какой метод лучше всего подходит для обучения рывку гири

Гиревой Спорт

Самая интересная и актуальная информация

Рывок гири в деталях: Часть 1. Замах, подрыв, прихват.

Многие задумываются о том, как важно иметь «железный» хват, для того, что бы результаты в рывке росли, а мозоли на лодонях становились крепкими и не срывались. Однако, когда доходит до дела, либо не хватает выносливости кисти и мышц предплечия, либо мозоли на лодонях срываются до крови, а результат все на том же месте. Что же не так? Давайте разберем фазу подрыва гири более детально и попытаемся понять, что может оказаться в этой цепочке «слабым звеном», на что стоит обратить более пристальное внимание.

Итак, в упражнении рывок фаза прохождения гири между ногами с момента ее сброса до крайней точки замаха и последующего подрыва, является если не основной, то, по крайней мере определяющей. Во-первых, именно в этот момент спортсмен чувствует вес гири в полном его объеме, борясь не только с весом как таковым, но и с ускорением свободного падения гири. С одной стороны сопротивляться этому «свободному падению» не стоит, что бы не затрачивать дополнительной энергии на остановку гири. С другой стороны, полностью отпускать гирю тоже не стоит. Рациональной работой в этом случае является так называемый «режим маятника» в котором тело спортсмена, сопровождая гирю, выполняет движения, помогающие не выронить гирю из руки и сопроводить ее в обратный путь, выполняя очередной подъем. Тяжелее всего удержать гирю в момент подрыва ее из крайней точки замаха. Именно в этот момент все силы брошены на удержание гири. Из школьного курса физики и из практического общения с качелями на детской площадке, подавляющее число людей знает, что чем дальше маятник уходит в замах, тем выше его выбрасывает на пути обратно. Получается, что одним из способов разгрузить хват в момент подрыва гири, можно считать уход в замах как можно дальше. Самым ярким примером такой манеры исполнения рывка можно считать Заслуженного мастера спорта России Сергея Мишина, который мог в таком ритме отработать все 10 минут с темпом 20 раз в минуту, не сорвав при этом ни одной мозоли.

Противоположным примером можно считать манеру выполнения рывка ЗМС Украины Федора Фуглева, который в момент подныва гири «садится» в полуприсед, нагружая ноги и спину. Секрет Фуглева в его феноменально функциональной погдотовке, которая дает ему возможность выполнять рывок в высоком темпе с минимальным расслаблением мышц ног, спины и предплечия. Я не зря привел здесь два крайних пимера, что бы можно было видеть в каких пределах может находиться ваша оптимальная техника замаха и подрыва гири при выполнении рывка.

С механикой выполнения маятникового движения мы разобрались. Но, что же делать для того, что бы удержать гирю и не сорвать мозоли? Для начала отметим, что при сбросе гири, дужка меняет свое положение на поверхности лодони. Если в момент фиксации гири над головой дужка лежит на основании большого пальца, то в момент замаха давление дужки гири распределено между остальными четырьмя пальцами, причем степень давления на различные поверхности лодони, зависит от того, насколько сильно сжата кисть в момент прихвата. Механизм до боли прост: если сжать лодонь в кулак сильно, то пердплечье включается в работу активнее, нежели в случае неполного сжатия лодони в кулак. Теперь можно поставить еще один немаловажный вопрос. Нужно ли стараться сделать замок, при котором большой палец ложится на указательный, или, как бывает в некоторых случаях, на средний палец, тем самым укрепляя хват? Во-первых, не у всех это получается делать в силу физиологических особенностей. Это не всегда связано с отсутствием фалангов пальцев, хотя в истории гиревого спорта были и есть атлеты, которым данные особенности не мешали добиваться высоких результатов в рывке. В силу небольших размеров кисти, в основном у изящных девушек, выполнение замка становится делом затруднительным, а иногда вовсе невозможным. Однако, высокие результаты в рывке показывают не только атлеты с крупными руками. Во-вторых, при подобном завате в замок, может потребоваться сильнее сжать кисть, что, в свою очередь, приведет к быстрому утомлению мыщц разгибателей кисти. Наблюдая за техникой выполнения рывка многократной чемпионки мира Ксении Дедюхиной, можно сделать вывод, что, отказавшись в свое время от «замка» в прихвате, Ксения значительно улучшила результат. В-третьих, мысль о том, что при сбросе гири вниз, нужно обязательно выполнить прихват с «замком», порой не дает возможности правильно поменять положение дужки, которая, плотно прилегая к поверхности лодони, осуществляет вращательные движения на ее поверхности, тем самым ускоряя процесс повреждения кожи. Все вышеизложенные факты ни в коем случае не отрицают положительного эффекта от взятия дужки гири в замок. Это может сильно помочь одним ателтам и так же сильно не помочь другим.

Еще один важный момент, вокруг которого ведется много споров – это положение кисти в фазе замаха. Как и в случае толчка по длинному циклу, есть преверженцы разворота кисти внутрь (большим пальцем назад), так и те, кому больше нравится кисть не заворачивать (большой палец вперед). С одной стороны, если предплечье и кисть остаются в том же положении, что и при фиксации гири над головой, исключается работу по «скручиванию» руки при уходе в замах и «раскручиванию» при выходе из замаха и подрыве. С другой же стороны, при развороте кисти во внутрь, бицепс и дельтовидная мышца имеет возможность растянуться и расслабиться, чего не происходив в случае разворота большим пальцем вперед. Раворот плеча и предплечья так же дает возможность увести гирю дальше в замах, что положительно сказывается на подрыве. Не редко опытными спотсменами применяется комбинированная техника, в завимости от того, какие группы мышц нужно включить или выключить из работы. Как правило к концу пятой и десятой минут для того, что бы не потерять гирю и продолжить выполнение упражнения, амплитуда движений уменьшается и подключается силовая составляющая – глубокий уход в ноги без разворота кисти внутрь и подрыв рукой согнутой в локте для амортизации в момент подрыва. Однако есть примеры спортсменов, которые одинаково хорошо владеют и тем и другим способом выполнения замаха с подрывом.

Грамотный тренер не тот, который каждому ученику советует одни и те же приемы, а тот, для которого каждый спортсмен уникален. В данной статье я не стараюсь давать советы, осебенно опытным гиревикам. Самый лучший способ нахождения истины – это правильно задаваемые вопросы. Почаще задавайте вопросы и не слушайте чужих советов (даже этот)!

В следующей части планируется рассмотреть положение гири в момент фиксации, распределение веса туловища в различных фазах рывка, варианты работы ног.

Источник

Урок физической культуры по теме «Обучение технике рывка гири»

какой метод лучше всего подходит для обучения рывку гири
какой метод лучше всего подходит для обучения рывку гири

На современном этапе развития спорта гиревой спорт набирает силу популярности, а также является одним из соревновательных видов спартакиады края, поэтому мы ввели в учебный процесс элементы гиревого спорта – толчок и рывок. Данные элементы позволяют формировать общие компетенции согласно Федеральным государственным образовательным стандартам.

В настоящее время в классификацию гиревого спорта ввели соревнования и среди женщин, это дает возможность проводить уроки гиревого спорта не только с юношами, но и с девушками. Необходимость занятий с гантелями и гирями в профессиональном образовании очевидна, создается база для организации самостоятельных занятий, что становится актуально при внедрении ФГОС.

Упражнения с гирями являются отличным фитнесом для формирования стройной фигуры, хорошей осанки и способом тренировки силовой выносливости.

Первое упражнение с гирями – РЫВОК. Это упражнение помогает достичь:
– мощной и взрывной силы бедер;
– интенсивного дыхания;
– навыка быстрого, “взрывного” силового эффекта;
– хорошего мышечного корсета;
– согласованной работы всего тела;
– гибкости суставов, эластичности мышц и связок.

Перечисленные навыки позволяют прогрессировать в любом упражнении с гирями. Уделяя много времени совершенствованию рывков, создается хорошая основа для укрепления физического здоровья. Изучение рывка начинается с гантельного комплекса, затем переход к упражнениям с гирями весом 8 кг, далее 10 и 12 кг.

Для лучшего освоения техники рывка обучение целесообразно разделить на части: 1) махи двумя руками, 2) попеременные махи со сменой рук, 3) синхронизация дыхания при выполнении махов и подъемов, 4) оптимальная доставка гири вверх и фиксация ее в верхнем положении. Далее, выполнить упражнение целиком – Рывок.

Особое внимание необходимо обращать на правильный захват дужки и фиксацию гири в верхнем положении руки.

Обучение махам и смене рук проводится сериями (2–3 маха одной рукой – смена – 2–3 раза другой – опустить гирю) по 2–3 подхода. Здесь важна работа ног и всего туловища. Смена рук производится тогда, когда гиря находится на махе впереди в выпрямленной руке на уровне пояса (в верхней “мертвой точке”). Это упражнение изучается на первых занятиях, а потом включается в подготовительную часть.

Обучение дыханию проводится с гирями весом по 4–8 кг. или с легкими гантелями. Главное – правильный вдох и выдох в каждой фазе рывка: при подъеме и опускании – вдох, при замахе и фиксации – выдох. Упражнение выполняется в 3–4 подхода по 8–10 повторений.

Обучение рывку в целом выполняется сериями – 5–6 повторений каждой рукой с их сменой по 3–4 подхода.

Что же такое рывок? Упражнение, когда гиря одним непрерывным движением поднимается вверх на прямую руку. Длительность одного рывка (с подъемом снаряда и опусканием) – в среднем 3–5 секунд. Техническая сложность связана с необходимостью реализовать свой двигательный потенциал при быстром движении гири, удержать ее над головой и сохранить устойчивое положение тела при высокой скорости чугунного шара, а также с умением расслаблять мышцы на всём протяжении упражнения. Оно состоит из четырех последовательных частей: замаха, подъема, фиксации и опускания. Изучив рывок гири как одно целое упражнение можно приступать к развитию силовой выносливости, воспитанию морально-волевых качеств.

Упражнения на формирование осанки с гирями выполняются во время общей и специальной разминки, а завершаются упражнениями на растягивание позвоночника, расслабление утомленных мышц и суставных связок, что, по законам физиологии обеспечивает более высокую результативность проводимых занятий.

Урок по обучению рывку гири не противоречит комплексной программе по физической культуре для юношей и девушек старшего школьного возраста. Данный урок входит в раздел “Гимнастика и силовая подготовка”, проводится в соответствии с календарно-тематическим планом, разработанном на основе рабочей программы по дисциплине “Физическая культура”.

В структуру методической разработки входят пояснительная записка, проект урока, структурная модель урока, конспект, список литературы и приложение.

Проект раскрывает цель и задачи урока, интеграцию с образовательными областями, способы и методы, применяемые на данном уроке.

Структурная модель урока описывает деятельность педагога и обучающихся на каждом этапе урока.

В приложении представлена презентация к проводимому уроку.

Содержание методической разработки соответствует принципу формирования общих компетенций в соответствие с ФГОС по дисциплине “Физическая культура” для всех специальностей начального и среднего профессионального образования. В результате обучения обучающиеся приобретают навыки по организации собственной деятельности, формированию собственного здоровья, определению методов и способов выполнения поставленных задач.

Урок может сопровождаться музыкальным и информационным оформлением и содержать информацию, позволяющую расширить представления обучающихся о гиревом спорте.

Содержание урока включает: теоретические сведения о гиревом спорте, терминологию, описание техники рывка в строгой логической последовательности, комплексы упражнений с гантелями и гирями, игровые элементы соревновательной направленности, рефлексию, домашнее задание. Домашнее задание рассчитано на 2 часа, что соответствует требованиям Федеральных государственных образовательных стандартов (п. 7.9).

В результате усвоения учебного материала на уроке, обучающиеся должны иметь представление о том, что:

2. Условия выполнения рывка:

Новизна представленного опыта состоит, прежде всего, в творческом переосмыслении традиционных методов обучения с учетом педагогической дидактики, возрастных и половых особенностей, психологии, индивидуальных возможностей и мотивов обучающихся, что необходимо при реализации ФГОС, это способствует совершенствованию форм обучения, использованию инновационных технологий обучения.

Методическая разработка может быть использована преподавателями физической культуры, педагогами дополнительного образования в системе начального и среднего профессионального образования.

Тема: Обучение технике рывка гири.

Цель: Разучить технику рывка гири.

Вид урока: Практико-формирующий.

Тип урока: Изучение нового материала.

Обеспечивающие:
– ОБЖ – прикладное значение силовых упражнений;
– физика – инерция тел, маятник, сила тяжести;
– анатомия человека – рельеф мышц, сердечно сосудистая система и система органов дыхания;

Обеспечиваемые:
– последовательное обучение технике рывка гири создает предпосылки для формирования общих компетенций и качественной подготовки студентов к профессиональной деятельности.

Способ организации учащихся:
– фронтальный, групповой, индивидуальный.

Метод обучения:
– репродуктивный, словесный, наглядный, практический.

Мест о проведения: спортивный зал.

Контингент: обучающиеся 2 курса НПО в количестве 15 человек.

Продолжительность занятия: 40 минут.

Инвентарь: гантели – 3–4 кг, гири – 8–10 кг, гимнастические коврики, свисток.

Интеграция с образовательными областями:

Коммуникация: поощрять игровую активность обучающихся, инициативу в процессе двигательной деятельности.

Безопасность: формировать навык безопасного поведения во время выполнения физических упражнений.

Деятельность преподавателяДеятельность учащегосяФормаМетод
1. Организационный (2 мин)

Мотивация учащихся к учебной деятельности, определение целей и задач.Понимание целей и задач.Фронтальная.Словесный.2. Подготовительный (13 мин)

Подготовка учащихся к основной части урока. Проводит разминку, повышает общую работоспособность организма.Воспринимают команды, выполняют задания и упражнения. Подготавливают организм к основной части урока.ГрупповаяПрактический.3. Основной. Получение новых знаний и практических умений (22 мин)

– Краткое сообщение о гиревом спорте и его преимуществах для физического развития.
– Красиво показывает технику рывка гири и раскрывает основные приемы.
– Показывает подводящие упражнения.
– Создает условия для формирования морально-волевых качеств.
– Обеспечивает общую физическую подготовку средствами индивидуальной работы.– Осмысление темы урока;
– свободное выражение своих мыслей;
– оценка своего физического развития;
– адекватное восприятие полученной информации по теме;
– выполняют упражнения под руководством преподавателя;
– отрабатывают технику рывка гири весом 8–10 кг.
– участвуют в круговой тренировке.Групповая

индивидуальная.Практический, наглядный.4. Релаксация (3 мин)

Показывает упражнения на восстановление дыхания и расслабление мышц.Выполняют задания.Групповой.Наглядный и практический.5. Подведение итогов (2 мин)

Оценивание деятельности студентов.Слушают.Фронтальный.Словесный.6. Домашнее задание (1 мин)

Выполнить упражнения силового характера.Индивидуальный.Практический.

Содержание урокаДозировка Организационно-методические указания
123
Подготовительная часть урока 15 мин.
I. Построение. Приветствие. Сообщение задач урока.

– Сегодня ознакомимся с правилами обращения с гантелями, правилами работы с гирями.

– приступим к обучению элементов рывка гири (замах, подъем, фиксация, опускание).

– Разучим подводящие упражнения для рывка гири.1′– Группа, становись! Равняйсь – смирно! По порядку рассчитайсь!

– Проверка готовности к уроку. Осмотр внешнего вида, осанки/

– на носках, руки за голову,
– на внешней стороне стопы,
– на внутренней стороне стопы,
– на пятках, руки на пояс,
– на сомкнутых пальцах ног и пятках, руки за спину.0,5 кр.
10”
10”

0,5 кр.– При движении на носках обратить внимание на правильную осанку, голову держать прямо, локти отвести максимально назад, стараясь соединить лопатки.V. Бег.

– Бег со сменой направления движения: по диагонали, противоходом, змейкой, спиной вперед.

– Бег с захлестыванием голени, руки за спиной.

– Бег с высоким подниманием бедра, руки согнуты перед собой ладонями вниз.

– Приставные шаги правым и левым боком, руки на пояс.

– Восстановление дыхания – вдох – выдох.

– Разминание кистей рук, локтевых, плечевых суставов.

– По ходу движения взять гантель в правую руку.

3. И.п. – стойка ноги врозь, гантель внизу, 1-4 – круговые движения руками вправо; 5-8 – то же влево.

4. И.п. – стойка ноги врозь, гантель за головой на плечах, 1– наклон вправо; 2– и.п. 3-4 – то же влево.

– Локти в стороны, лопатки свести.

5. И.п. – стойка ноги врозь по шире, гантель за головой, 1– наклон вперед, 2– и.п. 3-4– то же.4 раза

– При наклоне спину держать прямо или чуть прогнутой.

6. И.п. – широкая стойка ноги врозь, гантель внизу 1– наклон, гантель к правой, 2– наклон вперед, 3– наклон к левой, 4– и.п.

– Рука полностью выпрямлена. Спину держать прямо.

8. И.п. – стойка ноги врозь по шире, гантель внизу в руках, 1– гантель вверх, 2– опустить вниз между ногами, 3 – мах гантели вверх, 4 – опустить, замах вниз между ногами (“дровосек”).4 раза– Выполнять маятниковые движения. Махи руками свободные, ноги в коленях не сгибать

9. И.п. – о.с. гантель в руках на груди, 1– выпад правой, махом гантель вверх; 2– и.п. 3-4 – то же с левой.

10. И.п. – то же, (прыжки на двух – ноги врозь, ноги вместе), 1– гантель вверх, 2 –и.п.

6 раз– Добиться координированных движений рук и ног.11. Гантели положить на пол, восстановить дыхание; 1– руки вверх – вдох, 2 – опустить – выдох4 раза– Дать установку на расслабление.

X. Перестроение в колонну по одному – движение в обход по залу, гантели убрать.

ХI. Построение в одну шеренгу – проверка пульса за 10 сек. (20–22уд.)1′

Гантели убрать.Основная часть урока 22 мин.XII. Обучение рывку гири 8–12 кг.

1. Краткая беседа о влиянии занятий с гирями на развитие отдельных мышечных групп, на внешность человека в целом, на походку, осанку, манеру держаться. Добавить, что гири имеют ряд достоинств и преимуществ по сравнению с другими видами спорта. Рывок является соревновательным упражнением у девушек.

2 ‘Студенты внимательно слушают.2. Показать технику выполнения рывка гири в целом:

– старт, замах, подрыв – подсед, фиксация, опускание. Показать перехват в другую руку.

3. Сообщить о правилах безопасности при выполнении упражнений с гирями.

4. Движение в обход налево, по ходу движения взять гантели (гири )

30”– Показываю рывок гири, стоя правым боком, в медленном темпе, фиксируя основные элементы рывка гири.

-Дистанция три шага – по ходу движения взять гирю1235. Специально-вспомогательные упражнения с гирями.10 ‘1. И.п. – стойка ноги врозь по шире, взявшись за дужку гири сверху. Сгибание и разгибание ног.

8 раз– При разгибании ног плечи разворачивать наружу, соединяя лопатки.2. И.п. – то же. Разгибание ног и одновременно двумя руками подтянуть гирю к подбородку. Вернуться в И.п.8 раз– Движение выполняется слитно. Локти поднимать выше подбородка.3. И.п. – то же. Разгибая ноги, одновременно поднять гирю вверх над головой на выпрямленные руки. Вернуться в И.п.8 раз– Движение выполняется слитно. При подъеме гири вверх – вдох, при опускании – выдох.4. И.п. – стойка ноги врозь, захват правой за дужку гири. Рывковым движением подъем гири на грудь, продевая кисть внутрь дужки. Скинуть гирю с плеча на замах. То же другой рукой.

8 раз– Подъем гири начинать с разгибания ног. Гирю садить на плечо мягко, разворачивая кисть наружу.5. И.п. – Стойка ноги врозь шире плеч, двумя руками захват гири за дужку сверху. Выполнить махи до уровня груди, разгибая спину и ноги в коленных и тазобедренных суставах

8 раз– При замахе гири назад спину держать прямой. При махе вперед-вверх плечи отводим назад.6. И.п. – то же. Три маха одной рукой, затем перехват и три маха другой.4 раза– Следить за техникой. При махе вперед дужку разворачивать наружу. Перехват производить в верхней “мертвой” точке.7. И.п. – стойка ноги врозь, гиря за головой. Наклоны вперед.6 раз– При наклоне спину держать прямо, чуть прогнутой.8. И.п. – стойка ноги врозь, гиря в правой на груди. Сгибая ноги, скинуть гирю вниз на замах, махом вперед-вверх, разгибая ноги и спину, вернуть в и.п.5 раз на каждую руку– Обратить внимание при опускании на захват гири фалангами пальцев.

При подъеме – на разворот гири наружу, мягко прижимая к плечуПосле выполнения специально – вспомогательных упражнений переходим к выполнению рывка гири.

– рывок гири 8 кг двумя руками;

– рывок гири одной рукой;

– рывок гири другой рукой.

3 раза– Настроиться на выполнение рывка гири в целом.

– В верхнем положении гирю мягко развернуть наружу, кисть продеть в дужку, освобождая пальцы.XIII. Перестроение из шеренги по два в колонну по одному.

– По ходу движения гири положить на место и взять гимнастические коврики в правую руку.

– Перестроение в две шеренги лицом друг другу. Положить гимнастические коврики и лечь на спину.

– Дистанция три шага – положить гириXIV. Упражнения на растяжку и восстановление мышечно-связочного аппарата.

1.И.п. – лежа на спине, руки вдоль туловища.

1-2 – обхватить руками колени (выдох), 3–4 – и.п. (вдох).

4. И.п. – то же, руки вверх. Поднять одновременно руки и ноги (“лодочка”) – задержаться на 10 сек.1 раз– Тянуть руки вверх, носки тянуть внизXV. Игры на проявление силы.

– Борьба на пальцах рук /правой и левой рукой/.

– Борьба на руках /правой и левой рукой/.

– Борьба спиной друг к другу, скрепив руки в локтях.

XVI. Рефлексия студентов по уроку30”

– Выслушать впечатление студентов об уроке.Заключительная часть 3 мин.XVII. Построение.

XVIII. Подведение итогов.

XIX. Домашнее задание.30’

Д/З Прыжки из приседа 2х10,

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *