какой механизм речи реализуется через категоризацию обобщение классификацию

Какой механизм речи реализуется через категоризацию обобщение классификацию

Речь является одной из самых сложных форм высших психических функций. РД характеризуют многозначность, многоуровневая структура, подвижность и связь со всеми другими психическими функциями. Осуществление речевой деятельности на всех фазах (уровнях) ее реализации обеспечивается рядом сложных психологических механизмов. Эти механизмы были и являются до сих пор предметом исследования многих психологов и психолингвистов (77, 84, 98, 101 и др.). Наиболее полно характеристика психологических механизмов РД представлена в исследованиях одной из отечественных школ психолингвистики («школа В. А. Артемова — Н.И.Жинкина — И. А. Зимней»). В работах Н.И.Жинкина и И. А. Зимней представлена целостная научная концепция психологических механизмов (ПМ) речевой деятельности. Согласно этой концепции, основными ПМ речевой деятельности являются: механизм осмысления, мнемической организации РД (прежде всего — механизм речевой памяти), а также механизм упреждающего анализа и синтеза речи (механизм речевого прогнозирования или прогнозирования речи). Наиболее полно эта концепция представлена в работе И. А. Зимней «Лингвопсихология речевой деятельности» ([98]).

Важнейшим механизмом РД, безусловно, является механизм осмысления (осмысления речи). Этот механизм обеспечивает мыслительный анализ как содержательной стороны речи (в первую очередь), так и ее структурной организации и языкового оформления. Реализуется механизм осмысления через аналитико-синтетическую деятельность коры больших полушарий головного мозга — на основе задействования всех основных умственных действий и операций (сравнение, сопоставление, обобщение, классификация, анализ и синтез). Осмыслению в первую очередь подлежит предмет речи (отображаемый в РД фрагмент, явление, событие окружающей действительности). На основе этого механизма в полной мере осознаются мотивы и цели речевой коммуникации, происходит ориентировка в условиях осуществления речевой деятельности (например, комплексный всесторонний анализ ситуации речевого общения). Без задействования этого механизма невозможно осуществить планирование и программирование речевой деятельности. (Это относится как к планированию целостного акта деятельности, так и к программированию каждого отдельного речевого высказывания.) Наконец, благодаря работе этого механизма осуществляется контроль за протеканием речевой деятельности и ее результатами.

Источник

Психологические механизмы речевой деятельности

какой механизм речи реализуется через категоризацию обобщение классификацию какой механизм речи реализуется через категоризацию обобщение классификацию какой механизм речи реализуется через категоризацию обобщение классификацию какой механизм речи реализуется через категоризацию обобщение классификацию

какой механизм речи реализуется через категоризацию обобщение классификацию

какой механизм речи реализуется через категоризацию обобщение классификацию

Речь является одной из самых сложных форм высших психических функций. РД характеризуют многозначность, многоуровневая структура, подвижность и связь со всеми другими психическими функциями. Осуществление речевой деятельности на всех фазах (уровнях) ее реализации обеспечивается рядом сложных психологических механизмов. Эти механизмы были и являются до сих пор предметом исследования многих психологов и психолингвистов (77, 84, 98, 101 и др.). Наиболее полно характеристика психологических механизмов РД представлена в исследованиях одной из отечественных школ психолингвистики («школа В. А. Артемова — Н.И.Жинкина — И. А. Зимней»). В работах Н.И.Жинкина и И. А. Зимней представлена целостная научная концепция психологических механизмов (ПМ) речевой деятельности. Согласно этой концепции, основными ПМ речевой деятельности являются: механизм осмысления, мнемической организации РД (прежде всего — механизм речевой памяти), а также механизм упреждающего анализа и синтеза речи (механизм речевого прогнозирования или прогнозирования речи). Наиболее полно эта концепция представлена в работе И. А. Зимней «Лингвопсихология речевой деятельности» ([98]).

Важнейшим механизмом РД, безусловно, является механизм осмысления (осмысления речи). Этот механизм обеспечивает мыслительный анализ как содержательной стороны речи (в первую очередь), так и ее структурной организации и языкового оформления. Реализуется механизм осмысления через аналитико-синтетическую деятельность коры больших полушарий головного мозга — на основе задействования всех основных умственных действий и операций (сравнение, сопоставление, обобщение, классификация, анализ и синтез). Осмыслению в первую очередь подлежит предмет речи (отображаемый в РД фрагмент, явление, событие окружающей действительности). На основе этого механизма в полной мере осознаются мотивы и цели речевой коммуникации, происходит ориентировка в условиях осуществления речевой деятельности (например, комплексный всесторонний анализ ситуации речевого общения). Без задействования этого механизма невозможно осуществить планирование и программирование речевой деятельности. (Это относится как к планированию целостного акта деятельности, так и к программированию каждого отдельного речевого высказывания.) Наконец, благодаря работе этого механизма осуществляется контроль за протеканием речевой деятельности и ее результатами.

Не менее важную роль в реализации речевой деятельности играет и «мнестический механизм», в т. ч. механизм речевой памяти. Он также обеспечивает все стороны речевого процесса, включая как «содержательный аспект» речи, так и аспект ее языкового выражения. Отображение в речи ее предмета — того или иного фрагмента окружающей действительности — невозможно без актуализации имеющихся в памяти знаний и представлений об этой части окружающего нас мира. Точно так же невозможно оно и без актуализации в сознании образов-представлений о знаках языка и правилах их использования в процессе речевой коммуникации. И то и другое обеспечивается работой механизма долговременной памяти. Примером могут служить процессы актуализации и адекватного использования в речевых высказываниях активного словаря. Помимо этого, в функции речевой памяти входит также:

§ актуализация знаний и представлений о способах реализации речевой деятельности (прежде всего, способах осуществления речевой коммуникации);

§ знаний о социальных правилах («нормах») речевого общения в различных ситуациях реализации РД;

§ актуализация и использование традиционно сложившихся для данного языка норм и правил языкового оформления речевых высказываний (орфоэпических, грамматических, стилистических, орфографических — для письменной речи), соответствующих понятию «языковой нормы»;

§ актуализация («извлечение из памяти») речевых, языковых и социальных «эталонов» тех единиц или элементов, из которых складываются соответствующие стороны речевой деятельности (например, эталоны нормативного звукового образа отдельных слов и словосочетаний, «грамматические» эталоны словоформ, речедвигательные эталоны, необходимые для процесса реализации речи в произносительном плане и др.).

какой механизм речи реализуется через категоризацию обобщение классификацию

Не меньшую роль в реализации РД играют и процессы кратковременной оперативной памяти. Процесс непосредственного порождения (создания) и восприятия любого речевого высказывания, реализация образующих этот процесс действий и операций невозможен без удерживания в памяти всех составляющих это высказывание компонентов (на период его порождения или анализа).

Психологический механизм «упреждающего анализа и синтеза» (прогнозирования речи) стал предметом активного изучения в отечественной психолингвистике только в 70-х годах XX столетия (84, 139, 266 и др.). Однако до настоящего времени механизм прогнозирования речевой деятельности остается еще недостаточно изученным.

По мнению А. А. Леонтьева (124, 139), действие этого механизма можно охарактеризовать как «эвристический принцип» организации речевой деятельности. В соответствии с этим речевая деятельность должна предусматривать звено, в котором осуществлялся бы выбор стратегии речевого поведения, а также допускать различные пути оперирования с высказыванием на отдельных этапах порождения (восприятия) речи. В этой связи важным представляется использование созданной Н. А. Бернштейном в рамках теории психофизиологической организации движений «модели будущего» (23 и др.)

Рассматривая возникновение и реализацию произвольного движения, Н. А. Бернштейн представляет его последовательность в виде следующих этапов: 1) восприятие и оценка ситуации; 2) определение, что должно стать с ситуацией в результате активности; 3) что надо сделать для этого; 4) как сделать это (последние два этапа образуют программирование решения поставленной задачи).

Очевидно, что для того, чтобы «экстраполировать» будущее (второй этап), мозг должен иметь возможность не только отражать уже существующее, но и конструировать модель будущей ситуации («модель желаемого будущего»). Она отлична от «модели настоящего»: «В мозгу сосуществуют в своего рода единстве противоположностей две категории (формы) моделирования воспринимаемого мира: модель прошедше-настоящего, или ставшего, и модель предстоящего. Вторая непрерывным потоком перетекает и преобразуется в первую. Они необходимо отличны одна от другой прежде всего тем, что первая модель однозначна и категорична, тогда как вторая может опираться только на экстраполирование с той или иной мерой вероятности» (23, с. 288). Из возможных прогнозируемых исходов затем выбирается один, и действие программируется применительно только к нему. То, что Н. А. Бернштейн обозначал понятием «экстраполирование», в настоящее время определяется в психологии и физиологии высшей нервной деятельности «вероятностным прогнозированием».

Таким образом, РД во всех ее видах реализуется посредством сложного механизма. Процессы осмысления, удержания в памяти, опережающего отражения служат теми внутренними механизмами, при помощи которых в свою очередь осуществляется действие основного операционного механизма речи, который Н. И. Жинкин определил как единство двух звеньев — механизма составления слов из элементов и составления фраз-сообщений из слов. Психологические и речевые механизмы представляют собой сложное многозвенное образование, каждое из звеньев которого тесно связано с другими.

Источник

Механизмы речевой деятельности и диагностика слухоречевой памяти

Приветствую вас в рассылке «Советы практикующего логопеда и Логопедические Программы»!

Механизмы речевой деятельности

Впервые механизмы речевой деятельности в отечественной психолингвистике описал Жинкин Николай Иванович (См. его книгу «Механизмы речи»)

В понятие «механизмы речи» включаются следующие процессы:

Механизм осмысления

Это процесс установления смысловых связей и отношений.

Существует 3 уровня установления смысловых связей:

1. Межпонятийная связь на уровне двух понятий. В свою очередь эта связь делится на :

2. Связь между членами предложения, которая представляет собой комбинацию различных типов межпонятийных связей.

3. Тема-рематическая связь.

Механизм осмысления зависит от:

Оперативная память — это способность удерживать определенный объем информации в активном виде и производить с этой информацией различные действия в течение короткого периода времени.

Оперативная память является разновидностью кратковременной памяти, но подразумевает несколько большую продолжительность (до нескольких минут). Она в большей степени фокусируется на обработке, а не на приобретении информации. Оперативную память можно охарактеризовать как процесс анализа данных, которые в этот момент находятся в активной форме.

Оперативную память необходимо тренировать, используя, например, игру «Снежный ком»

Играют 2 и более человек.

1 вариант
Кто-то произносит 1-ое слово, как правило существительное, или словосочетание, чтобы дальше можно было продолжить фразу. Следующий человек повторяет это слово и добавляет 2-ое слово или словосочетание, и так фраза удлиняется до тех пор, пока кто-то не сделает ошибку.

Например:
Мой друг.
Мой друг пошел в кино.
Мой друг пошел в кино один.
Мой друг пошел в кино один, а девочек не взял.

2 вариант
Игроки договариваются, что все слова будут начинаться на определённую букву или что первыми словами будут числительные, а следующие слова будут начинаться на ту же букву, что и числительное.

Например:
Один оригинальный официоз,
Два диких дикобраза,
Три трепетных тарантула,
Четыре чумазых чародея чесали череп чудака,
Пять пухленьких пигалиц приятно пели, плотно пообедав,
Шесть шустрых шакалов швырялись шелковыми широкополыми шляпами,
Семь смуглых сирот смотрели серые снимки,
Восемь волооких воробьев варили вишневое варенье,

Количество актуализируемых вербальных гипотез свидетельствует о широте ассоциативных связей, о характере их изменений, о подвижности или косности мыслительных операций.

В любой вербальной ситуации человек моделирует связи по одному и тому же стереотипу.

Подробнее об ассоциативном эксперименте смотрите в одном из выпусков рассылки.

Механизм удержания в памяти

Этот механизм связан с организацией вербальной (речевой) памяти.

Память рассматривается как многоуровневая информационная система, которая обеспечивает приём, переработку, хранение и извлечение информации. Внутренняя организация вербальной памяти обеспечивается ассоциативными логическими, грамматическими и фонетическими связями между словами.

Удержание информации в памяти необходимо для полноценного усвоения языка, а также для осуществления полноценного разговора, а также другой речевой деятельности, когда необходимо постоянно помнить о предмете и оперировать различными вербальными ассоциациями, возникающими в процессе речевой деятельности.

Удержание информации обеспечивается, кроме оперативной памяти, кратковременной и долговременной памятью.

Кратковременная память является фильтром, через который проходит вся информация.

Долговременная память (ДП) обеспечивает длительное сохранение информации.

Она бывает двух типов:

Механизм упреждающего синтеза

Этот механизм заключается в том, что последующие элементы речевой деятельности в такой же мере влияют на предыдущие, как и предыдущие на последующие.

В процессе речевой деятельности упреждение протекает на разных уровнях:

Становление механизма упреждения является непременным условием развития письменной речи.

Эта способность ребенка (взрослого, любого пишущего) направлена на «удержание в памяти предыдущего текста и предвидения, предсказывания, упреждения последующего». Упреждающий синтез, по словам Н. И. Жинкина, — «одна из главных, ведущих сил, организующих процесс письменной речи, у младших школьников он не складывается даже в пределах отдельного предложения».
Предложения, которые нужно самостоятельно составить и записать, могут быть правильными только после специальной предварительной работы: выделение основы предложения (главных членов); составление словосочетаний; распространение основы предложения образованными словосочетаниями.

Нарушение данного порядка приводит к пропуску слов в составе предложения, к нарушению норм согласования и управления слов, к смысловым неточностям.

Механизм выбора и организации слов

В его основе 2 операции: выбор и комбинирование языковых элементов (необходимо выбрать основу слова и скомбинировать морфемы)

Методики диагностики слухоречевой памяти

Методика диагностики оперативной памяти применяется для изучения оперативной памяти в тех случаях, когда она несет основную функциональную нагрузку.

Нейропсихологическая диагностика слухоречевой памяти у дошкольников с 4,5 лет

Задание состоит в повторении звукового ряда из 3—5 гласных звуков (исключение согласных обусловлено сложностью их артикулирования и, следовательно, вероятностью артефактов). Звуковой ряд из 4 звуков предусматривает 4 попытки его повторения; ряд из 5 звуков — 5 попыток. Стимульный материал воспроизводится обследующим четко, с максимальной разборчивостью.
При необходимости тонкой диагностики состояния слухоречевой памяти проводится специальная проба — запоминание слов. Для детей 2—3 лет — 2—3 слова; для детей 3—4 лет — 4—5 слов; для детей 5-6 лет — 5-7 слов.
Учитывается способность запоминать не только сами звуки, но и их последовательность.

Звуковой ряд из 4 звуков: «И», «А», «О», «У»; из 5 звуков: «А», «И», «У», «Э», «О»;
Словесный ряд: из 4 слов: «НОС», «КОТ», «ЛЕС», «ПАР»; из 5 слов: «НОС», «КОТ», «ЛЕС», «ПАР», «СТОЛ».
Примечание: Проведение пробы возможно только при отсутствии у ребенка выраженных нарушений артикуляционного праксиса.

Диагностическое значение теста

Несформированность слухоречевой памяти, обусловлена незрелостью или поражением практически любой из речевых областей левого полушария мозга, поскольку в этот период функциональная дефицитарность любой из них приводит к ослаблению способности удерживать речевую информацию на слух.

Область функциональной недостаточности в мозге

Дефект слухоречевой памяти препятствует овладению не только импрессивной, но и экспрессивной развернутой речью, т.е. является одной из причин задержки речевого развития.

Приоритетные методы формирования и коррекции функции

1. Подготовка базы для развития слухоречевой памяти, т.е. прослеживание состояния низлежащих звеньев речевой функции.
2. Стимуляция развития оперативной слухоречевой памяти: последовательное и постепенное увеличение объема воспринимаемых на слух текстов.
3. Перестройка способа удержания речевого ряда на слух путем подключения запасных афферентаций: предметных, графических визуальных опор, а также специально обыгрываемых смысловых связей слов с их невербальными эквивалентами (образами, символами, схемами).

На сегодня всё! До новых встреч!

Другую полезную информацию Вы найдете на нашем сайте «Логопедические Программы».

Вы сможете обмениваться опытом с другими участниками, вступив в нашу группу вКонтакте «Логопедические Программы».

Источник

» Механизмы речевого развития»

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Магистрант, ГОУ ВПО «Донецкий национальный университет», Институт педагогики

МЕХАНИЗМЫ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ

Статья посвящена проблеме речевого развития, конкретно какие механизмы речевого развития существуют и что они собой представляют. В материале рассматриваются методы и приемы, способствующие развитию механизмов речевой деятельности.

Ключевые слова: речь, речевая деятельность, механизм эквивалентных замен, механизм речевой памяти, механизм антиципации, этапы в становлении речи.

Keywords: speech, speech activity, the mechanism of equivalent substitutions, the mechanism of speech memory, the mechanism of anticipation, stages in the formation of speech.

Человек всю свою жизнь совершенствует свою речь, овладевает богатством языка. Речь возникает из потребности высказаться, а высказывания человека порождаются определёнными побуждениями. Эту сторону речевой деятельности называют мотивацией речи.

Речь является важнейшей социальной функцией, для развития которой необходимо речевое общение. Генетическая программа овладения языком реализуется только в речевом общении. При этом общение должно быть значимым для ребенка. Поэтому, для развития речи недостаточно, чтобы ребенок просто слышал речь. Необходимо, чтобы говорили значимое для него и тем самым стимулировали его к общению. Это положение очень важно учитывать при проведении коррекционной работы.

Объектом исследования выступает речевая деятельность.

Задачи исследования: проанализировать имеющуюся по данной теме литературу; раскрыть сущность ключевых понятий исследования: «речь», «речевая деятельность», «механизм»; выявить используемые в школьной практике методы и приемы развития механизмов речевой деятельности; обобщить полученный результат.

С. Выготским было выдвинуто положение о ведущей роли обучения и воспитания в психическом развитии ребенка. В настоящее время данное положение нашло свое подтверждение в дальнейших исследованиях, где установлено: Чем более интенсивный и разнообразный поток информации поступает в мозг ребенка, тем быстрее происходит функциональное и анатомическое созревание центральной нервной системы.

Осуществление речевой деятельности на всех фазах (уровнях) ее реализации обеспечивается рядом сложных психологических механизмов, перечень и характеристика (сущность, специфика действия в реальной речевой ситуации) которых представлены в трудах известных отечественных психологов В.А.Артемова, В. М. Гордон, Н.И.Жинкина, И. А.Зимней, В. П. Зинченко и др.

Согласно взглядам Н.И.Жинкина, механизмы речи — это способности, на базе которых развивается речевая деятельность, формируются и совершенствуются коммуникативно-речевые умения. Важнейшими механизмами речи (речевой деятельности) являются: механизм осмысления речи, механизм эквивалентных замен, механизм речевой памяти. Названные механизмы речевой деятельности тесно связаны, действуют и развиваются в органическом единстве, совместно. [6]

Н.И. Жинкин называет в своих работах также ряд других механизмов (в некоторых публикациях он говорит об «устройствах»), которые могут быть отнесены к разным уровням упомянутой выше иерархии, а также к еще более общим представлениям о языке. Так, язык рассматривается и как механизм, открывающий перед человеком область сознания, и как механизм управления всякими человеческими действиями и деятельностью. Обсуждаются такие механизмы, как линейный механизм кодирования и декодирования, грамматический механизм, механизм сочетания лексических значений, механизм формирования смысловых рядов, взаимодействия значения и смысла, смысловых замен, отбора слов и др. Указывается, что механизм удержания и упреждения проходит через все звенья речевой иерархии. Упоминается механизм контекста, рассматривается устройство контроля смысловых сочетаний слов и устройство, которое суживает объем словаря, регулирует отбор слов. Н.И. Жинкин говорит и о разных уровнях внутренней интеграции, об обратной связи, о предикативности и о многом другом, заслуживающем более детального обсуждения. [2]

Важнейшим механизмом речевой деятельности является механизм осмысления речи, который обеспечивает мыслительный анализ как содержательной стороны речи (это в первую очередь), так и ее структурной организации и языкового оформления. Реализация механизма осмысления речи осуществляется посредством аналитикосинтетической деятельности коры больших полушарий головного мозга — на основе включения всех основных умственных действий и операций (сравнение, сопоставление, обобщение, классификация, анализ и синтез). Осознаются мотивы и цели речевой коммуникации, имеет место ориентировка в условиях общения. Без осмысления невозможно планирование и программирование. Наконец, благодаря механизму осмысления осуществляется контроль протекания речевой деятельности и ее результатов. [1], [3]

Развитие речи человека основывается на совершенствовании механизма эквивалентных замен, суть которого, по мнению Н. И. Жинкина, заключается в способности приравнивать одни словесные и наглядные структуры к другим словесным и наглядным структурам. Основой речевой деятельности является вычленение элементов из целого сообщения (текста) либо реализация задуманного говорящим или пишущим целого сообщения. Слушающий (читающий, говорящий, пишущий) должен, осмысливая воспринятое высказывание, либо реализуя речевой замысел, найти эквивалентные словесные замены образам, возникающим у него во внутренней речи в процессе речевой деятельности. Перевод внутренней речи во внешнюю осуществляется с помощью языковых средств, от адекватности отбора которых и зависит эффективность речевого общения.

Развитию механизма эквивалентных замен способствует соблюдение ряда условий. Во-первых, необходимо обеспечить обогащение словарного запаса человека в процессе целенаправленной работы по анализу и построению высказываний; во-вторых, необходимо формировать критическое отношение к отбору слов, в полной мере соответствующих общему замыслу высказывания. Наконец, при восприятии высказывания следует добиваться понимания и передачи его общего смысла на основе механизма эквивалентных замен, «своими словами». [3]

Эффективное действие механизма эквивалентных замен обеспечивается работой механизма речевой памяти. Так, работа механизма долговременной памяти обеспечивает актуализацию имеющихся в памяти знаний и представлений о том фрагменте окружающей нас действительности, который является в данный момент предметом нашего высказывания. Кроме того, долговременная память актуализирует в сознании образы-представления о знаках языка и правилах их использования в процессе речевой коммуникации. Долговременная память обеспечивает человеку накопление и удержание словарного запаса, а механизм подбора эквивалентных замен — возможность не только отыскать адекватное для данной речевой ситуации слово, но и предусмотреть употребление синонимических вариантов.

Развитию механизма речевой памяти способствует установка человека на подбор именно адекватных слов для выражения замысла, независимо от условий поиска, от имеющихся в распоряжении источников информации (книг, лингвистических словарей, интернет источников и др.). Весьма эффективна целенаправленная систематическая тренировка в создании различных синтаксических конструкций с целью автоматизации процесса «выдачи» тех или иных предложений.

Психологический механизм «упреждающего анализа и синтеза» (прогнозирования речи) получил название механизма антиципации (П. К. Анохин, Н. А. Бернштейн, Н.И.Жинкин, А. А.Леонтьев, А. М. Шахнарович и др.). Действие этого механизма А. А. Леонтьев [5] охарактеризовал как «эвристический принцип» организации речевой деятельности, имеющей звено, в рамках которого осуществляется «выбор стратегии» речевого поведения. В процессе создания высказывания говорящий (пишущий), опираясь на понимание ситуации общения, общий замысел высказывания, должен предвосхитить особенности развития замысла, структуру и композицию текста в целом, каждого его компонента (синтаксической структуры), реакцию слушателей (читателей), наиболее трудные части высказывания и т.п.

Формирование механизма антиципации возможно уже в работе с детьми дошкольного и младшего школьного возраста, когда дети учатся по внешним ориентирам (рисункам, заглавию и др.) книги (страницы букваря, учебника литературного чтения и др.) предвосхищать содержание текста, подлежащего чтению. Развитие механизма антиципации связано с укреплением умения предугадывать структуру отдельного предложения (реплики в диалоге) и текста (составляющие их смысловые блоки, общее количество блоков, их расположение и др.). Не менее эффективна специальная тренировка: в дополнении, трансформировании текста с учетом характера тех компонентов, которые уже осмыслены в процессе чтения или

А.Н.Леонтьев устанавливает четыре этапа в становлении речи у детей:

4-й этап – школьный – от 7 до 17 лет.

Речь – сложнейшая система условных рефлексов. Ее основу составляет вторая сигнальная система, условными раздражителями которой являются слова в их звуковой (устной речи) или зрительной форме. Звуки и начертания слов, будучи вначале для отдельного человека нейтральными раздражителями, становятся условными речевыми раздражителями в процессе повторного сочетания их с первосигнальным раздражителем, вызывающим восприятия и ощущения предметов и их свойств [7, c.86]. В результате они приобретают смысловое значение, становятся сигналами непосредственных раздражителей, с которыми сочетались. Образовавшиеся при этом временные нервные связи в дальнейшем укрепляются путем постоянных речевых подкреплений, делаются прочными и приобретают двусторонний характер: вид предмета немедленно вызывает реакцию его называния и, наоборот, слышимое или видимое слово сейчас же вызывает представление обозначаемого этим словом предмета.

Итак, механизмы речи – это способности, на базе которых формируются и совершенствуются коммуникативно-речевые умения. Другими словами, это условное название системы психофизиологических предпосылок, позволяющих человеку строить осмысленные высказывания и понимать чужую речь. В основе механизмов речи лежат функциональные физиологические системы, складывающиеся у человека в процессе его индивидуального развития под активным воздействием предметной деятельности и общения с др. людьми и невозможные без некоторых врождённых способностей и умений (например, правильной координации артикуляции, слогообразования и дыхания).

Список использованной литературы

1. Глухов В.П. Основы психолингвистики: учеб. пособие для студентов педвузов. — М.: ACT: Астрель, 2005. — 351с

3. Ипполитова Н.А., Князева О. Ю., Саввова М. Р. Русский язык и культураречи: учеб. / под рсд. Н.А. Ипполитовой. — М., 2007.

7. Селевко, Г.К. Компетентности и их классификация /Г. Селевко // Народное образование. – 2004. – № 4. – С. 138-143 С86.

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *