какой метод государственного управления не имеет конкретного адресата
Методы государственного управления
Понятие, основные черты и виды методов государственного управления
Основные черты методов государственного управления:
По характеру воздействия бывают прямые (административные) и косвенные (неадминистративные) методы государственного управления.
Универсальными методами государственного управления признаются убеждение, поощрение и принуждение.
Методы прямого (административного) воздействия: особенности и виды
Особенности административных методов:
По форме выражения (закрепления) выделяют административно-правовые и административно-организационные (неправовые) административные методы.
По юридическим свойствам: нормативные и индивидуальные.
По содержанию предписания: обязывающие, управомочивающие, запрещающие, поощряющие.
По способу регулирования: императивные (категорические), поручительные и рекомендательные.
Убеждение как метод государственного управления
Убеждение – процесс целенаправленного воздействия субъекта управления на управляемый объект, в результате которого идеи, ценности, установки субъекта становятся внутренними идеями, личными установками объекта управления.
Средства убеждения воздействуют на сознание объекта или на волю объекта.
Элементами убеждения являются овладение вниманием, внушение, воздействие на сознание, оперирование эмоциями, формирование интереса.
Существуют следующие средства (способы) убеждения:
Поощрение как метод государственного управления
Поощрение – способ воздействия субъекта управления, применяемый к объекту управления при позитивной оценке его деятельности, наличии заслуги в целях побуждения к дальнейшим успехам в деятельности.
В зависимости от правовой основы поощрение может быть регламентированным правовыми нормами и не имеющим правового закрепления (публичная благодарность).
По содержанию выделяют такие виды поощрений, как моральное (благодарность, Почетная грамота, занесение на Доску почета), материальное (денежная премия, ценный подарок), статусное (имеющее правовое положение объекта управления, например присвоение почетного звания «Заслуженный строитель Российской Федерации»), смешанное (включает как моральное, так и материальное или статусное поощрение, например присвоение звания Героя России).
Поощрение может применяться к индивидуальным субъектам, к коллективным субъектам и к индивидуальным и коллективным субъектам.
Методы косвенного государственного управления
Особенности косвенных методов:
Виды социально-психологических методов:
Виды психологических методов:
Виды экономических методов:
Методы государственного управления.
Понятие метода связано с целенаправленной деятельностью. Это совокупность приемов и способов достижения намеченного результата.
Методы государственного управления – это способы осуществления управленческих функций и воздействие на управляемые объекты.
Классификация методов ГУ
1) административные методы ГУ. Характеризуются:
— прямым воздействием на волю,
— наличием контролирующего аппарата,
— использованием мер принуждения.
2) экономические (косвенные) методы ГУ. Характеризуются:
— косвенным воздействием на волю,
— созданием ситуации, которая заинтересовывает в должном поведении,
— управленческие акты дают право поступать определенным образом,
— у подвластных есть возможность выбора наиболее целесообразного варианта поведения,
— использованием мер стимулирования.
II по содержанию метода
универсальные методы, такие как
1) убеждение – это способ воздействия, направляющий сознание и поведение людей на добровольное подчинение правовым требованиям. Убеждение является основным методом воздействия в ГУ.
При этом и поощрение, и принуждение могут являться элементами убеждения. Убеждение может быть позитивным – воздействие на положительные эмоции – и негативным – воздействие на отрицательные эмоции.
* используется чаще всего в отношении всех граждан (чаще всего не имеет конкретного адресата),
* обеспечивает добровольное подчинение нормам и указаниям,
— воздействие на сознание и эмоции,
— формирование интереса в правомерном или правильном поведении.
Поощрение в сфере ГУ
Основную роль играют стимулы.
Это средство воздействия на деятельность людей, активизирующие их возможности. Основным стимулом является поощрение.
Поощрение – это способ воздействия на сознание и поведение людей через интерес, направляющих их волю на совершение полезных с точки зрения государства дел.
Признаки поощрения в сфере ГУ:
— фактическим основанием применения поощрения является заслуга, т.е. деяние, которое положительно оценивается субъектами власти.
— поощрение связано с оценкой уже совершенных действий.
— поощрение применяется к конкретным субъектам или конкретной ситуации.
1. в зависимости от нормативной основы:
— формальное поощрение – применение мер поощрения, основание поощрения, порядок поощрения урегулированы правовыми нормами,
— неформальное поощрение – поощрение, неурегулированное нормами, но очень эффективно в сфере ГУ.
2. в зависимости от субъектов:
— поощрение, направленное индивидуальным субъектам,
— поощрение, направленное коллективным субъектам (предпринимателям, организациям, органам ГУ).
3. в зависимости от оснований:
— абсолютное поощрение – оно обусловлено изначально положительным деянием,
— относительное поощрение – некоторые смягчающие обстоятельства, установленные законодательством в сфере ГУ.
4. в зависимости от содержания:
— моральное поощрение (ех, благодарность),
— материальное поощрение (ех, премия),
— изменяющее статус поощряемого (ех, внеочередное повышение звания),
— смешанное поощрение – поощрение, которое содержит 2 и > вышеперечисленных видов.
Это один из видов государственного принуждения.
В государственное принуждение входит:
— принуждение по уголовному праву,
— принуждение по решению суда по гражданскому делу,
Принуждение в сфере ГУ включает:
— дисциплинарное принуждение по административному праву (госслужащие),
Признаки административного правонарушения:
1. применяется на основании закона,
2. применяется специально уполномоченными представителями власти (в особых случаях судьями),
3. применяется на основе индивидуальных актов или юридически значимых действий
Административное принуждение – это средство обеспечения и охраны правопорядка в ГУ. Административное принуждение состоит в психическом, физическом, материальном воздействии на сознание и поведения людей.
Признаки административного правонарушения:
1. применяется исключительно на основании закона,
2. применяется на основе индивидуальных актов или юридически значимых действий,
3. применяется в основном конкретным субъектом (некоторые меры административного принуждения могут применяться к неограниченному кругу лиц),
4. применяется в основном во внесудебном порядке (иногда в судебном),
5. принуждение применяется в основном представителями административной власти.
Представители административной власти – это лица, уполномоченные государством, которые вправе применять меры административного принуждения, предъявлять обязательные требования к неподчиненным по службе субъектам (ех, милиционер).
Необходимо различать понятия «представитель административной власти» и «должностное лицо».
Должностное лицо – это лицо, это лицо, которое вправе предъявлять обязательные требования к подчиненным по службе субъектам.
Виды административного принуждения:
1 – меры административного предупреждения – способы и средства, направленные на предупреждение и предотвращение правонарушений и обстоятельств, угрожающих общественной государственной безопасности.
Основания применения мер:
1) предположение о намерении лица совершить правонарушение,
2) угроза безопасности,
3) необходимость контроля в силу значимых общественных отношений (ех, таможенный тариф, досмотры в аэропорту, личных вещей, введение карантина, задержание с целью опознания, запрет движения транспорта и т.д.)
Основной признак мер – профилактический характер.
Применяется до возможного противоправного деяния.
а) законы о милиции,
б) кодекс об административных правонарушениях,
в) другие ведомственные нормативные акты (ех, закон о пожарной безопасности).
Конкретные меры административного предупреждения:
1. проверка документов,
2. задержание с целью установления личности,
3. досмотр вещей в аэропорту,
4. таможенный досмотр,
5. контрольные надзорные проверки (ех, налоговая, пожарная инспекции),
6. остановка движения транспорта,
7. запрет движения транспорта( ех, при проведении массовых мероприятий),
8. закрытие участка гос.границы,
9. санитарный досмотр грузов,
10. техосмотр транспортного средства,
Некоторые из этих мер могут применяться к неограниченному кругу субъектов, остальные меры применяются только к конкретным субъектам.
2 – меры административного пресечения – способы и средства, направленные на прекращение противоправного деяния.
Основание применения этих мер – противоправные деяния. Это может быть преступление, административное и иное правонарушение.
1. требование прекратить противоправные действия,
3. применение специальных средств (ех, наручники, дубинки),
4. задержание нарушителя с целью составления протокола,
5. изъятие вещей и документов (ех, изъятие прав),
6. запрет эксплуатации транспорта (ех, если не пройден ТО),
8. наложение ареста на банковские счета и т.д.
Эти меры в отличие от мер предупреждения применяются в момент или после совершения противоправного деяния.
2) КоАП и др. ведомственные акты.
3 – меры административного наказания – это меры гос. воздействия, применяемые к физическим и юридическим лицам при совершении ими административных правонарушений.
Основание для применения – административное правонарушения.
Нормативная основа – КоАП РФ и другие ведомственные акты.
1. предупреждение – обязательно выносится в письменной форме.
2. административный штраф (измеряется а) в МРОТ – от 0,1 МРОТ до 5000 МРОТ, б) в стоимости предмета правонарушения, в) в стоимости незаконных финансовых операций (ех, неуплаченные налоговые сборы) max = 3-хкратный соответствующий размер, min граница не установлена).
3. возмездное изъятие орудия или предмета правонарушения. Назначается судьей.
4. конфискация предмета или орудия правонарушения. Назначается судьей.
5. лишение специального права (только для физических лиц). Назначается судьей.
6. административный арест (только физическим лицам). Max = 15 суток, в некоторых случаях – 30 суток. Назначается судьей.
7. административное выдворение за пределы РФ (для иностранных граждан и лиц без гражданства). Назначается судьей.
8. дисквалификация – лишения права занимать руководящие должности в органе управления юридическим лицом. Может назначаться руководителям, членам правления, а также арбитражным управляющим и ПБОЮЛ. Назначается судьей. Срок 0,5 – 3 года.
9. административное приостановление деятельности (введена 09.05.05) (только для юридических лиц и предпринимателей). Max= 90 дней. Назначается судьей.
4 – меры административно-процессуального обеспечения
По содержанию и по сущности эта группа относится
— либо к мерам предупреждения,
— либо к мерам пресечения.
Основание применения этих мер другое – совершение административного правонарушения (а не любого противоправного деяния).
1. доставление – принудительное доставление лица, совершившего административное преступление.
2. задержание (max – 3 часа).
3. личный досмотр и досмотр вещей, находящихся при физическом лице.
4. осмотр территорий, принадлежащих физическому лицу или предпринимателю.
5. досмотр транспортного средства.
6. изъятие вещей и документов.
7. отстранение от управления транспортным средством и медицинское освидетельствование на состояние опьянения.
8. задержание транспортного средства, запрет его эксплуатации.9. арест товаров, транспортных средств, иных вещей.
10. привод (применяется, когда лицо не является на рассмотрение дела).
11. временный запрет деятельности (max = 5 суток).
Эти меры применяются в производстве по делам об административных правонарушениях и не являются мерами административного наказания.
. не путать изъятие и конфискацию.
Регулирование в ГУ – это способы осуществления оперативных управленческих функций в сфере ГУ
— может соответствовать правовой и неправовой форме
— понимается узко, т.е. не имеет признаков убеждения, поощрения, принуждения
— воздействие осуществляется и на людей и на документы
— используется на всех стадиях управленческого процесса
— принятие дела к рассмотрению
— принятие решения по делу
— контроль за исполнением
— нормативное – связано с принятием нормативных решений
— индивидуальное – связано с принятием индивидуальных решений
Юридическая ответственность всегда связана с определенными лишениями, т.е. она сопровождается причинением виновному отрицательных последствий, ущемлением или ограничением его личных, имущественных и других интересов.
Правонарушение является основанием для юридической ответственности, где особое значение играет его состав. Состав правонарушения – это фактическое основание для юридической ответственности, а норма права – правовое основание, без которого юр.ответственность немыслима. Правонарушение указывает на момент возникновения юридической ответственности, порождает определенные правоотношения и соответствующую ответственность лица, совершившего его.
Таким образом, юр.отв. характеризуется след. основными признаками:
1. Она опирается на гос.принуждение, на особый аппарат. Это конкретная форма реализации санкций, предусмотренных нормами права.
2. Наступает за совершение правонарушение и связанно с общественным осуждением.
3. Выражается в определенных отрицательных последствиях для нарушителя типа личного, имущественного, организационно-физич.характера.
4. Воплощается в процессуальной форме.
Указанные признаки юр.отв. являются обязательными: отсутствие хотя бы одного из них свидетельствует об отсутствии юр.отв. и позволяет ограничивать её от других правовых и неправовых категорий.
Таким образом, юр.отв. представляет собой возникшее из правонарушений проавовое отношение между гос-ом в лице его специальных органов и правонарушителем, на которого возлагается обязанность претерпевать соответствующие лишения и неблагоприятные последствия за совершенное правонарушение.
Основные функции юр.отв. – охрана правопорядка и воспитание людей. Обе эти функции преследуют конкретную цель – предупреждение правонарушений. Она достигается только через исправление и перевоспитание правонарушителей, воспитание всех граждан в духе уважения законов.
Успешному осуществлению этих задач служат следующие основные принципы юр. отв.:
Принцип законности означает неуклонное исполнение требований законов и соответствующих им нормативных актов всеми гражданами, организациями и должностными лицами. Главное требование законности с точки зрения материального права заключается в том, чтобы ответственность имела место лишь за деяния, предусмотренные законом, и только в пределах закона.
Обоснованность – это процессуальная сторона юр.отв., заключающаяся в установлении факта совершения лицом конкретного правонарушения как объективной истины.
Справедливость – означает выполнение след.требований:
1. недопустимость уголовных наказаний за проступки
2. закон, устанавливающий ответственность или усиливающий её не может иметь обратной силы.
3. вред, причиненный правонарушителем, если он имеет обратимый характер, должен быть возмещен.
4. карательная отв.должна соответствовать тяжести совершенного правонарушения.
5. за одно правонарушение должно быть лишь одно наказание.
Целесообразность предполагает соответствие избираемой в отношении нарушителя меры воздействия целям юр.отв. Целесообразность также означает строгую индивидуализацию карательных мер в зависимости от тяжести совершенного правонарушения, свойств личности нарушителя, обстоятельств в совершении правонарушений.
Принцип неотвратимости наказания означает его неизбежность. Не одно правонарушении е не должно оставаться не раскрытым и безоценочным со стороны гос-ва и общественности. Неотвратимость юр.отв. – важнейшее условие её эфф-ти.
В соответствии с видами правонарушений юр. отв. классиф. как уголовно-правовая, гражданско-правовая, администр., дисциплин, и матер.
Уголовная отв. за преступление представляет собой наиболее суровый вид юр.отв.
Только наличие в действиях индивида состава уголовного преступления служит основанием возникновения уголовной отв. Возлагается она специальным правоприменительным актом – приговором суда, определяющим соответствующую деянию меру наказания. Угол.отв. воздействует непосредственно и прямо на личность преступника, даже если при этом наказание сопровождается ограничением его личных имуществ.прав. Угол.судопроиз-во осуществляется в строго регламентированной процессуальной форме, обеспечивающей установление объективной истины по делу и наказание действительно виновных.
Гражданско-правовая отв. Предусмотрена за нарушение договорных обязательств или за причинение внедоговорного имущественного ущерба. Она имеет свои характерные черты, определяемые спецификой данной отрасли права и предмета ее регулирования. Наиболее характерные санкции здесь сводятся к возмещению правонарушителем имущественного вреда и восстановлению нарушенного права. Закон предусматривает также возможность взыскания с виновного в нарушении договорных обязательств неустойки в виде штрафа или пени, и в этом проявляется ее компенсационный, правовосстановительный характер.
Осуществляется гражданско-правовая ответственность не только в судебном, но и в арбитражном, административном порядке.
Юр. Ответственность в гос. управлении: ( ИЗ ЛЕКЦИЙ ПО СГиМУ )
Административная отв.(АО) – это выраженная в законе оценка от имени государства в лице уполномоченных им органов конкретного деяния как административного правонарушения и порицание лиуа, его совершившего.
Тема 14. МЕТОДЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ
Тема 14. МЕТОДЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ
14.1. Понятие, основные черты и виды методов государственного управления
Методы государственного управления способы, приемы воздействия субъекта управления на объект управления в рамках управленческих отношений, которые используются для достижения целей и задач управления, реализации функций управления.
Основные черты методов государственного управления:
1) реализуются в процессе управленческой деятельности;
2) органически связаны с целевым назначением определенного вида управленческой деятельности;
3) выражают управленческое воздействие субъекта государственного управления на объект управления;
4) выступают средством реализации субъектом управления своих полномочий в рамках компетенции;
5) адресованы конкретному объекту управления;
6) связаны с характеристикой (состоянием) объекта управленческого воздействия;
7) являются оптимальным способом достижения поставленных управленческих целей в сложившихся условиях;
8) нуждаются в правовом опосредовании;
9) имеют масштабную (территориальную и временную) привязку. По характеру воздействия бывают прямые (административные) и косвенные (неадминистративные) методы государственного управления.
Универсальными методами государственного управления признаются убеждение, поощрение и принуждение.
14.2. Методы прямого (административного) воздействия: особенности и виды
Особенности административных методов:
1) осуществляют прямое воздействие субъекта на объект управления;
2) носят императивный, директивный характер;
3) однозначность (конкретность) указаний;
4) широкое применение административных актов;
5) реализуются в режиме контрольно-надзорной деятельности;
6) обязательность наступления негативных последствий в случае оказания объектом противодействия;
7) результат воздействия наступает оперативно (быстро), но может и не наступить;
8) результат может исчезнуть в случае прекращения управленческого (принудительного) воздействия.
По форме выражения (закрепления) выделяют административно-правовые и административно-организационные (неправовые) административные методы.
По юридическим свойствам: нормативные и индивидуальные.
По содержанию предписания: обязывающие, управомочивающие, запрещающие, поощряющие.
По способу регулирования: императивные (категорические), поручительные и рекомендательные.
14.3. Убеждение как метод государственного управления
Убеждение – процесс целенаправленного воздействия субъекта управления на управляемый объект, в результате которого идеи, ценности, установки субъекта становятся внутренними идеями, личными установками объекта управления.
Средства убеждения воздействуют на сознание объекта или на волю объекта.
Элементами убеждения являются овладение вниманием, внушение, воздействие на сознание, оперирование эмоциями, формирование интереса.
Существуют следующие средства (способы) убеждения:
• обучение – процесс целенаправленного формирования знаний, умений, навыков;
• агитация – распространение идей в целях привлечения масс к активной общественно-политической деятельности в сфере государственного управления;
• пропаганда – распространение в массах, популяризация идей, учений, знаний, в том числе с использованием средств массовой информации;
• разъяснительная работа – деятельность по разъяснению содержания чего-либо;
• критика – отрицательное суждение и указание недостатков в какой-то (чьей-то)деятельности;
• осуждение антисоциального поведения – выражение неодобрения, порицания отклоняющегося (девиантного) поведения.
14.4. Поощрение как метод государственного управления
Поощрение – способ воздействия субъекта управления, применяемый к объекту управления при позитивной оценке его деятельности, наличии заслуги в целях побуждения к дальнейшим успехам в деятельности.
1) является методом государственного управления;
2) фактическим основанием для применения поощрения выступает заслуга, высокие результаты деятельности;
3) является реакцией на прошлое поведение (деятельность) объекта управления;
4) реализуется путем применения конкретных мер поощрения;
5) имеет конкретного адресата;
6) осуществляется в рамках особого административно-поощрительного производства;
7) результат применения поощрений не может быть обжалован;
8) стимулирует дальнейшую активную деятельность объекта управления.
В зависимости от правовой основы поощрение может быть регламентированным правовыми нормами и не имеющим правового закрепления (публичная благодарность).
По содержанию выделяют такие виды поощрений, как моральное (благодарность, Почетная грамота, занесение на Доску почета), материальное (денежная премия, ценный подарок), статусное (имеющее правовое положение объекта управления, например присвоение почетного звания «Заслуженный строитель Российской Федерации»), смешанное (включает как моральное, так и материальное или статусное поощрение, например присвоение звания Героя России).
Поощрение может применяться к индивидуальным субъектам, к коллективным субъектам и к индивидуальным и коллективным субъектам.
14.5. Методы косвенного государственного управления
Особенности косвенных методов:
1) являются видом методов государственного управления;
2) воздействие субъектом управления оказывается опосредованно на объект управления путем изменения условий его функционирования;
3) у объектов управления имеется возможность выбора вариантов поведения в рамках, определенных законом;
4) результат наступает гораздо позднее, чем при применении мер административного воздействия;
5) обеспечиваются системой гарантий.
Социально-психологические методы – методы государственного управления, направленные на формирование должного морально-психологического климата в коллективе.
Виды социально-психологических методов:
1) методы управления социально-массовыми процессами (формирование кадров, авторитета органа исполнительной власти и др.);
2) методы управления коллективными субъектами (формирование единого коллектива, повышение коллективной ответственности, взаимопонимания и др.);
3) методы управления поведением индивидуальных субъектов (формирование чувства ответственности, единения и др.).
Виды психологических методов:
1) гуманизация труда;
2) комплектование малых групп и коллективов на основе психологической совместимости работников;
3) методы психологического побуждения;
4) методы психологического отбора работников при приеме на службу.
Экономические методы – вид методов государственного управления, оказание воздействия на основании использования экономических отношений потребностей и интересов.
Виды экономических методов:
1) прибыль – результат хозрасчетной деятельности хозяйствующего субъекта, часть стоимости прибавочного продукта за вычетом расходов на производство, в том числе заработную плату;
2) кредит – передача денег или вещей, обладающих определенными родовыми признаками, на условиях возврата либо отсрочки платежа, как правило, с уплатой процента;
3) лицензия – разрешение (право) на осуществление лицензированного вида деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий, выданное лицензирующим органом юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю;
4) премия – стимулирование посредством награждения лица денежной суммой или ценным подарком;
5) налогообложение – деятельность государственных органов на основе законов по взиманию налогов и платежей в бюджет различного уровня;
6) квота – количественная мера осуществления определенной деятельности, например на вывоз энергоресурсов.
Тема 15. АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРИНУЖДЕНИЕ
15.1. Государственное принуждение: понятие, признаки, виды
Государственное принуждение – вид социального принуждения, совокупность мер психического, физического, материального или организационного воздействия, применяемых уполномоченными субъектами в установленном порядке вне зависимости от воли субъектов применения в целях обеспечения общественного порядка и общественной безопасности.
Признаки государственного принуждения:
• является разновидностью социального принуждения;
• по своей психомотивационной природе определяется конфликтом между государственной волей, выраженной в законодательстве, и индивидуальной волей лиц, нарушивших правовые предписания;
• опосредовано правом, носит правовой характер;
• представляет собой акт внешнего психического, физического, материального или организационного воздействия;
• воздействие оказывается на сознание, волю или поведение субъекта;
• осуществляется посредством применения соответствующих мер;
• обусловлено конфликтом между государственной волей, выраженной в законодательстве, и волей субъекта применения;
• применение государственного принуждения вызывает причинение лицу правоограничений отрицательного характера;
• основанием применения выступают факты совершения или угрозы совершения правонарушений, а также возникновение других нежелательных для общества и государства аномалий с правовым содержанием;
• применяется в целях обеспечения общественного порядка и общественной безопасности;
• реализуется в рамках правоотношений охранительного типа. Виды государственного принуждения:
1) административное принуждение;
2) уголовное принуждение;
3) гражданско-правовое принуждение;
4) дисциплинарное принуждение.
15.2. Административное принуждение: понятие, особенности, цели, виды
Административное принуждение – метод государственного управления, основанный на нормах административного права, совокупность средств психического, физического и иного воздействия, применяемых уполномоченными субъектами в установленном процессуальном порядке в целях обеспечения общественного порядка и общественной безопасности.
Особенности административного принуждения:
• основывается на нормах административного права;
• применяется как физическими, так и юридическими лицам;
• применяется в сфере общественных отношений, урегулированных как нормами административного права, так и нормами других отраслей права;
• закрепляется как в законных, так и в подзаконных нормативных правовых актах;
• применяется широким кругом уполномоченных субъектов;
• система мер административного принуждения отличается разносторонним характером (широкого спектра действия);
• применяется чаще всего в административном (внесудебном) порядке;
• порядок применения регламентируется административно-процессуальными нормами, создающими упрощенную процедуру;
• применяется как к лицам, совершившим правонарушения, так и к лицам, не совершившим правонарушения (меры административного предупреждения);
• законность применения обеспечивается системой гарантий;
• применяется в целях обеспечения правового порядка и общественной безопасности.
Цели административного принуждения:
1) предупреждение правонарушений и наступления иных вредных последствий, не связанных с правонарушением;
2) пресечение правонарушений;
3) восстановление нарушенного состояния;
4) процессуальное обеспечение;
5) наказание (ответственность) правонарушителя.
По характеру и специфике правонарушения выделяют меры психического воздействия, меры физического воздействия, меры материального (имущественного) воздействия, меры организационного воздействия.
По субъекту применения существуют меры, применяемые индивидуальными субъектами и применяемые коллективными субъектами.
По нормативным основаниям меры принуждения могут основываться на законах и подзаконных актах.
Применяются меры либо в административном (внесудебном), либо в судебном порядке.
Меры принуждения могут быть основаны на правонарушениях, на иных фактах (аномалии с правовым содержанием).
По сфере воздействия выделяют внутриорганизационные и внеш-невластные меры.
По способу обеспечения общественного порядка и целевому предназначению существуют меры административного предупреждения, административного пресечения, административно-процессуального обеспечения, административные правовосстановительные меры (меры защиты), меры административного наказания.
Стадии применения мер административного принуждения:
• анализ правоохранительной ситуации;
• выбор меры административного принуждения;
• проверка действенности выбранной меры административного принуждения;
• принятие (оформление) решения о применении меры административного принуждения;
• реальное применение меры административного принуждения;
• анализ эффективности применения меры административного принуждения;
• внесение корректив в последующую правоприменительную деятельность.
15.3. Меры административного предупреждения
Меры административного предупреждения это разновидность мер административного принуждения, направленных на предупреждение правонарушений и предотвращение обстоятельств, угрожающих безопасности личности, общества, государства.
Основанием применения мер административного предупреждения выступают презумпции (предположения) о намерении лица совершить правонарушение или о возможности наступления неблагоприятных последствий для личности, общества, государства в результате чрезвычайных происшествий природного и техногенного характера.
Административное предупреждение может быть осуществлено в виде контрольной проверки, проверки документов, досмотра вещей, багажа, ручной клади, досмотра транспортных средств, личного досмотра, административного задержания, вхождения в дома граждан, введения карантина, закрытия участков государственной границы, участков дорог, улиц и т. п., принудительного выселения из домов, грозящих обвалом, реквизиции имущества, технического осмотра транспортных средств, принудительного медицинского освидетельствования, административного надзора за лицами, освобожденными из мест лишения свободы, надзора за соблюдением правил противопожарной безопасности, других мер.
15.4. Меры административного пресечения
Меры административного пресечения это вид мер административного принуждения, применяемых в целях прекращения противоправного деяния и предотвращения наступления вредных последствий.
Основание применения мер административного пресечения – противоправное деяние, указанные меры могут применяться только в момент его совершения.
Мерами административного пресечения выступают: требование прекратить противоправное деяние; принудительное лечение лиц, страдающих заболеваниями, опасными для окружающих; временное отстранение от работы инфицированных больных; запрещение эксплуатации неисправного транспорта; приостановление действия лицензий и квот; аннулирование лицензий (разрешений); закрытие предприятий и учреждений, их структурных подразделений в случае нарушения правил пожарной безопасности; запрещение транспортировки взрывоопасных, ядовитых веществ в случае нарушения установленных правил; применение физической силы; применение специальных средств; применение огнестрельного оружия; другие меры.
15.5. Меры административно-процессуального обеспечения
Меры административно-процессуального обеспечения это вид мер административного принуждения, применяемых для достижения целей административного процесса.
В зависимости от характера правоограничений могут применяться меры, содержащие ограничения личных неимущественных прав, ограничения имущественных прав, ограничения организационного характера.
По характеру функций данные меры делятся на: меры административно-процессуального пресечения; меры, направленные на получение доказательств; меры, направленные на исполнение административных наказаний.
Наиболее распространенные меры административно-процессуального обеспечения: доставление нарушителя, административное задержание, личный досмотр, досмотр вещей и товаров, изъятие вещей и документов, отстранение от управления транспортным средством, освидетельствование на состояние опьянения, задержание транспортного средства, привод лица, привлекаемого к ответственности, другие меры.
15.6. Административные правовосстановительные меры
Административные правовосстановительные меры это вид мер административного принуждения, применяемых в целях восстановления нарушенного правового состояния путем понуждения субъекта к исполнению ранее возложенной, но не исполненной юридической обязанности.
К таким мерам относятся: возмещение ущерба, причиненного административным правонарушением, снос самовольно возведенных строений, выселение граждан из самовольно занятых жилых помещений, взыскание недоимки, взыскание пени, восстановление на службе ранее уволенного государственного служащего, изъятие имущества, денежных средств, незаконно полученных субъектами, другие меры.
15.7. Меры административного наказания
Административное наказание – установленная государством мера ответственности за совершение административного правонарушения в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.
Административное наказание может быть осуществлено в виде предупреждения, административного штрафа, возмездного изъятия орудия совершения или предмета административного правонарушения, конфискации орудия совершения или предмета административного правонарушения, лишения специального права, предоставленного физическому лицу, административного ареста, административного выдворения за пределы Российской Федерации иностранных граждан или лиц без гражданства, дисквалификации, административного приостановления деятельности.
Читайте также
54. Методы и формы государственного регулирования сельского хозяйства и управления агропромышленным комплексом
54. Методы и формы государственного регулирования сельского хозяйства и управления агропромышленным комплексом Под методами государственного регулированияпонимается совокупность определенных способов воздействия на всех участников аграрных правоотношений со
2. Методы и формы государственного регулирования сельского хозяйства и управления агропромышленным комплексом
2. Методы и формы государственного регулирования сельского хозяйства и управления агропромышленным комплексом Под методами государственного регулирования понимается совокупность определенных способов воздействия на всех участников аграрных правоотношений со
Тема 12 Законность в сфере государственного управления
Тема 12 Законность в сфере государственного управления Вопрос 1. Понятие законности и дисциплины в административном правеСогласно ч. 2 ст. 15 Конституции РФ органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны
Тема 12. ФОРМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ. АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВЫЕ АКТЫ
Тема 12. ФОРМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ. АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВЫЕ АКТЫ 12.1. Понятие, общие черты, виды и классификация форм государственного управленияФорма государственного управления внешнее выражение деятельности органов государственного управления и их
Тема 21. ЗАКОННОСТЬ В СФЕРЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ
Тема 21. ЗАКОННОСТЬ В СФЕРЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ 21.1. Законность в государственном управлении: понятие, общие черты, принципыЗаконность в государственном управлении режим должного функционирования системы государственного управления, состоящий в точном, строгом
Тема 8. Государственные органы исполнительной власти (органы государственного управления): система и компетенция
Тема 8. Государственные органы исполнительной власти (органы государственного управления): система и компетенция 1. Понятие государственного органа исполнительной власти (государственного управления) и его компетенции Специфика органов государственного управления, их
1. Понятие государственного органа исполнительной власти (государственного управления) и его компетенции
1. Понятие государственного органа исполнительной власти (государственного управления) и его компетенции Специфика органов государственного управления, их отличие от всех других государственных организаций заключается в содержании их деятельности, которая по своей
Тема 13. Методы управления (реализации компетенции) субъектов исполнительной власти
Тема 13. Методы управления (реализации компетенции) субъектов исполнительной власти 1. Понятие метода управления как элемента управленческого процесса. Классификация методов управления Метод управления — это подход, способ решения управленческих вопросов,
Тема 17. Область экономики как объект государственного регулирования и управления (общая характеристика)
Тема 17. Область экономики как объект государственного регулирования и управления (общая характеристика) 1. Социально-правовая характеристика структуры экономики как объекта государственного регулирования и управления Экономическая деятельность — это любая
Тема 18. Межотраслевое административно-правовое регулирование в области экономики: основные направления экономико-правового регулирования и сферы государственного управления
Тема 18. Межотраслевое административно-правовое регулирование в области экономики: основные направления экономико-правового регулирования и сферы государственного управления 1. Реформирование отношений собственности и формирование стратегических собственников
Содержание государственного управления, юридические элементы содержания. Принципы государственного управления
Содержание государственного управления, юридические элементы содержания. Принципы государственного управления Государственное управление как организующая деятельность по объединению и координации действий складывается из четырех тесно связанных
Методы и правовые акты государственного управления
Методы и правовые акты государственного управления Методы государственного управления – это способы осуществления функций госуправления. Сущность методов госуправления определяется его социальной природой и свидетельствует о функционировании механизмов
ЛЕКЦИЯ № 2. Методология и методы, субъекты и объекты государственного управления
ЛЕКЦИЯ № 2. Методология и методы, субъекты и объекты государственного управления 1. Методология государственного управления Методология и методы изучения государственного управления. В науке о публичном управлении (государственном, муниципальном, корпоративном)
1.2. Цели, функции, формы и методы государственного управления
1.2. Цели, функции, формы и методы государственного управления Цель является отражением общественных потребностей и интересов общества, продуктом сознания, субъективным отражением объективного. Цели управления — то, что должен достичь субъект управления, конечный
1.3. Единство системы государственного управления: взаимосвязь государственной власти и государственного управления
1.3. Единство системы государственного управления: взаимосвязь государственной власти и государственного управления Понятие «государственное управление» нельзя отождествлять с понятием «государственная власть», целесообразно их соотносить как общее и его часть.