какой метод лежит в основе системы качества мед организации
Какой метод лежит в основе системы качества мед организации
НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
СИСТЕМЫ МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА
Рекомендации по улучшению процессов в учреждениях здравоохранения
Quality management systems. Guidelines for process improvements in health service organizations
Дата введения 2010-01-01
Предисловие
1 ПОДГОТОВЛЕН Закрытым акционерным обществом «Медитест» на основе собственного перевода на русский язык англоязычной версии стандарта, указанного в пункте 4
2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 436 «Управление качеством медицинских изделий»
При применении настоящего стандарта рекомендуется использовать вместо ссылочных международных стандартов соответствующие им национальный и межгосударственный стандарты, сведения о которых приведены в дополнительном приложении ДА
6 ПЕРЕИЗДАНИЕ. Август 2020 г.
Введение
Целью настоящего стандарта является использование предложений международной экспертной группы по разработке или усовершенствованию систем менеджмента качества учреждений здравоохранения, что позволяет осуществлять непрерывное улучшение работы данных учреждений, предотвращать ошибки или нежелательные события, уменьшать непроизводительные расходы, а также вносить вклад в достижение удовлетворенности потребителей услуг данных учреждений и других заинтересованных сторон.
Настоящий стандарт включает в себя многие положения [1]. Каждый раздел настоящего стандарта связан с соответствующей частью [1], а также включает в себя все требования [2], что позволяет добиться наибольшей совместимости международных стандартов [1], [2] и настоящего стандарта и созданной на их основе системы менеджмента качества.
Настоящий стандарт основан на применении процессного подхода к разработке, внедрению и улучшению систем менеджмента качества в учреждениях здравоохранения, что обеспечивает непрерывность менеджмента качества.
Каждый раздел настоящего стандарта содержит также вопросы, на которые следует ответить, так как они важны для разработки, внедрения и применения систем менеджмента качества в учреждениях здравоохранения, и примеры по внедрению настоящих рекомендаций в системы менеджмента качества учреждений здравоохранения.
1 Область применения
Настоящий стандарт содержит рекомендации, дополняющие требования [2], и включает в себя рассмотрение вопросов результативности и эффективности системы менеджмента качества учреждения здравоохранения, а следовательно, потенциала по улучшению деятельности данного учреждения. По сравнению с [2] расширены цели, направленные на удовлетворенность потребителей и качество продукции; эти цели включают в себя также удовлетворенность всех заинтересованных сторон и улучшение деятельности учреждений здравоохранения.
Требования настоящего стандарта распространяются на процессы учреждения здравоохранения, и, таким образом, принципы менеджмента качества, положенные в основу настоящего стандарта, могут быть распространены на учреждение здравоохранения в целом. Основное внимание в настоящем стандарте сосредоточено на достижении постоянного улучшения деятельности, измеряемого степенью удовлетворенности потребителей и других заинтересованных сторон.
Настоящий стандарт содержит методические указания и рекомендации, но не предназначен для сертификации, использования в контрактах и нормативных документах или в качестве руководства по внедрению [2].
1.1 Область применения. Дополнение для учреждений здравоохранения*
Настоящий стандарт содержит дополнительные рекомендации для учреждений здравоохранения (см. 3.1.8), участвующих в менеджменте и поставках медицинской продукции (услуг), включая подготовку и/или изучение потребителей независимо от вида, объема и содержания предоставляемой продукции (услуг).
Определения терминов, таких как пациент/клиент, основные, дополнительные и специализированные медицинские услуги, могут нести разную смысловую нагрузку в учреждениях здравоохранения разных регионов. Процессы, действующие в конкретном учреждении здравоохранения для обеспечения указанных видов медицинских услуг, рекомендуется включать в систему менеджмента качества данного учреждения. Рекомендации и методические указания настоящего стандарта применяют ко всем структурным подразделениям учреждения здравоохранения, деятельность которых может влиять на качество предоставляемой продукции (услуг), включая дополнительные услуги.
2 Нормативные ссылки
Заменен на ISO 9000:2015.
ISO 19011:2002 Guidelines for quality and/or environmental management systems auditing (Руководящие указания по аудиту систем менеджмента качества и/или систем экологического менеджмента)
Заменен на ISO 19011:2018.
3 Термины и определения
В настоящем стандарте применены термины и определения по ИСО 9000. Приведенные ниже термины, используемые в [1] для описания цепи поставок, были изменены для отражения действующей в настоящее время терминологии: поставщик организация потребитель (заинтересованные стороны).
В тексте настоящего стандарта термин «продукт» может означать также «услуга».
3.1 Термины и определения. Дополнение*
Для целей настоящего стандарта применяют определения по ИСО 9000 «Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь». Однако если встречаются термины, определения которых отличаются от приведенных в ИСО 9000, то следует использовать определения, приведенные в соответствии с настоящим стандартом:
3.1.1 нежелательное событие (adverse event): Любое событие, несовместимое с желательной, нормальной или обычной деятельностью учреждения здравоохранения. Как правило, это событие регистрируют и составляют отчет об инциденте. Такое событие может быть также названо «сигнальным», то есть требующим немедленных корректирующих действий. Если нежелательное событие является результатом ошибки (невыполнение запланированных действий или использование неправильных планов, разработанных для достижения цели), то его можно рассматривать как предупреждающее нежелательное событие, например:
— несоответствующие действия с лекарственными средствами (несвоевременный прием, неправильная дозировка, несоответствующий пациент/клиент, несоответствующее лекарственное средство);
— непредвиденные результаты лечения или проведения лечебной процедуры;
— посторонние предметы, непреднамеренно оставленные в теле пациента/клиента;
— непредвиденные неврологические расстройства (не наблюдавшиеся при поступлении в учреждение здравоохранения);
— ошибочная идентификация пациента/клиента;
— инфекции и/или заболевания, приобретенные в учреждении здравоохранения (так называемые внутрибольничные инфекции и заболевания);
— ошибочное хирургическое вмешательство;
— несрабатывание или неправильное срабатывание оборудования с причинением или без причинения травмы пациенту/клиенту/персоналу.
3.1.2 протокол ведения пациента (care plan): Документирование результатов общего осмотра, предварительного диагноза, назначенного лечения, данных мониторинга и результатов обследования пациента/клиента, включающее в себя медикаментозное лечение, лечебные процедуры, диагностические тесты/исследования и дополнительные услуги, предписанные в контексте лечения пациента/клиента (см. 3.1.11).
3.1.3 потребитель (customer): Организация, лицо или популяция, получающая продукцию (услугу) (см. ИСО 9000, пункт 3.3.5) (примерами терминов, относящихся к потребителям медицинских услуг или описывающих данных потребителей, могут быть объект предоставления услуг, семья, группа лиц, конкретная популяция).
1 Термин «потребитель» в рамках настоящего стандарта включает в себя другие термины, в том числе термины «пациент», то есть лицо, являющееся объектом оказания медицинской помощи, и «клиент», то есть лицо, пользующееся услугами профессионалов.
2 В настоящем стандарте под термином «пациент/клиент» понимают основного потребителя медицинских услуг.
3 Потребитель может быть внутренним или внешним по отношению к учреждению здравоохранения и представлять собой пациента/клиента, семью пациента/клиента, врача пациента/клиента, другого медицинского работника, сообщество, нанимателя, плательщика, например, страховую компанию, руководителя третьей стороны или представителей уполномоченного органа здравоохранения. Потребителя и поставщика определяют по их деловым взаимоотношениям, например, потребитель может стать поставщиком при изменении данных взаимоотношений.
3.1.4 выписка пациента (discharge): Оставление пациентом учреждения здравоохранения или его перевод в другое отделение данного учреждения (другое учреждение здравоохранения) по завершении текущего лечения.
3.1.5 защита от ошибок (error-proofing): Применение особенностей процессов жизненного цикла или конструкции медицинского изделия для предотвращения приемки или дальнейшего использования несоответствующей продукции (см. 3.1.14).
3.1.6 медицинские услуги (health service): Все виды услуг (см. 3.1.18), предоставляемые для осмотра, диагностики, обследования, лечения, диспансеризации, профилактики заболеваний и реабилитации.
3.1.7 взаимодействие в области здравоохранения (health service transaction): Любые деловые взаимоотношения между заинтересованными в медицинских услугах сторонами, например передача и документирование услуг либо предоставление и получение лечения или услуг.
3.1.8 учреждение здравоохранения (health service organization): Организация, предоставляющая медицинские услуги.
3.1.9 измерительная система (measurement system): Совокупность операций, процедур, средств измерений и другого оборудования, а также программных средств и персонала, используемых для определения числовых значений измеренных характеристик.
3.1.10 количественный показатель (metric): Результат измерения(й), определяющий числовое значение воздействия конкретного(ых) фактора(ов).
3.1.11 пациент/клиент (patient/client): (см. 3.1.3, примечание 1).
Критерии оценки качества медицинской помощи
ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в РФ» № 323-ФЗ от 21.11.2011 г. устанавливает возможность проведения экспертизы качества медицинской помощи.
Экспертиза качества медицинской помощи может производиться в целях выявления нарушений при оказании медицинской помощи, в том числе:
оценки своевременности оказания медицинской помощи;
оценки правильности выбора методов профилактики, диагностики, лечения и реабилитации;
оценки степени достижения запланированного результата.
Это следует из положений ч.1 ст.64 Федерального закона № 323-ФЗ от 21.11.2011 г.
Положения ч.1 ст.64 Федерального закона № 323-ФЗ от 21.11.2011 г. согласуются с определением понятия «качество медицинской помощи», которое закреплено в п.21 ст. 2 данного закона.
Так, согласно п. 21 ст. 2 Федерального закона № 323-ФЗ от 21.11.2011 г. качество медицинской помощи – это совокупность характеристик, отражающих своевременность оказания медицинской помощи, правильность выбора методов профилактики, диагностики, лечения и реабилитации при оказании медицинской помощи, степень достижения запланированного результата.
Экспертиза качества медицинской помощи, установленная законодательством РФ, является важным элементом правоотношений в сфере охраны жизни и здоровья, и обеспечивает защиту конституционного права каждого на охрану жизни, здоровья и медицинскую помощь (ст.ст.7, 41 Конституции РФ, ст.ст.18, 19 Федерального закона № 323-ФЗ от 21.11.2011 г.).
От экспертизы качества медицинской помощи следует отличать независимую оценку качества оказания услуг медицинскими организациями (ст.79.1 Федерального закона № 323-ФЗ от 21.11.2011 г.).
В ст.79.1 Федерального закона № 323-ФЗ от 21.11.2011 г. сказано, что независимая оценка качества оказания услуг медицинскими организациями является одной из форм общественного контроля и проводится в целях предоставления гражданам информации о качестве оказания услуг медицинскими организациями, а также в целях повышения качества их деятельности. При этом, ч.1 ст. 79.1 Федерального закона № 323-ФЗ от 21.11.2011 г. прямо говорит о том, что независимая оценка качества оказания услуг медицинскими организациями не осуществляется в целях контроля качества и безопасности медицинской деятельности, а также экспертизы и контроля качества медицинской помощи.
Законодательством РФ установлены критерии оценки качества медицинской помощи (далее – критерии качества).
Критерии качества, как следует из ст.64 Федерального закона № 323-ФЗ от 21.11.2011 г., формируются по группам заболеваний или состояний на основе:
порядков оказания медицинской помощи;
стандартов медицинской помощи;
клинических рекомендаций (протоколов лечения) по вопросам оказания медицинской помощи.
Критерии качества утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
В настоящее время критерии качества утверждены приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 7 июля 2015 г. № 422ан «Об утверждении критериев оценки качества медицинской помощи» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 13 августа 2015 г., регистрационный № 38494).
Однако, с 1 июля 2017 г. этот документ утрачивает силу, поскольку с указанной даты начнут действовать новые критерии качества, утвержденные Приказом Минздрава РФ № 520н от 15.07.2016 г. «Об утверждении критериев оценки качества медицинской помощи». (Зарегистрировано в Минюсте РФ 8 августа 2016 г. Регистрационный № 43170)
Согласно Приказу № 520н от 15.07.2016 г. критерии качества применяются при оказании медицинской помощи:
в медицинских организациях;
а также в иных организациях, осуществляющих медицинскую деятельность,
имеющих лицензию на медицинскую деятельность, полученную в порядке, установленном законодательством РФ.
Соответственно, критерии качества, утвержденные Приказом № 520н от 15.07.2016 г., относятся к медицинским организациям независимо от формы собственности и условий оказания медицинской помощи (на возмездной или безвозмездной основе).
Критерии качества применяются в целях оценки своевременности оказания медицинской помощи, правильности выбора методов профилактики, диагностики, лечения и реабилитации, степени достижения запланированного результата.
В соответствии с Приказом 520н от 15.07.2016 г. критерии качества применяются:
1) по группам заболеваний (состояний);
В частности, критерии качества установлены в отношении следующих групп заболеваний:
критерии качества при некоторых инфекционных и паразитарных болезнях;
критерии качества при болезнях крови, кроветворных органов и отдельных нарушениях, вовлекающих иммунный механизм;
критерии качества при болезнях эндокринной системы, расстройствах питания и нарушениях обмена веществ;
критерии качества при болезнях глаза и его придаточного аппарата;
критерии качества при болезнях уха и сосцевидного отростка;
критерии качества при болезнях системы кровообращения;
критерии качества при болезнях органов дыхания;
критерии качества при заболеваниях органов пищеварения, в том числе болезней полости рта, слюнных желез и челюстей (за исключением зубного протезирования);
критерии качества при болезнях кожи и подкожной клетчатки;
критерии качества при болезнях мочеполовой системы;
критерии качества при беременности, родах и послеродовом периоде;
критерии качества при симптомах, признаках и отклонениях от нормы, выявленных при клинических и лабораторных исследованиях, не классифицированных в других рубриках;
критерии качества при травмах, отравлениях и некоторых других последствиях воздействия внешних причин.
2) по условиям оказания медицинской помощи:
в отношении медицинской помощи, оказываемой в амбулаторных условиях;
в отношении медицинской помощи, оказываемой в условиях дневного стационара;
в отношении медицинской помощи, оказываемой в стационарных условиях.
Порядок проведения экспертизы качества медицинской помощи устанавливается законодательством РФ.
В настоящее время такой порядок разработан только в отношении медицинской помощи, которая оказывается в рамках программ обязательного медицинского страхования (далее – ОМС).
Так, в ч.3 ст. 64 Федерального закона № 323-ФЗ от 21.11.2011 г. сказано, что экспертиза качества медицинской помощи, оказываемой в рамках программ обязательного медицинского страхования, проводится в соответствии с законодательством РФ об обязательном медицинском страховании.
В частности, проведение экспертизы медицинской помощи, оказанной в рамках ОМС, регулируется:
Федеральным законом № 326-ФЗ от 29.11.2010 г. «Об обязательном медицинском страховании в РФ» (ст. 40 Организация контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи);
Приказом ФФОМС от 01.12.2010 № 230 (ред. от 29.12.2015) «Об утверждении Порядка организации и проведения контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию» (Зарегистрировано в Минюсте России 28.01.2011 № 19614).
Далее, в ч.4 ст. 64 Федерального закона № 323-ФЗ от 21.11.2011 г. сказано, что экспертиза качества медицинской помощи, за исключением медицинской помощи, оказываемой в соответствии с законодательством РФ об обязательном медицинском страховании, осуществляется в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Между тем, такой порядок в настоящее время находится лишь в проекте.
Так, с целью реализации ч.4 ст. 64 Федерального закона № 323-ФЗ от 21.11.2011 г., в настоящее время, Минздравом РФ подготовлен проект (по состоянию на 14.12.2016 г.) Порядка осуществления экспертизы качества медицинской помощи, за исключением медицинской помощи, оказываемой в соответствии с законодательством РФ об обязательном медицинском страховании.
Как указано в проекте документа экспертиза качества будет проводиться путем проверки соответствия предоставленной пациенту медицинской помощи критериям оценки качества медицинской помощи.
Таким образом, в настоящее время, если медицинская помощь предоставлена не в рамках ОМС, а на платной основе, то экспертизу качества помощи можно провести путем обращения к другим консультантам или в Бюро судебно – медицинской экспертизы.
Алгоритм построения системы внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности
Публикую алгоритм построения системы внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности по новому приказу Минздрава от 07.06.2019 № 381н, который я применяю в моей многолетней практике по построению систем менеджмента качества. Этот алгоритм уже доказал свою эффективность во многих медицинских организациях.
Готовый комплект документов по внутреннему контролю качества и безопасности медицинской деятельности медицинской организации смотрите ЗДЕСЬ
1.Назначьте уполномоченного по качеству по всей организации, который входит в комиссию по качеству (является сопредседателем комиссии), либо возглавляет Службу по качеству.
Рекомендовано создавать Службу качества или отдел по качеству, если в медицинской организации по штатному расписанию свыше 300 сотрудников.
Закажите бесплатно пример Положения Службы качества.
В форме заявки пишите — «Положение Службы по качеству»
Построение системы внутреннего контроля качества и менеджмента качеств в ГБУ «Республиканский клинический госпиталь ветеранов войн» г. Грозный, ноябрь, 2019 г.
2.Составьте реестр процессов и процедур по внутреннему контролю качества и безопасности медицинской организации.
Для разработки такого Реестра изучите, какие направления по внутреннему контролю качества соответствуют вашей медицинской организации в соответствии с деятельностью, заявленной в лицензии вашей медицинской организации. Для этого ориентируйтесь на «Предложения (практические рекомендации) по организации внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности в медицинской организации ( стационаре/поликлинике/лаборатории)ФГБУ «Центр мониторинга и клинико-экономической экспертизы» Росздравнадзора».
Разработайте таблицу соотношения 37 критериев качества (пункт17) Приказа 381н с процессами и процедурами вашей организации по приказу 381н и «Практическими рекомендациями» Росздравнадзора.
Помните, что пункты Приказа 381н, в частности, пункт 17, который содержит 38 подпунктов по критериям внутреннего контроля, напрямую связаны с «Предложениями (практические рекомендации) по организации внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности в медицинской организации ( стационаре/поликлинике/лаборатории)ФГБУ «Центр мониторинга и клинико-экономической экспертизы» Росздравнадзора».
3. Назначьте ответственных по направлениям (процессам и процедурам) внутреннего контроля качества.
Закрепите эту ответственность в Приказе по организации системы внутреннего контроля качества и безопасности деятельности медицинской организации.
Сделайте заявку на пример Приказа по организации ВКК — бесплатно!
В форме заявки пишите — «Приказ по организации ВКК»
4. Определите состав центральной комиссии по ВКК и подкомиссий по ВКК по филиалам медицинской организации (при наличии филиалов) или, если организация небольшая, просто комиссии по ВКК.
Если у вас небольшая медицинская организация, я рекомендую вместо Службы качества, организовать комиссию по качеству, куда войдут руководитель медицинской организации, в качестве председателя Совета по качеству, уполномоченный по качеству и все ответственные по процессам и процедурам внутреннего контроля качества вашей медицинской организации. Если организация большая, то делаем и Службу качества. В Службу качества войдут уполномоченные по качеству по отделениям вашей мед. организации, также хорошо включить в состав Службы качества юриста.
5. Разработайте Положение о порядке организации и проведении внутреннего контроля качества и безопасности вашей медицинской организации.
Процитирую Приказ 381н в части того, что должно содержать данное Положение.
Положение должно регламентировать: «функции и порядок взаимодействия Комиссии (Службы) и (или) Уполномоченного лица, руководителей и (или) уполномоченных работников структурных подразделений медицинской организации, врачебной комиссии медицинской организации в рамках организации и проведения внутреннего контроля;
— цель, задачи и сроки проведения внутреннего контроля;
— основания для проведения внутреннего контроля;
— права и обязанности лиц, участвующих в организации и проведении внутреннего
— порядок регистрации и анализа результатов внутреннего контроля;
— порядок использования результатов внутреннего контроля в целях управления качеством и безопасностью медицинской деятельности».
Закажите пример Положения о порядке организации и проведения внутреннего контроля качества и безопасности медицинской организации — бесплатно!
В форме заявки пишите — «Положение по ВКК»
6.Разработайте должностную инструкцию уполномоченного по качеству
Сделайте заявку и получите бесплатно пример должностной инструкции уполномоченного по качеству — бесплатно!
В форме заявки пишите — «ДИ уполномоченного по ВКК»
7. Разработайте Приказ о внутреннем контроле качества, который утверждает должностную инструкцию уполномоченного по качеству и Положение о порядке организации внутреннего контроля качества.
8. Разработайте План-график по стандартизации процессов и процедур (СОПов) внутреннего контроля качества.
Для стандартизации регламентации ( стандартизации) системы внутреннего контроля качества возьмите за основу процессный подход в управлении, который лежит в основе системы менеджмента качества (международный и национальный стандарт ИСО 9001). Процессный подход при стандартизации и управлении системой внутреннего контроля качества позволит вам значительно сократить документацию по внутреннему контролю качества, так как каждое направление можно рассматривать как процесс. И стандарт на процесс будет содержать все необходимые алгоритмы и СОПы по соответствующему направлению внутреннего контроля качества. В итоге, к примеру, в вашей организации будет 25 стандартов по процессам и процедурам ВКК вместо сотни и более отдельных документов – СОПов и алгоритмов.
9. Разработайте стандарты организации по ВКК по процессам и процедурам ВКК или доработайте шаблоны стандартов по ВКК, если вы решили сэкономить ваше время и приобрести готовые стандарты по процессам ВКК.
Для стандартизации каждого направления ( процесса) или доработке приобретенной заготовки по стандарту на процесс внутреннего контроля качества соберите рабочую группу по главе с ответственным за процесс. Ответственный за процесс по подходам процессного управления может называться «владельцем процесса». В рабочую группы должны войти специалисты, которые будут исполнителями требований по данному процессу и знают содержание деятельности по соответствующему направлению.
После того, как вы стандартизируете систему внутреннего контроля качества, разработайте План (Программу) мероприятий по внутреннему контролю качества мед. организации. Эта Программа (план) является обязательным документом ВКК по приказу 381н. Чтобы быстро и неформально разработать этот План, дайте задание каждому ответственному за процесс разработать Программу мероприятий по процессу. Сложив все Программы по процессам ВКК, вы и получаете План мероприятий по внутреннему контролю качества на год.
Закажите Каталог документации по ВКК бесплатно!
В форме заявки пишите — «Каталог документации по ВКК»
10.На основе разработанных процессов и процедур по ВКК разработайте приложения к должностным инструкциям по функционалу ВВК.
Дополнения к должностным инструкциям по функционалу персонала медицинской организации в рамках внутреннего контроля качества возможно написать только после того, как вы разработали стандарты по процессам и процедурам внутреннего контроля качества, так как при стандартизации процессов ВКК очень четко определяются ответственные и исполнители по этапам (функциям) каждого процесса, прорабатывается описание этих функций, показатели результативности и результаты по выполнению функций процесса.
11.Доработайте Положения о подразделениях на основе разработанных процессов и процедур по ВКК и должностных инструкций по функционалу ВВК.
12.Начните проводить внутренние аудиты по процессам и процедурам по ВКК не реже одного раза в квартал. Программа внутренних аудитов на год, Отчеты по проведенным внутренним аудитам с разработанными в них корректирующими мероприятиями по выявленным несоответствиям являются обязательными документами в рамках требования Приказа 381н.
13.Начните проводить совещания по анализу результативности процессов внутреннего контроля качества (не реже одного раза в квартал). Результат проведения совещаний – Протоколы совещания с решениями по анализу ВКК, корректирующими мероприятиями и мероприятиями по улучшению. (не реже одного раза в квартал).
14.Раз в полгода делайте Сводный отчет по результативности ВКК, доводите Отчет до сведения персонала на совещании по анализу результативности ВКК.
Смотрите запись моего вебинара «Организация внутреннего контроля качества медицинской организации в связи с отменой приказа 381н»
Запишитесь на бесплатную консультацию по организации системы внутреннего контроля качества в вашей медицинской организации.
Консультация проводится по скайпу в течение часа.
В форме заявки пишите — «ДИ уполномоченного по ВКК»