какой мерс был у высоцкого
«Мерседесы» Высоцкого и маслкары спортсменов: на чём ездили знаменитости в СССР
Признанные актёры, певцы, музыканты и другие известные в СССР люди с доступом к дефицитным товарам всегда желали самого лучшего. Отдельной страстью советских селебрити были автомобили. Некоторые предпочитали изящество, грацию и комфорт, другие любили скорость и адреналин.
Коллаж © LIFE. Фото © Mecum Auction, «Кинопоиск»
Высоцкий и его машины
Серо-голубой BMW 2500 появился у Высоцкого благодаря жене Марине Влади. Седан в уникальном для СССР цвете, с двигателем объёмом 2,5 литра и мощностью 150 л.с. разгонялся до скорости 100 км/ч меньше чем за 11 секунд. Высоцкий любил гонять и часто проверял машины на максимальную скорость. BMW 2500 исправно радовал музыканта — автомобиль разгонялся почти до 200 километров в час. Если верить легенде, то с гастролей в Германии Высоцкий привёз две такие машины. Правда, поездить удалось только на одной — вторая оказалась в угоне.
В 1976 году Высоцкий купил первый Mercedes W116 цвета «голубой металлик». Этот автомобиль, по словам друзей артиста, знала вся Москва — и простые люди, и сотрудники ГАИ, которые почти всегда вытягивались по стойке смирно при виде мчащегося автомобиля со звездой на капоте. Он оснащался самым мощным двигателем из всех возможных — бензиновым V8 объёмом 6,9 литра. Машина не уцелела — на ней спешивший на выступление Высоцкий врезался в трамвай. Через три года на гастролях в Германии музыкант приобрёл ещё один «мерседес», более мощный. Но роскошным купе 350 SLC любимцу советской публики насладиться не удалось: возвращаясь с гастролей, Высоцкий не справился с управлением и вылетел на обочину на трассе Москва — Брест.
Другие звёзды эстрады и кино тоже любили «мерседесы». Например, в конце 80-х один из первых люксовых седанов купила Алла Пугачёва. Она приобрела Mercedes 230 в кузове W123. Немецкие седаны любили и в семье Михалковых. Молодой актёр Никита Михалков в 1979 году стал обладателем автомобиля Mercedes W115 1976 года выпуска, а его отец — популярный детский писатель Сергей Михалков — двумя годами позднее приобрёл Mercedes 280S 1974 года выпуска. Немецкие седаны были популярны у деятелей искусства, и в разное время их владельцами были Иосиф Кобзон, Муслим Магомаев, Геннадий Хазанов, Эльдар Рязанов и другие.
На гонорары от заграничных спектаклей театральный режиссёр Георгий Товстоногов купил Mercedes-Benz W123. С этой машиной он не расставался до последнего — 23 мая 1989 года после репетиции в Большом драматическом театре Товстоногов сел за руль и отправился домой. Примерно через 25 минут после начала движения у него случился сердечный приступ. Несмотря на резкое ухудшение самочувствия, Товстоногов успел остановить машину на Суворовской площади. Режиссёр был похоронен в Ленинграде — в Некрополе мастеров искусств на Тихвинском кладбище Александро-Невской лавры.
Георгий Товстоногов возле своего «мерседеса», середина 1980-х. Фото © snob.ru / Архив БДТ
Прима Большого театра Ольга Лепешинская ещё в 1940-х ездила по Москве на кабриолете Ford V8. Эффектная машина и не менее эффектная девушка привлекали внимание прохожих и постовых. Легенда гласит, что этот автомобиль Лепешинской через тогдашнего главу МИД Литвинова подарил кто-то из американских бизнесменов. Не менее яркая машина была у Валентины Серовой — советской звезды театра и кино. По столице она передвигалась на сверхэффектном трофейном родстере Opel Super 6 с доработками от немецкого ателье Glaser.
АвтоГурман
Редкие Авто на Продажу
Мерседес W116 – как у Высоцкого!
Почти два года назад вышел фильм, посвященный известному актеру, поэту, певцу, легенде брежневских времен Владимиру Семеновичу Высоцкому – «Высоцкий. Спасибо, что живой». На съемках этого фильма был задействован автомобиль Мерседес 1974 года выпуска, который является точной копией голубого Мерседеса Владимира Высоцкого.
Однако иностранный автомобиль принадлежал отнюдь не дипломату – номера на нем были обычные, черные – 92-99 ММБ. Под этим номером в ГАИ Краснопресненского района столицы 8 июля 1976 года был зарегистрирован автомобиль «Мерседес-Бенц-380» с номером двигателя и шасси 11028-10023792. Владельцем этого автомобиля числился актер Театра на Таганке Владимир Семенович Высоцкий.
Серо-голубой «Мерседес» не был единственной машиной Владимира Высоцкого, но героем фильма стал именно он. Чтобы добиться полной исторической достоверности, создатели фильма подняли архивные документы и нашли ПТС машины Высоцкого. Узнав его индивидуальный номер, они обратились к дилеру «Мерседеса» по подержанным автомашинам и заказали точно такой же автомобиль. Затем было восстановлено лакокрасочное покрытие. При подготовке машины к съемкам использовались материалы из архива музея Высоцкого: фотографии, свидетельства друзей. В игровом Мерседесе все также, как в аутентичном, даже магнитола – один в один как у Высоцкого, Владимир Семенович почти всегда включал ее за рулем. На кассетах были его песни, записи спектаклей, по дороге он репетировал под магнитолу.
Владимир Высоцкий одним из первых в СССР купил себе этот Мерседес оригинального цвета «голубой металлик». К сожалению, следы автомобиля Владимира Семеновича потерялись где-то в Грузии еще в 1989 году. Но создатели фильма предоставили всем желающим прекрасную возможность познакомиться с точной копией этого автомобиля, выставив его на всеобщее обозрение в московском кинотеатре «Октябрь». Этой возможностью воспользовались и мы.Высоцкий был известен не только своим творчеством, но и особенной любовью к хорошим автомобилям и быстрой езде. Он был одним из немногих, кто мог позволить себе в 1970-1980 годы автомобили иностранного производства. И это были не просто автомобили, а лучшие в своих классах Mercedes и BMW.
Но все-таки первым автомобилем, который Владимир Высоцкий приобрел 1967 на собственные средства, была Волга ГАЗ-21, которая довольно скоро была разбита. В 1971 году Высоцкий стал один из первых счастливчиков, которому удалось купить новинку советского автопрома – автомобиль ВАЗ-2101 серого цвета с номерным знаком 16-55 МКЛ. Это был представитель первой установочной партии. Даже слово «Жигули» к нему еще не применяли, а называли его просто «Русский Фиат». Судьба этого автомобиля печальна: 31 июля 1971 года после футбольного матча Высоцкий заспорил с соседом-болельщиком, владельцем точно таких же «Жигулей», только зеленых, кто из них первым отвернет, двигаясь навстречу друг другу лоб в лоб. Владелец зеленых «Жигулей» оказался ничуть не менее азартным, чем сам Высоцкий, и обе машины разбились в лепешку. После восстановления «Жигули» были сняты с учета 11 октября того же года и кому-то проданы.
Первой же иномаркой Высоцкого стал Renault 16TS, который Марина Влади привезла из Франции. Этот шестилетний автомобиль стоил при продаже 3300 франков, что в советских деньгах составляло 500 рублей. Высоцкий попал на ней в аварию буквально в первый же день, въехав в стоящий автобус. Авария не была серьезной и автомобиль всё-таки удалось отремонтировать, хотя в те времена найти запчасти на иномарку было непросто. На этом Рено Высоцкий и Влади задумывали совершить путешествие в Париж, но машина с парижскими номерами не могла выезжать более чем на 100 километров за пределы Москвы. Друзья помогли сделать специальный пропуск и в 1973 году, Высоцкий и Марина Влади всё-таки совершили это автомобильное путешествие. По приезду во Францию Марина Влади опубликовала объявление в журнале Paris-Match: «Марина Влади продает машину … Справки по телефону…», после чего автомобиль был продан.
Буквально через год Владимир Высоцкий уехал на гастроли в Германию и привез оттуда два BMW 2500v SST: один цвета металлик, а другой – кремовый. На учет в ГАИ удалось поставить только одну автомашину, так как вторая числилась в угоне. Высоцкий ездил на обеих автомашинах, просто переставляя номера с одного на другой. В конце концов одну машину арестовал Интерпол, а на второй Высоцкий отправился во Францию, где ее успешно продал.
Наконец, Мерседес 1974 года выпуска (Mercedes 450 W116) – шикарный четырехдверный седан Высоцкий купил в Мюнхене в 1976 году. Это был автомобиль редкого для Европы цвета «голубой металлик». Приобрести автомобиль мечты Высоцкому помогли Марина Влади и его зарубежные друзья. На его покупку певцу пришлось истратить все деньги, вырученные от продажи BMW, и еще добавить несколько гонораров за концерты.Чтобы растаможить Мерседес, Высоцкий дал несколько бесплатных концертов перед советскими таможенниками. В благодарность ему позволили выплачивать таможенную пошлину за машину в рассрочку.
Именно этот автомобиль не раз ставил в тупик сотрудников Госавтоинспекции. В Москве хорошо знали, что у Брежнева есть пара-тройка Мерседесов, на которых генсек лихо передвигается по столице. Поэтому, увидев голубой Мерседес Высоцкого, постовые вытягивались по стойке смирно. Mercedes 450 W116, которым обладал Высоцкий, относился к мерсовскому семейству автомобилей S-класса, впервые появившихся в 1972 году. Мерседес W116 1972 года выпуска имел первую в мире систему ABS, гидропневматическую подвеску, а также трехступенчатую АККП. Этот модельный ряд, выпускавшийся вплоть до 1980 года, в основном состоял из «восьмерок» 350SE/SEL и 450SE/SEL. Также была дизельная модель 300SD с короткой базой (для североамериканского рынка), а флагманом стал 450SEL 6,9 с огромным 6,9– литровым V-образным восьмицилиндровым.
На все модели устанавливали дисковые тормоза на все колёса. Конструкция кузова была усилена множеством стальных поперечных и диагональных распорок. Зоны деформации спереди и сзади стали более энергоемкими. Поэтому эти автомобили стали одними из самых безопасных в мире.Форма капота была такой, что вся грязь, слетавшая с него, практически не попадала на переднее стекло. Имелись и специально разработанные для этих моделей стеклоочистители, которые очищали гораздо большую площадь ветрового стекла.
Салон W116 обшивался тканью, а в самых дорогих комплектациях AMG кожей.Mercedes 450SEL 6.9 AMG отличался более низким передним и задним бампером, боковыми аэродинамическими «юбками», колёсными дисками, которые предлагались покупателю в 3-х размерностях – 215/60R15 7J, 225/50VR16 8J и 235/45ZR17 8J. Хром отсутствовал. Подвеска была на один сантиметр ниже и жёстче. Мощность двигателя составляла 380 л.с. Ну чем не голубая мечта?
В 1974 году Mercedes 450SE получил премию «Автомобиль Года». Выпуск Mercedes S-Class в кузове W116 был прекращён в сентябре 1980 года. Всего было создано свыше 473 тысяч таких автомобилей. Владельцем одного из них и стал Владимир Высоцкий.
Но счастье длилось недолго, и этот автомобиль Высоцкого настигла авария. Седан был разбит 1 января 1980 года. Не справившись с управлением, Высоцкий на большой скорости врезался в трамвай. Вскоре этот автомобиль был отремонтирован и впоследствии продан.Интересно, что всем машинам Высоцкого была уготована одна участь – почти все они были разбиты вдребезги. Те, кто лично был знаком в Высоцким, вспоминают, что гонял Владимир Семенович страшно – менее 200 км/ч он не ездил.
aВ конце 1979 года на гастролях в Германии Высоцкий купит свой последний Мерседес –спортивное двухместное купе Mercedes 350 SLC желто-коричневого цвета. Этот автомобиль располагал восьмицилиндровым мотором в 3,5 литра с инжектором, который выдавал мощность в 202 л.с. при 5800 оборотах в минуту. Крутящий момент равнялся 29 килограммометрам. С такой энерговооруженностью купе с трехступенчатым автоматом могло достичь скорости в 200 км/ч. До Москвы Высоцкий на нём не доехал: на строящейся к Олимпиаде магистрали Москва-Брест сразу за Минском на максимальной скорости он не справился с управлением и улетел в кювет. Этот Мерседес восстановили после смерти актёра, но из автосервиса его уже никто не забрал.
Машина Высоцкого, Карпова и Брежнева: первый в истории S-класс
Конечно, и до «сто шестнадцатого» штутгартская фирма делала большие, комфортабельные и мощные автомобили. На них ездили президенты, председатели всего и вся, монаршие особы. Но автомобиль с заводским обозначением W116 занял в автоистории особое, достойное место, став прародителем всех более поздних Мерседесов, которые мы и теперь называем «S‑класс». В общем, W116 — эдакий коронный номер прославленной фирмы. А в далеких 1970‑х этот автомобиль и вовсе стал эталоном своего класса.
Лицо с обложки
В СССР 1970‑х увидеть новую иномарку получалось редко и далеко не каждому. Разве что на невеликом по размеру черно-белом фото в журнале «За рулем» или, в лучшем случае, дипломатический автомобиль — в столице.
Тем поразительней была возможность лицезреть в 1973 году представленный годом ранее Mercedes-Benz с заводским обозначением W116.
Вершиной модельной гаммы Мерседеса в ту пору был огромный, тяжеловесный, имперский по дизайну Mercedes-Benz 600 семейства W100. Но такие эксклюзивные машины делали в очень небольших количествах. А новый W116 планировали массовым.
В седане Mercedes-Benz W116, в отличие от W100, рассчитанного на наемного водителя, владелец мог и сам сесть за руль. А в качестве представительского варианта сделали удлиненную модификацию с колесной базой 2965 мм, против 2880 мм у стандартной машины, которую тоже нельзя было упрекнуть в тесноте.
ДЕЛО СТО ШЕСТНАДЦАТОЕ
Mercedes-Benz W116 дебютировал в 1972 году. Базовый Мерседес 280S оснащали «шестеркой» с карбюратором. Рабочий объем — 2,8 л, мощность 160 л.с.
Модель 280SE имела впрысковой 185‑сильный мотор. С двигателями V8 выпускали версии 350 SE (200 л.с.), 450 SE (225 л.с.) и 450 SEL 6.9 (286 л.с.). Только для рынков США и Канады собирали Mercedes-Benz 300SD c пятицилиндровым 112‑сильным дизелем.
Производство свернули в 1980 году. Всего изготовили 473 035 автомобилей серии W116, из них 122 848 в базовой версии 280S.
Старое платье короля
Автомобиль, о котором я рассказываю, выпустили в 1977 году. Он в базовой комплектации, которая по нынешним меркам выглядит странной и даже забавной. Салон не кожаный, а из мягкого, очень добротного и уютного велюра. Обыкновенные механические стеклоподъемники, но ручки можно вращать практически двумя пальцами. Кондиционера нет — этот недостаток в какой-то мере компенсирует люк в крыше.
В общем, вы поняли: «бюргеркар» для практичного и расчетливого покупателя. Такой Mercedes-Benz 280S стоил в Западной Германии 28 849 марок — на две тысячи дороже прямого конкурента BMW 2.8. На эти деньги можно было приобрести три базовых 50‑сильных хэтчбека Volkswagen Golf или четыре Лады‑1500S (в «девичестве» — ВАЗ‑2103). А самые роскошные Мерседесы W116 с кондиционером и кожей шли преимущественно на экспорт в США, где если уж покупали Мерседесы, то чаще всего максимально навороченные.
Этот скромный Mercedes-Benz 280S оснащен рядной «шестеркой» рабочим объемом 2,8 л, мощностью 160 л.с. при 5500 об/мин и трехступенчатой автоматической коробкой передач. Базовый вариант предусматривал механическую 5-ступенчатую коробку. Оснащенный карбюратором Solex двигатель (была уже и впрысковая версия 280SE) разгонял седан до 190 км/ч. До 100 км/ч — за 11,5 с. В повседневной жизни этого и сегодня вполне достаточно. Тем более что мотор объемом 2,8 л, который ставили и на машины других семейств, слыл в глазах владельцев Мерседесов эталоном надежности и долговечности.
Словно подчеркивая, что эта машина не для гонок, а для почтенной размеренной езды, педаль газа сильно задемпфирована. К этому надо привыкнуть. Чтобы разгоняться резво, педаль требуется продавить, настойчиво подтверждая, что именно этого ты и хочешь от спокойной солидной машины. Коробка не чета современным: с передачи на передачу переходит с заметной паузой — так, что водитель это хорошо чувствует.
Зато как машина плывет! Независимые многорычажные пружинные подвески обеспечивают фантастическую плавность хода. На топовые версии ставили пневмоподвеску, поддерживающую клиренс вне зависимости от нагрузки. Но даже «пружинный» Мерседес удовлетворит по плавности хода многих.
Реакции на повороты руля совсем не спортивные, но взаимопонимание с машиной в поворотах найти несложно. А на прямой и в плавных виражах этот 45‑летний Mercedes ведет себя предельно четко и сдержанно. Породисто. Он отменно держит траекторию, не требуя лишних движений рулем, и умело нивелирует неровности дороги. В дальнее путешествие на таком — хоть сейчас. Представьте, как смотрели на это чудо в семидесятых!
ПРИГЛАШЕННАЯ ЗВЕЗДА
В начала восьмидесятых «сто шестнадцатые» Мерседесы даже играли эпизодические роли в советском кино. Причем, как правило, по сюжету машины ассоциировались с теневой экономикой, достигшей тогда в Союзе наибольшего расцвета.
И гости столицы
В 1977 году, когда выпустили этот седан, с той памятной фирменной выставки в Сокольниках прошло уже четыре года. Через год после нее — в 1974‑м — Mercedes-Benz 450SE стал «Автомобилем года» в Европе. А в 1977 году шотландец Эндрю Коуэн выиграл за рулем Мерседеса марафон Лондон-Сидней, маршрутом повторяющий знаменитое ралли 1968‑го. Правда, выступал он на более демократичном Мерседесе W123, но спроектированном уже с опытом создания «сто шестнадцатого».
В том же 1977 году в первый регулярный рейс отправился сверхзвуковой лайнер Concord. Музыкальными хитами в тот год стали альбом Arrival команды ABBA с вечно актуальной «Money, Money, Money» и сингл «Hotel California» группы Eagles. Кстати, западные машины начали проникать в СССР всё раньше — свежими, а уже не с опозданием на несколько лет, как было в шестидесятых. Да и Мерседесы серии W116 по Москве в 1977‑м уже ездили. Правда, их было совсем мало. Зато не только у иностранцев, но и у советских граждан! И каждый из них был на виду.
Именно в 1977 году в качестве приза за выигранный в Германии шахматный турнир Mercedes-Benz 350SE получил чемпион мира Анатолий Карпов. К тому времени такой Mercedes был не только у тонкого ценителя классных автомобилей Леонида Брежнева, но и у знаменитого офтальмолога Святослава Федорова. Брежневу Мерседес подарил глава ГДР Эрих Хоннекер. От канцлера ФРГ Вилли Брандта наш генсек получил спортивный Mercedes-Benz 450SLC семейства W107. Ну и, конечно же, многие в Москве знали голубой автомобиль Владимира Высоцкого.
За полвека после дебюта Мерседеса W116 сменилось с десяток поколений автомобилей, появились новые марки и классы, многочисленные гибриды и электрокары. Его ровесников давно числят «олдтаймерами». Но этот Mercedes-Benz 280S, несмотря на бедную комплектацию и не самый мощный мотор, так и просится в олдтаймеры — в автомобили на все времена.
РЕДКИЕ ПТИЦЫ
Завод в Штутгарте делал только седаны. Но мелкие фирмы радовали оригиналов и универсалами. Автомобиль бременского ателье Pollmann был сделан специально для заказчика из США.
Всего 14 универсалов изготовила известная в узких кругах британская фирма Crayford. Она же на основе версии 350SEL с удлиненной базой соорудила вариант с кузовом ландо.
Их адрес — Советский Союз
Офтальмолог Святослав Федоров получил Mercedes-Benz 280S с роскошным белым кожаным салоном в подарок от американских коллег. Машина появилась в Москве в 1975 году. Несколько черных седанов в разное время купили для ГОНа.
Mercedes-Benz, подаренный Леониду Брежневу Эрихом Хоннекером, позднее перешел к дочери генсека Галине. На голубом Мерседесе 350SE во второй половине 1970‑х ездил Владимир Высоцкий. В конце того десятилетия, перед Олимпиадой, автомобили серии W116 появились у московской милиции.
Высоцкий. Глава 57. Номер 15 21 ТТ 75
После съёмок на Пятигорском ТВ, 14 сентября 1979 года. Фото Анатолия Касилова
С работы выгнали, живу я с «Жигулей»,
Хоть ненавижу их до одури, до спазм.
Когда я рву клещами ручки от дверей,
Я ощущаю трудовой энтузиазм.
Нашли талмуд, по-итальянски, как на грех,
Я целый год над словарями ночевал,
И вот теперь — все по науке — под орех
Сегодня ночью я «Фиата» разобрал.
Владимир Высоцкий (из черновиков, 1971 год)
Это фрагмент концерта Владимира Высоцкого в Коломне, 12 июня 1976 года.
Высоцкий в жизни действительно не шоферил, то есть не водил грузовик или самосвал, не работал на стройках и не ходил в дальние рейсы. Правда, он делал это на экране. В 1961 году в фильме «Карьера Димы Горина» совсем еще молодой Высоцкий сыграл роль шофера по имени Софрон.
Владимир Высоцкий в роли Софрона в фильме «Карьера Димы Горина», 1961 год
И это была вообще его первая полноценная работа в кино.
А в 1974-м Владимир Семенович снимался в совместной советско-югославской военной ленте «Единственная дорога» в роли шофера Солодова.
Рабочий момент фильма «Единственная дорога», 1974 год. Фото Игоря Гневашева
И, конечно, Высоцкий написал о людях за рулем отличные песни.
А сам был знаменит еще и своими личными автомобилями, вокруг которых сложилось немало легенд и мифов. Автомобили были и слабостью, и страстью Владимира Высоцкого.
Мы сидим за столом с нашим коллегой, журналистом, автогонщиком и автоэкспертом, а кроме того большим поклонником Высоцкого Михаилом Горбачевым.
И в руках у нас уникальный предмет. Автомобильный номер красного цвета 15 21 ТТ 75 и надписью маленькими буквами Paris.
Антон Орехъ и Михаил Горбачёв. Редакция «Эха Москвы», 14 марта 2017 года. Фото Виталия Рувинского
Это французский транзитный номер из коллекции известного дипломата по имени Альберт.
Высоцкий был с ним знаком, и благодаря этому знакомству транзитный номер и попал к Альберту еще в 70-х. Именно с этим номером в 1972 году Марина Влади приехала в Москву на автомобиле «Рено-16». Это была первая иномарка Высоцкого. Но не первый его автомобиль.
Известно, что еще в 1967 году Высоцкий ездил на 21-й «Волге», и что водить его учил друг, известный художник-иллюстратор Борис Диодоров, и у Володи довольно быстро всё стало получаться.
Москва, 1970 год. Фото Валентина Савича
В 1971-м Высоцкий уже сидел за рулем серой «копейки» – самой первой модели «Жигулей», которые были в те годы предметом мечтаний для тысяч советских людей.
Но «Жигулями» Владимир Семенович владел недолго.
Летом того же 1971 года он попал на них в аварию, отремонтировал и продал через комиссионку. И вот в 1972 году Марина Влади приезжает на «Рено», который, по ее словам, купила на гонорары от съемок в рекламе.
Марина Влади и Владимир Высоцкий в автомобиле «Рено-16» 15 21 ТТ 75 на 8-м Московском международном кинофестивале, 7-21 июля 1973 года. Фото Владимира Красникова
Михаил Горбачев: «Что это была за машина? Это была обычная «Рено-16». Стандартный, очень массовый автомобиль. Он получил награду как лучший автомобиль – так же как, кстати говоря, «Фиат-124», из которого сделали «Жигули» – считался очень удачной машиной. Переднеприводная машина малого класса с не очень мощным мотором. Такая ширпотребовская абсолютно машина. И ничего в ней особенного не было».
По дороге на «лесной» концерт к озеру Лампушка.
Ленинградская область, 1 июля 1972 года. Фото Михаила Крыжановского
Тем не менее, любая иномарка в то время могла произвести фурор, и этот «Рено» вспоминали многие друзья Высоцкого.
А одному из них, Ивану Дыховичному, Высоцкий однажды, уезжая на гастроли, оставил ключи от машины, и с Дыховичным приключилась целая история: слушать
На 8-м Московском международном кинофестивале, 7-21 июля 1973 года. Фото Владимира Красникова
Езда на автомобиле с иностранными номерами не была запрещена, нужно было только за полгода перерегистрировать его и получить уже обычные номера, советские.
1974 год
Но Марина Влади не имела вида на жительство в Союзе, и советские номера получить на свой автомобиль не могла.
А езда с красным номером порою приводила к казусам: слушать.
С этих слов Высоцкий начал своей выступление в Театре кукол в декабре 1973 года.
Михаил Горбачев: «Высоцкого, честно говоря, уже очень утомили эти иностранные номера…» (слушать)
В 1974 году Высоцкий и Марина уезжают на своем «Рено» во Францию, где и продают эту машину.
С сыном Марины Влади Володей рядом с одной из своих БМВ — BMW 2500.
Москва, Малая Грузинская улица, осень 1975 года
Дальше у Владимира Семеновича будут только немецкие автомобили.
Сначала – две БМВ. Причем, обе были приобретены в том же 1974-м почти одновременно: слушать
Бежевый БМВ был продан обратно через ту же 11-ю секцию Южного порта, а серый, по всей видимости, продан там, откуда и приехал – то есть во Франции…
Фрагмент выступления Владимира Высоцкого в НИКИМП, он же, говоря по-простому, Институт мер и весов. 22 декабря 1978 года:
Фрагмент белового автографа песни «Борец за идею» РГАЛИ, фонд 3004, оп.66, л.5
Но, конечно, прежде всего Владимир Высоцкий ассоциируется с «Мерседесом».
Мы в массе своей в этом плохо разбираемся и просто знаем, что у Высоцкого был крутой «Мерседес» в то время, как многие даже о «Жигулях» не мечтали.
Монино, Военно-воздушная академия командного состава, 19 июня 1975 года. Фото В.Шлычкова
Михаил Горбачев: «Вокруг Высоцкого и автомобилей существует очень много мифов. И всем хочется, чтобы это была какая-то красивая сказка. И все пытаются за уши притянуть несуществующие факты. Что например «Мерседес» у Высоцкого был уникальный. Что это был спецзаказ, спецмодель. Что такой же в точности был только у Брежнева и больше ни у кого. И что это была первая иномарка в Москве. То, что я перечислил – это конечно абсолютно не соответствует действительности».
Москва, 5 декабря 1975 года. Фрагмент съемки ТВ Австрии
«Мерседес» цвета серебристо-голубой металлик у Владимира Высоцкого действительно был хороший, и, что еще важнее, в хорошем состоянии.
Но иномарок тогда в Москве уже было немало. Сотня посольств, корпункты иностранных газет и телевидения. И соответственно, сотни и даже тысячи иномарок, которыми пользовались зарубежные журналисты и дипломаты, и которые потом в большинстве случаев оставались в Москве.
Из записной книжки Владимира Высоцкого
Как это выглядело и как это работало в 70-е годы, Михаил Горбачев нам очень подробно рассказал и я просто советую вам послушать его рассказ отдельно: слушать
Ну, а пока скажем, что «Мерседес» Брежнева был действительно достаточно редкой модификации.
Горбачев достает немецкий каталог, и мы узнаем, что цена на такие машины достигала 82 тысяч марок, а «Мерседес» Высоцкого был в четыре раза дешевле. Хотя и эта сумма была по нашим меркам огромной: слушать
Марина Влади, таможенник Людмила Шепелевич, Владимир Высоцкий и сотрудник КГБ Зосик с работниками таможенной заставы «Варшавский мост» около Бреста, май 1976 года. Фото Николая Сухого
Машины в Союз везли подержанные.
И вопреки расхожему мнению, ввозная пошлина с середины 70-х уже была достаточно символической, и заплатить ее не было проблемой, поэтому никакая специальная бумага на ввоз и освобождение от пошлины Высоцкому была не нужна. Однако прежде Владимиру Семеновичу нужно было автомобиль все-таки приобрести.
Бабек Серуш
Грозный, 1-6 октября 1978 года. Фото В.Семавина
А в 1979-м Высоцкий, находясь в Германии, скажем так, приобрел у Бабека Серуша еще один «Мерседес», спортивный, золотисто-коричневого цвета: слушать
Хотя сам Бабек Серуш в интервью Валерию Перевозчикову утверждал, что этот «Мерседес» ему перегнали друзья Высоцкого после его смерти, а потом его забрала Марина Влади.
Бабек Серуш и Владимир Высоцкий. Канада, июль 1976 года. Фото Жиля Тальбо
Но так или иначе, оба «Мерседеса» Высоцкий разбил почти друг за другом в начале 1980 года.
А голубой пострадал в памятной аварии 1 января рядом с Первой градской больницей, когда Высоцкий ехал с дачи Эдуарда Володарского и вез Всеволода Абдулова и Валерия Янкловича.
О двух красивых автомобилях: слушать
Авторская машинопись песни «О двух автомобилях», подаренная в июне 1973 года Любомиру Левчеву
Эту песню Владимир Высоцкий исполнил в гостях у Валентина Савича в ноябре 1968 года.
А впоследствии она вошла в фильм Виктора Турова «Точка отсчета», где ее исполнила Марина Влади.
Москва, май 1979 года. Кадр документальной киносъемки телекомпании RAI (Италия)
Я благодарю за помощь в подготовке этой программы Михаила Горбачева и наших друзей из Творческого объединения «Ракурс» Олега Васина, Александра Петракова, Валерия Басина и Александра Ковановского.
Москва, май 1979 года. Съемка телекомпании RAI (Италия). Фрагмент д/ф «Владимир Высоцкий. «Уйду я в это лето…»
Оба «Мерседеса» Владимира Высоцкого были отремонтированы уже после его кончины.
Один, видимо, забрал Бабек Серуш, другой, как говорят, был продан то ли в Грузию, то ли еще куда-то в теплые края. Дальше следы этих машин теряются.
Владимир Высоцкий за рулём автомобиля «Рено», 1974 год
Поэтому очень может быть, что красный французский транзитный номер 15 21 ТТ 75 – это единственное, что сохранилось от всех автомобилей Владимира Высоцкого.
Машинопись «Песни автомобилиста» с авторской правкой. Из сборника Александра Репникова
Владимир Высоцкий и Марина Влади в Париже, декабрь 1977 года. Фото Джианкарло Ботти
При подготовке программы использованы:
– фотографии из архивов Сергея Алексеева, Олега Васина, Алексея Денисова, Натальи Кане и Творческого объединения «Ракурс»;
– фонограммы из архивов Александра Петракова и Валерия Басина;
– Лариса Симакова, «Твои любимые игрушки» (автомобили Владимира Высоцкого);
– Валерий Перевозчиков, «Правда смертного часа».
Копии автографов предоставлены Сергеем Жильцовым.
Владимир Высоцкий после выступления. Которое оказалось последним.
Калининград (Московская область), ДК им. Ленина, 16 июля 1980 года. Фото Е.Попова
Борец за идею: слушать (Москва, для В.А.Гусева, октябрь 1971 года)
Горизонт: слушать (Москва, РТИ АН СССР, декабрь 1971 года, 2-е выступление)
Чужая колея: слушать (Москва, МИНХ им. Плеханова, 14 декабря 1979 года)
Чужая колея: слушать (Париж, студия «Le Chant Du Monde», 1975 год)
О двух автомобилях (исп. Марина Влади): слушать (Москва, студия грамзаписи «Мелодия», 27 июня 1974 года)
Харьков, у Театра музыкальной комедии, 28 мая 1978 года. Фото Олега Кушакова
Творческим объединением «РАКУРС» на протяжении нескольких десятилетий проводится кропотливая работа по поиску, изучению и систематизации документальной кинохроники и видеосъёмок, фотоматериалов и фонограмм, связанных с жизнью и творчеством Владимира Высоцкого.
Уникальные съёмки Владимира Высоцкого, обнаруженные за это время в архивах зарубежных телекомпаний обнародованы в России в 1998 — 2015 годах в документальных фильмах Александра Ковановского, Игоря Рахманова и Олега Васина. Эти работы неоднократно побеждали на фестивалях документального кино в России и Польше, а также были выпущены в виде лицензионных DVD-изданий. Большая часть архивных материалов опубликована на официальном канале «Владимир Высоцкий», где в тематических разделах с ними может ознакомиться любой желающий.
В настоящее время с несколькими телевизионными архивами ведутся переговоры о приобретении и последующем издании обнаруженных в последние годы уникальных съёмок В.С. Высоцкого.