошевским и А.В.Петровским для построения теоретической психологии. Были выделены конкретно-научные категории, воспроизводящие различные стороны психологической реальности: образ, действие, мотив, психосоциальные отношения, личность. Трансформация их содержания в ходе исторического развития психологических знаний путем включения в них все новых данных позволяет рассматривать категории как стадии последовательно развертывающегося знания о психической реальности.

Отдельно выделяется метод исторической реконструкции, который представляет собой моделирования и на его основе воссоздания целостной картины какого-либо процесса, явления, ситуации или периода путем детального и комплексного анализа частных составляющих этого целого. Особую продуктивность данный метод имеет при исследовании психологических и социально-психологических феноменов, характеризующих внутренний мир типичного представителя конкретной исторической эпохи или общества, содержание менталитета и динамику настроений в социуме, смысложизненные ориентации и мировоззренческие установки людей того или иного хронологического периода. Данный метод очень активно используется в современной отрасли психологической науки – исторической психологии, направленной на изучение психологического склада человека той или иной эпохи.

В качестве одной из важных детерминант в понимании исторического процесса, как было выделено ранее, является личность и творческий путь ученого. Для воссоздания достоверной картины этапов жизненного пути, влияния определенных трудов, идей на становление ученого, его концепции, понимания фактов личной жизни, которые привели к определенному пониманию психических явлений используется биографический метод.

какой метод относится к практическим методам истории психологии

Как мы видим, история психологии имеет достаточно методов, с помощью которых происходит конструирование исторического процесса, динамики развития психологического знания. Проводимые историко-психологические исследования позволяют увидеть новые факты, объяснить с новых позиций появление тех или иных преставлений, а иногда и пересмотреть историю психологии с новых методологических позиций.

Разные способы понимания истории психологии задают и разные этапы ее развития, поэтому можно выделить различные периодизации истории психологии.

Источник

Основные методы психологических исследований: классификация и краткая характеристика

какой метод относится к практическим методам истории психологии

Психология, как и любая другая наука, имеет свои собственные методы исследования. Именно их необходимо использовать студентам в курсовых и дипломных работах.

А какие именно методы исследования используют в психологии? Об этом мы подробно расскажем в статье. Читайте — и вы познакомитесь с основными методами исследования в психологии и их характеристиками.

Хотите первыми получать полезные материалы? Не забудьте подписаться на наш информационный канал в Telegram. И следите за актуальными акциями и скидками от компании.

Доверь свою работу кандидату наук!

Узнать стоимость бесплатно

Методы психологического исследования: что это такое

Прежде чем приступать к классификации методов психологического исследования, давайте разберёмся, что они из себя представляют и каким критериям должны соответствовать.

Методами психологического исследования в психологии называют приёмы и средства, позволяющие студентам или учёным получать фактические данные и достоверные показатели. А уже на их основе выдвигать теории, искать реальные подтверждения и разрабатывать действенные практические рекомендации.

Методы психологического исследования должны отвечать следующим требованиям:

Вот такие требования предъявляет официальная наука ко всем методам исследования, в том числе и психологического.

В психологических вузах студенты пишут курсовые и дипломные работы, каждая из которых должна содержать свою методологическую базу. Чтобы её создать, необходимо понимать, какие методы исследования применяются в психологии.

Классификация методов исследования в психологии

В современной психологической науке используется множество способов, позволяющих классифицировать методы научных исследований. Мы рассмотрим одну из самых популярных, которая включает четыре большие группы:

Методы психологического исследования: таблица

Прежде чем кратко разбираться в отдельных методах исследования в психологии, давайте посмотрим, какие методологии входят в отдельные группы. Для этого мы составили понятную таблицу методов исследования в психологии:

Организационные методыЭмпирические методыКоличественные и качественные методыИнтерпретационные методы
сравнительный;обсервационные: наблюдение и самонаблюдение;статистический анализ;генетический;
лонгитюдный;психологический эксперимент;качественный анализ.структурные: типологизация и классификация.
комплексный.психодиагностические: тестирование, опрос, беседа и так далее;
праксиметрический;
психологическое моделирование;
биографический.

Кстати! Для наших читателей сейчас действует скидка 10% на любой вид работы.

В научном исследовании используют разные методы из каждой группы. Их применение зависит от целей и задач и от определённых этапов работы над курсовым или дипломным проектом. Также можно использовать несколько методов одной группы. Это помогает рассмотреть предмет изучения с разных сторон и делать более обоснованные выводы.

Основные методы психологических исследований: описание и примеры

Пришло время разобраться, что из себя представляют методологии из каждой группы, дать характеристику этим методам психологического исследования и привести понятные примеры использования.

Организационные методы исследований в психологии

Организационные методы — это те методы, которые определяют форму научного исследования в психологии. Они относятся к общенаучным и отвечают на вопрос: как именно будет проводиться изучение психологической проблематики?

Сравнительный метод

Это все методологии, в основе которых лежит сравнение разных групп людей или психологических явлений. Они могут сравниваться по разным показателям:

Сравнительный метод ещё называют методом поперечных срезов. Это значит, что он применяется разово, чтобы получить показатели, характерные для данного момента. Такие методы чаще используют для социально-психологического исследования человека и больших групп.

Пример: сравнение психологической устойчивости мужчин и женщин в стрессовых ситуациях.

Лонгитюдный метод

В отличие от сравнительного, лонгитюдный метод предполагает некоторую продолжительность во времени. Чаще всего такие методики применяют для исследования личности в психологии, чтобы увидеть динамические изменения.

Самая главная сложность данной методологии — организовать постоянное наблюдение за объектом, которое будет длиться несколько лет. Возникают вопросы и с чистотой эксперимента — слишком много факторов могут повлиять на конечный результат.

Пример: роль школьного образования в воспитании детей

Самый длительный психологический эксперимент длился 75 лет! Учёные Гарвардского университета в течение этого времени наблюдали за группой из 724 человек, в которую входили как выходцы из обеспеченных семей, так и жители из неблагополучных районов. Цель исследования — понять, от чего зависит здоровье и счастье. Вывод оказался неожиданным — самый главный жизненный стимул — это близкие отношения с другими.

Комплексный метод

Это междисциплинарный метод исследования, который помогает изучать человека и его психологические особенности с разных сторон. Например, с психологической и биологической.

Пример: моральное развитие и выбор ценностных ориентаций в подростковом и юношеском возрасте.

Эмпирические методы исследования в психологии

Эмпирические методы исследования — это непосредственные практические способы, с помощью которых получают искомые психологические показатели. Они отвечают на вопрос: какой инструмент использовать для исследования?

Их довольно много, поэтому разберём те, которые чаще всего можно встретить в курсовых и дипломных работах по психологии.

какой метод относится к практическим методам истории психологииНаблюдение — один из главных методы исследования в психологии

Обсервационные методы

Главным методом психологического исследования является наблюдение. Он считается одним из самых древнейших. Наблюдение как методологию применяют практически во всех научных работах. Однако не самостоятельно, а в связке с другими эмпирическими методами. Всё потому, что чистое наблюдение не очень объективно.

Чтобы снизить уровень погрешностей, обычно устанавливают определённые критерии, в рамках которых проводят наблюдение.

Пример: наблюдение за поведением подростков в новом коллективе.

Помимо классического наблюдения применяют метод самонаблюдения. Он позволяет отслеживать собственные реакции на внешние раздражители и повышать уровень контроля.

Метод психологического эксперимента

Метод психологического эксперимента — это один из основных способов психологических исследований. Это опыт, в рамках которого экспериментатор создаёт определённые условия и проверяет, как будут реагировать испытуемые.

Различают несколько видов экспериментов:

Пример: в качестве примера можно привести знаменитый эксперимент «Третья волна», который провёл американский педагог в обычной школе. Он показал, как за неделю послушные ученики могут превратиться в настоящих фашистов.

Психодиагностические методы

Психодиагностические — методы психологического исследования, направленные на диагностику психологических особенностей человека и отдельных групп.

Разновидностей психодиагностических методов много:

Пример: различные профтесты, которые помогают определить профессиональные склонности людей.

Проективные методики основываются на методе проекций, когда человек неосознанно переносит на окружающие объекты собственные страхи, ценности и желания. Яркий пример подобной методики — чернильные пятна Роршарха.

Праксиметрический метод

Это метод, который используют, чтобы анализировать процессы и результаты (продукты) деятельности и делать на основе этого анализа выводы.

Этот метод чаще всего применяют в работе с детьми дошкольного и школьного возраста, рассматривая их рисунки или поделки из пластилина. А также используют в исторических экспериментах, изучая быт и культуру древних людей.

Пример: изучение психологического состояния и самооценки детей по рисункам, на которых изображено дерево или дом.

Метод психологического моделирования

Когда объект недоступен для непосредственного изучения, тогда применяют метод моделирования. В психологии его тоже используют, когда нужно построить психологическую модель и исследовать её качества.

Метод моделирования применяют в работах, посвящённых НЛП. Там не просто «снимают» модели поведения успешных людей, но и обучают им других, чтобы они быстрее достигали целей.

Нейролингвистическая психология, или НЛП — это одно из психологических направлений, методики которого помогают человеку раскрыть свою личность, улучшить коммуникативные способности, расширять границы мышления и развивать более успешные программы.

Пример: изучить поведение лучших ораторов, выделить основные характеристики и расписать психологическую модель успешного выступления.

Биографический метод

Ещё один экспериментальный метод, который заслуживает внимания — это биографический. В его основе лежит изучение жизненного пути человека, ключевых ситуаций, которые повлияли на его личность и развитие. Такая диагностика помогает корректировать поведение человека, вырабатывать новые реакции и улучшать жизнь.

Пример: развитие психосоматических реакций у девушек, которые подвергались сексуальному насилию в детском возрасте.

Этот метод можно применять для изучения психологического портрета великих людей разных эпох. Для этого используют дневниковые записи, мемуары, письма и другие архивные сведения.

Количественные и качественные методы исследования в психологии

Чтобы организовать психологическое исследования, используют организационные методы, чтобы провести — эмпирические. А для обработки данных — методы количественного и качественного анализа. Расскажем о самых распространённых.

Метод статистического анализа

Метод статистического, или количественного анализа позволяет собирать статистические данные, полученные в ходе исследования. На их основе изучаются более масштабные явления.

Пример: общая статистика людей, страдающих психоэмоциональными расстройствами.

Метод качественного анализа

В отличие от количественного, количественный анализ не занимается подсчётом данных. С его помощью описывают полученные показатели, опираясь на нужные психологические характеристики. Этот анализ усиливает надёжность исследования.

Пример: уровень тяжести психоэмоциональных расстройств, с которым люди чаще всего обращаются к психологам.

Интерпретационные методы в психологии

И последние методы психологического исследования, без которых не может обойтись ни одна работа — это интерпретационные. Это методология, на основе которой будут делаться выводы по изученному проекту.

какой метод относится к практическим методам истории психологииГрамотно интерпретировать данные — важный этап работы

Генетический метод

Генетический метод предполагает линейное изучение материалов, которое будет опираться на временные отрезки или важные жизненные этапы людей. Его чаще используют при лонгитюдных исследованиях.

Структурные методы

Структурные методы делают основной акцент на том, чтобы искать объединяющие признаки, выявлять общее и систематизировать. Существует несколько разновидностей таких методов:

Они часто используются как основные методы социально-психологического исследования групп и сообществ.

Получился внушительный список. Зато теперь вы знаете, какие методы использовать, чтобы организовать и провести научное исследование, а также обработать и сделать правильные выводы. А если нет времени писать курсовую или диплом по психологии самостоятельно, обращайтесь в наш студенческий сервис.

какой метод относится к практическим методам истории психологии

«Я видала такую чепуху, по сравнению с которой эта чепуха — толковый словарь» (Льюис Кэрролл «Алиса в стране чудес»). Любительница йоги, спиральной динамики и душевных разговоров 😊

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *