какой метод обучения письму не выражен в прописи

Урок 1. Базовые принципы и основные методы обучения детей письму

какой метод обучения письму не выражен в прописиКак и следует понимать, процесс обучения детей письму основывается не только на определенной методологии, но и на конкретных общедидактических принципах. Поэтому сначала мы расскажем именно о них, а затем поговорим о методиках.

Содержание:

Базовые принципы обучения детей письму

Всего основополагающих принципов обучения детей письму можно выделить восемь:

Более подробно о каждом из них.

Принцип наглядности

Принцип наглядности очень важен. Обеспечить его можно, наглядно демонстрируя процесс письма своему подопечному, например, на специальной доске, на альбомном листе или в тетради, таблице, прописи или другом пособии. Одними лишь устными инструкциями научить писать невозможно. Смысл в том, что подражание примеру и копирование правильных действий является одним из главных путей, через которые дети усваивают информацию.

Принцип сознательности

Согласно принципу сознательности, привычки, приемы и умения, формируемые у ребенка вами как учителем, требуется подробно и точно разъяснять с самого начала. Также нужно убеждаться в том, что ребенок все понял.

Например, в первом классе ученикам необходимо знать:

Принцип повторяемости

Принцип повторяемости очень важен в вопросе автоматизации навыка письма. Реализуется на практике он при помощи не обычного механического повторения последовательности правильных движений, но такого повторения и повторного воспроизведения, которое позволяет совершенствовать технику. Наибольшую роль повторение играет на первых ступенях освоения ребенком письма. Нужно помнить, что если по каким-то причинам происходят перерывы (каникулы, отпуск, лечение и т.д.), ребенок быстро забывает изученный материал, к примеру, формы букв или правила письма.

Принцип постепенного нарастания сложностей

Принцип постепенного нарастания сложностей подразумевает обучение от простого к сложному. Например, сначала ребенок учится писать элементы букв, потом – буквы, а после – буквосочетания (способы соединения букв). На уроках чистописания этот принцип является основным, т.к. на нем строится вся работа над формой букв.

К первой категории букв относят самые понятные графические, а ко второй – более сложные по начертанию. Данная организационная форма (по группам) предполагает нарастание графических элементов, отчего в чистописании принцип называется генетическим.

Принцип учета индивидуальных особенностей

Исходя из принципа учета индивидуальных особенностей, обучая ребенка писать, вы должны знать, чем он отличается в плане развития: особенности зрения (дальнозоркость, близорукость), преобладающий характер восприятия информации (аудиал, визуал, кинестетик), отклонения (подергивание рук, дрожание пальцев) или их отсутствие в моторике рук и т.д.

Кроме того, вы должны наблюдать за позой ребенка в процессе письма, манерой держать ручку, расположением тетради, воспроизведением форм букв, их последовательностью, соединениями, скоростью письма и т.д. Это позволяет вовремя увидеть недочеты и исправить их.

Принцип параллельного обучения письму и чтению

Принцип параллельного обучения чтению и письму был введен еще в середине 19 века русским педагогом и писателем Константином Дмитриевичем Ушинским. Даже сегодня этот принцип активно используют в школах, т.к. им обеспечивается сознательное и грамотное письмо. Не зная букв, ребенок не сможет их писать, а зная поочередность букв и их произношение, овладевать письмом он будет намного быстрее. Поэтому рекомендуется учить детей писать и читать одновременно.

Принцип поэлементного изучения букв

Принцип поэлементного изучения букв тесно соприкасается с принципом развивающего обучения, т.к. наглядно иллюстрирует одно из его частных проявлений. Однако не следует ассоциировать его с отрывным письмом, ведь написание букв на бумаге состоит из непрерывных двигательных элементов. Ребенок не просто изображает увиденные элементы, а тренируется в написании частей букв, представляющих более-менее законченные движения, не противоречащие естественным движениям руки при нормальном письме.

Принцип одновариантного начертания письменных букв

Принцип одновариантного начертания письменных букв зависит от особенностей, с которыми формируется двигательный навык. Если говорить более конкретно, то это повторяемость и единообразие выполняемых рукой движений. К примеру, в письме есть 9 букв, в графический состав которых входят овалы – это буквы «а», «о», «О», «б», «д», «ф», «Ф», «ю» и «Ю». Есть прямые линии, переходящие в овал – это буквы «ъ», «ь», «Б», «Ы». Есть также линии с петлей, например, «в» и другие элементы. На практике соответствие принципу отслеживается через идентичность придаваемых буквам форм и последовательность начертания элементов.

Принцип также соответствует тому, как именно формируется графический навык в ракурсе двигательного действия. Главная закономерность этого процесса проявляется в совершении рукой при сформированном письме круговых ритмично-колебательных движений, направленных внутрь и к плечу. Достигается же это только многократным воспроизведением однообразных элементов, т.е. выполнением однообразных действий.

Таковы восемь базовых принципов обучения детей письму. Именно на них вам следует опираться в раннем развитии своего чада, чтобы быть уверенным, что результат будет стоить затраченных усилий.

Теперь же давайте перейдем непосредственно к методам, которые используются, когда нужно научить ребенка писать.

Основные методы обучения детей письму

Всего мы рассмотрим шесть методов:

Начнем с поэлементно-целостного метода. К тому же он позволяет реализовывать принципы одновременного начертания и поэлементного изучения букв, о которых мы только что говорили.

Поэлементно-целостный метод

Смысл поэлементно-целостного метода обусловлен особенностями взаимосвязи зрительных и двигательных элементов букв, ко всему прочему обуславливающих друг друга. Благодаря этому методу можно целенаправленно воздействовать на формирование целостных, дифференцированных зрительно-двигательных образов букв. На основе данных образов ребенок овладевает навыком первоначального письма, проще говоря, самым простым графическим умением.

Основу поэлементно-целостного метода обучения первоначальному письму составляют несколько методических приемов – это аналитическое восприятие и практическое конструирование букв. Перед отработкой начертания букв ребенку необходимо научиться воспроизводить их формы, а это и есть их конструирование и переконструирование при помощи элементов.

Вышеназванный метод считается инновационным. Традиционно же обучение детей письму базируется на иных методах. О них и пойдет речь далее.

Копировальный метод

Копировальный метод (второе название – стигмографический) заявил о себе в 18 веке. Суть сводится к тому, что вы пишите в тетрадке точками или карандашом начертания букв. Далее ребенок обводит эти начертания или точки, тем самым привыкая к формам букв и правильному их написанию. Распространенный пример применения копировального метода – обычные прописи.

Метод можно использовать как для обучения первоначальному письму, так и для исправления неправильного почерка. Для этого ребенку показываются правильные образцы букв и их соединений и предлагается их идентичное написание.

Применение метода нужно ограничивать, т.к. при простом обведении ручкой по образцу ребенок не осознает в нужной степени сам процесс и особенности форм букв. Нередко дети также обводят буквы не в том направлении.

При помощи стигмографического метода, если, конечно, он применяется грамотно, ребенок прекрасно тренирует навык выполнения правильных движений с учетом их формы, направления, размера, размаха и т.д. Если же все это воспринимается лишь зрительно, ребенок не перенесет нужные действия в процесс письма. Посредством обведения можно хорошо упражняться в оттачивании двигательных представлений.

Линейный метод

Линейный метод появился уже в 19 веке, на что в огромной степени повлияло введение тетрадей в линейку. Внедрение метода заметно упростило детям усвоение правильного написания букв, их размера, наклона, соединения, а также благоприятно сказалось на развитии глазомера и плавности при письме.

Сегодня для реализации линейного метода применяют в основном тетрадки в одну и две линейки, причем именно последние обеспечивают выработку конкретной высоты букв (1-й класс) и корректировку движения кисти по строке (2-й и 3-й классы) при обучении письму.

Генетический метод

Генетический метод был известен еще в 18 веке, т.к. в обучении письму его использовал швейцарский педагог Иоганн Генрих Песталоцци. А в 19 веке он применялся чуть ли ни в каждой европейской школе. В России же к нему традиционно прибегают после освоения ребенком начертания всех букв, и лишь для оттачивания навыка письма и корректировки форм в послебукварный период.

Основные характеристики генетического метода состоят в том, что он подразумевает предварительное письмо составляющих букв и усвоение ребенком начертания букв не в порядке алфавита, а в порядке увеличивающейся сложности в их начертании. Здесь же можно отметить, что процесс выстраивается на основе генезиса, когда каждая последующая буква образуется через добавление нового элемента к предыдущей. Ребенок заранее усваивает главный элемент, служащий основой нового блока букв.

Ритмический метод

Ритмический метод, называемый также тактическим, представляет собой письмо в такт счету, когда ребенок пишет в одном конкретном ритме и темпе. Популярность метод заслужил, во-первых, благодаря развивающему воздействию на плавность письма, во-вторых, из-за того, что позволяет значительно повысить скорость письма, и, в-третьих, по причине формирования у детей решительных и четких действий, требующихся для приобретения навыка красивого письма. Кроме того, метод способствует дисциплине и вносит оживление в занятия.

Но для успешного применения ритмического метода нужно внедрять его в соответствии с несколькими важными требованиями:

Стоит отметить, что ритмическое письмо требует от детей немалого внимания и сил, а потому быстро их утомляет. Так что на первых порах тактирование допускают только на полустроках, а в середине строк делают паузы, т.к. в противном случае к окончанию строки качество письма снизится.

Метод Иосифа Карстера

Последний метод, о котором мы поговорим, был разработан английским педагогом Иосифом Карстером в 19 веке, Он основывается на выполнении ребенком ряда упражнений, развивающих движения руки: предплечья, кисти и пальцев.

Метод Карстера рассчитан на развитие свободных, быстрых и уверенных движений руки. При его использовании ребенок сначала осваивает написание простых крупных элементов, потом – букв, где есть особые штрихи, а после – слов, но без вспомогательных частей. Это нужно, чтобы ребенок научился использовать пространство листа и направление письма, достиг свободы и легкости движений.

Как родитель и педагог одновременно, вы должны знать, что на практике ни один из рассмотренных выше методов в качестве эффективного самостоятельного инструмента так и не смог себя оправдать. Лучшие результаты во все времена достигались только посредством комплексного подхода, где каждый этап обучения выстраивался на конкретном способе.

Наработки 4Brain

Как и в случае с двумя предыдущими блоками нашего курса, к подготовке третьего блока мы подошли не менее основательно. Так, мы рассмотрели наиболее популярные приемы обучения детей письму, оценили их плюсы и минусы, систематизировали и придали удобный для восприятия вид. Помимо третьего урока, остальные семь будут носить по большей части практический характер, хотя уже в следующем мы коснемся практики.

Многие советы и рекомендации, игры и упражнения были проверены на практике и некоторыми членами команды 4Brain, по причине чего мы уверены в их эффективности, и смело делимся информацией с вами. В третьем уроке мы поговорим о подготовке детей к занятиям, а также предложим несколько занимательных игр для детей и полезные хитрости для практического применения.

Проверьте свои знания

Если вы хотите проверить свои знания по теме данного урока, можете пройти небольшой тест, состоящий из нескольких вопросов. В каждом вопросе правильным может быть только 1 вариант. После выбора вами одного из вариантов, система автоматически переходит к следующему вопросу. На получаемые вами баллы влияет правильность ваших ответов и затраченное на прохождение время. Обратите внимание, что вопросы каждый раз разные, а варианты перемешиваются.

Напоминаем, что для полноценной работы сайта вам необходимо включить cookies, javascript и iframe. Если вы ввидите это сообщение в течение долгого времени, значит настройки вашего браузера не позволяют нашему порталу полноценно работать.

Источник

Какой метод обучения письму не выражен в прописи

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА БУДУЩЕГО, ПРОВЕРЕННАЯ ПРОШЛЫМ

Этот сайт посвящен возрожденным классическим традициям образования.
С глубокой благодарностью к великим педагогам прошлого, оставившим нам это бесценное наследие.

какой метод обучения письму не выражен в прописи

какой метод обучения письму не выражен в прописи

АЛТУШКИНА ТАТЬЯНА АНАТОЛЬЕВНА

Руководитель проекта

Как перед многими мамами, передо мной когда-то встала проблема школьного обучения своих подросших детишек. Отдавать их в школу было безумно жалко. Я точно знала, что им там будет плохо, хотя и не могла тогда ясно сформулировать, почему…

какой метод обучения письму не выражен в прописи

ГОРЯЧЕВА ИРИНА АНАТОЛЬЕВНА

Разработчик филологического блока

Бывают ли в жизни чудеса.

В самом начале 2008 года мне позвонили из Екатеринбурга. За полторы тысячи километров от Москвы состоятельная многодетная мама, озадаченная образованием своих детишек, нашла мои публикации, посвящённые К. Д. Ушинскому, его учебным книгам, и обратилась ко мне за советами. Это был подарок свыше!

какой метод обучения письму не выражен в прописи

КОСТЕНКО ИГОРЬ ПЕТРОВИЧ

Разработчик математического блока, канд. физико-математич. наук, доцент

Более 140 опубликованных работ — научно-математических, научно-методических, историко-педагогических, в том числе учебник по теории вероятностей (изд. 2004 г. и 2012 г.) и монография «Проблема качества математического образования в свете исторической ретроспективы» (2013 г.).

какой метод обучения письму не выражен в прописи

НИФОНТОВА ЕЛИЗАВЕТА МИХАЙЛОВНА

Разработчик математического блока,
тренер-методист

Я работаю в Русской классической школе учителем математики и методистом уже более восьми лет. В эту школу я попала чудом, иначе не скажешь. Вспоминаю своё собеседование с учредителем школы — Татьяной Анатольевной.

какой метод обучения письму не выражен в прописи

БАЛАКАЕВ МИХАИЛ ГЕННАДЬЕВИЧ

Разработчик программ по истории

По образованию я юрист. Окончил Свердловский юридический институт по специальности «правоведение». После получения диплома работал в Институте философии и права УрО РАН. Потом судьба привела меня в школу, и я стал учителем истории.

какой метод обучения письму не выражен в прописи

МАЛЮГА НАТАЛЬЯ НИКОЛАЕВНА

Преподаватель начальной школы,

тренер-методист

Учителем начальных классов я работаю более 20 лет.

Начинала преподавать по программе традиционного обучения (математика М. И. Моро, Г. В. Бельтюкова; русский язык Т. Г. Рамзаевой, чтение М. И. Горецкого). Немного поработала и по программе «Школа 2100».

какой метод обучения письму не выражен в прописи

ШИПОВА НАТАЛЬЯ ВЯЧЕСЛАВОВНА

Преподаватель филологии,
тренер-методист

Выбрать профессию учителя — это взять на себя огромную ответственность за юные души твоих учеников, а учитель-словесник вдвойне в ответе за то, какими людьми станут его ученики, с каким отношением к жизни, к людям, к Родине они выйдут из школы.

какой метод обучения письму не выражен в прописи

КОЧЕВА НИНА ВАСИЛЬЕВНА

Педагог дошкольного и начального образования,
тренер-методист

Я начала работать по этой программе десять лет назад. За спиной у меня к этому времени был многолетний опыт работы в общеобразовательной школе. И я думаю, что именно он помешал мне сразу принять и оценить новую программу.

какой метод обучения письму не выражен в прописи

КОСТЕНКОВ ВЛАДИМИР АЛЕКСАНДРОВИЧ

Преподаватель

церковнославянского языка

По образованию я тренер-преподаватель. До работы в Русской классической школе был детским тренером по карате. Многого достиг как сам, будучи спортсменом, так и на тренерском поприще, и считал, что спорт — это призвание на всю мою жизнь…

какой метод обучения письму не выражен в прописи

ПЕТРОВА ГАЛИНА НИКОЛАЕВНА

Преподаватель филологии

По специальности я учитель английского и немецкого языков. В Русской классической школе работаю с 2011 года. Моё знакомство с РКШ началось с расписания уроков, которое я случайно увидела, будучи в гостях.

какой метод обучения письму не выражен в прописи

ВОЛКОВА ВЕРА БОРИСОВНА

Секретарь
Русской классической школы

Русская Классическая Школа стала частью моей жизни очень стремительно, буквально в течение одного дня.

Август 2012 года. Я уже полгода работаю секретарём в школе — приказы, документы, справки. А школа не обычная, средняя, а Русская классическая.

Источник

Тест. МПРЯ 2-3курс

какой метод обучения письму не выражен в прописи

какой метод обучения письму не выражен в прописи

Список вопросов теста

Вопрос 1

Какой школьный предмет появился в школе после того, как при Петре I был упрощен шрифт на европейский манер по образу латинских букв.

Варианты ответов
Вопрос 2

В конце 19 века был впервые применен метод обучения письму: а) линейный

Варианты ответов
Вопрос 3

Карстер описал свой метод обучения письму:

а) в начале 19 века

б) в середине 19 века

Варианты ответов
Вопрос 4

Устойчивая манера письма – это…

Варианты ответов
Вопрос 5

Какие санитарно-гигиенические требования при письме ребенок должен помнить и выполнять:

Варианты ответов
Вопрос 6

Речевая форма при формировании графического навыка – это… а) анализ буквы и ее элементов б) проговаривание алгоритма написания буквы про себя в) знание алгоритма написания букв

Варианты ответов
Вопрос 7

Какие формы выделяют при формировании графического навыка – это… а) материальная, речевая, умственная б) копировальная, генетическая, ритмическая в) материальная, речевая, линейная

Варианты ответов
Вопрос 8

Кто в России разработал наиболее совершенный звуковой аналитико-синтетический метод обучения грамоте:

Варианты ответов
Вопрос 9

Сколько основных зрительных элементов содержит каллиграфия:

Варианты ответов
Вопрос 10

Укажите сущность ритмического метода обучения письму: а) перед написанием проводятся ритмические упражнения б) осуществляется письмо под счет в) обводят образцы букв перед их написанием

Варианты ответов
Вопрос 11

Какой алфавит лежит в основе славянского (русского) алфавита: а) глаголица б) кириллица в) латиница

Источник

Тестовые задания по учебной дисциплине Каллиграфия для студентов специальности 44.02.02 Преподавание в начальных классах

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Государственное бюджетное образовательное учреждение

среднего профессионального образования Иркутской области

«Черемховский педагогический колледж»

для промежуточной аттестации студентов

по учебной дисциплине (вариативная часть): Каллиграфия

Специальность: 44.02.02 Преподавание в начальных классах

Преподаватель: Баева Н.А.

Варианты тестовых заданий

Текст задания: выполните тестовые задания, выбирая из предложенных вариантов один правильный ответ.

1.Какой школьный предмет появился в школе после того, как при Петре I был упрощен шрифт на европейский манер по образу латинских букв:

А) каллиграфия; Б) чистописание; В) обучению письму.

2.В конце Х I Х в. Был впервые применен метод обучения письму:

А) линейный; Б)генетический; В) копировальный.

3. Карстер описал свой метод обучения письму в:

А) в начале Х I Х в.; Б) в середине Х I Х в.;…..В) в конце Х I Х в.

4.Устойчивая манера письма – это…:

А) почерк; Б) наклон; В) буква.

5.Какие санитарно-гигиенические требования при письме ребенок должен помнить и выполнять:

А) требования к посадке; Б) требованию в ручке и положению тетради; В) все раннее перечисленные.

6. Речевая форма при формировании графического навыка – это…:

А) анализ буквы и ее элементов; Б) проговаривание алгоритма написания буквы про себя; В) знание алгоритма написания букв.

7. Какие 3 формы выделяют при формировании графического навыка – это…:

А) материальная, речевая, умственная; Б) копировальная, генетическая, ритмическая; В) материальная, речевая, линейная.

8. Кто ввел звуковой аналитико-синтетический метод обучения письму и грамоте:

А) И.Е. Евсеев; Б) В. Половцев; В) К.Ушинский.

9. Сколько основных зрительных элементов содержит каллиграфия:

10. Укажите сущность ритмического метода обучения письму:

А) перед написанием проводятся ритмические упражнения; Б) осуществляется письмо под счет; В) обводят образцы букв перед их написанием.

А) искусство правильного письма; Б) искусство красивого письма; В) наука о правильном написании букв.

Варианты тестовых заданий

Текст задания: выполните тестовые задания, выбирая из предложенных вариантов один правильный ответ.

1. С какого момента формируется почерк ребенка:

А) с дошкольного возраста; Б) с первого класса; В) со 2-3 класса.

2. Сколько этапов формирования графического навыков существует:

3. Какой метод обучения письму не выражен в прописи:

А) ритмический; Б) копировальный; В) линейный.

4. Кто из ученых – гигиенистов обосновал необходимость применения парт в образовательном процессе школы:

А) Ушинский; Б) Эрисман; В) Аристотель.

5. В какой логике нужно расположить основные формы при формировании графического навыка:

А) материальная, речевая, умственная; Б) материальная, умственная, речевая; В) умственная, речевая, материальная;

6. Какой метод обучения письму разработала Е.Н. Потапова:

А) линейный; Б) копировальный; В) тактический.

7. Какой из методов обучения письму содержит обведение шаблонов:

А) линейный; Б) копировальный; В) генетический.

8. Какой из методов обучения широко использовался в церкви в начале Х I Х в.:

А) копировальный; Б) тактический; В) метод механического списывания.

9. Что из перечисленных качеств является показателем сформированности каллиграфического почерка?:

А) соблюдение одинаковой высоты и широты во всех буквах; Б) правильная посадка за партой; В) наличие ручки, длиной 15 см.

10. По какому принципу все буквы объединены в группы:

А) стоят в алфавите рядом; Б) имеют одинаковые элементы; В) имеют общие характеристики.

11. Какой алфавит лежит в основе славянского (русского) алфавита:

А) глаголица; Б) кириллица; В) латиница.

1. В 2.В 3.А 4.А 5.В 6. В 7. А 8. В. 9. Б 10. Б 11. Б

1. Б 2. Б 3. А 4. Б 5. В 6. Б 7. Б 8. В 9. А 10. Б 11. Б.

11 баллов – максимальное количество

6 баллов – минимальное количество баллов

какой метод обучения письму не выражен в прописи

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

какой метод обучения письму не выражен в прописи

Курс повышения квалификации

Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО

какой метод обучения письму не выражен в прописи

Курс повышения квалификации

Методика обучения русскому языку в образовательных организациях в условиях реализации ФГОС

какой метод обучения письму не выражен в прописи

Номер материала: ДВ-083306

Международная дистанционная олимпиада Осень 2021

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами

Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно

какой метод обучения письму не выражен в прописи

какой метод обучения письму не выражен в прописи

На Госуслугах ввели запись детей на кружки и секции

Время чтения: 2 минуты

какой метод обучения письму не выражен в прописи

СК предложил обучать педагогов выявлять деструктивное поведение учащихся

Время чтения: 1 минута

какой метод обучения письму не выражен в прописи

В школе в Пермском крае произошла стрельба

Время чтения: 1 минута

какой метод обучения письму не выражен в прописи

С 2019 года закрыто более 50 детских лагерей

Время чтения: 1 минута

какой метод обучения письму не выражен в прописи

Путин попросил привлекать родителей к капремонту школ на всех этапах

Время чтения: 1 минута

какой метод обучения письму не выражен в прописи

В Ульяновской области продлили школьные каникулы

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *