какой метод обеспечивает данные об особенностях детей одной возрастной группы

ЛЕКЦИЯ 2. МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ В ВОЗРАСТНОЙ ПСИХОЛОГИИ

Методы исследования возрастного развития ребенка включают несколько блоков методик. Одна часть методик в возрастной психологии заимствована из общей психологии, другая из дифференциальной психологии, третья из социальной психологии.

Из общей психологии в возрастную пришли все методы, которые используются для изучения когнитивных процессов и личности ребенка. Данные методы позволяют получить информацию о возрастных особенностях познавательных процессов детей. Эти методы адаптированы к возрасту ребенка и направлены на изучение восприятия, внимания, памяти, воображения, мышления и речи.

Из дифференциальной психологии заимствованы методы, которые используются для изучения индивидуальных и возрастных различий детей. Особое место среди этой группы методов занимает метод близнецов. При помощи данного метода исследуются сходство и различия между гомозиготными и гетерозиготными близнецами. Эти исследования позволяют приблизиться к решению одной из важнейших проблем возрастной психологии — об органической (генотипической) и средовой обусловленности психики и поведения ребенка.

Из социальной психологии заимствована группа методов, посредством которых изучаются межличностные отношения в детских группах, взаимоотношения между детьми и взрослыми людьми. Это — наблюдение, опрос, интервью, социометрические методы, социально-психологический эксперимент.

Организационные методы. Организация психологического исследования может быть различной. Часто используется метод срезов: в достаточно больших детских группах с помощью конкретных методик изучается определенный аспект развития, например уровень развития интеллекта. В результате получают данные, характерные для этой группы детей — детей одного возраста или школьников, обучающихся по одной учебной программе.

Когда делается несколько срезов, подключается сравнительный метод: данные по каждой группе сравниваются между собой и делаются выводы о том, какие тенденции развития здесь наблюдаются и чем они обусловлены. В примере с изучением интеллекта мы можем выявить возрастные тенденции — сравнивая особенности мышления дошкольников из группы детского сада (5 лет), младших школьников из начальной школы (9 лет) и подростков из средних классов (13 лет). Если же задача состоит в том, чтобы определить зависимость развития интеллекта от типа обучения, мы подбираем и сравниваем другие группы — детей одного возраста, но обучающихся по разным учебным программам. В этом случае мы делаем другой вывод: там, где получены лучшие данные, обучение более эффективно; дети, обучающиеся по определенной программе, быстрее развиваются интеллектуально, и можно говорить о развивающем эффекте этого типа обучения.

Источник

Возрастная психология. Шпаргалка

какой метод обеспечивает данные об особенностях детей одной возрастной группы

Настоящее издание поможет систематизировать полученные ранее знания, а также подготовиться к экзамену или зачету и успешно их сдать. Пособие предназначено для студентов высших и средних образовательных учреждений.

Оглавление

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Возрастная психология. Шпаргалка предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

5 МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ВОЗРАСТНОЙ ПСИХОЛОГИИ И ИХ ХАРАКТЕРИСТИКИ

Методами исследования возрастной психологии являются:

Наблюдение бывает внешним и внутренним. Внешнее наблюдение осуществляется посредством наблюдения за субъектом, а получаемые результаты фиксируются. Внутреннее наблюдение — это самонаблюдение, когда психолог исследует явления, происходящие в его собственном сознании. Подобный метод используется вслучае возникновения ненадежных внешних факторов, влияющих на проведение исследования. Метод наблюдения предполагает познание индивидуальных особенностей психики человека через изучение его поведения. По объективным внешне выраженным показателям психолог судит об индивидуальных особенностях протекания психических процессов, психическом состоянии ребенка, чертах его личности, темпераменте, характере. Характерная особенность метода наблюдения состоит в том, что изучение внешних проявлений психики человека происходит в естественных жизненных условиях. Наблюдения следует проводить систематически и по определенному плану, схеме или программе, что обеспечит наблюдателю изучение именно тех вопросов и фактов, которые он ранее наметил.

Опрос проводят с целью изучить ответы на ряд задаваемых вопросов. Существует несколько разновидностей опросов: устный опрос и письменный опрос-анкета. Применяя тесты, получают количественный и качественный результаты. Есть два вида тестов — это тест-опросник и тест-задание. В экспериментальном методе исследования для наиболее яркого проявления тех или иных качеств, необходимых для исследователя, ситуации создаются искусственно (в них и проходит эксперимент).

В эксперименте экспериментатор проводит опыт, осуществляет наблюдение за психическими явлениями, процессами испытуемого. Если при наблюдении исследователь пассивно ждет проявления интересующих его психических процессов, то в эксперименте он, не дожидаясь, пока наступят интересующие его процессы, сам создает необходимые условия, чтобы вызвать эти процессы у испытуемого. Существуют две разновидности эксперимента: естественный и лабораторный. Друг от друга они отличаются тем, что позволяют изучать поведение людей в условиях, отдаленных или приближенных к действительности. Важное преимущество эксперимента заключается в том, что для контроля можно многократно повторять опыт, а также вмешиваться в протекание психических процессов. Экспериментатор может варьировать условия проведения опыта и наблюдать последствия такого изменения, что дает возможность находить более рациональные приемы в учебно-воспитательной работе с учащимися.

Метод моделирования применяют в случае недоступности проведения иных методов исследования.

Источник

Возрастная психология: конспект лекций.

1.3. Методы исследования в возрастной психологии.

Комплекс методов исследования, которыми пользуются в возрастной психологии, состоит из нескольких блоков методик, заимствованных из общей, дифференциальной и социальной психологии.

Из общей психологии взяты методы исследования когнитивных процессов и личности ребенка. Они адаптированы к возрасту ребенка и исследуют восприятие, внимание, память, воображение, мышление и речь. При помощи данных методов можно получить информацию о возрастных особенностях познавательных процессов детей и преобразованиях этих процессов при взрослении ребенка, т. е. о специфике перехода из одной возрастной группы в другую.

Методы для изучения индивидуальных и возрастных различий детей заимствованы из дифференциальной психологии. Большой популярностью пользуется так называемый «метод близнецов», изучающий сходство и различия между гомозиготными и гетерозиготными близнецами. На основе полученных данных делаются выводы об органической (генотипической) и средовой обусловленности психики и поведения ребенка.

Социальная психология обеспечила возрастную психологию методами, позволяющими изучать межличностные отношения в различных детских группах, а также взаимоотношения между детьми и взрослыми. К этим методам относятся: наблюдение, опрос, беседа, эксперимент, метод срезов, тестирование, анкетирование, анализ продуктов деятельности. Все эти методы также адаптированы к возрасту ребенка. Рассмотрим их более подробно.

Наблюдение – основной метод при работе с детьми (особенно дошкольного возраста), так как тесты, эксперимент, опрос сложны для исследования детского поведения. Начинать наблюдение необходимо с постановки цели, составления программы наблюдения, разработки плана дей-10 ствий. Цель наблюдения заключается в том, чтобы определить, ради чего оно осуществляется и каких результатов можно ожидать на выходе.

Для того чтобы получить достоверные результаты, наблюдение необходимо вести регулярно. Это связано с тем, что дети растут очень быстро и изменения, происходящие в поведении и психике ребенка, так же быстротечны. Например, поведение младенца меняется на глазах, поэтому, пропустив один месяц, исследователь лишается возможности получить ценные данные о его развитии в этот период.

Чем младше ребенок, тем меньше должен быть интервал между наблюдениями. В период от рождения до 2–3 месяцев наблюдение за ребенком надо проводить ежедневно; в возрасте от 2–3 месяцев до 1 года – еженедельно; от 1 года до 3 лет – ежемесячно; от 3 до 6–7 лет – один раз в полгода; в младшем школьном возрасте – один раз в год и т. д.

Метод наблюдения при работе с детьми эффективнее прочих, с одной стороны, потому, что они ведут себя более непосредственно и не играют социальных ролей, свойственных взрослым. С другой стороны, дети (особенно дошкольники) обладают недостаточно устойчивым вниманием и могут часто отвлекаться от дела. Поэтому по возможности следует вести скрытое наблюдение, чтобы дети не видели наблюдателя.

Опрос может быть устным и письменным. При использовании данного метода могут возникать трудности следующего характера. Дети понимают задаваемый им вопрос по-своему, т. е. вкладывают в него иной смысл, нежели взрослый человек. Это происходит потому, что система понятий у детей существенно отличается от той, которой пользуются взрослые. Данное явление отмечается и у подростков. Поэтому прежде чем получить ответ на задаваемый вопрос, надо убедиться в правильности его понимания ребенком, разъясняя и обсуждая неточности, и только после этого интерпретировать получаемые ответы.

Эксперимент является одним из самых надежных методов получения информации о поведении и психологии ребенка. Суть эксперимента состоит в том, что в процессе исследования у ребенка вызываются интересующие исследователя психические процессы и создаются условия, необходимые и достаточные для проявления этих процессов.

Ребенок, входя в экспериментальную игровую ситуацию, ведет себя непосредственно, эмоционально откликаясь на предлагаемые ситуации, не играет никаких социальных ролей. Это позволяет получить его истинные реакции на воздействующие стимулы. Результаты наиболее достоверны в том случае, если эксперимент проводится в форме игры. При этом важно, чтобы в игре выражались непосредственные интересы и потребности ребенка, иначе он не сможет в полной мере проявить свои интеллектуальные способности и необходимые психологические качества. Кроме того, включаясь в эксперимент, ребенок действует сиюминутно и спонтанно, поэтому на протяжении всего эксперимента необходимо поддерживать у него интерес к проводимому мероприятию.

Срезы – еще один метод исследования в возрастной психологии. Они делятся на поперечные и продольные (лонгитюдные).

Суть метода поперечных срезов состоит в том, что в группе детей (класс, несколько классов, дети разного возраста, но обучающиеся по одной программе) с помощью определенных методик исследуется какой-то параметр (например, интеллектуальный уровень). Преимущество данного метода заключается в том, что за короткое время можно получить статистические данные о возрастных различиях психических процессов, установить, как влияет возраст, пол или другой фактор на основные тенденции психического развития. Недостаток метода в том, что при исследовании детей разного возраста невозможно получить информацию о самом процессе развития, его природе и движущих силах.

При использовании метода продольным (лонгитюдных) срезов прослеживается развитие группы одних и тех же детей в течение длительного времени. Данный метод позволяет установить качественные изменения в развитии психических процессов и личности ребенка и выявить причины этих изменений, а также изучить тенденции развития, незначительные изменения, которые не могут быть охвачены поперечными срезами. Недостаток метода состоит в том, что полученные результаты базируются на изучении поведения небольшой группы детей, поэтому распространять подобные данные на большое количество детей представляется некорректным.

Беседа – это получение сведений о ребенке при непосредственном общении с ним: ребенку задают целенаправленные вопросы и ожидают ответов на них. Данный метод относится к эмпирическим. Важным условием эффективности беседы являются располагающая обстановка, доброжелательность, тактичность. Вопросы необходимо подготовить заранее и фиксировать ответы, по возможности не привлекая внимания испытуемого.

Анкетирование – это метод получения информации о человеке на основании его ответов на заранее приготовленные вопросы. Анкетирование может быть устным, письменным, индивидуальным или групповым.

Анализ продуктов деятельности – это метод изучения человека посредством анализа продуктов его деятельности: рисунков, чертежей, музыкальных произведений, сочинений, учебных тетрадей, личных дневников и т. д. Благодаря данному методу можно получить информацию о внутреннем мире ребенка, его отношении к окружающей действительности и людям, об особенностях его восприятия и других сторонах психики. В основу этого метода положен принцип единства сознания и деятельности, согласно которому психика ребенка не только формируется, но и проявляется в деятельности. Рисуя или что-то создавая, ребенок предоставляет исследователям возможность раскрыть такие стороны его психики, о которые трудно было бы узнать при помощи других методов. На основании рисунков можно изучать познавательные процессы (ощущения, воображение, восприятие, мышление), творческие способности, личностные проявления, отношение детей к окружающим людям.

Источник

МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ В ВОЗРАСТНОЙ ПСИХОЛОГИИ

Методы исследования возрастного развития ребенка включают несколько блоков методик. Одна часть методик в возрастной психологии заимствована из общей психологии, другая из дифференциальной психологии, третья из социальной психологии.

Из общей психологии в возрастную пришли все методы, которые используются для изучения когнитивных процессов и личности ребенка. Данные методы позволяют получить информацию о возрастных особенностях познавательных процессов детей. Эти методы адаптированы к возрасту ребенка и направлены на изучение восприятия, внимания, памяти, воображения, мышления и речи.

Из дифференциальной психологии заимствованы методы, которые используются для изучения индивидуальных и возрастных различий детей. Особое место среди этой группы методов занимает метод близнецов. При помощи данного метода исследуются сходство и различия между гомозиготными и гетерозиготными близнецами. Эти исследования позволяют приблизиться к решению одной из важнейших проблем возрастной психологии — об

органической (генотипической) и средовой обусловленности психики и поведения ребенка.

Из социальной психологии заимствована группа методов, посредством которых изучаются межличностные отношения в детских группах, взаимоотношения между детьми и взрослыми людьми. Это — наблюдение, опрос, интервью, социометрические методы, социально-психологический эксперимент.

1. Организационные методы. Организация психологического исследования может быть различной. Часто используется методсрезов: в достаточно больших детских группах (например, одновременно в 4-х, 5-х, 6-х классах и т.д.) с помощью конкретных методик изучается определенный аспект развития, например уровень развития интеллекта. В результате получают данные, характерные для этой группы детей — детей одного возраста или школьников, обучающихся по одной учебной программе.

Когда делается несколько срезов, подключается сравнительный метод: данные по каждой группе сравниваются между собой и делаются выводы о том, какие тенденции развития здесь наблюдаются и чем они обусловлены.

Лонгитюдный метод часто называется «продольным исследованием». Здесь прослеживается развитие одного и того же ребенка в течение длительного времени. Такого типа исследование позволяет выявить более тонкие тенденции развития, небольшие изменения, происходящие в интервалах, которые не охватываются «поперечными» срезами. Метод срезов и лонгитюдный метод дают возможность организовать психологическое исследование в целом.

2. Эмпирические методы. Поставив перед собой исследовательскую задачу и наметив основные пути ее решения, психолог делает еще ряд шагов в построении своей работы. Он выбирает один из методов получения результатов — наблюдение, экспериментальный метод или психодиагностический метод.

Рассмотрим особенности применения таких различных методов исследования, как наблюдение, эксперимент, тестирование и опрос в возрастной психологии.

Метод наблюдения — один из главных в психолого-педагогических исследованиях с детьми. Методы, используемые обычно при изучении взрослых,— тесты, эксперимент, опрос — недоступны детям, особенно в младенческом и раннем возрасте. Наблюдение — незаменимый метод в работе с маленькими детьми, хотя может применяться при изучении развития детей любого возраста. Наблюдения бывают сплошными, когда психолога интересуют все особенности поведения ребенка, но чаще выборочными, когда фик

сируются только некоторые из них.

Наблюдение — сложный метод, его использование должно отвечать ряду требований. В числе требований можно назвать:

— четко поставленная цель и разработанная схема наблюдений (наблюдатель знает, что именно он может увидеть и как это фиксировать, а кроме того, умеет быстро описывать наблюдаемые явления);

— объективность наблюдения (описывается сам факт — действие, фраза или эмоциональная реакция ребенка, а не его субъективное истолкование психологом);

— систематичность наблюдений (в эпизодических наблюдениях можно выявить не характерные для ребенка моменты, а случайные, зависящие от его сиюминутного состояния, от ситуации).

Для того чтобы получить результаты, необходимые для обобщения, наблюдение должно вестись регулярно. Вести наблюдение за детьми проще, чем за взрослыми, так как ребенок под наблюдением обычно более естествен, не играет специальных социальных ролей, свойственных взрослым.

Экспериментальный метод. Эксперимент часто является одним из самых надежных методов получения достоверной информации о психологии и поведении ребенка. Включение ребенка в экспериментальную игровую ситуацию позволяет получить непосредственные реакции ребенка на воздействующие стимулы и на основе этих реакций судить об особенностях психики ребенка.

Эксперимент с детьми проводится в обстановке, как можно более приближённой к привычным для них условиям. Эксперимент в работе с детьми позволяет получить лучшие результаты тогда, когда он организован и проведен в форме игры. Игровая ситуация в эксперименте вызывает заинтересованность ребенка.

В констатирующем эксперименте определяется уровень и особенности развития детей, присущие им в настоящее время. Это касается как личностного развития и отношений ребенка с окружающими, так и интеллектуального развития.

Наряду с разного рода констатирующими экспериментами, в возрастной психологии применяется формирующий эксперимент. Благодаря созданию специальных условий, в нем прослеживается динамика развития определенной психической функции.

Психодиагностические методы.Каждое направление экспериментально

го исследования предполагает свой набор более конкретных методов. Выбирая ту или иную методику, психолог исходит из задачи, стоящей перед ним, возраста детей (разные методики рассчитаны на разный возраст) и условий проведения эксперимента, которые он может обеспечить.

Развитие личности изучается с помощью бесед с детьми, письменных опросов и косвенных методов. К последним относятся так называемые проективные методы. Они основаны на принципе проекции — перенесении на других людей своих собственных потребностей, отношений, качеств. Ребенок, посмотрев на картинку со смутно изображенными на ней фигурами (детский вариант тематического апперцептивного теста), рассказывает о них, исходя из своего опыта, наделяя их своими заботами и переживаниями. Например, младший школьник, у которого главная проблема — успеваемость, часто представляет себе эти ситуации как учебные; неуспевающий ученик сочиняет историю о том, как мальчика-лентяя отец ругает за очередную «двойку», а аккуратная отличница наделяет того же персонажа прямо противоположными свойствами и повествует о его выдающихся успехах.

Отношения между детьми, сложившиеся в группе детского сада или школьном классе, позволяет определить социометрический метод. Ребенку предоставляется возможность выбрать трех сверстников, к которым он лучше всего относится, скажем, отвечая на вопрос: «С кем ты хочешь сидеть за одной партой?» Выборы детей, взаимные и невзаимные, раскрывают структуру отношений в группе: больше всего выборов получают «звезды» — самые популярные дети; есть дети предпочитаемые; дети, которых мало кто выбирает, для них особенно важна взаимность симпатий; и изолированные, отвергаемые — их никто не выбирает, они в наибольшей степени нуждаются в помощи.

То, что было сказано об эксперименте, имеет отношение и к методу психологического тестирования детей.

Работая с тестами интеллекта, психолог вычисляет IQ — интеллектуальный коэффициент:

Этика психологических исследований. Например, от психолога может зависеть судьба ребенка, недостаточно развитого в умственном плане. Если, используя интеллектуальные тесты и не разобравшись в причинах отставания, психолог рекомендует перевести такого ребенка из массовой школы во вспомогательную (для умственно отсталых детей), он тем самым лишает его полноценного будущего. Ребенок может быть интеллектуально сохранным, но педагогически запущенным — с ним мало общались дома, недостаточно занимались, и он не в состоянии самостоятельно решить тестовые задачи.

Могут остро стоять этические проблемы и при использовании других методов исследования. Далеко не все данные о развитии ребенка можно сообщать его родителям, воспитателям и учителям, другим детям. Нельзя разглашать, например, данные социометрии — это приведет к серии конфликтов в группе, испорченным отношениям у части детей, ухудшению положения «отверженных». Детский психолог несет моральную ответственность за тех детей, с которыми он работает. Он так же, как и медик, должен, прежде всего, руководствоваться принципом «не навреди».

Источник

Методика исследования в возрастной психологии и психологии развития

Понятие и особенности методов возрастной психологии

Методы исследования возрастной психологии представляют собой комплекс методик исследования, которыми пользуются в возрастной психологии. Они могут состоять из нескольких видов методик. Эти блоки в большинстве заимствуются из общей, дифференциальной и социальной психологии, при этом происходит их адаптирование к работе с представителями определенного возраста.

Методы исследования в возрастной психологии, которые касаются когнитивных процессов и личности ребенка, взяты из общей психологии и адаптированы к возрасту ребенка. Они концентрируются на изучении восприятия, внимания, памяти, воображения, мышления и речи. С помощью подобных методов формируется информация о возрастных особенностях познавательных процессов ребенка, включая преобразования этих процессов при взрослении, то есть статус перехода из одной возрастной группы в другую.

Многие методы исследования возрастных и индивидуальных различий ребенка заимствованы из дифференциальной психологии, при этом максимально популярен «метод близнецов», посредством которого исследуются сходства и различия гомозиготных и гетерозиготных близнецов. Через полученные данные ученые и исследователи делают вывод об органической (генотипической) и средовой обусловленности соответствующих явлений поведения и психики детей.

С помощью социальной психологии возрастная психология обеспечивается методами, которые дают возможность исследовать межличностные отношения в выбранных детских группах, в том числе взаимоотношения между взрослыми и детьми. К подобным методам относят: наблюдение, опрос, беседу, эксперимент, методы срезов, тестирование, анкетирование, анализ продуктов деятельности. Совокупность данных методов должна быть адаптирована к возрасту ребенка.

Рассмотрение основных методов возрастной психологии

Основным методом работы с детьми является наблюдение. Его часто выбирают предметом для написания курсовой студенты. Метод очень прост, что отличает его от тестов, эксперимента и опроса, которые представляют сложность для исследования детского поведения.

Наблюдение начинается с того, что ставятся цели, составляется программа наблюдения, разрабатывается план действий. Цель наблюдения состоит в определении того, ради чего оно ведется и какого результата можно ожидать в итоге. Для получения достоверных результатов, наблюдение должно быть регулярно, поскольку ребенок растет быстро и изменения его поведения и психики быстротечны. Например, поведение младенцев меняется на глазах, по этой причине, даже пропустив один месяц, исследователи лишаются возможности получить ценную информацию о развитии в этот период.

Чем младше ребенок, тем меньше интервал должен быть между наблюдениями. От рождения до 2—3 месяцев наблюдение за детьми осуществляется ежедневно; в период от 2 до 3 месяцев до 1 года — каждую неделю; от 1 года до 3 лет — ежемесячно; от 3 до 6—7 лет — один раз в 6 месяцев; в младшем школьном возрасте и более позднем возрасте — ежегодно.

Метод наблюдения в исследовании детей показал большую эффективность. Это обусловлено тем, что ребенок ведет себя более непосредственно и не играет социальные роли, которые навязаны взрослыми. С другой стороны, ребенок (особенно дошкольник) обладает недостаточно устойчивым вниманием и часто отвлекаются от своих привычных дел. По этой причине по возможности необходимо скрытое наблюдение, когда ребенок не видит наблюдателя.

Следующий метод наблюдения — опрос. Его проводят как устно, так и в письменном виде. Пользоваться данным методом не всегда просто, ведь ребенок может понять заданный вопрос по-своему, вложив в него другой смысл, чем хотел взрослый человек. Это происходит по той причине, что система понятий у ребенка значительно отличается от той, которую используют взрослые. Подобное явление можно отметить и у подростков. По этой причине прежде чем получить ответ на заданный вопрос, необходимо убедиться в правильности его понимания детьми, разъяснив и обсудив при этом неточности, и только после этого интерпретируя полученные ответы.

Эксперимент может являться одним из самых надежных методов, который позволяет получать информацию о детском поведении и психологии. Сущность эксперимента заключается в том, что в ходе исследования у ребенка могут быть вызваны интересующие исследователя психические процессы с созданием условий, которые необходимы и достаточны для проявления подобных процессов.

Ребенок при вступлении в экспериментальную игровую ситуацию, может вести себя непосредственно и эмоционально откликаться на предложенные ситуации. В этом случае он не играет никакой социальной роли, что дает возможность получить его истинные реакции на воздействующий стимул. Результаты считаются максимально достоверными тогда, когда эксперимент организован в виде игры. Здесь важно, чтобы игра выражала непосредственный интерес и потребности ребенка, в противном случае дети не смогут проявить свои интеллектуальные способности и необходимые психологические качества. Помимо этого, при включении в эксперимент, ребенок может действовать сиюминутно и спонтанно, по этой причине в течение всего эксперимента важно поддерживать у него интерес.

Еще одним методом возрастной психологии являются срезы, которые можно классифицировать на поперечные и продольные (лонгитюдные).

Основа данного метода заключается в том, что в группе детей используются определенные методики для исследования какого-либо параметра (например, интеллектуальный уровень). Преимуществом этого метода является получение за короткое время статистических данных о возрастном различии психических процессов с установлением влияния возраста, пола или другого фактора на основные тенденции психического развития. Недостатком метода является то, что при исследовании детей разного возраста нельзя получить сведения о самом процессе развития, включая его природу и движущие силы.

Используя метод продольных (лонгитюдных) срезов, происходит прослеживание развития группы одних и тех же детей в длительные периоды времени. Этот метод дает возможность установки качественных изменений в развитии психических процессов и личности ребенка, выявляя причины подобных изменений и изучая тенденции развития, незначительные изменения, которые не были охвачены поперечными срезами. Недостатком методы является то, что полученные результаты основаны на исследовании поведения небольшой группы детей, по этой причине распространение их на большое количество детей не всегда будет корректно.

Другие методы возрастной психологии

Тестирование в качестве метода дает возможность определить уровень интеллектуальных способностей и качеств личности. Здесь важно поддерживать у ребенка интерес к этому методу с помощью привлекательных для них способов (например, награда, поощрение). Осуществляя тесты, для детей часто используют взрослые тесты, адаптированные для каждого возраста. Примером может быть детские варианты теста Векслера, Кеттела.

Беседа представляет собой получение информации об испытуемом при непосредственном общении с ним: задаются целенаправленные вопросы и ожидаются ответы на них.

Этот метод можно отнести к эмпирическим. Важное условие эффективности беседы состоит в располагающей обстановке, доброжелательности, тактичности. Вопросы должны быть подготовлены заблаговременно, ответы зафиксированы без привлечения внимания испытуемого.

Анкетирование представляет собой метод получения сведений об испытуемом на основе его ответов на заранее подготовленные вопросы.

Анкетирование может быть нескольких видов: устное, письменное, индивидуальное или групповое.

Анализ продуктов деятельности — это метод исследования, использующий анализ продуктов деятельности ребенка (например, рисунки, чертежи, музыкальные произведения, сочинения, учебные тетради, личные дневники и т.д.). С помощью этого метода можно получить информацию о внутреннем мире детей, их отношении к окружающей действительности и людям, об особенностях их восприятия и прочих аспектах психики. Основной метода является принцип единства сознания и деятельности, в соответствии с которым происходит не только формирование психики ребенка, но и ее проявление в деятельности. Когда ребенок рисует или создает что-то, он предоставляет исследователям возможность раскрытия таких сторон его психики, о которые трудно было бы сложно или невозможно определить посредством других методов. На основе анализа рисунков исследуются познавательные процессы (ощущение, воображение, восприятие, мышление), способности к творчеству, проявления личности, отношение ребенка к окружающим людям.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *