какой метод использовал гоффман в психиатрической клинике

Гоффман, Эрвинг

Содержание

Биография

Начав свой путь в среднетехническом училище св. Джона в Дофине в провинции Манитоба, он избрал своей специальностью химию в Университете Манитобы в 1939 году. В 1945 году в Университете Торонто (где он встречался с одной из основательниц сетевого анализа в социологии Элизабет Ботт [4] ) получил степень бакалавра гуманитарных наук, а в Университете Чикаго в 1949 и 1953 году — степень магистра гуманитарных наук и доктора философии. В 1952 году провёл год на Шетлендских островах, собирая материал о жизни локального сообщества для диссертации, которую защитил в 1953 году.

В 1981 году женился на канадке Джиллиан Санкофф, которая занималась лингвистикой и от которой у него родилась дочь, Элис. Его сестра Фрэнсис Бэй успешно сделала карьеру актрисы и вела напряженную жизнь, играя роли второго плана в многочисленных телевизионных шоу и кинофильмах с 1970-х по 1990-е годы. Наибольшую известность ей принесла роль «мраморно-ржаной» леди в комедийном телесериале Сейнфелда.

20 ноября 1982 года Гоффман скончался от рака желудка.

Гоффман в социологии

Научные интересы и теоретико-методологическая позиция

Гоффман был одним из лучших американских социологов своего поколения. Наряду со многими другими социологами своего круга он подвергся сильному влиянию Джорджа Герберта Мида и Герберта Блумера при развитии собственной социологической теории. В Университете Чикаго Гоффман учился вместе с Эвереттом Хьюзом, Эдвардом Шилзом и Ллойдом Уорнером. Одним из первых он начал изучать межличностное взаимодействие, или микросоциологию, детально разрабатывать «драматургический подход» к взаимодействию людей и ввел множество понятий, которые явились значительным вкладом в социологию. От многих выдающихся социологов Гоффмана отличает то, что после смерти его влияние на исследовательскую мысль и работу продолжало возрастать. Гоффман считал себя социологом и предпочитал не сводить свой основной методологический подход к феноменологии и постмодернизму. Как социолог он подчеркивал, что «общество всегда находится на первом плане». Несмотря на то, что Гоффмана часто считают основоположником символического интеракционизма, он думал и над тем, как избавить его от недостатков.

Гоффмана особенно интересовали «закрытые» сообщества в контексте больших современных обществ (глухая деревня, монастырь, тюрьма, больница), как и «закрытые» ситуации, отделенные от окружающей жизни символическим барьером (театр, спорт, игра — теоретический подход к подобным феноменам, с учетом идей Гофмана, предложил в начале 1980-х годов Ю. А. Левада). Работы Гофмана в определенной мере близки к символическому интеракционизму Мида и Блумера, этнометодологии Шюца и Гарфинкеля. Разработанное им направление иногда называют «драматургической перспективой в социологии»: принципиальное отличие ее от теории социальных ролей — упор аналитика не на нормативные предписания и правильное исполнение «роли» актёром, а на ее конструирование, принятие, поддержание и трансформацию в процессах взаимодействия, внимание к неопределенности и двусмысленности ситуаций, к сбоям и ошибкам действующих лиц.

Наследие

Плодотворными для дальнейшего развития социологии оказались разработанные Гоффманом понятия «ритуалов взаимодействия», «тотального института» (близкое понятие «всепоглощающих» или «ненасытных» институтов предложил, на примере армии, Льюис Козер), «стигмы» (развито позднее в трудах по социологии религии немецкого социолога Вольфганга Липпа, феномен сексуальной стигмы исследовал коллега Гоффмана Кеннет Пламмер, 1975), его подход к интерпретации человеческого поведения с позиций «рамочного анализа» или «фрейм-анализа» (термин фрейм, или англ. — frame здесь восходит к понятию «кадра» в кинематографе и почерпнут Гоффманом у Г. Бейтсона).

Труды Гоффмана оказали значительное влияние на мировую социологию 1970—1980-х годов, которое ощущается и поныне. В России пропагандистами идей и трудов Гоффмана являются В. С. Вахштайн, концептуализирующий основания социологической теории Э. Гоффмана, преимущественно его поздней работы «Анализ фреймов», а также М.М. Соколов, использующий идеи американского социолога в исследовании виртуальной идентичности и теории статусных сигналов в академическом мире.

Гоффман в психиатрии

Награды

В течение своей жизни был удостоен следующих наград:

Институты

Научная и деловая карьера Гоффмана была связана со следующими институтами:

Цитаты

Основные работы

Примечания

Ссылки

Биографии

Дополнительная литература

Публикации на русском языке

Литература

См. также

Полезное

Смотреть что такое «Гоффман, Эрвинг» в других словарях:

ГОФФМАН — (Goffman) Эрвинг (1922 1982) амер. социолог. Родился в Канаде, в 1945 окончил ун т Торонто, в 1949 Чикагский ун т, где его учителями были У. Ллойд Уорнер и Э. Хьюз. В 1949 51 провел полевое исследование сообщества на одном из Шетландских… … Энциклопедия культурологии

Гофман, Ирвин — Эрвинг Гоффман Эрвинг Гоффман иногда Ирвин Гофман (англ. Erving Goffman, 11 июня 1922, Мэнвилл, Альберта 19 ноября 1982, Филадельфия) американский социолог канадского происхождения, представитель «второго поколения» Чикагской школы в социологии.… … Википедия

Гофман Ирвин — Эрвинг Гоффман Эрвинг Гоффман иногда Ирвин Гофман (англ. Erving Goffman, 11 июня 1922, Мэнвилл, Альберта 19 ноября 1982, Филадельфия) американский социолог канадского происхождения, представитель «второго поколения» Чикагской школы в социологии.… … Википедия

Ирвин Гофман — Эрвинг Гоффман Эрвинг Гоффман иногда Ирвин Гофман (англ. Erving Goffman, 11 июня 1922, Мэнвилл, Альберта 19 ноября 1982, Филадельфия) американский социолог канадского происхождения, представитель «второго поколения» Чикагской школы в социологии.… … Википедия

Список социологических книг XX века — В 1997 году членам Международной социологической ассоциации было предложено назвать по пять социологических трудов XX века, оказавших наибольшее влияние на них как социологов. В исследовании приняли участие 16 % членов (455 из 2785) МСА.… … Википедия

Социальная стигматизация — Часть серии статей о дискриминации Основные формы Расизм · Сексизм … Википедия

Социология психиатрии — одно из направлений социологии научного знания, изучающее вопросы институционализации и деинституционализации психиатрии, социальные аспекты, особенности, тенденции и закономерности развития психиатрической науки и практики, а также… … Википедия

Социальная психология — Для улучшения этой статьи желательно?: Проставив сноски, внести более точные указания на источники. Социальная психология раздел психологии … Википедия

Базалья, Франко — Франко Базалья Franco Basaglia … Википедия

Чикагская школа социологии — У этого термина существуют и другие значения, см. Чикагская школа. Чикагская школа социологии (другое название Чикагская школа человеческой экологии) группа социологов Чикагского университета работавшая в первой половине XX века. Для школы… … Википедия

Источник

Ирвинг ГОФМАН
(1922–1982)

Американский мыслитель Ирвинг Гофман формально принадлежит к клану социологов, но ему (подобно физиологу Павлову, антропологу Мид, философу Дьюи, психиатру Юнгу) удалось внести в психологию вклад, превышающий лепту многих титульных психологов, и его сочинения по праву вошли в золотой фонд психологической классики. Увы, мало кто из психологов Гофмана читал или хотя бы просто о нем слышал. Попробуем сегодня восполнить этот пробел в профессиональной эрудиции и познакомимся с ярким ученым и его идеями.

«Весь мир — театр. В нем женщины, мужчины — все актеры. У них свои есть выходы, уходы, и каждый не одну играет роль…» — эти слова Шекспира в разных переводах очень любят цитировать психологи, но именно Гофману удалось насытить эту метафору подлинно психологическим содержанием. Разработанный им «драматургический» подход к межличностному общению позволяет многое понять в причудливой мозаике нашего повседневного поведения.

Не к этому ли стремится каждый психолог? Наблюдения и размышления Гофмана дают этому стремлению научную опору.

Виной всему застенчивость

Ирвинг Гофман родился 11 июня 1922 г. в провинциальном канадском городке Мэнвил в семье еврейских эмигрантов с Украины. Детство и юность ученого прошли в Торонто, куда вскоре перебралась семья. Еще в юношеские годы будущий ученый проявил склонность к наблюдениям за человеческим поведением. Сам он вспоминал, что этому способствовали его бедность и природная застенчивость. Например, на танцах он робко застывал меж барной стойкой и танцевальным залом, не имея ни денег, чтобы позволить себе стаканчик, ни решительности, чтобы пригласить понравившуюся девушку. В это время он невольно наблюдал за своими ровесниками, сновавшими то туда, то сюда, и поражался тому, насколько меняются манеры молодых людей при перемещении из одной позиции в другую. Подобные наблюдения впоследствии и послужили эмпирической основой его концепции самопрезентации.

Интерес к социальным наукам проявился у юноши довольно рано, однако родители рекомендовали ему подыскать более привычное и надежное ремесло. По их совету он поступил на химический факультет Университета провинции Манитоба, но проучился там недолго, сделав окончательный выбор в пользу социологического отделения Университета Торонто. Получив степень бакалавра в 1945 г., Гофман ею не ограничился и продолжил образование в Чикагском университете, где доучился до магистра (1949), а позже стал доктором наук (1953).

Материал для докторской (по нашим меркам — кандидатской) диссертации молодой ученый собирал на одном из крошечных Шетландских островов в Северном море, наблюдая нравы местных жителей. Результаты этих наблюдений воплотились в статью «Коммуникативное поведение в островной общине», а потом использовались при написании книги «Самопрезентация в повседневной жизни». Изданная сначала как научная монография Эдинбургским университетом (ближайшим к Шетландским островам), книга неожиданно заинтересовала и коммерческого издателя, рискнувшего выпустить ее массовым тиражом. Риск оправдался — Гофман «проснулся знаменитым». Переведенная на десять языков, книга переиздается во всем мире и доныне, обогнав по частоте цитирования все прочие социологические сочинения.

Драматургический подход

В 1954–1957 годах Гофман работал в качестве приглашенного исследователя в психиатрической клинике, наблюдая за поведением пациентов. В результате длительного включенного наблюдения он написал книгу «Сумасшедший дом» («Asyle», 1961) с подзаголовком «Об обращении с нарушенной идентичностью», исследование о «Поведении в социальных ситуациях» (1967) и фрагменты книги «Ритуал взаимодействия» (1967).

В своих исследованиях ученый задается вопросом: какими средствами мы представляем свое Я окружающим? И вообще — что такое подлинное Я, как распознать его в палитре публичных образов? Этими вопросами среди психологов задавался еще У. Джемс, вводя в построенную им иерархическую структуру личности так называемое социальное Я — «Я для других».

Согласно предложенному Гофманом драматургическому подходу жизнь можно уподобить бесконечному спектаклю и личность можно рассматривать как особый стиль исполнения ролей в этой жизненной драме. Бывают исполнители, которые полностью увлечены исполнением роли и не сомневаются в том, что она и есть подлинная реальность. Бывают, однако, и такие «актеры», которые совершенно не верят в свою роль и при ее исполнении впадают чуть ли не в цинизм.

Основную цель своей самой известной книги Гофман формулирует так: «Это исследование посвящено некоторым обычным повседневным приемам, с помощью которых люди поддерживают создаваемые друг у друга впечатления, и некоторым следствиям, связанным с применением этих техник. Здесь исследуются исключительно драматургические проблемы, касающиеся человека в социальной группе, связанные с презентацией себя перед другими людьми».

Под маской

Книга начинается словами: «Не случайно, что слово «личность» происходит от слова «личина», то же, что и маска.

Тем самым признается факт, что человек всегда и везде в той или иной мере играет некоторую роль. Мы познаем друг друга в этих ролях; в них мы познаем и самих себя. В том смысле, что маска представляет собой картину, которую мы создаем о себе, исполняемые нами роли тоже являются масками нашей истинной самости — той самости, которую мы желаем иметь. В конце концов исполнение роли становится нашей второй натурой и интегральной частью личности. Мы приходим в этот мир индивидуумами, создаем свой характер и становимся личностями».

Мы выбираем собственную маску не случайно, а предпочитаем ту, которая наилучшим образом изображает, кем мы желаем быть. В этом состоит одна из причин обращения Гофмана к понятию презентации. Рассуждение можно продолжить: речь идет не о том, кем мы кажемся, а о том, кем мы желаем казаться, а это уже говорит кое-что о нас самих. Например, философ Фридрих Ницше утверждает, что «всё глубокое любит маску». В этом и заключается причина повышенного интереса Гофмана к спектаклю, который каждый день разыгрывается людьми друг перед другом.

Однако его интерес не ограничивается искусством исполнения роли, а направлен на послания, которые актеры сознательно или бессознательно посылают друг другу с помощью исполнения ролей. Именно это и увлекает Гофмана, поэтому он уделяет особое внимание сбоям в социальном взаимодействии на житейской сцене.

В этом проявляется тот же самый интерес к фундаментальным структурам, которым руководствовался Зигмунд Фрейд при исследовании оговорок. Интерес Гофмана направлен на то, что происходит за маской, что происходит до и после презентации. Если еще Ницше указывал, что «иметь уважение «к маске» и не заниматься всуе психологией и любопытством есть дело утонченной гуманности», то Гофман как раз не согласен отказаться от такого любопытства. Он желает знать, во что и как играют люди.

Этой теме посвящено все творчество Гофмана, в том числе и его непрочитанное послание президента Американской социологической ассоциации под названием «Порядок социального взаимодействия». Гофмана интересует основной вопрос — «как в социальных ситуациях люди преподносят и воспринимают себя, как они координируют свои действия». По этой причине рецензенты называют Гофмана «корифеем в управлении впечатлениями».

Образ и имидж

Однако дело не ограничивается лишь проблемой презентации. Другой постоянной темой всего творчества Гофмана были «опасности, которые подстерегают человека в социальном взаимодействии». Ученый сам вел все наблюдения и делал описания, опираясь лишь на свою неистощимую выдумку по поводу того, где и как следует наблюдать и анализировать повседневную жизнь. Он рассуждает «с позиции хитроумного аутсайдера» и рассматривает вещи с необычной точки зрения.

Немецкий социолог Г. Освальд называет Гофмана «одержимым писателем-социологом с выдающейся способностью исследовать самые сокровенные, обыденные и банальные стороны жизни и обнаруживать в них нечто необычное, приключенческое и волнующее».

В сочинении под названием «Face-work» (1955), написанном еще в Чикаго, речь идет о стратегиях сохранения и поддержания своего «лица». Они включает в себя приемы создания у окружающих благоприятного впечатления о себе и коррекцию неблагоприятного. В социальном взаимодействии эти усилия направлены на кооперацию с окружающими людьми. При этом «лицо» (face) лишь отчасти является образом собственного Я, оно является еще и тем образом, который, по убеждению индивида, складывается о нем у окружающих. В переводах произведений Гофмана на другие языки этот «второй образ» обозначают термином «имидж». Образ себя и имидж у окружающих могут противоречить друг другу, поэтому индивид должен стремиться замаскировать то, что противоречит образу, для него желательному. Сюда относится техника, которую Гофман в дальнейшем назвал различением сцены и кулис.

Не нарушая границ

«Исследования социального порядка на микроуровне» (терминология Гофмана), которые он опубликовал в 1971 году в книге «Отношения на публике», дополняют рассмотренные выше аспекты его творчества темой социального пространства.

Каждый человек претендует на социальное пространство, хозяином которого себя ощущает. Например, это расстояние, которое должны держать по отношению к нам пассажиры лифта, или письменный стол, на котором никто, кроме нас, не имеет права наводить порядок.

«Территория» является символическим пространством для создания и укрепления идентичности. Она необходима как для выступления человека перед другими людьми, так и для его «ухода» от других. Территория создает одновременно дистанцию и близость между людьми, поэтому ей нужны четкие границы. Если границы нарушены, нужно уметь исправить ситуацию, например, с помощью извинений и объяснений. Психологи активно подхватили эти идеи и развивают их в своих исследованиях по сей день.

Не очень обласканный признанием и славой при жизни, Гофман в 1981 г. был избран президентом Американской социологической ассоциации. Но даже выступить с президентской речью на торжественной церемонии избрания он уже не смог из-за прогрессировавшей тяжелой болезни. Он умер от рака 19 ноября 1982 г. Его наследие поныне выступает источником вдохновения для новых поколений исследователей.

Сергей СТЕПАНОВ

Ирвинг ГОФМАН
(1922–1982)

Американский мыслитель Ирвинг Гофман формально принадлежит к клану социологов, но ему (подобно физиологу Павлову, антропологу Мид, философу Дьюи, психиатру Юнгу) удалось внести в психологию вклад, превышающий лепту многих титульных психологов, и его сочинения по праву вошли в золотой фонд психологической классики. Увы, мало кто из психологов Гофмана читал или хотя бы просто о нем слышал. Попробуем сегодня восполнить этот пробел в профессиональной эрудиции и познакомимся с ярким ученым и его идеями.

«Весь мир — театр. В нем женщины, мужчины — все актеры. У них свои есть выходы, уходы, и каждый не одну играет роль…» — эти слова Шекспира в разных переводах очень любят цитировать психологи, но именно Гофману удалось насытить эту метафору подлинно психологическим содержанием. Разработанный им «драматургический» подход к межличностному общению позволяет многое понять в причудливой мозаике нашего повседневного поведения.

Не к этому ли стремится каждый психолог? Наблюдения и размышления Гофмана дают этому стремлению научную опору.

Виной всему застенчивость

Ирвинг Гофман родился 11 июня 1922 г. в провинциальном канадском городке Мэнвил в семье еврейских эмигрантов с Украины. Детство и юность ученого прошли в Торонто, куда вскоре перебралась семья. Еще в юношеские годы будущий ученый проявил склонность к наблюдениям за человеческим поведением. Сам он вспоминал, что этому способствовали его бедность и природная застенчивость. Например, на танцах он робко застывал меж барной стойкой и танцевальным залом, не имея ни денег, чтобы позволить себе стаканчик, ни решительности, чтобы пригласить понравившуюся девушку. В это время он невольно наблюдал за своими ровесниками, сновавшими то туда, то сюда, и поражался тому, насколько меняются манеры молодых людей при перемещении из одной позиции в другую. Подобные наблюдения впоследствии и послужили эмпирической основой его концепции самопрезентации.

Интерес к социальным наукам проявился у юноши довольно рано, однако родители рекомендовали ему подыскать более привычное и надежное ремесло. По их совету он поступил на химический факультет Университета провинции Манитоба, но проучился там недолго, сделав окончательный выбор в пользу социологического отделения Университета Торонто. Получив степень бакалавра в 1945 г., Гофман ею не ограничился и продолжил образование в Чикагском университете, где доучился до магистра (1949), а позже стал доктором наук (1953).

Материал для докторской (по нашим меркам — кандидатской) диссертации молодой ученый собирал на одном из крошечных Шетландских островов в Северном море, наблюдая нравы местных жителей. Результаты этих наблюдений воплотились в статью «Коммуникативное поведение в островной общине», а потом использовались при написании книги «Самопрезентация в повседневной жизни». Изданная сначала как научная монография Эдинбургским университетом (ближайшим к Шетландским островам), книга неожиданно заинтересовала и коммерческого издателя, рискнувшего выпустить ее массовым тиражом. Риск оправдался — Гофман «проснулся знаменитым». Переведенная на десять языков, книга переиздается во всем мире и доныне, обогнав по частоте цитирования все прочие социологические сочинения.

Драматургический подход

В 1954–1957 годах Гофман работал в качестве приглашенного исследователя в психиатрической клинике, наблюдая за поведением пациентов. В результате длительного включенного наблюдения он написал книгу «Сумасшедший дом» («Asyle», 1961) с подзаголовком «Об обращении с нарушенной идентичностью», исследование о «Поведении в социальных ситуациях» (1967) и фрагменты книги «Ритуал взаимодействия» (1967).

В своих исследованиях ученый задается вопросом: какими средствами мы представляем свое Я окружающим? И вообще — что такое подлинное Я, как распознать его в палитре публичных образов? Этими вопросами среди психологов задавался еще У. Джемс, вводя в построенную им иерархическую структуру личности так называемое социальное Я — «Я для других».

Согласно предложенному Гофманом драматургическому подходу жизнь можно уподобить бесконечному спектаклю и личность можно рассматривать как особый стиль исполнения ролей в этой жизненной драме. Бывают исполнители, которые полностью увлечены исполнением роли и не сомневаются в том, что она и есть подлинная реальность. Бывают, однако, и такие «актеры», которые совершенно не верят в свою роль и при ее исполнении впадают чуть ли не в цинизм.

Основную цель своей самой известной книги Гофман формулирует так: «Это исследование посвящено некоторым обычным повседневным приемам, с помощью которых люди поддерживают создаваемые друг у друга впечатления, и некоторым следствиям, связанным с применением этих техник. Здесь исследуются исключительно драматургические проблемы, касающиеся человека в социальной группе, связанные с презентацией себя перед другими людьми».

Под маской

Книга начинается словами: «Не случайно, что слово «личность» происходит от слова «личина», то же, что и маска.

Тем самым признается факт, что человек всегда и везде в той или иной мере играет некоторую роль. Мы познаем друг друга в этих ролях; в них мы познаем и самих себя. В том смысле, что маска представляет собой картину, которую мы создаем о себе, исполняемые нами роли тоже являются масками нашей истинной самости — той самости, которую мы желаем иметь. В конце концов исполнение роли становится нашей второй натурой и интегральной частью личности. Мы приходим в этот мир индивидуумами, создаем свой характер и становимся личностями».

Мы выбираем собственную маску не случайно, а предпочитаем ту, которая наилучшим образом изображает, кем мы желаем быть. В этом состоит одна из причин обращения Гофмана к понятию презентации. Рассуждение можно продолжить: речь идет не о том, кем мы кажемся, а о том, кем мы желаем казаться, а это уже говорит кое-что о нас самих. Например, философ Фридрих Ницше утверждает, что «всё глубокое любит маску». В этом и заключается причина повышенного интереса Гофмана к спектаклю, который каждый день разыгрывается людьми друг перед другом.

Однако его интерес не ограничивается искусством исполнения роли, а направлен на послания, которые актеры сознательно или бессознательно посылают друг другу с помощью исполнения ролей. Именно это и увлекает Гофмана, поэтому он уделяет особое внимание сбоям в социальном взаимодействии на житейской сцене.

В этом проявляется тот же самый интерес к фундаментальным структурам, которым руководствовался Зигмунд Фрейд при исследовании оговорок. Интерес Гофмана направлен на то, что происходит за маской, что происходит до и после презентации. Если еще Ницше указывал, что «иметь уважение «к маске» и не заниматься всуе психологией и любопытством есть дело утонченной гуманности», то Гофман как раз не согласен отказаться от такого любопытства. Он желает знать, во что и как играют люди.

Этой теме посвящено все творчество Гофмана, в том числе и его непрочитанное послание президента Американской социологической ассоциации под названием «Порядок социального взаимодействия». Гофмана интересует основной вопрос — «как в социальных ситуациях люди преподносят и воспринимают себя, как они координируют свои действия». По этой причине рецензенты называют Гофмана «корифеем в управлении впечатлениями».

Образ и имидж

Однако дело не ограничивается лишь проблемой презентации. Другой постоянной темой всего творчества Гофмана были «опасности, которые подстерегают человека в социальном взаимодействии». Ученый сам вел все наблюдения и делал описания, опираясь лишь на свою неистощимую выдумку по поводу того, где и как следует наблюдать и анализировать повседневную жизнь. Он рассуждает «с позиции хитроумного аутсайдера» и рассматривает вещи с необычной точки зрения.

Немецкий социолог Г. Освальд называет Гофмана «одержимым писателем-социологом с выдающейся способностью исследовать самые сокровенные, обыденные и банальные стороны жизни и обнаруживать в них нечто необычное, приключенческое и волнующее».

В сочинении под названием «Face-work» (1955), написанном еще в Чикаго, речь идет о стратегиях сохранения и поддержания своего «лица». Они включает в себя приемы создания у окружающих благоприятного впечатления о себе и коррекцию неблагоприятного. В социальном взаимодействии эти усилия направлены на кооперацию с окружающими людьми. При этом «лицо» (face) лишь отчасти является образом собственного Я, оно является еще и тем образом, который, по убеждению индивида, складывается о нем у окружающих. В переводах произведений Гофмана на другие языки этот «второй образ» обозначают термином «имидж». Образ себя и имидж у окружающих могут противоречить друг другу, поэтому индивид должен стремиться замаскировать то, что противоречит образу, для него желательному. Сюда относится техника, которую Гофман в дальнейшем назвал различением сцены и кулис.

Не нарушая границ

«Исследования социального порядка на микроуровне» (терминология Гофмана), которые он опубликовал в 1971 году в книге «Отношения на публике», дополняют рассмотренные выше аспекты его творчества темой социального пространства.

Каждый человек претендует на социальное пространство, хозяином которого себя ощущает. Например, это расстояние, которое должны держать по отношению к нам пассажиры лифта, или письменный стол, на котором никто, кроме нас, не имеет права наводить порядок.

«Территория» является символическим пространством для создания и укрепления идентичности. Она необходима как для выступления человека перед другими людьми, так и для его «ухода» от других. Территория создает одновременно дистанцию и близость между людьми, поэтому ей нужны четкие границы. Если границы нарушены, нужно уметь исправить ситуацию, например, с помощью извинений и объяснений. Психологи активно подхватили эти идеи и развивают их в своих исследованиях по сей день.

Не очень обласканный признанием и славой при жизни, Гофман в 1981 г. был избран президентом Американской социологической ассоциации. Но даже выступить с президентской речью на торжественной церемонии избрания он уже не смог из-за прогрессировавшей тяжелой болезни. Он умер от рака 19 ноября 1982 г. Его наследие поныне выступает источником вдохновения для новых поколений исследователей.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

какой метод использовал гоффман в психиатрической клинике