какой метод используется для определения оптимального количества складов в зоне обслуживания
Логистика: Шпаргалка.
34. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ОПТИМАЛЬНОГО КОЛИЧЕСТВА СКЛАДОВ В ЗОНЕ ОБСЛУЖИВАНИЯ.
Решения по развитию складской сети необходимо принимать на основе анализа полной стоимости, что означает учет всех экономических изменений, возникающих при изменении количества складов в логистической системе.
Проблема определения оптимального количества заключается в следующем: если количество складов на обслуживаемой территории меньше оптимального, то транспортные расходы по доставке товара потребителю будут большими. Если же количество складов будет чрезмерно велико, то при снижении транспортных расходов на доставку потребителям повысятся эксплуатационные расходы на содержание складов, затраты на доставку товаров на склады, а также затраты на управление всей системой распределения. Поэтому для принятия решения об использовании оптимального количества складов необходимо проанализировать зависимость некоторых факторов от числа складов. 1. Транспортные расходы. Расходы, связанные с доставкой товара на склады, при увеличении их количества возрастают; расходы, связанные с доставкой со складов потребителям, снижаются. Суммарные транспортные расходы при увеличении числа складов, как правило, убывают. 2. Расходы на содержание запасов. Суммарный запас в распределительной системе при увеличении количества складов возрастает. Это происходит из-за увеличения страхового запаса (он необходим на каждом складе), а также из-за того, что потребность склада в некоторых группах товара при уменьшении зоны обслуживания может оказаться ниже минимальных норм. 3. Расходы, связанные с эксплуатацией складского хозяйства и управлением складской системой. При увеличении количества складов расходы, связанные с их эксплуатацией и управлением, возрастают, но менее низкими темпами, чем растет число складов. Причиной этого является эффект масштаба и компьютеризация системы управления. 4. Потери продаж, вызванные удалением склада от потребителей (в случае небольшого числа складов). При сокращении количества складов среднее расстояние до обслуживаемых пунктов возрастает. Это означает, что потребителю сложнее самому приехать на склад и подобрать ассортимент. Следовательно, потери продаж при увеличении числа складов снижаются.
На основании вышеприведенных зависимостей минимизируются общие затраты и соответствующее им количество складов.
7. 9. Методы определения места расположения склада. Определение оптимального количества складов в зоне обслуживания
7. 9. Методы определения места расположения склада. Определение оптимального количества складов в зоне обслуживания
Задача размещения складов может формулироваться как поиск оптимального решения или как поиск решения, близкого оптимальному. Наукой и практикой для решения задач обоих видов выработаны три метода.
1. Метод полного перебора. Задача выбора оптимального месторасположения склада решается полным перебором и оценкой всех возможных вариантов размещения распределительных центров с помощью методов математического программирования.
Метод достаточно трудоемкий, и количество переменных растет по экспоненте по мере увеличения масштабов сети.
2. Эвристический метод базируется на предварительном отказе от большого количества очевидно неприемлемых вариантов. Опытный специалист-эксперт анализирует транспортную сеть региона, с исключением из задания непригодных вариантов. Для оставшихся спорных вариантов расчеты выполняются по полной программе. Менее трудоемки субоптимальные или близкие к оптимальным методы. В их основе лежат человеческий опыт и интуиция.
3. Метод определения центра тяжести системы распределения. Данный метод основан на вычислении центра тяготения склада к определенным потребителям, т.е. распределительный склад будет располагаться в определенной точке ближе к крупным покупателям. Для его применения необходимо нанести на карту района обслуживания координатные оси и найти координаты точек, в которых размещены потребители материального потока (например, магазины). Координаты центра тяжести грузовых потоков, т.е. точки, в которых может быть размещен склад, определяются по формулам:
Точка территории, обеспечивающая минимум транспортной работы по доставке, в общем случае не совпадает с найденным центром тяжести, но находится недалеко. Подобрать приемлемое место для склада позволит последующий анализ возможных мест размещения в окрестностях найденного центра тяжести.
Решения по развитию складской сети необходимо принимать на основе анализа полной стоимости, что означает учет всех экономических изменений, возникающих при изменении количества складов в логистической системе. Проблема определения оптимального количества заключается в следующем: если количество складов на обслуживаемой территории меньше оптимального, то транспортные расходы по доставке товара потребителю будут большими. Если же количество складов будет чрезмерно велико, то при снижении транспортных расходов на доставку потребителям повысятся эксплуатационные расходы на содержание складов, затраты на доставку товаров на склады, а также затраты на управление всей системой распределения.
Для принятия решения об использовании оптимального количества складов в зоне обслуживания необходимо проанализировать зависимость от числа складов:
^ транспортных расходов. Расходы, связанные с доставкой товара на склады, при увеличении их количества возрастают, расходы, связанные с доставкой со складов потребителям, снижаются. Суммарные транспортные расходы при увеличении числа складов, как правило, убывают;
^ расходов на содержание запасов. Суммарный запас в распределительной системе при увеличении количества складов возрастает. Это происходит из-за увеличения страхового запаса (он необходим на каждом складе), а также из-за того, что потребность склада в некоторых группах товара при уменьшении зоны обслуживания может оказаться ниже минимальных норм;
^ расходов, связанных с эксплуатацией складского хозяйства и управлением складской системой. При увеличении количества складов расходы, связанные с их эксплуатацией и управлением, возрастают, но менее медленными темпами, чем растет число складов. Причина этого заключается в эффекте масштаба и компьютеризации системы управления;
^ потере продаж, вызванных удалением склада от потребителей (в случае небольшого числа складов). При сокращении количества складов среднее расстояние до обслуживаемых пунктов возрастает. Это означает, что потребителю сложнее самому приехать на склад и подобрать ассортимент.
Следовательно, потери продаж при увеличении числа складов снижаются. На основании приведенных зависимостей минимизируются общие затраты и соответствующее им количество складов.
Читайте также
6. Определение места реализации товаров, работ, услуг для целей обложения НДС
6. Определение места реализации товаров, работ, услуг для целей обложения НДС В соответствии со ст. 147 НК РФ местом реализации товаров признается территория Российской Федерации при наличии одного или нескольких следующих обстоятельств:– товар находится на территории
Определение количества активов на одного игрока
Определение количества активов на одного игрока В начале игры каждый игрок получает на руки определенный стартовый капитал, деньги, которые он будет вкладывать по ходу игры в рынок и в различные финансовые инструменты. По правилам игры деньги сгруппированы в активы, и
7.2. Методы оценки качества обслуживания. Косвенные индикаторы изменений в качестве обслуживания
Вступительное слово президента АРБ Банковской рознице как полноценному и серьезному направлению бизнеса в новейшей истории российских коммерческих банков не больше десяти лет. Именно на рубеже веков банки стали выходить со специальными программами на рынок массового
3.3.1.1. Методы определения дохода
3.3.1.1. Методы определения дохода Подрядная организация вправе выбрать один из двух существующих методов определения дохода и финансового результата по договорам на строительство. Причем для учета финансового результата по работам, выполняемым по разным договорам на
15.2. Определение площади зала обслуживания
15.2. Определение площади зала обслуживания В соответствии со ст. 346.27 НК РФ, «Площадь торгового зала (зала обслуживания посетителей) – это площадь всех помещений и открытых площадок, используемых налогоплательщиком для торговли или организации общественного питания,
Вопрос 49 Общественные блага. Определение оптимального объема производства общественных благ.
Вопрос 49 Общественные блага. Определение оптимального объема производства общественных благ. ОТВЕТОБЩЕСТВЕННЫЕ БЛАГА – блага, выгода от пользования которыми неразделимо распределена по всему обществу независимо от того, хотят или нет отдельные его представители
4.1. Таможенная стоимость и методы ее определения
4.1. Таможенная стоимость и методы ее определения Таможенная стоимость (ТС) представляет собой стоимость приобретенного товара на момент пересечения границы. В соответствии с международной практикой в РФ применяется шесть методов оценки таможенной стоимости:По цене
Проблема оптимального количества денег[3]
Проблема оптимального количества денег[3] Общий запас («предложение»), или количество денег, в любом регионе или обществе в любой данный момент времени — просто общая сумма всех унций золота, или денежных единиц в данном обществе или регионе. Экономисты часто задаются
6. 8. Определение оптимального размера заказа
6. 8. Определение оптимального размера заказа Оптимальный размер партии поставляемых товаров и соответственно оптимальная частота завоза зависят от следующих факторов:^ объема спроса (оборота);^ транспортно-заготовительных расходов;^ расходов на хранение.В качестве
7. 11. Расчет длины погрузочно-разгрузочного фронта и определение площади склада
7. 11. Расчет длины погрузочно-разгрузочного фронта и определение площади склада Исходными данными для установления необходимой протяженности погрузочно-разгрузочного фронта служат показатели годовоггрузооборота склада, грузоподъемности и габаритов транспортных
Этап 2. Определение количества и продолжительности контактов с каждым клиентом в категории
Этап 2. Определение количества и продолжительности контактов с каждым клиентом в категории Это означает, что надо оценить количество контактов (визитов, звонков) и их среднюю продолжительность для каждого типа клиентов. Такая оценка делается на основе мнения
Этап 4. Определение среднего количества контактов для каждого сотрудника
Этап 4. Определение среднего количества контактов для каждого сотрудника На этом этапе нужно оценить для среднестатистического продавца количество часов работы в неделю и умножить полученное значение на количество рабочих недель в году. Предположим, рабочая неделя
Определение количества покупателей
Определение количества покупателей Для оценки рабочей нагрузки на персонал сбыта следует подсчитать на заданной территории всех клиентов, начиная с самых крупных. Чаще всего такой подсчет выполняется в два этапа. На первом этапе оценивается потенциал сбыта для каждого
Глава 4. С чего начать: определение времени, места и инструментария
Глава 4. С чего начать: определение времени, места и инструментария Во второй части книги мы перейдем от теоретических основ и ограниченных навыков управления рабочим процессом к их полномасштабному внедрению и эффективным упражнениям. Освоение данной методики часто
1 Выбор места расположения
1 Выбор места расположения Удачное место расположения кофейни очень важно для получения краткосрочных и значительных результатов предпринимательской деятельности – прибыли. В связи с этим хочется вспомнить крылатую фразу: «Три кита торговли – это место, место и еще
Определение оптимального количества складов в системе распределения
Складская сеть, через которую осуществляется распределение материального потока, является значимым элементом логистической системы. Построение этой сети оказывает существенное влияние на издержки, возникающие в процессе доведения товаров до потребителей, а через них и на конечную стоимость реализуемого продукта.
Рис. 1. Варианты организации материального потока.
Рассмотрим модель системы материального потока, представленную на рис.1. Допустим, что на определенной территории имеется некоторое количество потребителей материального потока. На рисунке представлено три варианта организации распределения: с помощью одного, двух или шести складов (соответственно, рисунки А,Б и В). Очевидно, что в случае принятия варианта А транспортные расходы по доставке будут наибольшими. Вариант В предполагает наличие шести распределительных центров, максимально приближенных к центрам сосредоточения потребителей материального потока. В этом случае транспортные расходы по товароснабжению будут минимальными. Однако появление в системе распределения пяти дополнительных складов увеличивает эксплуатационные расходы, затраты на доставку товаров на склады, на управление всей распределительной системой. Не исключено, что дополнительные затраты в этом случае могут значительно превысить экономический выигрыш, полученный от сокращения пробега транспорта, доставляющего товары потребителям. Поэтому, возможно, что предпочтительнее окажется вариант Б, согласно которому район обслуживается двумя складами.
Как видим, при изменении количества складов в системе распределения часть издержек, связанных с процессом доведения материального потока до потребителя, возрастает, а часть снижается. Это позволяет ставить и решать задачу поиска оптимального количества складов. Ниже рассматривается графический метод решения данной задачи.
Выберем в качестве независимой переменной величину N – количество складов, через которые осуществляется снабжение потребителей. В качестве зависимых переменных будем рассматривать следующие виды издержек:
Охарактеризуем зависимость издержек каждого вида от количества складов.
1. Зависимость величины затрат на транспортировку от количества складов в системе распределения.
Весь объем транспортной работы по доставке товаров потребителям, соответственно и транспортных расходов, делят на две группы:
– расходы, связанные с доставкой товаров на склады системы распределения (назовем эту категорию транспортных работ дальними перевозками);
– расходы по доставке товаров со складов потребителям (ближние перевозки).
Зависимость затрат на транспортировку от числа складов рассмотрим для каждой группы.
Рис. 2. Зависимость затрат, связанных с доставкой товаров на склады от количества складов.
При увеличении количества складов в системе распределения стоимость доставки товаров на склады, то есть стоимость дальних перевозок, возрастает, т.к. увеличивается количество ездок, а также совокупная величина пробега транспорта. Характер зависимости, представленной на рис.10, не прямолинейный, т.к. здесь имеются условно-постоянная и условно-переменная составляющие, в результате чего расходы по доставке растут медленнее, чем расстояние. Например, при увеличении расстояния с 20 до 60 км (в 3 раза) расходы по доставке возрастают лишь в 2 раза.
Другая часть транспортных расходов – стоимость доставки товаров со складов потребителям, с увеличением количества складов снижается. Это происходит в результате резкого сокращения пробега транспорта (если мы сравним рис.1А, 1Б и 1В, то увидим, что суммарная длина стрелок с увеличением количества складов резко сокращается). Графически характер зависимости этой составляющей издержек от количества складов показан на рис.3.
Рис. 3. Зависимость затрат, связанных с доставкой товаров со складов системы распределения потребителям, от количества складов.
Суммарные транспортные расходы при увеличении количества складов в системе распределения, как правило, убывают. Однако это снижение не носит столь выраженный характер, как снижение расходов на ближние перевозки, так как на форму зависимости влияет увеличение расходов на завоз товаров на склады (при увеличении количества складов). Общий график зависимости транспортных расходов от количества используемых складов приведен на рис.4
Рис. 4. Зависимость суммарных затрат, связанных с транспортировкой товаров, от количества складов в системе распределения.
2. Зависимость затрат на содержание запасов от количества складов в системе распределения.
На рис.1А снабжение всех потребителей осуществляется из одного склада. Увеличивая число складов, мы тем самым, сокращаем область обслуживания каждого из них. Так, при переходе к модели обслуживания, представленной на рис.В (шесть складов), зона обслуживаемая одним складом, уменьшается примерно в 6 раз. Сокращение зоны обслуживания влечет за собой сокращение запасов на складе. Однако запас сокращается, как правило, не столь быстро, как зона обслуживания. Причин тому может быть несколько. Например, необходимость содержания страхового запаса. В модели с одним складом страховой запас необходимо иметь в одном месте. Увеличение складской сети влечет за собой тиражирование страхового запаса, т.е. создавать шесть складов, необходимо в каждом из них создать страховой запас. В результате суммарный запас во всех шести складах возрастет (по сравнению с запасом в распределительной системе с одним центральным складом).
Рис. 5. Зависимость затрат на содержание запасов от количества складов в системе распределения.
Потребность складов в некоторых группах товаров при уменьшении зоны обслуживания может оказаться ниже минимальных норм, по которым товар получают сами склады. Это вынудит завозить данную группу на склады в количестве, большем потребности, что также повлечет за собой рост размера запаса. Можно привести и другие причины того, что при увеличении количества складов совокупный размер запаса в системе распределения увеличивается.
Графический характер зависимости затрат на содержание запаса от количества складов в системе распределения представлен на рис.5.
3. Зависимость затрат, связанных с эксплуатацией складского хозяйства от количества складов в системе распределения.
Таблица 1. Зависимость эксплуатационных затрат, в расчете на 1 м2 площади склада, от размера складской площади
Складская площадь, м 2 | Эксплуатационные затраты, в расчете на 1 м 2 склада, условных денежных единиц |
1500 | 60 |
3000 | 53 |
5750 | 49 |
10500 | 45 |
13000 | 39 |
В общем виде графически зависимость между количеством складов в системе распределения и размером эксплуатационных затрат представлена на рис.6.
Рис. 6. Зависимость между количеством складов в системе распределения и размером эксплуатационных затрат.
4. Зависимость затрат, связанных с управлением распределительной системой от количества входящих в нее складов. Характер данной зависимости представлен на рис.7. Здесь также действует эффект масштаба, в связи с чем при увеличении количества складов прямая расходов на системы управления делается более пологой.
Рис. 7. Зависимость затрат, связанных с управлением распределительной системой, от количества входящих в нее складов.
Обязательным условием возможности эффективного функционирования распределительной системы, имеющей несколько складов, являются компьютеризация управления. При отсутствии средств вычислительной техники кривая расходов на управление может принять совершенно иной вид – пунктирная кривая на рис.8, т.е. увеличение затрат на систему управления складским хозяйством. Следует отметить, что развитие распределительных складских систем в середине настоящего века сдерживалось именно отсутствием средств автоматизированной обработки информационных потоков. Зависимость совокупных затрат на функционирование системы распределения от количества входящих в нее складов, полученная путем сложения всех графиков, указанных в этой главе, приведены на рис.8. Абсцисса минимума кривой совокупных затрат даст нам оптимальное значение количества складов в системе распределения (в нашем случае – 4 склада).
Рис. 8. Зависимость совокупных затрат на функционирование системы распределения от количества входящих в нее складов.
Определение оптимального количества складов в зоне обслуживания
Решения по развитию складской сети необходимо принимать на основе анализа полной стоимости, что означает учет всех экономических изменений, возникающих при изменении количества складов в логистической системе.
Рассмотрим модель системы распределения материального потока, представленную на рис. 97. Допустим, что предприятие-поставщик, обслуживает сеть оптовых покупателей, расположенных на определенной территории. Количество покупателей и объемы потребляемых ими потоков в рамках данной задачи являются величинами постоянными.
На рисунке представлено три варианта организации распределения: с помощью одного, двух или шести складов (соответственно рисунки а, б и в). Очевидно, что в случае принятия варианта (а) транспортные расходы по доставке будут наибольшими. Вариант (в) предполагает наличие шести распределительных центров, максимально приближенных к местам сосредоточения потребителей материального потока. В этом случае транспортные расходы по товароснабжению будут минимальными. Однако появление в системе распределения пяти дополнительных складов увеличивает эксплуатационные расходы, затраты на доставку товаров на склады, затраты на управление всей распределительной системой. Не исключено, что дополнительные затраты в этом случае могут значительно превысить экономический выигрыш, полученный от сокращения пробега транспорта, доставляющего товары потребителям. Поэтому, возможно, что предпочтительнее окажется вариант (б), согласно которому район обслуживается двумя складами.
Как видим, при изменении количества складов в системе распределения часть издержек, связанных с процессом
доведения материального потока до потребителя, возрастает, а часть снижается. Это позволяет ставить и решать задачу поиска оптимального количества складов. Рассмотрим графический метод решения данной задачи.
Выберем в качестве независимой переменной величину N — количество складов, через которые осуществляется снабжение потребителей. В качестве зависимых переменных будем рассматривать следующие виды издержек:
♦ расходы на содержание запасов;
♦ расходы, связанные с эксплуатацией складского хозяйства;
♦ расходы, связанные с управлением складской системой;
♦ потери продаж, вызванные удалением снабжающего склада от потребителя.
Для определения оптимального количества складов необходимо в разрезе всей системы распределения оценить, как в зависимости от изменения N изменяются те или иные расходы и потери.
Охарактеризуем зависимость издержек каждого вида от количества складов.
1. Зависимость величины затрат на транспортировку от количества складов в системе распределения (функция f1, рис. 98).
Весь объем транспортной работы по доставке товаров потребителям, соответственно и транспортных расходов, делят на две группы:
♦ расходы, связанные с доставкой товаров на склады системы распределения, т.е. расходы на так называемые дальние перевозки (функция f1‘, рис. 98),
♦ расходы по доставке товаров со складов потребителям, т. е. расходы на так называемые ближние перевозки (функция f1«, рис. 98).
Зависимость затрат на транспортировку от числа складов рассмотрим для каждой группы.
При увеличении количества складов в системе распределения стоимость доставки товаров на склады возрастает, так как увеличивается количество поездок, а также совокупная величина пробега транспорта. Характер зависимости не прямолинейный, так как здесь имеются условно-постоянная и условно переменная составляющие, в результате чего расходы по доставке растут медленнее, чем расстояние.
Другая часть транспортных расходов — стоимость доставки товаров со складов потребителям, с увеличением количества складов снижается. Это происходит в результате резкого сокращения пробега транспорта.
2. Зависимость затрат на содержание запасов от количества складов в системе распределения (функция f2, рис. 99).
Увеличение количества складов в системе распределения влечет за собой сокращение зоны обслуживания отдельного склада, а, следовательно, и размера запаса на отдельном складе. Однако запас на отдельном складе сокращается не столь быстро, как зона обслуживания, в результате суммарный запас в распределительной системе возрастает.
Первая причина — необходимость содержания страхового запаса. В модели с несколькими складами страховой запас, в общем случае, необходимо создавать на каждом складе. Сокращение складской сети влечет за собой концентрацию страхового запаса и общее снижение потребности в нем. Ожидаемую экономию рассчитывают с помощью закона квадратного корня, согласно которому размер страхового запаса, а, следовательно, и сумма издержек по его содержанию, возрастает пропорционально корню квадратному из числа складов.
Другая причина возрастания суммарного запаса заключается в том, что потребность складов в некоторых группах товаров при уменьшении зоны обслуживания может оказаться ниже минимальных норм, по которым товар получают сами склады. Это вынудит завозить данную группу на склады в количестве, превышающем потребность, что также повлечет за собой рост размера запаса. Можно привести и другие причины того, что при увеличении количества складов совокупный размер запаса в системе распределения увеличивается.
3. Зависимость затрат; связанных с эксплуатацией складского хозяйства от количества складов в системе распределения (функция f3, рис. 99).
Примерная зависимость величины удельных эксплуатационных расходов от размера склада (сфера торговли товарами народного потребления) приведена в табл. 18.
Обязательным условием возможности эффективного функционирования распределительной системы, имеющей несколько складов, является компьютеризация управления.
При отсутствии средств вычислительной техники кривая расходов на управление может принять совершенно иной вид, то есть увеличение количества складов повлечет за собой резкое увеличение затрат на систему управления складским хозяйством. Следует отметить, что развитие распределительных складских систем в середине настоящего века сдерживалось именно отсутствием средств автоматизированной обработки информационных потоков.
5. Зависимость потерь продаж, вызванных сокращением числа складов и соответствующим удалением снабжающего склада от потребителя, от количества складов системе распределения (функция f5, рис. 99).
При сокращении количества складов среднее расстояние до обслуживаемых пунктов возрастает. Становится сложнее поддерживать сервис на прежнем уровне. Сложнее поставлять грузы по системе «точно в срок», так как возросшие расходы на траспортировку увеличивают экономически оптимальный размер отгружаемой партии.
Кроме того, потребителю сложнее самому приехать на, склад и выбрать ассортимент. Могут возникнуть задержки в пути следования груза. Действуют и другие негативные факторы, снижающие заинтересованность потребителя в более дальнем поставщике. Недаром маркетологи, рекламируя сбытовое предприятие, выделяют фразу: «Наш склад рядом с Вами».
Зависимость совокупных затрат на функционирование системы распределения от количества входящих в нее складов (функция F) получают путем сложения всех, приведенных на рис.99 графиков. Абсцисса минимума кривой совокупных затрат даст оптимальное значение количества складов в системе распределения (в нашем случае — 4 склада).
Допустим, что упомянутое предприятие-поставщик имеет на территории обслуживания шесть складов. Переход к системе обслуживания с помощью четырех складов сопровождается увеличением одних издержек и
сокращением других. Общий же размер издержек уменьшается (рис. 100).
В завершении следует отметить, что в последние годы в странах западной Европы наблюдается тенденция сокращения количества складов, особенно в розничной торговле. При этом, несмотря на рост транспортных расходов, в целом по системе распределения наблюдается экономия средств, особенно за счет сокращения страховых запасов.