какой метод используется при реализации краеведческого принципа изучения географии
Краеведческий принцип в преподавании всех курсов географии
Дата публикации: 21.11.2016 2016-11-21
Статья просмотрена: 1839 раз
Библиографическое описание:
Хольшина, М. А. Краеведческий принцип в преподавании всех курсов географии / М. А. Хольшина, А. А. Санчат. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 24 (128). — С. 540-542. — URL: https://moluch.ru/archive/128/35496/ (дата обращения: 14.11.2021).
Сущность школьного краеведения заключается во всестороннем изучении учащимися в учебно-воспитательных целях определенной территории своего края под руководством учителя. Значение краеведческого принципа в преподавании географии состоит в том, что при изучении своей республики у учащихся формируются правильные представления о многих объектах, явлениях и процессах, которые в свою очередь служат основой для формирования понятий. Тем самым краеведческий принцип дает возможность строить преподавание согласно дидактическому принципу: «от неизвестному к известному», «от близкого к далекому» [3].
Программное учебное краеведение преследует две задачи: одна из них — всестороннее изучение своей республики и накопление краеведческого материала, которое происходит во время учебных экскурсий, наблюдений и практических работ на местности, а другая — использование этого материала в преподавании географии.
Использование учителем в ходе краеведческого материала значительно активизирует деятельность учащихся. Это имеет большое значение для решения вопроса о выборе методов обучения и о формах связи учебных занятий с краеведением. Наибольшие трудности возникают у учителя в связи с необходимостью сохранить нужную пропорцию в количественном и качественном отборе краеведческого материала, используемого на уроке в учебных и воспитательных целях. Краеведческие сведения должны быть достаточными, чтобы из них можно было вычленить материал, помогающий усвоению географии, но они не должны заменять собой сам предмет. Их объем должен быть таким, чтобы обеспечить сознательное и прочное усвоение изучаемого географического материала.
Вначале, на первом этапе изучения начального курса географии, используются сведения о своем крае, полученные до школы и вне школы на основе жизненного опыта. Далее, на втором этапе, учащиеся выполняют краеведческие задания, помещенные в школьную программу, учебники по географии и отдельные задания могут составляться учителем. Третий этап — изучение своего края в связи с темой «Своя Республика», которое строится по общепринятому плану научной географической характеристики и способствует осмыслению и систематизации усвоенного материала по школьной программе. В ходе изучения этой темы школьники учатся рассматривать факты и явления в их взаимосвязи и взаимодействии [1,6].
Может осуществляться на различных стадиях изучения темы связь учебного географического материала с краеведческим.
Рассмотрим возможные варианты:
Краеведческий материал должен во всех случаях подводить учащихся к таким обобщениям и связям, которые требуют изучаемой темой помогать усвоению общих понятий и представлений.
Краеведение своим содержанием и приемами исследовательской работы в значительной степени способствует наглядности в обучении географии. Изучая свою республику, учащиеся видят природную среду, жизнь людей, наблюдают процессы развития и взаимосвязи компонентов природы, результаты хозяйственной деятельности человека.
Таким образом, самостоятельное усвоение учащимися учебного материала при осуществлении краеведческого принципа в преподавании, приобретаются умения исследовательского характера, идет подготовка к практической деятельности и расширению общеобразовательных знаний.
В процессе краеведческих наблюдений систематическое изучение природы создает большие возможности:
во-первых, для воспитания у школьников активного природоохранительного отношения к природе,
во-вторых, для раскрытия научных закономерностей, для формирования эстетических взглядов, а это в свою очередь имеет огромное значение для воспитания патриотических чувств и любви к Родине.
Важная педагогическая проблема соединения обучения с жизнью решается благодаря краеведению в географии. Помогает краеведение показать теоретические знания в виде практического значения приобретаемого в школе.
Предполагает синтез учебного материала самостоятельных практических работ и творческих заданий при изучение республики. Сначала постепенно накапливается, затем усложняются знания о природе, хозяйстве, истории и культуре региона. Все это способствует решению задачи развития познавательной самостоятельной деятельности учащихся. Разумеется, что, формируя приемы учебной работы, мы тем самым формируем приемы учебной работы, мы тем самым формируем приемы умственной деятельности учащихся. А это значит, что учащиеся лучше овладевают основами географических знаний, глубже разбираются во взаимосвязях между различными компонентами природных комплексов, осмысленно делают обобщения и выводы по изучаемому материалу.
При изучении материала о своей области незаменимым пособием является атлас своей республики, а также краеведческие материалы, собранные в процессе работы учеников и учителя. Они дают учащимся возможность глубже, в тесной связи с жизнью усвоить географию своей республики Тува. Затем знания о республики используются для сравнения при изучении других менее известных территорий, что позволяет глубже познать их и одновременно обобщить, закрепить приемы учебной работы. Учитывая, что природа каждой области или края очень разнообразна, учителю необходимо отобрать для рассмотрения на уроках наиболее важные и нужные данные о своей республике. Учитывая это, учитель разрабатывает план системы уроков по всем темам. В этом плане формируются учебно-воспитательные задачи для каждого урока, где указывается, какие предстоит сформировать понятия, раскрыть взаимосвязи, сформировать приемы учебной работы, т. е. добиться понимания и усвоения учащимися сущности изучаемого материала [2,112].
Краеведческий принцип необходим в преподавании всех курсов географии, но особенно в V, VI, VII классах. Основу такой системы составляет постепенное накопление знаний о своей местности, их дальнейшее углубление и расширение, и использование этих знаний при изучении различных разделов и тем курса географии. Завершается краеведческая подготовка учащихся в VIII классе изучением регионального курса «География Республики Тува».
На краеведческой основе по существу целиком строится начальный курс физической географии.
На уроке по теме «Относительная и абсолютная высота» почти все основные понятия формируются на материале экскурсии. Темы раздела «Литосфера» строятся на знаниях учащихся, полученных во время осенней экскурсии.
В разделе «Гидросфера» также используется краеведческий материал, полученный на экскурсии.
На уроке, посвященной климату и погоде, используют краеведческие данные наблюдений за погодой, которые учащиеся ведут в течение года, демонстрируют диаграммы облачности и осадков, розы ветров. Зачитывают описание погоды за день, месяц, год.
Учащиеся во время весенней экскурсии в природу знакомятся с природными комплексами своего края, составляют их описание на основе знаний, полученных в предыдущих темах о рельефе и горных породах, водоемах, климате, почвах, растительности и животном мире.
Таким образом, в VI осуществляется начальный этап в системе краеведческой подготовки учащихся в процессе обучения географии.
В VII классе при изучении курса географии материков происходит дальнейшее расширение и углубление краеведческих знаний. В этом курсе краеведческий материал больше привлекается для сравнения его с данными изучаемых территорий. Например, говоря о рельефе и климате материков и сопоставляя их с характером поверхности и конкретными показателями осадков своей местности, возможно, обеспечить более глубокое усвоение учебной программы.
В VIII классе значительно расширяется краеведческая подготовка учащихся. Накопленный ранее краеведческий материал в курсе физической географии России углубляется за счет привлечения дополнительного материала о природных особенностях республике.
Учащиеся VIIII класса обладают уже значительными краеведческими знаниями, которые учитель использует в экономической и социальной географии России. Например, знания учащихся о рациональном использовании природных территориальных комплексов своей республике, полученные в VIIII классе во время экскурсии в природу, могут применяться в теме «Сельское хозяйство».
Использование краеведческого материала в курсе экономической и социальной географии зарубежных стран ограничено. Краеведческую направленность урока географии можно придать путем сравнения, например, хозяйственная оценка природных ресурсов некоторых стран с природными условиями своей республики.
Учитель географии составляет план краеведческой работы в каждом курсе географии. В плане указывается, с какими проблемами науки необходимо ознакомить учащихся в связи с изучаемой темой, наметить пути самостоятельного, творческого поиска знаний. Необходимо также отразить систему опорных знаний, наметить оборудование к каждому уроку. Особое внимание обращается на структуру уроков, т. е. намечается последовательность звеньев урока и взаимосвязи между ними. Определяются конкретные методы частично-поисковые, исследовательские методы, методы проблемного изложения проработки и усвоения знаний и приемов учебной работы. Разрабатываются система самостоятельных работ и система заданий для проверки результатов усвоения знаний и приемов учебной работы.
«Краеведческий принцип преподавания географии»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Из опыта работы учителя географии Муниципального общеобразовательного учреждения «Школа №118 города Донецка» Михайлова Михаила Ивановича
Тема: «Краеведческий принцип преподавания географии».
Важную роль в обеспечении необходимой теоретической подготовки обучающихся к будущему активному участию в строительстве государства, в формировании личности гражданина призвано сыграть школьное краеведение. Выступая в своем разнообразии форм, оно способствует нравственному, трудовому, эстетическому, экологическому, физическому воспитанию, расширяет кругозор обучающихся, развивает их познавательные интересы. В процессе краеведческой работы обучающиеся самостоятельно усваивают учебный материал, приобретают навыки, необходимые в жизни, готовятся к практической деятельности и расширяют общеобразовательные знания. Краеведение, таким образом, рассматривается не только как деятельность обучающихся, направленная на изучение края, а как одно из условий улучшения преподавания учебных предметов, в частности географии. Школьное краеведение играет важную роль в системе учебно-воспитательной работы современной школы. В соответствии с его организационными структурами различают два основных направления в краеведческих поисках: первое – это непосредственное изучение своей местности, второе – использование собранной при этом информации для изучения процессов и явлений в географической оболочке. Речь идет о географическом принципе, при помощи которого учитель реализует известное дидактическое правило – « от известного к неизвестному», «от близкого к далекому». Это суждение, безусловно, содержит в себе важную методическую сущность. Изучая ближайшую окружающую среду, обучающиеся сначала знакомятся с простейшими явлениями. Со временем процесс учебного познания усложняется. Школьники всё глубже проникают в сущность процессов, которые происходят в окружающей среде. Территориально расширяются понятия родного края. Повышается роль теоретического мышления школьников. Возрастает единство и взаимосвязь краеведческих поисков обучающихся непосредственно на уроке и во внеурочное время.
Важным методологическим принципом в организации школьного географического краеведения есть системный подход к такой организации. Это означает, во-первых, обеспечение единства урочной и внеурочной учебной деятельности обучающихся. Во-вторых, должна прослеживаться определенная система понятий и закономерностей, которые раскрываются на уроках географии и во время краеведческих поисков. Основным ориентиром для определения такой системы являются учебные программы. В-третьих, само использование краеведческих материалов в процессе обучения должно носить систематический характер. Кроме того краеведческие материалы играют важную роль как основание для сравнений, как своеродный эталон при изучении отдаленных от родного края районов.
Благодаря его многофункциональности я использую краеведческий материал во всех курсах географии: как при формировании обще географических понятий, так и при изучении географии материков.
Применение краеведческого принципа при изучении интегрированного курса «География», как единого страноведческого курса в 8-м классе «Физическая география», в 9-м классе «Социальная и экономическая география», характеризуются сложностью и многовариативностью методических образцов, возрастанием роли самостоятельности, творчества в процессе обучения.
Данные курсы являются составной частью региональной географии и обеспечивают необходимую связь глобальных и региональных аспектов в изучении природы и экономики Донецкого края России. В таком подходе прослеживается интеграция физико-географического и социально-экономического содержания, с целью формирования у учащихся целостного представления об особенностях природы, населения и хозяйства Донецкого края и Российской Федерации.
Для чего надо изучать географию своей области? Чтобы знать родной край, особенности его хозяйства, понимать закономерности развития его природы. Опираясь на знание географии своей области, более легко изучать географию стран ближнего и дальнего зарубежья.
Писатель К.Паустовский так отозвался о Донецком крае «…могучее спокойствие степей и моря завладело мной с такой силой, что я готов был променять на них любимые северные леса».
Природы родного края дарит нам массу ярких впечатлений, которые остаются в памяти на всю жизнь: запах степных трав, волны ковыля, песня жаворонка в весеннем небе… Ощутив красоту родной земли, мы проникаемся к ней чувством любви и благодарности. Относиться к природе человек должен не только как потребитель её ресурсов, но и как хозяин заботливо и бережно.
Поэт Александр Твардовский писал: «…Чувство Родины в большом содержании – родной страны, отчизны малой, первоначальной родины в значении родных мест, отчих краев, района, города или селения».
Эта «малая родина» имеет для человека огромное значение: любовь к отчизне начинается с любви к своему родному краю. Но, чтобы любить родной край, надо его хорошо знать.
Результативность краеведческой деятельности обучающихся зависит от внедрения принципа последовательности, от постепенного усложнения содержания и организации исследовательских заданий. Само понятие родного края при таком подходе со временем сливается с понятием родной Отчизны.
Существуют различные формы изучения своего края. Это программные учебные занятия, экскурсии, практические работы на местности (съемка территории, метеорологические и гидрологические наблюдения, почвенные исследования, экономико- и эколого-географические исследования местных предприятий и т.д.), туристические походы, краеведческие кружки и другое.
Знания особенностей природы своей территории, закономерностей её развития и использования этих знаний на уроках физической и экономической географии я считаю одной из своих основных задач в преподавании предмета.
Преподаю географию с 1975 года. За этот период мной накоплен достаточный опыт ведения уроков, с использованием конкретного материала из окружающей природы. Мной разработана система ведения таких уроков с 6-го по 9-й класс.
Так, уроки географии в 6-м классе по теме «Рельеф», «Горы суши» всегда проходят с обязательным использованием местного материала. Приведу в качестве примера несколько фрагментов, которые станут подтверждением выше сказанного
Я даю понятие рельефа, объясняю, какие силы влияют на его формирование. Знакомлю учащихся с основными формами рельефа. Потом подвожу их к мысли о рельефе своей местности.
— Дети, давайте подумаем, какой рельеф характерен для нашей местности?
— Какие силы повлияли на формирование рельефа нашей местности?
После того, как я добился от обучающихся ответа на поставленные вопросы, рассказываю о рельефе России, подчеркиваю его разнообразие и иду от общего к конкретному, стараясь составить представление о рельефе Донецкой области, а потом и окрестностей г.Донецка.
Местный материал можно использовать также при изучении темы «Воды суши». Уроки по темам «Подземные воды», «Реки» целесообразно проводить опираясь на местный материал. Наш город расположен на берегах реки Кальмиус. Так на экскурсии к реке можно изучать строение речной системы, а также влияние деятельности человека на уровень воды в реке, её загрязнение.
Краеведческий принцип необходимо использовать в 8-х классах, где изучается «Физическая география» и в 9-х классах, где изучают «Социальную и экономическую географию».
В 8-х классах после завершения темы «Природные комплексы» я провожу практическую работу «Природный комплекс на ладони»:
— Рука является символом человека – она может создавать и уничтожать природные комплексы.
Практическую работу начинаем с того, что каждый учащийся в своей тетради обводит карандашом свою левую руку, каждый палец – соответствует одному компоненту природы. От центра ладони до каждого компонента природы проводится луч. Ниже точки, где все лучи сходятся, подписывается – Охрана ПК. Потом проводим стрелку до основания ладони и пишем «человек». Это символизирует, что в руках человека судьба природного комплекса.
Дальше практическая работа посвящена изучению ПК своей местности.
Во время изучения темы «Топливная промышленность» в 9-м классе даю общие сведения о структуре этой отрасли, потом перехожу к изучению состава угольной промышленности и сосредотачиваю внимание учащихся на том, что именно наш родной край является главным поставщиком коксующегося угля и антрацитов на внешний рынок.
Обычно, неприятно осознавать, что некоторые шахты определены убыточными, хотя вместе с учащимися составляем таблицу в которой высказываем все аргументы «за» и «против» закрытия шахт.
В общем, географическое краеведение способствует:
— созданию условий для воспитания патриотических чувств, любви к своему краю и своей Отчизне;
— созданию условий для эстетического воспитания: учит находить в окружающем красоту природы;
— способствует связи теоретических знаний, полученных в школе, с практическим их использованием.
Я убежден, что в установлении связи с материалом, который изучается в школе по географии с теми знаниями и навыками, которые приобретаются в результате исследований родного края, заключается сущность школьного краеведения.
Если не на каждом уроке, то хотя бы при изучении каждой темы обязательно необходимо стараться использовать полученные краеведческие знания, так как это главное предназначение школьного краеведения. Имея представление о природе и её закономерностях, о населении и хозяйстве родного края, легче усваивать географию отдаленных регионов всего мира. Конкретное проявление процессов развития географической среды в ближайших окрестностях школы и её изучение помогают формированию правильных представлений о многих предметах, о явлениях, что происходят в географической оболочке Земли.
Главное предназначение географического краеведения заключается в том, чтобы дать возможность учащимся в знакомой местности, в повседневной обстановке наблюдая географические действия и результаты наблюдений использовать на уроках для формулирования понятий на полученных реальных представлениях, что составляют основу географической науки.
Благодаря этому исчезает абстрактность географических понятий и механическое их усвоение.
Статья по географии «Реализация краеведческого подхода в преподавании географии»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Реализация краеведческого подхода в преподавании географии
Познавайте свою страну, свой край, свою гору или речонку!
Не бойтесь, что малы эти горушки или речки, ведь из малого вырастает большое!
Изучение тем раздела «Литосфера» традиционно провожу с привлечением местного материала. Обучающиеся изучают поверхность своего района, его геологическую историю, собирают данные о полезных ископаемых. В ходе изучения темы «Рельеф суши» включаю в обсуждение краеведческие вопросы :
— Какие горные породы слагают вашу местность?
-Каков характер их залегания (горизонтально или в виде складок)?
Какой рельеф (горный или равнинный) в связи с этим сформировался?
-Как повлияли внутренние процессы на рельеф вашей местности?
-Какие внешние процессы и как изменяют его сейчас?
При изучении темы «Движение земной коры» ребятам предлагаю решить задачи:
1.На территории Пензенской области встречаются окаменелости-останки древних белемнитов. В переводе с греческого «белемнон»-«наконечник копья». «Чертов палец» очень часто находят на берегу реки Суры. Их современные родственники- кальмары, каракатицы, осьминоги. Объясните, как останки древних моллюсков оказались на территории нашего края.
2. Назовите абсолютную высоту вашей местности. Представьте себе, что территория вашей местности поднимается в среднем на 10 мм в год. Подсчитайте, на сколько метров она поднимется через 100 лет. Что будет с вашей местностью через 1000 лет, если она будет подниматься с такой же скоростью?
3. Представьте себе, что ваша местность опускается в среднем на 5 мм в год. Подсчитайте, на сколько метров она опустится за 100 лет. Что будет с вашей местностью через 1000 лет, если она будет опускаться с такой же скоростью?
Большие возможности для использования краеведческого материала включают в себя темы раздела «Атмосфера». При изучении темы «Температура воздуха» предлагаю обучающимся решить такие задачи:
1. Температура в нашем населенном пункте у поверхности Земли составляет + 14 о С. Известно, что при подъеме на высоту 1 км температура воздуха в тропосфере падает на 6 о С. Определите температуру воздуха в нашем населенном пункте на высоте 3 км.
2. Известно, что при подъеме на высоту 1 км температура воздуха в тропосфере падает на 6 о С. Определите температуру воздуха над нашим населенным пунктом на высоте 5 км, если у поверхности Земли она составляет +25 о С.
В ходе изучения темы «Климат» включаю в беседу вопросы краеведческого характера:
-В каком поясе освещенности находится наша местность?
-Какие сезоны года характерны для климата нашей местности?
-Какие виды атмосферных осадков выпадают?
-В какое время года количество осадков максимально?
-Ветры какого направления преобладают и какую погоду приносят?
-Как влияет на климат нашей местности Атлантический океан, высота места над уровнем моря, рельеф территории?
К данной теме обучающиеся выполняют задания:
1. Определите географическую широту вашего населенного пункта. Представьте себе, что вы совершаете путешествие по этой параллели а) на восток; б) на запад. Как будет меняться климат? Почему?
2. Город Пенза (Россия) и город Ливерпуль (Великобритания) находятся на одной широте, но климат у них разный. Почему?
3. Пенза и Иркутск имеют приблизительно одинаковую широту. Где климат теплее и почему?
4. Как вы думаете, как изменится климат в нашей местности, если направление преобладающих ветров сменится на противоположное?
5. Как изменился бы климат нашей местности, если бы вдоль западных границ России протянулись высокие горы?
6. Сравните климат вашей местности с климатом Москвы (любого другого города, столицы государства и т.д.) по плану, помещенному в таблице:
в) максимальная зимой
г) максимальная летом
4. Годовое количество осадков
5. Режим выпадения осадков
6.Черты сходства (различия)
-В какие месяцы река покрыта льдом, а в какие свободна ото льда?
-В какие месяцы река мелеет, а в какие полноводна?
-Назовите источники питания реки.
-Как река используется населением?
— Какую работу можете провести вы по охране вод родного края?
В качестве закрепления материала ребятам предлагаю выполнить следующие задания:
1. Заполните пропуски: «Река, на которой расположен наш населенный пункт, называется… Она берет начало… Река течет в направлении…, впадает в … Река относится к бассейну …»
2. Начертите схему речной долины реки Пизяевка.
3. Вы руководитель предприятия, которое взялось за очистку реки вашего района. Какие мероприятия и в какой последовательности вы стали бы проводить?
4. Представьте, что в нашем населенном пункте пересохла река. К каким последствиям это приведет?
5. Нарисуйте схему образования родника в нашей местности и объясните ее. Как используется родник населением? Как он охраняется?
При изучении природных зон России дети опираются на знания об особенностях растительного и животного мира, преобладающего на территории родного края, о приспособлениях, которые выработались у растений и животных для жизни в данных природных условиях. При изучении темы «Почвы и почвенные ресурсы» обучающиеся выполняют задания, в которые включены вопросы краеведческого характера :
1. Назовите почвообразующие факторы вашей местности. Ответ оформите в виде схемы.
2. Опишите особенности почвенного покрова родного края.
3. Каков механический состав почв?
4. Какие проблемы охраны почв существуют в нашей местности?
5. Предложите меры, повышающие почвенное плодородие.
«География Пензенской области» 8-9 классы: метод. рекомендации к изучению модуля / под ред. О.Н.Пономаревой, М.С.Домкиной.- Пенза: ГАОУ ДПО ИРР ПО, 2014 г.
В.А. Фриш Изучение своего района «География в школе» №1.1986