какой металл дает зеленый цвет при окислении
Чем обработать медь от окисления: эффективные средства + способы защиты
Отправим материал на почту
Области техники, связанные с электроэнергией, не обходятся сегодня без применения меди. Этот металл характеризуется низким удельным сопротивлением, что привело к её использованию в изготовлении двигателей и проводов. Меди нашли и бытовое применение. Из неё производят высококачественную посуду и элементы декора.
Почему медь окисляется
Цвет металла, которого не коснулся процесс окисления, варьируется от золотисто-розового до красно-золотистого. С течением времени медные изделия покрываются налетом зеленого цвета разной степени яркости.
Причины появления оксидной пленки:
Влияние воды
Жидкость способна разрушать металл, поэтому медь также подвержена коррозии вследствие влияния воды. Кислород, содержащийся в жидкости, ускоряет разрушительный процесс. Количество кислорода прямо пропорционально скорости появления коррозии. Вода с низким уровнем кислотности и наличие ионов хлора провоцируют разрушение меди, которое может протекать точечно или ударно.
Металл защищается от коррозии оксидной пленкой, которая не допускает разъедание структуры меди. Патина сохраняет поверхность от разрушения. Оксидная пленка проявляется спустя 2 месяца непрерывного контакта с жидкостью. Такое покрытие бывает:
Медь широко применяется при изготовлении трубопроводов. Наличие примесей цинка, алюминия и железа в жидкости, имеющей контакт с медными трубами, ускоряет процесс разрушения. Сохранить целостность металла поможет нанесение слоя олова на медную поверхность.
Основные правила ухода за изделиями из меди
Как защитить медь от окисления
Характерный золотисто-красный оттенок меди сохранится только в случае нанесения защитного слоя в виде лака.
Кислород провоцирует окислительные процессы, в результате которых металл обретает коричневый оттенок. Патина зеленоватого тона подлежит растворению, поскольку под этим слоем скрывается медь.
Медные фасады на зданиях теряют внешний вид из-за осадков. Растворимые соли меди, которые все чаще встречаются в окружающей среде, выпадают с дождями и снегом. Предотвратить загрязнение фасадов можно путем нанесения консервирующего состава с соблюдением предварительной очистки.
Соляная кислота в виде 10%-ого спиртового раствора используется для очищения медных изделий. Жидкость наносят на поверхность, тщательно полируют мягкой тканью до появления металлического блеска и смывают остатки кислоты водой.
При работе с соляной кислотой следует соблюдать правила безопасности:
Видео описание
Простой и эффективный способ очистки меди.
После обработки кислотой металл просушивают и покрывают защитным материалом. Двухкомпонентный акриловый лак, применяемый автомобилистами, отлично подходит в качестве защитного слоя. Бесцветную жидкость применяют в пропорции с растворителем 3:1 или 2:1 в зависимости от вида. Добавление 10-15%-ого разбавителя обеспечит хорошее нанесение на металл. Недостатком такой обработки считается высокая стоимость лака. «Замедленный» отвердитель увеличит скорость высыхания защитного покрытия.
Однокомпонентные акриловые лаки не отличаются высокой стойкостью. Для внутренних работ применяют комбинированный нитролак. Хорошо зарекомендовал себя производитель «Zapon». Использование лака на искусственных смолах недопустимо при работе с данным металлом, так как в результате обработки вырабатывается соль зеленого цвета. Лаковое покрытие прослужит дольше, если наносить на поверхность не менее трех слоев. Каждое нанесение сопровождается сушкой предыдущего слоя в течение одного дня.
Как очистить медь от зеленого, черного и белого налета?
Придать металлу характерный цвет можно с помощью подручных средств либо специальных растворов. Существуют следующие способы:
Народные средства
Продукты, которые найдутся в любом доме, могут использоваться для придания медным изделиям первоначального вида.
Чистка меди нашатырным спиртом
Меловая крошка и бесцветная жидкость с резким запахом помогут придать медной посуде и украшениям былой блеск. Мел полирует и устраняет загрязнения. После очистки достаточно удалить остатки эмульсии с поверхности.
Вазелиновое масло
Вещество подойдет для очищения предметов небольшого размера. Для этого необходимо нагреть вазелиновое масло на плите, довести до состояния кипения и оставить на небольшом огне. В кипящую жидкость окунают, например, медную монету и кипятят. Под воздействием высоких температур оксидная пленка, ржавчина и потемнения растворятся. Снять остатки масла с изделия поможет этиловый спирт.
Видео описание
Как очистить медь: простой и дешёвый способ.
Содовый раствор
Изделия из меди можно очищать при помощи раствора пищевой соды. Смесь готовят, соединяя 5 столовых ложек воды с 2 столовыми ложками соды, и наносят приготовленную кашицу на медные изделия. Очистка происходит в емкости, в которую полностью погружены предметы. Длительность процесса зависит от степени загрязнения и может достигать двух недель. Воздействие щетки ускорит очищение поверхности меди. После окончания процедуры вещи промываются водой и просушиваются.
Сушка предметов может происходить в специальном сушильном шкафу при температуре близкой к 100°С. В домашних условиях для просушки медных предметов используют бумажные полотенца. Мягкая структура полотенец не нанесет царапины на поверхность старинных изделий, а сложенная в несколько слоев подложка сверху и снизу обеспечит одновременное впитывание влаги. Чтобы исключить образование оксидной пленки на поверхности меди, применяют натирание изделий газетными листами с черно-белой печатью.
«Кока-Кола»
Оригинальный способ очистки для ценителей медных украшений может предложить известный напиток. Газированная шипучка с ортофосфорной кислотой в составе легко справляется с любым налетом. Для удаления пятен стеклянную емкость наполняют «Кока-Колой» и погружают в нее необходимый предмет. Через несколько дней загрязнения исчезнут, а медное изделие приобретет прежний вид. Ускорить процесс очищения можно воздействием небольших температур. В качестве источника тепла можно использовать батарею.
Чистка меди ортофосфорной кислотой
Устранить результат окисления металла поможет раствор ортофосфорной кислоты. 15-30%-ой жидкостью намазывают изделие при помощи кисти, пульверизатора либо полностью опускают в кислоту. Через несколько минут следы ржавчины исчезнут. При необходимости процедуру повторяют, а остатки раствора и загрязнений снимают мягкой тканью.
Цитрусовые
Пятна и оксидный налет можно устранить натиранием мякотью цитрусового фрукта. По окончании процесса достаточно промыть изделие под проточной водой.
Лимонный сок
Тряпка, смоченная в соке лимона – отличный способ очистки меди привычными в быту средствами.
Чистка кетчупом
Томаты содержат в составе достаточное количество кислот, способных устранить пятна на медных предметах и вернуть им характерный цвет. Чтобы избавиться от темного налета на поверхности, достаточно нанести томатную пасту или кетчуп на металлическое изделие. Через час можно удалить остатки грязи хлопковой тканью.
Амидосерная кислота
Едкая жидкость, нанесенная на тряпку, способна бороться с черным налетом на медных предметах. Процесс очистки сопровождается натиранием поверхности до момента полного устранения пятен.
Механические способы чистки
Стойкие загрязнения могут потребовать применения контролируемого механического вмешательства.
Для этого способа очистки соблюдают следующие шаги:
Сода и соль в качестве абразивов используются для удаления трудных загрязнений. Натирание проходит с применением хлопчатобумажной ткани.
Заключение
Придать медным изделиям металлический блеск можно при помощи веществ, которые присутствуют в каждом доме. Своевременная очистка и соблюдение условий хранения сохранят внешний вид предметов.
Почему изделия из меди меняют цвет, и как называется этот процесс?
Наверное, каждый человек задавал себе вопрос, почему со временем медь зеленеет и покрывается налетом? Это легко объяснимо. Этот налет называют патина. Появляется она вследствие окисления поверхности. Цветовая гамма патины варьируется от ярко-зеленого цвета до лазурно-голубого.
Зеленая патина на меди
Патина и ее виды
Патина – это защитная пленка, которая покрывает медь при окислении на воздухе. Она необходима для предохранения изделий от дальнейшего разрушения. Патина может делиться по нескольким категориям:
Патина может проявляться различными оттенками естественным путем
Благородная патина на медных предметах имеет черный цвет. Она защищает его от дальнейшего окисления и разрушения поверхности.
«Дикая» патина имеет зеленый налет. Она появляется на изделиях во влажной среде. Почему же она не ценится? Потому что, такой ее вид является следствием неправильного ухода за металлом, вследствие чего на нем появляются углубления, которые являются коррозией.
Проявляется она в образовании на металле каверз, то есть, многочисленных углублений. Дикую патину с поверхности изделий можно убрать только механической чисткой. Это может испортить внешний вид, так как зеленый налет будет снят вместе с его верхним слоем металла.
Искусственное патинирование для придания медным изделиям декоративного вида
Также патина делится на 2 вида:
Естественная патина появляется на поверхности изделиях со временем. И именно она считается самой ценной. Для ее появления требуется немного времени. Тонкая пленка будет видна уже через год. Хороший толстый слой появляется только за 80–100 лет. Все зависит от погодных условий, климата страны и состава атмосферы.
Искусственная патина сейчас особенно популярна. Ее цвет делают близким не только к благородному черному, но и к зеленому. Такой процесс называется патинированием. На бронзе она получается лучше, чем на латуни.
Но почему же искусственное патинирование применяется не везде? Для придания современным предметам интерьера из меди ее стараются не использовать. Потому что основа искусственной патины — это лаки, воски и краски, которые изолируют метал, и мешают ему покрываться ценным естественным налетом.
Дикая патина, так ли она плоха?
Обычно такой вид патины возникает на памятниках. Самый яркий пример — это статуя Свободы в Нью-Йорке. Наверное, если спросить каждого человека, какого она цвета, все скажут, что голубоватого, на самом же деле она сделана из меди и первоначально имела красноватый цвет.
Нанесение патины на медные монеты
Три способа изготовления патины в домашних условиях
Дикая патина на статуе Свободы
Первый способ – аммиачное патинирование. Для этого нужно взять пластиковый контейнер. На дно положить пару бумажных или обычных полотенец. Смочить их аммиаком. Затем посыпать крупной поваренной солью. Положить медный предмет изделие и посыпать его солью. А потом накрыть еще несколькими полотенцами, и полить все аммиаком.
Срок выдерживания изделия в контейнере зависит от желаемого результата. Первые изменения будут заметны спустя две минуты. Но благородный зеленый цвет будет хорошо виден только через 2 дня. После чего следует промыть изделие и высушить его.
Второй способ – запекание. Нужно взять 5 частей уксуса на 1 часть соли и смешать их. От габаритов изделия будет зависеть количество раствора. Нужно чтобы металл полностью был погружен в жидкость. Выдерживать изделие в растворе нужно час. По истечении времени вынуть его и положить на противень, который предварительно нужно застелить фольгой.
И запекать изделие при температуре 200 градусов до зеленоватого цвета. После нужно опять окунуть металл в раствор и выдержать его там час. Повторить запекание. Такую процедуру нужно повторить 3 раза, если нужен глубокий цвет или 2 раза, если нужен легкий налет старины. После вымыть и высушить металл.
Третий способ – патинирование с помощью яйца. Сварить его нужно вкрутую, очистить и разрезать напополам. Положить половинки яйца и изделие, которое нуждается в патинировании, в целлофановый пакет и завязать его. Яйцо выделяет серный газ, который входя в реакцию с медью, дает зеленый налет изделию. Нужно держать яйцо и изделие в пакете до тех пор, пока результат не станет удовлетворительным. Обычно это требует 1–2 дня.
Видео:
Какой металл зеленеет со временем?
Как определить металл или его марку
Если магнитится, значит это чермет или одна из составляющих такого металла – чермет. Всё остальное не магнитится.
Нержавеющая сталь тоже не магнитится, вода на ней следов не оставляет, стоит гораздо дороже чермета. Цвет – серый.
Медь – жёлтый, даже золотистый металл, при соприкосновении с кислородом покрывается тёмной оксидной плёнкой, при соприкосновении с водой – зелёной ржавчиной. Медь стоит дороже всех цветных металлов, дороже только драгоценные металлы типа серебра и золота.
Алюминий представляет собой серебристый металл, гибкий и лёгкий, легко режется и гнётся, цена – небольшая.
Латунь – тяжёлый металл жёлтого цвета с лёгкой краснотой, очень похожа на золото.
Поможем разобраться с выбором сварочных аппаратов бренда Крюгер.Обзор электроинструмента от бренда KRÜGER, отзывы об инструменте на сайте: Krg-Tools.Ru
Бронза – тёмно-коричневого цвета, поверхность – зернистая. Стоит примерно столько же, сколько и латунь. Обычно прием цветных металлов осуществляется там же, где и приём чёрных металлов. Драгметаллы принимаются особыми организациями, имеющими на это особое разрешение от властей.
Самый востребованный цветной металл в пунктах приёма, за который не жалеют денег – медь. Настоящая медь определяется следующим образом:
Если металл в хорошем состоянии, то она непременно будет иметь золотисто-розовый оттенок, а на воздухе быстро скроется под коричнево-зелёно-голубой оксидной плёнкой.
Металлолом типа водопроводных труб, труб для кондиционеров, теплоотводных трубок (кулеры) – почти наверняка медь, особенно в случае с кулерами, поскольку нецелесообразно отводить тепло более дорогими серебром и золотом, а у меди здесь соперников немного.
Зачем сдавать? А зачем держать дома, в гараже или пристройках ненужные вещи? Если предмет лежит без дела, то почему бы не сдать его в лом и не заработать на этом? Более того, весьма высокая цена на цветные металлы просто располагает к этому.
Это позволяет государству экономить. Медь нужна для очень многих нужд, и если удаётся добыть её с помощью переработки, не затрачивая колоссальных объёмов энергии на добычу руда, её транспортировку и получение металла, то это очень хорошо для экономики.
Зелёная медь
Галчий проран — глубокий овраг, затопленный во время образования водохранилища. Вокруг когда-то росли развесистые тополя, густой кустарник. Переплетение коряг на дне — это все, что осталось от них. Проран сообщается с Волгой и Свиягой. Идеальнее места для ловли хищников не сыщешь. В то утро щуки били часто. Выпрыгивающие из воды мальки и характерное чавканье говорили о том, что и окуни вышли на охоту.
Я торопился быстрее наловить живцов. Опустил кормушку, на садил на крючок поплавочной удочки червя и стал ловить в проводку. Сделал заброс, второй… Безуспешно. Заменил червя опарышем, но и это ничего не дало. Солнце уверенно перемещалось по небосклону, всплески хищников раздавались все реже и реже, а у меня по-прежднему не было ни одного живца, и жерлицы бездействовали.
В ход пошли- тесто, хлеб, пареный овес. Поплавок резво пробегал отмеренную дистанцию, ложился на бок, и все начиналось сначала. Мне хорошо было видно дно около носа лодки, коряги с зелеными бородами шелковистой тины. Выловил прядку, нацепил на крючок. Рыба некоторое время продолжала оставаться равнодушной. Но вот у тины вездесущие мальки заискрились серебряными капельками. Под корягой зашевелились какие-то рыбы. Присмотрелся—окуни. Один из них стремительно вылетел из укрытия, схватил добычу и быстро юркнул под корягу.
Поможем разобраться с выбором культиватора бренда Hammer.
Обзор электроинструмента от бренда Hammer, отзывы об инструменте на сайте: HM-Tools.Ru
«Не подбросить ли им блесну?» — мелькнула мысль. Достал коробку, в которой с трудом отыскал одну-единственную блесну из когда-то красной, но от времени позеленевшей меди. Переоборудовал удочку и медленно погрузил блесну в воду. Глубина-то всего сантиметров двадцать. Из-под коряги метнулась тень. Я молниеносно приподнял удилище из воды. Красноперый красавец, описав дугу, шлепнулся в лодку.
Дело пошло как нельзя лучше. Окуни наперегонки кидались к блесне и становились моей добычей. С чазартом пропала осторожность. После очередного заброса блесна зацепилась за корягу. Пришлось раздеться, лезть в воду, а потом ставить лодку на новое место. Но поймал несколько окуней — и снова зацеп. Чтобы избавиться от зацепов и не лишиться единственной блесны, я зажег спичку и над пламенем отпустил крючок.
Двигаясь к выходу из прорана, я изредка вытаскивал крупных полосатых хищников. Уже у самого выхода блесной соблазнился шустрый щуренок. Перекусив леску, он благополучно ушел в глубину.
Удаление зеленой плесени с металлической ризы
Подскажите, что можно сделать с металлической старой ризой на икону, когда она покрывается зеленой плесенью? Чем ее можно обработать? Уайт-спиритом можно? Прошу совета, если знаете. Какой металл, я не знаю — икона прабабушки
наверное, это все же не плесень? Металл окисляется?
Зелёная патина бывает в основном на медных изделиях.
Попробуйте где-нибудь, не совсем навиду, натереть кусочком лимона, потом щеткой и сполоснуть водой. Посушить газетной бумагой.
Если есть возможность сфотографируйте эту «плесень», я покажу мужу, он занимается реставрацией, он точно скажет что делать
Это не плесень — медь со временем на воздухе в присутствии влаги и углекислого газа образует окись (черного цвета) и различные соли — карбонат меди (голубого-зеленоватого цвета), гидроокись (зелено-голубого цвета) и т.д. Как малахит, различные оттенки, в зависимости от количества кристаллизационной воды в молекуле.
Валентина, а можно попробовать средсвом для удаления ржавчены, там присутствует лимонная, щавелевая кислота, но и ПАВ.?
На мой взгляд,пищевая лимонная кислота слабовата, но для упорных, м.б. и подойдет. Щавелевая довольно агрессивна, я не оч. люблю с ней работать. У меня есть другие возможности, более легкий путь. Пишу, т.к., у кого-то могут оказаться знакомые химики. Оля, попробуй свой состав, скажешь результат.
Не связывайтесь с щавелевой, агрессивна, можно испортить. Причём плачевный результат может проявиться не сразу.
Валентина права насчёт соляной. Но в домашних условиях не стоит и с ней работать.
Можно ещё столовый уксус с солью и водой вместо лимона.
Попробую сфотографировать, но есть только мобильный. Похоже на плесень, но в нете про плесень не пишут, только про налет. Как вариант, предлагают доместос, но я не решаюсь. Попробую выложить фото
Спасибо за советы. Буду пробовать.
Муж сказал, что такие вещи чистят нашатырным спиртом 7-ми процентным. Намочить тряпочку несильно и осторожно протирать. Но ещё есть средство для очистки медных веще, кастрюль. Мужсказал, что сейчас в храме они все оклады чистили только им. Продается в магазинах. Надо нанести. подождать и протереть. очень хорошо отчищает. Только оклад надо обязательно снять с иконы
Бытовой химии полно всякой. Вот только при её использовании никто не поручится за сохранность оклада. Можно испортить медь окончательно, и больше никакое ср-во не поможет. А нашатырь может поменять цвет меди, она станет красной.
В храмах не всегда пытаются узнать, что можно, что нет. Ухитряются иконы с мылом мыть и т. д.
Я пробовала старинные нитки и пайетки — медь и серебро, тоже был такой налет, чистить при помощи чистящих средств для посуды — паст — действительно, они содержат нашатырь, и просто нашатырным спиртом — правда, меняет цвет — в лучшем случае — красная медь получается, а если большая площадь — на красной меди еще и разводы как бензиновые — радужные под определенным углом видно.
Оно к стати у вас не на медь похоже, а на бронзу — и металл и патина, и эти соли зеленые.
© Золотошвейная мастерская «Убрус», работы мастерской, 1999–2014.
Представленные на сайте произведения охраняются Законом об авторском праве и смежных правах. Запрещено использование материалов сайта без согласования с администратором или руководством Мастерской.
Как почистить серебро от черноты самостоятельно?
Еще в далеком прошлом люди научились очищать и осветлять серебряные украшения. Для этого использовали обычную пищевую соль, растворы золы и даже всевозможные заговоры. Сейчас можно купить специальные жидкости для чистки ювелирных изделий, продаются они обычно в магазинах украшений. Но дома также можно быстро и эффективно восстановить красоту украшений подручными и доступными средствами.
Патина и ее виды
Патина – это защитная пленка, которая покрывает медь при окислении на воздухе. Она необходима для предохранения изделий от дальнейшего разрушения. Патина может делиться по нескольким категориям:
Патина может проявляться различными оттенками естественным путем
Благородная патина на медных предметах имеет черный цвет. Она защищает его от дальнейшего окисления и разрушения поверхности.
«Дикая» патина имеет зеленый налет. Она появляется на изделиях во влажной среде. Почему же она не ценится? Потому что, такой ее вид является следствием неправильного ухода за металлом, вследствие чего на нем появляются углубления, которые являются коррозией.
Проявляется она в образовании на металле каверз, то есть, многочисленных углублений. Дикую патину с поверхности изделий можно убрать только механической чисткой. Это может испортить внешний вид, так как зеленый налет будет снят вместе с его верхним слоем металла.
Также патина делится на 2 вида:
Естественная патина появляется на поверхности изделиях со временем. И именно она считается самой ценной. Для ее появления требуется немного времени. Тонкая пленка будет видна уже через год. Хороший толстый слой появляется только за 80–100 лет. Все зависит от погодных условий, климата страны и состава атмосферы.
Искусственная патина сейчас особенно популярна. Ее цвет делают близким не только к благородному черному, но и к зеленому. Такой процесс называется патинированием. На бронзе она получается лучше, чем на латуни.
Но почему же искусственное патинирование применяется не везде? Для придания современным предметам интерьера из меди ее стараются не использовать. Потому что основа искусственной патины — это лаки, воски и краски, которые изолируют метал, и мешают ему покрываться ценным естественным налетом.
Серебро и народные поверья
Некоторые люди считают, что ювелирные изделия из серебра активно чернеют от переживаний, плохих эмоций. На данный момент данное явление никак не изучено, разве что оно поддается логическому объяснению – в результате стрессов усиливается потоотделение. Помимо этого существует поверье, которое передается на протяжении многих лет, что серебро чернеет при порче, забирая негативную энергетику. Но это остается лишь на уровне домыслов и догадок.
Старайтесь не думать о плохом, если ювелирное украшение потемнело. Когда окисляются новые серебряные вещи, а старые при этом продолжают блестеть, — это повод посетить ювелирную мастерскую с целью оценки их состава. Недобросовестные производители добавляют в сплав больше добавок, что и провоцирует почернение металла.
Серебро — это благородный и пластичный металл, который используют для изготовления различных украшений, монет и других предметов еще с древних времен. Многие женщины и мужчины любят красивые серебряные украшения, но очень часто вынуждены отказаться от изделий из данного металла, поскольку у него имеется неприятное свойство (оно чернеет). Почему чернеет серебро на теле человека? Сразу сложно найти ответ на поставленный вопрос, поскольку видимых причин не выявлено, а изменение цвета все-таки происходит вне зависимости от давности приобретения серебряного украшения или его чистки.
Три способа изготовления патины в домашних условиях
Дикая патина на статуе Свободы
Первый способ – аммиачное патинирование. Для этого нужно взять пластиковый контейнер. На дно положить пару бумажных или обычных полотенец. Смочить их аммиаком. Затем посыпать крупной поваренной солью. Положить медный предмет изделие и посыпать его солью. А потом накрыть еще несколькими полотенцами, и полить все аммиаком.
Срок выдерживания изделия в контейнере зависит от желаемого результата. Первые изменения будут заметны спустя две минуты. Но благородный зеленый цвет будет хорошо виден только через 2 дня. После чего следует промыть изделие и высушить его.
Второй способ – запекание. Нужно взять 5 частей уксуса на 1 часть соли и смешать их. От габаритов изделия будет зависеть количество раствора. Нужно чтобы металл полностью был погружен в жидкость. Выдерживать изделие в растворе нужно час. По истечении времени вынуть его и положить на противень, который предварительно нужно застелить фольгой.
И запекать изделие при температуре 200 градусов до зеленоватого цвета. После нужно опять окунуть металл в раствор и выдержать его там час. Повторить запекание. Такую процедуру нужно повторить 3 раза, если нужен глубокий цвет или 2 раза, если нужен легкий налет старины. После вымыть и высушить металл.
Третий способ – патинирование с помощью яйца. Сварить его нужно вкрутую, очистить и разрезать напополам. Положить половинки яйца и изделие, которое нуждается в патинировании, в целлофановый пакет и завязать его. Яйцо выделяет серный газ, который входя в реакцию с медью, дает зеленый налет изделию. Нужно держать яйцо и изделие в пакете до тех пор, пока результат не станет удовлетворительным. Обычно это требует 1–2 дня.
Свойства благородных металлов
Несмотря на разнообразие свойств, благородные металлы обнаруживают и некоторое сходство. Прежде всего все они переходные элементы V и VI периодов, где расположены последовательными рядами с №44 по 47 и с №76 по 79. По размещению в группах Периодической системы рутений и осмий сходны с железом, палладий и платина — с никелем, родий и иридий — с кобальтом, а золото и серебро — с медью.
Как известно, структура атомов переходных элементов различается зарядом ядра, числом d
-электронов и внешних
s
-электро-нов. Последние имеют сравнительно малое значение из-за преимущественного образования благородными металлами комплексных соединений и малого числа простых солей. По мере заполнения
d
-орбиталей наиболее типичная степень окисления, показанная ниже римскими цифрами, понижается, а с увеличением порядкового номера в группах она возрастает:
Элемент …. | Fe | Со | Ni | Cu | Ru | Rh |
Степень окисления | II, III | II, III | II | II, I | IV | III |
Элемент …. | Rd | Ag | Os | Ir | Pt | Au |
Степень окисления | II, IV | I | VIII | III, IV | IV, II | III, I |
Осмий окисляется кислородом воздуха при обычных температурах до OsO4, а иридий, рутений и палладий только в тонко диспергированном виде и достаточно быстро лишь при нагревании.
Другие благородные металлы не окисляются даже чистым кислородом. Окислы: Ag2O, Au2O3, Rh2O3, Ir2O3, PtO2и др. можно получить только косвенным путем — преобразованием иных химических соединений этих элементов.
Серебро и палладий растворяются в азотной кислоте. Золото и платина окисляются царской водкой, которая на иридий, родий и рутений действует лишь весьма медленно, палладий она также переводит в раствор, а серебро — в твердый хлорид. На осмий и рутений царская водка совсем не действует.
Родий окисляется концентрированной, горячей серной кислотой, образуя сильфат Rh2(SO4)3 Также он реагирует с расплавами кислых сульфатов натрия и калия.
Осмий и рутений переводят в растворы сплавлением с перекисями натрия либо бария (Na2О2, ВаО2) или плавкой со щелочью и окислителем, например с NaOH и NaClO3. Сплавы или спеки растворяются в воде.
Рутений(II), родий (III) и палладий (II) образуют простые ионы только в растворах перхлоратов, а серебро также в растворах сульфатов, нитратов, ацетатов и некоторых других. Прочие благородные металлы образуют в водных растворах лишь комплексные катионы и анионы, окислительно-восстановительные свойства которых в значительной мере зависят от прочности связи с лигандом. Часто встречаемые в литературе потенциалы простых ионов благородных металлов получены расчетом и не всегда имеют реальный физический смысл; хотя и могут быть использованы в качестве термодинамических констант.
Статья на тему Свойства благородных металлов
Как определить металл или его марку
Как часто вы сталкивались с такой проблемой: нужна сварка, но вы не знаете какой металл перед вами и, соответственно, трудно определиться с маркой электрода, или присадочного прутка? Возможно, необходимость отличить металл возникала у вас и по другому поводу.
Каким образом можно узнать, какой металл перед вами, какова его марка не прибегая к специальным исследованиям, таким как спектральный анализ, или анализ на углерод и т.д.?
Отличить цветной металл от черного не составит труда даже человеку не посвященному в тонкости металлургической науки. Самый простой способ, к которому можно прибегнуть, это визуальный осмотр.
Черный металл при резке, или зачистке имеет серебристо- светлый цвет, однако, очень быстро окисляется на воздухе Окисел имеет тусклый серый оттенок. Металл хорошо берется магнитом и сильно корродирует, то есть покрывается слоем рыжей ржачины.
Алюминий и сплавы на его основе — при свежем резе светлый блестящий металл, магнитом не берется, окисляясь приобретает матовость. Чистый алюминий — белесого цвета, окисленная поверхность визуально воспринимается как белый налет.
Медь имеет красный оттенок, сильно темнеет на воздухе с образованием зеленого налета. Магнитом не берется. При сгорании окрашивает пламя в зеленый.
Бронза — это сплав с медью — имеет желтый оттенок, окисляется слабо и не магнитится.
Латунь — это сплав меди с цинком, практически тоже самое, что и бронза, только окисляется сильнее.
Коррозионностойкая сталь ( нержавейка) без цвета, иногда с сероватым оттенком, магнитом может браться нагартованная нерж, отожженная нержавейка не магнитится.
Магний — металл с белым серебристым оттенком, не магнитится. Сгорает ярким белым пламенем, при вдыхании появляется сладковатый привкус.
Различные химические элементы, высеченные абразивным, или иным кругом, на воздухе сгорают каждый своим неповторимым способом. При порезке, или заточке можно определить металл более точно по цвету и форме искры и количеству «звезд».
Известно, что низкоуглеродистые стали в зависимости от типа добавленного в плавку раскислителя различают на: кипящие, спокойные, полуспокойные.
Кипящая сталь оставляет немногочисленные длинные искры, окрашенные в оранжевый цвет. При содержании большого количества углерода (высокоуглеродистые) из-под круга вылетает пучок многочисленных светлых искр, с «звездами» на конце. С увеличением процентного содержания углерода увеличивается яркость и «звезд» становится больше.
Инструментальная сталь (быстрорез) дает пучок ломаных коротких искр.
При наличии опыта можно научиться определять количество углерода с точностью до десятой доли процента. Однако, практически невозможно отличить сталь высококачественную от обычной, так как процент содержания вредных примесей, таких как сера и фосфор, как в одном, так и в другом случае очень мал и он никак не влияют на форму, цвет, размеры искры и т.д. Кроме того, обратите внимание на то, что ст. 20 и Ст.3, Ст.4 содержат одинаковое количество углерода и, соответственно, визуально вы не увидите никакой разницы в характере сгорания.
Безошибочно можно определить присутствие вольфрама в стали, если его более 3-4% искра окрашивается в темный бордовый цвет и это главный признак того, что сталь не углеродистая.
Чугун (сплав железа с углеродом от 2,14%) окрашивает искру в красный, здесь не ошибешься.
При ударе титана о сталь высекается яркая белесая искра.
Нержавейка дает похожую картину, однако, яркость у искры у нее меньше и ее труднее получить.
Подтвердить марку материала могут дополнительные исследования. Если взять стальную болванку и надрезать ее на 25% ее толщины, а потом ударить по ней кувалдой, то получится излом, изучив характер которого также можно сделать выводы.
Быстрорез, или рапид (Р18, Р9 и прочие) вследствие своей высокой твердости ломается хрупко и излом имеет мелкозернистый с темным окрасом. Углеродистая сталь напротив, имеет светлый с крупным зерном излом. Сопоставив данные по виду поверхности, по которой произошло разрушение, с результатами по искрам можно с большой долей уверенности говорить о правильности определения марки материала.
Если же, несмотря на все проведенные испытания вас по прежнему одолевают сомнения, то при наличии закалочной печи, вы можете провести следующий эксперимент, основанный на разной способности сталей к закалке.
Итак, сталь с содержанием углерода до 0,25% (Ст.3-Ст.20) после нагрева до Т= 900 градусов, некоторой выдержки и последующего резкого охлаждения в воде остается такой же мягкой и пластичной, каковой была до термообработки и хорошо спиливается напильником (хорошо бы иметь в хозяйстве набор тарированных напильников с различной твердостью). Углеродистую сталь с содержанием до 1,3%С легко можно отличить от низколегированной стали после закалки на масло. Первые после такой процедуры отлично пилятся напильником, а вторые (легированные) приобретают настолько высокую твердость, что напильник по ним скользит (в частности, имеются в виду хорошо свариваемые марки 9ХС, ХВГ). Ст.40 и Ст.50 от Ст.40Х и Ст.50Х очень трудно отличить друг от друга по искре, зато после закалки ст.40Х приобретает большую твердость и напильник по такой стали скользит и не спиливает ее, а Ст.40 остается мягкой и податливой. Напильник, как средство для определения твердости, используется в случае отсутствия других средств измерения (твердомер Роквелл, или Супер-Роквелл с алмазным индентором, или ультразвуковой твердомер, основанный на явлении ультразвукового контактного импеданса). Следует отметить, что большинство сталей после закалки имеет обезуглероженный слой (этот слой, соответственно, имеет низкую твердость) и его необходимо снять для получения корректных данных. Если стоит вопрос различить стали по типу изготовления, поверхность гарячекатанной стали всегда покрыта налетом окалины, а холоднотянутая имеет чистую, блестящую, ничем не загрязненную поверхность.
Итак, для определения марки материала вы можете прибегнуть к одному из предложенных вариантов:
Если исследовать образец материала всеми этими способами и сопоставить результаты, то можно говорить о стопроцентной точности определения марки материала. Также все эти варианты можно использовать как дополнительные исследования при проведении спектрального анализа.
Основные причины почернения серебра
Наиболее распространенной причиной почернения серебряных украшений является присутствие в воздухе сероводорода. Когда человек потеет, ювелирные украшения при намокании подвергаются воздействию ряда веществ, в результате чего наблюдается сложная биохимическая реакция, что ведет к окислению металла. Здоровью это не представляет опасности, а вот серебро приобретает неэстетичный вид.
Серебро может чернеть на теле и при приеме некоторых лекарственных препаратов и БАДов, например, антибиотиков, мочегонных средств, витаминных комплексов, пивных дрожжей и многих других. Дело в том, что часть активных компонентов проникает и в пот, тем самым меняя его состав.
Если вы в последнее время меняли кремы, дезодоранты, гели для душа или другие средства по уходу за телом, возможно, что в их составе присутствуют компоненты, вызывающие окисление металла. Все, что попадает на кожу или меняет состав пота, может провоцировать быстрое почернение серебра.
В любом случае обратите внимание на реакцию почищенного серебра. Если ранее вы никогда не замечали подобных явлений, а в последнее время не принимали никаких препаратов и не меняли рацион питания, а также используемые косметические товары остались прежними, прислушайтесь к своему здоровью.
Иногда ювелирные украшения чернеют из-за проблем с почками, печенью, сердечнососудистой системой и так далее. Если вы неважно себя чувствуете, пройдите обследование, хотя бы сдайте анализы крови и посетите терапевта
Дополнительные сведения
Ст.Х12Ф1 — желтая, короткая искра, множественные «звезды», концы удлинены в линии. В месте касания абразива красно-желтый окрас. Отдельные красные точки по всему пучку.
Ст.12Х13 — светло-желтая короткая искра с ответвлениями.
Добавить комментарий Отменить ответ
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.