какой метод чаще всего используется в психологии труда

Методы психологии труда

Вы будете перенаправлены на Автор24

Методы психологии труда — это система способов и приемов, предназначенных для изучения соответствующих сторон трудовой деятельности. Основные методы психологии труда, как и общей психологии, представлены наблюдением и экспериментом.

Понятие психологии труда

Психология труда представляет собой самостоятельную отрасль психологии, способствующую повышению эффективности использования труда человека с учетом его личностных особенностей и помогающую прогнозировать развитие отношений на производстве.

В первую очередь это направление ориентировано на человека и его интересы. Оно направлено на минимизацию производственных потерь и оптимизацию трудовой деятельности работников.

Психология труда не имеет четких границ с другими дисциплинами. Изучая психологию труда, выделяют несколько категорий наук, которые переплетаются и в разной степени взаимодействуют с данным направлением. К ним относятся:

Методы психологии труда

Методы психологии труда должны в любом случае соответствовать теории и задаче исследования.

Принцип объективности исследования требует не ограничиваться поверхностным исследованием изучаемых явлений и собственными мнениями о них. Он предполагает нахождение закономерностей, которые управляют ими с обоснованием выводов и зарегистрированных фактов. Факты должны быть доступны проверке другими людьми.

При использовании методов психологии труда должен соблюдаться принцип единства личности и деятельности. Он требует при исследовании трудовой деятельности принимать во внимание аспекты личности. В этом случае профессионально важные свойства человека должны изучаться не с позиции одного, а с разных видов деятельности.

Методы психологии труда помогают исследовать личность работающего и трудовую деятельность в качестве развития и изменения под воздействием факторов благоприятного и неблагоприятного характера. Если анализ осуществляется однократно, то их необходимо рассматривать только как «срез».

Готовые работы на аналогичную тему

Практическая деятельность использует различные методы в психологии труда. Они необходимы для изучения особенностей функционирования индивида в трудовых условиях. Посредством различных методов происходит отбор кандидатов в процессе приема на работу, исследование психологических особенностей персонала и прочие стороны трудовой деятельности человека.

Самые часто используемые методы психологии труда:

Наблюдение и эксперимент как методы психологии труда

Наблюдение — это важный метод психологии труда, дающий большое количество ценной информации в теоретической и практической сфере. Данный метод рассматривается как самостоятельный, но часто его используют в сочетании с другими инструментами. Так, наблюдение чаще всего выступает как дополнение эксперимента.

Наблюдение в качестве метода считается неотъемлемым элементом любого исследования в психологии труда. Он используется в процессе анализа организации рабочего места, в решении проблем обучения, в социальных исследованиях и психодиагностике.

Наблюдение — это метод психологического исследования, который состоит в преднамеренном, систематическом и целенаправленном восприятии определенного явления (нескольких явлений). Этот процесс помогает изучить их специфичные изменения в соответствующих условиях.

Суть метода наблюдения заключается в том, чтобы отмечать все мелочи, отслеживать ведение какой-либо деятельности, явления или ситуации, вести систематизацию и группировку. Для метода присуща точность, плановость, систематичность. Показатель плановости проявляется через предварительное изучение материалов и анализ явлений. Здесь заранее должны быть выбраны все стадии процесса наблюдения с согласованием и утверждением форм записей.

Для показателя систематичности характерна работа без авральных и отрывочных наблюдений, способных искажать представления об объекте, завысить роль несущественных факторов и недооценивать важнейшие показатели. Подобная опасность появляется, в первую очередь, в ходе наблюдения явлений, которые подвержены постоянным изменениям. Нерегулярное осуществление наблюдения не дает возможности получать объективную оценку исследуемых явлений.

Показатели точности, аккуратности и внимательности необходимы не только при ведении самого наблюдения. Они нужны в процессе регистрации показателей, оформления результатов наблюдения. Здесь важно уметь классифицировать факты с определением соответствующих критериев и с правильным ведением записей.

Суть эксперимента как метода психологии труда состоит в том, что явления изучаются в специально созданных или обычных условиях естественного характера. Например, если в современном производстве необходимо определить возможности оператора в сфере выполнения сложных операций, то можно взять за основу моделирование этой ситуации. Тогда соответственно происходит изменение условий, предусмотренных планом проведения эксперимента.

Основное преимущество эксперимента заключается в том, что исследователи имеют возможность корректировать условия исследования, точно фиксируют полученный результат и используют его непосредственно в конкретной обстановке. Положительный фактор также представлен возможностью создания определенных условий, совершенных систем измерения и контроля различных переменных. Эксперимент можно повторять с гарантированным соблюдением его условий.

Источник

Тест по психологии труда, 66 вопросов с ответами

какой метод чаще всего используется в психологии труда1. Термин «психотехника» был предложен:
а) Г. Мюнстербергом;
б) В.Штерном;
в) Тейлором;
г) Вундтом.

2. Основоположники отечественной психологии труда:
а) Б.Ф. Ломов;
б) Е.А. Климов;
в) А.К. Гастев;
г) Б.М.Теплов.

3. Главная задача психологии труда:
а) исследование способности и возможностей действовать в стрессовых условиях соревнований;
б) изучение фактов и закономерностей психической регуляции деятельности человека;
в) исследование художественного творчества;
г) анализ психологических условий и особенностей управленческой деятельности.

4. Стресс это:
а) давление;
б) напряжение;
в) негативное состояние;
г) повреждение.

5. Что является психическим регулятором труда:
а) антицепация;
б) образ объекта труда;
в) владение внутренними средствами труда;
г) оринетировочная деятельность.

6. Составляющими трудового поста является:
а) производство полезных действий;
б) цель;
в) организация рабочего места;
г) управление средствами труда.

7. Учитель химии в средней школе это:
а) профессия;
б) специальность;
в) трудовой пост;
г) должность.

8. Стадия оптации:
а) 6-8 лет;
б) 11-12 лет;
в) 12-18 лет;
г) 18-25 лет.

9. Стадия адепта:
а) 6-8 лет;
б) 11-12 лет;
в) 12-18 лет;
г) 18-23 лет.

10. Какой метод чаще всего используется в психологии труда:
а) метод экспертной оценки;
б) метод анамнеза;
в) метод беседы;
г) метод наблюдения.

11.Что не относится к функциональному состоянию:
а) результат деятельности;
б) фон деятельности;
в) «карта деятельности»;
г) условия деятельности.

12. Стадия авторитета это:
а) оптант;
б) адепт;
в) интернал;
г) мастер;

13. К каким областям труда относится профессия продавец:
а) природа;
б) социальная система;
в) техника;
г) знаковая система.

14. Эрготическая функция это:
а) трудовая функция;
б) вещественная функция;
в) социальная функция;
г) функция средств труда.

15. Состояние не приводящее к потере работоспособности:
а) утомление;
б) напряженность;
в) монотония;
г) психическое пресыщение.

16. При утомлении наблюдается следующее изменение:
а) возрастает объем внимания;
б) улучшается память;
в) деструкция мотивационной сферы;
г) повышение мыслительной активности.

17. Стадия динамики работоспособности:
а) уровень непродуктивной деятельности;
б) уровень максимальных возможностей;
в) уровень чувствительной напряженности;
г) уровень аффекта.

18.Эзотерический способ регуляции состояния это:
а) плавание;
б) йога;
в) бег;
г) гимнастика.

19. Выделите профессию с абсолютной пригодностью:
а) врач;
б) космонавт;
в) библиотекарь;
г) продавец.

20. Оптимальный режим деятельности:
а) связан с решением простых задач;
б) отличается относительно большой нагрузкой;
в) связан с непредвиденными обстоятельствами;
г) связан со снижением возможностей человека.

21. Что не относится к профессионально-важным качествам (ПВК):
а) способности;
б) поведение;
в) мотивы;
г) направленность личности.

22. Психограмма — это не:
а) мотивы;
б) средство труда;
в) способности;
г) знания.

23. Мотивационная сфера профессионализма это не:
а) профессиональные ценности;
б) работоспособность;
в) профессиональные притязании;
г) профессиональные цели.

24. Операциональная сфера профессионализма это не:
а) профессиональные действия;
б) эффективность труда;
в) профессиональные мотивы;
г) индивидуальность их деятельности.

25. Факторы профессионального среза, связанные с трудовой деятельностью это не:
а) перегрузки (много работы);
б) плохие условия физического труда;
в) дефицит времени;
г) ролевой конфликт.

26. Предмет психологии труда это:
а) трудовая деятельность;
б) трудовой пост;
в) субъект труда;
г) объект труда.

27. Основные характеристики труда это не:
а) целенаправленная деятельность;
б) преднамеренный характер;
в) структурный характер;
г) орудийный характер.

28. Основные характеристики профессий это не:
а) вид трудовой деятельности;
б) общественно-полезной деятельности;
в) деятельность, где не обязательно вознаграждение;
г) деятельность предполагающая специальную подготовку.

29. Уровни самостоятельности человека в труде:
а) самостоятельная активность без помощи специалиста;
б) самостоятельная активность в условиях оптимального научного обслуживания;
в) человек рассматривается как некомпетентный и пассивный;
г) ненормативная самостоятельность.

30. Что не относится к специальностям:
а) окулист;
б) ортодонт;
в) врач;
г) педиатр.

31. К типу профессий с абсолютной профпригодностью относят следующие:
а) летчик;
б) преподаватель;
в) инженер;
г) продавец.

32. Наиболее устойчивыми профессионально значимыми свойствами являются:
а) мыслительные;
б) аттенционные;
в) индивидуально-типологические;
г) мнемические.

33. Индивидуальны й стиль в работе нужен для:
в) роста карьеры;
а) предотвращения утомления;
б) освоения профессии;
г) компенсации слабых сторон и использования природных преимуществ.

34. К сенсорным и прецептивным свойствам относятся:
а) мыслительные свойства;
б) все виды чувствительности;
в) переключаемость внимания;
г) способности запоминания и воспроизведения.

35. Отрицательное влияние старого навыка на выработку нового, автоматизированного действия называется:
а) торможением;
б) интерференцией;
в) искажением;
г) блокированием.

36. Работы Гуго Мюнстерберга известны в области:
а) профессиональной адаптации;
б) профессионального отбора;
в) психологии управления;
г) физиологии труда.

37. Зарождение отечественной психологии труда связано с именем:
а) И.П.Павлова;
б) Шпильрейна;
в) В.М.Бехтерева;
г) И.М. Сеченова.

38. Под понятием “субъект труда” в современной психологии труда понимается:
а) работник;
б) совокупность свойств индивида и личности;
в) личность;
г) поведенческие реакции.

39. Личностные методы направлены на изучение:
а) субъекта труда;
б) объекта труда;
в) профессиональной среды;
г) квалификации работника.

40. Определение: “Напряжение, вызванное необходимостью частых переключений внимания в неожиданных направлениях”, — относится к понятию:
а) сенсорное напряжение;
б) монотония;
в) политония;
г) утомление.

41. Определение: “Напряжение, вызванное конфликтными условиями, повышенной вероятностью возникновения аварийной ситуации, неожиданностью, либо длительным напряжением прочих видов”, — относится к понятию:
а) напряжение ожидания;
б) интеллектуальное напряжение;
в) эмоциональное напряжение;
г) физическое напряжение.

42. Более высокие требования к руководителям в отношении заботы о подчиненных предъявляют:
а) коллектив опытных работников;
б) женский коллектив;
в) мужской коллектив;
г) молодежный коллектив.

43. Из перечисленных пунктов исключите те, которые не влияют на подверженность утомлению:
а) возраст;
б) интерес и мотивация;
в) волевые черты характера;
г) физическое развитие;
д) уровень интеллекта.

44. Период жизни человека, связанный с проблемой выбора или вынужденной перемены профессии и осуществления этого выбора называется:
а) фазой оптанта;
б) фазой адепта;
в) фазой адаптанта;
г) фазой интернала;

45. Профессия — это вид деятельности, который (убрать лишнее):
а) является общественно-полезным;
б) обусловлен половой принадлежностью;
в) требует специальной подготовки и переподготовки;
г) выполняется за определенное вознаграждение;
д) дает человеку определенный социальный, общественный статус и признание.

46. Профессиональное самоопределение является основным новообразованием:
а) дошкольного возраста;
б) зрелого возраста;
в) периода ранней юности;
г) подростничества.

47. Оптант, адепт, адаптант, интернал, мастер, авторитет и наставник – фазы профессионального развития по:
а) Д. Сьюперу;
б) Е.А. Климову;
в) С. Фукуяма;
г) Н.С. Пряжникову.

48. Сознательный акт выявления собственной позиции в проблемных ситуациях называется:
а) реориентацией личности;
б) психобиографией;
в) самоопределением;
г) таксономией.

49. Профессиональные деформации связаны с изменением (убрать лишнее):
а) конфигурации тела;
б) продуктивности деятельности;
в) конфигурации личностного профиля;
г) мотивации деятельности.

50. В типологии профессий Е.А.Климова отсутствуют следующие типы профессий:
а) человек — техника;
б) человек — природа;
в) человек — автомат;
г) человек — знаковая система.

51. Характеристика профессии, включающая описание условий труда, прав и обязанностей работника, необходимых знаний, умений и навыков, профессионально важных качеств и противопоказаний по состоянию здоровья называется:
а) профессиограмма;
б) психограмма;
в) праксиметрия;
г) таксономия;

52. Основные направления профориентационной работы (исключить лишнее):
а) профконсультация;
б) профанация;
в) профинформация;
г) профотбор.

53. Приведите в соответствие с возрастами задачу профессионального развития по периодизации Д. Сьюпера «Рост: развитие интересов способностей»:
а) 0-14 лет;
б) 14-25 лет;
в) 25-44 года;
г) 45-64 года;
д) 65 лет и более.

54. Приведите в соответствие с возрастами задачу профессионального развития по периодизации Д. Сьюпера «Исследовательский период: апробация сил»:
а) 0-14 лет;
б) 14-25 лет;
в) 25-44 года;
г) 45-64 года;
д) 65 лет и более.

55. Приведите в соответствие с возрастами задачу профессионального развития по периодизации Д. Сьюпера «Утверждение: упрочение позиций в профессии, в обществе»:
а) 0-14 лет;
б) 14-25 лет;
в) 25-44 года;
г) 45-64 года;
д) 65 лет и более.

56. Приведите в соответствие с возрастами задачу профессионального развития по периодизации Д. Сьюпера «Поддерживание: достижение устойчивости проф. положения»:
а) 0-14 лет;
б) 14-25 лет;
в) 25-44 года;
г) 45-64 года;
д) 65 лет и более.
57. Приведите в соответствие с возрастами задачу профессионального развития по периодизации Д. Сьюпера «Спад: уменьшение профессиональной активности»:
а) 0-14 лет;
б) 14-25 лет;
в) 25-44 года;
г) 45-64 года;
д) 65 лет и более.

58. К профессиям типа Человек-Человек не относятся:
а) бухгалтер;
б) учитель;
в) аудитор;
г) страховой агент;
д) менеджер.

59. Первое по порядку понятие, при котором каждое предыдущее было бы родовым (более общим) по отношению к последующим:
а) самоопределение на конкретном трудовом посту;
б) жизненное самоопределение;
в) профессиональное самоопределение;
г) ценностно-нравственное самоопределение.

60. Уровень профессионального развития личности (по А.К. Марковой), который характеризует профессиональную деятельность в ее расцвете («акме»), в ее высоких достижениях и творческих успехах:
а) псевдопрофессионализм;
б) допрофессионализм;
в) суперпрофессионализм;
г) профессионализм.

61. Смена профессионального учебного заведения или профессии в связи с острой неудовлетворенностью выбором профессиональной деятельности или обнаружившейся профессиональной непригодностью называется:
а) профессиологией;
б) реориентацией;
в) псевдопрофессионализацией;
г) каузометрией.

62. Из перечисленных умений к интеллектуальным не относятся:
а) мнемические;
б) аттенционные;
в) мыслительные;
г) имажинитивные.

63. Что можно отнести к профессиям:
а) окулист;
б) ортодонт;
в) врач;
г) педиатр.

64. Укажите содержание поведенческого кризиса профессионального развития:
а) Потеря интереса к учебе, работе, утрата перспектив профессионального роста, дезинтеграция профессиональных ориентации, установок, позиций;
б) Неудовлетворенность содержанием и способами осуществления учебно-профессиональной и профессиональной деятельности;
в) Противоречия в межличностных отношениях в первичном коллективе, неудовлетворенность своим социально-профессиональным статусом, положением в группе, уровнем зарплаты и т.д.

65. Укажите содержание когнитивно-деятельностного кризиса профессионального развития:
а) Потеря интереса к учебе, работе, утрата перспектив профессионального роста, дезинтеграция профессиональных ориентации, установок, позиций;
б) Неудовлетворенность содержанием и способами осуществления учебно-профессиональной и профессиональной деятельности;
в) Противоречия в межличностных отношениях в первичном коллективе, неудовлетворенность своим социально-профессиональным статусом, положением в группе, уровнем зарплаты и т.д.
66. Укажите содержание мотивационного кризиса профессионального развития:
а) Потеря интереса к учебе, работе, утрата перспектив профессионального роста, дезинтеграция профессиональных ориентации, установок, позиций;
б) Неудовлетворенность содержанием и способами осуществления учебно-профессиональной и профессиональной деятельности;
в) Противоречия в межличностных отношениях в первичном коллективе, неудовлетворенность своим социально-профессиональным статусом, положением в группе, уровнем зарплаты и т.д.

Источник

Методы психологии труда

Психология труда является отраслью психологической науки со всем арсеналом общепсихологических методов. Объект и цели исследования имеют особенности, поэтому методы психологии труда обладают своей спецификой. Кроме общепсихологических методов психология труда использует особые приемы изучения поведения человека в процессе трудовой деятельности.

Изучение профессиональной деятельности осуществляется с трех сторон:

Методы психологии труда имеют несколько видов классификаций. Рассмотрим классификацию, которая объединяет две большие группы методов:

К первой группе относятся два главных метода: опрос и наблюдение, а также вспомогательные методы и средства.

Ко второй группе относятся лабораторный и естественный эксперименты, тестирование.

Метод наблюдения

Наблюдение используется при любом исследовании в области психологии труда. Психолог получает данные о поведении человека в трудовом процессе. Рассматриваются каналы получения информации, загрузка анализаторов, условия внешней среды, процессы коммуникации. Наблюдение бывает двух видов: внешнее и внутреннее (самонаблюдение).

При помощи внешнего наблюдения психолог описывает действия человека во время работы, их соответствие нормам и целям. Как человек оперирует орудиями труда, материалами, справляется с технологическим оборудованием выясняется при помощи внешнего наблюдения.

Кроме того, исследуются эмоциональные реакции и коммуникативные процессы. Если наблюдать за работником в течение рабочего дня, можно определить изменения в его поведении под воздействием утомления. Как правило, составляется план наблюдения, так как все элементы трудового процесса воспринимать довольно трудно. Из целого ряда действий, входящих в трудовой процесс, выделяются отдельные элементы, которые и подвергаются наблюдению в соответствии с четкой программой, планом наблюдения и фиксацией результатов.

При наблюдении используется принцип сравнительного подхода, который предполагает исследование трудового процесса людей с разной степенью профессиональных навыков, с разным рабочим стажем, разных возрастных категорий. Такой принцип позволяет выявить некоторые закономерности работы в той или иной области. К недостаткам метода наблюдения можно отнести недоступность отдельных компонентов профессиональной деятельности непосредственному восприятию.

Например, как хирург принимает решение во время операции, в процессе наблюдения определить невозможно. Возрастает доля субъективизма при трактовке психологом внешних проявлений профессионального поведения.

Дополнительные методы: фотография рабочего дня, хронометраж, анализ продуктов трудовой деятельности

Чтобы повысить объективность и точность наблюдения, применяются сопутствующие приемы, которые обеспечивают качественную регистрацию результатов исследований в области психологии труда. Сюда относят такие приемы, как фотография рабочего дня или его части, хронометраж, анализ продуктов трудовой деятельности.

Фотография рабочего дня – это последовательная регистрация всех действий работника с обозначением временных параметров, смена режимов труда и отдыха, вынужденные простои в работе.

Производить регистрацию можно по-разному – от сопровождения работника психологом до использования телеметрических приборов. Фото и видеосъемка позволяют фиксировать все действия человека во время рабочего процесса, его мимику, маршруты передвижения. Результатом фотографии рабочего дня является график, который позволяет отчетливо представлять временные периоды чередования работы и отдыха, соотношение основных и вспомогательных функций в труде. В результате такого исследования можно выявить ряд излишних действий, выполняя которые человек затрачивает массу времени. Можно исключить или преобразовать эти действия, тем самым разгрузить работу и повысить самочувствие работника в течение рабочего дня.

Хронометраж – измерение времени трудовых операций. Определяется длительность, частота, интенсивность трудового процесса. Данное исследование проводится с целью оптимизировать, правильно организовать трудовую деятельность.

Психолог должен проявлять максимум такта при проведении исследования. Дело в том, что хронометраж часто проводится на предприятиях для того, чтобы пересмотреть нормы труда, как правило, в сторону увеличения. Присутствие психолога может вызвать у работника отрицательную реакцию. Перед проведением исследования лучше провести разъяснительную работу и снять все негативные установки.

Анализ продуктов трудовой деятельности включает в себя продукты строительного и промышленного производства, сельского хозяйства, инструменты и приспособления, документы, результаты изобразительного и графического труда, тексты. Такие продукты труда называются материальными. Функциональными (процессуальными) продуктами являются: настроение в коллективе, вербальные продукты работы: выступления, доклады, речи, проявления активного поведения специалистов. Анализ продуктов деятельности дает возможность:

Как вариант данного метода проводится анализ ошибок, сбоев, несчастных случаев в рабочем процессе. Это дает возможность сделать вывод о том, каковы особенности профессии, к какой профессии необходимо предъявлять повышенные требования с точки зрения личностных психологических качеств, какие профессии считать опасными.

Самонаблюдение

В психологии труда выделяют два вида самонаблюдения: самоотчет профессионала и трудовой метод (включенное наблюдение).

В первом варианте психолог предлагает специалисту проговаривать вслух каждое свое действие. На начальном этапе могут возникнуть трудности, так как работник вынужден отвлекаться. Но через некоторое время он адаптируется и может качественно совершать рабочие действия, комментируя их. При помощи такого способа появляется возможность обратить внимание на те процессы деятельности, на которые раньше внимание не обращалось, что способствует повышению качества работы.

Во втором варианте психолог сам изучает профессию, начиная с азов, постигает ее все больше. Психолог на личном опыте изучает процесс овладения профессией. В психологии такой подход называется трудовым методом. Еще в 20-е гг. XX века он был разработан и начал применяться. Психолог объединяет в себе исследователя и работника, желающего научиться профессии. Перечислим достоинства данного метода:

Трудовой метод имеет и недостатки. Применять его можно только при овладении несложными профессиями. Если говорить о профессиях, требующих длительного срока обучения, то метод можно применять для исследования какого-либо элемента профессии. Такой подход называется формой трудовых проб. Возникают проблемы с регистрацией результатов, так как фиксация результатов во время трудовой деятельности нарушает естественный процесс ее протекания. В целом, трудовой метод дает уникальный материал, что неоднократно было подтверждено многими учеными-психологами.

Опросные методы

К опросным методам относятся: устный опрос (беседа, интервью) и письменный опрос (анкетирование).

Метод беседы широко распространен в психологии труда и применяется для исследования индивидуальной структуры труда, выявления профессионально значимых качеств работников, выяснения особенностей мотиваций работы, оценки рабочих мест.

Беседа, если она используется в качестве научного метода, должна отвечать ряду требований:

Метод включает в себя несколько этапов. Подготовительный этап заключается в подготовке психолога к беседе. Он определяет направленность беседы, обеспечивает себя необходимыми материалами. Сюда входит составление плана, подготовка оборудования, если беседа записывается, создание регистрационных бланков. На начальной стадии беседы устанавливается контакт с собеседником, создается дружелюбная атмосфера. Работнику следует изложить цели и задачи исследования понятным языком, не прибегая к сложным психологическим терминам. Психолог должен гарантировать обеспечение всех этических принципов проведения исследования: конфиденциальности, сохранения профессиональной тайны, уважительного отношения. Если беседа индивидуальна, то она требует максимальной откровенности и расположенности опрашиваемого к психологу. При анализе несложных ситуаций может быть проведено стандартное интервью. Данные, полученные во время беседы, регистрируются либо в процессе беседы, либо после ее окончания. Регистрировать данные первым способом можно тогда, когда проблема не затрагивает личностные свойства человека и носит внешний характер, при исследовании влияния среды на рабочий процесс, например. Если проходит индивидуальное консультирование, такой способ применять не следует, так как это может вызвать у собеседника отрицательное отношение к беседе. Фиксация результатов после окончания беседы несет за собой потерю некоторого количества информации, но является более этичной.

Заполнение анкеты – метод, предполагающий получение ответа в письменной форме на вопросы, которые продуманы и сформулированы заранее.

Психолог в прямой контакт с работниками не вступает. Для анкетирования подходят ситуации, когда нужно опросить большое количество людей за короткое время. Выясняются ценностные ориентиры, отношение к профессии, к ее отдельным элементам. Присутствие психолога при анкетировании не обязательно, анкета может быть заполнена и дома. Удобство этого способа заключается в том, что он не занимает времени в процессе труда, не отвлекает. Человек может обдумать свои ответы. Недостатком является то, что анкету может заполнить другое лицо, на некоторые вопросы человек может не дать ответ или не вернуть анкету. Чтобы информация была более достоверной нужно правильно организовать исследование. Для этого необходимы:

Выбор опрашиваемых может быть случайным или по особым критериям (рабочие до 30 лет, работающие пенсионеры). Если сравнивать анкетирование и беседу, то анкетирование занимает немного времени при опросе большого количества людей, а беседа растянута во времени, накопление материала идет медленно.

Метод экспертных оценок

Метод экспертных оценок заключается в опросе специалистов по вопросам трудовой деятельности, чтобы составить заключение. Часто экспертиза вбирает в себя целый комплекс методов. Экспертная оценка бывает индивидуальной и групповой. Одним из видов групповой оценки является метод обобщения независимых характеристик.

Он может быть применен, когда описываются качества конкретного человека, важные для профессии. Информация о личности получается из разных источников. Эксперты оценивают качества личности по предложенной шкале. Психолог интерпретирует суждения экспертов. Каждый эксперт выставляет работнику определенное количество баллов, они усредняются, выводится среднеарифметическая оценка.

В психологии труда используется метод критических инцидентов. Работники, которые хорошо владеют профессией, рассказывают о специалистах, которые, на их взгляд, имеют высокий уровень подготовки и низкий уровень. Причем во внимание берется только то, что зависит исключительно от человека, а не от окружающей среды. Это примеры критических инцидентов. Каждый такой пример содержит: описание ситуации и предпосылки поведения; описание действий работника, попадающих под категории эффективных или неэффективных; зависимость действий работника от него самого или внешних обстоятельств. Эксперты формулируют свои оценки на основании наблюдений или опросов. Количество инцидентов зависит от того, насколько сложна деятельность. В простых видах работы их может быть до ста, в сложных – до нескольких тысяч. Собранные инциденты классифицируются в зависимости от целей исследования. Они могут использоваться для разработки критериев успешности в профессии, составления заданий для определения степени подготовленности работника. Профессиональные психодиагносты используют данный метод для выявления профессионально важных личностных качеств при профотборе.

Метод анамнеза заключается в сборе сведений о личности как субъекте трудовой деятельности. Применяется при профессиональном консультировании для того, чтобы определить, насколько устойчивы мотивы, каковы способности и особенности личности.

Психолог может составить прогноз профессиональной карьеры человека, изучив его биографию, особенности психического и физического развития, условия жизни и путь в профессии. Информативными источниками являются высказывания самого обследуемого (субъективный анамнез), суждения о нем других людей, документы (объективный анамнез). К документам относятся: личное дело, дипломы об образовании, сертификаты о повышении квалификации, знаки отличия, награды за профессиональные успехи и др. Данный метод позволяет дать ретроспективный анализ ситуаций выбора профессии, профессиональной переориентации, типологии профессиональной карьеры.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *