какой менеджмент лучше выбрать
Что такое менеджмент? Маркетинг против Менеджмента кто главнее?
Помню, в детстве, часто мы спорили, кто сильнее: терминатор или робокоп? Если бы хищник дрался с чужим, кто бы победил? (тогда никто и подумать не мог, что снимут такой фильм).
Прошло время, а подобные вопросы все так же мучают сознания уже взрослых по виду, но детей по натуре.
Итак, что же важнее для компании? Менеджмент или маркетинг? Конечно, вопрос смешной и глупый – компания не может эффективно работать без менеджмента и маркетинга одновременно – отчеканит любой студент бизнес-факультета. И в целом, будет прав. Но мы забываем, что в реальной ситуации никогда не бывает достаточно ресурсов. Представляем, что освободилось 1 место. Или Выдели денег, чтоб взять одного супер-классного специалиста. Кого же лучше взять? Менеджера? Или маркетолога? На зарплату хватит только одному…
Для того чтобы понять, кого нам выбрать, следует сперва четко распределить, кто за что отвечает. Если с маркетингом все более-менее ясно (смотри, тут: https://marketnotes.ru/about_marketing/marketing_basic/), то вот с менеджментом все намного сложнее.
Мне трудно назвать сейчас хоть один ВУЗ в Одессе, который не выпускал бы менеджеров. Доходит до абсурда, что тот же Гидромет или Политех выпускает менеджеров… Спрашивается – менеджеров ЧЕГО? Погоды? Или менеджер-компьютерщик? Тяжело понять студентов, которые туда поступают… Но с другой стороны, им-то ладно, они не в курсе. Но как понять руководство такого ВУЗа, которое открывает специальность менеджмента в непрофильном институте?
Итак, сейчас слово менеджмент приписывают практически ко всем специальностям: sales-менеджер, аккаунт-менеджер, менеджер по VIP-клиентам, маркетинг-менеджер, PR-менеджер, promo-менеджер, менеджер по производству, финансовый менеджмент, инвестиционный менеджер, менеджер по развитию, менеджер по персоналу… Перечислять можно долго и нудно. И это все менеджмент? А может все же отдел кадров? Бухгалтерия? Производство? Отдел продаж? Я думаю, это заблуждение (умышленное или нет) идет в первую очередь из-за неправильной сути. У менеджмента, как известно, 4 основные функции: планирование, организация, мотивация и контроль. И получается, что КАЖДЫЙ человек, кто что-то планирует, что-то делает, заставляет себя или других это делать и проверяет – является менеджером? В широком смысле этого слова, бригадир у грузчиков – тоже менеджер по перевозкам. Под функции подходит. И даже по названию. Ведь многие переводят менеджмент – как управление. Но это не совсем так.
Если обратиться немного к истории, что мы обнаружим, что впервые термин менеджмент был внесен неким Йозифом Шумпетером (год не помню, кому надо ищите, найти легко). Так вот, до этого, было 3 основных фактора производства: земля, капитал, труд (ну или орудия производства, средства производства и само производство). Так вот, этот самый Шумпетер ввел четвертую составляющую – квалифицированную работу менеджмента, которая из этих 3 элементов делает нечто цельное. У самого менеджмента масса определений, но мне больше всего нравиться типа такого: Менеджмент – это работа с целью получения эффекта синергии на предприятии. Т.е. суть сводиться к тому, что 1+1=3. Умелый менеджер организовывает производство таким образом, что сумма компании как единого целого намного выше, чем каждая единица работала бы отдельно и потом их просуммировали.
В моем понимании (совсем не обязательно единственно верным), менеджер – это руководитель, а любой руководитель обязан владеть навыками менеджмента – будь то начальник цеха, бригадир, директор по маркетингу или кем-то еще. Просто у каждого более развита одна из функций.
Но во главе должен стоять САМЫЙ ГЛАВНЫЙ МЕНЕДЖЕР, который, по сути, и олицетворяет собой реального руководителя, капитана.
Теперь, кто же важнее? Ведь отдел маркетинга решает такие вопросы, как что производить, кому продавать, по какой цене, в каком объеме… в какой упаковке, сколько денег тратить о рекламе и т.д… Т.е. по сути практически ВСЕ важнейшие вопросы проходят через него (вон как на схеме видно, отдел маркетинга всюду сует свой нос).
Я думаю, что в разные периоды жизни компании, этот акцент имеет разное значение. Если рассмотреть классический жизненный цикл товара, то я бы расставил этот акцент так:
Внедрение (выход на рынок): главное маркетинг. Без маркетинговой стратегии, знания рынка, конкурентов и потребителей – выхода не будет как такового вообще.
Стадия роста (бурный рост): вышли здорово, набираем обороты, спрос превышает предложение. Все супер. Тут и менеджмент и маркетинг одинаково важны. Маркетинг нужен для того, чтоб более стремительный был рост, лучше угадывать предпочтения потребителей, адекватность цен. Менеджмент – чтоб обеспечивать необходимое производство, умело управлять людьми и финансовыми потоками. Чаще всего на этой стадии спрос опережает предложение. Если выбирать все-таки, кто главнее – то, наверное, менеджер.
Зрелость – я бы все же сделал ставку на менеджера. На этом этапе компания чаще всего собирает прибыль с данного товара. Безусловно, маркетинг нужен, но не так, как умелое управление. Никаких особых разработок, инвестиций, перемен…Маркетинг тут скорее в «поддерживающем» режиме.
Спад – как бы высоко ты камень не подбросил, он всегда упадет вниз. Доказано Ньютоном Хотя, если запустить со скоростью, 9,6 км/с то камень выйдет из атмосферы и будет летать вокруг Земли (за цифры не ручаюсь, можете перепроверить, но порядок такой). Так вот, рано или поздно, на любом рынке будет спад. И как это не печально на практике, в теории – самый интересный момент. Ведь тут может произойти два диаметрально противоположных варианта: продажа товара может сойти полностью на нет, а может открыться «второе дыхание» и пойти новый виток в развитии, с внедрения. Исходя из этого и расставляются приоритеты. Например, было принято решение о закрытии направления, или продажи части предприятия, которое на спаде… В этом случае волевое решение менеджера о ликвидации запасов, увольнении или перепрофилировании персонала, изменение политики и т..д. (хотя в случае продажи, возможно, придется обращаться к маркетологам, чтоб они написали красивый отчет и планы, вместе с финансистами). Если же руководство считает, что товар был «недопонят рынком», и все еще имеет потенциал, то здесь, задача для маркетинга – найти новое УТП, правильно его преподнести и заново запустить всю схему, начиная от внедрения (наша стиральная машинка – не только отлично стирает, но еще и стильная тумбочка! Сэкономь на мебели!).Или просто выход на другой рынок.
В процентном соотношении менеджмента и маркетинга мне видится так:
Внедрение: маркетинг 80%, менеджмент 20%.
Рост: менеджмент 60% маркетинг 40%.
Зрелость: менеджмент 70%, маркетинг 30%.
Спад: менеджмент 70%, маркетинг 30% или маркетинг 70% менеджмент 30%, зависит от стратегии.
Безусловно, это всего лишь общая схема, которая имеет очень много НО и ограничений. Есть сезонность, спады в экономике, меняющаяся политика фирмы и руководства, новые игроки, изменения процесса производства и т.д. В бизнесе вообще нет «общих правил», есть только рекомендации, которые раньше работали или не работали.
В итоге скажу так: на предприятии одинаково важно иметь и профессиональных маркетологов, и менеджеров. Более того, все маркетологи, а равно как и другие руководители, должны обладать хорошими навыками менеджмента (а менеджеры знаниями хотя бы основ маркетинга). Но в разные периоды жизни компании, акценты по важности между этими, вобщем-то неразделимыми понятиями, можно расставлять по-разному, в зависимости от конкретной ситуации. Но пренебрегать ни тем ни другим точно нельзя!
«Экономика», «Менеджмент» или «Бизнес-информатика»?
Многие абитуриенты подают документы сразу на несколько образовательных программ бакалавриата Пермского кампуса НИУ ВШЭ. Перед ними встает непростой выбор: какое направление предпочесть. Чем направления отличаются друг от друга? Мы расскажем о ключевых моментах обучения на направлениях «Экономика», «Менеджмент» и «Бизнес-информатика».
Многие абитуриенты подают документы сразу на несколько образовательных программ бакалавриата Пермского кампуса НИУ ВШЭ. Перед ними встает непростой выбор: какое направление предпочесть. Чем направления отличаются друг от друга? Мы расскажем о ключевых моментах обучения на направлениях «Экономика», «Менеджмент» и «Бизнес-информатика».
«Экономика»
Особенности обучения
Студенты получают языковую подготовку, приобретают фундаментальные знания в области современной экономической теории, изучают обширный спектр дисциплин математического цикла, без знания которых немыслим современный экономист. На старших курсах учебный план формируется с включением значительного числа прикладных дисциплин, таких как финансовые рынки, инвестиционный анализ, основы оценки стоимости, управление финансами фирмы, банковский менеджмент, риск-менеджмент в кредитных учреждениях и др.
Вариативная часть программы позволяет студентам самостоятельно формировать на старших курсах образовательную траекторию в рамках одного из 4-х профилей: «Прикладная экономика», «Банки и банковская деятельность» (реализуется совместно с ЗУБ Сбербанка России), «Аудит», «Корпоративные финансы».
Кем работают выпускники?
Выпускники могут проявить себя в качестве высококвалифицированных экономистов-аналитиков для различных компаний как финансового, так и реального секторов экономики.
«Менеджмент»
Особенности обучения
Образовательная программа предназначена для тех, кто хочет заниматься развитием бизнеса, стать инициатором и руководителем бизнес-проектов, предпринимателем, аналитиком и исследователем сферы управления компаниями. Выпускники программы владеют современными теориями управления и способны разрабатывать и внедрять инструменты повышения эффективности бизнеса в различных сферах деятельности. Бакалавр менеджмента — это будущий руководитель компании, инициатор продуктивных изменений в бизнесе и экономики, обладающий хорошим теоретическим фундаментом в области управления.
Профили обучения
Процесс обучения позволяет гибко выстраивать образовательную траекторию: для этого существует возможность выбора дисциплин, а также выбора на старших курсах одного из 5 профилей: «Инновации и предпринимательство», «Управление человеческими ресурсами», «Логистика», «Управление в банковской сфере», «Менеджмент в сфере интернет-проектов».
Кем работают выпускники?
Выпускники реализуют себя в таких профессиях, как бизнес-аналитик, логист, HR-менеджер, менеджер инвестиционных проектов, аккаунт-менеджер, SMM-менеджер, маркетолог, ко-фаундер стартапа, бренд-менеджер, бизнес-коуч, фиксер, трафик-менеджер, менеджер интернет-проектов и т.п.
Особенности обучения
Студенты получают основательную подготовку в области экономики и менеджмента, но акцент делается на овладение современными информационными технологиями, методами и системами программирования, математическими методами.
На направлении «Бизнес-информатика» реализуется профиль «Информационные системы в бизнесе». Он включает в себя умение видеть IT-инфраструктуру компании, проводить анализ и оценку применения информационных систем и информационно-коммуникационных технологий для управления бизнесом, аудит бизнес-процессов и ИТ-инфраструктуры предприятий. Выпускник будет подготовлен к профессиональной деятельности в качестве менеджера IT-проектов, проектировщика и разработчика сложных информационных систем, будет разбираться в бизнесе на уровне высшего руководства так же хорошо, как во всем разнообразии технологий и решений информационного рынка. Это необходимо для эффективного управления компанией.
Кем работают выпускники?
Выпускники могут реализовать себя в таких профессиях, как бизнес-аналитик, IT-менеджер в консалтинговой, проектной, внедренческой, сервисной компании или госструктуре, организатор и руководитель электронного предприятия, менеджер IT-проекта, программист в IT-компаниях или IT-отделах крупных компаний.
4 профиля менеджмента, без которых не обойтись
Название этой популярной специальности на слуху у каждого из нас, но мало кто знает, сколько за нею стоит немало профилей, каждый из которых включает в себя ряд интересных профессий. Если не верите, что менеджмент может быть увлекательным и жизненно необходимым для нас и экономики в целом, то постараемся вас в этом разубедить.
«Логистика и управление цепями поставок»
Представьте себе мир без логистов или менеджеров по закупкам. Работа логиста сама по себе незаметна для обывателя. Но только вдумайтесь: непрерывно, из года в год, вдоль и поперёк земного шара перемещаются тысячи, десятки тысяч посылок, которые непременно должны найти адресата!
Или представьте огромный склад, где в особом порядке хранятся товары различного назначения. Без транспортной, таможенной, складской или информационной логистики перестанет работать чётко налаженный механизм движения товаров, из-за чего люди потеряют не только возможность получить что-либо (например, посылку с AliExpress), но и утратят чувство привычного комфорта.
Будущие профессии по профилю:
«Маркетинг»
Профиль «Маркетинг» не менее важен, поскольку на нём готовят тех, кто будет в дальнейшем не только разрабатывать план сбыта продукции, определять риски и разрабатывать ценовые стратегии, но и представлять различные компании на рынке труда или придумывать идеи по созданию новых продуктов.
Что будет, если исчезнут, к примеру, маркетологи и коммерческие директора? Увы, из-за их отсутствия резко упадут продажи, пострадает экономика страны и мира в целом, а также повысится уровень безработицы. Как известно, на сегодняшний день компаний, которые занимаются продажами, ощутимое большинство.
Будущие профессии по профилю:
«Управление малым бизнесом»
Они держат фирму «на плаву», разрабатывают стратегии, которые помогают предприятиям развиваться или мотивируют весь рабочий персонал. Анализ всей финансово-хозяйственной деятельности лежит на их плечах, но и это только малая часть работы в этой сфере.
Как и в предыдущей специальности, без «Управление малым бизнесом» продажи быстро упадут, поскольку бизнес нуждается в ежедневном, а порой и круглосуточном аудите. Мир не стоит на месте, меняются интересы людей, а значит и спрос на продукцию. Любое предприятие ориентировано на интерес потребителя, которого нужно не только привлечь, но и подтолкнуть к действию (например, покупка товара или услуги).
Будущие профессии по профилю:
«Управление проектами»
Название специальности звучит серьёзно, и не зря, ведь за ней кроется немало ответственности, которая падает на плечи менеджера такого уровня. Если думаете, что управлять безнес-проектами просто, то почитайте список обязанностей современного коммерческого директора или, к примеру, экспедитора. Там окажется немало пунктов, в которых найдутся такие «страшные» слова, как «формирование проектной и итоговой документации», «разработка бюджета», «управление качеством» или «прогнозирование рисков».
Будущие профессии по профилю:
Итак, теперь стало понятно, что менеджмент – не пустая трата времени, а очень важная и ответственная область, без которого мы лишились бы многих привычных вещей. Конечно, эта сфера не для всех, но тот, кто приходит в продажи осознанно, или, как говорится, «по призванию», может достичь заметного карьерного роста.
Что лучше: карьера топ-менеджера или собственный бизнес?
Правда жизни такова: я видел множество топ-менеджеров, которые со временем открывали собственные компании, и только несколько бывших владельцев компаний, которые пошли работать топ-менеджерами.
Как правило, владелец компании отказывается от игры в свой бизнес только если потерпел поражение.
Почему так происходит? Причина проста — роль владельца компании дает больше свободы, больше простор для творчества. Она, конечно, таит в себе больше опасностей, но свобода пьянит воображение.
Кстати, это не имеет никакого отношения к деньгам. Зачастую владелец компании зарабатывает меньше, чем мог бы заработать на посту топ-менеджера. Это не имеет никакого отношения к способностям — я встречал много очень талантливых топ-менеджеров и немало владельцев со средними способностями. Это не имеет отношения к трудолюбию: владельцы обычно работают не меньше и не больше, чем топ-менеджеры.
Почему одни не мыслят себя наемным сотрудником, а другие с сочувствием смотрят на владельцев небольших компаний, не понимая, почему они «играют в песочнице»?
Для того, чтобы в этом разобраться нужно в первую очередь понять, чем отличается главная функция владельца от главной функции топ-менеджера компании.
Владелец в первую очередь создает цели своей компании, он формирует идеологию, он в какой-то степени является создателем особой вселенной, в которой есть определенные законы. Он творец, пусть небольшой, но вселенной. Пусть это всего-лишь вселенная нескольких десятков людей, в глубине души он мечтает о большем, о расширении этой вселенной.
Главная функция топ-менеджера — добиваться, чтобы цели воплощались в жизни, его цель вести за собой людей, добиваться результатов в деятельности.
Владелец — это тот, кто задает цель путешествия и задает правила игры, топ-менеджер — выбирает маршрут и ведет за собой людей по этому пути. Это — две составляющие единого целого.
Иногда это пытаются сочетать в одном человеке, обычно это не успешно, так как сложно ставить высокие цели, зная, что нужно будет самому преодолевать все препятствия на пути к ним. С другой стороны, трудно преодолевать препятствия, когда возможность подкорректировать цели находится в твоих же руках.
Идеальное положение дел — два сильных человека, один из которых обладает даром предсказания будущего, формирует прекрасные цели и создает блестящую стратегию. Второй — преданный этим целям полководец, способный вести за собой людей, добиваться исполнения не смотря ни на что.
Какую роль выбрать, в какую из этих двух игр сыграть. Ответ на этот вопрос зависит не от внешних обстоятельств, не от возможностей, которые «идут в руки». Каждый человек индивидуален, у каждого — свои побуждения и свой характер. Я считаю, что выбирать нужно ту деятельность, которая ближе самому человеку, больше соответствует его характеру.
Попытка «мыслить здраво» — математически точно рассчитать, что даст большую отдачу, приведет лишь к разочарованию. Потому что никто не сможет сказать, что быть владельцем гораздо лучше, чем наемным топ-менеджером. У каждой из этих ролей есть свои плюсы и свои минусы, есть свои возможности и свои риски.
Это двадцать лет назад у талантливых руководителей не было выбора — для того, чтобы себя реализовывать, нужно было обязательно создавать компанию просто по той причине, что работать было негде.
Сегодня ситуация другая: умелых руководителей ценят, есть множество компаний, множество владельцев, которые таких руководителей ждут.
Вам выбирать, выбирайте ту игру, которая вам по душе. В любой из этих двух игр можно достичь очень многого.
Кем работать после бакалавриата «Менеджмент»?
Учебная программа Менеджмент довольно обширная, многогранная. После окончания вуза можно выбрать для себя любую сферу деятельности: от муниципального управления до частного бизнеса. Это является одним из главных плюсов менеджмента, вы не ограничиваете себя конкретной отраслью экономики. А значит, возможностей найти хорошую работу намного больше.
Кто такой менеджер?
В действительности же, суть менеджмента заключатся в управлении и выполнении задач прогнозирования, планирования, организации, мотивации, контроля и координации в организации. Он не имеет ничего общего с продажами, если только это не начальник отдела продаж.
Если говорить про карьерный рост общими словами, то можно выделить три вида менеджмента:
Мифы и реальность в профессии менеджера
Выпускник вуза по специальности менеджмент – готовый управленец. Увы, это не так. Часто сотрудники, которые долго работают в одном месте и успешно справляются с однотипными задачами, претендуют на руководящую позицию в своем подразделении. На самом деле, хороший специалист не значит хороший руководитель. Руководитель должен не только разбираться в процессе, но и правильно его организовать, контролировать ход выполнения работ.
Менеджмент и экономика – это одно и то же. Но экономистов не учат стратегическому менеджменту, бизнес-планированию, управлению персоналом и пр. В свою очередь, менеджеры получают знания по микро- и макроэкономике, финансовому анализу, инвестиционному планированию и многое другое.
«Я буду работать просто менеджером!». Так не бывает. Чтобы элементарно составить резюме, вам нужно подписать, менеджером какой сферы вы хотите быть/ являетесь: менеджер по продажам, операционный менеджер, менеджер онлайн-курсов и т.п.
Менеджмент – программа ни о чем и ни про что. На самом деле вы получите в вузе широкий спектр универсальных знаний. Дополнительное преимущество менеджмента заключается в том, что выпускник вуза может грамотно провести анализ рынка и составить бизнес-план для собственного дела. Также он может писать бизнес-планы на заказ и продавать за большие деньги. Поэтому человек с дипломом менеджмент всегда найдет пути самореализации.
Профессиональные качества менеджера
В университете вы получите знания о всех видах менеджмента, начиная с теории менеджмента, заканчивая инвестиционным менеджментом и управлением проектов. Помимо этого, вас научат анализу структуры рынка, финансовому менеджменту, анализу рисков, инструментам управления, теории игр, инновационным технологиям управления и пр.
После окончания вуза вы будете уметь:
В том числе менеджеры обладают знаниями в области психологии, юриспруденции, бизнес-этикета, маркетинга и другие. Как видите, поступая в вуз по специальности «Менеджмент», вы получите большой багаж знаний и практических навыков в разных областях.
Профессии в области менеджмента
Исходя из предыдущего пункта, профессий в области менеджмента тоже великое множество. Вы можете работать в следующих сферах:
После окончания университета у вас появится возможность выбрать одну из приведённых выше специальностей. Часто студенты, особенно на последних курсах, начинают подрабатывать и уже строят свою карьеру руководителя. Прохождение практики дает опыт работы в одном из направлений деятельности. Это поможет определиться с перспективами.
Постоянно повышая квалификацию и работая над своим профессионализмом, вы получаете все шансы стать топ-менеджером. Ваша ценность будет определяться не только полученным образованием и опытом работы, но и личными достижениями, например, успешными проектами. Успех вашей карьеры будет зависеть только от вас.
Изучая менеджмент в вузе, вы учитель управлять процессами и выстраивать коммуникации
Вузы, в которые можно поступить на менеджмент
В настоящий момент абсолютное большинство вузов предлагают программы подготовки в области менеджмента. Это говорит о том, что специалисты в области управления нужны в любой отрасли. Менеджеров готовят даже в спортивных университетах, институтах кино и телевидения и пр. В таких специализированных вузах учат менеджеров в конкретную сферу деятельности, в которой есть свои особенности управления.
Список наиболее популярных вузов с программой подготовки в сфере менеджмента достаточно велик, мы вынесли ТОП-9 из них.
Эти и другие вузы предлагают следующие программы подготовки по программе бакалавриата (4 года):
Это далеко не полный список программ, которые вы можете освоить в вузах.
Шансы поступить на бюджет и освоить профессию менеджер
Стоит сказать, что конкурс по специальности Менеджмент довольно высокий и стоимость платного обучения немаленькая. Но при правильном подходе вы быстро окупите свое обучение. Если не получается набрать нужное количество баллов, то стоит рассмотреть альтернативные варианты с низким проходным баллом. Об этом вы узнаете из статьи «Куда легче всего поступить».
Профессия менеджер, безусловно, имеет свои преимущества, такие как высокий уровень зарплаты, положение в обществе, перспективы развития. Но, как и у любой профессии, есть свои недостатки.
Во-первых, у вас будет высокая степень ответственности. Неверное стратегическое решение может стоить компании миллионы рублей, и за это будет нести ответственность руководитель. Во-вторых, подчиненные обычно не любят своих начальников. Даже если вы будете лояльны к своим подчиненным, найдутся те, кто будут считать вас тираном. Невозможно быть хорошим для всех. В-третьих, вам придется работать в условиях повышенного стресса и многозадачности. Вам всегда нужно быть максимально собранным и сосредоточенным.
Однако, получая образования по специальности менеджмент, вы открываете для себя широкие перспективы деятельности и большие возможности найти престижную, высокооплачиваемую работу. Также вы сможете открыть свой бизнес и работать на себя. Вы получите знания в нескольких областях, которые сможете применять в разных сферах экономики.